Цель изучения английского языка в начальной школе

СОДЕРЖАНИЕ
144 просмотров
29 января 2019

Особенности обучения английскому языку в начальной школе

Аннотация. Определены особенности психологической и речевой готовности учащихся начальных классов в изучении английского языка. Обозначены педагогические условия эффективной работы учителя английского языка в начальных классах. Выявлены игровые методы обучения иностранному языку в начальной школе.
Ключевые слова: английский язык, начальная школа, игровые методы.

Изучение английского языка в начальной школе тема спорная и неоднозначная. Одни педагоги считают, что ребенок не готов к овладению языком в столь раннем возрасте, что следует сначала освоить родную речь, иначе будет путаница в голове у детей. Другие же, напротив, считают, что чем раньше этот процесс начинается, тем лучше. Психологи определили, что наилучшее время для изучения иностранного языка – это второй класс, когда идет комплексное знакомство с русским и английским языками. Таким образом, на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам по всей стране произошло введение английского языка как основного предмета начальной школы.

В связи с этим многие учителя английского языка столкнулись с рядом проблем: отсутствие достаточной и необходимой материальной базы в школе; отсутствие достаточных знаний для работы с детьми начальной школы; неподготовленность родителей к совместной деятельности со своими детьми при изучении иностранного языка; отсутствие позитивной мотивации у учащихся; логопедические и фонетические проблемы детей и пр.

Цель нашей исследовательской работы – выявить особенности обучения английскому языку в начальной школе и дать рекомендации для учителей и родителей.

1. Дать анализ психологической и речевой готовности учащихся начальных классов в изучении английского языка.

2. Определить педагогические условия эффективной работы учителя английского языка в начальных классах.

3. Выявить приемы и методы работы учителя английского языка в начальных классах.

Анализируя методическую и педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что многие учителя, пришедшие работать в начальную школу из среднего звена, не понимают, почему не «работают» приемы, которые они использовали ранее. Основная ошибка в том, что учителя до конца не понимают особенности восприятия и работы детей начальной школы.

Многочисленные научные исследования работы в начальной школе показывают, что у младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты.

Чем младше ребёнок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребёнка меньше, чем у старшего, ему ещё не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. В самом деле, едва научившись читать на родном языке, ребёнок осваивает это умение на иностранном. Он не осознаёт того, что читает облегчённые, адаптированные тексты, ведь и на родном языке читаемые тексты не так уж сложны.

Таким образом, на уроках английского языка в начальной школе преподавателю необходимо соблюдать следующие условия для получения положительных результатов:

  1. Тщательный отбор ситуаций. Они должны быть просты и понятны для школьника.
  2. Участие каждого в процессе общения. Если ребенок не будет чувствовать свою значимость, он, скорее всего, потеряет интерес к предмету.
  3. Создание благоприятных условий для общения.
  4. Новизна. Интерес к заданиям у школьников младшего школьного возраста пропадает через 10-15 минут, вследствие чего смена видов деятельности просто необходима.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

В.П. Беспалько отмечал, что «игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности» [1].

Игра — особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Для детей игра прежде всего — увлекательное занятие. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета.

Игры способствуют выполнению таких методических задач, как:

— созданию психологической готовности детей к речевому общению;

— обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

— тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений.

М.Н. Скаткин отмечал, что специфика игры, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится» [4].

Многие исследователи игровых форм на уроках английского языка в начальной школе выделяют следующие игры:

— грамматические игры (цель – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся);

— лексические игры (цель – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся);

— фонетические игры (цель – практиковать и развивать произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы);

— орфографические игры (цель — упражнение в написании английских слов);

— творческие игры (цель — научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развить слуховую память учащихся).

Таким образом, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
  2. Минскин Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  3. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. 78с.
  4. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. 183c.
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М. Педагогика, 1978. С. 208-212.

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.

2. Минскин Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

3. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. 78с.

4. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. 183c.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М. Педагогика, 1978. С. 208-212.

Цели и содержание обучения английскому языку в начальной школе

За 3 года изучения английского языка в начальной школе дети овладевают достаточно большим словарным запасом, оттачивают навыки чтения и письма, знакомятся со всеми основными грамматическими конструкциями («there is/there are», «it’s a…» , «I’ve got», «I can» и др) и с основными английскими временами (Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Future Simple). Но характер освоения данного материала, в силу психолого-педагогических особенностей учащихся, разительно отличается от средней и старшей школы. Поскольку у детей в этом возрасте ещё не до конца сформировано абстрактное мышление, им тяжело понимать столь далёкие от их реальной жизни грамматические структуры. И опять же именно коммуникативный подход видится самым логичным и правильным решением для учителей. Не стоит нагружать детей теорией, нужно дать им шанс запомнить сложную информацию на практике — в речи.

Основной практической целью обучения ИЯ в начальной школе является формирование языковой базы, которая должна помочь ученикам преодолеть трудности в освоении более сложного материала средней школы. И от качества формирования этой базы зависит весь дальнейший успех учащихся.

Также обучение английскому языку в начальной школе несёт важную воспитательную цель. Учащиеся знакомятся с новой культурой, что даёт им возможность осознания своей национальной принадлежности. Более того, специфика предмета такова, что дети учатся слушать других, с уважением относиться к высказываниям собеседника, происходит освоение правил общения. Ещё на уроках английского происходит эстетическое воспитание детей. Как показал наш эксперимент, учащиеся начальных классов с большим удовольствием слушают аутентичную английскую речь. Детям нравится произносить новые для них звуки, слова, петь песенки, разучивать стишки и вступать в беседу.

Но, пожалуй, самой важной является развивающая цель уроков иностранного языка. Поскольку процесс обучения требует постоянного создания искусственных ситуаций общения, у детей происходит развитие воображения, памяти, представлений и логики. Этому во многом способствуют многочисленные формы заданий, в которых необходимо не только придумывать что-то новое, но и выполнять логические задачи: анализировать (например, в заданиях типа «look at the picture and agree/disagree»), сравнивать (в заданиях «find differences», «match words»), синтезировать (в заданиях «make a sentence using these words»), обобщать (в заданиях «What’s missing in a line» при наличии последовательности, «What’s this: cat, dog, hippo, tiger-?»), «создавать умозаключения («what do you think about this picture?») и т.д.

Итак, обучение английскому языку на начальном этапе может и должно обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся.

Основные цели и задачи обучения английскому языку (АЯ) в начальной школе направлено на формирование у учащихся (стр. 1 )

2. Пояснительная записка

2.1. Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:

    Фундаментальное ядро содержания общего образования, М.: Просвещение, 2009 ФГОС начального общего образования, 2011, приказ МО РФ № 000 от06.10.2009 зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 г., рег. № 000; ?Основной общеобразовательной программой начального общего образования, утвержденной решением педагогического совета МБОУ СОШ № 43 от _______г.; С постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.2001 г. № 000 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении» (зарегистрированное в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 000); Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2011; Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников .2 – 4 классы./ / , , . — М.: Просвещение, 2011.

2.2. Основные цели и задачи обучения английскому языку (АЯ) в начальной школе направлено на формирование у учащихся:

— первоначального представления о роли и значимости АЯ в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение начального опыта использования АЯ как средства межкультурного общения, нового инструмента познания мира и культуры других народов;

— гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;

— основ активной жизненной позиции. Младшие школьники должны иметь возможность обсуждать актуальные события из жизни, свои собственные поступки и поступки своих сверстников, выражать свое отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение, что будет способствовать их дальнейшей социализации и воспитанию граждан России;

— элементарной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У учащихся расширится лингвистический кругозор, они получат общее представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;

— основ коммуникативной культуры. Учащиеся научатся ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;

— уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка;

— более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;

— способности представлять в элементарной форме на АЯ родную культуру в письменной и устной формах общения;

— положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «иностранный язык», а также развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ), что заложит основы успешной учебной деятельности по овладению АЯ на следующей ступени образования.

2.3. Данная рабочая программа создана на основе современной научной концепции иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур», разработанной (М.: «Просвещение», 2000г.)

Согласно данной концепции, процесс, в котором оказывается учащийся, рассматривается как процесс иноязычного образования. Иноязычное образование выступает в качестве средства достижения конечной цели – развитие учащегося как индивидуальности, готовой и способной вести диалог культур. Начальное общее образование закладывает основы этой готовности и способности.

2.4. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость учебного курса)

Обучение межкультурному общению в данном курсе способствует:

• формированию активной жизненной позиции учащихся. На уроках ИЯ они получают возможность обсуждать актуальные проблемы и события, свои собственные поступки и поступки своих сверстников, учиться выражать своё отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение. Всё это облегчает их дальнейшую социализацию;

• развитию коммуникативной культуры. Школьники учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся быть вежливыми, доброжелательными речевыми партнёрами;

• общему речевому развитию учащихся. Они учатся более осознанно и внимательно относиться к выбору способов и средств для выражения своих мыслей, совершенствуют умение планировать своё речевое поведение, ставить и решать коммуникативные задачи, развивать способность адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения;

• воспитанию внимательного отношения к тексту, формируя вдумчивого чтеца, – качество, присущее каждому культурному человеку;

• расширению филологического кругозора через осознание особенностей своего мышления. На основе сопоставления ИЯ с родным языком происходит уяснение того, что существуют разные способы выражения и оформления мыслей.

Изучение ИЯ вносит заметный вклад в культуру умственного труда. Данный курс готовит учеников к успешной социализации после окончания образовательного учреждения, учит успешно выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе. Владение общением наИЯ стало сегодня одним из условий профессиональной компетенции специалиста, поскольку знание ИЯ может существенно повлиять на его образовательные и самообразовательные возможности, выбор профессии и перспективу карьерного роста.

2.5. Сроки реализации программы

Данная рабочая программа реализуется на ступени начального общего образования со 2 по 4 класс.

Источники: http://e-koncept.ru/2015/65177.htm, http://studbooks.net/2590733/pedagogika/tseli_soderzhanie_obucheniya_angliyskomu_yazyku_nachalnoy_shkole, http://pandia.ru/text/80/476/24877.php

144 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector