Методы изучения английского языка для школьников

СОДЕРЖАНИЕ
111 просмотров
29 января 2019

Методики обучения английскому языку

Современные методики обучения английскому языку

Чтобы научиться говорить на английском, необходима определенная система или, как ее чаще называют, методика обучения английскому языку, которая позволила бы максимально полно решить поставленные задачи, а именно: приобрести навыки чтения, понимания речи на слух, говорения и письма на изучаемом языке.

Еще 20-30 лет тому назад в основе обучения лежала классическая методика. 90% времени уделялось теории иностранного языка. На уроках студенты изучали новую лексику, синтаксические конструкции, обсуждали правила, а также читали и переводили тексты, делали письменные задания и иногда слушали аудиозаписи. На развитие разговорных навыков уходило всего 10% времени от занятия. В результате человек понимал тексты на английском языке и знал грамматические правила, но не мог говорить. Именно поэтому было принято решение изменить подход к обучению. Так, на смену фундаментальной «классике»+ пришли следующие методики:

Коммуникативная

Главный ее принцип заключается в использовании изучаемых на уроках лексических единиц и грамматических конструкций в речи, как устной, так и письменной. Все занятия, которые разрабатываются согласно принципам этой современной методики обучения английскому языку, по возможности проводятся на иностранном языке, либо с минимальным включением родной речи. Причем, учитель только направляет студентов, задает им вопросы и создает коммуникативную ситуацию, в то время как 70% времени от всего занятия говорят ученики. Примечательно, что именно эта методика положена в основу обучения иностранному языку в школе. И тем не менее некоторые приемы классической школы используются до сих пор. Так, например, учителя по сей день делятся со своими учениками знаниями теории английского языка, задают письменные упражнения на отработку грамматики и лексики.

Данная методика преподавания английского языка детям, впрочем, как и взрослым, давно применяется в школах и университетах Америки, а в последнее время все прочнее входит в учебную деятельность наших учеников. Ее смысл состоит в использовании изученного материала на практике и является оптимальным для применения по окончании целого модуля, когда появляется возможность оценить степень усвоения учебного материала. Так, к примеру, младшие школьники с удовольствием представляют свои проекты на темы «Мой дом», «Мое домашнее животное», «Ми любимые игрушки», в то время как старшеклассники уже занимаются серьезными разработками, например, по тематике защиты окружающей среды.

Тренинговая

В отличие от описанных выше методов обучения английскому языку, в школе для которых созданы благоприятные условия, тренинговый подход базируется на самостоятельном изучении, с той поправкой, что учащимся дается уже проработанный структурированный материал и наглядно объясняется преподавателем. Как и на любом тренинге, студент получает порцию теории, запоминает правила и использует их на практике. Очень часто данная методика применяется в онлайн-обучении, в том числе на образовательном ресурсе Lim-english.com. Его главными преимуществами являются наличие тщательно продуманной программы, подача информации, необходимой для повышения уровня владения английским, в максимально доступной форме и возможность самостоятельно планировать учебный график.

Он-лайн самоучитель английского языка lim-english.com предлагает выучить английский при помощи текстов, рассказов и сказок, озвученных профессиональными дикторами. К каждому тексту дается ряд упражнений на запоминание новых слов, аудирование и перевод. Придя на наш сайт, можно приступить к изучению английского даже с нулевым начальным уровнем и, при условии регулярных занятий, довести свои знания до уровня выше среднего. Вот пример одного из коротких расссказов, на базе которых строится начальное обучение на нашем сайте.

The sunday school teacher asks Tom,
“Come to me and tell me the truth,
do you say your prayers before eating?”
Tom smiles proudly,
“No Miss, there is no need,
my mom cooks really good.”

Слушать «Your prayers»

Учитель воскресной школы спрашивает Тома:
«Подойди ко мне и скажи мне правду,
ты произносишь твои молитвы перед едой?»
Том улыбается гордо:
«Нет, мисс, нет необходимости,
моя мама готовит действительно хорошо».

Интенсивная

Интенсивная методика приобрела особую популярность среди тех, кто стремится научиться говорить по-английски за максимально короткий срок. Достичь этой, казалось бы, нереальной цели позволяет высокий уровень шаблонности языка – английский на 25% состоит из клише. Благодаря изучению большого количества устойчивых выражений, их запоминанию и отработке, человек может за остаточно сжатые сроки научиться объясняться на иностранном языке и понимать собеседника.

Активные методы обучения английскому языку

В отдельную группу выделяют так называемые активные методы обучения английскому языку, примеры наиболее широко используемых приемов приведены ниже.

Итак, к ним относятся:

  • Круглый стол
    Учитель формулирует проблему и предлагает ученикам задание: оценить значимость проблемы, продемонстрировать все «за» и «против», определить возможный результат и т.д. Учащиеся должны высказаться по представленному вопросу, аргументировать свою позицию и в итоге прийти к общему решению.
  • Мозговой штурм
    Данная техника также нацелена на обсуждение и решение какой-либо проблемы. Однако, согласно этому методу обучения английскому языку, аудитория делится на две группы – «генераторов идей», которые собственно предлагают идеи, и «экспертов», которые по окончании «штурма», оценивают позицию каждого «генератора».
  • Деловая игра
    Преподаватель готовит игру на изученную тему и объясняет учащимся правила. Как правило, предложенные задания имитируют задачи и ситуации реального общения, например, поиск и устройство на работу, заключение договора, путешествие и т.д.
  • Игровая методика изучения английского языка для детей.
    Ее главными достоинствами являются отсутствие механизма принуждения к занятиям и большой интерес со стороны ребенка. Учитель проводит с детьми самые разнообразные игры на изучаемую лексику и грамматические конструкции, в ходе которых ребята быстро их запоминают и учатся применять в речи.

Обучение с помощью онлайн-упражнений. Пример.

The sportsmen to the competition yesterday.

Our school classes on September 3.

Lots of oranges in the garden.

Our orchestra in China two years ago.

Nick fishing in the morning.

They in the pool.

When they were picking strawberries, Mary’s mobile .

Какую бы методику изучения английского языка вы не выбрали, помните, что в изучении иностранного языка большое значение имеет мотивация, а залогом успешного обучения — регулярность и систематичность ваших занятий.

Блог → 10 идей для обучения младших школьников английскому языку

7 сентября 2016

Обучение английскому языку младших школьников (Teaching English to Young Learners (TEYL)) давно стало обособленным направлением в преподавании иностранных языков. Кроме того, изучение английского языка становится обязательным для все более и более юных учеников по всему миру.

Многие методисты и учителя английского языка считают, что начало изучения английского языка как иностранного (English as a Foreign Language (EFL)) до 12-13 лет, плодотворно сказывается на овладении языком. Хотя фактического доказательства данного предположения нет (David Nunan, 1999). Скорее уровень овладения языком зависит от таких факторов, как тип программы, планирование, количество часов, проведенных за изучением, методик и заданий (Shelagh Rixon, 2000).

Раз уж само по себе раннее начало обучения не может быть залогом успешного овладения языком, то встает вопрос о том, как учителям младших школьников сделать обучение эффективным, опираясь на гибкость детского мышления, познавательный интерес и склонность к подражанию.

Итак, как же помочь младшим школьникам овладеть иностранным языком?

Идея №1. Использовать наглядные материалы, реальные объекты из окружающей жизни, движения

Я уверена, что все учителя слышали об этом и не раз. Но как бы этот совет ни казался банален и старомоден, им нельзя пренебрегать. Хорошо известно, что младшим школьникам трудно концентрироваться на задании продолжительное время. К тому же, младшие школьники очень тесно связаны с окружающим их миром. Возможность осязать играет для них очень важную роль.

Таким образом, один из способов удержать внимание учащихся – использовать то, что их привлекает: наглядные пособия с яркими цветами, игрушки, предметы вокруг них. С учетом того, что многое из этого можно использовать многократно, время и усилия, потраченные на подготовку, оправдают себя.

Что касается, движения как источника изучения, метод физического реагирования (Total Physical Response (TPR)), который был разработан доктором Джеймсом Дж. Ашером (James Asher), профессором психологии, с целью облегчения процесса изучения иностранных языков, был и остается самым популярным и эффективным.

Идея №2. Включать учеников в подготовку наглядных пособий

Вовлечение школьников в подготовку наглядных пособий – один из методов способствовать поддержанию их интереса к учебному процессу. Также, это дает возможность изучения нового лексического материала, связанного с творческой деятельностью и способствует бережливости учеников, которую они склонны проявлять в большей степени к тому, что сделали своими руками. Не менее важным является возможность сэкономить время учителя на подготовку материалов самостоятельно.

Конечно, мы не говорим о том, чтобы потратить целый урок английского языка на то, чем обычно занимаются на уроках ИЗО. Однако задания по раскрашиваю иллюстраций и изготовлению несложных поделок могут оказаться вполне эффективными для изучения языка.

И, пожалуй, самый простой вариант – попросить учеников принести свои игрушки или куклы и затем использовать их на уроке.

Идея №3. Двигаться от задания к заданию

Как отмечалось раньше, у младших школьников довольно небольшой период концентрации внимания на одном задании. Единственный способ поддерживать интерес на протяжении длительного времени — постоянно двигаться от задания к заданию, сочетая разные типы восприятия информации и чередуя их.

Тратить больше 10-15 минут на один вид деятельности, значит тратить время впустую, потому что ученики неминуемо начинают скучать. С течением времени способность концентрироваться на одном задании более длительный период времени возрастет, но для учащихся 5-7 лет оптимальной будет смена деятельности каждые 5-10 минут.

Сочетание разных типов заданий, активизирующих разные навыки и умения, позволяет сохранять концентрацию учащихся, а, значит, увеличивает объем изученного на уроке.

Идея №4. Учить в рамках выбранной темы

Это может прозвучать странно, но нельзя не отметить, что все разнообразие заданий, используемых на уроке, должно быть объединено одной темой. Во-первых, только так можно поддержать процесс обучения и сохранить его целесообразность. Во-вторых, это позволяет повторить изученный материал, способствуя его усвоению и пониманию. В-третьих, разнообразие заданий на отработку одной темы дает достаточное количество языковой практики. Тогда как использование большого количества заданий, посвященных разным темам, ведет к потере интереса и концентрации учениками и не позволяет отработать материал в должном объеме.

Идея №5. Использовать истории и содержание, знакомые ученикам

Отбирая материал к уроку, нельзя забывать о том, на какого ученика он рассчитан, каков его уровень развития. Используемый на уроках материал, должен быть адекватен не только возрасту учеников, но также их способностям, уровню владения языком и интересам.

В настоящий момент, начало изучения иностранного языка фактически совпадает с началом обучения в школе. Это значит, что материал, используемый на уроках английского языка, может оказаться абсолютно новым для учеников, что явно не будет способствовать успешному обучению.

Конечно, это не значит, что все новые или малоизвестные темы попадают под запрет, потому что изучение иностранного языка также подразумевает знакомство с новой и незнакомой культурой. На практике, учителю не стоит бояться использовать родной язык учеников и проводить аналогии с родной и известной в большей степени культурой.

Идея №6. Установить определенный учебный режим (classroom routine) с привлечением максимального количества иностранной речи

Обучение для младших школьников становится проще, если учитель устанавливает определенный режим, своего рода рутину. Во-первых, это помогает дисциплинировать учащихся. Во-вторых, заметно экономит время на уроке необходимое для разъяснений и инструктажа.

Так, определенная фраза или жест могут стать сигналом к началу урока или помогают привлечь внимание учеников. Кроме того, установление режима дает возможность без труда выучить различные команды, такие как ‘Stand up!’, ‘Sit down!’, ‘Close/Open your books!’, ‘Let’s check your homework!’ и другие. Этот список можно расширять, добавляя фразы похвалы (‘Well done!’, ‘Good for you!’) или неодобрения (‘Shame on you!’, ‘Be quite, please!’).

Частью установленной рутины могут стать и песенки и диалоги, строящиеся по определенной схеме. Главное не остановится на стандартном ‘Good morning, children!’, а использовать все новые и новые фразы, постепенно расширяя список слов и фраз, которые учащиеся могут понимать и употреблять.

Идея №7. Использовать родной язык (L1) учащихся, если необходимо

Так как коммуникативный подход подразумевает использование иностранного языка (L2) на уроке в наибольшем возможном объеме, учителя часто с неловкостью прибегают к родному языку учеников. Хотя давно наметилась тенденция к обучению иностранному языку через иностранный язык, использование родного языка порой необходимо, особенно при обучении младших школьников.

Это не только поможет сэкономить время, но так же дает неисчерпаемую возможность сравнивать родной язык с изучаемым иностранным. Иногда для объяснения значения какого-либо слова или фразы достаточно жестов и мимики, знакомого синонима или антонима. Но что делать с более сложными словами и выражениями? Использовать родной язык! Не говоря уже о грамматических явлениях, которые объяснить учащимся начальной школы на иностранном языке порой невозможно.

Идея №8. Привлекать «помощников» к урокам

Этот прием довольно несложно реализовать в школьной практике, если у учителя есть учащиеся в разных классах. Встреча маленьких учеников с учениками средней и старшей школы в рамках урока – это всегда интересно обеим сторонам.

Старшеклассники получают возможность применить свои знания на практике в необычном формате, младшие же школьники наглядно увидят, чему они могут научиться. Для тех и других, это будет новая речевая и учебная ситуация. Также, иногда бывает полезным привлечь родителей не только с целью показать им, как проходят уроки (в большинстве случаев они не способны компетентно оценить методическую сторону урока), а с целью привлечь их внимание к успехам и/или трудностям их детей.

Младшим школьником необходимо чувствовать поддержку со стороны ближайшего окружения. Это один из способов удовлетворить их потребность.

Идея №9. Взаимодействовать с другими учителями в школе

В существующей на сегодняшний день практике, школьные классы делятся на две, а то и три подгруппы для изучения иностранного языка. Значит, время от времени есть возможность объединять учащихся в целый класс без ущерба для расписания.

Цель проста: поддержать интерес учащихся к предмету, привнося новые учебные ситуации, расширяя привычный круг собеседников/партнеров. Помимо взаимодействия с другими учителями иностранного языка, взаимодействие с учителями других предметов может быть плодотворным.

Ученики могут изготовить поделки на уроках труда или нарисовать что-то в рамках уроков изобразительного искусства, что в дальнейшем будет использовано на уроках иностранного языка. Это не только наделит большим смыслом их творчество, но и разнообразит уроки иностранного языка. А на уроках музыки можно время от времени петь на изучаемом иностранном языке!

Идея №10. Взаимодействовать с профессионалами в данной области

Этот совет, пожалуй, всецело касается непосредственно учителей. Взаимодействие с учителями в своей школе/округе – это уже большой плюс, но эти рамки есть смысл расширять, благо в XXI веке это не сложно. Общение с профессионалами в области обучения младших школьников из России, стран Европы и Америки давно стало возможным и доступным, благодаря форумам, дистанционным курсам, международным вебинарам. Все мы знаем, что две головы лучше одной, а тысячи бесспорно лучше двух.

В завершении этой темы, хочется напомнить, что лучших результатов можно добиться при грамотном сочетании разных приемов, как представленных здесь, так и нет. Как мне кажется, самое страшное для учителя – бояться экспериментировать (в разумных пределах, конечно).

Методики обучения детей английскому языку

Выбирая подходящую методику обучения английскому языку для своего ребенка, помните, что вряд ли у вас получится применить ее в чистом виде. Для этого нужны годы практики. Поэтому не бойтесь комбинировать различные подходы, пробовать новые методы по мере взросления ребенка.

Перед тем, как вы выберете методику изучения английского языка для вашего ребенка, необходимо знать, что чем раньше вы начнете приобщать своего ребенка к английской языковой среде, тем лучше.

В современном мире существует огромное количество методик преподавания английского языка детям. Можно сказать, что практически каждая языковая школа, каждый педагог стремятся выработать свой подход. Однако большинство таких авторских методик базируются на одной из следующих.

1. Методика Глена Домана разработана для совсем еще маленьких детей (от 6 месяцев), однако может применяться вплоть до среднего школьного возраста. Согласно этой методике, ребенку нужно показывать специальные карточки и проговаривать их названия в течение короткого промежутка времени. Слова, как фотоснимки, запечатлеваются в мозгу ребенка и малыш быстро учится иностранному языку.

Первоначально занятия длятся не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. В дальнейшем, можно совершенствовать методику: применять различные игры с карточками, показывать презентации. В России по данной методике занимаются уже тысячи родителей и подтверждают ее эффективность.

2. Игровая методика подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Суть простая: педагог проводит игры, во время которых дети совершенствуют знания языка. В основе методики лежит создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли. Обучающие игры делятся на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.

К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой диалог, применяя его к той или иной ситуации, и импровизационные игры, требующие видоизменения различных моделей.

К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексики и грамматики. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, аукционы, лото, настольные игры, выполнение команд и т.п.

Ритмо-музыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.

Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации (постановка маленьких сценок на английском языке), изобразительные игры (графический диктант, раскрашивание картинок) и словесно-творческие (коллективное сочинение маленьких сказок, подбор рифмы).

Главным достоинством игровой методики является то, что она адаптируется для детей любого возраста, с её помощью можно развивать как устную речь, так и знания грамматики, орфографии и т.д.

3. Коммуникативная методика, целью которой является речевая деятельность, больше подходит для детей школьного возраста. Данная методика дает возможность получить стройные и устойчивые знания, так как упор делается на обучение школьников активному общению на языке и развитию четырех языковых навыков: восприятие на слух (listening), умение говорить (speaking), чтение (reading), письмо (writing). В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение детей с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеоматериалы и пр.

4. Методика Н. Зайцева подходит детям от пяти лет. Суть методики состоит в обучении ребенку чтению с помощью кубиков со слогами. Недавно методика была адаптирована для изучения английского языка – на знаменитых кубиках Зайцева теперь можно увидеть английские буквы. Николай Зайцев, изучив грамматику и фонетику английского языка, разработал интересный алгоритм обучения английскому языку по схемам и таблицам. Этот алгоритм значительно упрощает перевод с английского языка на русский и наоборот. Играя красочными кубиками и проверяя себя по таблицам, дети абсолютно правильно составляют английские слова и предложения. Очень интересно идет обучение правильной транскрипции. Уже на первом занятии дети и взрослые правильно читают любое слово из двух тысяч наиболее употребительных. Возможность совершения ошибок практически равна нулю, потому что везде действует один четкий алгоритм. Все, что не вписывается в условные рамки — отбрасывается. Отличительной особенностью методики Зайцева является огромное количество языковых упражнений для правильного произношения отдельных букв и слов в любом языке. Лучшие результаты эта методика дает при групповом обучении с профессиональным педагогом.

5. Проектная методика подходит детям от 4-5 лет. Педагог выбирает тему и посвящает ей серию занятий. Он предлагает разные виды деятельности, с помощью которых ребята узнают что-то интересное по теме проекта, даёт задания для самостоятельной работы (или с родителями, зависит от возраста). На завершающее занятие дети приносят творческие, масштабные для их возраста работы на заданную тему.

6. Обучение через видео подразумевает использование только видео-материалов для изучения английского языка. Это могут быть фильмы, мультфильмы на иностранном языке, документальные видео, учебные видео курсы. Данная методика может применяться для обучения детей любого возраста, поскольку направлена на формирование навыков распознавания иностранной речи и непроизвольному ее запоминанию.

7. Смешанная методика – в ней вы по собственному усмотрению комбинируете другие методики, играете с ребёнком в игры, разучиваете песни, разрабатываете проекты и т.д. Главное достоинство методики – разнообразие. Вам будет проще заинтересовать малыша, он никогда не будет знать наперёд, чем вы будете заниматься сегодня.

Источники: http://lim-english.com/posts/metodiki-obycheniya-angliiskomy-yaziky/, http://onlinerepetitor.net/blog/10-idey-dlya-obucheniya-mladshih-shkolnikov-angliyskomu-yazyku, http://englishearly.ru/metodiki-obucheniya-detey-angliyskomu-yazyiku/

111 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector