Методы проектов в изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
0
156 просмотров
29 января 2019

Метод проектов в обучении английскому языку

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Метод проектов в обучении английскому языку [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Особенности применения проектов в рамках обучения английскому языку.

1. Цель метода проектов

Родоначальником применения метода проектов в обучении считают философа-идеалиста Джона Дьюи (1859- 1952) [2], который предложил вести обучение через целенаправленную деятельность ученика.

Уильям Килпатрик: «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно eго сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова».

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Джон Дьюи: «С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе – и, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе. Никакое число наглядных уроков, скомпонованных как наглядные уроки, не может даже в самой отдалённой степени заменить знакомства с растениями в саду и животными на ферме, знакомства, приобретённого в условиях действительной жизни среди них и выращивания их. Никакое упражнение органов чувств в школе, введённое ради одного этого упражнения, не может выдержать даже и тени соревнования с живостью и полнотой жизни чувств, вытекающих из непосредственного участия в повседневной жизни семьи и в интересах её занятий. Вербальную память можно развить путём соответствующих упражнений, способность логического мышления до некоторой степени может быть приобретена на уроках естествознания и математики; но в конце концов это только отдалённая тень той способности к вниманию и к суждению, которая приобретается, когда имеешь дело с настоящими вещами, позади которых находится реальное основание, а впереди – реальный опыт. Мы должны рассматривать школьные работы по дереву и металлу, ткани, шитьё, приготовление пищи как методы обучения, а не как отдельные самостоятельные предметы изучения» [2].

По мнению Е.Г. Кагарова, «проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества» (Е.Г. Кагаров, «Метод проектов в трудовой школе» (1926).

Сегодня цель применения метода проектов состоит в том, чтобы на современной ступени общественного развития школьные проекты выступали в качестве средства решения задачи личностно-ориентированного подхода в обучении школьников.

2. Концепция использования метода проектов в учебных целях в школе

Проект с точки зрения образовательного процесса представляет собой комплексное задание ученикам который отражает поставленную проблему и ориентирован на на конкретную деятельность школьников, подразумевающую индивидуальную или групповую работу при условии взаимодействия друг с другом. Результатом проекта учеников является непосредственный итог их деятельности и найденный способ решения поставленной проблемы или комплекса задач.

Метод проектов является интегративным дидактическим средством развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Основным требованием применения метода проектов является конкретизация проблемы, на решение которой направлена работа над определенным проектом. Проблема в рамках обучения может носить исследовательский, информационный или практический характер.

По мнению Е.С. Полат, метод проектов — это «определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата».[4, с 64-68]

3. Виды проектов в учебной деятельности

По классификации Э. Коллингса (Э. Коллингс. Опыт работы американской школы по методу проектов. — М., 1926.) есть четыре вида проектов:

1. «ПРОЕКТЫ ИГР» – детские занятия, непосредственной целью которых являеся участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.

2. «ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой общественной жизнью.

3. «ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» – устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.

4. «ИНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

Классификация Е.С. Полат:

— Исследовательские (есть структура проекта, цели, значимость, методы обработки результатов)

— Творческие (нет структуры, но есть схема и желаемые результаты, сюда относятся творческие работы, видеофильмы, стенгазеты и т.п.)

— Ролево-игровые (нет структуры, есть лишь роли участников, например литературные персонажи в сценке)

— Информационные (проекты направлены на сбор информации, результатом является статья, доклад или иная форма представления результатов)

— Практико-ориентировочные (хорошо продумана структура, возможен сценарий все деятельности в рамках проекта, результатом является, например, газета, документ, спектакль и т.п.)

2. По содержательному аспекту:

— Монопроекты (результат индивидуальная презентация)

3. По характеру координации:

— С открытой координацией

— Со скрытой координацией

4. По характеристике контактов:

— Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города).

5. По количеству участников:

— Личностные (между двумя участниками находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах).

— Парные (между парами участников).

— Групповые (между группами участников).

6. По продолжительности проведения:

В практике обучения чаще всего применяются смешанные типы проектов.

4. Специфика применения метода проектов в обучении английскому языку

1. Проект чаще всего межтематический и требует знаний из различных образовательных областей;

2. Включение английского языка в другие виды деятельности;

3. Работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы с парной или групповой формой проектной деятельности.

В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно.

Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

Учащиеся берут интервью, делают аудиозаписи, видеозаписи, собирают печатный материал. При таком подходе используются все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорении, письмо и аудирование.

В процессе работы над проектом в рамках изучения английского языка, устраняется разрыв ученика, изучаемого языка и его родного языка. В свою очередь это способствует расширению коммуникативных навыков. При этом в условиях реализации и выполнения проекта ученик определяет как содержание самого проекта, так и его англоязычное содержание.

Учитывая специфику метода проектов, в обучении английскому языку проекты реализуются комплексно, так как язык, в любом случае, лишь часть всего проекта. Следовательно, лишь на уровне оценки уровня английского языка учащегося проект не подлежит анализу, так как следует учесть и содержание проекта, уровень творческой деятельности ученика, так и его способность представить проект.

Проектная работа в обучении английскому языку представляет собой особый вид совместной деятельности учителя и учеников, результатом которой является комплексное развитие способностей учеников в овладении английским языком, а также навыков исследовательской деятельности.

Стадии проектной работы представлены в таблице [3].

Метод проектов в обучении английскому языку в школе

При описании методики использования проекторного обучения иностранного языка на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы я хочу показать конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и специфики иностранного языка как учебного предмета.

  • Наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day, и т.д.; организация путешествий в разные страны; дома; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и .т.п..
  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределение ролей).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности):
    • выдвижение гипотезы их решения;
    • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
    • обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отсчетов, просмотров и т.д.);
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация требований по использованию проектной методики при обучении иностранному языку предполагает

Цель: создать условия для реализации проектно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время в изучении английского языка старшеклассниками.

Задачи:

  • Разработать технологию включения учащихся в проектную и исследовательскую работу.
  • Осуществить практическую реализацию проектов и исследовательских работ.
  • Мониторировать успешность учащихся в реализации проектов и исследовательских работ.

В технологии осуществления проекта предусматривается три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя. Схематично этапы проектирования можно рассмотреть следующим образом:

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, я имею в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В моей практике я чаще всего имею дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых. Характер организации проекта в большей степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Исследовательский проект непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах, поэтому мне необходимо всегда отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая её шаг за шагом.

Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация.

Проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные выше методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.

Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. неизбежны языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала предшествует разработке проектов, а сами проекты я считаю целесообразным проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Но работа над проектом не была бы успешной, если бы я не начала внедрение проектной деятельности на начальном и среднем этапе.

На начальном этапе в 5-7 классах дети создают мини проекты.

Идет повышение общей мотивации учащихся. При подготовке проекта учащиеся изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активное участие школьников в разных видах деятельности. Они должны писать, клеть, вырезать, обращаться к справочникам, рисовать, составлять коллажи, искать фотографии, рисунки, брать интервью, делать инсценировки, рекламу, сочинять стихи, петь. Все это позволяет учащимся с разным уровнем языковой подготовки наравне участвовать в такой проектной работе.
В 5-7 классах моими учениками были подготовлены такие проекты:

  • О себе (5 кл.)
  • Мой мир (5 кл.)
  • Свободное время (5 кл.)
  • Моя семья (6 кл.)
  • Мой дом (6 кл.)
  • Спорт (6 кл.)
  • Мода (6 кл.)
  • Мой идеальный друг (7 кл.)
  • Защитим природу (7 кл.)

На среднем этапе повышается значимость английского языка как средства общения.

Рассказывая о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают преимущества английского языка как языка международного общения. Ведь в будущем они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свой город, страну, хобби, работу, книгу, проблемы любого рода, и проектная деятельность готовит ребят к этому.

Темы проектов, подготовленных учащимися 7-11 классов:

  • Человек, которым я горжусь (7 кл.)
  • Россия (8 кл.)
  • Великобритания (8 кл.)
  • Школьный ежегодник (9 кл.)
  • Влияние окружающей среды на жизнь людей (10-11 кл.)
  • Идеальное государство благосостояния (11 кл.)
  • Субкультуры (10 кл.)
  • Изобретения, которые потрясли мир (11 кл.).

На старшей ступени обучения школьники учатся вести исследовательскую работу, а выполнение проекта дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки.

Выбранный мною метод проекта позволяет, используя межпредметные связи (ИЗО, история, русский язык), развивать у учащихся познавательную активность, воображение, обучать ведению дискуссий, публичных выступлений на английском языке, отрабатывать умения, аргументировать свою точку зрения.

Особое внимание я уделяю научно-практической работе учащихся 9-11 классов. Вся дополнительная информация и знания учащихся осмысливаются и перерабатываются на факультативах, спецкурсах и элективных курсах, индивидуальных занятиях, а далее она обрабатывается и представляется в рефератах для дальнейшего обсуждения уже на школьных и районных научно-практических конференциях. При написании рефератов учитывается актуальность темы:

  • Healthy Living Guide (9 кл.)
  • Пушкин и Байрон – кумиры своей эпохи (10 кл.)
  • Идиомы и идиоматические конструкции (11 кл.)

Выводы:

  • Метод проектов формирует у учащихся не только знания, умения и навыки, но и информационно-коммуникационные, интеллектуальные и социальные компетентности.
  • У всех учащихся-подростков в положительную сторону изменяется мотивация к изучению английского языка.
  • Расширяются границы использования компетенций и завоёвываются призовые места: РНПК, международные конкурсы.
  • Школьникам нравится работать в проектах, они видят от них для себя пользу.

Несмотря на полученные результаты, думается, вновь пришедшие дети поставят новые проблемы, которые, возможно, получится решить с помощью метода проектов. Или я снова буду искать новые технологии.

Проект на тему «Эффективные способы изучения английского языка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дашковская средняя общеобразовательная школа»

по английскому языку

Эффективные способы изучения английского языка

ученик 10 «А» класса

учитель иностранного языка

2. Описание проектной деятельности ……………………………….…. 5

2.1. Способы изучения иностранного языка……………………………. 5

4. Список используемой литературы …………………………………. 9

В данном исследовании мы рассматриваем изучение английского языка, а именно проблему запоминания английской лексики. Каковы же эффективные способы изучения иностранного языка?

Актуальность и важность темы представляется в том, что в настоящее время проблема изучения английского языка стоит особенно остро в связи с развитием научно-технического прогресса и востребованности специалистов со знанием иностранного языка на рынке труда.

Цель данного исследования: найти эффективные способы изучения английского языка.

В проектной работе мы поставили следующие задачи:

доказать, что английский язык эффективнее изучать, используя не только традиционные методы запоминания слов и выражений;

предложить своим одноклассникам действенные способы для самостоятельной работы по изучению английского языка.

выяснить, каким способом изучают английский язык ученики школы;

изучить материал из различных источников о предлагаемых способах изучения иностранного языка;

предложить данные методы своим одноклассникам;

оценить эффективность использованных методов;

проанализировать и систематизировать полученные данные.

Объект исследования: учащиеся школы.

Предметом исследования является изучение английского языка и способы запоминания нового материала.

Гипотеза исследования: если использовать не только традиционный способ запоминания слов и выражений, то иностранный язык можно выучить намного быстрее.

Практическая значимость работы:

повышение качества знаний по английскому языку;

применение выбранных методов на практике.

С целью поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования :

Описание проектной деятельности

В настоящее время проблема изучения английского языка стоит особенно остро в связи с развитием научно-технического прогресса и востребованности специалистов со знанием иностранного языка на рынке труда. А говорят на английском лишь немногие. Если зайти в Интернет и запросить информацию о наиболее часто задаваемых вопросах, касающихся нашей темы, «Как быстро выучить английский?» является одним из самых актуальных. Моим одноклассникам, ученикам 10 «А» класса, был задан вопрос «Какие способы изучения иностранного языка вы знаете и используете?». Ответ нас ничуть не удивил. Большинство знает лишь традиционный способ заучивания слов. Мы изучили общественное мнение по вопросу «Хотели бы вы узнать о других способах и поучаствовать в эксперименте по их применению?» На что мы получили 100% согласие.

Нами были изучены наиболее часто рекомендуемые способы:

Подсознание (memorizing before sleeping)

Фоновый способ (listening)

Моторно-мышечный способ (kinaesthetic method)

Образный способ ( a ssociations)

Разбивочно-сочетательный способ (dividing and combining )

Тематические карточки ( c ards)

Ниже приведем расшифровку каждого способа:

Составить список новых слов (максимальное количество – 20 слов. Процедура проводится только перед сном).

Сконцентрироваться на запоминании слов.

Прочитать пару раз само слово и перевод и представить это слово, как можно реальней и ярче в своем воображении.

Повторить данное слово шепотом, потом про себя, с закрытыми глазами.

На магнитофон записать примерно 40 новых слов с переводом.

Установите на магнитофоне среднюю громкость и слушайте запись много раз.

Занимайтесь посторонними делами, не концентрируясь на тексте.

Соотнести английское слово с реальным предметом.

Каждый раз, проговаривая слово, берите предмет, сопоставляемый с ним, и производите им действие.

Найти яркую отличительную метку в слове.

Подобрать к изучаемому английскому слову слово похожее по звучанию только на русском языке.

Нарисовать в воображении красочную сюжетную картинку.

К примеру, вы учите слово «snack»,на русcком вы нашли похожее по звучанию слово — снег, а переводится это слово как закуска. Представьте, что вы достаете из холодильника какую-то закуску, которая накрыта тарелкой и сверху тарелки лежит снег.

Разбить слово на 2-3 части (в зависимости от слогов).

К каждой части нужно подобрать похожее по звучанию начало слова на русском языке.

Русские слова нужно соединить в одну фразу, которая должна иметь смысл.

Перевод целого английского слова, которое нам нужно запомнить, должен содержаться в конце фразы.

Пример: Английское слово sinister — зловещий. (СИНИЙ туман распроСТЕРся над полем, ЗЛОВЕЩИМ)

Берется некий текст (какая-нибудь разговорная тема, газетная статья и др.).

Из текста выбираются незнакомые слова и выражения и записываются на бумажные карточки (на одной стороне карточки — английское слово, а на другой — перевод).

Одноклассникам было предложено испробовать каждый из методов. На уроках английского языка и дома мы каждый раз изучали новую группу лексики определённым способом. Проводились тестирования. В результате наиболее эффективными оказались: фоновый способ и тематические карточки, как наиболее простые для использования.

Подсознательный способ на самом деле очень похож на традиционный с разницей во времени использования этого способа, результативность его такая же как и у традиционного.

Недостатком моторно-мышечного способа оказалось невозможность произвести действие со всеми словами. Нельзя потрогать глагол и прилагательное. Этот способ можно применять только при изучении не абстрактных имён существительных.

Образный и разбивочно-сочетательный способы доступны людям с хорошим воображением. Можно применять как тренажёр для изучения языка и развития творческого воображения.

В заключение сделаем краткие выводы. Новый язык – это не только расширение нашего сознания и кругозора, это еще и огромная польза в жизни. Тем более что английский язык, как известно, считается международным. Кому-то английский язык (а иногда и не только английский) дается так легко, словно человек рос в англоязычной среде. Но большинству людей, к сожалению, приходится немало потрудиться, чтобы освоить хотя бы его основы.

Если вы уже начали изучать язык, задумались о том, какой способ попробовать самому и попытаетесь его осуществить, то даже эта попытка улучшит ваши знания. А любое успешное предприятие требует систематических инвестиций. Поэтому, выбрав один из способов, необходимо постоянно его применять и тогда будет устойчивый результат.

Существует множество методик, способов и стратегий, которые также как и все люди – индивидуальны. Главное на сегодняшний день — это иметь желание, главное захотеть!

Источники: http://odiplom.ru/lab/metod-proektov-v-obuchenii-angliiskomu-yazyku.html, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/566699/, http://infourok.ru/proekt-na-temu-effektivnie-sposobi-izucheniya-angliyskogo-yazika-2205181.html

Комментировать
0
156 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock detector
-->