Эйдетика при изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
298 просмотров
29 января 2019

Эйдетика — основные приемы и методики

Уже много лет я работаю преподавателем,стараясь отдавать предпочтение тем методам работы, которые позволяют получать знания легко и интересно. Работая в школе с учащимися начальных классов,я применяю одно из направлений практической психологии, которое называется эйдетика.

Эйдетика — это развитие внимания, памяти, мышления, воображения, интуиции, творческих способностей. В наше время современному человеку приходится работать с лавиной информации. Для того,чтобы чувствовать себя комфортно в этом информационном потоке, важно знать инструменты для работы с информацией.

Эйдетика и является таким инструментарием, упорядоченным набором методов и упражнений, которые помогают овладеть осмысленным использованием своего воображения для отображения какой — либо информации. Знание эйдетики дает каждому еще больше шансов, еще больше возможностей в своем развитии и духовном росте. Это очень здорово!

В работе со своими учениками я выбираю такие методы эйдетики, которые легко адаптируются к школьной программе. Они описаны в книге «Магия памяти» Игоря Матюгина, автора этой уникальной методики. На моих уроках всегда присутствует творчество и фантазия, смех и шутки.

Основные приемы эйдетики

Я считаю, что детям на уроках должно быть радостно! Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции,учат видеть образами,фантазировать,мыслить творчески. Образное мышление сохраняется у учеников на всю жизнь, цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся. Фантазия и воображение делают детей раскрепощенными и естественными, такими же становятся и их мысли, таким образом, раскрывается их творческий потенциал.

1. Одним из самых любимых учениками методов эйдетики является метод пиктограмм . Дети получают большое удовольствие и удовлетворение от выполненных заданий. Пиктограмма — это изображение, передающее рисунком какую-то информацию. Пиктограммы очень хорошо использовать при обработке текстов и стихотворений.

На уроках чтения они полезны как с точки зрения запоминания слов, так и с точки зрения развития художественного мышления. Сначала читается все произведение от начала до конца, затем по строчкам или по частям плана. После этого ученик рисует пиктограмму к каждому отрывку. Затем я продолжаю читать, а ребенок слушает и опять рисует. При этом рисунок должен напоминать текст.

После такого упражнения учащийся вдумывается в суть каждого слова, просит объяснить новое и непонятное,так как чтобы нарисовать схему понятия,нужно хорошо все представить. При этом пиктограмма не требует умения хорошо рисовать, она схематична, выполняется очень быстро и помогает легко запомнить и пересказать сюжет.

Интересно то, что пиктограммы помогают запоминать информацию без лишнего напряжения, без механического зазубривания. материал запоминается осмысленно и сознательно. Составляя пиктограммы, ребёнок размышляет над лексическим значением каждого отдельного слова, целой фразы, строки (если речь идёт о стихотворении), рассуждает о прямом и переносном значении слов, анализирует их, подбирает слова, созвучные данным.

2. При изучении умножения использую такие техники:

— «С нулем» — существует упражнение, называемое «Шляпа фокусника». Если накрыть ею любой предмет, зайца или букет цветов, мы увидим только шляпу. Вот так же ноль, накрывая, как шляпа, любое число — дает ноль.

— Техника умножения на один называется «Зеркало» . Кого мы увидим в зеркале, если посмотрим в него? Свое отражение, то есть себя.Точно также любое число, посмотрев на единицу в зеркало, увидит себя.

Мне, как учителю начальных классов, знакомство с методами эйдетики дало очень многое. Их использование позволяет рационализировать урок и получить наилучший результат. Эйдетика дает возможность с помощью памяти,воображения и неординарного мышления изучать различные школьные предметы. В общем эти методы оптимизируют сознательное восприятие и усвоение учебной программы, вырабатывая навыки активного творческого мышления.

Эйдетика как способ запоминания английских слов

Предпросмотр страницы №1

ФИО автора материала. ЗАБЕЛЛО ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Место работы МБОУ СОШ №26 г. Химки

Должность автора Учитель английского языка

Тема: «Эйдетика как способ запоминания английских слов»

ЦЕЛЬ: повысить качество запоминания информации, сократив при этом затраты времени.

Основополагающий вопрос: Как устроен механизм запоминания?

Проблемные вопросы: Почему одни люди помнят больше, чем другие?

1.Найти самый оригинальный и эффективный способ запоминания слов.

2. Обогатить свой лексический запас.

3. Познакомиться с различными техниками запоминания слов.

Полагаю, что самый лучший способ запоминания слов – это способ ассоциаций.

Ни для кого не секрет, что мы живём в веке информации. И ежедневно нам приходится запоминать огромное её количество. Мне нравится предмет английский язык. Я давно поняла, что секрет успеха в изучении языка – это знание слов. Этот слайд показывает, сколько надо запомнить слов за 15 минут урока.

Если Вы стремитесь к самосовершенствованию и к развитию своего интеллекта, если Вы мечтаете раз и навсегда избавиться от отупляющей зубрежки, предлагаю Вам познакомиться с двумя теориями запоминания слов, текстов и т. д. Их название мнемотехника и эйдетика.

Начнём с мнемотехники

Что же такое мнемотехника?

МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Итак, что же такое современная мнемотехника?

Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново.

Шерлок Холмс — известный интеллектуал — любил говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела».

Давайте рассмотрим различные методы мнемотехники:

Например, нужно запомнить эти слова:

guide гайд гид
building билдин здание
capital кэпитал капитал
blood блад кровь
palace пэлис дворец
square сквэа площадь

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Эйдетика – что это? Эйдетика для детей. Упражнения для развития

Мы живем в информационном обществе, — ежедневно каждый из нас окунается в поток информации. Этот поток льется на каждого из нас отовсюду: из телевизора, интернета, книг, электронной почты, газет, журналов, рекламных щитов и пр.

Он настолько велик, что несколько лет назад в психологии появились термины «информационный стресс» и «информационная перегрузка». Усвоить всю «входящую» информацию невозможно, да и ненужно. А вот научиться грамотно с ней работать может стать весьма полезным умением в современных реалиях, а именно, — быстро анализировать, отфильтровывать ненужное, прочно усваивать важное. Оно необходимо взрослым и, конечно, особенно детям.

Учебные программы изменились. Современные ученики за время обучения в школе должны усвоить объем знаний в несколько раз больший, чем ученики, допустим, еще 30 лет назад. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень когнитивных (познавательных) и творческих способностей должен быть достаточно высоким.

Существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение. В этой статье мы поговорим об одной из них — эйдетике.

В переводе с греческого «эйдос» означает «образ». Эйдетика — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Эйдетика — историческая справка

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г . Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Но, из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности.

Однако, уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич. Здесь учатся работать с информацией, запоминать по специальной методике большие объемы текста, развивают память, образное мышление и воображение.

И, наконец, на сегодняшний день эйдетика получила вполне официальное признание — в мире успешно работают около 5000 инструкторов-преподавателей.

Эйдетика — методы

Мы расскажем о наиболее эффективных и популярных инструментах для занятий с детьми.

  1. Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.
  2. Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.
  3. Метод запоминания точной информации. Он включает в себя мнемонику, запоминание с опорой на ассоциации, цепной метод и акровербальную технику.

Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В это предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например, неправильные глаголы английского языка легче усвоить в стихотворной форме:

Глянь, рогатку Баламут

В свой кармашек put-put-put (положить)

И begin-began-begun (начинать)

Техника превращает запоминание в непроизвольный процесс. Вместо утомительной и скучной зубрежки дети заняты веселой игрой.

Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

Эйдетика для детей — упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения. Никогда не заставляйте кроху заниматься против его воли.

Приведем несколько упражнений, которые наверняка понравятся детям, а родители смогут придумать что-то свое на их основе.

Задания с карточками.

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 5-7 картинок и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

Игры на развитие зрительного восприятия

Исследователи

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

Сыщик

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

Игры на развитие слухового восприятия

Что так звучит

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее животных или карточки с их изображениями. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

Игры, развивающие восприятие запахов

Угадай аромат

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

Развитие памяти у детей

Запомни слова

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.

Запомни движение

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни, подумайте об этом.

Источники: http://distance-teacher.ru/blog/eidetika, http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/inostrannyj-jazyk/anglijskij-jazyk/157282-jejdetika-kak-sposob-zapominanija-anglijskih-.html, http://zhenskayatema.ru/ejdetika-chto-eto-ejdetika-dlya-detej-uprazhneniya-dlya-razvitiya.html

298 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector