Интерактивный метод изучения английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
0
160 просмотров
29 января 2019

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Самая большая на Земле роскошь- это роскошь человеческого общения.

В исследованиях О. А . Голубковой, Т. Н. Добрыниной, В. К. Дьяченко, М. В .Кларина, Т. А Мясоед., и др. отражаются проблемы освоения и использования интерактивных методов обучения. В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П. Д. Гаджиева, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, Т. А. Мясоед, Б. Ц. Бадмаев); развитию навыков общения личности (Л. К. Гейхман, Л. В. Зарецкая, Д. А. Махотин); развитию и осуществлению социального опыта людей (Л. Н. Куликова); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е. В. Коротаева, А. Ю. Прилепо, Н. Е. Щуркова и другие).

В практической методике сегодня накоплен значительный опыт организации речевого взаимодействия на уроке иностранного языка. По мнению Р. П. Мильруда Мильруд Р. П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С.5-12., взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий, дискуссия «по правилам» и другие задания позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком.

Как отмечают в своих трудах Т. А. Мясоед Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения. М., 2004. С.25., Н. А. Суворова, С. Б. Ступина, суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Обобщая передовой методический опыт (публикации ведущих ученых в журнале «Иностранные языки в школе», статьи и методические разработки уроков иностранного языка на сайте «Фестиваль педагогический идей» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: http://festival.1september.ru/ учителей практиков, изучение литературы по выбранной проблеме) мы пришли к выводу, что в рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приёмы:

— метод обучения в сотрудничестве, метод проектов, игровые методы;

— работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»; «карусель»; «аквариум»; «мозговой штурм» / «мозговая атака» / «брейнсторминг»; «Броуновское движение»; «дерево решений»; прием составления ментальной (интеллектуальной) карты; «Cluster» (гроздь),

«Сиквейн», «INSERT»- конференции / дискуссии; дебаты.

Раскроем сущность некоторых интерактивных методов и приёмов, которые являются инновационными в практике преподавания иностранных языков.

Метод проектов Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии. М., 1999. С.64. — один их распространенных интерактивных методов обучения иностранному языку. Необходимо подчеркнуть, что создание проекта — сложный и кропотливый труд. Он интересен и по силам тем учащимся, которые хотят быть настоящими исследователями, получить навык работы с научной литературой, а также научиться практическому применению знаний в области информационных и компьютерных технологий.

Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее. Так, например, изучая в 7 классе тему «What do you know about school life in English-speaking countries?» можно предложить «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор представителей нескольких участников международной конференции. Задача актеров — передать соответствующие черты, особенности той / иной страны, а задача зрителей — определить, какую страну представили выступающие.

Прием «мозгового штурма» («мозговая атака», «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

  • 1. Начинать урок с «мозгового штурма» в качестве речевой зарядки — Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?
  • 2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.
  • 3. «Мозговой штурм» как интерактивный прием организации группового обсуждения на предтекстовом этапе. Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию. Шаг 1- разминка (длится 3 минуты). На протяжении нескольких уроков изучается тема “Is It Easy To Be Young?”. Учитель предлагает провести брейнсторминг при участии всех учеников группы и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с данной темой. Составляется ментальная карта (кластер) С. И. Заир-Бек Развитие критического мышления на уроке. М., 2011. С.110., среди идей фигурирует “Teenage Problems”. Шаг 2 — объединение учащихся в мини-группы. Шаг 3 — работа в мини-группах в течение 7 минут. Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения.

Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”). Термин был предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении. Пример составления «ментальной карты» по теме “Teenage Problems” можно видеть на рисунке 1.

Прием «Броуновское движение» предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов — заданий: “Interview your group-mates what subculture they belong to or share ideas with” или “Who can help teenagers cope with their problems?” Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

— Прием «Cluster» (гроздь)

Данный прием служит для стимулирования мыслительной деятельности, которая характеризуется спонтанностью графического отображения. Систематизация материала происходит путем высказывания мысли в виде грозди, т.е. расположения мыслей в определённом порядке.

Технология работы с использованием данного приёма: запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Этот приём может быть использован:

  • — при систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;
  • — на стадии рефлексии при проверке полученных знаний по теме.
  • — Прием «Сиквейн»

«Сиквейн» — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правило написания «сиквейна»:

  • — В первой строчке тема называется одним словом (обычно именем существительным).
  • — Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • — Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  • — Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  • — Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
  • 1. Films 1.Фильмы
  • 2. Funny, interesting 2.Смешные, интересные
  • 3. Laugh, relax, enjoy 3.Смеяться, отдыхать, наслаждаться
  • 4. They are worth seeing 4.Эти фильмы стоит посмотреть
  • 5. Pleasure 5.Удовольствие
  • — Прием «INSERT» Vaughan J., and T. Estes. Reading and Reasoning Beyond the Primary Grades. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1986.

Этот приём работает на стадии осмысления содержания.

I — interactive — интерактивная

N — noting — размечающая

S — system — система для

E — effective — эффективного

R — reading and — чтения и

T — thinking — размышления

Это маркировка текста значками по мере его чтения:

«?» — не понял, есть вопросы

Во время чтения учащиеся делают пометки на полях, заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф, в таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Таким образом, разнообразие приёмов, неоднократное повторение лексического и грамматического материала, игровые моменты способствуют повышению у учащихся мотивации к изучению английского языка.

Рассмотренные методы и приёмы позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное — результативной. Они позволяют воспитать ученика, отвечающего всем требованиям современного общества, который умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению, обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Использование в учебной деятельности метода обучения в сотрудничестве также способствует самореализации личности учащегося, значительно повышая качество обучения. Особенности данного метода будут рассмотрены в следующем параграфе.

Методы изучения английского языка: разбор популярных авторских методик и советы по выбору

Сколько людей начинали изучать азы иностранных языков, но вскоре отказывались от этой нелегкой затеи. И в этом виноваты не «плохие способности к обучению», а неверно выстроенный процесс занятий. Выучить несколько языков может каждый, главное найти правильный подход и развить в себе тягу к знаниям. Понять как нужно «учиться» помогут методы изучения английского языка, разработанные опытными педагогами и полиглотами. Эти готовые системы познания иностранной речи базируются на анализе человеческой психологии и индивидуальных особенностях восприятия. Сегодняшний материал расскажет о наиболее эффективных методиках и поможет определиться с выбором личной системы занятий.

Классические способы обучения

Начнем разбор со стандартных языковых методик, а затем перейдем к индивидуальным способам.

Изучение языка в группе

Знакомство с иностранным языком у нас происходит в детском саду или школе. И здесь же нам представляется первая методика обучения английскому языку – групповые занятия.

Схема работы здесь проста: учитель объясняет материал и закрепляет его заданиями для пар/групп, изредка персонально работая с каждым учеником. С детства привыкнув к такому подходу к науке, уже взрослый человек подсознательно выбирает этот метод изучения английского и идет записываться на групповой курс. Однако, такая технология обучения имеет свои подводные камни и подходит не всем. Плюсы и минусы распишем в таблице ниже.

Лучше вы усваиваете материал или хуже – под Вас группа подстраиваться не будет.

Таким образом, эффективность занятий в группах зависит от характера учащегося и интереса к занятиям. Чтобы данный метод был действенным нужен общительный ученик, опытный и способный заинтересовать предметом преподаватель, а также удачно подобранный коллектив.

Занятия с репетитором

Еще один способ изучения английского языка, знакомый со школьной скамьи. В принципе, он во всем схож с предыдущим, только лишен «коллективных» недостатков, так как. здесь все внимание направленно на одного учащегося.

Из минусов данной методики – очень высокая стоимость занятий и зависимость от квалификации репетитора. Не всем попадается хороший специалист, который может не только доступно пояснять материал, но и психологически найти с учеником общий язык. Зато, если вам повезет с подбором преподавателя, такой способ обучения будет самый эффективный. Грамотный педагог сумеет в кратчайшие сроки поставить речь и будет тщательно следить за постоянным прогрессом в языкознании.

Самостоятельное обучение

В век высоких технологий и быстрого доступа к информации созданы все возможности для саморазвития. В плане языкознания это выражается в доступности учебных пособий (в т.ч. аудио— и видеофайлов) и возможности общения с иностранцами.

Успех самостоятельной учебы зависит только от того, какая выбрана методика для самостоятельного изучения английского языка. И здесь у новичков обширное поле для экспериментов: способов выучить английский придумали столько, что каждый желающий обязательно найдет среди них свой метод. Собственно самостоятельной работе и посвящены авторские методики изучения английского языка. Рассмотрим некоторые из них.

Методы изучения английского языка от опытных полиглотов

Сегодня мир интернационален и у людей практически нет границ в общении. Во многом этому поспособствовала смена подхода к изучению языков: акцент сместился с самой учебы на изучение сознательного и подсознательного восприятия информации. Научные исследования показали, что люди по-разному воспринимают информацию, и для облегчения учебы следует подавать материал так, чтобы в работу включались наиболее развитые чувства, рефлексы и участки мозга.

В результате всех опытов и изысканий появились современные методики обучения новичков английскому языку, основанные на авторском подходе к процессу познания и восприятия информации.

Метод Пимслера

Оригинальный авторский метод, разработанный в 60-х годах прошлого века и основанный на восприятии иностранного языка на слух.

По мнению педагогов и большинства учеников, сегодня курс Пимслера едва ли не самый лучший аудиоматериал по изучению английского языка. Методика основана на том, что обучающийся в процессе прослушивания урока сначала погружается в языковую среду, а затем и сам становится полноценным участником диалогов. Большую часть занятия ученик повторяет фразы за диктором, усваивая новую лексику и грамматическое построение фраз.

Эффективность данной методики изучения английского языка заключается в том, что она развивает коммуникативность, т.е. заставляет именно «говорить на языке», а не заниматься устным переводом или письменными упражнениями. При этом изучающему автоматически ставится настоящий британский акцент, что также немаловажно.

Система занятий по методике Пимслера состоит из 3 уровней, в каждом из которых приводится по 30 уроков. Всего за время обучения осваивается порядка 500 лексических единиц. На одно занятие автор рекомендует отводить 30 минут ежедневно.

Книги Ильи Франка

Технологию преподавания Франка включают в способы изучения английского языка методом погружения в языковую среду, ведь она предполагает чтение английской литературы в оригинале, с использованием лишь небольших словарных вставок русского перевода. Весь текст разбивается на малые дублированные абзацы: сперва учащийся читает адаптированные строки (с переводом и пояснениями), а затем тот же отрывок, но уже полностью в оригинале. Таким образом, идет одновременное разъяснение и закрепление учебного материала.

Из плюсов методики также стоит отметить:

  • Сочетание интереса к рассказу и учебной пользы чтения;
  • Большой объем лексики;
  • Изучение слов в контексте;
  • Автоматическое запоминание грамматики фраз.

Кроме того, метод Ильи Франка способствует развитию ассоциативных связок, когда читатель, не зная слова, угадывает его по знакомому корню или понимает значение благодаря контексту.

Продолжительность занятия ученик регулирует сам, а следить за прогрессом даже не придется: чем дальше вы продвигаетесь в чтении, тем больший лексический запас усваивается.

Методика Драгункина

По сравнению с уже приведенными способами, изучение английского языка по методу Александра Драгункина можно назвать реверсивным. Если Франк и Пимслер предлагают погружение в английский, то Драгункин наоборот адаптирует иностранный язык под русское восприятие.

Весь курс – это авторская переработка английских правил, использующая эффективные приемы для быстрого изучения языка. Автор максимально упрощает английскую грамматику, объясняя ее не только в доступной форме, но и на близком читателю языке, включая жаргонизмы и дружеское обращение «на ты». Для изучения иностранной лексики здесь активно используется метод ассоциаций, по которому английские слова сопоставляются со схожими по звучанию русскими выражениями.

В общем, это полноценная языковая система, рассчитанная на легкое и быстрое изучение английского языка самостоятельно с нуля. Но, нельзя умолчать и про недостатки. Драгункин не дает понимания логики английского, не учит британскому акценту и не рассматривает все нюансы грамматики, поэтому для серьезных целей такой подход вряд ли стоит использовать. Зато это хороший способ быстро выучить язык, отправляясь в путешествие или рабочую командировку.

Проект «Полиглот» (Дмитрий Петров)

Известный лингвист и полиглот Дмитрий Петров реализует свою систему преподавания языка в формате телешоу. В реалити участвуют 8 добровольцев, задача которых под руководством преподавателя освоить новый язык за 16 учебных часов. Каждый урок посвящен какой-либо грамматической теме, а также освоению новой лексики и «живому» общению.

Таким образом, автор успешно сочетает собственные методы обучения английскому языку с классической методикой преподавания иностранной речи группе учащихся. А видеоматериалы шоу с легкостью может использовать на своем пути к самообучению и владению английским каждый желающий.

Купить и скачать курс из 16 уроков английского языка начального уровня.

Языковые школы

Быстрые и качественные результаты дает методика изучения английского языка в иностранных языковых школах, где проводят курс интенсивного погружения в речь, культуру и традиции страны. По сути, это экспресс метод обучения, т.к. за ограниченный срок учащиеся должны проникнуться иностранной средой, и превратится в истинных британцев или американцев.

Принципиальные черты методики:

  1. Языковая школа – коммуникативный метод обучения. Общение здесь всегда главенствует над чтением, письмом и грамматикой. При этом акцент ставится больше на разговорную речь, чем на формальный английский.
  2. Активно практикуется использование кейсов. Они представляют собой игровые ситуации и обсуждения, способствующие вовлечению каждого ученика в процесс урока.
  3. Знания здесь преподает непосредственный носитель языка, а о таких понятиях как родная речь и перевод учащимся вовсе придется забыть. Все общение проводится только на иностранном языке.
  4. Учащийся может выбрать индивидуальное обучение или занятия в общих группах.

Если не учитывать финансовую сторону вопроса, у этого способа практически нет недостатков.

Разговорный подход (Шехтер)

Каждый автор стремится предложить по изучению языка лучшие приемы и методы. В поисках нового подхода к учебе Игорь Шехтер вывел свою систему освоения знаний в английском языке.

Обучение основывается на восприятии иностранной речи как родного языка. То есть, автор стремится развить в ученике способность использовать английский подсознательно, не задумываясь о правильности построения грамматических конструкций или подходящей лексике.

Вырабатывается этот навык с помощью кейсов и ситуативного мышления: разыгрываются небольшие этюды, в которых каждый ученик должен произнести свою реплику. При этом речь участников беседы спонтанна, никто заранее не готовит реплик и не знает темы кейсов.

Такие занятия проводятся ежедневно, продолжительность урока составляет 3 часа. Освоение курса разбито на 3-4 ступени, прохождение каждой из которых занимает месяц. Между этапами предусмотрен перерыв для закрепления полученных знаний.

Подборки Гунненмарка

Этот курс для самостоятельного изучения английского представляет собой набор приёмов, облегчающих освоение основ языка.

Метод основывается на анализе «речевых штампов», т.е. автор предлагает изучать только самые важные и часто встречающиеся в общении правила, фразы и слова. Учебные пособия так и называются «Миниграм», «Минифраз» и «Минилекс». Весь материал дополнительно иллюстрирован и озвучен носителями языка, поэтому методика считается идеальной базой для начала изучения английского.

Продолжительность и частоту занятий ученики регулируют самостоятельно.

Английский по фильмам, книгам и песням

Отдельно стоит упомянуть такие интересные методы изучения английского языка как просмотр фильмов, прослушивание песен и чтение книг в оригинале.

Да, совмещение личных интересов с учебой помогает развить тягу к занятиям и по-настоящему увлечься языком. Но, не думайте, что вы включите любимый фильм и сразу поймете все реплики героев. На самом деле это очень кропотливая работа.

Даже фильмы с субтитрами очень трудно разбирать, т.к. часто приходится останавливать воспроизведение файла, искать перевод непонятых слов и выписывать новые выражения в свой словарик. То же самое касается песен и книг на английском в оригинале. Поэтому, прежде чем приниматься за такую методику, здраво оцените свои силы. Мы бы рекомендовали приступать к подобной работе не раньше освоения среднего уровня знаний (Advanced).

Интерактивные игры и мобильные приложения

Не менее полезны в обучении инновационные технологии, в основе которых лежит игровая методика.

Электронные платформы преподносят материал в доступной форме и тщательно следят за закреплением полученной информации. Например, если вы набираете лексический запас и разучиваете карточки, мобильные приложения обязательно проверят усвоение информации по нескольким параметрам: восприятие на слух, написание и произношение.

Из наиболее популярных онлайн-сервисов, мобильных приложений и компьютерных программ стоит отметить:

Все они используют игровые методы обучения современному английскому языку. За успешные действия пользователи поощряются игровыми очками, а ошибки в ответах приводят к снижению рейтинга и постоянному повторению материала. К слову, система повторений основывается на глубоком анализе поведения пользователя: учитывается успешность запоминания и периодичность появления данного слова.

Интерактивные приложения отличное подспорье в изучении языка, но нельзя делать ставку только на использование программ. Рекомендуем сочетать игровые методы с основательными занятиями по грамматике.

Как выбрать свою методику изучения английского языка?

Подводя итог проведенному анализу методологии преподавания английского, необходимо выбрать наилучшие из представленных способов. Однако, это можно сделать только в индивидуальном порядке. Выбор правильной методики зависит от вас, мы же можем только порекомендовать критерии, от которых необходимо отталкиваться.

Итак, при выборе методики изучения английского языка, следует учесть такие факторы, как:

  • уровень собственной подготовленности;
  • количество времени, которое вы готовы посвятить занятиям;
  • финансовые возможности;
  • собственные приоритеты и желания.

Также, обязательно советуем провести анализ собственных чувств восприятия. Необходимо понять, как вам проще воспринимать информацию: на слух, посредством чтения учебников, с помощью видеоуроков, в игровой форме и т.д. Если вы подберете метод, подходящий вашему складу ума, характеру и интересам, успешная учеба сложится сама собой.

Успехов в изучении иностранного языка и до новых встреч на страницах сайта!

Интерактивное обучение английскому языку.

Интерактивное обучение английскому языку значительно отличается от привычных методик изучения. Ведь большинство уроков представлены в игровой форме. Такое обучение гораздо легче воспринимается, так как сухая грамматика и скучные правила почти полностью исключаются.

При этом подача материала остается на высоком уровне, и ученик прилагает гораздо меньше усилий для учебы. Некоторые уроки могут завлечь вас настолько, что вы будете делать их по 2-3 часа подряд. Таким образом, развивая навыки говорения, письма и чтения вы в дополнение интересно проводите время.

Как заниматься английским с помощью интерактивных сайтов?

  1. Выберите подходящий сайт.

Существует множество сайтов, которые предлагают игры, упражнения и интерактивные уроки английского языка. Однако следует выбрать максимум 2-3 сайта, которые вам нравятся больше всего. Обратите внимание на количество уроков, подачу материала, стоимость обучения и другие нюансы. После этого начинайте заниматься систематически и проходить уроки каждый день.

  1. Выбирайте подходящие уроки.

Новичкам следует начинать с русскоязычных интерактивных школ, так как они в основном предназначаются для студентов уровня Elementary. Если же вы владеете английским на среднем уровне, то вы смело можете переходить на более сложные англоязычные сайты.

  1. Для обучения понадобится ПК с выходом в интернет.

А еще лучше, чтобы у вас был микрофон. Благодаря этому вы сможете тренировать произношение и даже участвовать в английских клубах. Очень часто такие интерактивные методы обучения английскому языку в школе применяются практически с раннего возраста. Чем чаще вы будете разговаривать, тем быстрее выучите английский.

  1. Подбирайте тематические задания.

Вас никто не заставляет изучать бизнес английский, если вам нравятся путешествия. Обучение будет проходить гораздо эффективней, если вы подберете уроки на интересные для вас темы.

Источники: http://studwood.ru/1672604/pedagogika/ispolzovanie_interaktivnyh_metodov_obucheniya_urokah_angliyskogo_yazyka, http://speakenglishwell.ru/metody-izucheniya-anglijskogo-yazyka-rpopulyarnyh-metodiki/, http://angliyskiyazik.ru/interaktivnoe-obuchenie-angliyskomu-yazyku/

Комментировать
0
160 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock detector