Индивидуальный подход в изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
684 просмотров
29 января 2019

Статья по английскому языку по теме:
статья по теме индивидуальный подход на уроках английского языка

Статья, касаема вопросов организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах, а также о формах индивидуализации и дифференциации обучения, о видах упражнений и заданий при индивидуальном одучении.

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход в обучении иностранному языку

Одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является индивидуальный подход в обучении. Эта проблема не новая, но, наверное, далеко не полностью раскрыто всё многообразие её сторон, вся значимость её при решении задач активизации процесса обучения. Термин «индивидуальный подход» понимается как система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, включающая изменение цели, содержания, процесса и формы урока. Индивидуальный подход рассматривается как сложное педагогическое явление, определяющее эффективность обучения иностранному языку и предполагающее активную роль субъекта учебной деятельности. Условиями успешной реализации индивидуального подхода выступают дифференциация, которая выражается в учете первоначальной языковой подготовки учащихся, постановка личностно значимых для ученика целей, выработка устойчивых и рациональных навыков самостоятельной работы и умения осуществлять системный подход к овладению знаниями. Эта, на первый взгляд, вроде бы не сложная проблема вызывает трудности почти у каждого учителя, работающего в школе. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.

Прежде всего, бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости учеников класса, необходимо выявить причины неравномерной успеваемости учащихся класса, необходимо выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Эти причины различны: один пропустил уроки по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснение учителя на уроке. Некоторые психологи и методисты считают, что зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности ученика, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях. Способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д. Кроме того у всех детей разный склад мышления.

Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в индивидуальном подходе к обучению иностранному языку. Я убедилась на собственном опыте, что осуществлять всё это на практике нелегко. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени.

Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки школьника с оценкой его ответа учителем.

На уроках иностранного языка есть условия для развития индивидуальных учебных способностей школьников. Языковые способности учащихся проявляются не только в быстроте, легкости и прочности овладения учебным материалом, но и в предпочитаемых и наиболее успешно осуществляемых школьниками формах учебной деятельности. Так, учащиеся с низким уровнем обучаемости по иностранному языку предпочитают репродуктивные задания, например пересказ заранее выученного текста; средний уровень обучаемости позволяет ребятам сочетать заученное с элементами самостоятельного высказывания; достаточная обучаемость проявляется в том, что дети охотно выполняют задания, требующие самостоятельности; в случаях повышенного уровня обучаемости по иностранному языку учащиеся сопротивляются репродуктивным формам работы и предпочитают творческую самостоятельность.

Правильно организованное обучение предусматривает не только учет, но и развитие индивидуальных учебных способностей школьников благодаря использованию творческих приемов учебной работы. Такие приемы позволяют идти впереди имеющегося уровня развития способностей учащихся и целенаправленно формировать навыки творческой речемыслительной деятельности. Итак, на уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной учебной работы имеются резервы для развития личностных свойств школьника. Причем это развитие носит системный характер, выражающийся в том, что одни свойства подкрепляются другими, зависят от них (например: формирование иноязычных речевых механизмов является основой развития познавательных функций психики; абстрактное мышление и филологическое мышление взаимосвязаны между собой; культура умственного труда необходима для эффективного накопления фоновых знаний; межличностное взаимодействие есть реальное проявление общечеловеческих гуманистических ценностей в первичном коллективе; осознание общечеловеческих ценностей наполняет более широким содержанием чувство национальной самобытности; развитие важных черт характера, поэтапная смена ведущей деятельности, становление индивидуальных учебных способностей необходимы для постепенной подготовки учащихся к практической деятельности) и в своей совокупности дают новый уровень развития личности школьника.

Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. Наблюдения за педагогическим процессом в школе показывают, что в ходе осуществления индивидуального подхода к учащимся учителя, как правило, делят класс на слабых и сильных. Критериями этой дифференциации служат такие показатели, как активность ученика на уроке, добросовестное отношение его к занятиям, внимание, наличие интереса к изучению предмета и уровень успеваемости. Это позволяет учителю варьировать объем заданий, их сложность и характер оказываемой им помощи ученикам при выполнении заданий. Такой подход к дифференцированному обучению, безусловно, является правильным и с общедидактических позиций вполне обоснованным. Имеющиеся в практике преподавания сложности, связанные с реализацией принципа дифференциации, сопряжены с тем, что «деление» учащихся на группы по уровню обученности носит, как правило, субъективный характер, так как на уроке не всегда применяются объективные способы определения уровня владения учащимися речевыми навыками и умениями.

Кроме того, в настоящее время учителя не имеют необходимых методических рекомендаций и учебных материалов, позволяющих последовательно индивидуализировать учебный процесс.

Следует также принять во внимание и то, что современная методика преподавания иностранных языков трактует индивидуализацию обучения не только как « адаптацию» учебного процесса к возможностям обучаемых, т. е. создание таких условий для работы учащихся, которые бы в наибольшей степени отвечали всему комплексу индивидуальных характеристик каждого из них. Речь идет также о наилучшем изменении, целенаправленном формировании индивидуальных особенностей каждого ученика. Это значит, что индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности при групповых формах работы должна предполагать не только знание и учет учителем уровня владения учащимися иностранным языком , но и максимальное использование уровня развития индивидуально- психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к тому или иному виду речевой деятельности. Это дает возможность учителю опереться на сильные свойства компонентов способности к иноязычной речи, развить слабые и в случае необходимости возместить их другими. И не случайно учет индивидуально-психологических особенностей является одним из важных факторов научения иностранным языкам . Подобный подход к решению вопросов индивидуализации обучения основывается на том, что человек обладает определенными врожденными особенностями – задатками, являющимися важным условием сложного процесса развития способностей. Однако эти задатки могут вообще не превратиться в способности, если их соответствующим способом не стимулировать и не развивать.

Таким образом, индивидуализация обучения предполагает учет как уровня подготовки учащихся, так и их потенциальных возможностей. Отсюда следует, что та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие индивидуально-психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к иностранному языку.

Дифференцированное обучение строится, в основном, на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений. Формы дифференцированного обучения разнообразны. Это, например :использование разных вариантов однотипных заданий; применение заданий разной степени сложности;

оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания; различная длина пауз для выполнения заданий;

различное количество повторений для выполнения одного и того же задания; различные виды ключей, опор ;чтение текстов разной трудности; выполнение упражнений по индивидуальным

Чтение является составной частью обучения иностранным языкам в школе. Самостоятельная работа с текстом помогает более успешной реализации программных требований. Сложность организации контроля чтения заключается в том, что количество часов, отводимых на изучение иностранного языка в средней школе, очень ограничено. Дефицит времени может быть компенсирован тщательно продуманными приемами контроля прочитанного дома. Я принимаю во внимание то, что главной целью чтения является получение информации и что только систематический контроль настраивает учащихся на регулярное внеклассное чтение.

Для осуществления индивидуального подхода к школьникам при контроле чтения учителю необходимо решить ряд организационных вопросов. Во-первых, исходя из уровня языковой подготовки учащихся, а именно из уровня их навыков и умений чтения на иностранном языке, я класс условно делится на подгруппы, равные по подготовке. Во-вторых, необходимо иметь психологическую характеристику класса, в которую должны войти уровень развития тех индивидуально-психологических особенностей учеников, которые обусловливают успешность овладения чтением иноязычных текстов. К таким особенностям относятся память, мышление, внимание, уровень общего развития учеников и сферы их интересов.

Так, например, при контроле понимания текста основная группа учеников (со средним уровнем подготовки) получает вопросы к тексту, ответы на которые подробно передадут содержание текста. Следует заметить, что задания в виде вопросов могут предъявляться как на слух, так и в письменном виде. Вопросы в письменном виде целесообразно задавать ученикам, которые отличаются недостаточным уровнем развития речевого слуха, внимания или слуховой памяти.

Ученикам с более слабой подготовкой вопросы формулируются таким образом, чтобы ответы на них кратко передали основное содержание текста. Ученики со слабой подготовкой получают карточки с предложениями на родном языке , которые передают основную мысль текста, (эквиваленты их на иностранном языке они должны найти в прочитанном тексте).

Возможны и другие способы контроля понимания прочитанного текста. Так, например, несколько учеников, которые умеют хорошо рисовать, получают домашнее задание: проиллюстрировать текст двумя – тремя рисунками, другие – передать одним рисунком основное содержание текста. На уроке ученикам с высоким уровнем подготовки можно предложить описать эти рисунки, высказать свое мнение, удачно ли они передают содержание текста. Практика показывает, что такие нетрадиционные способы контроля вызывают большой интерес учеников, кроме того они позволяют использовать материал прочитанного для развития устной речи учащихся. Эффективным является также следующий способ контроля прочитанного: для «сильной» группы даётся задание составить подробный план к тексту, для более «слабой» — пронумеровать данные учителем в неправильной последовательности пункты плана.

Опираясь на психологические характеристики учеников, учитель развивает их недостаточно развитые психические функции. Так, для развития внимания даются такие задания:

— скажи, сколько действующих лиц в рассказе;

— перечисли последовательно места, в которых происходит действие рассказа.

Задания такого типа направляют внимание учеников на содержательную сторону читаемого.

Возможны также задания:

— прочтите предложения и назовите элементы (слова), отличающие их друг от друга.

Для развития памяти учащихся им можно предложить следующие задания:

— Прочтите текст. Расположите предметы (картинки) в порядке, указанном в тексте. Расставьте предложения в последовательности, в какой они находятся в тексте; прочтите их.

Для развития языковой догадки, прогностических умений учащихся могут быть предложены задания, следующего типа направленные на догадку о значении того или иного сложного производного слова, на догадку о значении слова с помощью контекста, на понимание текста, в котором есть незнакомые ученикам интернациональные слова и т. д. Для общего развития можно назвать еще несколько слов, заимствованных из английского языка , или попросить сделать это ребят. Развитию прогностических умений способствуют задания типа:

— Прочтите начало предложений и закончите их; составьте из приведенных ниже предложений связный рассказ.

Самым главным при изучении иностранного языка в школе является, безусловно, развитие навыков устной речи, навыков аудирования. Но нельзя упускать из виду и такой важный аспект изучения иностранного языка , как письмо. Программами отводится очень мало времени на изучение грамматики и орфографии. Что может сделать в таких условиях учитель? Применить метод индивидуальных заданий, который имеет немаловажное значение для эффективного усвоения нового материала разными группами учащихся. С помощью индивидуальных заданий учитель может восполнить пробелы в знаниях учащихся, проводя более тщательный контроль усвоения изучаемого.

Учащиеся выполняют индивидуальные задания на уроке. Как правило, 3-4 ученика получают задания, написанные на карточках, и работают над ними в течение 5-10 минут. Ученик, выполнивший задание, сдает учителю тетрадь и тут же получает оценку. Задания могут быть одинаковыми для всех учащихся или совершенно разными.

Основная задача обучения иностранным языкам в школе – научить учащихся говорить на изучаемом языке. Уровень сформированности речевых умений и навыков своих учеников следует оценивать по отдельным видам речевой деятельности. Для развития умений монологической речи можно делить следующие задания:

— слабо успевающие ученики готовят тему по опорам,

— хорошо успевающие ученики составляют сообщение по данной теме на заданную ситуацию, выступают в роли экскурсовода (в школе, в музее, по городу), помогают составлять опорные вопросы по теме.

При выполнении задания по аудированию текста учащиеся встречают много трудностей: большой по объёму текст, много говорящих. Опыт показывает, что значительную трудность для многих учащихся при выполнении задания по аудированию представляют и понимание содержания текста, и умение показать учителю то, что понято (т.е. раскрыто содержание). Поэтому сильным учащимся можно предложить выполнение одного упражнения, а слабым другого, затем при втором прослушивании учащимся можно соответственно предложить упражнение, данное при первичном прослушивании сильны ученикам.

Индивидуальные особенности учеников учитываются и при определении домашнего задания. Например, хорошо успевающим ученикам даётся задание пересказать текст. слабо успевающим – развёрнутый ответ на вопрос, план текста и т. д. Особенно помогают при дифференцированном подходе рабочие тетради к учебнику, так как там есть упражнения разного типа и разной сложности.

Разумеется, вопрос о том, применять ли индивидуальные задания и на каком уроке, решает учитель. Характер заданий зависит от того материала, который учащиеся изучали на предыдущих уроках.

Для осуществления индивидуального подхода в обучении иностранному языку для более эффективного достижения целей является возможность использования цифровых технологий. Интерактивные упражнения, то есть, обучение во взаимодействии, могут помочь школьникам избежать неэффективной и нудной зубрежки и активизировать самостоятельную работу вне урока.

Огромную дидактическую поддержку может оказать электронные презентации Power Point, содержащие как лингвострановедческий материал, так и разработки грамматических тем. К созданию презентаций с удовольствием подключаются учащиеся среднего и старшего звена. Такая работа для них — форма совершенствования навыков поиска, обработки и систематизации информации, а так же — замечательный способ самовыражения.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что осуществление индивидуального подхода при обучении иностранному языку требует от учителя большого искусства. Он должен учитывать реальные условия, складывающиеся в классе, и возможности каждого ученика, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересов каждого из них.

Дифференцированный подход в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Антонова М.Л.,

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход в обучении английскому языку»

1. Мартынова М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Методические рекомендации. — URL: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=594.

2. Ужан О. Ю. Роль и место интегрированных уроков в формировании творческих способностей обучающихся // Профессиональное образование

в России и за рубежом. — 2013. — №1(9). — С. 87-91.

3. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

М. Л. Антонова, преподаватель Беповского техникума технологий и сферы услуг

В педагогической энциклопедии понятие «дифференциация» трактуется следующим образом: дифференциация обучения — способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация характеризуется созданием групп обучающихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение — процесс обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей обучающихся. Часть обучающихся, обладающие логическим мышлением, хорошо усваивают предметы естественно-научного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть обучающиеся с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие точные науки.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми обучающимися содержания образования, которое может быть различным для разных обучающихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям обучающихся, их индивидуальным особенностям.

Зачастую дифференциация в обучении английскому языку основывается не на индивидуальных особенностях личности обучающегося, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях. Способности обучающихся к изучению английского языка не одинаковы: одним язык дается легко, другим — с большим трудом.

Современная методика обучения иностранным языкам ориентирует на коммуникативность и предполагает широкое использование на уроке учебно-речевых ситуаций, которые представляют собой совокупность речевых и неречевых ус-ловий. Преподавателю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности (социально-культурные, возрастные, коммуникативные, эмоциональные, статус обучающегося в учебной группе, его самооценку), интересы, склонности, так как это позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации. Я стараюсь дифференцированно подходить к распределению ролей с учетом вышеперечисленных особенностей. Это возможно благодаря составлению методической характеристики группы совместно с классным руководителем. Можно формировать пары для составления диалогов по разным темам или группы для работы над конкретным учебным материалом; следить за изменениями в развитии различных видов речевой деятельности и включать обучающихся в те виды работ, которые способствуют эффективному развитию коммуникативных навыков; управлять использованием обучающимся его потенциальных возможностей, влиять на формирование познавательной мотивации. Ниже привадятся примеры дифференциации при распределении ролей на основе психологической направленности личности.

— Проговаривание однотипных текстов позволяет формировать гибкие и прочные знания:

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №3 (54) 2017

по этому принципу я формирую группу обучающихся, которые имеют хороший словарный запас, выполняют задания очень быстро, чаще работая в паре или группой. За то же время, которое дается остальным обучающимся, они могут успеть составить и проговорить не один диалог. Поэтому для них можно подготовить три-четыре ситуации, чтобы они могли меняться парами и рассказывать друг другу однотипные диалоги, изменяя содержание в зависимости от заданной ситуации.

— Для экстравертов желательна частая смена ролей, так как проигрывание новых ролей способствует поддержанию интереса к выполняемой деятельности. Для них необходимо запастись ситуациями, в которых возможна корректировка отрицательных проявлений индивидуальных характеристик в общении. Необходимо сбалансированное распределение ролей, требующих повелительных конструкций и интонаций, ролей, содержащих просьбы, выражения согласия/несогласия, уверенности/неуверенности, так как экстраверты стремятся к доминированию в общении. Первые необходимы данной группе обучающихся для ощущения комфорта, вторые помогают им посмотреть на себя со стороны, потренироваться в использовании примеров общения, которые они нередко применяют в естественных условиях, лучше понимать партнеров, учиться соотносить свои действия с коллективным мнением. Очень полезно бывает таких ребят ставить в разные ситуации доминирования. Например, на одном уроке при групповой форме работы такой студент может играть роль капитана команды, имеющего решающий голос, а на другом — роль секретаря, который не участвует в обсуждении, а лишь коллекционирует и записывает идеи группы, либо распределение ролей проводить по жребию.

— Для интровертов нужны роли, хорошо знакомые с точки зрения особенностей речевого поведения: герои телепередач, сериалов, литературных произведений, социальные роли, для изображения индивидуальных особенностей которых интроверту не нужно прилагать особых усилий и абстрагироваться. При этом образ должен быть достаточно четко прописан, должны содержаться четкие инструкции, но при этом подбор языкового материала и логика построения все-таки должны оставаться вариативными. При низком темпе работы такие обучающиеся могут составить один диалог по за-

данной ситуации, но с привлечением тех знаний, какие они посчитают необходимыми. Однако необходимо включать интровертов в ситуации, которые могли бы корректировать их отрицательные стороны, помогающие преодолеть стеснительность.

— Меланхоликам предлагается больше жизнерадостных, неунывающих героев, роли активных в общении персонажей, руководящих групповым общением.

Нужно также помнить, что два интроверта редко выходят на контакт, и, как правило, диалоги не получаются. Поэтому необходимо сочетание противоположных типов, но при этом в целях оказания помощи при решении коммуникативной задачи, поддержания разговора, инициативы в диалоге им можно предлагать заданную логику диалога в виде разговорных клише, форм переспроса, встречного вопроса и т.д.

Образовательный процесс в системе профессионального образования — это прежде всего развитие личности каждого обучающегося. Учитывая контингент обучающихся, наиболее эффективными в СПО являются технологии уровневой дифференциации, адаптивного способа обучения. Уровневая дифференциация — внутренняя дифференциация по общим способностям и интересам обучающихся, обеспечивающая каждому обучающемуся право и возможность выбора уровня изучения учебной дисциплины.

Для каждой группы мною подготовлены методические папки с заданиями разного уровня, дидактические карточки, разноуровневые тестовые задания, тексты для самостоятельного и контрольного перевода. Обучающиеся могут сами узнать свои возможности, кто какое задание может выполнить: на «3» или на «4», «5».

По сложным темам подобран информационный материал, т.е. краткое содержание каждой темы, новая лексика, грамматический материал. Воспользоваться таким материалом может любой обучающийся, который пропустил занятие или не усвоил тему во время урока.

Таким образом, дифференциация обучения прочно вошла в практику работы техникума, что обеспечивает достижение всеми обучающимися базового уровня подготовки по дисциплине «Иностранный язык», который соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и одновременно создает условия для развития обучающихся, проявляющих индивидуальные способности.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Методы изучения английского языка: разбор популярных авторских методик и советы по выбору

Сколько людей начинали изучать азы иностранных языков, но вскоре отказывались от этой нелегкой затеи. И в этом виноваты не «плохие способности к обучению», а неверно выстроенный процесс занятий. Выучить несколько языков может каждый, главное найти правильный подход и развить в себе тягу к знаниям. Понять как нужно «учиться» помогут методы изучения английского языка, разработанные опытными педагогами и полиглотами. Эти готовые системы познания иностранной речи базируются на анализе человеческой психологии и индивидуальных особенностях восприятия. Сегодняшний материал расскажет о наиболее эффективных методиках и поможет определиться с выбором личной системы занятий.

Классические способы обучения

Начнем разбор со стандартных языковых методик, а затем перейдем к индивидуальным способам.

Изучение языка в группе

Знакомство с иностранным языком у нас происходит в детском саду или школе. И здесь же нам представляется первая методика обучения английскому языку – групповые занятия.

Схема работы здесь проста: учитель объясняет материал и закрепляет его заданиями для пар/групп, изредка персонально работая с каждым учеником. С детства привыкнув к такому подходу к науке, уже взрослый человек подсознательно выбирает этот метод изучения английского и идет записываться на групповой курс. Однако, такая технология обучения имеет свои подводные камни и подходит не всем. Плюсы и минусы распишем в таблице ниже.

Лучше вы усваиваете материал или хуже – под Вас группа подстраиваться не будет.

Таким образом, эффективность занятий в группах зависит от характера учащегося и интереса к занятиям. Чтобы данный метод был действенным нужен общительный ученик, опытный и способный заинтересовать предметом преподаватель, а также удачно подобранный коллектив.

Занятия с репетитором

Еще один способ изучения английского языка, знакомый со школьной скамьи. В принципе, он во всем схож с предыдущим, только лишен «коллективных» недостатков, так как. здесь все внимание направленно на одного учащегося.

Из минусов данной методики – очень высокая стоимость занятий и зависимость от квалификации репетитора. Не всем попадается хороший специалист, который может не только доступно пояснять материал, но и психологически найти с учеником общий язык. Зато, если вам повезет с подбором преподавателя, такой способ обучения будет самый эффективный. Грамотный педагог сумеет в кратчайшие сроки поставить речь и будет тщательно следить за постоянным прогрессом в языкознании.

Самостоятельное обучение

В век высоких технологий и быстрого доступа к информации созданы все возможности для саморазвития. В плане языкознания это выражается в доступности учебных пособий (в т.ч. аудио— и видеофайлов) и возможности общения с иностранцами.

Успех самостоятельной учебы зависит только от того, какая выбрана методика для самостоятельного изучения английского языка. И здесь у новичков обширное поле для экспериментов: способов выучить английский придумали столько, что каждый желающий обязательно найдет среди них свой метод. Собственно самостоятельной работе и посвящены авторские методики изучения английского языка. Рассмотрим некоторые из них.

Методы изучения английского языка от опытных полиглотов

Сегодня мир интернационален и у людей практически нет границ в общении. Во многом этому поспособствовала смена подхода к изучению языков: акцент сместился с самой учебы на изучение сознательного и подсознательного восприятия информации. Научные исследования показали, что люди по-разному воспринимают информацию, и для облегчения учебы следует подавать материал так, чтобы в работу включались наиболее развитые чувства, рефлексы и участки мозга.

В результате всех опытов и изысканий появились современные методики обучения новичков английскому языку, основанные на авторском подходе к процессу познания и восприятия информации.

Метод Пимслера

Оригинальный авторский метод, разработанный в 60-х годах прошлого века и основанный на восприятии иностранного языка на слух.

По мнению педагогов и большинства учеников, сегодня курс Пимслера едва ли не самый лучший аудиоматериал по изучению английского языка. Методика основана на том, что обучающийся в процессе прослушивания урока сначала погружается в языковую среду, а затем и сам становится полноценным участником диалогов. Большую часть занятия ученик повторяет фразы за диктором, усваивая новую лексику и грамматическое построение фраз.

Эффективность данной методики изучения английского языка заключается в том, что она развивает коммуникативность, т.е. заставляет именно «говорить на языке», а не заниматься устным переводом или письменными упражнениями. При этом изучающему автоматически ставится настоящий британский акцент, что также немаловажно.

Система занятий по методике Пимслера состоит из 3 уровней, в каждом из которых приводится по 30 уроков. Всего за время обучения осваивается порядка 500 лексических единиц. На одно занятие автор рекомендует отводить 30 минут ежедневно.

Книги Ильи Франка

Технологию преподавания Франка включают в способы изучения английского языка методом погружения в языковую среду, ведь она предполагает чтение английской литературы в оригинале, с использованием лишь небольших словарных вставок русского перевода. Весь текст разбивается на малые дублированные абзацы: сперва учащийся читает адаптированные строки (с переводом и пояснениями), а затем тот же отрывок, но уже полностью в оригинале. Таким образом, идет одновременное разъяснение и закрепление учебного материала.

Из плюсов методики также стоит отметить:

  • Сочетание интереса к рассказу и учебной пользы чтения;
  • Большой объем лексики;
  • Изучение слов в контексте;
  • Автоматическое запоминание грамматики фраз.

Кроме того, метод Ильи Франка способствует развитию ассоциативных связок, когда читатель, не зная слова, угадывает его по знакомому корню или понимает значение благодаря контексту.

Продолжительность занятия ученик регулирует сам, а следить за прогрессом даже не придется: чем дальше вы продвигаетесь в чтении, тем больший лексический запас усваивается.

Методика Драгункина

По сравнению с уже приведенными способами, изучение английского языка по методу Александра Драгункина можно назвать реверсивным. Если Франк и Пимслер предлагают погружение в английский, то Драгункин наоборот адаптирует иностранный язык под русское восприятие.

Весь курс – это авторская переработка английских правил, использующая эффективные приемы для быстрого изучения языка. Автор максимально упрощает английскую грамматику, объясняя ее не только в доступной форме, но и на близком читателю языке, включая жаргонизмы и дружеское обращение «на ты». Для изучения иностранной лексики здесь активно используется метод ассоциаций, по которому английские слова сопоставляются со схожими по звучанию русскими выражениями.

В общем, это полноценная языковая система, рассчитанная на легкое и быстрое изучение английского языка самостоятельно с нуля. Но, нельзя умолчать и про недостатки. Драгункин не дает понимания логики английского, не учит британскому акценту и не рассматривает все нюансы грамматики, поэтому для серьезных целей такой подход вряд ли стоит использовать. Зато это хороший способ быстро выучить язык, отправляясь в путешествие или рабочую командировку.

Проект «Полиглот» (Дмитрий Петров)

Известный лингвист и полиглот Дмитрий Петров реализует свою систему преподавания языка в формате телешоу. В реалити участвуют 8 добровольцев, задача которых под руководством преподавателя освоить новый язык за 16 учебных часов. Каждый урок посвящен какой-либо грамматической теме, а также освоению новой лексики и «живому» общению.

Таким образом, автор успешно сочетает собственные методы обучения английскому языку с классической методикой преподавания иностранной речи группе учащихся. А видеоматериалы шоу с легкостью может использовать на своем пути к самообучению и владению английским каждый желающий.

Купить и скачать курс из 16 уроков английского языка начального уровня.

Языковые школы

Быстрые и качественные результаты дает методика изучения английского языка в иностранных языковых школах, где проводят курс интенсивного погружения в речь, культуру и традиции страны. По сути, это экспресс метод обучения, т.к. за ограниченный срок учащиеся должны проникнуться иностранной средой, и превратится в истинных британцев или американцев.

Принципиальные черты методики:

  1. Языковая школа – коммуникативный метод обучения. Общение здесь всегда главенствует над чтением, письмом и грамматикой. При этом акцент ставится больше на разговорную речь, чем на формальный английский.
  2. Активно практикуется использование кейсов. Они представляют собой игровые ситуации и обсуждения, способствующие вовлечению каждого ученика в процесс урока.
  3. Знания здесь преподает непосредственный носитель языка, а о таких понятиях как родная речь и перевод учащимся вовсе придется забыть. Все общение проводится только на иностранном языке.
  4. Учащийся может выбрать индивидуальное обучение или занятия в общих группах.

Если не учитывать финансовую сторону вопроса, у этого способа практически нет недостатков.

Разговорный подход (Шехтер)

Каждый автор стремится предложить по изучению языка лучшие приемы и методы. В поисках нового подхода к учебе Игорь Шехтер вывел свою систему освоения знаний в английском языке.

Обучение основывается на восприятии иностранной речи как родного языка. То есть, автор стремится развить в ученике способность использовать английский подсознательно, не задумываясь о правильности построения грамматических конструкций или подходящей лексике.

Вырабатывается этот навык с помощью кейсов и ситуативного мышления: разыгрываются небольшие этюды, в которых каждый ученик должен произнести свою реплику. При этом речь участников беседы спонтанна, никто заранее не готовит реплик и не знает темы кейсов.

Такие занятия проводятся ежедневно, продолжительность урока составляет 3 часа. Освоение курса разбито на 3-4 ступени, прохождение каждой из которых занимает месяц. Между этапами предусмотрен перерыв для закрепления полученных знаний.

Подборки Гунненмарка

Этот курс для самостоятельного изучения английского представляет собой набор приёмов, облегчающих освоение основ языка.

Метод основывается на анализе «речевых штампов», т.е. автор предлагает изучать только самые важные и часто встречающиеся в общении правила, фразы и слова. Учебные пособия так и называются «Миниграм», «Минифраз» и «Минилекс». Весь материал дополнительно иллюстрирован и озвучен носителями языка, поэтому методика считается идеальной базой для начала изучения английского.

Продолжительность и частоту занятий ученики регулируют самостоятельно.

Английский по фильмам, книгам и песням

Отдельно стоит упомянуть такие интересные методы изучения английского языка как просмотр фильмов, прослушивание песен и чтение книг в оригинале.

Да, совмещение личных интересов с учебой помогает развить тягу к занятиям и по-настоящему увлечься языком. Но, не думайте, что вы включите любимый фильм и сразу поймете все реплики героев. На самом деле это очень кропотливая работа.

Даже фильмы с субтитрами очень трудно разбирать, т.к. часто приходится останавливать воспроизведение файла, искать перевод непонятых слов и выписывать новые выражения в свой словарик. То же самое касается песен и книг на английском в оригинале. Поэтому, прежде чем приниматься за такую методику, здраво оцените свои силы. Мы бы рекомендовали приступать к подобной работе не раньше освоения среднего уровня знаний (Advanced).

Интерактивные игры и мобильные приложения

Не менее полезны в обучении инновационные технологии, в основе которых лежит игровая методика.

Электронные платформы преподносят материал в доступной форме и тщательно следят за закреплением полученной информации. Например, если вы набираете лексический запас и разучиваете карточки, мобильные приложения обязательно проверят усвоение информации по нескольким параметрам: восприятие на слух, написание и произношение.

Из наиболее популярных онлайн-сервисов, мобильных приложений и компьютерных программ стоит отметить:

Все они используют игровые методы обучения современному английскому языку. За успешные действия пользователи поощряются игровыми очками, а ошибки в ответах приводят к снижению рейтинга и постоянному повторению материала. К слову, система повторений основывается на глубоком анализе поведения пользователя: учитывается успешность запоминания и периодичность появления данного слова.

Интерактивные приложения отличное подспорье в изучении языка, но нельзя делать ставку только на использование программ. Рекомендуем сочетать игровые методы с основательными занятиями по грамматике.

Как выбрать свою методику изучения английского языка?

Подводя итог проведенному анализу методологии преподавания английского, необходимо выбрать наилучшие из представленных способов. Однако, это можно сделать только в индивидуальном порядке. Выбор правильной методики зависит от вас, мы же можем только порекомендовать критерии, от которых необходимо отталкиваться.

Итак, при выборе методики изучения английского языка, следует учесть такие факторы, как:

  • уровень собственной подготовленности;
  • количество времени, которое вы готовы посвятить занятиям;
  • финансовые возможности;
  • собственные приоритеты и желания.

Также, обязательно советуем провести анализ собственных чувств восприятия. Необходимо понять, как вам проще воспринимать информацию: на слух, посредством чтения учебников, с помощью видеоуроков, в игровой форме и т.д. Если вы подберете метод, подходящий вашему складу ума, характеру и интересам, успешная учеба сложится сама собой.

Успехов в изучении иностранного языка и до новых встреч на страницах сайта!

Источники: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/01/11/statya-po-teme-individualnyy-podkhod, http://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku, http://speakenglishwell.ru/metody-izucheniya-anglijskogo-yazyka-rpopulyarnyh-metodiki/

684 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector