Цель изучения грамматики английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
809 просмотров
29 января 2019

Методические основы обучения грамматике английского языка

Цели, задачи и содержание обучения грамматике

Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий. Она играла и продолжает играть неодинаковую роль при обучении родным или иностранным языкам, но также и в системе образования отдельных стран мира.

Разберем понятие «грамматика». Она понималась по-разному. Это понятие еще до нашей эры стало областью знаний. Понятие «грамматика» (греч. grammatikй) первоначально обозначало «искусство чтения и письма».

В средние века «свободное искусство» grammatica (лат.) считалось одним из компонентов всякого образования и ставило целью: научить владению латинским языком, сообщить сведения по филологии, в том числе и при чтении текстов, осуществлять гимнастику ума. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, построенной, как правило, по образцу латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и как самоцель.

В последующий период, особенно начиная с XIX в., понятие «грамматика» наполняется новым содержанием и в языкознании, и в обучении языкам. По определению лингвистов, грамматика стала обозначать:

  • — грамматический строй языка;
  • — раздел языкознания, изучающий такой строй;
  • — совокупность правил изменения слов, их соединений в сочетания [3, 168с.].

Следует при этом отметить, что в ХХ в. лингвисты и методисты, отечественные и зарубежные, стали особенно часто включать в понятие «грамматика» разные разделы науки о языке, например, такие, как словообразование и фонетика, а также орфография, элементы лексикологии, фразеологии, стилистики и др., которые в свою очередь включаются в учебники грамматики разных языков.

В прошлом веке лингвисты настаивали почти на полной или абсолютно полной ликвидации грамматики и всех учебников грамматики в общеобразовательных учреждениях.

Многие европейские педагоги отмечают, что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в силу того, что школьники при изучении традиционных грамматик иностранных языков, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают практической значимости изучения грамматических явлений и понятий.

Как показывает исторический опыт, с одной стороны, попытки отказа от какой-либо грамматики, а с другой — преувеличение ее роли в учебном процессе, отрицательно сказываются на результатах практического владения языком.

В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка — его словарем и грамматикой — для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на данном языке было успешным: надо знать еще условия употребления тех или иных языковых единиц и их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику», которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка. Также в процессе общения имеет место ориентация на социальные характеристики речевого партнера: его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями и речевыми ограничителями. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции. Таким образом, «грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения»

Слово грамматика многозначно. С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении «грамматический строй», т.е. строение слова и предложения, присущее данному языку, которым носитель языка владеет интуитивно и который осмысливает и осознает в процессе школьного обучения.

С другой стороны, грамматика — это теория данного языка, раздел языкознания, обобщение наших знаний о строе языка.

Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков, кок одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения [4, 94с.].

Следуя И.Л. Бим, обучать грамматике иностранного языка — это значит формировать специфические для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определенные грамматические знания и умения. Для реализации этой грамматической цели необходимо:

  • — рассматривать обучение грамматике, не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения, т.е. как средство овладения способами структурного оформления речи, несущей то, или иное предметное содержание;
  • — отобрать необходимый и достаточный грамматический минимум, усвоение которого обеспечит, с одной стороны, относительно правильное грамматическое оформление продуктивных видов речевой деятельности, главным образом говорения, с другой стороны — обеспечит рецепцию, т.е. понимание при чтении и аудировании; следовательно, речь идет об отборе активного грамматического минимума и так называемого пассивного минимума;
  • — обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом для активного использования в речи, что требует в условиях школы особых усилий, т.е. добиться такого положения, чтобы при говорении достаточно было «запустить лишь первый элемент, и все остальные «срабатывают» по заданной программе».

Исходя из сказанного, можно уточнить общие требования к овладению грамматической стороной речи:

  • а) учащиеся должны быть в состоянии грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на его содержание;
  • б) учащиеся должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя свое основное внимание на извлечение содержательной информации. Этой цели должен способствовать отобранный грамматический минимум. Он определяется, как известно, действующей программой. Критерием отбора, которого обычно выступают такие показатели, как его частотность и употребительность в речи, а также его обобщенность, т.е. способность распространяться на то, или иное количество грамматических явлений [3, 168 с.].

Грамматический минимум — это определенный набор грамматических явлений (грамматические формы, структуры, правила изменения слов и соединения их в предложения), предназначенных для правильного оформления речи, как с точки зрения морфологии, так и с точки зрения синтаксиса.

Под активным грамматическим минимумом понимаются те грамматические явления, которые предназначены для употребления в говорении и письменной речи.

Под пассивным грамматическим минимумом понимаются те явления, которые учащиеся могут узнавать и понимать в тексте.

Активный грамматический минимум отбирается на основе следующих принципов:

  • — принцип распространенности в устной речи;
  • — принцип образцовости;
  • — принцип исключения синонимических грамматических явлений.

Пассивный грамматический минимум отбирается с учетом:

  • — принципа распространенности в книжно-письменном стиле речи;
  • — принципа многозначимости грамматического явления.

Грамматика — это теория данного языка, обобщение знаний о строе слова и предложения. Для эффективного усвоения грамматического материала необходимо рассматривать обучение грамматики как средство обучения, отобрать грамматический минимум и обеспечит прочное овладение этим грамматическим минимумом.

Цели и техники обучения грамматике английского языка

Главная цель обучения грамматике заключается в том, чтобы дать ученикам возможность осуществить свои коммуникативные цели. Эта основная цель подразумевает следующее:

— Ученикам нужны очевидные правила, которые соединят грамматические пункты с более обширными коммуникативными контекстами.

— Ученики не должны овладеть каждым отдельным аспектом грамматики, а лишь теми, которые нужны непосредственно для их коммуникативного задания.

— Исправление ошибок не всегда является первоочередной задачей преподавателя.

Очевидное обучение грамматике.

Такое обучение выгодно для взрослой аудитории, так как позволяет ученикам применять навыки критического мышления. В этом случае преподаватели объясняют грамматику таким образом, что студенты получают описательные знания каждого отдельного аспекта.

Необходимо дать несколько полезных советов по обучению грамматике:

— Обучать грамматике можно либо на изучаемом языке, либо на родном языке учеников, либо на обоих. Главная цель – облегчить понимание.

— Нужно ограничивать время, затраченное на объяснение грамматических правил, до 10 минут. Это особенно касается учеников более низких уровней обучения, которые еще не способны поддерживать внимание длительное время.

— Представляйте грамматический материал и в письменной, и в устной формах, чтобы удовлетворить потребности студентов, которые поддерживают разные стили обучения.

Важную роль в обучении грамматике играют примеры. Преподаватели должны приводить примеры, исходя из двух основных принципов:

1. Они должны представлять язык соответствующим образом, подходить культурной среде, в которой используются, и соответствовать теме урока.

2. Он должны быть сфокусированы на определенной теме, чтобы ученики могли работать с определенной информацией и лексикой.

Актуальность обучения грамматике.

Согласно модели коммуникативной компетенции, цель обучения грамматике – обучить языку, где грамматика является его неотъемлемой частью. Поэтому преподаватели обучают грамматическим формам и структурам в соответствии с теми коммуникативными заданиями, которые ученикам необходимо выполнить.

Давайте сравним традиционную модель и модель коммуникативной компетенции на примере изучения простого прошедшего времени в английском языке:

1. Главный принцип традиционной модели – грамматика ради грамматики:

— изучение окончания –ed и вариантов его произношения

— изучение правила удвоения согласных у глаголов, оканчивающихся на –d

— изучение неправильных глаголов, которые нужно запомнить

— выполнение тренировочных упражнений на окончание –ed

— выполнение упражнений на неправильные глаголы

2. Принцип модели коммуникативной компетенции – грамматика ради общения:

— представление двух коротких повествовательных рассказов о недавних событиях (первый – одной половине класса, второй – другой половине)

— изучение глаголов с окончанием –ed на примере текста. Изучение правил произношения и удвоения согласных, если примеры таковых имеются в тексте.

— ученики читают рассказы и задают вопросы о том, что непонятно

— работа в парах (объединяются ученики, прочитавшие разные тексты). Ученики берут друг у друга интервью и, опираясь на ответы, пересказывают устно или пишут ту историю, которую они не читали.

Исправление ошибок.

На всех уровнях обучения ученики воспроизводят язык, немного отличающийся от того, которым пользуются носители. Некоторые различия грамматические, другие заключаются в неправильном выборе лексических единиц и использовании языка в неподходящем контексте.

Преподаватель должен быть осторожен в том, чтобы не исправлять ошибки в ущерб общению и выработке уверенности у учеников. Он также всегда должен подсказать, где ученик делает ошибку, чтобы тот мог над ней поработать в случае необходимости. Преподаватель должен способствовать выработке уверенности в использовании языка, фокусируя больше внимания на содержании общения, чем на грамматических формах.

В зависимости от цели урока и типов выполняемых заданий, рекомендуется исправлять ошибки следующим образом:

— если ученики выполнят задания на отработку определенных конструкций в различных ситуациях общения, то необходимо попутно исправлять их грамматические ошибки.

— если ученики непосредственно вовлечены в коммуникативное общение, то исправлять ошибки нужно лишь в том случае, если они затрудняют понимание.

Изучаем грамматику английского языка

Изучение английского языка — всегда кропотливый труд, требующий искреннего желания овладеть нужными знаниями. Без мотивации усвоение новой информации невозможно даже при наличии самых лучших учителей и учебных пособий. Вы точно решили, что хотите знать английский? Поздравляем, ведь с правильным настроем все проще.

Подумайте, зачем вам английский язык: для работы, учебы, сдачи экзамена, заграничных поездок, чтения книг в оригинале, перевода текстов, общения с иностранцами, самосовершенствования. Чем больше причин, тем больше вероятность успеха. Глобальная цель (выучить английский) должна быть дополнена целым рядом промежуточных задач. Например, к понедельнику я разберусь в английском порядке слов и научусь строить различные типы предложений. Старайтесь всегда выполнять данные себе обещания, ведь даже маленький успех рождает в душе энтузиазм и огромную тягу к новому языку.

С чего начать?

Безусловно, основой основ в любом языке является грамматика. Без грамматических правил даже самый обширный словарный запас на иностранном языке становится бесполезным. Без элементарного знания структуры языка ни говорить, ни читать, ни переводить не смог бы никто, так как грамматика акцентирует свое внимание на закономерностях построения правильных речевых отрезков, несущих определенный смысл. При этом важно, что, однажды разобравшись в английской грамматике, вы сможете свободно строить предложения, интуитивно угадывать подходящую временную форму и т.д. Согласно традиционным методикам в начале изучения правила заучиваются, постепенно вырабатывается навык, а значит знания применяются на практике автоматически, без обдумываний. Чем больше вы занимаетесь, тем эффективнее и быстрее идет образовательный процесс.

Как выбрать учебник грамматики?

Изучение грамматики всегда больше подразумевает работу с письменными упражнениями, чем устную речь. Именно поэтому так важно правильно выбрать учебное пособие. Перед покупкой издания убедитесь, что в нем доступно изложены правила, примеры и даны разнообразные упражнения на закрепление материала. Людям, совершенно незнакомым с английским, лучше выбрать учебник с правилами на русском языке. Идеально, если в конце книги будут «ключи» с ответами, красочные иллюстрации, схемы и таблицы также приветствуются. Выбор учебника всегда индивидуален — издание должно отвечать поставленным вами требованиям и быть для вас интересным.

Многие современные американские, британские и отечественные учебники разработаны специально для начинающих, и каждый из них имеет свои преимущества. Все они включают достаточно широкий круг тем или, наоборот, имеют узкую специализацию под конкретные цели. Наиболее популярны в наши дни следующие издания:

  • Headway
  • Round Up
  • Face2Face
  • Streamline
  • Cutting Edge

Из российских авторов стоит отметить таких, как Галицинский, Бонк, Верещагина. Одним из самых востребованных среди тех, кто начинает изучать грамматику английского языка является Essential Grammar in Use от Raymond Murphy. Это одно из лучших изданий не только для новичков, но и для всех, кто хочет отлично разобраться в базовых правилах языка. Однако, этот эталонный самоучитель написан полностью на английском языке и для самых первых занятий не совсем подходит.

Выбор заданий

Приоритеты в выборе заданий должны быть расставлены в зависимости от того, какие цели вы ставите перед собой (свободная грамматически правильная устная речь или безошибочное письменное владение грамматикой). Если вам важнее говорение, как можно больше тренируйте навыки общения на английском языке. В случае необходимости правильного письма, делайте упор на выполнение письменных упражнений. Однако, не забывайте, что лучший эффект дает «золотая середина».

Выполнение письменных упражнений помогает доводить знания до автоматизма, но нельзя упускать из виду и устную практику. Согласитесь, во время написания есть секунда, чтобы подумать, просчитать варианты, а в разговоре такая заминка будет странной. Постоянное применение новых знаний в речи — залог лучшего запоминания и свободного владения грамматическими конструкциями.

Чтение английской литературы даже в адаптированном варианте открывает массу возможностей для обучения. И не зря для формирования иноязычной грамотности рекомендуется как можно больше читать! Книги — отличный пример корректного употребления лексических и грамматических форм.

Аудирование также занимает значимую позицию в постижении грамматики английского языка. Просмотр аутентичных фильмов, прослушивание песен и аудиокниг способствует правильному пониманию сферы употребления конкретной конструкции или грамматического явления и расширяет границы «книжных» знаний.

Грамматика и лексика

Разумеется, грамматика неразрывно связана с лексикой, и «окунаться с головой» лишь в одну из них несообразно. Если лексика — это пласт знаний, постоянно нуждающийся в обновлении и расширении, то грамматика английского языка — статичное понятие, имеющее довольно ограниченный круг правил. В связи с этим на начальном этапе обучения к грамматическому строю английского языка стоит отнестись вдвойне внимательно.

Все гениальное просто!

Английский язык считается одним из простейших языков для изучения, так как имеет четкую структуру и строгие правила. Являясь аналитическим языком, английский в отличие от синтетического русского чаще всего использует начальную форму слова. Грамматические отношения в английском предложении осуществляются именно через синтаксис, то есть через порядок слов и служебные слова, а не через изменение слова посредством зависимых морфем.

Грамматика английского языка для начинающих кажется непосильной глыбой, однако, на самом деле все проще, чем кажется. Тем более, что наверняка вы заинтересованы в получении знаний об основных грамматических правилах без чрезмерного углубления в «дебри» исключений. Решите, как далеко вам нужно зайти на начальном этапе обучения, и помните, что учить все подряд несообразно. Гораздо лучше изучить то, что вам действительно пригодится. Например, в реальной жизни совершенно необязательно знать все тонкости употребления английских артиклей — для начала базовых правил будет достаточно.

Методики изучения

Каждый человек сталкивается с выбором подходящей ему методики изучения иностранного языка. Кому-то больше по душе занятия в группах, кому-то — индивидуально с репетитором, а кто-то хочет «одолеть» материал самостоятельно.

Как бы то ни было, самой распространенной остается традиционная методика, в основе которой лежит тщательное изучение грамматики, заучивание слов, правил, исключений. Обязательно составление диалогов, выполнение вопросно-ответных предложений, пересказ текста. Такой метод обеспечивает более фундаментальные знания, но, к сожалению, не подходит для того, чтобы выучить язык в короткие сроки.

Нетрадиционный метод, наоборот, ставит перед собой задачу научить понимать и воспроизводить в речи грамматические конструкции. Чаще всего он подразумевает обучение в непринужденной атмосфере, ролевые игры, общение на иностранном языке. Знания в этом случае не подкрепляются достаточным количеством теории, и поэтому остаются достаточно поверхностными. Плюс — благодаря интенсивности практических занятий, навыки общения вырабатываются достаточно быстро.

Порядок слов неслучаен!

Начинать изучать грамматику английского языка следует с элементарных вещей. Первое — это порядок слов в английском предложении. Так как синтаксические связи между ними несут первостепенное смысловое значение, порядок должен быть соблюден в точности. В любом английском предложении всегда прослеживается строгий порядок слов, нарушить который значит сделать грубую ошибку. Именно поэтому изучение грамматики стоит начать с азов строения повествовательных и вопросительных предложений.

Не стоит удивляться огромному количеству времен и неких подозрительных «залогов», примеры которых кажутся бессмысленным набором слов. Начиная изучать грамматику английского языка, остановитесь на Present Simple, Past Simple и Future Simple. Эти довольно простые временные формы станут той базой, на которую аккуратными кирпичиками будут впоследствии складываться остальные английские времена. При изучении границ между схожими временными формами следует также учитывать дополнительные подсказки, явно или косвенно влияющие на выбор грамматической структуры, например, обстоятельства времени.

Раз, два, три, четыре, пять.

Параллельно рекомендуется уделить внимание английским числительным, личным местоимениям и изучению глагола to be, который обладает множеством функциональных значений, поэтому важно разобраться в этом многообразии с самого начала.

Отличия английской и русской грамматики

1. Форма слова не меняется в зависимости от рода. Исключение — существительные с так называемым «женским» суффиксом, например, waitress — официантка, а также слова, которые по своей сути уже относятся к определенному роду, например, boy — мальчик, mother — мама.

2. Общий и притяжательный — только эти два падежа используются с английскими существительными. Как правило, существительные употребляются именно в общем падеже, то есть в указанной в словаре форме.

3. Английские прилагательные не изменяют форму в зависимости от числа и рода существительных и всегда употребляются одинаково.

Подводные камни в море английской грамматики

Очень часто камнем преткновения для русского человека в изучения английской грамматики становятся артикли. В нашем языке их нет, и нам непонятно их назначение. Тем не менее, правильное употребление артикля несет в себе важную смысловую нагрузку, в то время как некорректно использованный артикль искажает предложение и мгновенно выдает в человеке незнание грамматических основ.

Кроме того, из-за несоответствия с русскими правилами затруднение может вызвать употребление некоторых английских предлогов, а открытие факта существования двенадцати временных форм вместо простых и привычных трех времен может вызвать ощущение полной безнадежности. Тем не менее, любые трудности можно преодолеть при достаточном желании учиться.

Таким образом, грамматика английского языка на первый взгляд кажется невероятно сложной, но, начав ее изучать, вы вскоре поймете, что запутанные конструкции вовсе не случайны, и их выбор предусмотрен строгими правилами. Усвоение грамматической базы — важнейший этап изучения английского языка, и без этих знаний никак не обойтись. Желаем вам удачи, чтобы обучение было быстрым и эффективным, а знания глубокими и полезными!

Источники: http://studwood.ru/1669738/pedagogika/metodicheskie_osnovy_obucheniya_grammatike_angliyskogo_yazyka, http://www.spoken-english.ru/2011/01/10/celi-i-texniki-obucheniya-grammatike-anglijskogo-yazyka, http://www.native-english.ru/articles/english-grammar

809 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector