Критическое мышление в изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
0
31 просмотров
29 января 2019

Развитие критического мышления при обучении чтению на уроках английского языка на старшей ступени обучения

В современной методической литературе технологию развития критического мышления рассматривают в рамках технологии личностного интеллектуального развития.

Способность думать, анализировать, взвешивать обстоятельства и принимать решения (то есть, собственно, само критическое мышление) является одним из самых важных, из тех, что можно развивать у обучающихся, хотя на самом деле не так много педагогов понимают его важность. Помимо этого, именно мышление (и критическое в особенности) определяет мировоззрение и характер любого человека, а самое главное, делает его личностью, то есть тем, у кого есть собственное мнение по тому или иному вопросу. Человек, умеющий мыслить критически, то есть комплексно, способен гармонично и всесторонне развиваться, так как в большинстве случаев он прекрасно понимает, почему у него получился тот или иной результат.

Критическое мышление – неотъемлемая часть взрослого, образованного, воспитанного и всесторонне развитого человека, готового к принятию серьёзных жизненных решений и способного отвечать за свои поступки. Чтобы понять, как развивать критическое мышление, нам, в первую очередь, необходимо понять, что же это такое. У этого термина существует достаточно много определений, ведь оно включает в себя множество областей мышления. Критическое же мышление, в свою очередь, отличается тем, что, по сути, не является способностью нашего мозга и не развивается с возрастом. Это скорее навык, умение, которое человек может приобрести в ходе образования.

Термин “критическое мышление” известен ещё из работ известных психологов Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и др. Однако до сих пор, во многом из-за устаревших бытовых представлений, существует мнение о критическом мышлении, как о чём-то негативном, как о желании всё отрицать, опровергать, противоречить. В то же самое время любой психолог или философ скажет вам, что критическое мышление – чрезвычайно важная вещь, навык, который позволяет нам успешно справляться с требованиями XXI века, помогает глубже понять то, что мы изучаем и делаем.

В психолого-педагогической литературе приводятся различные определения этого термина. Если приводить более развёрнутые определения, то они выглядят примерно так:

Думать критически это:

  • проявлять любознательность;
  • ставить перед собой вопросы;
  • вскрывать причины и последствия фактов;
  • осуществлять планомерный поиск ответов;
  • сомневаться в общепринятых истинах;
  • вырабатывать точку зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
  • принимать во внимание аргументы оппонента и логически их осмысливать.
  • Следовательно, критическое мышление – способность взвешенно, рационально и комплексно воспринимать любое событие или ситуацию и чётко понимать причинно-следственные связи [1].

    Известно, что знания, полученные репродуктивным путем (то есть преподнесенные кем-то “как есть”, без осмысления), с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. А знания, добытые путём умственных усилий, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом.

    Иными словами, человек с развитым критическим мышлением может:

  • поднимать жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
  • собирать и допускать относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
  • приходить к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
  • думать непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления;
  • эффективно общаться с другими при выработке решения;
  • быть свободным от предубеждений и общественного мнения [4].
  • На наш взгляд, наилучшим итогом всего вышесказанного будет являться изречение американского психолога и исследователя интеллекта Джоя Пола Гилфорда: “Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально”.

    Необходимо понимать, что этот навык (или способность) не развивается сам собой, необходимо создавать особые условия для его развития и совершенствования. Для этого в 1997 г. американские педагоги Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер придумали технологию под названием “Чтение и письмо для развития критического мышления”. В чём же её преимущества?

    • характер и стиль взаимодействия учителя и учеников – демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность;
    • ведущий тип деятельности – продуктивный, творческий, проблемный;
    • способы усвоения новой информации – поисковая мыслительная деятельность обучающихся, анализ;
    • формы организации – индивидуальные, групповые;
    • методы обучения – проблемные, частично-поисковые, исследовательские, рефлексивные;
    • технология формирует гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, умение обоснованно предпочесть одну идею другой, аргументировано вести спор, вырабатывать оригинальную точку зрения [7].

    Данная технология включает три основных этапа: вызов, осмысление и рефлексия.

    Его целями являются:

    • актуализация и обобщение обучающимися знаний по данной теме или проблеме;
    • мотивация обучающихся на самостоятельную активную работу (т.е. поиск различных решений).

    Несмотря на сравнительно небольшую по времени продолжительность (1-3 минуты), именно этот этап является основополагающим, так как при отсутствии мотивации и интереса к обсуждаемой проблеме всё занятие может не получиться.

    Особенностью этого этапа является то, что здесь преподаватель оказывает как можно меньшее влияние на обучающихся, ведь ему нужно лишь выдать новую информацию, а уже основную работу по обработке и осмыслению будут делать обучающиеся. Они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, сознательно связывают новое с уже известным, создавая тем самым новое понимание темы или проблемы.

    Обучающиеся размышляют о том, что нового они узнали, активно перестраивают свои представления о проблеме с тем, чтобы включить в них новые понятия. Происходит живой обмен идеями между обучающимися, что даёт им возможность познакомиться с разными точками зрения; учит внимательно слушать товарища и аргументированно защищать свое мнение.

    Для реализации технологии критического мышления можно использовать различные формы обучения, например:

    • сбор данных;
    • анализ текстов;
    • сопоставление альтернативных точек зрения на одну проблему;
    • коллективное обсуждение, дебаты, дискуссии;
    • разные виды групповой и парной работы;
    • публикации письменных работ обучающихся.

    Роль преподавателя при использовании технологии развития критического мышления заключается в следующем. Он:

    • направляет усилия учеников в определенное русло;
    • сталкивает различные мнения, провоцируя диспут;
    • создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

    Как видим, технология развития критического мышления достаточно сложна, и каждый этап имеет значение. К тому же несложно догадаться, что далеко не в каждой группе она может сработать. Нужен высокий уровень сформированности межличностных отношений и хорошие навыки групповой и парной работы.

    Преимущества технологии для обучающихся:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • возрастание интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • способность критически мыслить;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
  • Технология позволяет учителю:

  • создать атмосферу открытости и сотрудничества;
  • лучше узнать свою группу, характеры и мировоззрения;
  • научиться применять более эффективные методики обучения.
  • Итак, использование технологии развития критического мышления позволяет существенно повысить мотивацию к обучению и сплотить коллектив, ведь в результате совместной деятельности обучающиеся и учитель лучше узнают друг друга.

    Существуют несколько приёмов работы с использованием технологии развития критического мышления, а именно:

    • “корзина” идей, понятий, терминов;
    • инсерт или “пометки на полях”;
    • составление таблицы ЗУХ;
    • написание синквейна;
    • составление кластера;
    • написание эссе;
    • так называемые “тонкие” и “толстые” вопросы;
    • фишбоун (“рыбный скелет”);
    • групповая дискуссия [7].

    Остановимся подробнее на каждом из перечисленных приёмов и приведем конкретные задания, выполненные учащимися 9 класса “В” МБОУ “СОШ №18” г. Нижневартовска в ходе педпрактики студентов Гуманитарного факультета НВГУ в октябре 2013 года. Студенты-практиканты проводили уроки английского языка в двух параллельных классах – в 9А и 9В. Уровень коммуникативной компетенции учащихся второго класса позволил молодому учителю апробировать на практике элементы технологии критического мышления, поскольку учащиеся достаточно хорошо владеют разными механизмами чтения текстов про себя (просмотровое, изучающее, аналитическое чтение).

    Итак, приём “Корзина” идей, понятий, как правило, используется в начале занятия. Он позволяет выяснить, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме или проблеме (этап “вызов”). Суть в следующем: учитель предлагает написать всё, что известно по той или иной теме. Важно записывать все ассоциации, которые придут на ум. Первые 2 минуты работу выполняют индивидуально. Затем происходит обмен информацией в парах или мини-группах. Спустя 2-3 минуты – финальный этап, каждая пара или группа называет одно выражение, которое фиксируется на доске (так называемый “сброс идей в корзину”).

    Цели данного приёма – вызов имеющихся представлений обучающихся по определённой теме и обеспечение включения каждого обучающегося в процесс.

    Пример использования приема на уроке:

    Teacher: ОК, now I want you to write everything you know about robots. All facts and events that you know. Who invented the first robot, what are they designed for and so on. You have 2 minutes for this.

    (2 minutes later)

    T: Well, join your neighbour and discuss what you have. Find the common ideas.

    (2-3 minutes later)

    T: Аll right, now each pair gives me one phrase or fact, and I will write it on the blackboard.

    • high technologies;
    • 60 years ago or even more;
    • supernatural;
    • make our everyday life easier;
    • act automatically;
    • can do hard work;
    • are useful and easy to operate;
    • can be used in dangerous professions; etc.

    T: Let’s make up a story using these key-words and expressions.

    Название приема Инсерт или “пометки на полях” происходит от английского слова “insert” (вставлять/вставка) и расшифровывается следующим образом:

    N – noting – делая пометки

    S – system – система

    R – reading – чтение

    T – thinking – размышление [7]

    Иными словами, это прием для увеличения эффективности чтения и размышления, который включает два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы.

    Шаг 1: Во время чтения текста обучающиеся делают на полях пометки: “V” – уже знал; “+” – новое; “ – ” – думал иначе; “?” – не понял, есть вопросы. Причем, совсем не обязательно помечать каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся могут вернуться к своим первоначальным записям, изменить их или дополнить.

    Шаг 2: Заполнение таблицы “Инсерт”, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

    Приведем пример одной из таблиц, составленных 9-классником, после чтения текста об известном футболисте Рональдо.

    Christiano Ronaldo is a Portuguese football player. He plays for the Spanish club Real Madrid and the Portugal national team. Christiano was born on 5 th February, 1985. He started to play football when he was 8 years old. By the age of 17 he became famous and popular around the world. In 2008 he won the FIFA World Player of the Year. Christiano loves shopping. He also likes to buy very expensive cars. He has got nineteen cars among which are BMW 6, Audi Q7, Porsche Cayenne, Phantom Roll-Royce and many others.

    • He is a Portuguese football player.
    • He plays for Real Madrid.
    • In 2008 he won the FIFA World Player of the Year
    • He loves shopping.
    • He has got nineteen cars.

    Составление таблицы ЗУХ (Знаю – Умею – Хочу узнать) используется как при работе с печатным текстом, так и для лекционного материала для:

    • обучения умению определять уровень собственных знаний;
    • пробуждения интереса к получению новой информации;
    • обучения умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

    Пример использования на уроке в 9м классе: T: Now read the text about surrealism, inserting the missing words and be ready to fill in the table.

    1)….. such as Salvador Dali and Rene Magritte painted in the Surrealist style that was at its most popular from the 1920s to the 1960s. Surrealist paintings always have an element of surprise in them. They put strange images and ideas together to create strange (2) ..….. of things. The Surrealists painted images and ideas from their dreams and their imaginations. They often used bright colours to create an even (3) ……. Impact and always showed people and objects in new and (4) …….. ways.

    • It’s a style of painting.
    • It always looks strange and not obvious
    • What was the reason they painted this way?
    • Who were the most famous surrealists?
    • They tried to picture their imagination.
    • Salvador Dali and Rene Magritte

    На “стадии вызова”, заполняя первую часть таблицы “Знаю”, обучающиеся составили список того, что они знали по данной теме, определили стартовый уровень собственных знаний.

    Вторая часть таблицы “Хочу узнать” это пробуждение интереса к новой информации (что хотелось бы узнать об этом направлении в живописи). На “стадии осмысления” они выстроили новые представления на основании полученных из текста знаний и после его обсуждения заполнили третью графу таблицы “Узнал”.

    Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат [2].

    Написание синквейна – форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать (а это как раз одна из особенностей критического мышления). Рекомендуют использование его в качестве заключительного задания по пройденному материалу. в качестве среза оценки словарного багажа обучающихся.

    Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Текст основывается на соответствии каждой строки определённой содержательной и синтаксической задаче.

    Первая строка – тема сиквейна, одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.

    Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта [3].

    Пример составленного в качестве домашнего задания синквейна о знаменитом спортсмене:

    Ronaldo!
    Handsome and fearsome
    Running, kicking and winning
    Leaving a chance to no one
    A legend

    Кластер переводится как “гроздь, пучок”, и является отражением нелинейной формы мышления [5]. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом – словосочетания, связанные с ним. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми выражениями так называемого “второго уровня”. Иногда этот приём называют “наглядным мозговым штурмом”, позволяющим собрать у обучающихся все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием [6].

    Проиллюстрируем алгоритм работы по составлению кластера при обсуждении Королевской семьи.

    1. Посередине чистого листа (на доске) записали ключевое словосочетание ‘Elizabeth II’ – “сердце” темы;
    2. Учитель “разбросал” слова или словосочетания, характеризующие этапы ее биографии: childhood, young Queen, now; Обучающиеся записывали все то, что вспомнилось им по биографии королевы (модель “хаос”);
    3. Осуществлялась систематизация фактов – хаотичные записи объединялись в группы под соответствующей рубрикой (модель “планета и ее спутники”);
    4. У некоторых из “спутников”, в свою очередь, тоже появились “спутники”, например, young Queen (coronation / first steps), now (as a queen / as a person), установились новые логические связи. В итоге получилась структура, которая графически отобразила размышления школьников, определила информационное поле данной лексической темы.

    Два элемента вышеупомянутого кластера могут выглядеть следующим образом:

  • to be born on April 21, 1926
  • full name – Elizabeth-Mary-Alexander Windsor
  • to be educated at home, to be taught to read and write by her parents
  • to know some foreign languages, to speak French well
  • to be good at dancing, horse riding, swimming
  • to live in Buckingham Palace with her parents
  • to have 4 children
  • to like reading, taking pictures, watching horse races
  • to have a big collection of beautiful hats, etc.
  • Безусловно, подобный кластер (лексическая схема) служит своего рода опорным конспектом и помогает обучающимся высказываться по теме логически связно, не заучивая готовый текст-образец.

    Иногда кластер может быть использован просто для обобщения понятий, терминологии, например:

    T: Today we will speak about computers, different problems which may happen to them and ways to solve them. But first, write as many associations with the computers as you can.

    (a few minutes later)

    T: All right, now join your neighbour and try to put the words you have into groups to make a little scheme with them.

    Один из примеров такого кластера:

    Рисунок 2. Кластер по теме ‘Computers in education’

    Одним из приемов развития критического мышления студентов является написание эссе. Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт обучающегося по определенной теме. Иногда эссе называют “потоком сознания, перенесенного на бумагу” [7]. Если мы задаём эссе на занятии, заранее оговариваются временные границы его выполнения: 10–20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание.

    Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка:

    1. Обсуждаемая тема (проблема).
    2. Моя позиция.
    3. Краткое обоснование.
    4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
    5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
    6. Заключение [8].

    Так, после детального обсуждения в классе двух текстов, показывающих проблему с разных сторон, обучающимся было предложено написать дома эссе на тему ‘Is it better to study abroad or at home?’ Вот одна из работ девятиклассников, которая свидетельствует о достаточно хорошем уровне социально-коммуникативной компетенции, о зрелом мировоззрении – подросток верно выделяет плюсы и минусы обучения за рубежом.

    The question ‘where to study?’ is vital to anyone who has just finished school. The decision you make will affect your future life greatly. Today it is even more difficult to make that decision, as there are possibilities to study not only in your own country, but abroad as well.

    Studying abroad has some advantages. You have a chance to see a completely different culture and live in it. It’s much easier to learn the language, when you are living among native speakers. Moreover, it’s a great chance to live independently and feel what it’s like.

    There are some disadvantages, too. You will have to live far away from your parents and friends, and if something happens, you will have to deal with it yourself. It will be very hard to live in another country, if you don’t know the language, especially in the beginning.

    But I still think you can’t miss such a chance, because it’s a wonderful opportunity to see the world.

    Прием “Толстый и тонкий вопросы” может использоваться в следующих обучающих ситуациях:

    1) для организации взаимного опроса. После изучения темы обучающимся предлагается сформулировать три “тонких” и три “толстых” вопроса, связанных с пройденным материалом, и опросить друг друга;

    2) для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: “Что вас интересует в данной теме?”, то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и хаотичными. Если же после небольшого вступления (экспозиции учителя) попросить обучающихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые их интересуют.

    3) для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

    Примерные вопросы, составленные обучающимися после чтения текста об ограблении крупной фирмы одним из ее сотрудников:

    Тренируем способности восприятия на уроках английского

    Личностное развитие человека, его творческий рост зависит не столько от приобретенных знаний, полученной информации, а так же природных способностей запоминать полученные сведения, хранить их в памяти, сколько от способности и умения грамотно синтезировать и подвергать объективному анализу имеющийся багаж знаний и сведений. Кроме того, очень важно научиться принимать взвешенные и адекватные решения, находить оптимальный выход из любой сложившейся ситуации.

    Обратите внимание! Именно стимуляция критического восприятия, развитие и постоянное совершенствование – необходимое условие эффективного образовательного процесса современных учебных заведений, в общем, и успешного обучения иностранным языкам в рамках школьной программы.

    Понятие и задачи критического восприятия ↑

    Для любого педагога важно, чтобы во время обучающего процесса в коллективе присутствовал дух творческой свободы, стремления к самопознанию. Урок следует строить таким образом, чтобы максимально стимулировать фантазийные рефлексы головного мозга, дать волю детскому воображению, непосредственности во взглядах и суждениях, позволить ребенку проявить интуитивные способности ребенка, постараться в полной мере раскрыть его природную склонность делать правильные выводы, опираясь на внутреннее подсознание.

    Важно понимать, что именно в младшем школьном возрасте осуществляется базовая закладка личностного потенциала человека. Совершенствование рационального восприятия посредством языкового обучения – важнейшая цель зарубежной обучающей педагогики. Достижение поставленной задачи становится возможным посредством выполнения следующих условий и задач:

    • изучение методической аналитики и профильной обучающей литературы для эффективного ведения уроков английского языка;
    • четкое понимание сути критического восприятия в отечественной педагогической системе;
    • изучение передовых методик и теоретических рекомендаций на уроках английского языка в начальных классах;
    • изучение и применение передового опыта современных практикующих методистов — психологов и педагогических работников.

    Критическое мышление – один из разновидностей рационального ситуативного восприятия, с выраженным направляющим воздействием на преодоление тех задач, в которые нужно верить, или комплекс мероприятий для их выполнения. Главная его цель заключается в следующем: дети в процессе обучения самостоятельно приходят к пониманию, принятию в себе способности к самомнению и самоопределению, к выделению базовых личностных убеждений и личностных ценностей.

    Основные критерии склонности к данному способу восприятия ↑

    Как же определить, насколько ребенок склонен размышлять критично? В процессе изучения английского языка посредством применения дидактических разработок популярного в западной системе образования американского педагога Энниса, стало возможным выделение основных качественных характеристик наклонностей человека к критическому рассуждению:

    • попытка четко оговорить утверждение либо сформулировать вопрос;
    • стремление к объяснению полученной информации;
    • желание всесторонне развиваться и стремление к накоплению знаний, выходящих за рамки обучающей программы английского языка;
    • использование только проверенных источников;
    • комплексная трактовка увиденного (услышанного);
    • умение не отклоняться от главной линии;
    • способность постоянно удерживать в поле зрения наиболее важную информацию;
    • нахождение альтернативных вариантов решения проблемы;
    • внутренняя свобода, активность и раскрепощенность;
    • дробление сложного процесса на белее мелкие неделимые сегменты с целью максимального рассмотрения исходной, главной задачи;
    • понимание эмоций и чувств окружающих, стремление сопереживать.

    На основе вышеперечисленных характеристик, можно сделать вывод, что данный способ восприятия выходит за привычные рамки общечеловеческих навыков и среднестатистических умений школьников.

    Основные черты обучающего процесса, направленные на развитие критического восприятия ↑

    Практическая философия выделяет ряд специфических признаков максимально эффективного развития критического мышления на уроках английского:

    • преподаватель различает тематическую определяющую, благодаря которой становится возможным проведение комплекса обучающих исследовательских мероприятий, направленных на приобретение собственного опыта – в данном случае педагогическая задача выполняет роль познавательной в аспекте важной для ребенка ситуативной проблемы;
    • обучающие принципы, специфика воспитательного процесса планомерно видоизменяются под давлением творческого поиска;
    • роль дидактического материала в совокупности с заранее подготовленным теоретическим минимумом играет добавочная подборка, составленная непосредственно учениками в процессе самостоятельных занятий;
    • обязательное присутствие на уроках иностранного языка элементов, побуждающих к приобретению собственного опыта, воспитания в учащихся соревновательных наклонностей, прививая дух здоровой индивидуальной состязательности;
    • в комплексе с базовым набором педагогической результативности (конкретный объем полученных знаний, расширение словарного запаса, совершенствование грамматики и произношения) хорошим итогом является так же и рефлекторно – поисковый аспект деятельности преподавателя.

    Стадии и этапы развития ↑

    В современной технологии критического образа восприятия выделяют следующие этапы развития:

    • основной период вызова;
    • стадия принятия, обработки полученных сведений;
    • рефлекторный этап.

    Первая и основная стадия. Педагог в процессе подачи нового материала искусственно создает ситуацию, близкую к проблемной, пытаясь воссоздать в памяти ребят полученные ранее сведения и воспоминания о данном предмете обсуждения. Таким образом, преподаватель пытается задействовать важнейший отдел головного мозга, отвечающий за накопленную за период обучения базовую информацию. Данный этап характеризуется двумя важнейшими моментами – активизацией мозговой деятельности, а вернее, ее активной стимуляции, и кластерным определением. Эти мероприятия обеспечивают прекрасную умственную зарядку и помогают коллективно решать предложенную учителем проблему. Кластер же в данном случае выступает в роли некоего обобщающего звена между несколькими предметами или ситуациями.

    Смысловой этап принятия. Подразумевает ознакомление с новым материалом в процессе познания иностранного языка посредством инсерта – эффективного маркировочного элемента, когда с помощью определенных символов выделяют противоречивую информацию, нестандартные сведения, словом, любой интересный и неожиданный материал. Это поможет вызвать повышенный интерес школьника к накоплению знаний, и в конечном итоге побудит его к действиям, направленным на более детальное и глубокое изучение предмета.

    Рефлекторное воздействие. Подразумевает: аналитическое размышление, творческий самоанализ, креативное преобразование полученной информации посредством следующих способов подачи учебного материала:

    • определение учителем перечня прямых и косвенных вопросов к английскому тексту;
    • совместное нахождение правильных ответов;
    • текстовые маркеры;
    • определение ключевых фраз;
    • дополнительная графическая подача учебного материала с помощью схем, диаграмм, графиков и таблиц;
    • ведение сопровождающих заметок и записей.

    Условная технологическая постановочная схема занятия ↑

    Цель урока: продвижение логических вариантов и новых ситуативных версий с самостоятельным развитием событий в процессе усвоения нового материала, расширения грамматического познания английского языка.

    Базовая составляющая: совершенствование креативного мышления, нестандартной трактовки ситуации, ролевого и интеллектуального моделирования, нахождение собственных интересных решений и выводов.

    Основная отличительная особенность: создание макета собственного опыта посредством индивидуальной познавательной работы.

    Технология совершенствования критического мышления на занятиях английского языка основывается на непосредственном участии речевого аппарата путем его активной стимуляции. Главной задачей такого приема является выработка учащимися навыков применения в процессе общения комплекса грамматических оборотов, наиболее характерных для разговорной речи, а так же создание благоприятной обстановки для неформальных бесед на заранее проработанные педагогом темы.

    Важный момент! Психологический прием речевой зарядки наиболее эффективен в первые 10-15 минут проведения занятий. Так, практически с самого начала урока в коллективе довлеет непринужденная речевая среда, на фоне которой изучение языка превращается в занимательный творческий процесс, увеличивающий у ребенка тягу к познанию нового материала.

    Весьма уместной в данном случае станет методика так называемого «пятистишья», когда короткие рифмованные фразы из нескольких строчек побуждают школьника к дальнейшему самостоятельному домысливанию услышанного, в процессе чего включаются мозговые сегменты, напрямую отвечающие за степень развития критического мышления.

    Как, правило, подобные рифмованные материалы структурируются следующим образом:

    • начальная строка – состоит из одного, базового термина (чаще всего – существительного), емко характеризующего предмет рифмования;
    • следующая – уже пара слов, в основном описывающие его отличительные признаки (имена прилагательные);
    • третья – в обращение вводятся глаголы, строчка включает в себя три слова;
    • далее – фраза, характеризующая собственное мнение о предмете обсуждения;
    • и, наконец, заключительная, пятая стихотворная строчка – единичное определение, вновь подводящее ученика к тематической направленности, подающейся посредством рифмы, информации.

    После того, как стихорифма озвучена, учащимся предлагается за определенный временной промежуток (определяется в зависимости от их подготовленности и индивидуальных способностей детей) коллективно придумать свое пятистишье. После чего наиболее интересное, с художественной точки зрения произведение, заучивается хором.

    Аудирование как фактор развития ↑

    Применение на уроках английского определенные способы стимулирования критического восприятия позволяет школьникам получать моральное удовольствие не только от усвоенных новых знаний как результата затраченных ими усилий, так и от всего общеобразовательного процесса в целом. Принимающие активное участие в освоении новой базы знаний, ребята сами находят правильные решения, придумывают новые интересные проекты и идеи. Кроме того, дети учатся творчески подходить к любой жизненной ситуации и пытаются формировать собственные взгляды на определенные действия, происходящие вокруг них в повседневной жизни.

    При этом находят свое развитие такие качества, без которых становится невозможным полноценное личностное формирование индивидуума в современном обществе: добропорядочное, позитивное отношение друг к другу в процессе обучения, стремление к сотрудничеству и взаимопомощи.

    Наиболее востребованные варианты ассоциативных обучающих методик:

    • педагог озвучивает одну или несколько фраз на изучаемом языке;
    • после этого перед учеником ставится задача подобрать типичные слова или словоформы, кажущиеся ребенку подходящими к данному предмету обсуждения;
    • на листе бумаги учитель пишет слово и просит аудиторию подобрать как можно больше идей и версий к предложенной им теме, устанавливая при этом ограничения по времени (каждый ребенок, в зависимости от индивидуальных возможностей придумает определенное число слов – синонимов).

    Следует понимать, что речевые сопоставления и ассоциации – вещь достаточно гибкая, и

    применять ее нужно с осторожностью, поскольку неумелое использование таких методик может дать обратный эффект торможения творческого начала и способности нестандартного видения ситуации.

    Такой способ подачи информации дает уникальную возможность значительно расширить словарный запас, а новые термины запоминаются легко и непринужденно.

    Письмо и чтение как развивающие факторы восприятия ↑

    Процедура совершенствования критического понимания с помощью рукописи и самостоятельного чтения преднамеренно не предусматривает никаких авторитарных приемов на протяжении всего обучающего момента.

    Стоит отметить, эта методика коренным образом видоизменяет функциональное предназначение. Из наставника он становится равноправным партнером, являющимся параллельно движущей силой учебного процесса, его основным рычагом управления. Это позволяет учащимся освоить опыт коммуникабельного обмена убеждениями и ситуативными мнениями на предмет обсуждаемой на уроке ситуации.

    Систематизация уроков подобной направленности отличается наличием основополагающей для ее успешного функционирования дилеммы, базирующейся на следующих постулативных догмах:

    • маркеры – подчеркивание наиболее значимых текстовых суждений и их иллюстрационная интерпретация;
    • пророчащее древо – данный способ стимулирует способность рассуждать на предмет расширения сюжета действия (ситуации);
    • промежуточное чтение с паузами – творческое действие с художественными произведениями;
    • творческая групповая деятельность – школьник постигает навыки ускоренного и результативного усвоения нового учебного материала и их практического применения;
    • дискуссионная творческая работа.

    Становится очевидным, что преподаватели иностранных дисциплин наряду с профильными педагогами должны прививать школьникам не только базовый набор знаний в рамках общеобразовательной программы. Крайне необходимо работать над развитием нестандартного, креативного подхода к системе образования, стремиться всячески, поощрять стремление учащихся к получению дополнительных навыков и знаний, пробуждению творческого интереса непосредственно к процессу обучения. В процессе работы учителю следует понимать, что все его усилия, затраченные на стимулирование и развитие критического мышления, с лихвой окупаются теми положительными результатами совершенствования навыков произношения и грамматики.

    Методы развития критического мышления на уроках английского языка

    «Учим для будущего или для прошлого?» – вопрос, который мало кто из преподавателей себе задает. Многие не вдаются в подробности и учат «по старинке», «по программе», и «на автомате», особенно те, чьи учителя не ставили перед собой такой же вопрос. Важно ли это? Влияет ли это на что-то? Однозначный ответ – «да». Если преподаватель английского языка ставит перед собой цель не просто «учение», но и «образование», проблема развития критического мышления у его учеников будет идти рука об руку с навыками чтения, аудирования, письма и говорения.

    Для чего это нужно? Во-первых, современное общество часто требует от каждого из нас нестандартного мышления, неординарности, нетипичности. Люди, которые могут найти нестандартное решение проблемы, пользуются спросом, креативность в обучении и на многих рабочих позициях только приветствуется. Но эти навыки могут появится только при условии, если их развивать. Во-вторых, знания сами по себе ничего не стоят, если студент/ученик не может их правильно и уместно применить, проанализировать. Если мы его научим только тому, что знаем, знания ученика будут ограничены рамками наших собственных знаний, он не сможет выходить за «границы» заучивания, мыслить нешаблонно, нестандартно. Способность критически мыслить должна развиваться в разных сферах и как можно с более раннего возраста, зачем это нужно – читайте здесь.

    Если же это касается английского языка – преподаватель может использовать всевозможные инструменты и методы, подключать знания из разных предметов, повышая таким образом значимость и самого иностранного языка в этом контексте. И что самое главное – критическое мышления апеллирует к личному опыту, чувствам и переживаниям, к индивидуальным размышлениям студентов, что делает обучение еще более интересным, эффективным и учит думать самостоятельно. Один из ярких примеров в действии – урок географии.

    Рассмотрим основные методы развития критического мышления на занятиях английского языка:

    1. Обращайте внимание учеников на детали, например: при прочтении или прослушивании текста попросите подчеркнуть или выписать все ключевые слова/синонимы/ описание внешности и т.д. Далее оперируйте выписанными словами в более детальном задании (пусть студенты объяснят разницу между синонимами или же разные значения одного и того же слова и т.п.). Делайте это систематично, в том числе задавайте в качестве домашнего задания.

    2. Задавайте вопросы, в том числе наводящие: вопросы, особенно если они не стандартные и не подготовленные, заставляют мозг работать. Отходите от списка вопросов в учебнике, задавайте свои, интересные. Поделите студентов на пары и дайте им время на создание их собственных вопросов и на их обсуждение.

    3. Используйте лирические отступления (их также можно и нужно планировать в уроке): мало только дать и проверить задание по четкой схеме, не бойтесь немного отойти от темы и попросить студентов вспомнить свой личный опыт / привести примеры из окружающей среды/ нарисовать/ показать/ отгадать/ спеть… Помогите своим ученикам подключить все чувства и ощущения и получить впечатление от изучаемой темы.

    4. Обсуждайте важные и насущные темы, устраивайте дебаты: например, проблемы медиа и цензуры, разности полов и их права на самореализацию и т.д. Дискуссии помогают студентам учиться слушать друг друга, выражать соглашение или вежливо иную точку зрения, это задание, в котором каждый может проявить себя как личность, поделиться опытом, переживаниями и, возможно, планами. Больше здесь.

    5. Problem solving tasks – один из самых эффективных методов развития критического мышления, который подключает способность анализировать, предвидеть и делать выводы, излагать четко свои мысли, выстраивать последовательность событий/ фактов/ решений. Задание дается парам/группам или индивидуально. Студенты думают над решением задачи, обсуждая возможные варианты (дополнительно отрабатывая ключевую лексику, грамматические структуры, коммуникативные ситуации по типу «Agreement and Disagreement», «In my opinion»). Интересные задания найдете здесь.

    6. Используйте дополнительные наглядные инструменты и материалы для обучения: предметы всевозможных форм и цветов для изучения ключевой лексики (глобус, стакан, ваза, апельсин – все имеют в основе круг и т.п.). Особенно работает с детьми и младшими уровнями.

    7. Не забывайте об эмоциях и жизненных ценностях, делитесь со студентами переживаниями и расположите их делиться с классом и вами. Например, прочитав текст о счастье/радости, обсудите, что делает ваших студентов счастливыми, какие ситуации их никогда не делают таковыми. Либо, просмотрев видео, спросите, что они чувствовали во время просмотра, было ли у них подобное в их жизни.

    В завершение добавим, что способность преподавателя учить критическому мышлению граничит с лингвокоучингом, который становится все более популярным. Советуем заглянуть в их современные тенденции.

    Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

    Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/653895/, http://mozgid.ru/myshlenie/razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokax-anglijskogo.html, http://skyteach.ru/2018/03/22/metody-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-anglijskogo-yazyka/

    Комментировать
    0
    31 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    Английский язык
    0 комментариев
    Английский язык
    0 комментариев
    Английский язык
    0 комментариев