Польза скороговорок в изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
692 просмотров
29 января 2019

Польза скороговорок в изучении английского языка

Способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка является основным назначением иностранного языка.

Изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки.

В настоящее время имеются большие возможности слушать аутентичные передачи, смотреть оригинальные фильмы, осуществлена реальная возможность общения с носителями языка. Не усвоив звуковой системы языка, обучающийся не сможет воспользоваться изучаемым иностранным языком как средством общения.

Известно, что важным фактором в изучении иностранного языка является произношение. В устном общении при помощи звуковых средств различаются не только слова, но и времена, Неправильное произношение затрудняет, а то и нарушает процесс межкультурного общения.

Для того чтобы речь была ясной, разборчивой и понятной, неоценимую помощь может оказать работа со скороговорками. Они являются лучшим средством достижения четкости речи. Богатое звуковое оформление, частые повторы, приемы звуковой организации текста, внутренние рифмы делают их более привлекательными.

Скороговорки служат не только своего рода инструментом совершенствования произношения. Являясь произведением устного народного творчества, корни которых уходят в далекое прошлое, скороговорки позволяют обучающимся соприкоснуться с культурой страны изучаемого языка. Веселые по содержанию скороговорки могут создать у ребенка определенное настроение, создать на уроке комфортную обстановку, что важно для повышения мотивации. Каждая скороговорка уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и даже темп, что существенно влияет на мотивацию использования английского языка как средства межкультурной коммуникации.

Для совершенствования или коррекции произношения можно выделить следующие этапы работы со скороговорками.

I этап – презентация

Демонстрация скороговорки записанной на звуковой файл или озвученной преподавателем. Вначале поговорка должна звучать в быстром темпе, так как ее следует произносить. И лишь только затем медленно, по слогам.

II этап – работа над содержанием

Очень важно произносить скороговорку осмысленно. Обучающимся очень важно знать то, что они произносят. Значение некоторых слов можно раскрыть при помощи синонимов, комментария. Можно использовать иллюстрации или предложить несколько вариантов перевода скороговорки на выбор.

III этап – работа над произношением

Необходимо отработать изолированно каждый звук, затем слово, содержащее этот звук, словосочетание и, наконец, все скороговорку.

Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится несколько раз беззвучно с подчеркнуто четкой артикуляцией, потом медленно шепотом, тихо, громче. Затем скороговорка произносится вслух, слитно, но еще достаточно медленно и, наконец, громко и быстро. Если произношение какого-либо звука дается с трудом необходимо упражняться на специально подобранных скороговорках, в которых этот звук часто повторяется.

Следующие виды работ над скороговорками также является одним из главных приемов формирования красивой англоязычной речи. Это помогает учащимся лучше усвоить содержание скороговорки, ее фонетические аспекты.

Первый вид работы над скороговоркой предполагает ее осмысление и понимание. То есть для того, чтобы научится ее быстро и четко произносить, нужно осмыслить данную скороговорку, перевести ее на родной язык, если это необходимо.

Второй вид работы над скороговоркой заключается в ее ритмическом оформлении. Каждая скороговорка имеет свой ритм, ударные и безударные тона. Для того, чтобы задать ритм скороговорке нужно обозначить ударный слог хлопком.

Третий вид работы со скороговоркой подразумевает ее эмоциональную окраску. Если скороговорка не имеет определенного настроения, поэтому нужно попробовать произвести ее с разной эмоциональной окраской: грустно, весело, настороженно, удивленно и т.д.

Четвертый вид работы со скороговоркой ориентирован на поочередное выделение каждого слова в скороговорке. Поочередное выделение слов покажет учащимся, как правильно выделять нужные слова в предложениях, делать акцент на том, на чем они хотят заострить внимание. В дальнейшем это будет способствовать правильному произношению утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений.

Пятый вид работы со скороговоркой заключается в ее написании по памяти. Обучающимся предлагается несколько раз прослушать скороговорку, а затем записать ее.

Затем, когда скороговорка отработана и выучена – записываем каждого ученика на диктофон и прослушиваем. Обычно дети очень удивляются, как звучит их голос. Но главное, что у них есть возможность услышать себя со стороны и исправить свои ошибки.

Проработав над скороговорками 1–3 урока, дети записывают ее в тетрадь или оформляют книжки-раскладушки с рифмовками, а продвинутые ученики – презентации или интерактивные плакаты.

Можно дать вперемешку слова из известных уже скороговорок, дети объединяют слова в правильном порядке и произносят её полностью. Это задание можно выполнить в парах и группах. Следующее задание выполняется в виде игры. Участники игры по очереди произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки, каждый следующий участник должен говорить слово тише, чем предыдущее. С каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается. При неправильном произнесении одного из слов скороговорки кем-либо из учащихся игра начинается заново. В конце игры каждый участник должен произнести всю скороговорку самостоятельно.

Существуют и многие другие виды работ над скороговорками, и каждый из них способствует постановке четкого и правильного произношения. Но для того, чтобы работа над скороговорками была эффективной, учителю следует рассмотреть разные виды работ, чтобы выделить наиболее действенный или предложить ученику индивидуальный подход для работы над скороговоркой.

Английские скороговорки хранят в языке народную мудрость. В них отражается история, традиции и обычаи народа, здравый смысл и юмор. В течение столетий они создавались многими поколениями людей, развивались и совершенствовались. В английском языке существует сотни скороговорок.

С помощью скороговорок успешно достигаются все задачи и цели уроков английского языка: развивающие, воспитательные и образовательные. Это достигается благодаря таким качествам скороговорок, как выразительность, интерактивность, коммуникативная направленность, индивидуализация процесса обучения и наглядность. Скороговорки вовлекают всех учеников в процесс обучения иностранному языку и делают урок ярким и интересным. Скороговорки повышают уровень взаимодействия между учителем и учеником.

Таким образом, несмотря на изобилие всевозможных информационно-коммуникативных средств, которые являются обыденными в жизни детей, уроки с применением скороговорок вызывают у них интерес и мотивируют к изучению английского языка, рассказывают о его богатстве и выразительности.

Влияние скороговорок на английское произношение

Библиографическое описание: Старостина А. А., Небалуева Я. А. Влияние скороговорок на английское произношение // Юный ученый. — 2015. — №3. — С. 40-41. URL: http://yun.moluch.ru/archive/3/204/ (дата обращения: 15.01.2019).

Скороговорки (в просторечии чистоговорки) были известны задолго до появления колеса. С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной шутливой форме. Сегодня логопеды специально составляют скороговорки для детей из трудно произносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи [1].

Каждый из нас знаком со скороговорками еще с раннего детства. Веселые фразы и стишки иногда легко поддаются четкому произношению без ошибок, а иногда заставляют постараться, чтобы окружающие услышали в потоке слов скороговорки осмысленный текст. Но, помимо развлечения, скороговорки несут на себе важную функцию — они помогают научиться четко выговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию и избавиться от дефектов речи, значительно осложняющих общение и понимание слов вашим собеседником [1].

Если вы изучаете иностранный язык, то, наверняка, знаете, как сложно добиться правильности произношения и нужного акцента. В тренировке собственных знаний и навыков вам помогут английские скороговорки, построенные по такому же принципу, как и русскоязычные. Слова в них подобраны так, чтобы сочетание звуков заставляло говорить не только быстро и четко, но и с правильным акцентом.

Скороговорки на английском языке уже давно включены в программу изучения иностранных языков, т. к. эффект от такого рода занятий считают долговременным, оказывающим положительное влияние на речь учащихся.

При изучении иностранного языка и во время работы над улучшением речевой техники особую роль отводят скороговоркам, которые как языковой материал подходят как для самостоятельной работы, так и для работы на уроке.

Тренировать произношение с помощью скороговорок совсем не просто, и, поначалу, такое занятие может показаться бесполезным, однако это не так. Скороговорки являются весьма эффективным средством для развития правильной артикуляции звуков английского языка, что благотворно влияет на дикцию и произношение [2, с. 57].

Включение скороговорок в процесс изучения иностранного языка влияет на развитие чёткого произношения и увеличения скорости речи. Как правило, скороговорки вводят в начале занятия для того, чтобы активизировать речевой аппарат и мобилизовать учеников [2].

Примечательно, что многие опытные преподаватели помимо иноязычных скороговорок используют и русскоязычные. Такой метод работы позволяет улучшить дикцию и комфортность интонации не только на изучаемом, но и на родном языке.

Работа над скороговорками важна не только для будущих переводчиков, но и для деловых людей, которые по роду своей деятельности принимают участие на международных конференциях, выставках, симпозиумах и т. д.

Скороговорки- это очень полезное дополнение при изучении английского, так как вы тренируете разговорный язык.

Скороговорки обычно используются не только как словесные игры в англоговорящем мире, но и довольно часто, как форма развлечения для детей.

Эти простые, но вместе с тем, нагромождённые звуками, фразы разработаны для того, чтобы говорящий мог практиковать английское произношение, улучшать дикцию.

Отличительная черта скороговорок — наличие ритма, способствующего запоминанию [3].

Методика работы со скороговорками достаточно известна: медленное чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем всё быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно.

Скороговорки, как правило, — это фразы, которые содержат много фонетически подобных слов. Эти слова часто являются теми, которые мы называем минимальными парами, то есть, они являются парами слов, отличающихся только одним звуком почему скороговорки трудны для произношения даже носителям английского языка [3].

Как правильно пользоваться скороговорками?

  1. Начните повторять скороговорку вслух медленно. Добейтесь, чтобы она звучала четко в вашем исполнении.
  2. Выучите скороговорку наизусть.
  3. Повторяйте скороговорку так быстро, как сможете, пока не повторите ее три раза подряд без остановок и запинок [4].

Попробуйте выбрать несколько скороговорок, в которых отрабатываются трудные для вас звуки и читайте их ежедневно — это займет всего 5–7 минут в день.

Несколько слов о пользе скороговорок.

Мало кто задумывается, что скороговорки, прежде всего, придуманы для улучшения дикции человека. Если человек пытается освоить иностранный язык, то он, как ребенок, начинает с самого начала: учит звуки, простейшие слова и фразы. Изучающим иностранный язык ни в коем случае не стоит пренебрегать скороговорками.

Во-первых, как уже было сказано, скороговорки улучшают дикцию. Часто учащихся ругают за то, что они говорят на английском так, будто «рот набит кашей» [4]. Скороговорки помогают отточить произношение и сделать речь красивее и четче.

Во-вторых, правильно произносимые скороговорки помогают учащимся практически избавиться от акцента.

В-третьих, это просто забавно! Особенно, когда ты не один и рядом сидят такие же дети, пытающиеся воспроизвести набор свистящих, шипящих и мычащих звуков. Зато и результат заметен сразу же!

Английские скороговорки важно произнести не столько быстро, сколько правильно. Не путая, скажем, межзубный звук [θ] с обычным [s].

Я считаю, что скороговорки — это очень полезное дополнение при изучении английского языка. Ведь что такое скороговорки? Это — чистоговорки, т. е. чистое произношение звуков и слов. Это — фразы, содержащие много фонетически подобных слов, т. е. пары слов, которые отличаются одним звуком.

Нужно научиться говорить так, чтобы вас слушали и понимали, но для этого надо работать над своими недостатками. Тренироваться с помощью английских скороговорок. Ведь особенность скороговорок состоит в том, что в них подобраны слова с труднопроизносимыми и сложносочетаемыми звуками [2, 59]. А при изучении английского языка скороговорки очень помогают научиться чётко выговаривать звуки и слова, избавиться от дефектов речи.

При помощи скороговорок развивается правильная артикуляция звуков английского языка, а это влияет на произношение и увеличивает скорость речи. Тем самым улучшается дикция.

Я думаю, что если правильно произносить скороговорки на английском языке, т. е. вслух, медленно, а затем выучить наизусть и повторять раза три подряд без остановок и запинок, то можно практически избавиться от акцента.

Исходя из всего вышесказанного становится очевидным, что скороговорки могут стать незаменимым помощником при постановки правильной речи и дикции. С помощью скороговорок легче учиться произносить слова правильно, не путая звуки между собой.

  1. Козлянинова, И. П. Произношение и дикция / И. П. Козлянинова — 2. изд., доп — Москва: Всероссийское театр. изд-во, 1977. 152 с.
  2. Сахарова, Н. Г. Эффективный подход к обучению фонетике английского языка / Н. Г. Сахарова // Выпуск № 1. Школа, 2005. С. 56–60.
  3. Дедова, Н. Н. Обучение фонетике на уроках английского языка / Н. Н. Дедова // Выпуск № 2. Образование в современной школе, 2007. С. 20–22
  4. Белкина, М. Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков / М. Ю. Белкина // Выпуск № 5. Иностранные языки в школе, 2006. С. 53–54.

Методическая разработка на тему:
«Скороговорки в английском языке: игра или средство обучения говорению.»

Скороговорки – не только развлечение, игра, они несут на себе важную функцию: развивают слуховое внимание, помогают ребёнку научиться чётко проговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию, избавиться от тех дефектов речи, которые значительно осложняют общение и понимание слов собеседника. Логопеды специально используют скороговорки для детей из труднопроизносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи. Скороговорка способна помочь изучающему иностранный язык прочувствовать каждый новый для него звук и отработать правильное произношение. Материал предназначен школьникам, студентам, преподавателям, всем, кто любит английский язык и имеет желание владеть им в совершенстве.

Предварительный просмотр:

«Скороговорки в английском языке: игра

или средство обучения говорению?»

Нет сомнения, что любой из нас знает, что такое скороговорка. Ещё в детстве каждый ребёнок пытается повторить за взрослыми забавные слова с повторяющимися звуками, из которых, складывается короткая весёлая история. И как гордится собой ребёнок, когда у него это получается почти как у взрослого. Почему же эти простенькие фразы, а иногда и просто несколько слов, собранных вместе без особого смысла, только ради одинаковых звуков, так популярны не только у детей, но и у взрослых?

Каждая скороговорка, особенно хорошо известная, уже несёт в себе определённый характер, настроение и даже темп, а поэтому произносятся они с удовольствием, а изображённые в них картины жизни зачастую вызывают положительные эмоции.

Скороговорки были известны ещё с давних времён. Наши предки активно использовали их для забавы, во время посиделок, не забывая, однако, и об их обучающем потенциале. С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной, шутливой форме, ведь обычно скороговорки малыш произносит с удовольствием, а радость – залог успешного развития. Иногда весёлые фразы легко поддаются чёткому, без ошибок произношению, а иногда заставляют очень постараться, чтобы окружающие услышали в потоке слов скороговорки осмысленный текст.

Но скороговорки – не только развлечение, игра, они несут на себе важную функцию: развивают слуховое внимание, помогают ребёнку научиться чётко выговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию, избавиться от тех дефектов речи, которые значительно осложняют общение и понимание слов собеседником.

Сегодня скороговорки – полноценный речевой тренажёр. Нередки случаи, когда учащийся владеет хорошим письменным языком, но испытывает трудности с устной речью. В любом языке присутствуют звуки, непривычные для тех, кто его изучает. Отсюда и возникают сложности в произношении, а поэтому изучение языка следует начинать именно с постановки произношения. Скороговорка имеет место почти во всех языках, а поскольку фонетические упражнения при изучении иностранной речи просто необходимы, данный вид упражнений по произнесению неродных звуков поможет переключиться с родного языка и настроиться на изучаемый иностранный язык. Разучивая скороговорку, изучающий язык довольно легко запоминает рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов. Разучивание рифмованного текста является также полезным фонетическим упражнением, так как, в стишке особенно чётко выговариваются слова, а поэтому рифмованный текст является отличным материалом для запоминания слов. А само изучение и употребление скороговорки в процессе знакомства с иностранным языком может принести большую пользу: скороговорка способна помочь изучающему иностранный язык прочувствовать каждый новый для него звук и отработать правильное произношение.

Случается, что людям, попавшим в языковую среду, бывает очень сложно бороться со своим акцентом. Причин тому много, но самой существенной является то обстоятельство, что артикуляционный аппарат, русских людей и людей, родной язык которых английский, работает по разному. Для преодоления акцента, для его уменьшения, а другими словами – для тренировки артикуляционного аппарата и существуют эти специальные фонетические упражнения.

Попробуйте произнести скороговорки без подготовки, быстро и чётко, и вы с немалым удивлением обнаружите, что привычные и знакомые слова сразу же превратятся в нечленораздельный поток звуков. Но стоит немного потренироваться, как трудности, связанные с произнесением, исчезнут без следа, и вы легко сможете воспроизвести сложную фразу на одном дыхании, а каждое слово приобретёт чёткость.

Скороговорки помогают добиться хорошего произношения, развивают ловкость языка, вырабатывают правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляют от оговорок.

Большинство английских звуков не похожи на русские, и поэтому, чтобы правильно их произносить и звучать также как настоящий англичанин или американец, нужно непременно тренироваться. Благодаря регулярной и правильной работе со скороговорками можно научиться красиво, чётко, бегло говорить на иностранном языке.

Скороговорки обычно разделяют на группы в зависимости от наиболее встречающихся звуков и их сочетания.

Скороговорки на английском языке уже давно включены в программу изучения иностранных языков, а эффект таких занятий считают долговременным и оказывающим положительное внимание на речевые особенности. Если говорить о методике работы, то она достаточно известна: начиная с медленного и отчётливого проговаривания каждого слова и каждого звука, дойти до максимально чёткого и быстрого произнесения всей скороговорки. Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе, для длинных, необходимо разметить интонацию: направление движения тона, паузы.

Памятка по работе со скороговоркой:

1. Выберите скороговорку на звук, который вы хотите отработать. Уточните незнакомые слова и поймите смысл скороговорки. Отметьте, какими буквами и буквосочетаниями обозначается этот звук в различных словах. Обратите внимание на правильную артикуляцию отрабатываемого звука. Проверьте, в каком положении должны находиться органы речи, как они должны работать. Прослушайте звук в исполнении преподавателя либо носителя языка. Можно обратить внимание на то, как произносится данный звук, в песнях или фильмах.

2. Прочитайте все слова скороговорки, в которых содержится отрабатываемый звук. Обратите внимание на правильность произношения. В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и медленно, но произносить без каких либо затруднений.

3. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух, отчётливо проговаривая каждый звук, сначала в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости в произношении. При этом в первую очередь следует обеспечивать чёткое произношение и лишь во вторую – ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удаётся, то сначала осознайте её смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд, и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете её без запинки. Затем постепенно наращивайте темп.

4. Произносите её осмысленно, используя логические ударения и правильную интонацию. Постарайтесь запомнить скороговорку. Чтобы ваше произношение улучшалось, повторяйте скороговорки каждый день. Но для того, чтобы получить реальный эффект, скороговорки надо произносить вслух, а не читать «про себя».

5. Хорошо помогает запись упражнений со скороговорками на диктофон. Это позволяет слышать себя со стороны и эффективно корректировать недостатки.

Скороговорка – эффективное средство для весёлого изучения английского. Некоторые скороговорки совсем короткие, и состоят всего из нескольких слов, другие, наоборот, являют собой четверостишия или даже целые небольшие стихотворения. Скороговорки помогают быстро выучить алфавит. Их можно использовать как организационный момент. Скороговорки приучают учащихся работать. Кроме того, их можно всегда вспомнить на уроке и организовать весёлую минутку для разрядки и формирования положительного эмоционального настроения.

Источники: http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1656-soboleva-f-sh-ispolzovanie-skorogovorok-na-urokakh-anglijskogo-yazyka, http://yun.moluch.ru/archive/3/204/, http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/06/29/skorogovorki-v-angliyskom-yazyke-igra-ili-sredstvo

692 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector