Роль грамматики при изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
139 просмотров
29 января 2019

1.2 Место грамматики в изучении английского языка

Следует отметить, что грамматике в изучении английского языка отводится определенное место. Автор монографии Penny Ur [21] считает, что место грамматики в обучении иностранных языков спорно. Большинство методистов согласны, что знание языка — это знание его грамматики; но знание может быть интуитивным, и не всегда верно, что грамматические структуры должны быть выучены или что формальные правила должны быть изучены. Penny Ur предлагает четыре мнения о грамматике [21].

Автором первого мнения является Л. Ньюмарк. Он считает, что важно то, что изучение грамматики как таковой не является ни необходимым, ни достаточным для того, чтобы научиться пользоваться языком. [21]

Автор второго мнения считает, что учащиеся, желающие точной формулировки уже обобщенных правил, обычно встречают их в учебниках и грамматиках, которые они читают вне класса, нежели чем в классе.

Х.Г. Виддоусон, автор второго мнения, считает, что знание языка — это знание синтактической структуры предложения. Это предположение о том, что язык, который учитель дает в классе — это то, на чем держится вся языковая база. Тогда у ученика не будет трудностей в фактическом использовании языка. [21]

И последнее четвертое мнение Эрика Наукинса: грамматика это — использование грамматики в реальной речи с собеседником. Преподаватели видят грамматику как процесс изучения.

Penny Ur в данной статье дает свои комментарии на предложенные мнения о месте грамматики в изучении английского языка. [21]

Комментарии к первому мнению: Автор говорит, что Вы не должны изучать грамматику, чтобы изучить язык. Данное утверждение может быть правдивым: каждый изучает родной язык без изучения грамматики. Но это, возможно, и небольшое заблуждение. Важный вопрос — заключается не в том, насколько необходимо изучение и преподавание грамматики, и достаточна ли она для изучения языка, но помогает ли она в изучении языка или нет.

Комментарии ко второму мнению: Как считает Penny Ur [21], для учащегося лучше изучать грамматику индивидуально и отдельно от учебного процесса, чем как часть урока. Автор не дает причин, чтобы поддержать свое утверждение о том, что грамматику лучше изучать вне класса.

Комментарии к третьему мнению [21]: Автор заявляет о том, что обучение учащихся правильности построения грамматических высказываний не позволяет им вести беседу в реальной жизни. Ученики должны узнать, как понять значение в пределах реального контекста и как создавать более длинные единицы языка, чем отдельные предложения.

Комментарии к четвертому мнению: автор [21] подтверждает ценность грамматики для эффективного изучения языка. Методист также утверждает, что грамматика может быть интересна сама по себе: очевидно, это реакция против традиционного предписывающего обучения правила, который автор описывает как пугало.

Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу: грамматика, как один из важнейших аспектов языка, необходима для его изучения и совершенствования. Более того, необходимо отметить, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам [16] овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции.

Урок 5. Грамматика иностранных языков: рекомендации по освоению

Заключительный урок нашего курса по изучению иностранных языков посвящён грамматике. И в последнюю очередь мы решили коснуться этой темы не случайно. Дело в том, что многие люди, изучающие языки, склонны полагать, что грамматика совсем не нужна. Они ставят себе цель выучить 1000 иностранных слов и научиться их произносить. И даже в том случае, когда принимается решение освоить письмо и чтение на иностранном языке, о грамматике практически не вспоминается, мол, освоится походу.

Однако обойтись без грамматики никак не получится. Причём даже если человек находится в среде носителей языка, усваивая его в процессе живого общения, он обязательно должен знать правила построения предложений, т.к. общепринятых выражений и фраз не хватит для качественного общения и освоения языка. Можно, конечно, обойтись и ими, но когда дело дойдёт до более сложных ситуаций, человек попадёт в тупик, сказав, к примеру «Я есть сегодня летать самолёт ночь семь часов» или «Кино купить хорошо завтра идти билет вчера». Согласитесь, довольно странная постановка предложений, а смысл вообще «ни к чёрту»?!

Другими словами, когда речь заходит о выражении и понимании сложных мыслей, ситуация в корне меняется. И основное значение имеют именно грамматические правила, т.к. их незнание становится причиной ошибок, искажения смысла и нарушения самого хода общения. Это и является той причиной, по которой грамматика есть в составе абсолютно всех программ по обучению иностранным языкам.

Руководствуясь этим, мы и решили посвятить пятый урок грамматике. Но в то же время, прекрасно понимая, что указать грамматические основы и уж тем более особенности даже одного языка в одном уроке просто невозможно, мы попытались передать суть и принципы освоения грамматики иностранных языков вообще. В качестве языка, лексика и грамматика которого будет приводиться для примеров, мы выбрали английский язык, т.к. он считается одним из самых популярных, а также, потому что сегодня даже тот, кто никогда английский язык не изучал, хоть что-то по-английски да знает, а значит, и уловить суть предлагаемой информации будет немного легче. Но ещё раз напомним, что в других языках грамматические правила будут в чём-то отличаться.

Всю информацию мы разбили на несколько блоков и снабдили, можно сказать, пошаговыми инструкциями, следование которым позволит вам начать осваивать азы грамматики.

Основы иностранной грамматики при работе со словами

Первое, что нужно сделать при изучении грамматики слов – это выучить части речи, т.к. каждое слово в иностранном языке относится к одной из них. Части речи служат определением не того, что означает слово, а того, как оно применяется.

  • Существительное. Им может быть место, объект или человек, например: «grandfather», «pen», «university»
  • Прилагательное. Описывает состояния или объекты, например: «low», «hot», «yellow»
  • Глагол. Описывает действия, например: «cook», «run», «be»
  • Местоимение. Указывает на существительное, например: «they», «she», «he»
  • Наречие. Описывает глагол, а также используется для изменения прилагательных, например: «joyfully», «successfully»
  • Предлог. Используется вместе с местоимением или глаголом для составления фраз, изменяющих другие части речи (прилагательное, местоимение, существительное, глагол), например: «for», «from», «down», «up»
  • Артикль. Используется вместе с существительными, например: «the», «an», «a»
  • Междометие. Используется для выражения эмоциональных состояний, например: «hey!», «ouch!», «wow!»
  • Союз. Используется для соединения друг с другом частей речи, например: «but», «and»

Второе – это подробное изучение правил, которые регламентируют особенности употребления разных частей речи. Для того чтобы овладеть иностранным языком максимально, все такие правила нужно знать, «как свои пять пальцев».

  • Существительные могут употребляться в единственном и множественном числе
  • Существительные могут быть именами собственными и нарицательными
  • Существительные могут быть исчисляемыми и неисчисляемыми
  • Существительные могут быть собирательными, отглагольными, конкретными и абстрактными
  • Прилагательные могут применяться самостоятельно, либо в превосходной или сравнительной степени
  • Местоимения могут быть личными, притяжательными, вопросительными, взаимными, относительными, демонстративными, неопределёнными, интенсивными, рефлексивными
  • Артикли есть определённые («the») и неопределённые («an» и «a»)
  • Глаголы могут быть главными и вспомогательными
  • Глаголы могут быть глаголами-связками и глаголами-действиями
  • Союзы могут быть соединительными и соотносительными
  • Наречия могут быть частотными и относительными

Третье – необходимо освоить запись чисел. Запомните, что запись однозначных чисел (0-9) производится в словесной форме, а запись двузначных и более (от 10) – в цифровой.

Имейте в виду, что:

  1. При записи чисел необходимо соблюдать однородность предложений, а смешивать виды нельзя, например:
  • I bought 20 pineapples but my brother only bought 5 pineapples – это верно
  • I bought 20 pineapples but my brother only bought five pineapples – это неверно
  1. Предложение нельзя начинать с числа, которое записано в виде цифры
  1. Запись простых дробей производится с использованием дефиса, например:
  • One-half
  1. Запись смешанных дробей можно производить с использованием цифр, например:
  • 7 1/3
  1. Запись десятичных дробей производится с использованием цифр, например:
  • 36
  1. Если дробь состоит из 4 цифр и более, необходимо использовать запятые, например:
  • 2, 456, 087
  1. Для указания дней месяцев нужно прибегать к цифровой форме записи, например:
  • July 11

Основы иностранной грамматики при работе с предложениями

Первое, что нужно сделать при изучении грамматики предложений – это заучить базовую структуру предложений.

  1. В каждом предложении имеется как минимум подлежащее и сказуемое. Если в предложении таковых не имеется, значит, это неправильное предложение
  1. Подлежащее обозначает объект, выполняющий действие, а сказуемое обозначает само действие, например:
  • The eagle flies – это верно
  • Tomorrow morning – это неверно

После того как вы освоите базовую структуру предложений, можно начинать усложнять обучение.

Второе – научитесь правильно согласовывать подлежащее и сказуемое.

  1. Необходимо, чтобы и подлежащее и сказуемое, относящиеся к единому грамматическому ядру, имели одинаковую числовую категорию. Т.е. подлежащему единственного числа должно соответствовать сказуемое единственного числа, и наоборот, например:
  • We are at university – это верно
  • We is in university – это неверно
  1. Собирательные существительные, например, «team» или «family» применяются в предложениях всегда в единственном числе, соответственно и глагол будет единственного числа, например:
  • The team is preparing for the championship – это верно
  • The team are preparing for the championship – это неверно

Третье – важно научиться образованию сложносочинённых предложений.

  1. Сложносочинённые предложения – это самый распространенный вид предложений после простых предложений. Для образования сложносочинённого предложения требуется соединить несколько простых предложений посредством союза, например:
  • Вместо «The eagle flies. His flight is beautiful» намного лучше будет сказать «The eagle flies and his flight is beautiful»
  • Вместо «We are looking for a house for rent. We can’t find it» лучше будет сказать «We are looking for a house for rent but we can’t find it».

Четвёртое, что важно понять, это как используются условные конструкции.

  1. Условная конструкция говорит о том, что определённая часть высказывания окажется верной только в том случае, если и другая часть будет верной, например:
  • If you tell me, then I will answer you

Но запомните, что это лишь условная форма.

Пятое – это научиться работе с частями сложных предложений.

Важно понимать, что:

  1. Части сложного предложения являются простыми предложениями, из которых потом формируется сложное
  1. Части сложного предложения могут быть как главными, так и зависимыми
  1. Главное предложение обладает своим грамматическим ядром (подлежащим и сказуемым), например:
  • He was sad, but his friends cheered him up (обе части могут быть отдельными простыми предложениями)
  1. Зависимое предложение не может стать отдельным предложением, например:
  • While she agreed with her sister, the girl wouldn’t admit it to (первая часть является зависимой и не может стать самостоятельной)

Шестое и последнее в этом разделе – изучите правила пунктуации. Во многих языках пунктуация доставляет немало проблем изучающим их людям, т.к. обладает своими специфическими особенностями, однако есть и общие принципы.

  • Точку следует ставить по окончании предложения
  • Запятые служат для разделения слов в тех местах, где требуется пауза, но меньшая, чем между отдельными предложениями
  • Многоточие необходимо ставить, когда часть текста была изъята из абзаца
  • Двоеточие применяется, когда в предложение требуется вставить список
  • Точка с запятой ставится в сложных предложениях, где отсутствует союз
  • Кавычки служат для отделения слов, которые произнесены другим человеком, от общего текста
  • Восклицательный знак употребляется по окончании восклицательного предложения
  • Вопросительный знак употребляется по окончании вопросительного предложения
  • Апостроф обычно ставится в сокращениях, а также с целью указания притяжательности
  • Круглые скобки применяются, чтобы привести информацию, которая уточняет предыдущую

Основы иностранной грамматики при работе с абзацами и текстом

Первое, что нужно сделать при освоении грамматики абзацев и текстов – это овладеть структурой абзаца.

  1. Простой абзац обычно содержит в себе от 3 до 7 предложений. Каждый абзац должен включать в себя тему, аргументирующие доводы (предложения) и выводы (предложения)
  1. В большинстве случаев тему задаёт первое предложение в абзаце. Этим предложением определяется идея, которая и будет продолжена далее по тексту абзаца, например:
  • Foreign grammar is a complex topic, containing a plurality of sections
  1. При помощи предложений-аргументов объясняется идея, которая была представлена в первом предложении, посредством дополнительных данных, например:
  • Several sections include topics such as working with words, work with proposals, work with text and some others
  1. В предложениях-выводах приводится заключающая информация. Несмотря на то, что такие предложения нужны не всегда, важно знать о том, как они пишутся, например:
  • Topics discussed are very important for knowledge of English, and they must be studied

Второе, что нужно освоить – это использование разных предложений в абзацах. Вообще, конечно, вы можете составлять абзацы при помощи простых предложений, однако уметь совмещать разные предложения было бы намного лучше и полезнее, например:

  • Let me introduce myself. My name is Ann. I am twenty. I am a student. I study at the university – простой способ
  • Hello! I am Ann. I am 20 and I am a student. I consider it to be a special time in my life. Student life is always full of fun, new impressions and knowledge. I like being a student

Третье – важно научиться создавать крупные текстовые фрагменты, но приступать к этому нужно уже после освоения работы с простыми абзацами.

Возьмём для примера эссе:

  1. Эссе должно включать в себя один абзац введения, несколько аргументирующих абзацев и заключительный абзац
  1. Введение необходимо для представления основой проблемы. Аргументирующие абзацы служат для раскрытия проблемы и освещения её отдельных аспектов. Заключительный абзац включает в себя резюме по основным выводам (введения к новой теме давать не нужно).

Ниже приведён пример хорошего эссе на английском языке:

  • Введение: In today’s world animal’s freedom is a very controversial issue. Anyhow, some animals live in zoos and there are different views on this problem.
  • Аргументирующийабзац: To begin with, I suppose that various kinds of animals should be treated in different ways. There are many animals which do not need any people interference in their ordinary lives while other animals are in need of our protection as they face a risk of extinction. I should say that there are lots of poachers who kill animals for money so governments should do their best to stop these terrible crimes. I think it is the first reason why animals are forced to live in zoos. The second reason for this occurrence, to my mind, is people’s need for seeing animals as there are lots of adults and children who are extremely interested in it. Furthermore, I believe that animals in zoos should be kept with proper attention.
  • Заключительныйабзац: But some people think that there are no reasons for depriving animals of their natural habitats. In this case they think that animals can die if they live in zoos. However, I cannot accept this idea because there are large areas which are similar to original surroundings of animals in zoos. So I think these territories help animals to live their habitual lives. To sum up, I think it is not a bad situation if some animals live in zoos. People’s care can improve their lives so we can see new species of amazing animals in the future.

Дальнейшее изучение грамматики

Для начала мы бы хотели ещё раз обратить ваше внимание на то, что представленный нами пятый урок курса по изучению иностранных языков не может в полной мере раскрыть особенности грамматики ни английского, ни какого бы то ни было другого языка. Это невозможно, в первую очередь, по той причине, что грамматика даже одного языка включает в себя большое количество тем для рассмотрения, например, использование времён, глаголов, существительных и т.д. Вторая же причина заключается в ограниченности объёма как одного урока, так и курса вообще.

Исходя из этих соображений, а также из понимания того, что какую-то информацию, которую вы можете применить для освоения такой сложной темы, как грамматика иностранного языка, предоставить необходимо, мы всё-таки постарались подобрать ряд наиболее практических рекомендаций, которые вам в этом помогут и сделают ваше обучение наиболее эффективным и лёгким.

Как освоить грамматику любого языка: рекомендации

Всего мы дадим около двух десятков рекомендаций на эту тему:

  • Самое главное для каждого человека, изучающего иностранный язык и, в частности, его грамматику, это понять, что быстрого результата ждать не стоит. Изучение грамматики представляет собой скрупулёзный и долгой процесс, который может занять год и даже больше, в зависимости от того, какое количество времени и усилий вы будете уделять занятиям.
  • Для освоения грамматики нужно усердно и регулярно практиковаться, причём делать это следует как можно чаще, лучше – ежедневно. Практика является единственной дорогой к совершенству. Отрабатывать усваиваемые знания можно при помощи специальных упражнений, посредством перевода с русского на иностранный язык, обращаясь к различным интернет-источникам, о которых мы ещё скажем. Также нужно по максимуму применять грамматические конструкции на практике, доводя навыки до автоматизма. Разговаривать вы можете с родными и друзьями, а также сами с собой, когда вокруг никого нет.
  • При освоении грамматических правил и конструкций всегда проводите сравнения между ними. В случае, когда вы учите уже не первый иностранный язык, сопоставляйте получаемую информацию с той, что уже имеется, чтобы понять отличия. Кроме того, если замечаете, что какие-то правила и принципы не отличаются от правил и принципов вашего родного языка, используйте «родные» данные для улучшения понимания. Сравнения и аналогии помогут вам лучше во всём разобраться
  • В процессе обучения обязательно пользуйтесь самыми современными учебными пособиями, найти которые можно в Интернете и книжных магазинах. Большинство таких пособий позволяют работать самостоятельно, но не возбраняется и привлекать репетиторов и педагогов. В них содержится очень много полезной информации, таблиц, правил, упражнений и приложений, работа с которыми существенно улучшит освоение грамматических знаний.
  • Не пренебрегайте использованием других учебных пособий, даже если какое-то одно очень понравилось – знакомьтесь с информацией и из них. В дополнение к этому составляйте свои собственные примеры, например, по употреблению времён, артиклей, частей речи, чисел и т.д. Эффективно проходить и тесты онлайн.
  • При изучении грамматики не обязательно заучивать абсолютно всё. Многие правила можно и нужно просто понять, усвоив правильное употребление всевозможных грамматических конструкций.
  • Если по какой-то причине вам с трудом даётся та или иная тема, можете обратиться к разовым или постоянным услугам репетитора, причём вовсе необязательно искать объявления или записываться на специальные курсы – в качестве репетитора может подойти хорошо знакомый вам школьный учитель. Очень удобно составлять список вопросов и идти на занятие (особенно, если оно разовое) уже подготовленным.
  • Как можно чаще и как можно больше читайте литературу на иностранном языке – это поможет вам привыкнуть к его грамматическим основам и особенностям. Но не стоит ограничиваться теми текстами, которые есть в пособиях. Наибольший результат будет от чтения абсолютно всего: новостей, газет, журналов, художественной и научной литературы и т.д. Сейчас можно найти любые книги на том языке, который вам интересен – используйте эту возможность с пользой для себя. Чем больше вы будете читать, тем проще и быстрее вы сможете разобраться в теме.
  • Хитрый приём по изучению грамматики с носителем языка на абсолютно безвозмездной основе: берёте книгу любого автора на изучаемом языке и просто переписываете её. Понемногу, спокойно, но целенаправленно шаг за шагом переписываете предложения, абзацы, главы. Это занятие, конечно, может показаться несколько монотонным, однако оно позволит вам не просто познакомиться с грамматическим конструкциями, но и использовать их в практической деятельности. Вы сумеете лучше разобраться в том, в каких случаях и что как нужно писать или говорить, а также запомните написание на уровне двигательной памяти. По такому же принципу можно применять онлайн-упражнения, выполняя их не на компьютере, а письменно в своей тетради.
  • Ещё одно правило чтения: в удобное для вас время, если никто не беспокоит, читайте книги вслух, чётко проговаривая все слова и предложения. Если что-то кажется сложным для чтения, прочтите ещё раз, тем самым закрепив. Читая вслух, вы, что называется, на собственном примере узнаете, что такое грамматика иностранного языка.
  • Слушайте, слушайте и ещё раз слушайте! Ваш слух – один из ваших основных помощников в процессе обучения, ведь он помогает не только услышать правильное произношение слов и освоить лексику, но и овладеть грамматикой. Для прослушивания можно использовать всё, что угодно: музыку, видеоклипы и фильмы (без просмотра), аудиокниги.

Можно включить фильм и заниматься домашними делами, загрузить на плеер аудиоуроки и слушать во время похода в магазин, включить ауидокнигу и прослушивать, ведя машину. Придумать можно много вариантов, главное – проявить фантазию. Но запомните, что нужно не просто включать аудиоматериалы для фона, а вслушиваться в то, что и как произносится, как строятся предложения, в какой форме употребляются части речи, как используются времена и т.д.

  • Подключите к процессу своего обучения Интернет. Интернет сегодня является неотъемлемой частью жизни большинства людей, по причине чего постоянно создаются специализированные ресурсы по изучению языков. Вот лишь несколько из них:

Общая подборка сайтов по языкам:

Сайты по изучению английского языка

Сайты по изучению немецкого языка

Сайты по изучению французского языка

Сайты по изучению испанского языка

Сайты по изучению итальянского языка

В дополнение к этим сайтам используйте онлайн-словари, видеоролики, аудиозаписи, которые сможете найти в Интернете. Имейте в виду, что можно найти и сайты, где обучение какому-либо языку происходит уже не как основному или первому осваиваемому, а как дополнительному. Обучение может также осуществляться в той форме, которая будет наиболее удобна пользователю, например, есть сайты для русских, англичан, американцев, испанцев и т.д.

  • Сегодня можно найти немало приложений и для мобильных устройств, существенно помогающих в изучении грамматики. Это очень удобно, если вы всегда находитесь, так сказать, в движении, например, путешествуете или ездите по командировкам, если вы являетесь активным пользователем всевозможных гаджетов, к примеру, планшетных компьютеров, смартфонов, ноутбуков и т.д. или если цените каждую свободную минуту своего времени и желаете во что бы то ни было всегда проводить его с пользой. Большинство приложений разработано для самых популярных сегодня платформ (продукции на базе «iOS», «Android» и т.д.). К таким приложениям можно отнести «Duolingo», «LinguaLeo», «Parrot Player», «Listening Drill», «Learn English by Listening», «Busuu», «Mirai Japanese», «Pleco Chinese Dictionary », «Rosetta Course», «Byki», «Accela Study» и другие.
  • Если вы являетесь постоянным гостей социальных сетей, обязательно подпишитесь на тематические группы. Благодаря этому вы сможете, уже только зайдя на свою страницу, видеть актуальные новости, интересную информацию, ответы на свои вопросы или комментарии и много чего ещё, что поможет вам освоить грамматику иностранного языка.
  • Многие популярные авторы и блоггеры, чья деятельность связана с изучением иностранных языков, регулярно выкладывают на тематических ресурсах свои статьи, которые призваны помогать людям разбираться в непонятных для них темах и вопросах, рассказывать об ошибках и помогать изучать иностранные языки.
  • Не бойтесь узнавать новое и совершать ошибки. Многие так и не могут освоить грамматику иностранного языка, т.к. им страшно от того, что они скажут что-то не так, их не поймут или вообще будут смеяться над ними. Но всё это лишь психологические зажимы, которые необходимо преодолевать. Всегда помните о том, что отработать знания вы можете только на практике. А какая же практика здесь без живого общения?! Так что принимайтесь за дело смело! Правильное отношение к ошибкам – это извлечение из них опыта, и чем больше ошибок вы будете совершать, тем быстрее станете грамотными не только в грамматике, но и в других аспектах иностранного языка.

Как мы с вами успели уяснить, грамматика является важнейшей составляющей любого языка. Но, несмотря на всю важность и необходимость её изучения, злоупотреблять этим не нужно. Осваивайте иностранный язык равномерно, уделяя одинаковое количество времени всем его составляющим: пополнению словарного запаса, постановке правильного произношения, умению читать и писать и грамматике. Только так вы станете действительно грамотным в выбранном вами направлении и сможете эффективно общаться и взаимодействовать с людьми другой национальности.

Место грамматики при обучении иностранному языку

Реnnу Ur [20] пишет: «Место грамматики в изучении иностранного языка спорно. Большинство людей согласны, что знание языка это, прежде всего знание грамматики, но это знание может быть интуитивным (если это наш родной язык) и совсем необязательно учить её структуры и формы» (Приложение 1)

Pеnnу Ur [20] считает, что «…ученик может встретить с большим удовольствием желаемые формулировки в учебниках, чем в дискуссиях в классе…» (Приложение 2)

Здесь автор говорит, что лучше всего изучать грамматику индивидуально и независимо, чем в классе. Интересно то, что автор не дает причин, по которым изучение грамматике происходит лучше вне класса.

Penny Ur [20]: «Очевидно, что новый язык отпечатывается в умах учеников в виде модели в течение долгого коммуникативного использования, которую преподаватели иностранного языка рассматривают как двойственный процесс приобретения и изучения. Грамматика, рассматриваемая как путешествие сквозь открытия в моделях языка, скинула с себя ярлык странного слова». (Приложение 3)

Penny Ur [20] говорит: «Здесь автор пытается убедить в полезности грамматики для эффективного изучения языка. Он также говорит о том, что грамматика может быть интересной сама по себе в противопоставлении традиционному пониманию грамматики, которая описывается как что-то странное. Penny Ur соглашается с этой точкой зрения, хотя не все ученики смогут найти грамматику таким уж интересным аспектом в изучении языка» (Приложение 4)

В 1622 году Joseph Webb, [19] педагог и автор многих книг, написал: «Ни один человек не может выучить язык, который стеснен. грамматическими конструкциями». Он утверждал, что грамматике можно научиться через простое общение — «Упражнения по чтению, письму и говорению, т. е. все грамматические правила и конструкции будут невольно запомнены нами». Joseph Webb был одним из первых учителей, кто обратился к вопросу ценности грамматических инструкций, но, конечно же, не последний. Фактически ни одна другая тема не привлекла к себе столько теоретиков и практиков, как грамматический вопрос. История преподавания языка это, по существу, история борьбы «за» и «против» преподавания грамматики. Различия в отношении к роли грамматики подкрепляются различиями в методах преподавания, учителями и учениками. Имеется огромное количество мнений, и эти мнения часто не идут на компромисс. Вот некоторые из них:

«Нет сомнений, что знание грамматических правил необходимо для освоения языка» (Penny Ur);

«Эффект от преподавания грамматики проявляется во второстепенности и слабости» (Stephen Krashen);

«Глубокое знание грамматики необходимо детям, которые собираются использовать английский язык креативно» (Tom Hutchinson);

«Грамматика не очень важна. В большинстве языков грамматика очень сложная. Английский же язык содержит мало грамматики и поэтому не слишком важно понимать ее» (Из публикаций Лондонской языковой школы).

В монографии Scott Thornbury «How to teach grammar» (Longman, 1999), рассматриваются аргументы постановки грамматики на передний план в изучении иностранного языка. Здесь приведены пять из них:

Аргумент конструкции предложения. Изучение единиц языка, например, слов и фраз, должно входить в процесс изучения языка. Но существует лимит единиц, которые человек может сохранять в памяти и воспроизводить. Даже разговорник путешественника ограничен своей полезностью для трехнедельного отдыха и тут возникает вопрос, что нам нужно подучить те или иные модели и правила, чтобы произвести новые предложения. Таким образом, грамматика обеспечивает, удовлетворяет потребность ученика в образовании новых предложений. Число предложений ограничивается только лексикой. Грамматика- это способ создания предложений.

Смысловой аргумент. Цель грамматики в том, чтобы более точно понять значение той или иной фразы.

Аргумент самостоятельного изучения языка. Возможно, что высоко мотивированный ученик, особенно одаренный в языке, может достичь должного уровня, т. е. умения без какого-либо формального образования. Но чаще всего умение вырабатывается только тогда, когда ученика сопровождают.

Исследования показывают, что ученики, которых не сопровождают в овладении языком, часто теряются. Это совсем не значит, что нужно использовать формальные уроки — ученик, в принципе, сам может, изучать язык.

Аргумент грамматических единиц. Scott Thornbury: «Язык, если смотреть на него со стороны, кажется гигантской, бесформенной массой, представленной огромной проблемой для учеников» [19]. Грамматика представляет собой огромные блоки правил. Приведя язык в порядок, и организовав его в категории (которые иногда называют единицами грамматики) грамматика делает язык адаптированным для учеников. Единица грамматики — это любая часть грамматической системы, которая достаточно узко определяет форму, фокус урока или упражнения, например: The Present Continuous, the definite article, possessive pronouns, глаголы или предложения. Эти единицы могут разбиваться на подкатегории.

Грамматика- это система изучаемых правил. Это придает ей свойство передачи знаний в форме правил и законов.

Передача знаний в форме правил необходима в университетах и в классах с трудными детьми.

Из вышеуказанных аргументов, можно сделать вывод, что процесс обучения и изучения грамматики — это очень сложный процесс.

Для эффективного изучения грамматики, прежде всего, необходимо формирование грамматического навыка.

Источники: http://ped.bobrodobro.ru/45238, http://4brain.ru/poliglot/grammar.php, http://vuzlit.ru/559811/mesto_grammatiki_obuchenii_inostrannomu_yazyku

139 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector