Изучение грамматики на уроках английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
246 просмотров
29 января 2019

Игровой прием на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся при изучении грамматики

Учитель иностранного языка должен ясно представлять себе образовательные, практические и воспитательные цели обучения преподаваемому им предмету, хорошо понимать систему обучения и методические принципы, лежащие в ее основе.

Иностранный язык, как немецкий, так и английский язык, представляют собой многофункциональную структуру, включающую в себя такие разделы, как фонетика, лексика, грамматика, страноведение и другие. Нас прежде всего интересует такой раздел, как грамматика английского языка. Сейчас существует много мнений на счет значимости места изучения грамматики английского языка.

Некоторые преподаватели иностранного языка уделяют грамматике мало внимания, считая, что данный раздел языка является второстепенным, не столь важным, неинтересным.

В противовес данным убеждениям можно привести мнение английских и немецких специалистов, лингвистов, германистов, в том числе Германа Функа, который считает, что грамматика и ее изучение является краеугольным камнем в овладении любым иностранным языком.В данном вопросе особое место также занимают такие английские, американские, немецкие и русские лингвисты, как: Отто Есперсен, Херрад Меезе, Рэймонд Мерфи, Дж.Оухалл, Иванова И.П., Поченцов Г.Г., Беляева М.А. и другие.

Вышеназванные ученые уделяют большое внимание практическому владению лексикой и грамматикой иностранного языка в повседневных ситуациях: на улице, в школе, дома, доводя навыки владения языком до автоматизма.

Настоящий принцип теснейшим образом связан с мотивированностью обучения, ибо он в высшей степени стимулирует его коммуникативно- речевую деятельность.

Грамматика усваивается здесь автоматически в процессе многократного повторения данного материала.

Лингвист Хельбиг (1981) различает при рассмотрении понятия «грамматика» три ее раздела:

Грамматика А – это определенный комплекс, система правил языка, обладающий определенной независимостью, то есть существует независимо от толкований, определенных мнений, теорий.

Грамматика Б – это модель, представляющая собой определенную систему грамматических схем, знаков, а так же описания этих систем.

Грамматика Ц – это грамматика в «голове», то есть практическая грамматика.

Нас больше всего интересует Грамматика Ц, то есть практическая грамматика, так как для нас важнее применение грамматических правил на практике, например, построение предложений, правильная постановка вопросов и ответов на них и другое.

Здесь важно отметить, что изучение грамматики не должно стать целью при овладении языком, а быть прежде всего, средством более полного понимания языка и активизации речи учащихся.

Так что же надо сделать для того, чтобы грамматика стала «понятной» и «интересной» для учеников.Здесь следует, конечно, отметить, что у большинства преподавательского состава г. Абакана и Хакасии накоплен громадный опыт по оптимизации процесса изучения грамматики на уроках немецкого языка. Сюда следует отнести: интересные, актуальные грамматические упражнения, использование страноведческого материала. Очень высокие результаты при изучении грамматики дают так называемые элементы игры, то есть посредством игры усваиваются те или иные грамматические понятия.

Но данный момент, и так считают некоторые учителя, применим на начальной стадии изучения английского языка. Данное мнение я считаю ошибочным. Элементы игры и соревнования могут иметь место и в старших классах. Здесь бы мне хотелось подробно остановиться и поделиться своим опытом, который по нашим наблюдениям дает весьма неплохие результаты. Вот некоторые из них: «поиск слов», «необычные речевые и письменные образцы, ситуации», «игра-соревнование», «игра с карточками», «игра на память». В данных вариантах существует множество игр, мы остановимся только на некоторых, позволяющих создать следующие виды работ с грамматикой языка.

Показательным примером в данном случае являются грамматические образцы, заимствованные из учебника:

Методика обучения грамматике на уроках английского языка (стр. 1 из 9)

Министерство образования Оренбургской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального

образования «Оренбургский педагогический колледж №1 им. Н.К. Калугина»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема : Методика обучения грамматике на уроках английского языка в среднем звене основной школы как средство формирования

грамотной устной речи.

Ермакова Елена Анатольевна

курс 5, группа «А»

Форма обучения: очная

Юмакаева Раиса Шамильевна

Глава 1. Теоретические аспекты обучения английскому языку в среднем звене……………………………………………………………………………….…7

1.1. Сущность процесса обучения английскому языку в среднем звене…………………………………………………………..……………. 7

1.2. Методы формирование грамматических навыков школьников……….15

1.3. Особенности школьников среднего звена…………….………………. 22

Глава 2. Практические аспекты обучения грамматике английского языка в среднем звене……………………………………………………………………27

2.1. Принципы формирование грамматических навыков и умений у учащихся среднего звена …………………………………………………………………..27

2.2. Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков, в системе уроков английского языка………………………………………….31

2.3. Анализ результатов и методические рекомендации по формированию грамматических навыков устной речи учащихся среднего звена …..…. …44

Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам.

Естественно все это не может не отразиться на методике обучения английскому языку, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания английского языка. Следует иметь в виду еще один существенный фактор. С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития.

Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранного языка С.Г. Тер-Минасова справедливо отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функционально: «Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересует ни теория, ни история языка — иностранные языки, в первую очередь английский, требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран» [27; 178]

Важно отметить: для специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо быть в курсе развития своей области в мировой практике. Именно поэтому ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов.

Отсюда возрастающая значимость обучения английскому языку, формированию коммуникативной компетентности. Проблема обучения английскому языку как средству общения приобретает, таким образом, особую актуальность в современной методике, поэтому в настоящее время обучение иностранному языку ведется со второго класса.

Главной целью обучения иностранному языку является свободное общение. Свободное общение включает в себя грамотную устную речь. Грамотная устная речь подразумевает знание грамматики, т.е. грамматически правильное оформление устно-речевых высказываний.

В процессе изучения иностранного языка учащиеся овладевают навыками во всех видах речевой деятельности — аудировании, говорении, чтении и письме. Но овладение этими видами речевой деятельности невозможно без такого важного аспекта как грамматика.

С одной стороны , в настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранному языку: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранному языку. С другой стороны , ученикам больше всего не нравится заниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой, и возникают большие затруднения при ее изучении.

В связи с этим нами была определена тема исследования «Методика обучения грамматике на уроках английского языка в среднем звене основной школы как средство формирования грамотной устной речи».

В соответствии с темой мы установили цель исследования.

Цель исследования — практически обосновать зависимость грамотной устной речи от сформированности грамматических навыков у учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Объект исследования — процесс обучения английскому языку в среднем звене.

Предмет исследования – грамматика английского языка как средство формирования грамотной устной речи.

Гипотеза – если формировать грамматические навыки с активным использованием штампов, речевых образцов, через систему упражнений, то формирование грамотной устной речи будет более эффективным.

В связи с выше изложенным нами поставлены следующие задачи :

1. Выявить сущность процесса обучения английского языка в среднем звене.

2. Систематизировать методы формирования грамматических навыков школьников среднего звена.

3. Определить характерные особенности речевой деятельности школьников среднего звена.

4. Разработать систему уроков, направленных на формирование грамматических навыков

5. Создать методические рекомендации по формированию грамотной устной речи.

Методологической основой нашего исследования явились работы следующих авторов:

— психологическими особенностями учащихся среднего звена занимались такие ученые, как Зимняя И.А., Леонтьев А.Н., Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., С. Л. Рубинштейн и др.

— теорией и методикой обучения иностранному языку занимались такие ученые, как Пассов E.И., Рогова Г.В., С.Г. Тер-Минасова, Шатилов С.Ф,, Бим И.Л., Китайгородская Г.А. и др.

— личностно ориентированный подход в обучении рассматривали Бим И.Л., Бондаревская и др.

Весь процесс работы над проблемой исследования проходил в 3 этапа:

· I этап – с 01.01.06 по 31.12.06.

В рамках данного этапа анализировалась научная литература по исследуемой проблеме, разрабатывался план исследования, определялась методологическая основа исследования.

· II этап – с 13.01.07 по 19.02.07.

На данном этапе проводилась работа над практической частью: отбор упражнений на развитие грамматических навыков, внедрение их в практическую деятельность, использование передового опыта учителей иностранного языка, систематизация данного опыта, разработка серии уроков

· III этап – с 19.02.07 по 20.04.07.

В этот период осуществлялась систематизация и анализ результатов исследования, оформлялась исследовательская работа.

База исследования: Исследование проходило на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Оренбурга.

Положение, выносимое на защиту: активное использование штампов, речевых образцов в системе упражнений, способствует эффективному формированию грамотной устной речи учащихся среднего звена.

Практическая значимость проведенной работы состоит в том, что данное исследование может быть полезным для молодым педагогов и студентов педагогических колледжей для развития грамотной устной речи школьников среднего звена посредством обучения грамматике.

Глава 1. Теоретические основы обучения английскому языку

в среднем звене

1.1. Сущность процесса обучения английскому языку

в среднем звене

Обучение — это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении должны реализоваться цели и содержание процесса обучения.[2; 137]

Обучение — процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему — педагогу. Он и осуществляет одну сторону процесса обучения — преподавание. Вторая сторона этого процесса — учение, она реализуется в деятельности обучаемых.

Организацию процесса обучения неоднократно рассматривали в своих работах Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, И.Л. Бим и другие.

Обучение языку как универсальному средству общения, полагает А.А. Леонтьев, предполагает знание языка как функциональной системы, то есть системы языковых средств, в их «рабочем состоянии, в той деятельности, ради которой они только и существуют».[16;125]

В методике обучения ИЯ существуют следующие цели обучения: практическая (прагматическая, коммуникативная), воспитательная, развивающая, общеобразовательная.

Практическая цель обучения . Изучение иностранного языка дает учащемуся возможность овладевать новыми средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях. Эти средства выступают для него в устной и письменной формах. Овладение этими формами общения и должно входить в практическую цель изучения предмета «Иностранный язык».

Подходы и методы обучения грамматике английского языка

Процесс ознакомления с грамматическим материалом и его отработка может строиться по-разному в зависимости от грамматического материала, условий обучения, манеры преподавания учителя.

По мнению, А.Н. Щукина [Щукин, 2007, с. 218], подход – это базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения.

Метод – предполагает наличие определённых шагов, принципов, использование конкретных примеров [Соловова, 2005, с. 110].

Выделяют два основных подхода к обучению грамматике:

  • эксплицитный, который подразумевает объяснение правил и явлений;
  • имплицитный, суть которого состоит в повторении и заучивании грамматически верных структур без заучивания самих правил.

Следует отметить, что в современном образовании, ни один из вышеперечисленных подходов не используется в чистом виде. Этому способствует множество причин, таких как возраст, уровень знаний обучаемых, цель обучения, особенности грамматического материала и т.д.

Эксплицитный подход предполагает использование двух методов:

Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях. Другими словами, обучение при использовании дедуктивного метода происходит от общего к частному, от правила к действию.

Более подробно можно рассмотреть данный метод на основе последовательности действий и его применения.

  1. Сначала изучается правило с использованием грамматических терминов.
  2. Ученикам дается задание найти новое грамматическое явление в тексте, назвать форму, объяснить причину её применения.
  3. Ученики выполняют подстановочное упражнение в соответствии с образцом.
  4. Осуществляется переход от выполнения подстановочных упражнений к трансформационным.
  5. Выполняются упражнения на перевод с русского на английский.

В старшей школе зачастую используется дедуктивный метод, так как продвинутый уровень изучения языка подразумевает высокий уровень языковой грамотности, что, в свою очередь, позволяет ученикам пользоваться специальной справочной литературой, как в школе, так и дома. Однако грамматические структуры на старшем этапе обучения сложны для самостоятельного понимания, и объяснения учителя помогают ученикам более точно и корректно усвоить новый материал.

При использовании индуктивного метода в обучении, учащиеся сами формулируют правило, изучают грамматические явления от единичного к общему. Обучение можно разделить на несколько этапов:

  1. Ученикам дается текст, в котором часто используется новое грамматическое правило. Учитель просит определить и сформулировать правило. На данном этапе необходимо использовать различные подсказки такие, как выделение текста курсивом, другим цветом, предоставленные тексты или предложения, должны быть понятны, чтобы учащиеся смогли без труда определить новые грамматические формы и вывести правило.
  2. Учащиеся формулируют правило, учитель корректирует его.
  3. Выполняются упражнения на подстановку.
  4. Трансформационные упражнения.
  5. Обучаемые выполняют упражнения на перевод с родного языка на иностранный.

Е.Н. Соловолова выделяет несколько преимуществ использования индуктивного метода на начальном и среднем этапах обучения:

  1. данный метод способствует языковой догадке у учащихся;
  2. грамматическое правило выводится учениками самостоятельно, благодаря чему легче запоминается и усваивается;
  3. объясняя и корректируя правило, учитель избегает сложных грамматических терминов.

Имплицитный подход также предполагает использование следующих методов:

Ситуативный метод предполагает использование упражнений на отработку ситуативных моделей. Следующая последовательность действий раскрывает суть этого метода:

  1. Аудирование предложений, текста с новым грамматическим явлением. Например: This is a boy/ a girl/ a rule/ etc.
  2. Ученики хором или индивидуально проговаривают образец за учителем.
  3. Учащиеся выполняют вопросно-ответные упражнения с использованием только, что изученной структуры, в парах или вместе с учителем. Например: Is this a pen? – Yes, it is. / No, it isn’t.
  4. Ученики составляют учебный диалог с несколькими структурами.

При использовании коммуникативного метода, грамматические явления изучаются в процессе общения на иностранном языке. Коммуникативный метод подразумевает использование частных методов:

  • предваряющее слушание, при котором учитель проигрывает определенный текст, содержащий грамматические и лексические единицы, объединенные одним сюжетом;
  • имитация речи, когда учитель просит учеников произнести фразу хором или индивидуально с различными эмоциями, в разной коммуникативной ситуации. Высказывания учащихся могут сопровождаться жестами, рифмоваться, проговариваться под музыку и т.д.;
  • группирование схожих фраз по смыслу, форме, что способствует созданию образца речевой ситуации. Например, ситуация знакомства: What is your name? ; Where are from? ; What is your address?
  • автоматизация изученных структур, встречающихся в разнообразных ситуациях общения, текстах;
  • действия по аналогии в схожих ситуациях общения, например, общение в гостинице, на собрании, представлении и т.д.

Как мы уже отмечали в настоящее время ни один из методов не используется в чистом виде. Изучение традиционных подходов и методов обучения грамматике позволяет сделать вывод о том, что каждый подход занимает своё определённое место в процессе изучения иностранного языка. На начальном этапе обучения наиболее эффективно будет использование имплицитного подхода, на среднем и старшем – эксплицитного. При этом следует отметить, что какого бы подхода мы не придерживались, методы, содержащиеся в них, следует чередовать, учитывая способности учащихся, содержание грамматического материала и сложность его усвоения учениками, а также условия обучения. На наш взгляд, чередование методов мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и делает образовательный процесс более интересным и легким.

  1. Щукин А.Н.. Лингводидактический энциклопедический словарь. — Астрель. АСТ. ИЗДАТЕЛЬСТВО. Хранитель, 2007 г. – 752с.
  2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239с.

Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/550099/, http://mirznanii.com/a/54792/metodika-obucheniya-grammatike-na-urokakh-angliyskogo-yazyka, http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-7511

246 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector