Ассоциативный метод изучения английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
160 просмотров
29 января 2019

Ассоциативный метод изучения английского языка

Библиографическая ссылка на статью:
Павленко В.Г. Ассоциативный метод обучения иностранного языка в неязыковом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70504 (дата обращения: 23.09.2018).

В настоящее время, в связи с переходом на ФГОС ВО 3+, происходит пересмотр традиционных методов и приемов преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях [1].

В методике преподавания иностранных языков помимо традиционных, появляются и нетрадиционные методы обучения, представляющие собой альтернативу традиционной классической системе.

Педагогическая практика показывает, что студенты неязыковых вузов часто испытывают затруднения при обучении иностранному языку и теряют интерес к его изучению. Предполагается, что нетрадиционные методы обучения будут способствовать формированию мотивации обучения иностранным языкам в неязыковых вузах [2]. «Нетрадиционные методы обучения формируют у обучающихся способность к саморазвитию и самообразованию» [3].

Целью данной статьи является рассмотрение именно нетрадиционных методов. Одним из нетрадиционных методов при изучении иностранного языка является ассоциативный метод, направленный на более продуктивное овладение иноязычным лексическим материалом.

Изучением применения ассоциаций в процессе овладения языком занимался профессор Стенфордского университета Р. Аткинсон, который предлагал запоминать слова, применяя “Keyword method” (“Метод ключевых слов”). “Ключевые слова” у Аткинсона – это не что иное, как слова, являющиеся фонетическими (звуковыми) ассоциациями к запоминаемым словам, слова-созвучия. Эксперименты Аткинсона доказали высокую эффективность применения этого способа запоминания иностранных слов. Согласно этому методу, к каждому слову придумывается своя словесная и визуальная ассоциация, которая всплывает сразу же после того, как человек сталкивается с таким словом.

Существует два основных подхода при обучении лексике при помощи метода ассоциаций: метод фонетических ассоциаций и метод наводящих ассоциаций. Метод фонетических (звуковых) ассоциаций основан на запоминании иностранных слов при помощи созвучных слов родного языка [4].

Метод фонетических ассоциаций помогает быстро запомнить значения слов, если учитывать руководствоваться следующими правилами:

1) количество информации, запоминаемой за один раз, должно быть строго ограничено. Даже небольшое ее увеличение приводит к частичному или полному забыванию;

2) наша память способна за один присест принимать от 2 до 26 единиц информации;

3) единица запоминаемой информации должна быть как можно длиннее (блок слов или словосочетание). Тех, кто учит или заставляет учить одиночные слова, надо наказывать за растрату времени и памяти в особо крупных размерах;

4) после процесса усвоения информации обязательно должна быть пауза, в течение которой необходимо максимально разгрузить мозг от умственной работы [5].

Преимуществом метода фонетических ассоциаций является развитие образного мышления, что делает уроки разнообразными, мотивирует к получению рефлексивных знаний, формируют яркие запоминающиеся образы. У обучающегося создаются автоматические связи между образами или ситуациями, словами и выражениями.

Считается, что применение данного метода на уроке иностранного языка стимулирует речевое общение, способствует более уверенному и эффективному использованию иностранного языка в сфере иноязычной профессионально ориентированной деятельности.

В соответствии с ФГОС ВО 3+, данный метод способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. владение видами речевой деятельности, необходимыми для понимания норм речевого поведения, адекватных целям и ситуациям общения: «способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [1].

Доказательством служат результаты исследования и анкетирования, проведенного среди студентов неязыкового вуза по теме: “Применение ассоциативного метода при изучении английского языка”. Целью данного исследования было доказать эффективность ассоциативного метода при запоминании иностранных слов. Исследование проходило в два этапа. Первый этап – проведение самого эксперимента. Для проведения эксперимента были выбраны две группы. Первая группа – изучала английский язык традиционным методом. Вторая группа – изучала новые слова ассоциативным методом, подбирая слова-стимулы и слова-реакции. Для эффективного запоминания необходимо было составить сюжеты из слова-созвучия и перевода для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке. Главной задачей было составление своего ассоциативного образа с прилагательными английского языка, характеризующими характер человека. Нужно было придумать яркие, необычные, нестандартные ассоциации.

Продолжительность эксперимента составляла три недели. Опрос лексики был проведён сначала через неделю, потом через две недели и через три недели. И согласно эксперименту, падение запоминаемости отмечено в первой группе уже через неделю (на 4 %), через две недели (на 22 %), через три (на 33 %). Во второй группе спад запоминаемости был незначительным через неделю (на 2 %), через две недели (на 11 %), через три (на 25 %). Участники первой группы допускали много ошибок в орфографии, а участники второй группы смогли записать новые слова по данной теме.

Второй этап исследования — это проведение анкетирования для выявления отношения студентов к данному методу. Студентам было предложено заполнить анкету и ответить на следующие вопросы: 1) Ваше отношение к ассоциативному способу запоминания?; 2) Вы будете применять ассоциативный метод при изучении иностранных слов?; 3) Какой из способов изучения иностранного языка вы считаете самым эффективным: а) механический; б) ассоциативный; в) смешанный?

Анализ анкетирования показал следующее. У 80 % студентов отмечено положительное отношение к применению ассоциативного метода. Они отмечают повышение качества занятия, доступность материала и его наглядность. 14 % студентов безразлично применение данного метода. 6 % студентов относятся негативно к данному методу, так как, применяя метод ассоциаций, испытывают затруднение и непонимание при изучении иностранного языка. На второй вопрос большинство студентов (72 %) ответили утвердительно. А именно, что будут применять ассоциативный метод при изучении иностранных слов. 16 % студентов ответили отрицательно, что не будут, и только 12 % студентов не знают, будут ли они применять данный метод.

И наконец, третий вопрос продемонстрировал отношение студентов к способам запоминания иностранных слов. Самым эффективным, по их мнению, является механический способ запоминания.

В ходе анкетирования выяснилось, что как у девушек, так и у юношей механический способ запоминания преобладает над ассоциативным (у 74 % девушек и у 80 % юношей). Ассоциативный способ у 5 % юношей и 12 % девушек. Смешанный вид запоминания у 15 % юношей и 14 % девушек.

Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что девушек с ассоциативным способом запоминания на 7 % больше, чем юношей. Следовательно, у девушек этот способ запоминания развит лучше, чем у юношей.

Согласно данному исследованию можно сделать вывод, что, несмотря на повышенный интерес к ассоциативному методу, большинство студентов предпочитают именно механический способ изучения иностранного языка. Это вполне объяснимо, так как у многих из них не развито образное мышление, применение которого необходимо при ассоциативном подходе. И для них проще запомнить само слово, заучив его, чем придумывать ассоциацию.

Следует указать, что применение метода фонетических ассоциаций не всегда эффективно. Данный метод не подходит для обучающихся с низкой способностью устанавливать словесно-логические и ассоциативные связи. Попытка использования данного метода на практике привела к тому, что некоторые студенты стали путаться с переводом еще больше.

В то же время, применение ассоциативного метода позволяет повысить мотивацию к изучению английского языка, развить познавательные интересы. Положительные стороны ассоциативного метода заключаются в том, что его умелое применение позволяет формировать общие и профессиональные компетенции студентов,моделирует будущие профессиональные ситуации» [6]. «Для того чтобы процессы воспитания и обучения были результативными, а именно обеспечивали развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества, необходимо грамотное управление деятельностью студенческой группы» [3].

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что применять метод ассоциаций целесообразно лишь в «экстремальных» ситуациях, когда за короткий промежуток времени необходимо выучить большое количество лексики. И внедрять его в обучающий процесс необходимо опосредованно, эффективнее в сочетании с другими методами.

Занимательные факты на тему:
Ассоциативный метод обучения английскому языку.

Проще обучить иностранному языку , используя метод ассоциаций.

Предварительный просмотр:

Фонетические ассоциации в изучении английского языка

Обучение английскому, немецкому или французскому языкам – неотъемлемая часть программы любой общеобразовательной школы. Существуют учебные заведения, в которых изучают и испанский язык, однако английский уже давно был признан международным языком, поэтому в большинстве своем в школьные образовательные программы включают именно его.

Как правило, после окончания школы, в реальной жизни мы редко встречаемся с необходимостью говорить и читать на английском, а без постоянной практики словарный запас постепенно оскудевает. Яркий тому пример – российские эмигранты, живущие за границей уже много лет. В иноязычной среде им редко приходится пользоваться своим родным языком и, по прошествии нескольких лет, люди начинают говорить на некогда родном языке с акцентом.

В жизни иногда случается так, что по воле случая или благодаря своей работе мы понимаем, как необходим деловой английский язык . Это может быть связано с заграничной командировкой или просто с путешествием в англоязычную или любую другую страну, где общение происходит преимущественно на языке. Сегодня мы поговорим о том, как можно быстро и эффективно пополнить свой словарный запас, когда времени до поездки остается ничтожно мало.

Обучение английскому методом фонетических ассоциаций

Как действует этот метод и в чем его отличие от прочих способов обучения английскому языку? Главная особенность этой техники состоит в том, что вам не придется заучивать английские слова и перевод их на русский. Ассоциативная техника изучения английского в том и заключается, чтобы при произнесении какого-либо английского слова или при его прочтении у вас в голове возникала зрительная ассоциация к этому слову. Ассоциативный образ мышления очень хорош не только в изучении иностранных языков. Освоение такого способа поможет вам запомнить номер телефона или время назначенной встречи, когда у вас под рукой не окажется блокнотика и ручки, с помощью которых вы могли бы записать нужные цифры. Однако, вернемся к обучению английскому языку с помощью звуковых ассоциаций. Как это работает? Дело в том, что в любом языке есть слова, созвучные со словами других языков. Часть из них даже имеет одинаковое значение. Например, в переводе с английского слово «goose» означает «гусь», «tiger» — «тигр», «secret» — «секрет», «visit» — «визит» (навещать, наносить визит).

И все же большинство слов – разные, да это и неудивительно. Но при разных значениях слова английского языка могут частично или полностью ассоциироваться с чем-либо в русском языке. Дабы не путать вас и не лезть в дебри теории, мы постараемся объяснить все на живых примерах.

Итак, возьмем, к примеру, слово «creek». В переводе на русский это слово означает ручей, залив, а созвучно оно с русским «крик». Как провести ассоциацию и запомнить что «creek» — это ручей? Достаточно как можно ярче представить себе ситуацию: вы подошли к ручейку, поскользнулись, и, падая, громко вскрикнули от неожиданности. Не нужно бояться лишней информации, которую придется запоминать в связи с этим или любым другим словом. Все ненужное отпадет тотчас же, как слово и его значение в достаточной мере укоренятся в вашем подсознании.

Использование выдуманных сюжетов в обучении английскому

Создавая сюжеты, старайтесь использовать в них побольше активных действий, увеличивайте размеры различных предметов, придумывайте ситуации с полным отсутствием логики. Подобный способ выстраивания ассоциаций, как ни странно, является наиболее эффективным.

Вот еще один пример: попробуем запомнить слово кулак (Fist). Представим себе фисташку гигантских размеров, которую мы разбиваем сжатым кулаком. При запоминании слова корабль (Ship) можно попробовать представить себе огромный корабль, из которого торчат большие шипы.

Задача запоминания слов значительно упрощается, когда вы уже знаете определенное количество слов по-английски. Также легко понимать и запоминать сложные слова, состоящие из двух частей, когда значение коротких слов, из которых состоит длинное, вам уже известно. Например, сложное слово «crushroom» (фойе). Разобьем его на слова «crush» (мять, давить) и «room» (комната). Получается что фойе – это комната, где происходит давка. Сюжет: зайдя в фойе, я обнаружил там скопление огромного количества людей, которые толкали и давили друг друга.

Обучение английскому с применением метода звуковых ассоциаций позволит вам уже через неделю запомнить не менее 350 слов. Кроме того, изучать деловой английский язык также можно с помощью данного способа.

«Английский без Английского» — уникальный метод изучения иностранного языка /скачать книгу/

Всем понятно, что в современном мире обойтись без знания английского языка практически не возможно! Английский язык прочно вошел в обиход, он нужен и бизнесменам и школьникам, и тем, кто любит путешествовать и служащим в офисе. Однако выучить английский язык для многих является большой проблемой. Существуют различные способы овладеть английским языком, но большинство из них требует большого временного промежутка. А что делать, если выкроить время не удается, а знание английского языка вам необходимо? Решением данной проблемы может стать авторская методика изучения английского языка Самвела Габрияна.

При помощи данного метода изучение английского языка становится доступным практически для всех. Оригинальная методика помогает на ассоциативном уровне быстро запомнить большое количество иностранных слов. Если посмотреть, то ассоциативная память, по мнению ученых намного продуктивнее механической, именно этот метод запоминания лег в основу книги «Английский без английского». Огромная популярность данной книги обусловлена тем, что изучения английского языка упрощается в несколько раз, а так же сокращается время на его изучение.

Автор данного метода широко известен по всему миру. Его способности по запоминанию разнообразной печатной и устной информации дважды зарегистрированы в книге рекордов «Гинесса», признаны международным научно-информационным сообществом. Огромное количество публикаций в различных СМИ и научных изданиях, говорят о не поддельном интересе к авторской методике ученого. В настоящее время С. Габриян разработал и успешно применяет свои методики для обучения иностранному языку. Десятки тысяч людей по всему миру с успехом применяют метод Габрияна для изучения иностранного языка. Все, кто обратился к этой методике, успешно овладели английским языком и признают этот метод, как самый эффективный, а книгу «Английский без Английского» мировым брендом.

При помощи книги «Английский без Английского», можно легко усвоить более полутора тысяч иностранных слов и различных выражений. Методика проста в применении, что существенно сокращает время на изучение и запоминание английских слов. Используя данную книгу, вы буквально за две – три недели приобретаете такой лексический запас иностранных слов, что сможете на бытовом уровне общаться на английском языке. Легкость в запоминании иностранных слов обусловлена, тем, что запоминаются русские ассоциации к этим словам. Авторская методика в книге подкреплена интересными иллюстрациями профессиональных художников, тонкий юмор и оригинальные ключи, позволяют превратить нудное изучение иностранного языка в приятное время провождение. Поэтому если у вас возникла необходимость в быстром изучении английского языка, книга «Английский без Английского» будет лучшим и наиболее эффективным способом овладеть им!

Скриншоты книги Самвела Гарибяна «Английский без Английского»:

Источники: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70504, http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/02/03/assotsiativnyy-metod-obucheniya-angliyskomu-yazyku, http://fenglish.ru/anglijskij-bez-anglijskogo-unikalnyj-metod-izucheniya-inostrannogo-yazyka/

160 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector