Изучение лексики английского языка в школе

СОДЕРЖАНИЕ
251 просмотров
29 января 2019

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»




Архив журнала

Участникам

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Лексика необходима как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения). Поэтому лексике отводится одно из самых важных мест на уроке иностранного языка. Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.

настроение: позитивное

ключевые слова: УМК «Spotlight», лексика, игровой метод, компьютерные технологии, песни, рифмовки, начальная школа

город: с. Клюква, Курский район, Курская область

e-mail: Irishok1shumakova@mail.ru

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от того мы устаем, а от того,
то надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.
(Я. Корчак)

В современном быстро меняющемся и развивающемся обществе английский язык был и остается одним из основных языков мирового общения. Следовательно, к ученику предъявляется все больше и больше требований.

Согласно ФГОС начального общего образования второго поколения выпускник начальной школы научится:

  • узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;
  • восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

  • узнавать простые словообразовательные элементы;
  • опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).

Но как этого добиться? С чего начать, чтобы процесс обучения стал эффективным и на выходе из школы мы получили желаемый результат? Как добиться того, чтобы ученики могли спокойно пользоваться иностранной речью в повседневной жизни?

Как и многие учителя, я столкнулась с данной проблемой в своей профессиональной деятельности. Появившись на школьном пороге три года назад, я была в растерянности: большое количество пытливых глаз, жаждущих знаний и интересных уроков; неизвестный, неизведанный учебник. После пары неудачных уроков ты осознаешь, что пора менять тактику и более осознанно и серьезно подходить к планированию учебного процесса. Методом проб и ошибок начинаешь выстраивать свой учебный процесс. Разработав стратегию обучению алфавиту и первичным навыкам чтения, ты сталкиваешься с новой проблемой: как обучать лексике в начальной школе? Для себя я нашла несколько выходов из данной ситуации, о которых и пойдет дальше речь.

Лексика необходима как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения). Поэтому лексике отводится одно из самых важных мест на уроке иностранного языка.

Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.

Существует несколько методов обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе. Все они применяются мной на практике.

Прежде всего — игровой метод. Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, вырваться из рутины, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка.

Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то, чтобы усвоение новых слов не вызвало трудностей у младшего школьника.

Цели лексических игр:

— тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

— активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

— развивать речевую реакцию учащихся.

Хочется привести пример из практики преподавания английского языка во 2 классе по учебнику УМК «Spotlight». Данной игре мы с детьми дали название «Знакомство». Класс делится на две команды, которые образуют два круга. Дети из этих кругов становятся друг к другу лицом. По команде учителя дети начинают «знакомиться» со своим партнером, используя те фразы, которые уже знают. В процессе обучения список фраз расширяется и диалоги становятся длиннее. Через некоторое время дети делают шаг вправо и оказываются лицом к лицу с другим одноклассником. Они вновь «знакомятся» друг с другом. Таким образом, за небольшой промежуток времени дети могут поговорить с разными партнерами. Для них это игра, для нас — хороший способ отработать различные структуры и закрепить лексические единицы.

Еще один пример игры-задания — word chain. Дети за определенное время должны найти слова в цепочке и обвести их.

Игра «Ассоциативные классики»: на листе рисуем классики (с младшими школьниками можно нарисовать классики на полу), каждая клетка помечена своей категорией (например, животные). Учащиеся, бросая монетку, должны назвать как можно больше слов из этой категории за 20 секунд.

В основу игры положены задания на проверку знаний алфавита, написания, произношения букв и звуков, отличия гласных и согласных, распознавания слов в ряде букв, то есть практическое использование букв при написании слов и их произношении. Данные задания соответствуют возрасту, знаниям и интересам учащихся.

Учащиеся проявляют большую активность и заинтересованность в ходе проведения игры, энергичны и довольны, получают позитивный настрой. Кроме того, можно отметить, что интерес к иностранному языку становится еще выше.

Следующим эффективным методом обучения лексике является метод компьютерной техники и интернет-технологий. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует их лучшему запоминанию.

На уроках английского языка необходимо использовать презентации, интерактивные приложения, особенно при введении новой темы, содержащей лексику. Здесь задействован элемент яркой, красочной наглядности.

Применение интерактивного приложения способствует формированию устойчивой потребности в общении на английском языке. Однако темы должны быть интересны ребенку.

Во 2 классе темы следующие: Мой дом!, Мой день рождения!, Мои животные!, Мои игрушки!, Мои каникулы! Как вы заметили, название каждого модуля начинается со слова «мой», и это не случайно. Таким способом авторы учебника обеспечивают личную заинтересованность школьников, так как дети обожают рассказывать о себе, а перспектива научиться делать это на иностранном языке дает возможность самовыразиться по-новому. Темы прорабатываются в разнообразных заданиях и упражнениях, стимулирующих речевую деятельность во всех видах. Интерактивное приложение позволяет выполнять упражнения в разных формах, режимах и т. д. и является хорошим инструментом поддержания необходимости общаться. Так, во 2-м классе по теме «Мой день рождения! (упр.3, с.53) предлагается сюжетная ситуация празднования дня рождения Лулу. Применение стихотворений, рифмовок и песенного материала способствует более легкому усвоению лексических единиц. Учебник Spotlight насыщен разнообразными рифмовками и песнями.

Рифмовки, содержащиеся в учебниках, помогают как расширить лексический запас, так и отработать фонетические навыки.

Например, The bird can sing and the girl can swing.

В данной рифмовке дети отрабатывают звуки /i/ и /ɜ:/, а также узнают новые слова, например, can и swing/

Дети с удовольствием разучивают разнообразные лексические рифмовки:

Ann’s cat is black.

Jane’s cat is grey.

They often drink milk

And wash every day.

Также дети с огромным интересом заучивают лексику при помощи стихов-договорок. Например:

Подметает чисто flat.

Варит apple на обед.

Навестить Grandmother надо.

Вот старушка будет рада.

В window она глядит.

Возле house Cat сидит.

Когти острые у Cat.

Ждет добычу на обед.

Door открылась. На порог

Выбегает страшный Dog.

А ему в ответ:»Good bye!»

Dog страшнее, чем акула.

Так вот Mouse Cat «надула».

Песня, наряду с другими приемами, является одним из эффективных средств для изучения и закрепления лексических единиц.

Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе “Spotlight” детям предлагаются чудесные, легко запоминающиеся песенки практически в каждой теме: цвета, школьные принадлежности, еда, счет, животные, игрушки.

При изучении темы: «Погода» во втором классе мы с детьми разучиваем песню How’s the weather? (используя движения):

How’s the weather? [Жест погода.]

How’s the weather?

How’s the weather today?

Is it sunny? [Жест солнечно.]

Is it rainy? [Жест дождливо.]

Is it cloudy? [Жест облачно.]

Is it snowy? [Жест снежно.]

How’s the weather today?

Let’s look outside. [Приложите ладошку козырьком к глазам и посмотрите в окошко.]

How’s the weather?

Is it sunny today?

Let’s look outside.

How’s the weather?

Is it rainy today?

Let’s look outside.

How’s the weather?

Is it cloudy today?

Let’s look outside.

Is it snowy today?

How’s the weather?

How’s the weather?

How’s the weather today?

При изучении английской лексики необходимо использовать все вышеописанные методы и приемы в комплексе. Данные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, расширять лексический запас, закреплять раннее изученные лексические единицы на практике. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Методы обучения английскому языку в начальной и средней школе

Английский язык является обязательным предметом в начальной и средней школе. В этот период ученики получают базовые знания об английском языке, изучают алфавит, расширяют словарный запас и учатся читать небольшие тексты.

Методика преподавания английского в школах практически всегда одинакова и основана на учебной программе, которую утверждает министерство образования. Практически все преподаватели чаще всего применяют коммуникативный подход при обучении учеников начального класса. Но чтобы сделать уроки более эффективными, некоторые используют дополнительные техники и приемы, которые делают урок значительно интереснее и увлекательней.

Как сделать начальный курс английского языка эффективным и в то же время интересным для учеников? Какие методики лучше использовать на уроках? Об этом и многом другом вы узнаете в нашей публикации.

Классическая методика

Классические методы обучения английскому языку в средней школе практикуются на протяжении многих лет. Они основаны на грамматико-переводном подходе. Основа каждого урока/подкурса — грамматический раздел английского, который объясняется на русском.

Учитель активно работает с учениками и объясняет основные моменты. В свою очередь ученики заучивают правила, работают с текстом и выполняют упражнения для закрепления. Но при таком большом количестве теории учащиеся часто теряются и не могут выработать навык говорения. Поэтому данный метод является эффективным только в сочетании с коммуникативным и другими подходами.

Коммуникативная методика

Начальный курс английского по коммуникативной методике подразумевает развитие у детей таких навыков, как письмо, чтение, восприятие английского на слух и, конечно, устное общение. Причем уроки, а также задания имеют аутентичную тематику: диалоги и тексты на тему семьи, погоды, школы, хобби, работы и т.д.

Особенностью методики также является то, что ученики часто работают в парах. Обучение буквально проходит с помощью общения между студентами. Но грамматика и сложные темы для лучшего понимания объясняются учителем на русском языке.

Коммуникативная методика обучения английскому языку в начальной школе также предназначена для погружения студентов в культуру и быт англоговорящих стран. Ученики не только осваивают навыки общения, но и познают специфику культуры английского. При этом учитель должен поддерживать мотивацию учеников к обучению.

Метод Глена Домана

Очень популярная методика обучения английскому языку в средней школе. Ее применяют даже для обучения детей 6-7 лет. Подход основан на работе с карточками, на которых изображены слова или рисунки. Учитель показывает карточку и проговаривает слово. Затем ученик повторяет и усваивает новые слова без зубрежки.

Хоть роль ребенка в обучении пассивная, но ему очень просто учиться и запоминать новую лексику. У детей слабая концентрация внимания. Поэтому им не подходит работа с текстами или заучивание слов. Метод Глена Домана требует минимальных усилий, за что его так любят многие педагоги и дети всего мира.

Игровая методика

Обучение английскому языку в начальной школе по игровой методике ставит перед собой цель поддерживать внимание и интерес учеников к уроку. Во младших классах ученики очень подвижны, активны и эмоциональны. Поэтому задания в форме игры позволяют направить энергию учащихся в нужное русло и сконцентрировать их внимание на обучении.

При игре иностранный язык не воспринимается как сложный и требующий много усилий для изучения. На уроках ученики не опасаются делать ошибки, когда выполняют задания. При этом в урок можно включать песни, мультфильмы, игры с соревновательным элементом, что сделает занятие еще более увлекательным.

Методика Зайцева

Особенности обучения английскому языку в начальной школе по методике Зайцева заключаются в том, что ученики применяют кубики со слогами и буквами. С помощью них они составляют слова и запоминают таким образом новые фразы. Цель подхода в том, чтобы показать алгоритм построения слов и предложений.

Кубики могут быть разного цвета, чтобы упростить задачу ребенку. Со временем ученик старается выстраивать цвета и буквы под диктовку. Такие мини диктанты эффективны, не вызывают трудностей у детей и могут проводиться даже родителями.

Проектный и комбинированный метод

Данные методы обучения английскому языку в начальной школе пользуются невысокой популярностью. Суть заключается в том, что после изучения темы, разбора текстов, заучивания новых фраз учитель задает проекты: сыграть сценку, написать рассказ, составить и провести диалог и т.д.

Работа над расширением лексики при изучении английского языка в школе

Должность: учитель английского языка высшей категории

Место работы: г. ОлёкминскОлёкминского района, МБОУ РГ «Эврика»

Работа над расширением лексики при изучении

английского языка в школе

Лексика – это строительный материал из которого строится человеческая речь. Лексика является важнейшим компонентом любого языка и применяется для решения определённых коммуникативных задач. Речь – выражение наших мыслей. Мысль – это осмысленное предложение, в котором слова связаны семантически и грамматически. Таким образом, речь – это выражение наших мыслей. Мысль – это осмысленное предложение, в котором слова связаны семантически и грамматически. Этот процесс будет успешным в том случае, если обучаемый располагает достаточным запасом слов по той или иной теме. Вот почему формирование лексических навыков должно стать приоритетной задачей в работе учителя иностранного языка.

Первоначально речь ученика состоит из простейших конструкций. Обогащение словарного запаса расширяет языковые компетенции учащихся, способствует развитию лингвистических способностей и создаёт почву для дальнейшего изучения языка.

На начальном этапе обучение лексике начинается с правил чтения и орфографии. Правильное озвучивание и письменное изображение слов становятся теми первыми кирпичиками, которые понадобятся для построения предложений. Такие приёмы запускают механизм запоминания, а рецепторная функция памяти помогает сформировать «базу данных», т. е. словарный запас для будущей речевой деятельности. После введения слов непременным условием успешного усвоения лексического материала является его отработка устной и письменной речи. Работа над лексикой направлена на «узнавание» новых слов в аудировании, т. е. их понимание и зрительное восприятие в чтении. Формирование словарного запаса определённых усилий и времени и основано на принципе «услышь – повтори — запомни». Ребёнок и родному языку учится повторяя звуковую форму слов после услышанного. Следовательно, развитие слуховых навыков первостепенно, поэтому следует рассматривать аудирование как важный часть изучения любого языка. Семантизация новой лексики путём объяснения на английском языке в доступном для понимания контексте без прямого перевода народной способствует развитию этих навыков. Необходимо тщательно продумывать поурочные планы и создавать такие ситуации, чтобы новая лексика органично вплеталась в тему разговора на уроке.

Учителя постоянно находятся в поиске наиболее эффективных методов и приёмов, чтобы достичь желаемого уровня владения лексикой. Часто практикуемые задания, такие как:

Match the new words with their definitions Make the word combinations Circle the word that is different Choose the right word Complete the sentences ит. д.

Направлены на закрепление, а затем и самостоятельное использование изученного материала в будущей речевой деятельности.

Необходимо перерабатывать и составлять задания в соответствии с возрастом и интересами детей. Непременными условием повышения мотивации является принцип от лёгкого к сложному и присутствие игровых элементов. Следующеезаданиенаправленонаразвитиевнимательностиобучаемых:

Task. Homophonesarewordsthatsound the same but have different spelling and meanings.

Choose the correct word to complete each sentence

Is it WRITE or RIGHT for robots?

Scientists study animals and (sea, see) creatures to get ideas for robots. Different scientists work together (to, two) build robots. The new robots are modeled on (reel, real) animals. (One, won) of the new robots looks like a lobster. Some look like insects. They have 3 legs on the left side of their body and 3 legs on the (write, right) side. A robot that is modeled on a spiderwould have (eight, ate) legs. The (new, knew) robots will (be, bee) able to do things that older robots can do. Scientists hope that their robots will be able to move and go (where, wear) today robots can do. The (whole, hole) body of a robot was covered with plastic and metal. (Witch, which) robot in this exhibition is your favourite?

Постепенно работа над расширением лексики от класса к классу усложняется и объём языкового материала увеличивается. Изучение лексического материала неразрывно связано с грамматическим. Для правильного смыслового и стилистического оформления предложения необходимо соблюдать не только грамматику, но и обладать богатым словарным запасом, чтоб избежать повторного использования одних и тех же слов и в случае необходимости найти им замену. Этому способствуют упражнения на подбор синонимов и антонимов на различные части речи. Часто практикую работу в парах и самостоятельно. Ученик читает слова по карточке А, другой находит их синонимы или антонимы на карточке Б. Для самопроверки можно предложить работать вместе, найти слова с одинаковым значением или противоположным в зависимости от задания и записать их в тетрадь. Вот так выглядит задание на антонимы:

Источники: http://iyazyki.prosv.ru/2016/04/elementary-school-2/, http://angliyskiyazik.ru/metody-obucheniya-angliyskomu-yazyku-v-nachalnoy-i-sredney-shkole/, http://pandia.ru/text/80/644/57657.php

251 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector