Инновационные технологии в изучении английского

СОДЕРЖАНИЕ
0
23 просмотров
29 января 2019

Инновационные технологии на уроках английского языка

Автор: Долгих Марина Сергеевна, учитель английского языка ДОШ №62

Пояснительная записка. Учебный процесс базируется на модели смешанного обучения, которая помогает эффективно сочетать традиционные формы обучения и новые технологии. Развитие образования ХХІ века побуждает к внедрению инновационных технологий, формированию у учеников ключевых компетенций. Применение современных технологий, которые строятся на комплексном психологическом изучении личности всех участников учебно-воспитательного процесса, даёт возможность положительно развивать их интеллектуальную, социальную,духовную сферы,способствует и культурному самоутверждению.
Данная статья описывает коммуникативные методы, приёмы, использование инновационных технологий на уроке английского языка.
“Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…И чтобы дать ученикам искорку знаний,учителю надо впитать целое море света”. В. А. Сухомлинский

Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из “непререкаемого авторитета” стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания.
Коммуникативная методика, как одна из современных методик обучения английскому языку, способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но наблюдателем и консультантом. Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка является одной из главных задач. Большое внимание я стараюсь уделять технологии интерактивного обучения на уроках английского языка, которая ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения,участвовать в дискуссиях.
Основными методами интерактивного обучения, используемыми на моих уроках английского языка, являются: «Аквариум», «Незаконченное предложение», «Ассоциации», «Микрофон», «Карусель».
Например, в старших классах во время изучения темы “Проблемы молодёжи’’учащиеся в группах предлагают свои ассоциатиные ряды: “generation gap”, crisis of cultural and moral values, bad habits, increasing youth crime rate, growing housing problems. Во время дискуссии обсуждается каждый ассоциативный ряд, предлагаются пути решения. Учащиеся обсуждают и выбирают самые лучшие идеи своих групп: frank speaking with parents, a healthy way of life, going in for sports; out-of-class, out-of-school activity, reading books, self-correction, self-education, prohibition of selling cigarettes and alcohol drinks to the persons under 18; visiting museums, theatres, cinemas; communication with interesting persons; formation of moral values.

В начальных классах основное внимание уделяется игровым технологиям, которые помогают преодолеть “языковой барьер”. Лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие игры, использование песен, стихотворений помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и продуктивным.
Например, во время закрепления темы “Мир животных’’в 3 классе предлагается игра “Find the animal”. Учащиеся в группах составляют микромонологи, описывая любимое домашнее или дикое животное. Группы должны понять и найти правильную картинку по описанию животного. При выполнении данной игры формируются навыки говорения и аудирования.

T: The class is divided into two groups. The first group describes wild animals. The second group depicts domestic animals. The task of groups is to guess them.
GROUP 1: This animal likes honey and fish. It is brown. It sleeps in winter.This wild animal can swim and climb.
GROUP 2: Is it a bear?
GROUP 1: Yes, it is.
GROUP 2: This animal lives in the farm. It gives us milk and butter too. It’s very kind.
GROUP 2: Is it a cow?
GROUP 1: Yes, it is (etc).

Во время закрепления грамматического материала (Present Continuous) используется грамматическая игра “Пантомима”. Учащиеся из разных команд показывают действия жестами в соответствии с карточками. Остальные должны догадаться.

P1: Are you cleaning the room?
P2: No, I am not.
P1: Are you washing up?
P2: Yes, I am.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. При помощи игровых приёмов можно закрепить новый языковый материал и повторить пройденное. Например, при изучении глагола “to have” для развития логического мышления, активизации ранее усвоенной лексики и грамматической структуры используется упражнение с заданием: “ Раскройте содержание ключевой фразы”.
Ученик должен повторить её и добавить свою фразу, расширив высказывание:

T: I have a favourite toy.
P1: I have a favourite toy. It’s my ball. I like to play with a ball every day.
P2: I have a favourite toy. It’s my doll. Its name is Marry.
P3: I have a favourite toy. It’s my toy-car. It’s little and red.

На продвинутом этапе учащимся учитель предлагает им творческие задания, например, составление загадок: учащийся описывает внешность сказачного персонажа, класс должен угадать его.

P1: His face is round. His eyes are blue.He has a long nose. He has a father but
he has no mother. He is a nice wooden boy (Buratino).
P2: She has a round face, a small nose and small ears. She has blue eyes and
long blue hair. She is a very pretty girl (Malvina).
Я использую приёмы авторского метода Г. А. Китайгородской, комбинирую их с другими приёмами активизации речевой деятельности. Данный метод Китайгородской также называют методом «Активизации резервных возможностей личности и коллектива». Его нельзя назвать новым, так как он был разработан свыше 35 лет назад, однако он считается исключительно новаторским и уже ставшим классическим в области интенсивного обучения. Путь овладения человеком иностранным языком, согласно системе Китайгородской, очень похож с тем путём, идя по которому ребёнок осваивает свой родной язык. Ролевая игра является здесь ведущей во время активизации речевой деятельности учащихся. Вы можете быть «туристом», «гидом», «президентом фирмы» с любой страны. Во время обучения учащиеся могут общаться друг с другом в определённых ситуациях, которые максимально приближены к ситуациям в реальной жизни. Ролевое распределение довольно важно в таком методе обучения. На своих уроках я использую ролевые карточки, например:

1) You’ve lost your sister in the supermarket. She is only 5 years old. Explain the situation and ask the police to help you.
2) You are a stranger in London. Suddenly you’ve lost your way. Ask the residents of London to show you the way to the station.
3) In a Tourist’s Agency you ask an advice and recommendations about visiting the sights of London.
4) You are a doctor. You examine a patient and give him some recommendations. What will you recommend him to do in order to recover as quickly as possible?
5) You are a school-leaver. You have a doubt about your future profession. Ask your friends to advise you some modern professions.

Я выбираю необходимые ситуации-иллюстрации и ситуации-проблемы на конкретном материале, подготавливаю дидактический материал: (карточки-задания для каждого; подбираю группы учащихся, которые распределяют роли, ставлю задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики. Во время проведения ролевой игры я не перебиваю речь учащихся, не исправляю ошибки. После проведения игры анализирую её ход, отмечаю наиболее удачные и неудачные моменты, провожу работу над типичными ошибками.
Многократно сталкиваясь с трудностями построения высказывания на иностранном языке, учащийся часто теряет интерес к предмету. Поэтому большое внимание на своих уроках я также уделяю коммуникативной направленности обучения грамматике и лексике. Учащийся, хорошо владеющий лексическим и грамматическим материалом, быстрее других ориентируeтся в составлении диалогов.
Во время формирования лексических и грамматических навыков говорения я использую условно-речевые имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные упражнения. Ученик проходит путь от осознанной имитации к самостоятельному воспроизведению грамматической формы. Данные условно-речевые упражнения также используются на уроках при составлении микродиалогов, диалогов.
Во время составления диалогов используются также подстановочные таблицы. Например, в 5 классе во время изучения темы “Одежда. Покупки” предлагается следующая подстановочная таблица:

— Good morning. Can I help you?
— I’m looking for…
— The …(is are) over there, near the fitting room.
— What colour?
— …
— What size are you?
— …
— I think that it they…(suits suit) you perfectly.
— How much (is it are they) ?
— It they (costs cost) … pounds.
— Here you are.
— Thank you. Have a nice day!
— …
На следующем этапе учащиеся выполняют роль покупателя и продавца без опоры на таблицу. Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевой, ситуативной игры на моих уроках.
Использование стихотворений и песен позволяет учащимся также запоминать определённые грамматические конструкции, лексику, необходимые для развития речи. Например, во время формирования лексических навыков говорения, изучения дней недели в 3 классе используется следующее стихотворение:

My week
— Dick, let’s play hide-and-seek.
— Oh, no, I’m very busy every week.
— I go to the cinema on Sunday,
— I go to the theatre on Monday,
— I go to the park on Tuesday,
— I go to the stadium on Wednesday,
— I go to the concert on Thursday,
— I go to the circus on Friday,
— I go to the country on Saturday.

Формирую у учащихся также навыки самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Метод проектов в средних и старших классах считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать английский язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю также задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики используют знания и умения в английском языке в новых нестандартных ситуациях. Методика проектного обучения используется мною в основном для обобщения знаний и умений по пройденной теме, то есть защита проектов, как правило, происходит на последних уроках изучаемой темы. Например, в 8 классе учащиеся составляли проекты “Our favourite writers’’, “A healthy way of life’’, “Popular music”, “English-speaking countries”.

Метод проектов также позволяет создать на моём уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Особенностью проекта, реализуемого на уроках английского языка, является общение как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнёрского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, странноведческих реалий и их активизация.
Проектные технологии и технология развития критического мышления помогают на моих уроках готовить учащихся к научно-исследовательской деятельности в Малой академии наук. Защищая свой проект, учащиеся приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения, развивают свои ораторские способности, логическое мышление, умение аргументировать свою позицию.
С моей точки зрения, одной из перспективных технологий опережающего «самообучающегося» характера, базирующейся на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и компетентностно-ориентированном подходах, является коучинг. По мнению Тимоти Голви, коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности; коучинг не учит, а помогает учиться.
В развитии творческих способностей учащихся к научно-исследовательской работе мне также помогает данная технология. Основа методологии и инструментария коучинга – интерактивное общение, дискуссия: вопрос-ответ, независимый взгляд со стороны, партнёрские взаимоотношения между учителем-консультантом и учеником.
Проект 10-У класса “Art”

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Постановка проблемы. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

По мнению Е.С.Полат, современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. [3]

Среди ученых, которые занимаются исследованем, разработкой и внедрением в учебный процесс инновационных технологий следует отметить работы Е.Н.Пехоты, Е.С.Полат, И.Н.Дичковской, Л.С.Подымовой, С.В.Новикова, В.А. Сластёнина и др.

Целью статьи является анализ и определение наиболее эффективных путей использования инновационных технологий в обочении иностранному языку.

Изложение основного материала. Анализ современных исследований позволяет определить инновационные технологии как целенаправленное введение в практику оригинальных, новаторских способов, приёмов, педагогических действий и средств, которые охватывают целостный учебно-воспитательный процесс от определения его цели до ожидаемых результатов и способствуют повышению качества обучения, например: ролевые и деловые игры, проблемное обучение, защита творческих проектов, исследовательская работа и др. [1, 2]

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники.

По мнению Питера Дэннинга, на уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка [4].

Например, при изучении темы «Наша планета» по английскому языку, учитель может использовать компьютер для показа популярной в англоязычных странах рекламы в защиту окружающей среды, прав животных и т.д. Для воздействия на эмоциональную сферу деятельности учащихся и повышения их знаний об уровне проблемы и путях ее решения за рубежом, учитель может побеседовать с детьми об известных людях Англии (или других англоязычных стран), которые сделали свой вклад в решение данной проблемы, а также прослушать их песни, посмотреть интервью с их участием и т. д. Учитель может предложить детям поучаствовать в международных проектах. Ученики могут написать сочинение, нарисовать комикс и выложить это на сайт, посвященный защите окружающей среды. Таким образом, ученики не только усвоят грамматический и лексический материал урока, но и получат возможность сделать свой вклад в улучшение окружающей среды, закрепляя изученный материал средствами информационных технологий.

Выводы. Следовательно, можно сделать вывод, что применение информационных технологий на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось в условиях традиционного обучения. Кроме того, при использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки, а материал при использовании компьютера усваивается прочнее. Это даёт учителю возможность уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

  1. Дичковская И.Н. Инновационные педагогические технологии: уч. пособие. — К.: Академвидав, 2004. — 416с.
  2. Образовательные технологии: уч.-метод. пособие / [Пехота Е.Н., Кихтенко А.З., Любарская O.Н. и др.]; под общ. ред. Е.Н. Пехоты. — К.:А.С.К., 2001. — 256с.
  3. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  4. Denning, P. Building a Culture of Innovation. Ubiquity 5(5), 2004.- р.1-13.

Студенческий научный форум — 2012
IV Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Инновационные технологии в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Куличкова Елена Александровна

Цель обучения иностранному языку это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи педагога активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Существует множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание и повышающих интерес учащихся к иностранному языку.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Куличкова Елена Александровна,

Innovative technologies in teaching a foreign language

The main purpose of teaching foreign language is communicative activity of students or working knowledge of foreign language. The task of the teacher is to reinforce the work of each student in the learning process and to come up with a situation for their creativity. There are many non-standard forms of work of the teacher activating attention and increasing the students’ interest in learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обучении иностранному языку»

Куличкова Елена Александровна, преподаватель английского языка, ГАПОУ «Чистопольский сельскохозяйственный

техникум им. Г.И. Усманова» e-mail: elena-kulichkova-64@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Цель обучения иностранному языку — это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи педагога — активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Существует множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание и повышающих интерес учащихся к иностранному языку.

Ключевые слова: общение, инновации, современные технологии, компьютеризация, знания.

The main purpose of teaching foreign language is communicative activity of students or working knowledge of foreign language. The task of the teacher is to reinforce the work of each student in the learning process and to come up with a situation for their creativity. There are many non-standard forms of work of the teacher activating attention and increasing the students’ interest in learning foreign languages.

Key words: communication, innovation, modern technologies, computerization, knowledge.

Страна шагнула в третье тысячелетие, которое выдвигает принципиально новые требования к подготовке специалистов. Они должны обладать рыночным мышлением, предприимчивостью, умением принимать смелые решения, качественно знать три языка — два государственных (татарский и русский) и иностранный.

Процессы глобализации, интенсивное развитие коммуникаций, интернета, дистанционных форм образования ставят основным требованием к современным работникам знание языков. Поэтому обучение иностранному языку рассматривается как необходимое звено в общей программе гуманитаризации образования.

Современным специалистам необходимы качества личности, основанные не только на логике, но и на интуиции и творчестве: рациональное и образно-чувственное мышление, рефлексию, оперативное реагирование на ситуацию, целеустремленность, умение принимать решения в условиях неопределенности, конкурентоспособность. Конкурентоспособность предполагает наличие у специалиста таких качеств, умений и способностей, как здоровье, интеллект, высокая работоспособность, организованность, креативность, дисциплинированность, наличие деловых связей, коммуникабельность и коммуникативные умения.

Овладение иностранным языком необходимо и в повседневной жизни, и на производстве: связи с зарубежными партнерами, загранкомандировки, оснащение производства импортным оборудованием, деловая переписка, компьютеры. За что ни возьмись, все требует знания в основном английского языка.

Язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяя осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни.

Немалый успех работы зависит от методов обучения. Огромное разнообразие видов деятельности преподавателей и студентов на уроке — это и есть методы обучения.

За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов. Обычно их называют «активными методами обучения».

Из таких методов наиболее распространенный — дидактические игры. Дидактические игры — это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентирует свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.

В условиях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов широкое применение находят деловые игры. Их цель — формирование и отработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. Студенты обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия, принимают оптимальные решения, решают экономические проблемы.

К активным методам относятся проблемное обучение. Студенты сталкиваются с учебными, жизненными и производственными ситуациями.

К активным методам относится и внеклассная работа: проведение конкурсов, олимпиад, КВНов, викторин,

пресс-конференции, например, проведение недели естественнонаучных дисциплин. Проведение конкурса на лучшего чтеца, выявляющий правильность произношения и общую выразительность речи. Конкурс на лучшего переводчика-синхрониста, который дает возможность выявить понимание речи на слух. Конкурс на лучшего переводчика-референта выявляет умение понимать иноязычный текст при чтении. Конкурс на лучшего рассказчика дает возможность выявить умение строить связное высказывание. Конкурс на лучшего собеседника выявляет умение вести диалог, обмениваться репликами.

Викторину можно проводить на любом этапе обучения иностранному языку. Ее предметом могут быть страноведческие знания. Кружок разговорной речи является огромным полем деятельности преподавателя, где можно использовать приемы, присущие интенсивным методам. Это и создание атмосферы, благоприятствующей общению.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и других обучающих средств. Современный учитель отказывается от готовых методических «рецептов», жестко регламентирующих деятельность

в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам, в пользу эффективного использования новых технологий в учебном процессе. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя — активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обу-ченности, склонностей и т.д.

Современные технологии — это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание

всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает «международная сеть» (англ. international net). Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы и заканчивая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье «Компьютеры в школе» пишут: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучении других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может «дружелюбно» общаться с пользователем и в какие-то моменты «поддерживать» его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полез-

ным при индивидуализации определенных аспектов преподавания».

Основная цель изучения иностранного языка — формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла — это международное, многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно — самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернетом, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, учащиеся обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание студентов концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Компьютер лоялен к разнообразию ответов учащихся, он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором, для развития индивидуальности.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернету.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

— электронную почту (e-mail);

— видеоконференции и веби-нары;

— возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

— доступ к информационным ресурсам;

— разговор в сети (Chat, Twitter).

Эти ресурсы коммуникативной

и межкультурной компетенции невозможны без практики общения, и использование ресурсов Интернета на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет всего лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России. Обучение иностранному языку, как часть образовательного процесса, не может остаться в стороне этих глобальных изменений в школе. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе повышает интерес к учебе, но и возможность регулировать учебные задачи по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.

Компьютер — это средство, используемое преподавателем, который может выполнять разнообразные функции в процессе обучения иностранным языкам:

— средство создания текстов на изучаемом языке;

— средство обработки и хранения статистической информации об учебной деятельности;

— средство коммуникации с носителями языка в системе электронной почты.

Основными направлениями использования информационно-коммуникативных технологии учителями иностранного языка являются: мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, тестирование на компьютерах, дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты, уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, лабораторных работ, докладов студентов, проектная деятельность и многое другое. Все эти приемы и формы работы, кроме телекоммуникационных проектов, я применяю на различных этапах урока и в различных видах речевой деятельности. Методически формы работы с компьютером на занятиях английского языка могут быть различными: освоение нового материала или его закрепление с использованием обучающих программ, написание сочинений, изложений, диктантов, использование программ-переводчиков при работе со сложными текстами, проверка грамотности и правописания на английском языке, использование программ-тренажеров для пополнения словарного запаса.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо

аудиторной доски проектирование слайд-фильмов и опорных таблиц с экрана компьютера на большой настенный экран. Применение компьютерной презентации позволяет существенно повысить эффективность урока. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования.

Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях это может принести вред или быть утомительным, однако в тех случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволяет существенно повысить эффективность урока.

В настоящее время внедрение компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения английского языка. Процесс внедрения компьютерных технологий происходит постоянно, он проникает во все сферы деятельности человека. Но самое главное, что он ведет к ускоренному развитию личности, тем самым повышает общий уровень образования.

Изучение английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий дает студентам возможность самостоятельно принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, создавать блоги. Они могут получать любую инфор-

мацию по проблеме, над которой работают: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу, фильмы и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов позволяют моим студентам углубить свои знания.

В своей работе я активно использую электронные учебники. Достоинством электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний — компьютерное тестирование. Электронные словари также соединяют в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дают возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. Все современные

электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.

средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи. Основной целью обучения иностранному языку в профессиональных учебных заведениях является подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики, и воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах или олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что также требует особого вида подготовки. Использование современных средств обучения, внедрение активных и интерактивных методов и примене-

ние инновационных технологий позволяют успешно решать эти задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азимов Э.Г. «Интернет на уроках английского языка», «Иностранные языки в

школе», 2001, № 1, с.45-50.

2. Барменкова О.И. «Видеозанятия в системе обучения иностранной речи», «Иностранные языки в школе», 1999, №3, с. 20-25.

3. Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка. «Иностранные языки в школе», 2002, № 3, с. 33-41.

Кондратьева Мария Александровна, кандидат филологических

наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АНТОНИМИЧНЫХ СРАВНЕНИЙ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

В данной статье изучается стилистический потенциал антонимичных сравнений в немецком языке на материале современных публицистических текстов. Сравнение представлено как многоаспектное понятие. Выделяются различные классификации антитезы.

Ключевые слова: сравнение, стилистический потенциал, антитеза, антонимы, оксюморон.

The article studies the stylistic potential of antonymous comparisons in German on material of modern publicistic texts. Comparison is presented as multidimensional concept. Various classifications of an antithesis are allocated.

Keywords: comparison, stylistic potential, antithesis, antonyms, oxymoron.

Сравнение, являясь одной из наи- ление и выступает объектом иссле-более частых мыслительных опе- дования целого ряда наук. Риторика

раций, осуществляемых человеком, исследует выразительные возмож-представляет собой многогранное яв- ности сравнения. Философский энци-

Источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-sergevna-dolgih/statja-inovacionye-tehnologi-na-urokah-angliiskogo-jazyka.html, http://scienceforum.ru/2012/250/2104, http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku

Комментировать
0
23 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев