Формирование мотивации изучения английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
0
65 просмотров
29 января 2019

Формирование мотивации к обучению иностранному языку

Автор: Кобер Полина Вадимовна, учитель английского языка, МБОУ СШ №64
Описание: данная статья может помочь учителям в решении проблемы мотивации учащихся, так как содержит в себе материал о том, что является мотивацией, какие проблемы могут возникать при обучении школьников, как можно повысить уровень мотивации учащихся на уроках.
Практически у каждого учителя всегда возникает вопрос — какую среду нужно создать ученикам, чтобы их мотивация в познаниях сохранялась на высоком уровне?
Прежде всего нужно знать, что же такое мотивация. Мотивация — специально направленное воздействия на внутренние чувства человека с целью побуждения к действиям, формирования желания сделать что-то. Многие учители иногда путают мотивацию и убеждение, поэтому мне бы хотелось сделать акцент на том, что мотивация обращается именно к чувствам человека, а вот убеждение обращается к его разуму. И мне бы хотелось в этой статье поговорить не об убеждении, которое тоже имеет место на уроках, а к правильному мотивированию школьников.
Как учитель иностранного языка я часто сталкиваюсь с тем, что на начальном этапе обучения учащиеся имеют сильное желание обучаться английскому, они прикладывают столько усилий в процессе обучения, что их нельзя не поощрить, но постепенно у некоторых это желание угасает. На среднем этапе обучения лишь некоторые сохраняют прежний уровень мотивации, у кого-то она становится ниже, а у кого-то и вовсе пропадает. Считаю ли я это проблемой? Конечно! От уровня мотивации зачастую зависит успешность учащегося, его активность на уроках, а так же и мой успех как педагога. Если ученик не видит смысла в изучении предмета, и он ему не интересен, то выполнять задания он будет неохотно(а порой не будет вовсе), в ходе урока предпочтет отмалчиваться, отвечая лишь когда учитель сам будет спрашивать его.
Причин снижения мотивации может быть огромное множество. Одна из основных это сложность обучения. Очень часто на каком-то этапе обучения учащиеся не до конца понимают какую-то тему, либо пропускают её по болезни и вместо того, чтобы подойти к учителю, предпочитают отмалчиваться. Сам же учитель мог просто не обратить внимания на это упущение. В итоге, у учащегося возникает пробел в знаниях, который постоянно дает о себе знать в будущем, на других ступенях обучения. Многие ученики просто «опускают руки», говоря: «Я не понимаю, учить и делать ничего не буду». Вторая проблема низкой мотивации это отсутствие интереса к предмету. Порой учащиеся просто не понимают, зачем изучать тот или иной предмет, чем он пригодится в будущем, да и вовсе считают его скучным. Еще одной проблемой могут стать отношения учителя и ученика. Когда учащиеся доверяют своему педагогу, уважают его, слушаются, то их отношение к его предмету тоже остаётся положительным. Если же у учащихся и учеников возникает конфликт, то отношение к самому предмету тоже может кардинально измениться, так как ученики будут смотреть на предмет через призму отношения к учителю.
Можно ли справиться с этими проблемами? Можно ли повысить мотивацию школьников? Путей решения тоже может быть множество. Самое главное это вовремя принять меры, работать больше над собой и планами своих уроков и набраться терпения. Не все проблемы можно решить сразу, одномоментно, для решения многих требуются время и огромные усилия.
Во-первых, нужно определить, какие учащиеся имеют самую низкую мотивацию. Это не значит, что работать в дальнейшем нужно лишь с ними. Все учащиеся нуждаются во внимании и поощрении учителя, нельзя ни о ком забывать, но акценты педагог расставлять должен. Во-вторых, я бы посоветовала внести в урок какие-то новшества, которых не было раньше. Это могут быть интересные задания, интеллектуальные игры, видео или аудио материалы и т.п. Я не редко замечала, что даже учащиеся с низкой успеваемостью могут заинтересоваться в предмете и проявить активность, если они будут удивлены тем, как обычный ход урока меняется на их глазах. Приведу небольшой пример из своей практики. Придя в школу после университета я сразу заметила, что многие пятиклассники отстают в знаниях от своих сверстников, урок английского языка для них был просто мучением, но я ведь понимала, что какие-то знания у них имеются, нужно было лишь отыскать их. Свой обычный урок я решила начать с чего-то весёлого и интересного, но в тоже время очень простого для их уровня. Я попросила написать номера телефонов в тетради, после чего кто-то один выходил к доске и на слух должен был записать номер телефон другого человека. Воодушевились все. Тянули руки даже те, кто никогда не хотел участвовать в уроке. Начало было положено. Разумеется одна маленькая игра не сможет изменить что-то кардинально. В ходе урока я часто поощряю учеников, хвалю их, если они отвечают правильно, если же где-то путаются, то подсказываю и намекаю, стараясь никогда не произносить правильный ответ сама. Очень часто прошу учащихся поменяться тетрадями и проверить работы, давая ответы на доске. Многим очень приятно видеть, что в некоторых вопросах они не допустили тех ошибок, которые сделал их сосед.
Дети очень любят делать проекты, которые помогают им реализовать свой творческий потенциал. Здесь не играет роли мальчик это или девочка, всем приятно сделать лёгкую и интересную работу, которая ещё и будет связана с ходом урока.
Сильным помощником учителя может так же стать его личная заинтересованность в предмете. Предмет свой учитель должен любить и светиться каждый раз, когда проводит урок. Таким образом и дети будут заряжаться этим интересом и активностью.
Так как порой учащиеся не понимают практической значимости того или иного урока, а порой и предмета в целом, учитель должен помочь им увидеть цели урока и смысл всего происходящего. Практическая ценность каждого урока должна быть понятна не только самому учителю, но и его ученикам.
В итоге, можно сделать очень простой вывод — проблема мотивации является довольно распространенной во всех школах и с этой проблемой можно и нужно справляться самому учителю. Но только ловкий подход, знание своих учащихся, а так же кропотливый труд смогут изменить ситуацию. Не нужно постоянно стремиться к идеалу, нужно просто стремиться к лучшему.

Теперь бы мне хотелось более конкретно описать ситуацию мотивации учащихся в обучении говорению на английском языке.
Овладение учащимися умением общаться на иностранном языке является основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения. Целью этого обучения является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Обучение говорению является очень сложной методической задачей, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учеников.
Основной задачей при обучении говорению является формирование коммуникативного ядра. Ядром являются основополагающие навыки иноязычного общения. Учащиеся должны выражать одну и ту же мысль на другом языке а так же самостоятельно решать коммуникативные задачи, включая языковую догадку и выражать личностное отношение обсуждаемой проблеме.
Обучение говорению имеет множество трудностей, одной из которых является низкая мотивация учащихся.
При обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком.[Чирков 1991: 100] Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету “иностранный язык” и обеспечены условия для достижения определенных успехов.
Мотивация — направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения. Также, мотивацией называют и результат этого процесса: состояние побуждения к тем или иным действиям, желание делать то или иное.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала. Таким образом, учитель разрабатывает своеобразную мотивационную стратегию, с помощью которой он стимулирует активную деятельность учащихся.
Педагогическое общение является одной из современных мотивационных стратегий. Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания на уроках или вне учебной ситуации, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. [Щерба 2003: 151] Такое общение создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности, препятствует возникновению «психологических барьеров».
Второй и не менее эффективной мотивационной стратегией является создание ситуации успеха. На уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха.
Разные формы деятельности так же являются мотивационной стратегией. В процессе уроке учитель может мотивировать работу учеников, меняя виды работ, тогда учащиеся не только смогут развивать сразу несколько умений и навыков на одном уроке, но и не терять интерес к процессу. Смена видов деятельности помогает учителю сохранять внимание учеников даже к концу урока, что является не маловажным фактором.
Установки учителя также можно отнести к мотивационным стратегиям. Установки комбинированы, носят смешанный характер. Одна установка выполняет несколько функций – она может быть и стимулирующей и оценочно корригирующей и контролирующей. [Рогова 1983: 351с]
Стимулирующими являются так же установки, носящие фасилитативный (коммуникативный) характер. Установка не всегда представлена в чистом виде; любую установку, контролирующую, оценочно-корригирующую, стимулирующую, можно наполнить фасилитативным содержанием.
Использование дебатов как формы обучения также повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
Дебаты – форма проведения учебного занятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога.
Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Кроме того, ценность дебатов определяется и тем, что они могут использоваться в работе с учащимися среднего звена, старшеклассниками, а также студентами профессиональных учебных заведений всех уровней и направленности.
Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированности: жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.
Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы учителя по обучению общению также является дискуссия. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность. С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.
Вывод: Каждая мотивационная стратегия имеет свои положительные стороны, которые помогут учителю в образовательном процессе. Более того, они сделают работу на уроке не только проще для учителя, но и для учеников. Главное, чтобы каждая стратегия была правильно организована с методической точки зрения, а для некоторых стратегий нужна тщательная подготовка, как со стороны учителя, так и учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. — М.: Педагогика 1988. — с.131
2.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2003. – 137 с.
3.Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. — С. 23
4.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
5.Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку (на анг.языке). –М.: Просвещение, 1983. – 351с.
6.Чирков В.И. Мотивы учебной деятельности. – Ярославль, 1991. – 100с.
7.Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории: Учебное пособие для студентов филологических факультетов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия ИЦ, 2003. – 151 с.

Творческая работа по теме:

Формирование мотивации учащихся к изучению английского языка

Учитель английского языка МОУ ООШ №2
Андреева Татьяна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ
Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В качестве общего определения результата образования в совокупности многих составляющих (одной из которых является и мотивационная) выступает понятие «компетентность». В «Кратком словаре иностранных слов» приводится следующее определение: «компетентный — знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». Для разных деятельностей выделяют различные виды компетентности. В отношении иностранных языков существует речевая, социокультурная и языковая компетенция. Целью моей работы являлось теоретическое и практическое исследование проблемы качественного образования по иностранному языку в общеобразовательной школе. Проблему считаю актуальной, так как практическое владение иностранным языком стало насущной необходимостью и потребностью для современного человека. Над этой проблемой я начала работать 4 года назад, когда работала в Приморской средней школе Неклиновского района и продолжаю свою работу в МОУ ООШ 2.

Основная часть
ЦЕЛЬ:

  • Выяснение способности многообразия форм урочной и внеурочной работы в формировании мотивации учащихся к изучению английского языка.

ЗАДАЧИ:

  • Изучить литературу по вопросам формирования мотивации, что ей способствует.
  • Представить наиболее эффективные формы урочной и внеурочной работы, способствующие созданию мотивации при обучению английскому языку.
  • Показать влияние наиболее эффективных форм работы на успеваемость учащихся при изучении английского языка.

1.1 — Теоретическое обоснование понятий «мотив» и «мотивация» по различным источникам

Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает.

Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Мотивы играют важную роль в оценке действий и поступков, т.к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

Существует внешняя – широкая социальная мотивация и 3 внутренних: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности; 2) коммуникативная мотивация; 3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью

(Внешняя) широкая социальная мотивация включает в себя мотивы: каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранных языков. (а также для общего развития; английский язык – самый распространенный в мире, и его надо знать); иностранный язык знают в семье, и это заставляет меня изучать его; изучаю, т.к. этот предмет есть в школьной программе; учу из уважения к учителю; хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей.

Внутренняя: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности: изучаю, т.к. иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни (в институте; в будущей работе; смогу помочь кому–нибудь сам);
2) коммуникативная мотивация: интересно общаться с ребятами на уроке; на занятиях иностранного языка интересно; хочу научиться писать письма (для переписки);
3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью: интересуюсь иностранным языком как таковым (учу стихи, выполняю упражнения, перевожу интересные тексты, ощущаю успех в учении).

Известно, что положительные эмоции оказывают благотворное влияние на усвоение любого школьного предмета.
«Преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности.»
(Леонтьев А.А.)
В общей структуре мотивации обычно выделяют основной мотив (или внешнюю мотивацию) и частные мотивы (или внутреннюю мотивацию).

Классификация мотивов учебной деятельности (П.М.Якобсон):
Внутренняя мотивация – мотивы, заложенные в самой учебной деятельности. Сам процесс приобретения знаний побуждает овладевать определенным кругом знаний, умений и навыков. В основе здесь лежат любознательность, стремление узнать новое; обладает наивысшей степенью педагогического воздействия.

Внешняя мотивация – мотивы, лежащие вне учебной деятельности как таковой (например, если он не будет учиться, то появятся определенные неудобства и неприятности), здесь – широкие социальные мотивы в виде комплекса стремлений и чувств внутреннего долга, а также мотивы более личного характера. Процесс учения воспринимается как жизненная необходимость или как дорога к личному благополучию. Внешняя мотивация обладает меньшей степенью педагогического воздействия; привлекает не сама деятельность, а лишь то, что связано с ней.

Внешняя мотивация нацеливает учащихся на достижение конечного результата. Здесь важно строить процесс учения таким образом, чтобы на каждом этапе ощущалось продвижение к поставленной цели. Для усиления влияния широкой социальной мотивации следует:
1. использовать различные источники информации, показывающие значение владения ин. языком (кино-/диа-/ видеофильмы, специальная литература и т.д.);
2. проводить беседы: «Сколько языков на планете?», «Кто такие полиглоты?», «Какой язык один из самых распространенных в мире?», «Иностранный язык в быту», «Контакты жителей нашего города с иностранцами», «Английские слова в русском языке» и т.д.

Если согласиться с тем, что одним из наиболее действенных средств борьбы с эмоциональным голодом на уроках иностранного языка является использование учителем разнообразных учебных материалов, то, наполненные положительным эмоциональным зарядом, эти учебные материалы оказывают влияние на успешность обучения.

1.2 – Многообразие эффективных форм урочной и внеурочной работы и их влияние на формирование мотивации, а также на успеваемость учащихся при изучении английского языка.

Как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным? Успех зависит от множества факторов — от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности понимать детей и умения общаться с ними, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами, учитель должен быть образованным, творческим и интересным человеком. Такой учитель в процессе своей деятельности ищет новые формы, способы, методы, приемы преподавания. Но на современном этапе преподавания иностранного языка этого уже недостаточно. В связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, я стараюсь активно внедрять новые информационные технологии. Современный учитель должен соответствовать современным требованиям: быть гибким, уметь перестраивать свою деятельность, идти в ногу со временем, т. е. ориентироваться в новых педагогических технологиях.

Каждый учитель иностранного языка понимает, насколько важно поддерживать интерес к предмету. Часто ученики, не видя необходимости в изучении данного предмета, не представляя себе возможные сферы его применения, теряют интерес к изучению иностранного языка. Необходимо так построить обучение, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало, во- первых, сам учебный процесс, во-вторых. Являлось составной частью вне учебной работы через различного рода внеклассные мероприятия; и, что самое главное, в том и другом случае нужно использовать профессиональные намерения учащихся. Выдвижение современной цели обучения – общению – требует соответствующей системы обучения, ибо это закон адекватности в методике: определённая цель может быть достигнута только с помощью определённых, адекватных ей средств. Использование коммуникативной методики – объективная необходимость. В современной методике ведущим методом, призванным обучению говорить, признан современными методистами коммуникативный метод. В общих чертах, коммуникативность заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации (общения). Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Согласно определению Е.И. Пассова:
«Учитель школы готовит учащихся к общению на иностранном языке. Учитель в школе – организатор общения на уроке. Под иноязычной культурой понимается та часть духовного богатства (культуры), которую способен дать человеку процесс коммуникативного обучения иноязычному общению в развивающем, познавательном, воспитательном и учебных аспектах».

Современные психологи и педагоги едины во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от мотивации. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающею его результативность, нужно помнить, что мотивация – сторона субъективная в мире ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями. Учитель может повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых возникает личная заинтересованность в работе. Этой проблемой занимались авторы Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя и др. Она часто обсуждается на страницах журнала «Иностранные языки в школе». Общеизвестно, что к концу 7 класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. По мнению учителей это происходит из – за того, что около 80% учащихся якобы не хотят учить иностранный язык. Однако, данные анкетирования, проведённого среди учащихся 7-9 классов в Приморской школе и данные анкетирования, которые я провела в этой школе, говорят об ином. Структура мотивации значительно сложнее и имеет другую природу. К 8 классу пропадает желание и интерес у 16% учащихся, желание сохраняется, но становится не интересно у 60% (!) учащихся; желание и интерес сохраняются на прежнем уровне у 17% учащихся; желание и интерес возрастают у 7% учащихся. Отсюда видно, что желание учить английский язык сохраняется у 84% учащихся, следовательно, причина падения интереса к предмету кроется, главным образом в методике, в частности методики индивидуализированного обучения. Важно хорошо знать учеников, весь арсенал мотивационных средств, их резервы. Тогда можно соотнести содержание учебного материала на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации, т.е. создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком. Наличие познавательных интересов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

Для достижения этой цели я свою работу организую в 3 направлениях:

  • создание благоприятного микроклимата в классе
  • использование лингво – страноведческого материала
  • возможность применить знание английского языка в практике

Мотивация в обучении английскому языку

Статья просмотрена: 2869 раз

Библиографическое описание:

Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 156-160. — URL https://moluch.ru/archive/8/567/ (дата обращения: 17.01.2019).

В современном мире все больше возрастает роль иностранных языков. Перестройка образовательной школы, значительное увеличение международных связей создают определенные предпосылки для улучшения обучения иностранным языкам. Ведь знание иностранного языка – свидетельство уровня культуры и образования. Сфера его применения для современного человека значительно расширяется с увеличением межгосударственных связей, а также возможностью использования в своей работе иностранной литературы.

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации. Мотивация имеет особую значимость для всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного языка у школьников, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясниться на иностранном языке, читать, узнавать о других странах. Но в процессе овладения этой достаточно кропотливой деятельностью отношение учащихся меняется. Ведь этот процесс предполагает период накопления знаний, умений и навыков; преодоления трудностей, что отодвигает достижение целей. Мотивация уменьшается, пропадает встречная активность, ослабевает воля, снижается успеваемость, которая в свою очередь, негативно влияет на мотивы обучения.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, П.М. Якобсон, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, А.Б. Орлов, Т.А. Матис, М.В. Матюхина).

В психологической науке до настоящего времени нет единого сложившегося мнения в понимании сущности мотивации и ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. В соответствии с концепцией А.Н.Леонтьева, которому принадлежит одна из наиболее оформленных теорий мотивации, мотивы рассматриваются как опредмеченные потребности, означающие то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, побуждающая ее. Сущность мотивации А.Н. Леонтьев рассматривает как предмет, отвечающий данной потребности.

Существуют различные точки зрения на проблему определения мотива. Л.И. Божович под мотивами понимает внутреннюю позицию личности. П.М. Якобсон определяет мотив как побуждение, которое приводит к совершению поступка. А.Г. Ковалев анализировал проблему мотивов в связи с потребностями личности. Анализ различных определений мотивов свидетельствует о том, что для большинства авторов характерно единство в главном — понимании потребностного характера мотивов.
В психологической литературе существуют различные подходы к вопросам классификации мотивов. Г. Розенфельд рассматривает три аспекта в мотивации: ценностный, целевой и аспект направленности. Л.И. Божович установила, что учебная деятельность побуждается двумя видами мотивов: первые связаны с содержанием и процессом учения вторые определяются системой отношений между ребёнком и окружающей действительностью. Позднее классификация мотивов была дана П.М. Якобсоном, который выделяет типы мотивации, связанные с результатами учения и порождаемые всей системой отношений в обществе. Основываясь на классификации, предложенной Л.И. Божович и П.М. Якобсоном, М.В. Матюхина выделяет следующие группы мотивов: а) мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, б) мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация — сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации. Охарактеризуем существующие виды мотивации, обеспечивающие заинтересованное учение. Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека.

Во-первых, на неё могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества; они составляют внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация и узколичная.

Широкую социальную мотивацию П.М. Якобсон считает основанием для овладения учащимися иностранным языком и этим основанием может стать перспектива участия в различных форумах молодёжи.

Вторая разновидность внешней мотивации — узколичная. Она определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Здесь возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узкоэгоистических. Например: «Хочу быть переводчиком: это престижно» (но и «Это полезная деятельность, которая способствует установлению взаимопонимания»). «Хочу работать в представительстве какой-либо иностранной фирмы: это хорошо оплачиваемая работа». Но может быть и отрицательная мотивация: «Мне не нравится иностранный язык, но родные считают, что он мне пригодится; они сами сожалеют, что слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибки».

Внешняя мотивация, как правило, бывает дистантной, или далёкой, мотивацией, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Тем не менее, её стимулирующее воздействие на процесс учения может быть достаточно сильным. Она в самом начале, а иногда ещё до изучения иностранного языка, нацеливает учащихся на «сверхзадачу».

Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация. Её называют часто процессуальной мотивацией. Эта мотивация является близкой и актуальной. Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета «иностранный язык». Эти потребности соответствуют следующим разновидностям внутренней мотивации, предложенным психологом С.Т.Григоряном: коммуникативной, лингво-познавательной и инструментальной. Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность — это первая и естественная потребность учащихся, изучающих иностранный язык.

Однако, несмотря на явно выраженное стремление к общению со стороны учащихся, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный предстаёт как искусственное средство общения. И так называемые «естественные ситуации», используемые при обучении, носят, в сущности, искусственный характер. То есть коммуникация на иностранном языке на занятиях носит в основном условный характер, а это сближает ее со сценической коммуникацией, поэтому важно обращаться к воображению школьников, к их фантазии, к игре. Учителю следует постоянно побуждать учащихся к перевоплощению.

Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление учащихся с задачами урока и принятия их учащимися. Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей. Например, во 2-м классе, когда учащиеся начинают изучать английский язык, для формулировки стоит использовать такие слова, как «играть», «строить», «фантазировать», «разгадывать загадки», которые предполагают игровые моменты на уроке. Содержание урока, как и его задачи, тоже должно быть принято учащимися. Это может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации.

Желание учиться очень тесно связанно с эмоциональной стороной нашей личности. Важным моментом, способствующим вызову и сохранению коммуникативной мотивации, является организация урока. Хотелось бы остановиться на некоторых интересных моментах организации урока, способствующих развитию коммуникативной активности. Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроках иностранного языка, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению, формированию и формулированию многообразных типов высказываний (описания, сообщения, информации, доказательства, выражения мнения, согласия и т.п.).

Обычно урок начинается с речевой разминки, игровых упражнений, которые можно использовать для активизации иноязычного общения. Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на дальнейшую, активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием. Интересны в этом плане психотехнические игры. Основными их функциями в обучении иностранному языку являются: создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определённой ситуации; интенсивная тренировка употребления изучаемого лексического и грамматического материала. Вот примеры психотехнических игр, которые можно использовать на уроках английского языка.

«Перемещение предметов». Учащимся предлагается вспомнить 5 -10 разных по тяжести предметов и вообразить, что они их переносят, перемещают, перекладывают. При этом они должны комментировать свои действия, просить окружающих помочь им, не мешать, дать совет и т.п.

«Воображаемая ситуация». Преподаватель просит ребят представить, что они идут по шумной, людной улице, и попробовать лишь по доносящимся звукам представить себе зрительно, что происходит вокруг, и описать все события на английском языке, а также прислушаться к шагам отдельных прохожих и по звуку шагов нарисовать себе внешний вид прохожего, угадать, куда он идёт, какой у него характер, каковы его вкусы, с кем он разговаривает и т. д.

«Запомни движения». Учитель предлагает следить за движениями его рук и запоминать. Он имитирует различные действия, комментируя их (шитьё, стряпню на кухне, стирку и другие). Затем обучаемые объясняют движения учителя, они должны уметь быстро переключаться с одной группы движений на другую и реагировать на эти переключения в своей иноязычной речи.

«Предмет по кругу». Играющие школьники передают друг другу предмет, к примеру, книгу. Передавая её соседу, каждый участник должен назвать какой-нибудь предмет, например: «Это шляпа». Играющий должен охарактеризовать предмет и объяснить свои действия с ним, а затем передать книгу следующему играющему, называя новый предмет.

Можно использовать и другие игры, которые не относятся к психотехническим.

«Фантастическое животное». Ученик рисует на доске те части тела животного, которые называют другие играющие.

«Продолжи историю». Один из учащихся начинает рассказывать историю, другой продолжает и т. д. Истории могут быть реальными или неправдоподобными и соответствовать изучаемой теме.

Так учащиеся могут сочинить неправдоподобную историю о полёте в космос. Затем изобразить эту историю в картинках. Каждый ребенок получил определённое задание: подробно описать природу планеты, жителей планеты и т.п. Кто- то рисовал, кто-то редактировал. В итоге получилась своего рода книжка.

Для того чтобы быть мотивированным учащимся, хотя бы время от времени, нужно переживать успех. То есть видеть, что прилагаемые ими усилия идут на пользу и окупают себя с лихвой. Однако для того чтобы учиться успешно учитель должен определить главные параметры: то, каким образом учащиеся лучше воспринимают информацию (на слух, зрительно, при решении конкретных задач и т.д.); как запоминают новую информацию (через повторение, впечатление, ассоциацию, построение связей, конспектирование, группирование данных и.т.); важно учить школьников использовать разные интеллектуальные операции. Под интеллектуальной операцией будем понимать осознанные психические действия, связанные с познанием и разрешением задач, стоящих перед индивидом (академик Шадриков В.Д.). Наиболее характерные для школьного возраста перцептивные приемы: ассоциации, группировка по визуальным признакам, группировка по смысловым признакам, выделение опорного пункта, перекодирование, достраивание, структурирование, схематизация, упорядоченное сканирование, сериационная организация материала; мнемические способы обработки информации: группировка, опорные пункты, классификация, аналогии и т.д.; в мышлении: сопоставление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, выяснение функционального значения и т.д.

Избегайте слепого заучивания. Учите пониманию и поиску смысла. Хотим мы того или нет, но наш мозг пытается понять новую информацию и установить смысловые связи с тем, что мы уже знаем. Иначе говоря, мозг идентифицирует, оценивает и «вписывает» новый материал, соответствующий раздел «базы данных» нашей памяти. Неосознанное повторение и зубрежка способны, не только угасить мотивацию, но и окончательно вселить отвращение к учебе. Поэтому, всегда старайтесь учитывать больший контекст, рассматриваемой вами темы. Учите новые слова в тематической связке, а также в контексте предложений. При рассмотрении материала постарайтесь найти смысл. Важно увидеть логическую последовательность и характерные для правила закономерности. Сосредотачивайтесь на главном, не обращайте большого внимания на второстепенные детали. Читая текст, постарайтесь последовать основной идее. Даже, если какие-то слова не понятны, попробуйте определить возможное значение слова исходя из контекста отрывка. Проверьте, сформировали ли учащиеся общую картину. Видят ли они частное в контексте большего. Каждое задание должно быть понятно ученику. Нет смысла в задании — нет смысла в его выполнении.

Формирование мотивации учения детей школьного возраста в процессе изучения английского языка может осуществляться при организации следующих условий:
— активное включение каждого школьника в процесс совместной учебной деятельности на занятиях английского языка;

— создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях со сверстниками и учителем;
— интеграция игровой и учебной деятельности, которая предполагает их взаимопроникновение в процессе построения и организации сюжета игры и игрового действия, когда основные структурные составляющие наполнены по содержанию элементами учебной деятельности;
— обеспечение содержательного плана иноязычной речевой деятельности, который отвечает личностным особенностям учащихся;
— создание эмоциональной и содержательной поддержки, способствующей включению в общую работу класса и снижению тревожности.

1. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М.Просвещение,1998.
2. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе / М. И. Мятова. Иностранные языки в школе, №4, 2006.
3. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам / Н. А. Годунова. Иностранные языки в школе, №7, 2006.
4. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. — М.: Издательство МГУ,2001.
5. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — 2-е изд М.: Просвещение,1991.
6. Посмёткина Н.Н. Мотивация в обучении и развитии младшего школьника в игровой деятельности на уроках иностранного языка// Международная научно-практическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» Сборник статей, май 2006г. — Пенза, 2006 г. — С. 163—166.
7. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранных языков у школьников в IV-VII классах. // Иностранные языки в школе, № 6, 1988.
8. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.
9. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе / Е. М. Гербач.// Иностранные языки в школе, №4, 2006.

10. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М., Аст – Пресс, 2007.

Источники: http://kladraz.ru/blogs/polina-vadimovna-kober/problema-motivirovanija-shkolnikov.html, http://my-en.ru/publication/motivatsii-k-izucheniyu_2.php, http://moluch.ru/archive/8/567/

Комментировать
0
65 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock detector