Интерактивные методы изучения английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
471 просмотров
29 января 2019

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Самая большая на Земле роскошь- это роскошь человеческого общения.

В исследованиях О. А . Голубковой, Т. Н. Добрыниной, В. К. Дьяченко, М. В .Кларина, Т. А Мясоед., и др. отражаются проблемы освоения и использования интерактивных методов обучения. В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П. Д. Гаджиева, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, Т. А. Мясоед, Б. Ц. Бадмаев); развитию навыков общения личности (Л. К. Гейхман, Л. В. Зарецкая, Д. А. Махотин); развитию и осуществлению социального опыта людей (Л. Н. Куликова); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е. В. Коротаева, А. Ю. Прилепо, Н. Е. Щуркова и другие).

В практической методике сегодня накоплен значительный опыт организации речевого взаимодействия на уроке иностранного языка. По мнению Р. П. Мильруда Мильруд Р. П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С.5-12., взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий, дискуссия «по правилам» и другие задания позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком.

Как отмечают в своих трудах Т. А. Мясоед Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения. М., 2004. С.25., Н. А. Суворова, С. Б. Ступина, суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Обобщая передовой методический опыт (публикации ведущих ученых в журнале «Иностранные языки в школе», статьи и методические разработки уроков иностранного языка на сайте «Фестиваль педагогический идей» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: http://festival.1september.ru/ учителей практиков, изучение литературы по выбранной проблеме) мы пришли к выводу, что в рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приёмы:

— метод обучения в сотрудничестве, метод проектов, игровые методы;

— работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»; «карусель»; «аквариум»; «мозговой штурм» / «мозговая атака» / «брейнсторминг»; «Броуновское движение»; «дерево решений»; прием составления ментальной (интеллектуальной) карты; «Cluster» (гроздь),

«Сиквейн», «INSERT»- конференции / дискуссии; дебаты.

Раскроем сущность некоторых интерактивных методов и приёмов, которые являются инновационными в практике преподавания иностранных языков.

Метод проектов Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии. М., 1999. С.64. — один их распространенных интерактивных методов обучения иностранному языку. Необходимо подчеркнуть, что создание проекта — сложный и кропотливый труд. Он интересен и по силам тем учащимся, которые хотят быть настоящими исследователями, получить навык работы с научной литературой, а также научиться практическому применению знаний в области информационных и компьютерных технологий.

Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее. Так, например, изучая в 7 классе тему «What do you know about school life in English-speaking countries?» можно предложить «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор представителей нескольких участников международной конференции. Задача актеров — передать соответствующие черты, особенности той / иной страны, а задача зрителей — определить, какую страну представили выступающие.

Прием «мозгового штурма» («мозговая атака», «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

  • 1. Начинать урок с «мозгового штурма» в качестве речевой зарядки — Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?
  • 2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.
  • 3. «Мозговой штурм» как интерактивный прием организации группового обсуждения на предтекстовом этапе. Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию. Шаг 1- разминка (длится 3 минуты). На протяжении нескольких уроков изучается тема “Is It Easy To Be Young?”. Учитель предлагает провести брейнсторминг при участии всех учеников группы и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с данной темой. Составляется ментальная карта (кластер) С. И. Заир-Бек Развитие критического мышления на уроке. М., 2011. С.110., среди идей фигурирует “Teenage Problems”. Шаг 2 — объединение учащихся в мини-группы. Шаг 3 — работа в мини-группах в течение 7 минут. Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения.

Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”). Термин был предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении. Пример составления «ментальной карты» по теме “Teenage Problems” можно видеть на рисунке 1.

Прием «Броуновское движение» предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов — заданий: “Interview your group-mates what subculture they belong to or share ideas with” или “Who can help teenagers cope with their problems?” Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

— Прием «Cluster» (гроздь)

Данный прием служит для стимулирования мыслительной деятельности, которая характеризуется спонтанностью графического отображения. Систематизация материала происходит путем высказывания мысли в виде грозди, т.е. расположения мыслей в определённом порядке.

Технология работы с использованием данного приёма: запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Этот приём может быть использован:

  • — при систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;
  • — на стадии рефлексии при проверке полученных знаний по теме.
  • — Прием «Сиквейн»

«Сиквейн» — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правило написания «сиквейна»:

  • — В первой строчке тема называется одним словом (обычно именем существительным).
  • — Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • — Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  • — Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  • — Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
  • 1. Films 1.Фильмы
  • 2. Funny, interesting 2.Смешные, интересные
  • 3. Laugh, relax, enjoy 3.Смеяться, отдыхать, наслаждаться
  • 4. They are worth seeing 4.Эти фильмы стоит посмотреть
  • 5. Pleasure 5.Удовольствие
  • — Прием «INSERT» Vaughan J., and T. Estes. Reading and Reasoning Beyond the Primary Grades. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1986.

Этот приём работает на стадии осмысления содержания.

I — interactive — интерактивная

N — noting — размечающая

S — system — система для

E — effective — эффективного

R — reading and — чтения и

T — thinking — размышления

Это маркировка текста значками по мере его чтения:

«?» — не понял, есть вопросы

Во время чтения учащиеся делают пометки на полях, заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф, в таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Таким образом, разнообразие приёмов, неоднократное повторение лексического и грамматического материала, игровые моменты способствуют повышению у учащихся мотивации к изучению английского языка.

Рассмотренные методы и приёмы позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное — результативной. Они позволяют воспитать ученика, отвечающего всем требованиям современного общества, который умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению, обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Использование в учебной деятельности метода обучения в сотрудничестве также способствует самореализации личности учащегося, значительно повышая качество обучения. Особенности данного метода будут рассмотрены в следующем параграфе.

Интерактивные методы обучения на уроках английского языка

Интерактивные методы обучения на уроках английского языка

Интерактивные методы обучения на уроках английского языка

В наше время существует немало методов и технологий обучения английскому языку — как традиционных, так и новых. Основная задача современного учителя — выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые лучше всего отвечают 2 уровню развития каждого ученика.

Процесс овладения учащимися иностранным языком, в отличие от овладения родным, целеустремленный. Поскольку учитель самостоятельно выстраивает его по учебному плану и реализует во время общения на уроках. На уроках английского языка следует использовать методы, стимулирующие учащихся к творческой, продуктивной работы, вызывают стремление к активным действиям, общения и выражения собственных мыслей на английском языке.

Указанным требованиям лучше всего соответствуют именно интерактивные методы обучения

Интерактивное обучение — это такой вид деятельности, который предусматривает взаимодействие ученика с учебным средой. Которое служит источником усвояемого им опыта. Интеракция в понимании педагогических методик предусматривает обучение в сотрудничестве, когда и слушатели, и педагог являются субъектами обучения. Ученик не выступает только слушателем, наблюдателем, а активно участвует в происходящем на уроке. При такой форме организации процесса обучения школьники становятся его полноправными участниками. Функция учителя состоит, в основном, в стимулировании их к самостоятельной деятельности, поиска путей достижения поставленных целей.

Интерактивное обучение является одним из направлений активного взаимодействия. В процессе которой ученик вступает в диалог с учителем или другими учениками, активно участвует в познавательном процессе. Выполняя творческие, поисковые, проблемные задачи в паре или группе.

Источником активности ученика является:

— его мотивы и потребности;
— учебная среда, в котором он находится;
— личность учителя; уровень обучения учащихся как партнеров в общении;
— средства деятельности;
— формы речевой и социального взаимодействия, используются в обучении.

В обучении иностранным языкам интерактивные технологии можно рассматривать как творческие виды деятельности. Позволяющие создавать ситуации речевого взаимодействия, способствуют совершенствованию коммуникативного опыта учащихся. Творческие коммуникативные задачи могут выполняться в различных формах. В том числе индивидуально и коллективно (парная, групповая работа).

Наиболее полно это проявляется во время проведения ролевых тематических игр, проектной работы. В процессе решения учебных речевых ситуаций, содержанием которых предполагается монологическое, диалогическое и политологичное общение участников учебного процесса. Виды деятельности, активно внедряются в процесс обучения иностранным языкам современной средней школы, убедительно свидетельствуют о наличии тенденций к использованию развивающего обучения. А также переориентации его видов с предметного на процессуальный и мотивационный аспекты.

В ходе обучения письменной речи интерактивные формы работы применяют редко

Интерактивное обучение письменной речи в средней школе должно формировать и развивать умение обсуждения, анализа, взаимопроверки и взаимооценки.

Интерактивное обучение письменной речи — это организация совместной групповой и самостоятельной учебной деятельности учащихся. Направленной на развитие индивидуального письменной речи учащихся, выполнение ими в процессе активного взаимообучения различных социальных ролей (автора, читателя- редактора, ученика, учителя). Ученик при самостоятельном поэтапном написании творческой работы (от разработки идей до написания конечного варианта текста), читая, анализируя и корректируя как собственные, так и чужие тексты, расширяет свой речевой опыт. Такое обучение позволяет организовать общение и взаимодействие партнеров. Направленные на совместное решение задач проблемного характера.

Таким образом, основной задачей обучения письменной речи в школе является развитие практических навыков и умений. Позволяющих эффективно создавать письменные высказывания необходимого объема и формата, в соответствии с заданными параметрами. А также анализировать и корректировать написанный текст для максимального его совершенствования.

Необходимо заметить, что при интерактивном обучении письменной речи происходит и совершенствование умений чтения: чтение написанной творческой работы вслух в группе для дальнейшего ее обсуждения, чтения текста о себе для само- и взаиморегулирования. При этом совершенствуются умения воспринимать, осмысливать и понимать речь собеседников.

Интерактивные методы и приемы обучения на уроках английского языка

Из опыта работы учителя английского языка МБОУ «Батуринская ООШ» Лосенковой Татьяны Григорьевны

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Интерактивные методы и приемы обучения на уроках английского языка»

На современном этапе развития отечественной методической мысли основна структурная единица образовательного процесса по иностранному языку — урок / занятие рассматривается как сложный акт общения, главной целью и содержанием которого является практика в решении задач взаимодействия между субъектами педагогического процесса, а основным способом достижения цели и овладения содержанием служат мотивированные коммуникативные задачи разной степени сложности.

Принято считать, что общение в процессе обучения иностранному языку может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса с преобладанием фронтальных форм работы, когда учитель спрашивает / побуждает ученика к речевой деятельности – ученик отвечает.

Что касается «многостороннего» общения, для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности.

Именно при организации «многостороннего» общения на уроке иностранного языка происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса, создаются возможности для раскрытия личностного потенциала каждого ученика. Взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий, дискуссия «по правилам» и другие задания позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком.

Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей практиков, организовать речевое взаимодействие на уроке не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку. Интерактивные методы – методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение –обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.

Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все

учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и переводит познавательную деятельность на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

В рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:

— работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре,вместе»;

— метод карусели / «идейная» карусель;

— аквариум; — мозговой штурм /мозговая атака / «брейнсторминг»;

— прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

— ролевые / деловые игры;

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Многие из данных приемов использую на своих уроках.

«Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которой образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги. Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее. Так, например, изучая в 10 классе тему «How doTeens Express Their Individuality?» можно предложить «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор представителей нескольких молодежных субкультур. Задача актеров – передать соответствующие черты, особенности той / иной субкультуры, а задача зрителей – определить, какую субкультуру представили выступающие. Роли может предлагать как сам учитель, естественно, втайне от зрителей, либо сами ученики могут выбрать ту субкультуру, взгляды которой они разделяют и хотят представить / обсудить.

Метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

1. Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки – Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?

2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.

3. Мозговой штурм как интерактивный прием организации группового обсуждения на предтекстовом этапе. Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию. Шаг 1- разминка (длится 3 минуты). На протяжении нескольких уроков изучается тема “Is It Easy To Be Young?”. Учитель предлагает провести брейнсторминг при участии всех учеников группы и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с данной темой. Составляется ментальная карта (кластер), среди идей фигурирует “Teenage Problems”. Шаг 2 – объединение учащихся в мини-группы. Шаг 3 – работа в мини-группах в течение 7 минут. Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения. Так, например, можно предложить провести в мини-группах брейнторминг по проблеме текста, который предстоит прочесть ученикам “Young People – Old Problems”. Задача учащихся – высказать и записать как можно больше идей (даже самых абсурдных), а затем после прочтения текста сделать вывод о том, какие проблемы свойственны подросткам во всем мире, а какие волнуют только российских подростков.

Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”, «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, недостающие элементы, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок. Пример составления «ментальной карты» по теме “Teenage Problems” можно видеть на рисунке.

Вариантом ментальной карты является «рыбья кость» — “Fishbone”. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном, а о конкретном решении данной проблемы.

Прием «Броуновское движение» предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов — заданий : “Interview your group-mates what subculture they belong to or share ideas with” или “Who can help teenagers cope with their problems?” Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

Прием Jigsaw («ажурная пила»). Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.

Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, это может отразиться на общей итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Вопросы может задавать не только учитель, но и члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища. В конце цикла все учащиеся могут проходить индивидуальный контроль в форме контрольного среза. В этом случае результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается. Такая

работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Схематично можно представить работу по данному методу следующим образом:

1) Home groups: A – B – C – D; A – B – C – D; A – B – C – D

2) Expert groups: AAA; BBB; CCC; DDD

3) Home groups: A – B – C – D; A – B – C – D; A – B – C – D

На заключительном этапе можно предложить учащимся выполнить тест. Результаты суммируются и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование

данного приема возможно также при работе с лексикой или с учебным текстом.

В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.

В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников

Источники: http://studwood.ru/1672604/pedagogika/ispolzovanie_interaktivnyh_metodov_obucheniya_urokah_angliyskogo_yazyka, http://agatbaby.ru/pedagog/interaktivnyie-metodyi-obucheniya-na-urokah-angliyskogo-yazyika/, http://infourok.ru/interaktivnie-metodi-i-priemi-obucheniya-na-urokah-angliyskogo-yazika-406624.html

471 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector