Изучение лексики в начальной школе английский язык

СОДЕРЖАНИЕ
0
39 просмотров
29 января 2019

Развитие лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе

Этап формирования лексических навыков

Роль лексики в процессе изучения велика – именно лексикой передается непосредственный предмет мысли. Невозможно создать прочную языковую базу у школьника без усвоения им лексического материала. Роль лексики для овладения иностранным языком не менее значительна, чем грамматики. «Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, она поэтому проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую». [1]

Как же лучше ознакомить учащихся с новым словом и какие способы семантизации имеются в арсенале учителя? Как утверждают психологи, восприятие и запоминание лексических единиц носит ассоциативный характер. Каждое новое слово вступает в ассоциативные связи с уже имеющимися словами. Например, в 3 классе мы изучаем тему «Погода». Дети знают словo «snow», следовательно слова «snowman, snowball, snowdrops» могут быть введены на беспереводной основе, с помощью наглядности: таблиц, картинок, иллюстраций. Следует отметить, что выбор ассоциаций зависит от особенностей не только самого слова, но и характерных особенностей группы обучаемых. Можно привлечь изобразительную наглядность и наглядность действием, звуковую и контекстуальную. Но критериями для выбора определенного вида наглядности должны быть доступность, простота и целесообразность. Во 2 классе хорошо работает в начале урока в качестве речевой разминки рифмовка, создающая положительные эмоции:

Today is Monday, today is Monday,
Is everybody happy?
Yes, of course, we are.

Вводим на последующих уроках новый день недели на знакомом речевом материале диалогического единства.

Есть распространенное мнение, что чем больше слов знает ученик, тем больше его речемыслительные возможности. Опыт показывает, что главное внимание в усвоении лексики должно быть уделено не запоминанию изолированных слов, не количественному увеличению активной лексики, а формированию умения оперировать уже усвоенной, причем, необходимо подбирать наиболее употребительные для школьников речевые ситуации. Часто бывают эффективны беспереводные средства семантизации. Так при изучении темы «Кино» в 5 классе определение дефиниции “cinema” можно выразить так: «theatre where we can see films».

На уроках дети могут определять слова на основе контекстуальной догадки, которая основана на понимании общего содержания предложения, на знании фактов. Например, Сolumbus discovered America in 1492.

Семантизация осуществляется определением значения слова на основе его внутренней формы. Например, известный корень и знакомые словообразовательные элементы – to work – worker. Сложное слово, состоящее из двух знакомых компонентов – suitcase; слова, сходные по написанию и звучанию в родном языке – patriot.

К переводным средствам семантизации, которые я использую на уроках относятся:
перевод слова или словосочетания соответствующим эквивалентом родного языка, если невозможны другие способы, чаще всего это относится к идиомам, устойчивым лексическим единицам;
перевод-толкование, при котором помимо эквивалента на родном языке учащимся сообщаются сведения о совпадении (или расхождении) в объеме значения. Например: big большой (обозначает величину, размер), great большой (знаменитый, великий).

Перечисленные способы семантизации имеют достоинства и недостатки. Беспереводные способы развивают языковую догадку, создают опоры для запоминания, усиливают ассоциативные связи, но не всегда обеспечивают точность понимания. Перевод экономен в отношении времени, универсален в применении, но, к сожалению, увеличивает межъязыковую интерференцию.

Над новыми словами я работаю преимущественно в контексте, так как контекстуальное значение слова не всегда является его основным номинативным значением. Упражнения, обеспечивающие первичное закрепление лексики я ввожу в общую систему упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексического материала во всех видах речевой деятельности.

Для таких упражнений характерны следующие особенности:

  • они должны составлять неотъемлемую часть объяснения, выполнять иллюстративную, разъясняющую и контролирующую функции;
  • новые лексические единицы должны предъявляться в знакомом лексическом окружении и в уже усвоенных грамматических формах и структурах;
  • в упражнениях должны предусматриваться не только элементарные операции, но и сложные умственные действия, развивающие творческие возможности учащихся в устных формах общения – слушании и говорении.

На этапе тренировки выполняются упражнения,

а) нацеленные на запоминание слова (образа, аналогии), например:

  • назвать изображенные на картинке предметы, соответствующие ситуации или теме;
  • исключить лишнее;
  • дополнить предложение, заполнить пропуски;
  • подобрать однокоренные слова, синонимы, антонимы;
  • проговорить слово на определенный мотив, запомнить по ассоциации;

б) нацеленные на построение сочетаний, например:

  • подбор глаголов, которые можно использовать с данными существительными;
  • подбор пары, сочетания из разбросанных слов;
  • распространение предложения;
  • характеристика героя прилагательными.

Этап применение лексического материала. Роль театральной деятельности и ролевых игр

Он связан с деятельностью по говорению.
Несмотря на старания учителей факт потери интереса школьников к предмету, увы, существует. Что-же можно предпринять, чтобы избежать этого?

Известно, что дети хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. Если освоение материала происходит в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки это способствует раскрытию творческих способностей личности ребенка, развивает коммуникативные способности и обогащает его опыт. На своих уроках я уделяю большое внимание разыгрыванию сценок или ролевым играм, когда ребенок вынужден решать нестандартные задачи, что требует развития самостоятельного мышления, оперативности, целеустремленности, инициативности и креативности в решении проблем. Что как не театральная деятельность на английском языке способствует этому. В это время происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся. В ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров. Это одна из форм обучения диалогическому общению, где язык используется в реальном действии. С этой точки зрения театральная деятельность повышает эффективность обучения и помогает сохранить интерес к английскому языку. Например, к теме «Космос», которую мы начинаем изучать уже с 3 класса, я написала сценарий внеклассного мероприятия «Необычное путешествие в космос». Диалоги и некоторые отрывки из этого спектакля можно использовать на уроках, а не только на занятиях по дополнительному образованию. Уместен подход test-teach-test, который позволяет развивать самостоятельность учеников и их уверенность в себе.

Первоначальное чтение учащиеся осуществляют самостоятельно. Работая со словарем, находят перевод лексических единиц и готовят вопросы учителю. Вместе разбираем непонятные, повышенной сложности части текста – затем распределение ролей, что всегда вызывает немалый интерес. На основе данных диалогов создается проблемная ситуация, ставится проблемная задача. Например, Why can’t we fly to the Sun? Why does our planet look blue from the space? Talk to the alien now! Таким образом, можно использовать проблемный подход уже на ранних стадиях обучения английскому языку. Это важно в контексте современного состояния и перспектив образования, так как « проблемность в преподавании иностранных языков…направлена на совершенствование образовательного процесса». [2]

В этой сказке «разговаривают планеты, рассказывают о себе». Дети, путешествующие во вселенной, вступают в диалоги с космическими жителями и планетами, становятся как-бы соучастниками «реальных событий», что способствует лучшему усвоению нового лексического материала. Помимо увеличения словарного запаса по непростой теме «Изучение космоса», у детей формируется интерес к предмету астрономия!

Сказки из книги по домашнему чтению мы разыгрываем по ролям, что всегда дети выполняют с большим энтузиазмом. В результате ребята, которые испытывали трудности в коммуникации на английском языке, заметно улучшили речевые навыки. Очевидно, что в процессе театральной деятельности совершенствуются:

  • интонационные, грамматические и лексические навыки;
  • использование и отработка речевых фраз и клише в различных ситуациях;
  • умение аудирования

Театр близок и понятен детям. Действие, совершаемое самим ребенком, связывает его с личными переживаниями. Драматическая форма переживания впечатлений лежит в природе детей. Любую мысль ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Другой причиной близости драматической формы детям является связь театрализации с игрой – ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках.

Использование ролевых игр на уроке иностранного языка способствует созданию реальной ситуации общения, в ролевой игре происходит существенная перестройка поведения ученика – оно становится произвольным. Это значит, что в ролевой игре ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования обще-учебных умений. Игра остается в младшем школьном возрасте пока еще основным подходом в обучении иностранному языку.

Изучение развивающего потенциала в обучении английскому языку младших школьников позволяет сделать следующие выводы: использование театральной педагогики, обогащенной технологиями обучения иностранным языкам, позволяет создать образовательную модель, соответствующую возрастным особенностям и индивидуальным потребностям младших школьников, что ведет к повышении интереса, а следовательно и

Изучение иностранного языка способствует формированию положительного образа нашей страны за рубежом, способствует развитию мотивации в изучении английского языка. Это имеет важное значение, так как роль иностранного языка в настоящее время возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии.

Список литературы.

1. (Рогова Г.В., Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. С.89.)
2. Ковалевская Е.В. Роль проблемного обучения в современном образовании. М.: Компания Спутник+, 2007. – С.3-4.

ИКТ в обучения лексики английского языка в начальной школе

Маникина Юлия Геннадьевна

учитель английского языка I квалификационной категории

МАОУ СОШ р.п. Пинеровка Балашовского район Саратовской области

Аннотация В этой статье описаны преимущества использования информационно коммуникативных технологий в процессе обучения лексики английского языка, и особенно это продемонстрировано на примере младшего школьника, когда обучение иностранному языку только начинается. Кроме этого, рассматривается, как интернет и видео помогают процессу запоминания новых слов. ИКТ это не только помощь ученику, но это и большое подспорье для учителя, которое помогает выявить индивидуальные особенности каждого ученика, и затем следовать в правильном направлении. Учитель должен помочь ученику правильно и грамотно усваивать новые лексические единицы, а также мотивировать его к общению на иностранном языке. На сегодняшний день учителю в этом во-просе помогают информационные коммуникационные технологии. Ин-формационные технологии способствуют объективному контролю как текущему, так и итоговому, что так же является неотъемлемой частью образовательного процесса. Таким образом, компьютерные технологии создают условия для всех этапов обучения лексики.

Одной из важных функций начального обучения является формирование навыков и умений учебной деятельности. А именно в начальной школе ученик овладевает элементарными навыками, которые необходимы для успешной и прогрессивной работы на следующих этапах. Но следует учитывать, что ребенок имеет возможность высказывать свою точку зрения, т.е. ученик развивает свои творческие способности, самостоятельно формулирует свои мысли, а не следует строго универсальным предписанием. Этот вопрос необходимо затрагивать и при изучении английского языка.

Основной и конечной целью обучения английскому языку является применение своих навыков в реальной жизни. Ребенок должен так же принимать участие в социальной деятельности, быть активным, грамотным. Достижения этой цели невозможно без правильного преподавания предмета, а в частности английского языка. Но известно, что язык не возможен без слова, а значит, что лексика занимает наибольшее место в изучении иностранных языков[3].

При обучении лексики возникают трудности, связанные с запоминанием объема значений слов, характером сочетаемости одних слов с другими, а также употреблением слова в конкретных ситуация общения. К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом, тренировка, применение лексических единиц в разных формах устного и письменного общения. Все перечисленные этапы работы над лексикой представляют собой единое целое. Учитель должен помочь ученику правильно и грамотно усваивать новые лексические единицы, а также мотивировать его к общению на иностранном языке. Например: сеть Интернет — это и переписка по электронной почте, создание проектов, участие в разнообразных конкурсах, олимпиадах, чатах, публикации творческих работ, т.е. происходит диалог двух культур. Все учащиеся принимают участие в любых видах работ, связанных с использованием Интернета с большим интересом.

Одной из наиболее эффективных форм предоставления материала на уроке по-прежнему остается видео. Применение в обучении иностранным языкам видео файлов повышает коммуникативную и межкультурную компе-тенции, так как является наиболее доступным средством имитации иноязычной речи[2].

Ознакомление с новыми словами включает раскрытие их формы, значения и употребления. Использование ИКТ позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым образом. Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов и содействует тем самым их лучшему запоминанию.

В младших классах, когда изучается ряд слов, обозначающих конкретные предметы (такие, как, например, pencil, postcard, stamp, box, clock, cassette, jeans), использование наглядного предъявления слов обусловлено и психологическими особенностями детей, мышление которых в значительной степени еще сохраняет наглядный характер. Зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический мате-риал[1].

При работе с помощью ИКТ принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого ученика: те, у которых больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово несколько раз, а другие, у которых преобладает зрительная память, больше внимания обращают на графический образ слова. Известно, что лексические навыки подразделяются на продуктивные и рецептивные. Соответственно и создание образа слова происходит по-разному в зависимости от того, учатся ли дети употреблять данное слово или же узнавать его в тексте. Например, рассмотрим аспекты: рецептивный — компьютер произносит слово, учащимся следует найти его в списке слов, соответствующую картинку, слово из родного языка или наоборот и т.д. Смешанный рецептивно-продуктивный аспект — компьютер произносит слово, школьнику следует написать его. Продуктивный аспект — компьютер показывает картинку, ученик пишет соответствующее слово и т.д. Многократное выполнение этих действий способствует более прочному закреплению каждой лексической единицы[1]. Кроме того, благодаря ИКТ такие упражнения не отнимают много времени.

Порой учителю трудно проследить за правильностью действий каждого учащегося. ИКТ в обучении в свою очередь обеспечивает задание и контроль над ходом его выполнения. При обучении с помощью компьютера обучающие учебные действия чередуются с контролем, тем самым обеспечивается обратная связь. Учитель, использующий ИКТ, имеет возможность сразу же узнать, как каждый ученик усвоил лексический материал. [3].

ИКТ помогает организовать и контролировать овладение лексики на всех этапах ее изучения. При обучении с использованием компьютера ребята выполняют упражнения одновременно, при этом каждому ученику сразу же сообщается результат. Учителю приходится делать выводы об уровне усвоения лексического навыка на основе ответов не только у отдельных учеников, а у всего класса.

Чтобы получить при работе с ИКТ хорошую оценку, ученику приходиться творчески работать. Он делает все с радостью. Никто из учеников не уходит с чувством разочарования. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию мотивации. У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя – всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть. Тем самым, ИКТ могут и должны применяться в обучении лексики, т. к. использование современных технологий позволяет обеспечить индивидуальную деятельность каждого ученика, т. е. выбор оптимального для него объема и темпа работы. Компьютерные технологии со всеми своими ресурсами создают уникальную возможность для изучающих английский язык пользоваться текстами, слушать и общаться с носителями иностранного языка, т.е. создают естественную языковую среду.

1.Гальскова Н. Д., Теория обучения иностранным языком, Москва, 2007

2.Долуденко Е. А., Журнал “Иностранные языки в школе” статья “Компьютерные технологии в свете современных теорий обучения”, Москва, 2004

3.Палат Е.C., Журнал “Иностранные языки в школе” статья “Внедрение компьютерных технологий в преподавании английского языка”, Москва, 2001

Особенности обучения английскому языку в начальной школе

Аннотация. Определены особенности психологической и речевой готовности учащихся начальных классов в изучении английского языка. Обозначены педагогические условия эффективной работы учителя английского языка в начальных классах. Выявлены игровые методы обучения иностранному языку в начальной школе.
Ключевые слова: английский язык, начальная школа, игровые методы.

Изучение английского языка в начальной школе тема спорная и неоднозначная. Одни педагоги считают, что ребенок не готов к овладению языком в столь раннем возрасте, что следует сначала освоить родную речь, иначе будет путаница в голове у детей. Другие же, напротив, считают, что чем раньше этот процесс начинается, тем лучше. Психологи определили, что наилучшее время для изучения иностранного языка – это второй класс, когда идет комплексное знакомство с русским и английским языками. Таким образом, на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам по всей стране произошло введение английского языка как основного предмета начальной школы.

В связи с этим многие учителя английского языка столкнулись с рядом проблем: отсутствие достаточной и необходимой материальной базы в школе; отсутствие достаточных знаний для работы с детьми начальной школы; неподготовленность родителей к совместной деятельности со своими детьми при изучении иностранного языка; отсутствие позитивной мотивации у учащихся; логопедические и фонетические проблемы детей и пр.

Цель нашей исследовательской работы – выявить особенности обучения английскому языку в начальной школе и дать рекомендации для учителей и родителей.

1. Дать анализ психологической и речевой готовности учащихся начальных классов в изучении английского языка.

2. Определить педагогические условия эффективной работы учителя английского языка в начальных классах.

3. Выявить приемы и методы работы учителя английского языка в начальных классах.

Анализируя методическую и педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что многие учителя, пришедшие работать в начальную школу из среднего звена, не понимают, почему не «работают» приемы, которые они использовали ранее. Основная ошибка в том, что учителя до конца не понимают особенности восприятия и работы детей начальной школы.

Многочисленные научные исследования работы в начальной школе показывают, что у младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты.

Чем младше ребёнок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребёнка меньше, чем у старшего, ему ещё не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. В самом деле, едва научившись читать на родном языке, ребёнок осваивает это умение на иностранном. Он не осознаёт того, что читает облегчённые, адаптированные тексты, ведь и на родном языке читаемые тексты не так уж сложны.

Таким образом, на уроках английского языка в начальной школе преподавателю необходимо соблюдать следующие условия для получения положительных результатов:

  1. Тщательный отбор ситуаций. Они должны быть просты и понятны для школьника.
  2. Участие каждого в процессе общения. Если ребенок не будет чувствовать свою значимость, он, скорее всего, потеряет интерес к предмету.
  3. Создание благоприятных условий для общения.
  4. Новизна. Интерес к заданиям у школьников младшего школьного возраста пропадает через 10-15 минут, вследствие чего смена видов деятельности просто необходима.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

В.П. Беспалько отмечал, что «игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности» [1].

Игра — особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Для детей игра прежде всего — увлекательное занятие. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета.

Игры способствуют выполнению таких методических задач, как:

— созданию психологической готовности детей к речевому общению;

— обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

— тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений.

М.Н. Скаткин отмечал, что специфика игры, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится» [4].

Многие исследователи игровых форм на уроках английского языка в начальной школе выделяют следующие игры:

— грамматические игры (цель – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся);

— лексические игры (цель – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся);

— фонетические игры (цель – практиковать и развивать произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы);

— орфографические игры (цель — упражнение в написании английских слов);

— творческие игры (цель — научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развить слуховую память учащихся).

Таким образом, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
  2. Минскин Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  3. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. 78с.
  4. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. 183c.
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М. Педагогика, 1978. С. 208-212.

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.

2. Минскин Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

3. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. 78с.

4. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. 183c.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М. Педагогика, 1978. С. 208-212.

Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/658996/, http://wiki.soiro.ru/ИКТ_в_обучения_лексики_английского_языка_в_начальной_школе, http://e-koncept.ru/2015/65177.htm

Комментировать
0
39 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев