Мотивация изучения английского языка студентами

СОДЕРЖАНИЕ
150 просмотров
29 января 2019

10 ВАРИАНТОВ МОТИВАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Вы решили изучать иностранный язык. Нашли нужные курсы и ознакомились с методикой преподавания. Либо выбрали репетитора и вместе со специалистом определили цель и составили ваш план обучения. Купили учебные пособия. Структурировали свой график так, чтобы и на самостоятельные занятия отводилось не менее часа в день. Начали заниматься, системно, регулярно, не пропуская ни урока.

В идеале все выглядит именно так. На деле оказывается по-другому.

Энтузиазм или, как принято сейчас говорить, мотивация держится на высоком уровне два-три месяца, а далее начинаются пропуски, отговорки, находятся более важные дела, да и в общем может показаться, что «жил без знания языка и дальше проживу».

Почему так происходит?

Неправильный тайм-менеджмент, скучные занятия, банальная лень. Причин можно насчитать много. Неуспехи в изучении иностранных языков также часто списывают на недостаток мотивации и вместо того, чтобы потратить время непосредственно на изучение выбранного языка, увлекаются поиском той самой правильной мотивации.

На самом деле, людям не хватает решимости изучать язык. А мотивацию всегда можно найти. Не верите? Ну вот вам 10 вариантов чудесной мотивации:

1. Лучшая мотивация, чтобы выучить иностранный язык – самоуважение! Весь мир говорит на английском. Почему бы не выучить хотя бы его?

2. Влюбиться в иностранца. Если красота регулярно спасает мир, то любовь творит чудеса!

3. Доступ к дополнительным источникам информации. Если бы вы только могли представить, сколько удивительных книг, фильмов, сайтов и т.д. станут вам сразу доступны! Стоит только выучить иностранный.

«Изучаю второй год английский язык на курсах. Пытаюсь писать научную работу на соискание докторской диссертации. Хотелось бы самостоятельно, а не только с помощью on-line-переводчиков читать интересующие меня работы на английском языке, также самостоятельно, опять же без привлечения сторонних переводчиков и знакомых, владеющих английским, переводить на иностранный язык аннотации, названия, key words к своим статьям», — делится Руслана Переславцева, руководитель информационно-аналитического управления, Воронежская городская Дума.

4. Возможность наслаждаться шедеврами в оригинале. И совсем не потому, что переводы делаются криво. Просто красоту одного языка не всегда можно передать средствами другого.

5. Расширение кругозора. «Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек», — говорил Гёте. Правда, это же высказывание приписывают и Антону Павловичу Чехову. Ну, оба были людьми великими. Так что, оснований не доверять им нет.

6. Повысить свой уровень дохода. HRы продолжают утверждать, что кандидаты со знанием английского имеют все шансы получать зарплату на 20-30% больше, чем все остальные.

7. Стать примером собственным детям. И не только примером. Наука не поленилась доказать, что детям, чьи родители владеют иностранным, изучение языков дается гораздо легче! Впитывают буквально с молоком матери:)

8. Путешествовать! Свободно путешествовать, не боясь отстать от группы и заблудиться. Бывать там, где вам хочется. И чувствовать себя человеком, потому что вы понимаете и вас понимают. Язык дан человеку не только для того, чтобы есть.

«Давно с мужем отказались от рафинированного отдыха all inclusive. Часто самостоятельно снимаем недвижимость для отдыха, имеем собственную за рубежом, особенно интересуемся Европой, где, естественно, русскоговорящих – минимум. Лучшая мотивация – понимать, что ты будешь жить в чужом городе и стране, где сложно найти русскоговорящего человека. Захочешь кушать или попасть домой – скорость усвоения языка вырастет в разы», — рассказывает Ирина Грибанова, генеральный директор рекламного агентства РАС.

9. Экономические соображения. Знание языка поможет и о скидках договориться, и лучшее время для бронирования не пропустить. Учим язык и экономим нервы, время и деньги.

10. И самая главная мотивация – время!

«Лучшая мотивация на все времена – осознание того, что твоё время безвозвратно уходит. Не важно, сколько тебе лет, двенадцать или шестьдесят, важно, что вчерашний день окажется абсолютно бессмысленным, если не оставит чего-либо для дня завтрашнего.

Раньше я полагался на переводчиков, возил их с собой по разным странам и зависел от них. Но пять лет назад моё терпение кончилось. Я вдруг понял, что даже самый профессиональный переводчик тратит время – моё время, время моего собеседника, время деловой встречи. И я начал изучать английский. У меня много друзей, говорящих на этом языке, причём, для многих английский стал вторым языком. Два иностранца всегда лучше поймут базовый язык третьей страны. И сегодня на встречах с международными партнёрами мне переводчик уже не нужен.

В этом году, например, я от лица российских учёных выступал на международной конференции по изучению прополиса в Глазго. Мой язык не был идеальным, однако профессиональное сообщество из двадцати с лишним стран поняло меня. И это – огромное достижение для человека моих лет. хотелось бы, чтобы и современная молодёжь понимала, что время зря терять не стоит», — комментирует президент группы предприятий «Тенториум» Раиль Хисматуллин.

Как мотивировать студентов к изучению английского

Общение с коллегами на профессиональные темы не может быть скучным: всегда либо познаешь что-то новое благодаря размышлениям другим, либо в процессе дискуссии приходишь к некоторым ответам сам. Важно то, что если есть вопрос по теме, которая вас объединяет (в нашем случае — обучение студентов английскому и другим языкам), следует узнать мнение других, проанализировать подходы и сделать правильные выводы.

Александра, преподаватель английского языка онлайн школы English Voyage: «На практике сталкиваешься со студентами, которые недостаточно мотивированы, которые являются фанатами своей родной профессии, и английский для них — не загадочно-манящая конфета-награда-любовь-жизнь, а просто то, что «приходится» делать. И вопрос в том, как погрузить их в это состояние — когда не можешь жить не используя язык, когда хочется закреплять выученное и развиваться? К сожалению (к счастью?) наш мозг всегда выбирает лёгкий вариант — если у меня есть эта информация на русском, зачем три часа пытаться разобрать такой же английский текст? Могу добавить, что в полной степени я начала понимать своих учеников только тогда, когда сама начала изучать испанский несколько лет назад. Изучение чего-либо нового занимает УЙМУ времени, и если хочешь хоть немного развиваться, придётся платить за это свою цену — временем, деньгами, сном и т.д. Вопрос мотивации других людей остаётся открытым — можно привести лошадь к водопою и станцевать для неё гопак, но совершенно не факт, что она хочет и будет пить. Вопрос: как мотивировать?»

Итак, как мотивировать студентов к изучению английского? Какие способы, ухищрения подбирать, чтоб подольше удержать интерес студента к предмету изучения? Предлагаю список проверенных на собственном опыте и пережитых лично беспроигрышных вариантов поведения учителя в процессе обучения студентов иностранному языку.

Все мы ученики. И часто помним лучших учителей в своей жизни. А лучшие — это, как правило, те, кто сам горел своим предметом. И, следовательно, «заражал» своей любовью и страстью студентов. Родители, выбирая школу для первоклашки, говорят «идем на учителя». Предметы везде одинаковые, но то, КАК они преподносятся и есть секрет таких размышлений. То же самое должен испытать и взрослый студент — немного влюбиться в вас как учителя, восхищаться, удивляться вашей неиссякаемой энергией, задором, энтузиазмом! Вывод: делайте с любовью и полной отдачей то, чем занимаетесь. Знайте, что вы — незаурядная личность, сильная и уверенная в своих профессиональных умениях, способная донести просто и быстро необходимый материал урока. Тогда занятие будет пролетать, а не тянуться. И для вас, и для студента. Тогда интересные упражнения и задания будут все время в голове, вы будете ХОТЕТЬ, чтоб студент ЗНАЛ и ГОВОРИЛ на английском. Если не нравится преподавать, лучше заняться чем-то другим. Иначе студенты потратят впустую деньги, а вы — драгоценное время, здоровье и усилия.

Это, скажете вы, конечно, хорошо — энергия, задор и искры… Но ведь учителя тоже люди — и устают, и раздражаются, и расстраиваются. Как же себя организовать на каждый следующий урок? А если таких уроков 7-8 в день? Во-первых, рекомендую не уходить с головой в преподавание. Если есть возможность не работать по 10 часов в сутки, не нужно стараться объять необъятное и научить всех. Да, финансово это будут потери. Но если не позаботиться о собственном здоровье и не спать отведенные природой 6-8 часов, очень скоро придется потратить часть сбережений на иммуностимуляторы. К тому же, качество каждого проведенного урока ВСЕГДА оправдывает «потерянные» 1-2 урока. Во-вторых, старайтесь искать источники собственного наполнения себя энергией, чтоб потом ею заряжать других. А от них — получать отдачу самому. Это как замкнутый круг. Что даешь, то и получаешь. Посещение конференций, методических семинаров, образовательных тренингов, просмотр видео на инфо каналах… Да просто общение с другими учителями, обмен опытом, историями успеха студентов — это незаменимо и крайне ценно.

Еще у преподавателей существует один очень мощный источник энергии — это сам студент. Некоторые студенты в силу обстоятельств (разница во времени, например) предлагают учителю заниматься, скажем, в 6 утра.Кто-то откажется, а кто-то согласится. It depends. Но что меня может поднять и быть готовой к уроку в столь ранний час — это личность ученика. Да, рано, да, впереди целый день забот и радостей. Но я знаю, что общение со студентом, его образ мыслей и идеи, о которых он мне расскажет в ходе урока, истории из его жизни придадут мне вдохновения, натолкнут на такие действия, на которые, возможно, я не решалась ранее. И да, я встаю и веду урок. И получаю удовольствие от общения с харизматичной личностью, с человеком, который работает над собой, совершенствует себя каждый день и ловит кайф от жизни. Этим самым, не подозревая, наверное, учит и меня. Единственный момент — таких людей надо почувствовать, понять, что они тебе близки, и уметь удержать. Искусство быть учителем — это раскрыть потенциал студента, ненавязчиво подтолкнуть даже самого стеснительного и робкого к диалогу, беседе. Если вы искренни в своем деле и дали понять это студенту, вы всегда победили. Победили лень студента, победили собственную усталость или очередное «надоело» — дали новую порцию мотивации тому, кто в ней нуждается.

Ничто так не вдохновляет ученика, как вера учителя в ее/его способности и результат. Если вы понимаете, что ученик теряет интерес к изучению английского, пропускает занятия, переносит, отменяет, покажите ему, как для вас ВАЖНО, чтоб он закончил курс. Лучше, конечно, не доводить до отмен и переносов, а все время с первого урока методично замечать прогресс ученика. Хвалить — по делу, ругать — по делу. Основное — отсутствие равнодушия. Не механически прошлись по упражнениям, а прожили каждое, обыграли и устно, и письменно. Повторяйте время от времени, как вы им гордитесь, что он — один из самых целеустремленных и настойчивых в обучении. Такие pep talkи очень важны. Порой ОЧЕНЬ! Если подберете момент и ваш комплимент упадет на благодатную почву, прогресс не за горами. Подобрать нужные слова бывает непросто, но можно. Фальшь студенты чувствуют вне зависимости от уровня владения языком. Поэтому действуйте осторожно, но уверенно. То, что похвала и слова одобрения нужны всем — это 1000%! Тем более такие слова ценные от учителя, которого уважаешь и боишься потерять. Если студент ребенок — обязательна связь с родителями, которые со своей стороны также будут поддерживать ребенка.

Люди, изучающие английский, безусловно, занимаются и другими, не менее захватывающими и важными для них занятиями в жизни. Например, рыбками. Это для нас, учителей, английский может быть и развлечением, и увлечением, и работой. Следовательно, узнав о хобби студента, подыскивайте тематический материал для него. На английском, конечно. И ненавязчиво добавляйте пунктик в домашнее задание — прочитать или прослушать инфо о том, что волнует студента помимо английского. Во-первых, это дополнительный способ заинтересовать студента английским (чего мы и добиваемся), во-вторых, это может оказаться единственным домашним заданием, которое он выполнит, в-третьих, такой материал может и для вас лично быть полезным. Три зайца сразу)

Обязательно проверяйте задания, а также спрашивайте, что «английского» у них было за сегодня, за неделю прошедшую, за выходные. Помимо домашнего задания. Может, новости послушали на английском, или в соцсетях пост прочитали, или песню на английском услышали и перевели, или с другом поговорили на английском … Приучайте студентов к тому, что языком надо пользоваться, хотеть его использовать, искать способы его реализации в каждом дне. Благо, возможностей — на каждом шагу.

Собственный пример

Часто личный пример изучения языка может подстегнуть студента, подтолкнуть к тому, что мотивация возрастет, появится снова желание заниматься и делать задания. Расскажите, как вы учили язык, кто стал ключевым учителем для вас, что стимулировало вас в процессе изучения языка. Особенно акцентируйте внимание на том, что НЕ получалось. Покажите свою слабость. Это психологически поддерживает студента. Как сказал один ученик (upper-intermediate) однажды: «Я иногда СПЕЦИАЛЬНО делаю ошибку — позволяю учителю почувствовать свою значимость, поднимаю настроение таким образом». Рассказывайте, как вы преодолевали препятствия. О том, как СЕЙЧАС поддерживаете уровень (сдаете экзамены, читаете журналы, пишите статьи и т.д.). Кстати, об Александре! Успешная сдача CAE и IELTS — лучшее доказательство профессионального роста преподавателя!

Бесспорно, у каждого учителя свои лайфхаки. И любой, кто успешно занимается преподаванием хотя бы несколько лет подряд, знает, как мотивировать студентов к изучению английского. Пишите в комментариях. Буду рада общению)

Проблема мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей

Дата публикации: 18.07.2016 2016-07-18

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Тюрина В. В., Тюрин Р. Н. Проблема мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 574-576. — URL https://moluch.ru/archive/118/32743/ (дата обращения: 17.01.2019).

Проблема мотивации впроцессе изучения английского языка студентами морских специальностей

Тюрина Вера Владимировна, преподаватель;

Тюрин Руслан Николаевич, курсант

Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова — филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова

Настоящая статья посвящена проблеме мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей. В статье рассматривается понятие учебной мотивации и её влияние на изучение английского языка.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, изучение английского языка

Мотивация занимает важное место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности индивида. Теоретический анализ и исследования мотивации позволили сформулировать гипотезу исследования о том, что мотивационная сфера представляет собой структурное и целостное образование, обусловливающее процесс развития в целом. Актуальность исследования мотивации обусловлена возрастающим интересом к личности студента и его деятельности, изменением социального окружения каждого студента.

Процесс обучения присутствует в жизни каждого индивида, начиная с самого детства и до окончания профессионально-ориентированных учреждений, таких как колледжи или университеты. Любое изучение побуждается целым рядом мотивов, которые в свою очередь составляют структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация — это один из видов мотивации, который, как и любой другой, характеризуется системностью и устойчивостью, это своего рода активность, которая проявляется учащимися для достижения определенных учебных целей. Ее формирование без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного обучения студента морской специальности. Актуальность изучения учебной мотивации обусловлена обновлением содержания обучения английскому языку в морском вузе, постановкой задач формирования у курсантов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, а также активной жизненной позиции [4, с. 192].

Анализ имеющейся отечественной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности. Мотивация человеческой деятельности чрезвычайно многообразна, поскольку происходит из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах она основывается на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью.

От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности студента морского вуза, объясняется выбор между различными возможными действиями, между вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении результатов в процессе изучения английского языка.

В XXI веке в процессе глобализации важной необходимостью общества является изучение иностранных языков, в частности английского языка. Однозначно можно сказать, что социальный заказ на выпускника морского учебного заведения уже давно сформирован. Это должен быть специалист в любой профессиональной области, который владеет английским языком.

Проблема мотивации часто возникает при изучении английского языка в морском вузе. Чаще всего мотивация студентов снижается от курса к курсу. Необходимо отметить, что до момента изучения английского языка в морском вузе и в самом начале обучения у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется научиться говорить на английском языке со сверстниками; наиболее привлекательной для курсантов оказывается возможность писать деловые письма на английском языке, что является очень важным в профессии будущего судоводителя, курсанты хотят читать и понимать прочитанную информацию без использования словаря. Почти у всех курсантов есть желание овладеть английским языком, уметь общаться на иностранном языке между собой, с иностранцами, как в устной форме, так через переписку. Но когда начинается обучение английскому языку, отношение курсантов резко меняется, очень многие из них разочаровываются. Ведь процесс изучения английского языка предполагает стадию накопления «строительного материала», период неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, а это, в свою очередь, отодвигает достижения целей, о которых мечталось. В результате этого происходит уменьшение мотивации, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая негативно влияет на мотивацию. Такова широко наблюдаемая картина, связанная с изучением английского языка студентами морских специальностей [1, с. 131].

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом имеются сильные мотивы, которые вызывают желание активно действовать, преодолевать неизбежные трудности, неблагоприятные условия и другие обстоятельства. Всё это имеет прямое отношение и к изучению английского языка в морском вузе, которое проходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к нему, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения. Студент морского вуза должен понимать, что знание английского языка очень важно для представителей морских специальностей. Эти знания позволяют успешно и без трудностей сдать тесты, которые предлагают крюинговые компании, пройти устное интервью и получить контракт на высокооплачиваемую работу на иностранном судне, не испытывать трудности в деловой переписке, читать контракты и понимать каждое слово. Морские перевозки осуществляются круглый год, и, значит, специалист, знающий язык, будет постоянно обеспечен работой. Вопрос трудоустройства сейчас очень актуален. Допуск к работе на морском судне предполагает прохождение квалификационных испытаний и знание английского языка, который в 2001 году Международная морская организация (IMO) приняла как международный. Также в равных условиях у курсанта, владеющего английским языком, повышается шанс получить хорошую работу. И уж тем более этот шанс повышается, если студент владеет профессионально направленным английским языком. Хотелось бы добавить, что хорошее знание английского языка, обеспечивает и безопасность работы в морской специальности, как показывает статистика, в подавляющем большинстве несчастные случаи в море происходят из-за непонимания друг друга членами смешанного экипажа [5, с. 102].

Существенным условием становления какого-либо конкретного учебного мотива является направленность сознания студента не только на результат учебной деятельности, но и на способы его достижения. Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость [2, с. 32].

В настоящее время проблема изучения английского языка студентами морских специальностей играет важную роль. Молодое поколение уже поменяло отношение к этому процессу из-за реформы, происходящей в современном обществе как в России, так и за рубежом. На наш взгляд, следующие изменения наиболее значительные: в мире происходят процессы глобализации (культурной интеграции); изменение идеологических ценностей в нашей стране; расширение связей между государствами; переориентация образовательного процесса по отношению к получению образования и его ценности в реальной жизни. Все это стимулирует повышение степени мотивации в процессе изучения английского языка среди студентов морских специальностей, а также вводит понятие «владение языком» на уровне содержательного значения. Знание языка является ключом к культуре народа, говорящего на данном языке. Взаимопроникновение и взаимное влияние культур заставляет людей из разных языковых культур общаются друг с другом. Изучение языка с последующим ознакомлением с культурными и социальными ценностями — это путь взаимопонимания и сближения между народами. Исследования показывают, что студенты морских учебных заведений, которые изучают английский язык, имеют мотивацию, которая представлена преимущественно личными стимулами. Некоторые студенты имеют ярко выраженные профессиональные мотивы учебной деятельности, оценивают профессиональную важность предмета «Иностранный язык» и их интерес к нему намного выше, чем у тех, кто не стремиться получить необходимые глубокие знания и стать хорошим специалистом. Студенты, которые стремятся получить хорошие знания, характеризуются целеустремленностью, сильной волей, умением мобилизовать свои физические и психологические силы на учебу, высокой регулярностью учебной деятельности. Комплекс всех этих черт вместе с мотивацией, которая ориентируется на получение знаний, обеспечивают высокую успешность обучения.

Следует отметить, что авторитарный стиль обучения отрицательно влияет на формирование положительной мотивации у курсантов. Вместе с этим уровень внутренней, познавательной мотивации снижается, важность результатов изучения английского языка при этом уменьшается, у студентов формируется неуверенность в собственных силах. Преподаватель часто считает своих студентов объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Преподаватель отделяет себя как от учебного коллектива, так и от каждого студента в отдельности. Авторитарный стиль подавляет интерес к изучению английского языка, снижается энтузиазм в учебной деятельности, так же этот стиль препятствует творческой самореализации личности учащегося, и как следствие, студент не имеет намерения добиваться высоких результатов [3, с. 23].

Можно прийти к выводу, что на формирование положительной учебной мотивации при изучении английского языка влияет множество факторов. Необходимо понимать, что учебная мотивация является фундаментом прогрессивного роста при изучении английского языка и служит отличным помощником в достижении намеченных целей и получении достойной профессии в морской отрасли.

  1. Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. — М.: Педагогика 1988. — С. 131.
  2. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ – 2003 — № 5 — С. 31–34.
  3. Зайцева М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. — С. 23.
  4. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – С. 192.
  5. Тюрина В. В., Жуков А. В. К вопросу о роли английского языка для представителей морских специальностей // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 101–103.

Источники: http://lingvovisor.ru/intervyu/motivation/, http://blog.englishvoyage.com/kak-motivirovat-studentov-uchit-anglijskij/, http://moluch.ru/archive/118/32743/

150 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector