Компетентностный подход к изучению английского

СОДЕРЖАНИЕ
0
86 просмотров
29 января 2019

Статья по английскому языку по теме:
Компетентностный подход в преподавании английского языка

В данной статье рассказывается о том, как компетентностный подход реализуется на практике.

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Старожук Наталия Владимировна

Данная тема заинтересовала меня, так как концепция компетентностного подхода – идея сравнительно новая. В стремлении к формированию учащегося как субъекта учебной деятельности учитель осваивает такие методические приемы, как целеполагание, моделирование учебных задач, рефлексию. Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Общеобразовательная школа должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.

Выпускник в условиях модернизации образования должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Такое качество обучения и призван обеспечить компетентностный подход.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывать значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) доктор педагогических наук А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному, то есть надпредметному);

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей);

3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

С данных позиций А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым, ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными, познаваемыми объектами по отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир), информационных технологий (аудио — видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции является сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ключевые образовательные компетенции — более широкие, универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.

Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

Приведем несколько примеров подобных заданий.

4 класс. Тема «Спорт».

Дискуссия «Что ты предпочитаешь: смотреть спортивные передачи или заниматься спортом?».

3 класс. «Урок здоровья». Дискуссия учащихся на тему: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Формирование этой компетенции позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать толерантное отношение к окружающему миру.

Важен современный взгляд на традиционные праздники.

Задание. Прочитай текст. Охарактеризуй отношение людей к Рождеству. Что ты думаешь о традициях Рождества. Сравни традиции праздника в Англии и России.

Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки. Дети имеют возможность познакомиться с большой группой английских пословиц, к которым они увлеченно и с большим интересом подбирают русские эквиваленты, убеждаясь, что разные народы различными словесными формами и образами, часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи.

Вот некоторые из них:

Don’t teach fishes to swim. – Не учи ученого.

To kill two birds with one stone. – Убить двух зайцев одним махом.

Дети очень живо реагируют на темы, связанные с их досугом, интересами, увлечениями. Обсуждая это, они учатся грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения.

Безусловно, важны уроки и мероприятия в игровой и развлекательной форме, приобщающие детей к обычаям и традициям страны изучаемого языка. Примером могут быть такие мероприятия, как внеклассное мероприятие «Путешествие по Великобритании» (2-3 класс), «Рождество» (2-4 класс), «День матери» (4 класс).

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. На уроках английского языка педагогу помогает в этом использование проектных методик.

Современные УМК дают широкие возможности применения проектной методики: так уже со второго класса предусматривается создание проектов на уроках английского языка: создание книги-азбуки, создание закладки,создание книги о друге (2 класс), изготовление открыток и подарков к Новому году, ко дню рождения, написание письма английскому другу (3 класс), конкурс оформленных рецептов (меню), проект «Школа моей мечты», включающий в себя:план школы, расписание уроков, описание школы мечты,правила для учащихся и учителей, проект «Визит в волшебную страну», «Моя комната».

Уже в 4-ом классе мы готовимся к защите проекта, что является необходимым условием применения данной методики. Подобные уроки проходят эмоционально, продуктивно, ученики видят результаты своих трудов, плюсы и минусы.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования в нашей стране создаётся система электронных учебных ресурсов. Компьютерные программы успешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.

Применение компьютеров интенсифицирует учебный процесс, делает более продуктивной работу учителя, приучает учащихся к последовательной и планомерной работе в изучении языка, повышает познавательную активность и мотивацию. И все это при значительной экономии времени педагога.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

повышение мотивации к изучению языка;

совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности;

увеличение объема лингвистических знаний;

расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики.

Также я использую программу Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания.

В 2008 году компания «Образовательные компьютерные технологии» выпустила диски «Изучай алфавит с удовольствием» /«Enjoy the ABC» и «Слушай и играй с удовольствием» /«Enjoy Listening and playing», являющиеся мультимедийными приложениями к учебнику «Enjoy English» (под ред. Биболетовой М.З. для 2, 3 и 4 классов). Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК. Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными.

Также пользуюсь программой «Professor Higgins».

Практика моей работы показала, что использование компьютеров повышает мотивацию учащихся к обучению, помогают учащимся совершенствовать речевые навыки и лучше запоминать устойчивые словосочетания и предложения – образцы, практиковаться в правильном произношении, интонации и чувствовать ритм английского языка.

В заключении можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Мы дополняем и сочетаем традиционные методы преподавания с новыми методами, использующими информационные технологии, применяем индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваем их лингвистические способности, а также объективно оцениваем качество знаний каждого ребенка. Таким образом, эта тема очень актуальна в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.

Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Добиться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям.

Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе» (сложность высказывания возрастает с переходом из класса в класс) и диалогической речи. Последний вид работы постоянно практикуется на уроках.

Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «В магазине» (продавец-покупатель), «На улице» (местный житель-приезжий, полисмен-прохожий) и т.д. помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Т.о., выпускник начальной школы должен уметь:

участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе;

составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа по образцу;

кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора.

В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция.

Овладение коммуникативной компетенцией означает овладение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, — очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.

Основной способ – ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых этикетных (поздоровайся, представься) до более сложных (например, роль покупателя в магазине), ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, — растет и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.

Размышляя над целями уроков, нужно продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение.

Возможность развития данной компетенции присутствует при работе над любой темой. Поиск таких возможностей – одна из важнейших задач учителя.

Т.о., компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она требует от учителя много сил и времени для её реализации. При компетентностном подходе учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь. Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, — это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя.

Компетентностный подход к обучению английскому языку студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Янкойц Е.В.

Настоящая статья посвящена анализу существующих дефиниций понятий « компетенция » и « компетентность », которые представляют собой базовые термины компетентностного подхода к обучению английскому языку студентов-психологов. Определены структура и составляющие профессиональной компетентности , будущих специалистов психологических специальностей.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Янкойц Е.В.,

Competence-based approach to teaching English to psychology students

Based on insights gained from studying the structure and components of the future psychologists’ communicative and professional competence , the paper is intended to offer an analysis of these concepts as the fundamental term of the competence-based approach .

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к обучению английскому языку студентов-психологов»

Е. В. Янкойц E. V. Yankoyts

Компетентностный подход к обучению английскому языку студентов-психологов

Competence-based approach to teaching English to psychology students

Настоящая статья посвящена анализу существующих дефиниций понятий «компетенция» и «компетентность», которые представляют собой базовые термины компетентностного подхода к обучению английскому языку студентов-психологов. Определены структура и составляющие профессиональной компетентности, будущих специалистов психологических специальностей.

Based on insights gained from studying the structure and components of the future psychologists’ communicative and professional competence, the paper is intended to offer an analysis of these concepts as the fundamental term of the competence-based approach.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетенция.

Key words: competence, competency, competence-based approach, professional competence.

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования в высшей школе. Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций. В связи с этим принципиально меняются цели образования. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся его средством. Таким образом, в отечественном образовании происходит смещение акцентов со «зна-ниевого» на компетентностный подход к образованию. Это ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения студентов-психологов, когда они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Компетентностное образование — задача, которая на сегодняшний день остается сверхактуальной. Компетентностное обучение

связано с понятиями «компетенция» и «компетентность». В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетенция» и «компетентность» трактуются неоднозначно.

В словаре методических терминов авторы приводят двойное толкование термина компетенция: 1) «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине», то есть компетенция понимается как «круг вопросов»; 2) «способность к выполнению какой-либо деятельности», то есть компетенция определяется как свойство личности [1, с. 107].

В.И. Капинос рассматривает эти термины как два самостоятельных понятия. «Компетенция — понятие, характеризующее объект обучения, методику преподавания, цель обучения и набор компонентов содержания, усвоение которых должно обеспечить формирование указанной компетенции. Компетентность же — понятие, характеризующее субъект обучения, ученика, который усвоил необходимый набор компонентов содержания, овладел той или иной компетенцией» [4, с. 216]. Дж. Равен определяет компетентность как совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельности. При этом предполагается, что наиболее важную роль при определении компетентности играет именно ценность деятельности для субъекта. Для ее оценки предполагается вначале измерять ценность деятельности и лишь затем — совокупность внутренних средств, с помощью которых субъект достигает определенного результата в данной деятельности [10, с. 58]. Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова, В.М. Шепель в дефиницию компетентности включают знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний [6, с. 98]. B.C. Безрукова под компетентностью понимает владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения [3, с. 57]. В.А. Демин дает свое определение компетентности: «компетентность — это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях». Ученый выделяет особо общекультурную компетентность как основу профессиональной компетентности, считая, что основными направлениями общекультурной компетентности обучающегося при личностно-ориентированном подходе являются личностные потенциалы [5, с. 84].

В современной дидактике под «компетенцией» также понимаются общая способность и готовность личности к деятельности,

основанные на знаниях и опыте, приобретенные благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает понятие «компетенция», которое происходит от латинского слова competere и обозначает квалификацию и пригодность в какой-то должности [8, с. 62].

Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Ее значение состоит в том, что, овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности, формирует персональный «ресурсный пакет», необходимый для формирования компетенции. Компетентность должна быть социально востребованной и позволять будущему специалисту оказываться адекватным типичным ситуациям. Именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса новой обстановки. Он может быть актуален некоторое количество времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

Компетенция понимается как способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе.

Компетенция проявляется как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям. По сути, компетенция — это способность действовать в определенных условиях. Без знаний не может быть компетенции, но сами знания еще не компетенция, более того, без компетенции знания могут и не проявиться, поэтому в современных технологиях обучения ставится задача формирования определенных компетенций параллельно с обучением знаниям, а после него проводится проверка проявления компетенции на основе знаний.

Таким образом, компетенция не является только определенной суммой знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция проявляется в освоении субъективно новой деятельности, в процессе освоения новых технологий, ролей, то есть тогда, когда необходимо выполнять неалгоритмизированные (новые для человека) действия. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Овладевая новой деятельностью, чело-

век начинает управлять ею. Следовательно, в основе компетенции лежит самоуправление. Компетенция является результатом образования в широком смысле слова. Образовательный процесс, во-первых, должен быть направлен на формирование компетентности, во-вторых, должен способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления данной компетенции.

В сравнении с другими результатами образования компетенция интегрирована и проявляется ситуативно, существуя как потенциал, «достраивается» до конкретного содержания и проявления в конкретной ситуации; а также компетенция в отличие от навыка — осознанна; в отличие от умения — переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями; в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Таким образом, компетенция формируется на основе знаний, умений, навыков, которые осваиваются студентом как способы деятельности, позволяющие ему вставать на позицию самоуправления. На основе этого происходит формирование студента как субъекта обучения. Приобретение компетенций базируется на опыте, деятельности обучающегося и зависит от его активности. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Следовательно, компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой деятельности.

Ф. Зеер, О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [6, с. 45]. Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова и В.М. Шепель считают, что профессиональная компетентность — одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются: профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех [6, с. 108].

Поскольку понятие компетенции связано с профессиональной деятельностью, в педагогической литературе активно употребляется понятие «ключевые компетенции». В большинстве публикаций «ключевые профессиональные компетенции» рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых,

можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными и применимыми в разных ситуациях. На вопрос, какие компетенции следует рассматривать в качестве ключевых, невозможно дать однозначный ответ, этот вопрос подлежит общественному обсуждению [2, с. 18].

М.С. Каган считает, что при характеристике ключевых компетенций важным является учет пяти основных потенциалов, которыми должна владеть личность. Это познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, задающие направленность процессу развития личности [7, с. 328].

Как показал дефиниционный анализ О.Е. Ломакиной, «компетенция» является производным понятием от «компетентности» и, на взгляд ученого, обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, в то время как «компетентность» — семантически первичная категория и представляет их интериоризированную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий знание-вый «багаж» человека [9, с. 17].

Однако термин «компетенция» давно используется в лингвистике и методике преподавания иностранного языка. Он был введен Н. Хомским в 1965 г., точнее, возвращен в понятийный аппарат лингвистики, так как еще раньше встречался в работах В. Гумбольдта и других языковедов, в связи с исследованием проблем генеративной грамматики. Сначала этот термин обозначал способность, необходимую для выполнения преимущественно языковой деятельности в родном языке. Поэтому неслучайно лингвисты чаще говорят о соответствующей компетенции, принадлежащей языковой личности, психологи ведут речь о компетентности как о психологическом новообразовании личности [9, с. 18]. Базовым стержневым понятием в процессе деятельности и саморазвития личности является уровень образованности, под которым понимается качество личности, характеризующееся способностью решать задачи познавательной, целостно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

Терминологическая несогласованность понятий «компетенция» и «компетентность» влияет и на отсутствие единства взглядов ученых на трактовку понятия «профессиональная компетентность». Мы более склоняемся к мнению, что под профессиональной компетентностью необходимо понимать комплексную характеристику человека, проявляющуюся в конкретной профессиональной деятельности и включающую знания, умения, навыки, способности, опыт, мотивацию и личностные свойства. Однако наполнение содержанием структурных компонентов профессиональной компетентности про-

исходит вариативно, в зависимости от профессии или вида деятельности субъекта.

Понимание сущности профессиональной компетентности и ее составляющих позволило нам определить структуру профессиональной компетентности студента психологических специальностей, состоящая из пяти взаимосвязанных компонентов: целемотиваци-онного (мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность); содержательного (профессиональные знания); предметно-практического (профессиональные навыки и умения); личностного (профессионально важные личностные качества и опыт); рефлексивного (самооценка, профессиональное самосознание).

Развитость целемотивационого компонента структуры профессиональной компетентности психолога, по нашему мнению, обеспечивает сформированность:

• личностно-мотивационной компетентности, которая предусматривает сформированность ценностных ориентаций специалиста, установки на личность, гуманистической направленности и др.;

• общекультурной компетентности, предусматривающей ориентирование в культурной и духовной жизни общества, овладение модели толерантного поведения, а также умения жить в социуме и устанавливать контакты с людьми;

• социальной компетентности, связанной со способностью нести ответственность за свои действия, регулировать конфликты на основе соответствующих норм и правил, проявляя толерантность, умением удовлетворять желания, опираясь на нормы и др.

Коммуникативная компетентность является стержнем профессиональной компетентности, поскольку любая деятельность всегда реализуется в процессе общения и взаимодействия. Психолог работает в системе «человек-человек», при этом коммуникативные умения помогают ему общаться с различными людьми, обмениваться информацией и на этой основе налаживать профессионально целесообразные отношения с ними. Развитость коммуникативных умений психолога обеспечивается сформированностью достаточного уровня языковой культуры, умений правильно пользоваться словом. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является одним из важнейших условий обеспечения эффективности деятельности в системе «человек-человек».

Важной составляющей личностного компонента профессиональной компетентности психолога являются способности. При этом способностями можно назвать лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения соответствующей деятельности. Мы считаем, что профессиональные способности лежат в основе профессиональной

компетентности и помогают будущим специалистам овладеть профессией.

Развитость рефлексивного компонента профессиональной компетентности психолога, активирующий процесс его развития и саморазвития, по нашему мнению, обеспечивает сформированность:

1) самосознания (профессионального самосознания), как осознание личностью себя в профессиональной деятельности; осознание своих потребностей, интересов, стремлений, ценностных ориентаций, социальных ролей и мотивов профессиональной деятельности, оценка своих профессиональных возможностей (знаний, умений, навыков и качеств); соотнесения их с нормативами — общественно-значимыми требованиями профессии формирование своей линии поведения, собственного индивидуального стиля деятельности на основе самооценки себя как профессионала;

2) самооценки — основного показателя сформированности самосознания, поскольку ее фундаментальным свойством является оценивание человеком самого себя, своих профессиональных возможностей, качеств и места среди людей, т.е. это мера адекватно-реалистического представления о себе. Следовательно, уровень профессиональной компетентности зависит от особенностей самооценки профессионально значимых качеств, которая функционирует как компонент профессионального самосознания и выступает своеобразной проекцией эталона профессионализма, одним из психологических регуляторов профессионального становления.

Значительное внимание также должно уделяться аутопсихоло-гической компетентности — готовности и способности личности к целенаправленной работе, что ведет к прогрессивным изменениям в личностно-профессиональном развитии, коррекции индивидуально-психологических черт специалиста. Результативность действий специалиста обеспечивает только взаимодействие всех компонентов структуры его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность формируется в процессе профессионально-ориентированного обучения и имеет деятельно-стный характер. Данное профессиональное качество динамично и, будучи однажды сформированным, нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. В современных условиях, когда студенты ежедневно сталкиваются с большим количеством информации, необходимо снабдить их навыками обработки данной информации. Помочь в вопросе совершенствования образовательного процесса в этом направлении призван компетентностный подход. Если формирование глубокой профессиональной компетентности является одним из главных приоритетов высших учебных заведений, то все учебные дисциплины, как профилирующие, так и непрофильные, должны обеспечивать этот процесс, в том числе и иностранный язык.

Широкое распространение английского языка в сфере профессиональной коммуникации создает сегодня все нарастающую потребность в подготовке специалистов, владеющих эффективной вербальной коммуникацией и, соответственно, одной из проявляющихся сейчас тенденций развития высшего образования выступает выдвижение коммуникативных образовательных дисциплин, в первую очередь курса иностранного языка, в разряд приоритетных. Среди иностранных языков, изучаемых в высших учебных заведениях, английский — наиболее распространенный. Поэтому процесс его изучения студентами оказывается глубоко и устойчиво мотивированным, предстает одним из важных благоприятных факторов по формированию профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов средствами языка.

Максимальное развитие коммуникативных способностей — это, как мы полагаем, основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями иностранных языков. Об успешности реализации компетентностного подхода можно судить по тому, насколько студенты со своей подготовкой по иностранному языку оказываются готовыми в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место в обществе.

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.

2. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Проф. образование и личность специалиста. — М.: 2002. — С. 14-32.

3. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. — Екатеринбург: Альтернативная педагогика. — 1996. — 94 с.

4. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе. Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2004. — 240 с.

5. Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. — 2000. — № 4.

6. Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н., Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. — М.: Народное образование, 1999. — 156 с.

7. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. — 428 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.

9. Ломакина О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — ВГПУ 1998. — 24 с.

10. Равен Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы. — М.: «Когито центр», 1999. — 144 с.

Компетентностный подход в обучении деловому английскому языку

Стремительный социально-экономический прогресс диктует высокие требования к уровню преподавания иностранного языка в высших и средне-специальных учебных заведениях, так как каждое новое поколение студентов должно подниматься на более высокий уровень владения иностранными языками. Изменение социокультурного контекста иностранного языка, новые запросы учащихся в отношении уровня владения им обуславливают необходимость качественного изменения профессиональной подготовки студентов.

Одним из способов интенсификации учебной деятельности студентов, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка и развивающих активность и творчество, умение командной работы является компетентностный подход к обучению иностранного языка.

Понятие “компетенция” происходит от латинского слова compete, которое означает подходить, соответствовать, добиваться. В общем смысле оно означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией [2].

Впервые понятие “компетенция” появилось в 60-е годы XX века в Соединенных Штатах Америки, где использовалось в рамках деятельностного образования, целью которого была подготовка профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда. Первоначально все сводилось к автоматизации полученных практических навыков в рамках бихевиористского подхода, что явно являлось недостаточным для развития творческих и индивидуальных способностей обучаемых. В связи с этим было предложено различать два понятия: компетентность и компетенция (competence and competencies). Компетентность стала рассматриваться как личностная категория, а компетенции превратились в единицы учебной программы и составили “автономию” компетентности [5].

Компетенции нередко используются для характеристики потенциальных возможностей специалиста получить работу на рынке труда. Для этого ему необходимо обладать так называемыми “ключевыми компетенциями”: грамотный и достаточный уровень владения родным и иностранным языками (literacy), компьютерная грамотность (information technology skills), владение способами решения проблем (problem-solving skills), гибкое и инновационное мышление (flexibility and adaptability to innovations), склонность и способность к непрерывному процессу получения образования (life-long learning). Ключевые компетенции показывают, что языковое образование может соответствовать жизненным требованиям, если узко понимаемая коммуникативная компетенция (как готовность общаться в учебной группе) будет дополнена подготовкой к реальному жизненному общению.

Компетентность можно представить как комплекс компетенций, то есть наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности. Компетентность – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций [4].

Под компетентностным подходом в образовании понимается метод обучения, который направлен на развитие у студента способностей решать определенного класса профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, критической рефлексии, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение эврестическими методами и приемами решения возникших проблем.

Компетентностный подход предъявляет определенные требования к студентам и уровню владения ими иностранного языка. В связи с этим различают базовые и продвинутые компетенции у студентов.

На базовом уровне предполагается владение языком как средством общения (определенный словарный запас, владение основными грамматическими структурами, знание закономерностей функционирования языка, знакомство с культурной средой и т.д.)

Продвинутый уровень предполагает, что студенты будут использовать иностранный язык для решения практических задач, например, для поиска необходимой информации по профилю своей специальности. Этот уровень имеет междисциплинарный характер и оценивается по достигаемому результату, а не только по правильности употребления определенных грамматических конструкций и активной лексики.

Насколько успешно реализуется компетентностный подход в обучении, можно судить по тому, насколько студенты со своим уровнем владения иностранным языком оказываются способными в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место не только в своем обществе, но и в международном сообществе.

В условиях обучения иностранному языку у учащихся развиваются определенные компетенции путем приобретения знаний, которые они смогут приобрести в своей дальнейшей профессиональной деятельности в сфере экономики, коммерции и бизнеса, овладение различными способами решения проблемно-познавательных задач, опытом эффективного принятия решений и достижения поставленных целей через преодоление препятствий. Запас знаний, владение способами решения проблем и опыт достижения цели являются необходимыми составляющими компетенции студентов. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов делает компетентность дефектной.

Таким образом, компетентностный подход в обучении иностранному языку развивается как альтернатива традиционному обучению, в процессе которого идет овладение знаниями, умениями, навыками, ограничивающими практическое их применение в будущей профессиональной деятельности студентов и недостаточно учитывающих сущность компетентности современного человека в условиях конкуренции свободного рынка.

Прежде чем приступить к использованию компетентностного подхода в обучении иностранному языку, необходимо выполнить следующие требования.

Сначала необходимо ознакомить студентов с сущностью и содержанием компетентностного подхода. Студенты должны овладеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это значит, что они должны уметь работать с текстом (выделять основную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, уметь работать с разнообразным справочным материалом, а также уметь вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее вескими аргументами, уметь идти на компромисс с собеседником, уметь лаконично излагать свои мысли.

Кроме того, студенты должны уметь работать в различных организационных формах: в парах, группах, в командах, где идет четкое распределение ролей (например, начальник, секретарь, топ-менеджер и т.п.).

Что касается практических навыков владения иностранным языком, то студенты должны владеть определенным программой лексическим и грамматическим материалом, уметь работать с деловой корреспонденцией на иностранном языке и самостоятельно составлять различные документы на русском и иностранном языках, иметь представление о ведении деловых переговоров и быть инициаторами диалогического и полилогического общения на иностранном языке [1].

Таким образом, для грамотного использования компетентностного подхода требуется значительная подготовка, создание прочной языковой базы у студентов, которая осуществляется в системе обучения в вузе.

Далее мы предлагаем несколько лексических тем, изучаемых в рамках учебных дисциплин “Иностранный язык” и “Деловые переговоры и переписка на иностранном языке”[3].

Предлагается следующий алгоритм работы по формированию компетенции:

  1. Ознакомление студентов с проблемой;
  2. Групповое изучение проблемной ситуации;
  3. Поиск совместного или командного решений;
  4. Оформление необходимых документов;
  5. Обсуждение принятых решений;
  6. Сравнение решений с решениями, принятыми представителями компании;
  7. Анализ своей деятельности: положительные и отрицательные стороны, поиск ошибок, выявление вклада в решение проблемы каждого члена команды, и т.п.
  8. Выводы и предложения.

Предполагается, что учебная группа делится на команды, распределяет роли внутри команды, каждый участник выполняет те или иные функции в зависимости от профиля деятельности предприятия, предложенного в проблемной ситуации. при принятии решений студенты выполняют различные задания, которые предполагают использование как рецептивных, так и перцептивных видов речевой деятельности, результаты деятельности оформляются как в устной, так и в письменной форме. Данную методику целесообразно использовать на заключительных занятиях по теме.

Учебные ситуации и задания

Topic Politeness at work

На занятиях по этой теме студентов необходимо ознакомить со следующими явлениями:

  • что такое этикет;
  • правила поведения на рабочем месте;
  • лексические особенности отношений “начальник – подчиненный”, “подчиненный – подчиненный”;
  • особенности работы в команде;
  • деловой этикет в России;
  • деловой этикет за рубежом;
  • прилагательные, обозначающие черты характера и поведения личности;
  • устойчивые выражения и клише, обозначающие вежливые просьбы, предложения и т.д.;
  • письма-запросы, жалобы, электронные послания.

Problem: A workplace bully

Elizabeth works for a computer company. At first, she liked the job and believed that she could do it well. But now she has a problem: her team leader, Valma, is a bully. Valma seems to dislike Elizabeth. She always finds problems with her work. If Elizabeth makes a small mistake, she shouts at her in front of her colleagues: ‘What’s wrong with you? Are you stupid?’ She doesn’t talk to the other team members in this way. She gives Elizabeth all the most boring and difficult tasks to do. Elizabeth wants to go on a training course. She wants to specialize and be able to do more interesting work. But Valma always finds a reason to stop her. She tells her she has no ability. Elizabeth feels tired and stressed. She is starting to believe that she really is stupid. What should Elizabeth do?

She has four options:

  • talk to her colleagues about it;
  • talk to Valma herself;
  • report the bullying to a senior manager in the company;
  • leave the job.

To find a good solution, it is helpful to understand why someone is a bully. There are three main types of bully. Read about one of these types. Work in three groups.

Group A. Some bullies love power. They want to be in control in everything and everybody. These bullies make life difficult for all their subordinates. They usually have psychological problems and it isn’t easy to change their management style.

Group B. Some bullies hate mistakes. They want their own work to be perfect and they want everybody else to be perfect too. These bullies don’t consider other people’s feelings when they find problems with their work. They often don’t know they are bullying. Sometimes it can help to talk to these bullies about their management style.

Group C. some people become bullies because they are very unsure of themselves. They are afraid of competition from other people who may be better than them. They hate the idea of someone else doing well in their job. They think that the only way to improve their own success is to keep their competitors back.

Form groups of three: one person from each group, A, B and C above. Take turns to describe one type of bully to your partners. Which description do you think best matches Valma? Using the information about this type of bully, decide on the best option for Elizabeth. Of course, she can try more than one option. But which one is not such a good solution? Why?

Write a friendly email to Elizabeth. Explain why you think Valma is bullying Elizabeth. Tell her what she should do.

Possible Decision. Now read how Gary Robinson, a business psychologist, giving his opinion about Elizabeth’s situation.

Bullying is a difficult problem and the solution depends on the situation and the type of bully. In Elizabeth’s case, she is the only one in her team that Valma bullies. This probably means that Valma sees Elizabeth as a competitor and that’s why she tries to make her look stupid. She wants to keep her at the lowest level in the team.

Elizabeth should not try to talk to Valma directly. This will only make things more difficult between them.

The best option for Elizabeth, therefore, is to talk to a senior manager. But first, she must collect as many facts as she can. It is a good idea to keep a diary of events. Each time she experiences bullying, she should make a note of it, writing down where and when it happened. If her colleagues can support her story, that’s even better. If the senior manager understands the situation, he can move Elizabeth to another team or to another department. Or he may decide to move the bully. He can also give Elizabeth the chance to do the training she wants.

If the senior manager doesn’t believe Elizabeth, or doesn’t want to help her, then the only solution for her, unfortunately, is to leave the company. Bullying causes a lot of stress. It’s better to start again in a new job than to continue in a bad situation for months or years.

Topic Describing Product You Sell

На занятиях по этой теме студентов необходимо ознакомить со следующими явлениями:

  • имидж компании, его составляющие;
  • понятия “бренд”, “рекламная компания”, “логотип”, “промоушн”, “целевой рынок”;
  • товары широкого потребления, эксклюзивные и элитные товары;
  • качество товара, его цена;
  • соответствие продаваемого товара тенденциям моды;
  • грамматическая тема “Степени сравнения прилагательных”;
  • прилагательные, которые можно использовать для описания качеств и достоинст товара;
  • разработка анкет и опросников для знакомства с маркетинговыми тенденциями.

Problem: Volkswagen bugs

A few years ago, VW had two problems:

  1. It was Europe’s largest car manufacturer, but its best selling cars — the Golf, Jetta and Passat — were beginning to look old. VW’s competitors had new models, but VW had nothing new.
  2. 2) The VW brand was based on value for money, middle-priced cars. VW customers wanted a more luxurious brand image when they got older and richer. VW didn’t have any cars to offer them.

You work for VW in marketing. Consider the three options.

Large people carrier, seats 7-8 people
2.0 litre engine
Bigger and more luxurious than the Sharan
Price range: $25,000-$40,000

Top-end sports utility vehicle
Four-wheel drive, goes anywhere off-road
Heavy and powerful, with a 4.2 litre engine
Lots of electronic devices
Price range: $44,000-$78,000

Large, stylish executive car
6.0 litre engine
Top-of-the-range car that can compete with Mercedes and BMW
Excellent technology; fast and satisfying to drive; lots of electronic devices
Price range: $60,000-$105,000

Work in three groups. Choose one of the following consumer groups and decide which product has the most appeal for them. Why?

Group A: Aged 50 and over, in top jobs

Group B: Aged 30-50; professionals with families; earning a lot

Group C: Younger, with a lot of money

Form groups of three: one person from each group, A, B and C. Say what your consumer group thinks. Decide which product is best. Use the following expressions

We think the . is the best product to develop because .

It is suitable for.

Write a memo to the senior management of VW. Say which product idea you recommend for development and why.

Read how Ernst Jungbaum, a marketing consultant, explaining the decision that VW took.

To solve its problem, VW launched two new models: the Touareg, a top-end sports utility vehicle, and the Phaeton, a luxury executive car. Although their business up to that time was based on middle-priced cars, they knew that there was very good business in the luxury car market too. They wanted to give their existing customers something to move on to.

They also wanted to build some of the best cars in the luxury market and be a strong competitor just as they were in their existing markets. It isn’t easy to develop a new image — it takes a little time. But the company felt sure that the time was right to make the move.

Compare your decision with VW”s. If it doesn’t the same, try to explain your choice.

Think about the similar situation in car-producing industry in your country. Find possible solutions.

Литература

  1. Есина Л.С. Работа над проектом при обучении деловому английскому языку/Современные теории и методики обучения иностранным языкам. – М.: Экзамен, 2004. – С.258-261.
  2. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка//Иностранный язык в школе. – 2004. — №7. – С.30-36.
  3. Johnson Ch. Intelligent Business: Pre-Intermediate. Longman, 2006.
  4. Norris N. The trouble with competence. Cambridge Journal of Education. Vol.21/3: 331-334, 1991.
  5. Velde Ch. Crossing borders: an alternative conception of competence. 27 Annual SCUTREA conference: 27-35, 1997.

Источники: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/11/24/kompetentnostnyy-podkhod-v, http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obucheniyu-angliyskomu-yazyku-studentov-psihologov-1, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/527228/

Комментировать
0
86 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock detector
-->