Интерактивные методы при изучении английского

СОДЕРЖАНИЕ
0
196 просмотров
29 января 2019

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Самая большая на Земле роскошь- это роскошь человеческого общения.

В исследованиях О. А . Голубковой, Т. Н. Добрыниной, В. К. Дьяченко, М. В .Кларина, Т. А Мясоед., и др. отражаются проблемы освоения и использования интерактивных методов обучения. В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П. Д. Гаджиева, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, Т. А. Мясоед, Б. Ц. Бадмаев); развитию навыков общения личности (Л. К. Гейхман, Л. В. Зарецкая, Д. А. Махотин); развитию и осуществлению социального опыта людей (Л. Н. Куликова); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е. В. Коротаева, А. Ю. Прилепо, Н. Е. Щуркова и другие).

В практической методике сегодня накоплен значительный опыт организации речевого взаимодействия на уроке иностранного языка. По мнению Р. П. Мильруда Мильруд Р. П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С.5-12., взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий, дискуссия «по правилам» и другие задания позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком.

Как отмечают в своих трудах Т. А. Мясоед Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения. М., 2004. С.25., Н. А. Суворова, С. Б. Ступина, суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Обобщая передовой методический опыт (публикации ведущих ученых в журнале «Иностранные языки в школе», статьи и методические разработки уроков иностранного языка на сайте «Фестиваль педагогический идей» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: http://festival.1september.ru/ учителей практиков, изучение литературы по выбранной проблеме) мы пришли к выводу, что в рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приёмы:

— метод обучения в сотрудничестве, метод проектов, игровые методы;

— работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»; «карусель»; «аквариум»; «мозговой штурм» / «мозговая атака» / «брейнсторминг»; «Броуновское движение»; «дерево решений»; прием составления ментальной (интеллектуальной) карты; «Cluster» (гроздь),

«Сиквейн», «INSERT»- конференции / дискуссии; дебаты.

Раскроем сущность некоторых интерактивных методов и приёмов, которые являются инновационными в практике преподавания иностранных языков.

Метод проектов Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии. М., 1999. С.64. — один их распространенных интерактивных методов обучения иностранному языку. Необходимо подчеркнуть, что создание проекта — сложный и кропотливый труд. Он интересен и по силам тем учащимся, которые хотят быть настоящими исследователями, получить навык работы с научной литературой, а также научиться практическому применению знаний в области информационных и компьютерных технологий.

Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее. Так, например, изучая в 7 классе тему «What do you know about school life in English-speaking countries?» можно предложить «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор представителей нескольких участников международной конференции. Задача актеров — передать соответствующие черты, особенности той / иной страны, а задача зрителей — определить, какую страну представили выступающие.

Прием «мозгового штурма» («мозговая атака», «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

  • 1. Начинать урок с «мозгового штурма» в качестве речевой зарядки — Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?
  • 2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.
  • 3. «Мозговой штурм» как интерактивный прием организации группового обсуждения на предтекстовом этапе. Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию. Шаг 1- разминка (длится 3 минуты). На протяжении нескольких уроков изучается тема “Is It Easy To Be Young?”. Учитель предлагает провести брейнсторминг при участии всех учеников группы и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с данной темой. Составляется ментальная карта (кластер) С. И. Заир-Бек Развитие критического мышления на уроке. М., 2011. С.110., среди идей фигурирует “Teenage Problems”. Шаг 2 — объединение учащихся в мини-группы. Шаг 3 — работа в мини-группах в течение 7 минут. Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения.

Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”). Термин был предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении. Пример составления «ментальной карты» по теме “Teenage Problems” можно видеть на рисунке 1.

Прием «Броуновское движение» предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов — заданий: “Interview your group-mates what subculture they belong to or share ideas with” или “Who can help teenagers cope with their problems?” Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

— Прием «Cluster» (гроздь)

Данный прием служит для стимулирования мыслительной деятельности, которая характеризуется спонтанностью графического отображения. Систематизация материала происходит путем высказывания мысли в виде грозди, т.е. расположения мыслей в определённом порядке.

Технология работы с использованием данного приёма: запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Этот приём может быть использован:

  • — при систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;
  • — на стадии рефлексии при проверке полученных знаний по теме.
  • — Прием «Сиквейн»

«Сиквейн» — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правило написания «сиквейна»:

  • — В первой строчке тема называется одним словом (обычно именем существительным).
  • — Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • — Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  • — Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  • — Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
  • 1. Films 1.Фильмы
  • 2. Funny, interesting 2.Смешные, интересные
  • 3. Laugh, relax, enjoy 3.Смеяться, отдыхать, наслаждаться
  • 4. They are worth seeing 4.Эти фильмы стоит посмотреть
  • 5. Pleasure 5.Удовольствие
  • — Прием «INSERT» Vaughan J., and T. Estes. Reading and Reasoning Beyond the Primary Grades. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1986.

Этот приём работает на стадии осмысления содержания.

I — interactive — интерактивная

N — noting — размечающая

S — system — система для

E — effective — эффективного

R — reading and — чтения и

T — thinking — размышления

Это маркировка текста значками по мере его чтения:

«?» — не понял, есть вопросы

Во время чтения учащиеся делают пометки на полях, заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф, в таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Таким образом, разнообразие приёмов, неоднократное повторение лексического и грамматического материала, игровые моменты способствуют повышению у учащихся мотивации к изучению английского языка.

Рассмотренные методы и приёмы позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное — результативной. Они позволяют воспитать ученика, отвечающего всем требованиям современного общества, который умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению, обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Использование в учебной деятельности метода обучения в сотрудничестве также способствует самореализации личности учащегося, значительно повышая качество обучения. Особенности данного метода будут рассмотрены в следующем параграфе.

Интерактивные методы обучения грамматике и лексики английского языка

Интерактивные методы обучения

Учитель английского языка

МОУ СОШ с. Долина

Интерактивные методы обучения грамматике
английского языка

В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу, который был предложен западными методистами. Однако, в методической литературе пока не дано однозначное понимание самого термина «интерактивный подход».

• Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” — это “взаимный”, «act» — действовать.

• Интерактивный — значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

• Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Цель активного обучения — это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо — обучении: учитель — ученик, ученик — ученик. При этом учитель и ученик — равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

• Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации.

Метод «Пять по пять» позволяет:

• одновременно включить в работу учащихся всей группы;

• ознакомить с достаточно большим объемом учебного материала;

• тренировать память учащихся;

• развивать устную речь учащихся;

• дифференцировать задания в соответствии с уровнем подготовленности учащихся;

На что следует обратить внимание:

все ли учащиеся в процессе работы слушают друг друга;

• продумать конкретный механизм проверки понимания учащимися всех глаголов;

• рассчитать время работы на каждом этапе проведения метода.

• Все учащиеся делятся на группы (по 3-5 человек).

• Текст делится на несколько частей.

• Каждая группа выбирает из определенной части текста глаголы и записывает их на листе.

• По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая — из вторых номеров всех групп и т. д. Таким образом,

• образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет глаголами из всех частей текста.

• Учащимся предлагается представить все глаголы в группе. Работа продолжается около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала.

• Проговаривать глаголы могут и «слабые» учащиеся.

Метод «Полина, пицца» Метод позволяет:

• проговорить имена учащихся;

• тем самым создать благоприятную атмосферу в классе.

• Подготовка и проведение:

педагог предлагает каждому учащемуся назвать свое имя, а также гастрономическое блюдо и задать вопрос. Название блюда должно начинаться на первую букву имени учащегося. Например, «My name is Poly.

I like porridge. Do you like porridge?».

Каждый ученик на отдельном листе бумаги записывает 3-5 непра­вильных глаголов на русском языке (во избежание частых повторов гла­голов учитель может сам заранее распределить все изученные глаголы на несколько групп);

• Каждый раз по сигналу учителя (стук карандашом по парте, хлопок, свисток и т. д.) все передают свои листы сидящим рядом ученикам (по часовой стрелке).

• Получив от соседа лист, ученик заполняет следующую колонку: 2-й ученик — I-ю форму глагола (инфинитив);

• 3-й ученик — 2-ю форму глагола (прошедшее неопределенное время);

• 4-й ученик — 3-ю форму глагола (причастие II)

• 5-й ученик — составляет и записывает предложения с каждым гла­голом в Past Simple.

• 6 — й ученик — озвучивает все предложения (остальные учащиеся слу­шают, если предложение составлено неверно, исправляют его) и ставит в листе знаки «+» или «-» напротив каждого предложения.

, Другой вариант: 6-й ученик сам проверяет правильность предложений и выставляет 5-му ученику отметку.

Прuмечание: Можно попросить 5-го и 6-го учеников подписать свои имена, чтобы учитель мог собрать листочки с выполненным заданием и выставить некоторым учащимся отметки в журнал.

• Таким образом, каждый ученик поочередно будет заполнять все колон­ки таблицы, а умение составлять предложения можно оценить [контроль без видимого контроля (термин Е. и. Пассова), причем осуществляется взаимоконтроль, когда учащиеся проверяют предложения, составленные соседом справа].

Один из итоговых вариантов таблицы может выглядеть следующим образом:

Интерактивные методы обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мелькаева Р. В., Радин А.М.

В статье рассматриваются интерактивные методы обучения английскому языку. Автор описывает возможность использования некоторых таких методов и приёмов на уроке английского языка.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Мелькаева Р. В., Радин А.М.,

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения английскому языку»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

Р. В. Мелькаева, А.М.Радин ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М.Е. Евсевьева»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются интерактивные методы обучения английскому языку. Автор описывает возможность использования некоторых таких методов и приёмов на уроке английского языка.

Ключевые слова Интерактивные методы и приёмы.

R. V. Melkaeva, A.M.Radin

FGBOU IN «Mordovsky State Pedagogical Institute M.E.Evsev’eva»

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article deals with the interactive methods of teaching foreign languages. The author describes the opportunity of using the several such interactive methods and techniques while teaching a lesson.

Keywords Interactive methods and techniques.

В настоящее время государственный образовательный стандарт имеет высокие требования к учащимся. Короткие сроки освоения тем, большой объём информации являются современными условиями общеобразовательного процесса. Для того чтобы осуществить такие запросы, следует найти новые методы обучения. Благодаря этому, в методике преподавания английского языка наметился переход от коммуникативного подхода к интерактивному. Интерактивный подход является одной из разновидностей коммуникативного подхода.

Интерактивный («Inter» — взаимный и «act» — действовать) — означает умение взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Т.е. интерактивное обучение — это диалоговое обучение, в процессе чего происходит взаимодействие преподавателя с учениками. [3, с. 112].

Цель интерактивного обучения состоит в том, что все участники занятия находятся во взаимодействии. Они все активно вовлечены в учебный процесс. Преподаватель выполняет функцию помощника.

В ходе диалогового общения учащиеся учатся думать, решать поставленные проблемы, принимать решения и участвовать в дискуссиях. Современная педагогика насчитывает множество интерактивных методов. Среди них можно выделить следующие:

• Обучающие игры (ролевые игры, образовательные игры и др.);

• Работа в малых группах, парах, тройках (приём «2,4, вместе»);

• «Мозговой штурм» или ещё одно название «брейнсторминг»;

• Составление ментальной карты;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

• Использование проектной методики.

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель может внедрить свои приёмы и методы.

Рамки одной статьи не дают возможности описать все интерактивные методы обучения английского языка, поэтому рассмотрим лишь те, которые применяются на практике.

Приём составления «Ментальной карты» (Mind Map). Впервые, термин был предложен британским психологом, автором методики запоминания Тони Бьюзеном. Карта представляет собой схему, где в наглядном виде демонстрируются различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединённые какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации. Графически эту карту можно нарисовать в виде солнца (в центре чего указывается основное понятие) от которого отходят лучи ассоциации. Например, «ментальная карта» по фразовым глаголам. В центре пишется глагол (to look -смотреть) от которого лучами отходят предлоги, с которыми он употребляется (to look for — искать; to look after — заботиться; to look on — считать и т.д.).

Ещё одним примером такой карты является метод «рыбья кость» («Fishbone»). Нам предлагается скелет рыбы. В «голове» выделяем главную проблему, на верхних косточках ученики выделяют причину возникновения проблемы, а на нижних — выписываются факты, отражающие суть проблемы.

Метод «Выбери позицию». Ученикам даётся проблемный вопрос, где они должны разделиться на 3 группы. Первая группа имеет точку зрения «За», вторая «Против» и третья «Не знаю, не определил собственную позицию». Студенты делятся на группы, обсуждают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия правильного решения. Например, обсуждение такой проблемы как «The Internet».

Изначально учитель предоставляет ученикам фразу: Just a century ago we didn’t even know about computers and the Internet. But today we take them for granted and can’t imagine our life without these inventions, especially without internet. После чего в группах происходит обсуждение темы.

Наиболее интересным методом, применяемым на практике, является метод «Синквейн».

Синквейн — (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат [1, с.105].

1. Первая строка — обозначение темы с помощью одного слова (существительное);

2. Описание темы (2 прилагательных);

3. Описание действия, согласно предложенной теме (3 глагола);

4. Составление фразы из 4-х слов, которая выражает отношение к теме (разные части речи);

5. Подбор синонима к теме (1 слово).

Нами этот метод был впервые проведён с учениками 7 класса. Тема, которую мы в тот момент изучали, была «Путешествие». План работы был следующий:

1. В начале урока учитель должен познакомить учеников с методом синквейна и объяснить правила написания.

2. Затем даётся 5-10 мин., для того чтобы ученики составили и обменялись своими вариантами.

3. После чего проводится чтение синквейнов и выбор наиболее подходящих вариантов.

Вот примеры некоторых работ:

2. Exciting, useful

3. To go, to fly, to swim

4. The best way to relax

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х

2. Wonderful, unforgettable

3. To rest, to visit, to relax

4. To know about culture

Хочется отметить, что интерактивность будет эффективнее, если на практике применить мультимедийную технику. К интерактивным методам так же относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств.

В заключении стоит отметить, что интерактивный метод обучения повышает мотивацию в изучении английского языка, процесс обучения становится более интересным и увлекательным, а студенты чувствуют себя свободнее. Кроме того, все методы и приёмы развивают коммуникативные навыки, приучают работать в команде и прислушиваться друг к другу. Список использованной литературы

1. Баннов А. М. Учимся думать вместе // Будков А . С. : Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105.

2. Гладилина, И.П. Некоторые приёмы работы на уроках английского языка /И.П. Гладилина // Иностранные языки в школе. — 2003. — №3.

3. Неживлева И.А. Интерактивное обучение иностранному как способ активизации познавательной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). — Новосибирск: СибАК, 2013.

© Мелькаева Р. В., Радин А.М., 2017

магистрант НГПУ имени Козьмы Минина г. Нижний Новгород, РФ E-mail: mar.nnov@mail.ru В.А. Исаева

магистрант НГПУ имени Козьмы Минина г. Нижний Новгород, РФ E-mail: ki4igina-vera@mail.ru А.М. Хамидулин магистрант НГПУ имени Козьмы Минина г. Нижний Новгород, РФ E-mail: Captain.nemo.2012@yandex.ru

РОЛЬ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель статьи состоит в анализе роли текущего контроля в системе профессионального образования в высших учебных заведениях. Рассмотрение данного вопроса актуально, так как обучение это непрерывный процесс, который регулярно контролируется педагогом, а также самим студентом. Результативность освоения компетенций в рамках дисциплины напрямую зависит от контроля качества обучения студента. Методы, используемые в изучении данной темы — анализ и синтез.

Источники: http://studwood.ru/1672604/pedagogika/ispolzovanie_interaktivnyh_metodov_obucheniya_urokah_angliyskogo_yazyka, http://pandia.ru/text/80/089/55606.php, http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-angliyskomu-yazyku

Комментировать
0
196 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock detector
-->