Инновационный проект изучение английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
146 просмотров
29 января 2019

Проект по английскому языку на тему:
Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ.

Предварительный просмотр:

«Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников
и повышения результативности обучения»

Выполнила: Зеленцова Н. И., учитель английского языка

Введение………………………………………………………………. ………..3
1 Основные особенности креативного мышления на уроках английского языка……………………………………………………………………….……..5

2 Методы и приемы для формирования креативного мышления…………… 6

2.1 Проектная деятельность, формирующая активное самостоятельное мышление ребенка……………………………………………………………….6
2.2 Ролевые игры как метод обучения и развитие речевых навыков………. 8
2.3 Опыт использования элементов технологии “Моя копилка” на уроках английского языка……………………………………………………………….9
2.4 Интерактивные методы обучения – эффективный метод на начальной ступени обучения грамматическим аспектам английского языка ………….12

На сегодняшний день в нашей стране, креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.
Иностранный язык как общеобразовательный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности ( говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой кругозор, развивать свое креативное мышление, память, чувства, эмоции. Прежде всего, английский язык как учебный предмет-это дополнительное «окно» в мир. Это средство для пополнения знаний, то есть на занятиях учащиеся пополняют и расширяют знания и представления, полученные ими по другим предметам: литературе, музыке, истории, географии и др.
Определяя возможное развитие креативности у младших школьников (общих творческих способностей), необходимо опираться на сформированную в научной литературе точку зрения о том, что сензитивный период приходится на 8-9 лет. Именно в этом возрасте формируются и начинают развиваться такие качества личности как новизна, критичность, направленность на творчество, способность преобразовывать.
Развитие креативности должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей младших школьников и особенностей содержания предмета в школе.
Одним из ключевых компонентов лексического капитала является знание английского языка как средство делового и международного общения.
В рамках данной задачи предусмотрено сохранение широкого образовательного пространства процесса обучения иностранным языкам.
Актуальность данного проекта состоит в том, что инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у младших школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод мини-проекта, элементы технологии “Моя копилка”, ИКТ. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.
Исходя из вышесказанного, можно выделить проблемы наиболее актуальные и значимые в сегодняшнем, быстро меняющимся мире:
1. преобладание все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по иностранному языку, наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение иностранному языку, как наиболее значимых социальному заказу общества и современным целям образования;
2. возрастание роли английского языка в современном мире, серьезная увлеченность компьютерными технологиями обучающимися с одной стороны и снижение мотивации к учебной деятельности и познавательного интереса школьников;
3. возрастающая практическая значимость школьного курса иностранного языка и дефицит учебного времени.
Объектом проекта является — процесс формирования креативности младших школьников.
Предметом — использование ИКТ на уроках английского языка для повышения результативности обучения
Методами является: наблюдение, синтез и анализ, диагностика
Цель проекта: формирование устойчивого познавательного интереса обучающихся, креативного подхода к изучению английского языка средствами инновационных коммуникационных технологий
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.
– применение инновационных технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;
– рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, элементов технологии МК, использование ИКТ, приемов технологии критического мышления.

Гипотеза: если целенаправленно, эффективно использовать ИКТ на уроках английского языка, креативное мышление, то это будет «живительным источником» активизации познавательного интереса и повышения результативности обучающихся..
Инновационная деятельность – это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у младших школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Именно для начальной школы, в которой обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития, особенно актуально использование метода проекта, ролевых игр и др.

Методы и приемы, формирующие креативное мышление
Проектная технология.

В начальной школе возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проекты могут быть индивидуальными ( например, коллаж или буклет “Разрешите представиться – это я”, “Мое фамильное дерево”) и групповыми (“Мы о себе”, “Моя школа”).
На уроках во вторых–четвертых классах возможно использование следующих проектных заданий:
1. “Я-журналист”. Детям были предложены различные варианты анкетного опроса:
а) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьет) за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету” (на экран проецируется таблица):
Имя Еда Напитки

б) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто и как проводит свободное время. Заполни следующую анкету” (на экране таблица):

Имя День недели Вид занятий

2. “Мы оформляем коллаж”. Каждый ребенок дома работает самостоятельно, используя фотографии, рисунки, создание ‘слайд – презентаций’; предлагаю детям темы и примерный план:
а) “I am happy” (имя, имена моих родителей, сестер, братьев; адрес; мой возраст; день рождения; моя внешность; мои интересы);
б) “My favorite clothes”
3. “Fruit salad/ Vegetable salad” (проводится в рамках темы “Food”) Заранее распределяется, кто и что приносит в класс (посуду, овощи, фрукты). На уроке организуется тренировка детей в употреблении лексики, необходимых для общения и клише (с опорой на принесенные предметы и совместно созданные слайд – презентации), с помощью гиперссылки дети проверяют правильность своих высказываний. Затем класс разбивается на группы, каждая получает свое задание (на английском языке) – натереть морковь (grate the carrots), нарезать свеклу кубиками (cut into cubes beets) натереть на терке яблоко (grate the apples), почистить апельсин (clean orange), украсить салат (decorate salad), накрыть на стол (set the table) и т.д. Группа выполняет на столе все указания шеф-повара (chief-cooker) с соответствующей вывеской: “Фруктовый салад”, “Овощной салат”.
Учитель – “консультант” задает вопросы на английском языке: “Что ты делаешь?”, “Что это?”, “Какого цвета?”, дает советы: “Режь аккуратно”, комментирует действия детей: “Молодец, ты делаешь все правильно” и т.д.

Ролевые игры
Продуманная игра в английском языке − это одновременно и обучение, и развитие речевых навыков, и тренировка памяти, и коррекция произношения, и повторение всего того, что уже знакомо. Важно и то, что игры универсальны в том смысле, что они могут быть использованы и как обучение, и как проверка или аудит знаний.
Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка, ученики представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Социальные (врач, продавец), межличностные (друзья, одноклассники), психологические (нейтральные, позитивные, негативные персонажи) роли, которые исполняют ученики, способствуют тому, что они учатся общаться и обсуждать вопросы, понимать и оценивать чувства других людей, решать проблемы. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков.

1. Игра: «Близнецы»
Цель: активизация навыков и умений порождения монологических высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в диалог.
Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу.

2. Игра-спектакль.
Эффективной и продуктивной формой обучения является игра-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Например инсценировка сказки «Колобок» (tale about Kolobok)

3. Ролевая игра “Послы”.
Класс делится на подгруппы, не менее 5 человек. Каждая группа загадывает, например, профессию или животного, или знаменитость и т.д. Приняв на себя данную роль, один представитель идет в другую группу и отвечает там на вопросы от имени этого персонажа. Если догадываются, кто он, его берут в “плен”, а группа выбирает другого посла. Выигрывает та группа, которая смогла взять в плен большое количество пленников.

Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она
— способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;
— усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;
— даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.
Поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Опыт использования элементов технологии “Моя копилка” на уроках английского языка.

Демонстрация учащимися своих достижений. Этому способствует работа детей с разделом – “Моя копилка” и их участие в выставках, конкурсах. Это раздел, с которым дети работают постоянно. “Копилка” – это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, альбом с подписями на английском языке, грамматические таблицы, схемы, фотографии детей, аппликации, поделки. Работе с “Копилкой” посвящаю целый урок один раз в четверть. Ученики получают задание работать в парах, демонстрируя свои “Копилки” друг другу, сами выбирают материалы, которые считают наиболее интересными и ценными. Например, изучая тему “Животные”, дети готовят рисунки, фотографии,коллажи своих домашних любимчиков. Они рассказывают друг другу про своих питомцев, затем объединяются в небольшие группы и каждая группа готовит обзор своих “Копилок” для презентации всему классу. Дети младшего школьного возраста воспринимают мир целостно. Их любимые занятия – рисование, раскрашивание, конструирование (в том числе грамматических символов), пение. Предлагаю им рисовать и комментировать нарисованное на английском языке.

Используя геометрические фигурки, которые есть в их “копилках”, конструируем грамматические структуры (повествовательные и вопросительные предложения), поем песенки, пропевая речевые образцы, жестами и движениями передаем содержание. Это помогает выработке правильной интонации и артикуляции звуков.
Применение технологии критического мышления на уроках английского языка. Используются на уроках следующие приемы: “Верные и неверные утверждения”, “Перепутанные логические цепочки”, “Ключевые термины”.

— Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму:

1. Red, white, blue –
2. Yellow, grey, green –
3. Purple, orange, black – a) Where have you been?
b) To London down and back.
c) How do you do?
(По теме “Цвета”)

— Учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме “Времена года”), которое они слушают:
1. Yellow leaves, orange leaves,
Red and green and brown.
Rainy time, windy time,
Autumn comes to town.
2.The snow is falling,
The wind is blowing.
The ground is white
All day and all night.

— Тема “Мой домашний любимчик”. Учащиеся воссоздают текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала:

1. I’ve got a dog,
5. I take him out
12. He loves me, too!
4. His nose is black. 8. We run and play.
11. I love my dog!
9. Such clever tricks
7. Such fun we have! 2. His name is Jack.
6. Every day,
3. His head is white,
10. My dog can do.

— Тема « Праздник алфавита». Учащимся представляются логические загадки, прослушав которые по рифме назвать подходящую букву.

1.Очень рады караси, приплыла к ним буква… (С)
2.Чтобы стать силачом, каждый день поднимай на штангу похожую буковку…(O)
3.Как дела? Да всё ОК, уверяет буква…(K)
4.Воды в аквариум налью и поселю в нём букву… (Q)
5.На ручку дверную, дружок, погляди: она так похожа на буковку…(D)
6. «Ты лучше мотыльков лови»,- сказала Вике буква… (E)
7. Расчешет волосы твои сестра расчёски буква…®
8. Я пять голов забить сумел, взяв вместо клюшки букву…(L)
9. Лиса, на камушек присев, гладит шёрстку, буквой…(F)
10. На страницах английских газет я всегда нахожу букву…(Z)

Интерактивные методы обучения особенно эффективны на начальной ступени обучения грамматическим аспектам английского языка.

Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления знаний. А задача современного учителя — не преподносить знания школьникам, а более практичная, приземлённая — создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. В процессе обучения английскому языку наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. В основе такого взаимодействия лежит механизм интеракции, что означает обучение, построенное на взаимодействии, воздействии.

Интерактивность — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Cледует признать, что интерактивное обучение-это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет ввиду вполне конкретные, и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, а самое главное учащийся благодаря системному применению интерактивных методов повысит свою результативность, значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках. Снижается утомляемость, учащийся не имеет возможности отсидеться, работают все, появляется интерес к изучаемому материалу, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

— Урок-мюзикл.
Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение, и восстанавливает работоспособность учащихся.

— Проведение разминок, фонетических зарядок на английском языке.
Разнообразные мультимедийные игры, песни, стихотворения, мультфильмы, аудио способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.
Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы как “Euro Tallk”, “Learn to Speak English”. Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету.

Внеклассная работа. Положительное влияние на развитие креативных способностей учащихся, повышение уровня знаний по предмету оказывает внеклассная работа. Недели иностранного языка, фестивали культур стали традиционными, фестиваль языков народов Казахстана.
Инновационные формы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат на уроках английского языка.
Планируя уроки, учитель должен думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремился создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе. Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование креативной личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.

Педагогический проект по теме «Компетентностный подход в обучении английскому языку с инновационными технологиями»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Аннотация

Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования, которое ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Иностранный язык выступает как инструмент общекультурного развития человека.

Вся урочная и внеурочная деятельность должны быть направлены на формирование компетенций у обучающихся. Решить эту проблему поможет использование современных развивающих технологий в образовательном процессе.

Данный проект является практико-ориентированным. В своей работе автор предлагает компетентностно — ориентированные уроки.

Цель проекта: обеспечить формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка с использованием возможностей современных образовательных технологий. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности в процессе изучения английского языка для развития способностей и реализации своих интересов в учении;
  • приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • развивать навыки самоорганизации в процессе обучения иностранному языку;
  • воспитывать толерантность к иноязычной культуре.

Проект является долгосрочным и рассчитан на обучающихся 2 – 11 классов.

Введение

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, которое ориентировано на свободное развитие человека, его продуктивной адаптации в меняющемся мире.

“Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации”.*

*Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” 04 февраля 2010 г. Приказ – 271. http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

Одним из перспективных подходов, позволяющих решить поставленные перед современной системой образования задачи, признается компетентностный подход.

Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С., Хуторского А.В., а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся во мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Принципиальное отличие концепции компетентностного подхода в образовании от имеющейся ранее предметно-ориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.

В качестве одного из решений поставленной задачи является включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования. Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов – знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально – ценностных отношений в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырёх типов опыта позволяет сформировать у обучающихся способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка

Наиболее полно компетентностный подход сегодня разработан в школе А.В.Хуторского, доктора педагогических наук, который предложил следующую классификацию компетенций:

  • ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования (метапредметному, то есть надпредметному – общему для всех предметов);
  • общепредметные компетенции — относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные компетенции;
  • частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций А.В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций.

Рассмотрим, каким образом можно формировать ключевые компетенции средствами уроков английского языка и какие технологии дают больше возможностей для формирования той или иной компетенции у обучающихся.

Ценностно-смысловые компетенции

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств, уяснения общечеловеческих принципов бытия.

Уроки иностранного языка – благодатная почва для этого. Для развития данной компетенции широкие возможности даёт проблемное обучение (приложение 1).

Общекультурные компетенции

Круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Выполнение этой задачи позволяет обучающимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, а также помогает выработать у себя толерантность.

Формирование у детей общекультурной компетенции происходит на уроках при изучении обычаев и традиций в англоязычных странах (приложение 2).

Более того, актуальность данного направления позволила мне обучиться на дистанционных курсах повышения квалификации по теме “Стратегии речевого поведения в англоязычной среде”. Результатом обучения стала зачётная работа: “План курса “Let Us Try To Be Polite!” (приложение 3).

Духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки, изучаемые на уроках английского языка (приложение 4).

Внеклассная работа по предмету также располагает широкими возможностями формирования у обучающихся общекультурной компетенции (приложение 5).

Учебно-познавательные компетенции

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Реализация данной компетенции перекликается с технологиями развивающего обучения. Для успешной организации процесса развития – самореализации ребёнка, а значит, его потребностей – способностей: сенсорных, интеллектуальных, духовных – большие возможности даёт технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (КИМ). Автором данной технологии является К.Я. Вазина, профессор, зав. кафедрой Нижегородского института повышения квалификации работников профтехобразования (приложение 6).

Информационные компетенции

При помощи информационных технологий (аудио — видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учиться искать и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы.

Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции (приложение 7).

Автор систематически использует ИКТ на уроках английского языка (приложение 8).

Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.

Метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности обучающихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности, т.е. для развития коммуникативной компетентности (приложение 9).

При формировании коммуникативной компетенции (в частности при обучении монологу и диалогу) главное место отводится ролевой игре. “Вживаясь” в какую-либо роль, ребёнку легче раскрепоститься и начать говорить на английском языке. При обучении говорению автор использует эвристический метод эмпатии (“вживания в образ”) (приложение 10).

Автор также использует следующие приёмы: кластер — “Виноградная гроздь”, словесная паутинка (ассоциации), синквейн, метод “Знаем — хотим узнать – узнали” (приложение 11).

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Обучающийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Социально-трудовая компетенция имеет тесную связь с коммуникативной. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ – ролевая игра. Дети учатся вести диалог, выбирая различные общественные роли. Например, по теме “Узнаём больше о Лондоне” в 7 классе, обучающиеся играют роли полицейского, прохожего, иностранца, жителя Лондона, экскурсовода и т.д.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Личность обучающегося, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции. Создавая тот или иной урок, важно продумывать такие ситуации, которые давали бы возможность развивать внутреннюю культуру ребёнка, его правильное мировоззрение (приложение 12).

Возможность развития данной компетенции имеется при работе над любой темой.

Вывод: обучая английскому языку, используя современные инновационные технологии, автор создаёт максимум возможностей для формирования ключевых компетенций у обучающихся. Арсеналом таких возможностей обладает каждый урок английского языка.

Заключение

Опыт работы показывает, что использование современных образовательных технологий в учебном процессе способствует формированию у обучающихся ключевых компетенций, которые определены как социальный запрос и являются необходимым условием модернизации российского образования.

Очевидно, что каждый урок английского языка даёт широкие возможности для развития ключевых компетенции. Однако развивающие технологии дают больше возможностей для формирования определённых компетенций у обучающихся.

Эффективность педагогического опыта по теме “Реализация компетентностного подхода к обучению английского языка средствами инновационных технологий” отражена в результатах деятельности педагога. Показателями сформированности ключевых компетенций у обучающихся являются предметные способности (результаты по успеваемости, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня), метапредметные способности и показатели личностного развития обучающихся.

Использование описанных в работе технологий послужило повышению мотивации к изучению английского языка, что, в свою очередь, отразилось на результатах работы педагога (приложение 13).

Применение инновационных технологий в обучении детей английскому языку в дополнительном образовании

Методический сборник по применению инновационных технологий в обучении детей английскому языку предназначен для преподавателей английского языка. Используется в работе в течении учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий в обучении детей английскому языку в дополнительном образовании»

Применение инновационных технологий

в обучении детей английскому языку в

Из опыта работы педагога дополнительного образования первой квалификационной категории Макарычевой З.А.

Знание иностранных языков сегодня- не только культурная, но и экономи-ческая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства , бизнеса . Коммуникативно – речевое и социокультурное развитие школьников , развитие их способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в «диалоге культур» помогают учащимся осознать роль иностранного языка как средства международного общения. Тенденции современного образования , в том числе и ученики заставляют учителя идти в ногу со временем , осваивать новые педагогические технологии. Современного школьника очень трудно удивить , поэтому преподавателю постоянно приходится быть в творческом поиске и пробовать применять на практике всевозможные нестандартные приемы и методы обучения для повышения их мотивации к изучению английского языка. Затрагивая личность обучаемого , его эмоции и чувства . преподаватель тем самым стимулирует речевые , когнитивные , творческие способности учащихся.

Согласно образовательному стандарту, обучение английскому языку преследует две основные цели: — развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, учебно- познавательной компетенций ; — развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка: а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний; б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках; в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; г) формирование гражданина и патриота. Поставленные цели могут быть реализованы при применении всех групп образовательных технологий , в том числе инновационных.

Применение инновационных технологий в обучении английскому языку.

В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к системе образования и результатам обучения, образовательный процесс строится на основе деятельностного подхода, использования интерактивных форм и методов обучения, предполагаемые задания носят личностный смысл и направлены на активное речевое развитие. В основе интерактивных методов обучения лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии. Следует отметить, что образовательные технологии не используются изолированно. Идет активный процесс их интеграции. Технология интегрированного обучения является основополагающей на занятиях английского языка. Интегрированные занятия не отличаются от традиционных занятий по типам и формам. Это занятия формирования навыков и умений, занятия их развития, занятия их применения на практике и занятия контроля и проверки. Различие в том, что все типы и формы интегрированных занятий подразумевают достаточно большой информационный блок на самом занятии и самостоятельную работу по решению какой-либо задачи. Исходя из опыта, могу утверждать, что изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. Технология интегрированного обучения позволяет сделать процесс изучения английского языка более эффективным. Здесь эта технология реализуется посредством применения разнообразных методов и форм работы. Основная задача преподавателя в обучении детей умениям самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Для этого в своей работе я применяю несколько описанных ниже технологий.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом. Что практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают .Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: ученик – учитель, ученик – ученик, при этом каждый является равноправным, равнозначным субъектом обучения. Интерактивные формы успешно решают задачи активного погружения учеников в языковую среду, включения в освоение языкового материала посредством практической деятельности, способствует повышению мотивации в изучении английского языка, формированию умения самостоятельно ее решить, развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом, работы в команде, самоконтроля. Учебный процесс проходит в постоянном взаимодействии всех учеников и преподавателя. К интерактивным технологиям относятся активные формы и методы, такие, как: игры – соревнования, ролевые игры, круглый стол, дискуссии, занятия — фантазии, карусели, аквариумы.

Технология обучения в сотрудничестве.

С первых занятий в группе выявляются сильные и слабые ученики, и в дальнейшем это разделение становится все больше. Сильный ученик быстро усваивает материал и не допускает ошибок в выполнении заданий, это означает, что он научился его выполнять, и ему дополнительная практика не нужна. В то время, когда слабому ученику требуется еще помощь и время, сильный ученик всегда желает идти вперед. Технология обучения в сотрудничестве помогает решить эту проблему. Согласно этой технологии предполагается, что оказание помощи слабым ученикам дети в состоянии взять на себя, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в сотрудничестве. Это означает также, что каждый ученик учиться в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если каждый затрачивает одинаковые усилия для достижения своего уровня ЗУН, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что каждый сделал, что мог. Если оценивать усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация. Практика показывает, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее, и это касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи должно быть естественным для каждого ребенка. Технология сотрудничества решает одну из главных задач на учебном занятии – обеспечение активной деятельности каждого ученика в течении всего занятия, максимальное увеличение времени говорения каждого. Групповое взаимодействие, направленное на решение учебной задачи, в которое каждый вносит свой вклад, стимулирует активность каждого ученика. Сюда относятся работа в парах с постоянно меняющимся или постоянным собеседником, малые группы и ротационные (сменные) тройки.

Технология сотрудничества является основной при работе над проектом. В основе технологии проекта лежит развитие познавательных навыков учеников, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Работая над проектом, ученики понимают, для чего они изучают новые слова и грамматические явления, где и как они смогут эти знания применить. Задача преподавателя – организовать самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика в ходе работы над проектом. Проекты могут быть творческие, информативные, фантастические и др. Работая над проектом по одной теме, ученики изучают все аспекты проблемы. Выполняя проектные задания, предусмотренные программой, учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности, готовя проекты как индивидуально, так и в небольших группах , осуществляют самостоятельный поиск и организацию дополнительного материала, в том числе с использованием новых информационных технологий. Ученики объединяются в группы и у каждого ученика в группе своя задача, выполнение которой и является важной формой работы, обеспечивающей успешный результат. Технология проекта дает положительные результаты и на начальной ступени обучения. Более того, чем раньше ученики начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становиться неотъемлемой частью учебного процесса.

Проектная работа учащихсям первого года обучения«Family tree».

В работу над проектом входит поиск инфор-мации о членах своей семьи, оформление фамильного дерева, ученики приклеивают фото своих род- ственников и информацию о них в предложенный препода вателем образец или выполняют оформле- ние сами. Технология использования аутентичных видеокурсов.

Именно эта технология помогает моделировать ситуации, при которых изучение английского языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка. При драматизации (одна из технологий работы с видеокурсами) ученики учатся быть речевыми партнерами, совершенствуют коммуникативные навыки через общение на английском языке.Доступный аутентичный видеокурс «MuzzyinGondoland» — мультипликационный видеокурс о дружелюбном чудовище из космоса. На Земле он встречает новых друзей: короля и королеву, принцессу Сильвию и смелого садовника Боба. Еще один персонаж Норманн, живущий в башне с часами, появляется, чтобы объяснить наиболее трудные моменты иностранного языка. Данный видеокурс соотносится с программным материалом начальной школы.

Другой многоцелевой курс, охватывающий диапазон от начального уровнядо уровня свободного общения на бытовые темы под названием «Followme»Он включает в себя развлекательные, драматические, документальные эпизоды.

«Familyalbum, USA» — видеокурс, который на примере семьи Стюарт знакомит с современной американской культурой, традициями, взаимоотношениями между людьми, привлекая внимание к особенностям американского варианта английского языка.

Использование информационно-компьютерных технологий.

Использование на занятиях достижений информационно-компьютерных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учеников всех возрастов, расширяет их кругозор. Эффективным средством реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения английскому языку является использование электронных учебных пособий. Объем таких пособий, по сравнению с аналогичными печатными, на порядок выше. Электронные пособия представляют учащимся гораздо более широкие возможности работы, экономят время, позволяя обходится без словаря, помогают не просто перевести слово, а более подробно раскрывают понятие, давая материал справочного характера. Электронные пособия обладают большей интерактивностью, по сравнению с печатными, благодаря возможности навигации по информационному пространству. Пособия, содержащие интерактивные игры, анимации, помогают решить проблему мотивации: привнесение элементов творчества – все это способствует оптимизации учебного процесса.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебных пособий, например:

«Профессор Хиггинс. Английский без акцента» особенно хорошо помогает в проведении фонетических зарядок. Учащиеся наблюдают на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимают на слух правильную интонацию.

«Английский базовый курс» содержит 60 текстов для аудирования на темы по истории, культуре, быту Великобритании и США.

«Учим английский язык» — мультимедийный курс, рекомендуемый для детей от3 до 8 лет, но некоторые материалы можно использовать и для других возрастных групп.

Технология компьютерных презентаций.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учениками и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски показ слайд – фильмов с экрана компьютера. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учеников на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, ка интерактивность, презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учеников. Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

— повысить мотивацию учеников;

— использовать большое количество материала;

— вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

Источники: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2017/06/29/proekt-innovatsionnye-formy-obucheniya, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/648098/, http://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-v-obuchienii-dietiei-anghliiskomu-iazyku-v-dopolnitiel-nom-obrazovanii

146 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector