Как не бросить учить английский

СОДЕРЖАНИЕ
0
44 просмотров
29 января 2019

Не останавливайся: как не бросить изучение языка спустя неделю после начала

Теории и практики

Лингвист Екатерина Матвеева владеет восемью языками, а в общем понимает около 20. T&P публикуют отрывок из ее книги «Полиглот по собственному желанию» про самый сложный, первый этап постижения нового языка, когда нужно выработать забытую привычку учиться регулярно.

Екатерина Матвеева

лингвист, предприниматель, автор книг и статей

Постановка целей

В 2010 году я загорелась изучением итальянского языка. Он нравился мне еще с детства — со старых фильмов Челентано. В тот момент я изучала английский и испанский в университете. Английский нам преподавали методом кнута и зубрежки: не вызубрил текст — получил двойку. Чтобы избежать наказания, мы дружно зубрили, при этом не усваивая ничего, и тихо все больше его ненавидели. Целью изучения был разве что диплом. С испанским дела обстояли легче, но медленнее. Летом 2010-го, после нескольких месяцев изучения испанского, я уехала в Саламанку на курсы повышения уровня владения. На вступительных я получила B1.2–B2.1 за свою болтливость, хотя я не знала большей части грамматики.

Конкуренция и желание произвести впечатление очень хороши для учебного процесса

Передо мной встал вопрос выбора: уходить в группу ниже уровнем для изучения всей грамматики или же оставаться в этой группе и изучать в 2,5 раза больше самостоятельно. Я решила принять вызов и погрузиться в изучение сложной грамматики в первые две недели. Когда учитель говорил: «Давайте повторим данное время», я слышала о нем впервые и учила в тот же вечер. Таким образом, когда я вернулась в университет, оказалось, что я прошла учебную программу до финального курса.

Эта история доказала мне, что грамматика — не самое важное в изучении языка. Все должно начинаться с цели. Моей целью сначала было читать на испанском любимые книги, потом петь песни, а потом поехать в Испанию и общаться. Затем уже была грамматика и все остальное. Как раз после этого я задумалась об итальянском и весной 2011-го поставила цель заговорить на нем: поехать в Италию и попробовать повторить опыт с испанским. В общей сложности получилось около 16 недель (при этом минус две недели перед экзаменом по испанскому в июне). Чем был важен этот эксперимент? У меня была крайняя цель — заговорить на итальянском к поездке в Италию. Весь процесс делился на этапы, которые разбивались на недели и темы, то есть у меня сложилась дорожная карта действий.

Итак, вы должны получать позитивные эмоции от мысли, что достигли поставленной цели. Если вы поставите перед собой задачу «разговаривать на языке», то это не будет вдохновлять в трудные моменты обучения. Нужно привязать свою цель к своим интересам. Когда цель будет ясна, подумайте, сколько времени понадобится на ее достижение. Например, напишите, что бы вы хотели уметь делать на данном языке через год. А затем подумайте, что нужно сделать, чтобы достичь хотя бы части этого уже через месяц. После решите, чего вы сможете достичь уже через 24 часа. Когда вы придете к ответу на последний вопрос, вы поймете, что из этого вы сможете делать ежедневно. Таким образом вы создадите для себя новые ритуалы, которые помогут достичь выполнения цели.

Ставка на собственные интересы

Усидчивость и работу памяти повышает интерес. Если вы сможете совместить свои интересы с изучением языка, то в несколько раз повысите свою продуктивность. Подумайте, о чем вы готовы разговаривать до рассвета, спорить с оппонентами, читать, смотреть кино. Это может быть хобби, спорт, наука… Вы должны найти это, и тогда вы никогда не потеряете интерес, так как сможете узнавать что-то новое о своей сфере интересов на другом языке, а затем и обсуждать это с иностранными коллегами или друзьями. Вам нужно составить список или карту интересов, которые лягут в основу плана самостоятельного обучения.

К примеру, одна из моих студенток обожает «Звездные войны». Мы сосредоточили весь ее учебный процесс вокруг вселенной фильма и фантастики. Так ее восторг от кино распространился и на язык, поскольку теперь она смотрит, читает, слушает и обсуждает то, что любит, на иностранном языке. Помимо ставки на собственные интересы, вам стоит подумать и о том, как вы больше всего любите учиться. Например, мои студенты-бизнесмены любят заниматься в дороге, по пути на встречу или во время перелетов. Они слушают подкасты, делают упражнения на телефоне или планшете, смотрят видео или общаются в чатах. А вы, возможно, любите читать на работе или на парах, изучать статьи в журналах или смотреть сериалы и ток-шоу . У каждого свой стиль. Вам стоит прислушаться к себе и обратить внимание на то, в какое время дня вы лучше воспринимаете информацию: утром или вечером, перед едой или после. Главное, чтобы вы получали позитивные эмоции от учебы: тогда вам будет намного легче и интереснее изучать язык и вы не будете сомневаться в себе.

Самомотивация

Сколько раз вы начинали бесплатный онлайн-курс с важной, но нудной информацией и забрасывали его на второй неделе? По статистике, 54% студентов в мире уже на четвертой неделе бросают языковое обучение, потратив при этом немалые деньги на курсы или репетиторов. Так в чем проблема? Почему люди бросают заниматься, даже если им это нужно? Мотивация приходит с вдохновением. Но и вдохновение не присутствует рядом 24/7. Как поймать музу за хвост и не отпускать ее? Приведу пример из жизни. Когда я изучала итальянский (или позже подтягивала французский и учила китайский), бывали такие дни, когда я уставала, был вал работы, я болела или же просто было плохое настроение и ничего не хотелось. Что все равно подталкивало меня заниматься? То, что я не занималась. Вернее, я не посвящала те дни нудной грамматике или сложному вокабуляру, а просто подбирала видео или тексты из любимых фильмов или книг на данных языках. Таким способом я повышала себе настроение и практиковала уже усвоенные знания.

Тут важно принять, что, если вы не понимаете половины того, что говорится, это не так важно. Уже здорово, что вы понимаете что-то! Вам просто нужно свыкнуться с частичным непониманием и психологически привыкнуть к иной речи и поведению. Не критикуйте себя за непонимание и не расстраивайтесь! Моим маленьким прорывом в китайском был момент, когда за две недели до первой поездки в Китай на чемпионат мира по памяти я проходила по коридорам UCL мимо пары из Китая. Они разглядывали студенческую выставку. Когда девушка сказала что-то и закончила словами: «Мне так это нравится», а парень ответил: «Мне тоже. Это очень красиво», это был восторг, ведь я впервые что-то различила на слух! А однажды я была в IKEA, и рядом немецкая семья выбирала шторы. Мать семейства металась между оттенками бежевых штор, причитая: «Я надеюсь, что этот оттенок подойдет к нашему новому ковру и нашей мебели. А что, если деревянная мебель со временем потемнеет?» Это тоже прорыв на новый уровень. Хвалите себя и отмечайте свои маленькие победы.

Марк Цукерберг дошел до такого уровня в китайском, что способен выдерживать часовые пресс-конференции и шутить

Череда маленьких побед приведет вас к грандиозному успеху. Как и во всем, в изучении языка необходимо упорство и терпение. Как я уже говорила, ваша цель должна поддерживать вас в трудные минуты обучения. Это должно быть яркое событие или процесс, в котором знание языка будет просто незаменимо. Возьмите Марка Цукерберга, который дошел до такого уровня в китайском, что способен выдерживать часовые пресс-конференции и шутить. А ведь он управляет многомиллионной корпорацией. И у него-то точно нет времени. Но у него была и есть четкая цель в изучении этого языка.

Внимание, внимание

Вам известно, что если вы не можете сосредоточиться, то и не понимаете материал или поставленную перед вами задачу. Тогда вы начинаете нервничать, наступает состояние стресса, и вы забрасываете дело, если это возможно. Вам нужно понять состояние увлеченности. Оно сродни влюбленности, когда внимание сосредоточено на конкретном объекте. Как этого достичь? Хорошо, если при изучении языка вы найдете себе соратников «по несчастью»: тогда вы сможете не только практиковать язык с ними, но и лучше концентрироваться, ведь в вас взыграет чувство конкуренции или желание произвести впечатление. В целом, эго и желание поразить очень хороши для учебного процесса. Они действительно помогают поддерживать дисциплину. Например, один из моих студентов, очень занятой бизнесмен, решил впечатлить свою жену, выучив иностранный язык с нуля. Она над ним посмеивалась, подтрунивала. А он, хоть ему было отнюдь не просто, занимался, даже когда в офисе была рабочая суета. Через несколько недель у него случился прорыв, и он еще сильнее поверил в себя, чем ускорил темп обучения.

Как я уже говорила, интерес и положительные эмоции способствуют повышению концентрации. Но это еще не все. Творческий подход также способствует фокусировке внимания и развитию памяти. Если вы станете записывать новые слова, например, в нестандартном порядке, то уже заметите изменение в восприятии и запоминании. Вы откроете для себя новое развлечение, если попробуете посочинять истории или стихотворения на изучаемом языке из словарного запаса, который вы уже накопили.

Формирование привычки

Чтобы начать или бросить делать что-то, необходима воля. Но воля также не будет с вами всегда. В первые три недели необходимо создать ряд ритуалов, которые впоследствии станут неотъемлемой частью вашего дня. К примеру, когда я решила подтягивать французский и изучать китайский, я была завалена работой по переводам и преподаванию, мне нужно было управлять командой и готовиться к чемпионату по памяти. Но я четко поставила себе задачу — находить по 90 минут на практику этих языков. Пусть это не много, но в то время я и так спала по пять часов в сутки.

У меня на столе висели небольшие записки, а в телефоне стояли напоминания. Я поменяла языки в моих гаджетах, соцсетях и приложениях. Стала общаться со своими коллегами на данных языках. Когда я была безумно уставшей, я могла слушать песни и смотреть тексты к ним. Я ввела языки себе в привычку. Это было лишь начало. Затем я добавила в список ежедневных дел изучение нескольких иероглифов, а для французского — аудиокниги на время, пока я работала с бумагами. Когда вы начинаете что-то делать впервые, вам необходимо психологически приспособиться, чтобы исключить состояние стресса, так как он несет с собой негативные эмоции и демотивацию, с которыми вам будет непросто справиться в начале изучения языка.

Как заставить себя учить английский (и надо ли)

Пять правил, которые помогают не только учить язык, но и завершать любые долгие дела.

Автор Skyeng Magazine, ведущий блога про мотивацию.

Я долго страдал и выстрадал пять правил того, как заставить себя что-то учить, даже сделал про это курс. Я всю жизнь учил английский: в школе, потом в институте. Постоянный процесс с нулевым результатом. А потом я поменял стратегию и сейчас читаю на английском научные статьи по нейрофизиологии.

В институте я делал всё по правилам: ходил на уроки и учил грамматику по синей книжке Мёрфи. Но когда нужно было раскрыть рот или пересказать прочитанное — всё рушилось, а смысл ускользал. Голова казалась пустой и я чувствовал себя идиотом.

Однажды меня позвали на студенческую конференцию по английскому, где я читал доклад про спам в электронной почте. В конце мне задали единственный вопрос: «Ну и как ты относишься к спаму?». Я ответил: «Зыс ис дифинатли бэд ¯_(ツ)_/¯». Больше меня ни о чём не спрашивали, а мне было стыдно.

Казалось, чтобы начать говорить на английском, нужно заполнить условную шкалу знаний, а у меня их всё ещё недостаточно: сосуд пустоват, критическая масса не набрана. Поэтому я тупил и молчал.

Всё поменялось, когда я начал диджеить и стримить своё музыкальное шоу. Я забил на всю эту шкалу, писал как мог на английском подводки к подкастам, делал обзоры на крутые пластинки, просил классных зарубежных электронщиков сделать специальный гостевой микс.

Это было смешно, я общался на странных сайтах для 10 человек, с дурацким акцентом, дикими ошибками, через онлайн-переводчик. Но я не стеснялся, потому что было классно делать свою передачу. И это сработало. Мой интерес и погружение сдвинули языковые навыки с мёртвой точки.

Спустя десять лет я вытащил из этого опыта пять правил, которые теперь помогают делать любые долгие дела, не только учить язык.

1. Нахожу причину, которая щёлкает

Формулировка «выучить английский» — это абстрактная ерунда, которую нельзя потрогать. С шоу было всё конкретно: я хочу транслировать свою музыку, для этого мне нужен английский. Английский как инструмент. Ясно-понятно.

Всем надоело слово «мотивация». Назовём это причиной. Чтобы найти причину начинания, я задаю себе вопрос «зачем» и долблю сам себя этим вопросом, пока внутри что-то не щёлкает.

Щёлкает то, что связано с твоим внутренним миром, с ценностями.

В английском со мной сработало обычное тщеславие. Я начал его учить, чтобы быть самым классным диджеем в городе, у которого в программе играют эксклюзивные миксы крутых ребят.

С другими проектами щёлкает что-то другое. Мне нравится пример Людвига Быстроновского про душевую лейку, которую он наконец прибил просто для того, чтобы она перестала мозолить глаза и вытягивать энергию.

Важно: если вы хотите выучить английский, чтобы «быть умницей», то лучше сразу записаться на приём к психотерапевту и начать разбираться, откуда это взялось. Потому что здоровая цель — про нынешние ценности и кайф, а не про избавление от страхов (тем более детских).

Я сделал текстовый шаблон, вопросник самому себе. Отвечая на него, я выясняю, стоит ли любое новое дело моих усилий. Копируйте себе и пользуйтесь на здоровье.

2. Начинаю с тем, что имею

Лучше пользоваться багажом, который взял с собой, а не жалеть об оставленном на перроне. Поэтому не «выучить английский, чтобы потом сделать радиопрограмму», а «делать радиопрограмму на английском прямо сейчас с тем, что умею». Это называется проектным обучением, и для меня работает лучше традиционной модели.

Благодаря этому подходу я уже шесть лет снимаю документальный фильм о своей жизни, в день по секунде. До него я не умел снимать, монтировать и красить видео — хотел научиться, но постоянно ломало. Как только придумал щёлкнувшую причину и начал снимать на iPhone — дело пошло.

На этом этапе главное не оказаться в заложниках «идеального проекта», когда кажется, что всё выходит криво, а ты — лох и неудачник. Для этого у меня два приёма.

Первый — разрешаю себе делать криво, потому что для меня любой кривой проект лучше несделанного. К нему всегда можно вернуться и поправить.

Второй — «метод прогрессивного джипега» Артемия Лебедева. Прогрессивный джипег — это когда принимаешь, что проект готов в любой момент времени, а всё дело в проработанности деталей.

Это значит, что любая радиопрограмма готова, как только я записываю музыкальный микс. Текстовая подводка, обзор, рассказ о госте — это уровни детализации, которые делают программу интереснее, но необязательны.

Любая статья готова, как только я формулирую тему и то, кому и как она сможет помочь. Структура, тезисы, иллюстрации и примеры из жизни — это детализация, которая делает мою мысль понятнее.

Пробежка зачтена, как только я обуюсь в кроссовки, выйду на улицу и сделаю несколько первых шагов. Захочу — пробегусь, не прёт — ладно, попробую в следующий раз. Километры, пульс, оценка осанки, заминка на турниках после — это детализация тренировки, которая помогает кайфануть и прокачаться.

Редактор Юлия Медведева объясняет, как это работает в жизни обычного человека.

3. Учусь тому, что нужно прямо сейчас

Чтобы написать два абзаца о музыке и госте программы, не нужно штудировать весь учебник грамматики и говорить как нэйтив. Я просто набирал типовые фразы других ведущих и выдёргивал интересные обороты из статей в журналах — всё по методу прогрессивного джипега.

Когда понимал, что знаний недостаточно, выделял проблемы, находил приём и оттачивал его до автоматизма:

  • не «делать радиопередачу на английском», а «набрать хлёстких фраз», «описать суть пластинки двумя предложениями через Google Translate» и «почистить записанный голос от шумов»;
  • не «учиться писать статьи в инфостиле», а «соблюдать минимальную текстовую гигиену», «описать свой опыт, а не абстракции» и «сделать структуру в мире читателя, которую он сможет применить»;
  • не «снимать фильм», а «снимать без тряски в руках», «выбрать способ покраски видео» и «автоматизировать добавление дат»;
  • не «бегать», а «следить за пульсом», «скорректировать осанку» и «следить за дыханием».

Со временем приёмы встраиваются в жизнь и складываются в общий навык. Об этом же говорит программист Кэти Сиерра.

4. Занимаюсь регулярно, но только в кайф

Регулярность — это система. Система важна для обучения. Каждый сформированный в мозгу навык — это связь между нейронами, проторённая тропинка. Чем больше я повторяю действие, тем чаще по тропинке ходит импульс. Чем чаще ходит импульс, тем удобнее тропинка и легче по ней ходить. Именно поэтому легко делать то, что проделал тысячу раз.

Посмотрите четырёхминутное видео Академии Хана о том, как это происходит в мозге, это чистая магия:

Раньше мне казалось, что для понимания нового важно больше концентрироваться и дольше работать. «Чем дольше просижу над заданием, тем круче всё пойму». Всё работает не так.

В учёбе одинаково важно и копать, и давать мозгу время, чтобы новая информация разложилась по полочкам, превратившись в знания.

Если постоянно учить или писать, мозг не успеет структурировать информацию. Получится бесполезная свалка.

Это значит, что учёба по 15–20 минут и через день работает лучше, чем заниматься один день в неделю по 2–3 часа. Как в качалке: мышцы растут не на тренировке, а во время отдыха. Почему это работает?

Этот метод избавил меня от напряжения и научил работать в своё удовольствие. Если мне не хочется заниматься 20 минут, я занимаюсь 5. Не хочется 5 — столько, сколько нужно для действия без сопротивления.

Главное — регулярно делать подходы и получать от этого удовольствие. Там и глубина появится.

Если постоянно себя заставлять, работа будет ассоциироваться со сложностью и дискомфортом. Это когда «сейчас по-быстрому эфир запилю и свободен». Когда я делал свой радиопроект, я этого не знал. Старался закончить всё в срок и идеально. В итоге сильно пережал себя и через год охладел к проекту.

Чтобы побольше узнать о процессе обучения, обязательно пройдите курс Барбары Оакли Learning How To Learn. Он на простом английском и с русскими субтитрами.

Чтобы заниматься регулярно, нужно знать, как работают привычки.

5. Собираю обратную связь

Важно брать паузу, делать шаг назад и оценивать: что вообще сделал, что ок, что можно улучшить. Без этого правила есть риск пропустить важный момент, когда становится скучно и ты ушёл не туда.

Ещё хорошо бы фиксировать все наблюдения в специальном дневнике и прямо в процессе: как есть и честно. Это помогает замечать важные детали, которые со временем могут забыться. Я веду проекты и заметки в Trello.

Как учить иностранный язык и не бросить это сложное занятие. Анастасия Бакова поговорила с преподавателем и носителем английского

У каждого есть знакомый, который проснулся однажды утром и решил выучить новый язык. Теперь он ходит на немецкий или испанский, а может, он большой оригинал и погрузился в изучение китайских иероглифов. Люди записываются на курсы и скачивают полезные приложения — учат новые иностранные слова каждый день. Как же можно осуждать подобное стремление? Ведь все мы с молоком матери впитали, что «ученье — свет, а неученье — тьма».

Фото: Александр Мамаев

Существует только одна проблема. Запала не хватает надолго. Представим себе, что знакомый наш уже выучил как сообщить по-итальянски своё имя, возраст и семейное положение. Эффектно, с видом знатока, заказывает местные деликатесы и даже помнит, как будет ложка суповая, а как десертная. Но чтобы продвинуться на следующий уровень, нужно регулярно и упорно трудиться. Слушать, смотреть, читать. Педагоги говорят о мотивации, но где же ее взять на ровном месте? Если вы не работаете с языком и не живете среди носителей, не забить на этот трудоёмкий и долгосрочный проект очень и очень сложно.

Я учу английский язык больше двадцати лет. Фу, английский, это же так банально — скажете Вы. Вот изучение ладинского или фарси мгновенно демонстрирует знакомым уровень сложности и глубины вашей личности. Да и вообще этот язык все и так знают, учат его одиннадцать лет в школе. Но давайте посмотрим правде в глаза: крайне небольшое количество людей может свободно поддержать разговор на важнейшем международном языке без помощи активной жестикуляции. Я каждый день говорю на английском по скайпу, смотрю на нем фильмы, читаю журналы и книги. И до сих пор периодически натыкаюсь на слова и идиомы, значение которых мне не известно.

Итальянский учу уже полгода. В сентябре я пришла в группу из десяти человек, сейчас нас осталось пятеро. Понимаете, о чем я? Учить язык с нуля довольно утомительно. Так хочется скорее заговорить, а пока не получается. Есть у меня в группе одна печальная девушка. Всякий раз, когда преподаватель задаёт ей любой вопрос, она устало закрывает лицо руками и обреченно шепчет: «NO…NO…NO…» Как оказалось, муж оплатил занятия на год вперед, и ей придётся терпеть эту пытку ещё целых шесть месяцев.

Чтобы для Вас, дорогие читатели, изучение иностранных языков не превратилось в пытку, я поговорила об эффективных методах борьбы с собственной ленью с директором по образованию одной из лучших московских лингвистических школ BKC-IH — Уэйном Риммером. Он также является ведущим преподавателем английского и создателем собственной успешной методики обучения. Уэйн рассказал мне как действовать, чтобы похвальное стремление к знаниям не обернулась бесполезной тратой времени и денег.

Три главные рекомендации Уеэйна Риммера:

1. Все хотят выучить язык быстро, но это просто невозможно. В какой-то момент Вы неизбежно достигнете определенного плато. Как и в любом другом серьезном и долгосрочном занятии. Не сдавайтесь, продолжайте заниматься и вскоре почувствуете, что сделали огромный шаг вперёд. 300 часов изучения, и Вы заговорите на базовом уровне.

2. Если занимаетесь в группе, выбирайте курс подготовки к сдаче экзамена. Это ваша промежуточная цель. Таким образом это не просто бесконечный учебный процесс, где всё что не успели сегодня, можно отложить и сделать завтра. Или, как показывает моя практика, в большинстве случаев —никогда. Экзаменационные курсы всех уровней стремятся к максимально высокому результату за конкретный ограниченный отрезок времени.

3. Подружитесь с носителем языка и общайтесь с ним как можно чаще. Есть масса англичан, американцев и австралийцев, которым нечем занять себя в интернете. Смело вступайте с ними в диалог и беседуйте на любые темы. Не бойтесь говорить и писать с ошибками. Ведь когда люди общаются на родном языке, их такие мелочи не останавливают. Создайте максимальное количество ситуаций для коммуникации и учитесь в удовольствие!

Как ученица со стажем, позволю себе тоже дать совет: влюбитесь в предмет изучения, и окружите им себя со всех сторон. Хотели выучить французский, потому что вы не прочь отведать фуа гра? Не насилуйте свой мозг сплошной грамматикой, смотрите видео-рецепты французских поваров и совмещайте приятное с полезным! Подпевайте без стеснения всем оперным ариям на языке оригинала, читате вслух немецких экспрессионистов, французских проклятых поэтов и даже хокку!

Пусть новые языки методично вливаются в ваши уши и души!

Источники: http://theoryandpractice.ru/posts/13885-polyglot, http://lifehacker.ru/kak-zastavit-sebya-uchit-anglijskij/, http://momenty.org/advice/i169260/

Комментировать
0
44 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock detector