Суггестопедия при изучении английского это

СОДЕРЖАНИЕ
0
111 просмотров
29 января 2019

Методики обучения английскому языку

Важнейшим параметром обучения является методика – совокупность приёмов и техник педагогической деятельности, используемых в процессе обучения. Каждая методика имеет свои преимущества и в разной степени способствует усвоению материала по тому или иному аспекту языка. Поэтому выбор применяемой методики (или сочетания методик) зависит от целого ряда факторов.

В зависимости от цели обучения, характера обучения, типа личности обучаемого и др. факторов я могу предложить Вам обучение английскому языку с использованием следующих методик:

  • Коммуникативная – даёт высокий результат при обучении разговорной речи;
  • Суггестопедическая – способствует снятию языкового барьера;
  • Традиционная – наиболее эффективна при изучении лексики и грамматики;
  • Интенсивная – обеспечивает более быстрое изучение языка.

Коммуникативная методика

Коммуникативная методика является последним крупным достижением методической науки и предполагает обучение языку как средству общения в процессе общения. Коммуникативное обучение базируется на четырёх принципах: информация, интерес, взаимодействие, мотивация. В виду этого, занятия, проводимые по данной методике, отличаются высокой разнообразностью и речевой активностью. Основой коммуникативного обучения является парная и групповая работа, в случае индивидуальных занятий – работа в паре с преподавателем. Если Ваша цель – разговорная речь, то наилучшим выбором будет обучение по данной методике.

Примеры коммуникативных заданий:

  1. Расспросите Вашего собеседника на английском языке о том, как он провёл свой последний отпуск.
  2. Согласитесь или опровергните следующее утверждение и поясните свою точку зрения: учиться в институте в 30 лет не поздно.
  3. Найдите три вещи, общие в Ваших с собеседником характерах и образе жизни.

Английский методист Майкл Свон, автор всемирно известного «Кеймбриджского курса», приводит такой пример: спросите у Вашего друга его имя, возраст и профессию. Коммуникативно ли такое задание? Казалось бы – да, ведь такое задание предполагает вопросно-ответную речевую практику. Но в действительности такое задание не коммуникативно, т.к. о своём друге Вам всё известно, и поэтому в таком диалоге отсутствует новая для Вас информация, и, соответственно, интерес.

Более подробно о коммуникативной методике см. статью «обучение разговорной речи на английском языке».

Суггестопедическая методика

Суггестопедическая методика является предшественником коммуникативного обучения. Она используется при групповом обучении и основана на принципе коллективного взаимодействия. Психологическим принципом суггестопедического обучения является принцип радости и ненапряжённости обучения, для чего в состав курса включено много юмора, шуток, песен, рифмовок и т.д. На занятиях звучит много английской речи, всё занятие проводится исключительно на английском языке. Данный подход в наибольшей степени способствует развитию понимания речи на слух и снятию языкового барьера.

При обучении по суггестопедической методике каждый обучаемый выступает в качестве делегата международного конгресса и получает вымышленные имя, фамилию, национальность и профессию и в рамках этой легенды «проживает» весь период обучения. В ходе курса участники «конгресса» обсуждают разные проблемы, «ездят» на экскурсии, «отмечают» праздники, «делают» покупки и т.д.

Традиционная методика

Традиционная методика являлась наиболее распространенным методом обучения иностранному языку до появления суггестопедического и коммуникативного подходов. Обучение по данной методике осуществляется посредством систематической работы над грамматическим и лексическим строем языка, которая заключается в системном изучении грамматики с одновременной отработкой навыков чтения и перевода. Традиционный подход предполагает чтение, перевод и пересказ текста, вопросно-ответную работу, выполнение лексико-грамматических упражнений, высказывание на определённую тему. Традиционное обучение является экстенсивным, т.е. растянутым во времени. Данный метод даёт высокий результат при обучении грамматике, словарному запасу, чтению и письму.

Примеры заданий по традиционной методике:

  1. Поставьте следующее предложение в вопросительную форму.
  2. Дайте краткие ответы на приведённые вопросы.
  3. Составьте предложение по данному образцу.

Существует универсальное правило, что научиться чему-либо можно только в процессе определённой деятельности. Применительно к обучению английскому языку это означает, что, если Вы будете читать и переводить тексты или делать многочисленные упражнения, от этого Вы не овладеете разговорной речью. И наоборот, если Вы будете только общаться на языке, у Вас не появится большой словарный запас и правильная грамматика. Следовательно, оптимальным с точки зрения практического применения будет сочетание методик традиционного и коммуникативного обучения.

Интенсивная методика

Интенсивная методика сформировалась под влиянием требований ускоренного обучения языку и является оптимизированным сочетанием и развитием приёмов обучения предшествующих методик. Основой обучения является интенсивная проработка материала по заданным аспектам языка, что требует концентрации внимания обучаемого и его активности в каждую секунду рабочего времени. Материал прорабатывается несколько раз в разных ситуациях, что развивает гибкий и устойчивый навык различных аспектов языка. Интенсивное обучение протекает в сжатые сроки и характеризуется тем, что в единицу времени усваивается больший объём материала, чем при традиционном подходе. Применение интенсивной методики позволяет добиться высоких результатов обучения в сжатые сроки.

Некоторые приёмы интенсивного обучения:

  1. Проговаривание текста в разном темпе, с различной интонацией: гневно, нежно, вопросительно, удивлённо, безразлично и т.д.
  2. Большая вопросно-ответная работа по заданной теме, которая включает: ответы на вопросы, выполнение подстановочных тренировочных упражнений, многообразные коммуникативные задания, ролевые игры и т.д.
  3. Использование большого объёма дополнительного материала, связанного тематически: дополнительный текст, диалоги, аудиодиски, набор картинок, статьи для дискуссий, грамматические упражнения и т.д.

Изначально интенсивное обучение возникло как курс обучения разговорной речи и являлось синонимом суггестопедического обучения. Позже термин «интенсивное обучение» вобрал в себя всё многообразие прогрессивных и эффективных методов обучения. На сегодняшний день существуют интенсивные курсы обучения устной речи (суггестопедия), интенсивный курс обучения чтению, интенсивный курс обучения языку газеты и др. Среди британских методистов есть авторы (Браян Эббс, Ингрид Фриберн, Бернард Хартли, Питер Вайни и др.), разработавшие курсы интенсивного обучения для разных уровней и аспектов английского языка. Другими специалистами – методистами МГИМО был разработан интенсивный курс, основанный на одновременном использовании сразу нескольких учебников. В предложенном ими подходе при проработке какой-либо одной темы разные учебники дополняют друг друга, что повышает степень усвоения материала.

Примеры заданий по интенсивной методике:

  1. Поинтересуйтесь профессией собеседника.
  2. Назовите престижные и непрестижные профессии, выберите профессии для своих детей и аргументируйте свой выбор.
  3. Опишите профессии людей, изображённых на приведённых картинках.

Дополнительно об интенсивном обучении см. раздел «интенсификация обучения».

Желающим обучаться английскому языку я предлагаю посетить раздел «Welcome», на котором Вы найдёте описание используемых мной материалов, способов их индивидуального подбора и online-тест Ваших знаний английского языка, или сразу позвоните мне по телефону 8-917-551-24-13 .

Суггестопедия и Другие Методы

Перевод с украинского.
Опубликовано с одобрением автора оригинального текста:
http://www.proza.ru/2010/12/30/1010

Суггестопедия и Другие Методы

Обзор некоторых интенсивных методов изучения иностранных языков.

Изучая иностранные языки, возможно, все мечтают, чтобы обучение было
быстрым, не очень болезненным и не формировало комплекса неполноценности к изучению языков. Хотелось бы познакомить читателей с методами, которые разрабатывались в разные периоды 20-го века и в основе которых лежат методы использования скрытых ресурсов нашей психики. Все методы интенсификации изучения языков сводятся к двум группам.

В первую группу входят методы, цель которых манипуляции с изучаемым материалом, его компоновкой, отбором первоочередных лексических и грамматических единиц, которые нужно усвоить за отведённое время и увеличение количества занятий в определённых временных промежутках. Например, если отвести на обучение не восемь, а восемнадцать академических часов в неделю, то уже одно это интенсифицирует процесс обучения.

Во второй группе методики, в основе которых феномены запоминания и интенсификации усвоения языковых информационных массивов путём апелляции к психическим ресурсам, которые обычно не используются.

Эта статья посвящена рассмотрению второй группы методов.

Метод интенсивного обучения: суггестопедия — разработал болгарский ученый Георгий Лозанов и его последователи в пятидесятые-семидесятые годы прошлого века. Слово суггестия или внушение, происходит от лат. suggestum, что означает нашептывать, внушать. Фундаментальный труд профессора Лозанова вышел в Софии в 1967 году в виде монографии и ввёл в научный оборот слова суггестопедия и суггестология.

Суггестология — наука о внушении, суггестопедия — её применение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир человека, по словам Г. Лозанова, двумя каналами — сознательным и неосознанным. Сферу неосознанного можно рассматривать, как источник «резервных возможностей психики». Использовать эти резервы личности призвано суггестопедическое направление в педагогике и психологии.

Изучая возможности использования гипноза и внушения в педагогическом процессе, особенно для обучения иностранным языкам, Георгий Лозанов открыл феномен гипермнезии, т.е. сверхзапоминания информации, которая вводится на начальной фазе гипнотического сна. Это явление стало основой метода, который предложил ученый.

Кроме того, формулы внушения направлены на активизацию творчества учащихся, на их активность в получении знаний. А проведение занятий в положительном психоэмоциональном состоянии способствует быстрому усвоению информации. Следует сказать, что в Болгарии была подготовлена целая плеяда преподавателей и воспитателей, они работали в нескольких экспериментальных гимназиях и доказали миру эффективность метода Георгия Лозанова, особенно в области изучения иностранных языков.

Метод суггестопедии позволяет значительно увеличить объём материала для запоминания в единицу времени. Формирует прочные языковые навыки и способности для применения в различных ситуациях общения. Благодаря этому, метод быстро распространился в мире. Особенно активно его стали использовать в закрытых языковых школах для подготовки военных переводчиков в США и Советском Союзе.

В девяностые годы прошлого века после падения Железного Занавеса американцы получили право на коммерческое использование метода Лозанова и выпускали курсы обучения иностранным языкам на аудио носителях, в которых использовались некоторые наработки школы Георгия Лозанова.

Как определённую альтернативу суггестопедии в СССР на базе Пермского пединститута, усилиями профессора Щварца, изучали использование методов мышечной и психической релаксации в учебном процессе. Был разработан метод обучения и воспитания, получивший название релаксопедия. Итак, релаксопедия это — комплекс дидактических приёмов, предусматривающих использование в учебно-воспитательном процессе релаксации, т.е. психического и физического расслабления, которое вызывается так называемым педагогическим внушением.

Эксперименты релаксопедической лаборатории Пермского педагогического института показали, что в состоянии релаксации учащиеся могут усвоить больший объем информации за единицу времени, при этом происходит активизация умственной деятельности. Также значительных результатов лаборатория достигла в коррекции поведения подростков склонных к правонарушениям. По мнению ряда исследователей, релаксопедия не является средством, которое может заменить традиционные методы обучения, но может быть приёмом для интенсификации занятий.

Наибольшим препятствием к широкому распространению методов релаксопедии является сложность в подготовке специалистов, которым кроме чисто педагогических и профессиональных знаний нужно передать знания по теории и практике методов внушения и технологии управления состоянием учащихся. К тому же увеличивается стоимость подготовки к учебному процессу помещений для занятий. Если добавить, что растёт стоимость технического обеспечения учебного процесса, то станет понятным, почему в Советском Союзе метод не вышел за рамки релаксопедической лаборатории Пермского пединститута.

Метод обучения иностранным языкам, в котором роль преподавателя сводится к функциям инструктора-организатора учебного процесса, был разработан В. В. Петрусинским в 70-80-х годах прошлого века. В основе метода лежит сверхскоростная демонстрация стимулирующего материала с помощью стробоскопов или кинопроекторов с ускоренным движением визуального ряда, который невозможно фиксировать на уровне сознания, перед полем зрения ученика на фоне глубокой мышечной и психической релаксации. Интересно, что введение в изменённое состояние сознания в методе Петрусинского также является технологическим. Тексты сеанса релаксации начитывались и записывались заранее опытными суггестологами и накладывались на видеоряд, что максимально способствовало релаксации.

Учебный материал в суггестокибернетическом методе используют большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в разные дни занятий. Метод позволяет автоматизировать получение лексики и грамматических моделей для обучения начинающих за ограниченный отрезок времени. К сожалению, дальнейшее и частичное использование метода в курсах обучения с помощью 25-кадра, дискредитировало его, лишив его под таким названием каких-либо серьёзных перспектив.

Ритмопедия относится к методам интенсификации процессов запоминания на основе создания благоприятных условий для работы механизмов памяти. Метод разработал в Кишиневском университете профессор Бурденюк в 1981 году и применялся для изучения иностранных языков в ряде вузов СССР.

Ритмопедия — это методика введения иноязычной информации, её закрепления и активизации с использованием ритмостимулирования в процессе группового общения. Ритмостимуляция у разработчиков метода — это воздействие на психику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зрительные и тактильные (осязательные) анализаторы. Эти импульсы способствует созданию благоприятных условий для работы механизмов памяти и долговременного хранения учебного материала в объёме, превышающем в 2-3 раза существующие нормы.

Экспериментально доказано, что запоминание материала, вводимого в виде фраз составляет в среднем 85%. Последующая проверка (через 1,5 года) показала прочность хранения информации.

Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объёма информации, требующей произвольного запоминания. Учебные материалы и техническая аппаратура демонстрировались авторами на международной ярмарке в Лейпциге в 1982 году и вызвали большой интерес посетителей и специалистов-преподавателей иностранных языков.

Гипнопедия (обучение во время сна) была популярна в 1960-70 годы. Суть её в том, что ученику предлагается во время сна прослушивать материал, записанный на магнитофон. Было сконструировано революционное для того времени устройство, которое позволяло часами прокручивать магнитную ленту без остановки. Ученики с наушниками спали в специальных помещениях, в которые подавалась фонограммы. В основе метода лежит гипотеза, что в период бодрствования ученик узнает лексические и грамматические единицы, которые он прослушал во время сна и сможет воспроизвести их в устной форме.

Таким образом, гипнопедия предусматривает формирование навыков узнавания и воспроизведения речевых единиц, введённых в процессе восприятия гипнопедической программы.

Научные исследования в области гипнопедии, однако, не дали однозначных результатов. Противоречия исследователей касались, прежде всего, проблемы сна. По мнению ряда ученых, следует сначала доказать безвредность гипнопедии и отсутствие нежелательных психологических последствий в результате её использования.

Некоторые авторы относят гипнопедический метод к пассивным, считая, что обучение без обратной связи не может быть эффективным. Как показали экспериментальные наблюдения, при изучении иностранного языка с помощью гипнопедии — время на запоминание лексических единиц сокращается в несколько раз. Это обстоятельство, главным образом, и привлекает сторонников метода.

В завершении хочется сказать, что какими бы экзотическими, на взгляд читателя, не были методы обучения, которые рассмотрены в этой статье, следует понимать, что ресурсы нашей психики практически безграничны. И если вы найдёте путь к их использованию, вы не только избавитесь от вредных установок, сдерживающих ваш потенциал познания, но и получите истинное наслаждение от процесса познания.

Суггестопедия при изучении английского это

На данный момент существует большое количество различных методик изучения английского языка. Рассмотрим некоторые из них.

Грамматико-переводной метод (Grammar-translational method)

Основы грамматико-переводного метода были заложены просветителями еще в конце XVIII века, однако он стал популярным лишь в 50-х гг. XX века. Преподаватели, которые придерживаются данного метода, большое внимание уделяют грамматике и лексике. Занятие начинается с грамматического материала, который объясняют на родном языке, затем ученики занимаются переводом. Сначала — с английского языка на родной, затем — наоборот. При использовании данного метода грамматика английского языка усваивается на очень высоком уровне, однако, ученики так и не приобретают навыков устной речи, грамматика как бы оторвана от живого разговорного языка.

Метод молчания (Silent way)

Согласно методу молчания, который появился в середине 60-х годов, знание языка изначально заложено в каждом человеке, и самое главное — не мешать учащемуся и не навязывать точку зрения преподавателя. Следуя данной методике, преподаватель старается ничего не говорить. На начальных уровнях, обучая произношению, он пользуется сложными цветными таблицами, на которых каждый цвет или символ обозначает определенный звук. Также эти таблицы нужны для изучения новых слов. Например, чтобы «сказать» слово «cat», нужно сначала показать квадратик, который обозначает звук [k], затем — квадратик, который обозначает звук [æ] и так далее. Используя в процессе обучения все эти таблицы, квадратики и другие условные обозначения, ученик постепенно осваивает новый язык, отрабатывая пройденный материал с одногруппниками.

Метод физического реагирования (Total physical response)

Согласно данному методу, ученик вначале обучения не говорит ничего. Сначала он получает пассивные знания: в течение примерно первых двадцати уроков слушает английскую речь, что-то читает, но не говорит на изучаемом языке. Затем ученик должен начать реагировать только действиями на услышанное или прочитанное. Вначале изучаются слова, которые означают физические действия. Например, когда изучают слово «встать», все встают, «сесть» — садятся, и так далее. Когда ученик накопил довольно много информации, он может начинать говорить. При использовании метода физического реагирования, всю получаемую информацию человек пропускает через себя.

Суггестопедия (Sugesto pedia)

Данный метод появился в конце 70-х годов XX века, когда болгарский психиатр Лозанов впервые опробовал его при лечении внушением. Все, кто придерживается этого подхода, утверждают, что овладеть иностранным языком можно, став на период обучения другим человеком: все ученики придумывают себе новые имена и биографии. Все это делается для того, чтобы любой человек в процессе обучения английскому языку мог полностью расслабиться и раскрыться. Использование суггестопедии помогает избавиться от стеснения и страха ошибок. При этом появляется вера в собственные силы посредством создания особой атмосферы. Так называемое «погружение» в языковую среду тоже является одним из вариантов суггестивной методики. Учащиеся начинают в течение 10 дней «обходиться» без родного языка, без учебников и упражнений, живя по сценарию, составленному преподавателем. Виды работы на «погружении» разнообразны, так как продолжительность учебного дня составляет от 12 до 14 часов.

Коммуникативный метод (Communicative method)

В 70-е годы появился коммуникативный метод, основная задача которого — научить человека общаться на английском языке. Также его иногда называют «оксфордским» или «кембриджским» методом, по названию известных британских университетов, где были разработаны его основы. Популярные учебные курсы по английскому языку («Headway», «New Cambridge English Course») могут ярко продемонстрировать данную методику. Суть коммуникативного метода состоит в том, что основные языковые навыки (устная и письменная речь, грамматика, чтение и аудирование) развиваются одновременно в процессе живого общения. Быстрое усвоение изучаемого материала происходит за счет того, что лексика и грамматические структуры иностранного языка преподносятся студенту в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации. Между учеником и преподавателем возникает приятное общение, благодаря которому начать разговаривать на иностранном языке становится проще. Позитивный эмоциональный настрой, работа в парах и группах, участие в дискуссиях на интересующие учеников темы, игровые элементы позволяют учесть индивидуальные особенности учащихся, усилить их мотивацию, сделать занятия творческими и увлекательными.

Аудио-лингвальный метод (Audio-lingual method)

Аудио-лингвальный метод, как и некоторые другие, появился в конце 70-х гг. XX века. Его суть состоит в том, что на первом этапе обучения ученик многократно повторяет услышанное вслед за преподавателем или фонограммой. И только начиная со второго уровня, ему разрешается говорить несколько фраз от себя. Приверженцы данного метода полагали, что автоматического употребления грамматических и фразеологических структур языка можно добиться путем их многократного повторения в специально подготовленных учебных диалогах. В школах оборудовались лингафонные кабинеты, в которых ученики в наушниках прослушивали тексты и выполняли однообразные практические работы: необходимо было по образцу заменять слова и фразы в структуре предложения. При этом упускалось из виду то, что когда человек общался вживую, то очень часто не мог правильно употребить когда-то заученную им фразу.

Метод чтения Ильи Франка

Данный метод позволяет быстро и достаточно легко войти в чтение на иностранном языке и набрать лексику. Суть метода в том, что в текст на иностранном языке вставляется перевод на русский, в скобках, и здесь же дается лексический комментарий по отдельным словам. Запоминание слов происходит не зубрежкой, а потому, что они повторяются в тексте многократно. Читатель не учит язык специально, он следит за смыслом, за сюжетом книги или рассказа и вместе с тем привыкает к структуре языка. В настоящий момент подготовлено около 200 книг для чтения по методу Ильи Франка на 33 языках. Сам автор данного подхода считает технологию изготовления книг по его методу очень трудоемкой.

Рекомендую изучать английский язык онлайн с репетитором у нашего партнера.
Кликни по баннеру ниже и запишись на бесплатный вводный урок.

Источники: http://engless.ru/methods.html, http://www.proza.ru/2011/02/18/752, http://english4russians.ru/content/article/216-metodiki-izucheniya-anglijskogo-yazyka.html

Комментировать
0
111 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock detector
-->