В каком классе начинают учить английский

СОДЕРЖАНИЕ
201 просмотров
29 января 2019

Система преподавания времен английского глагола в средней общеобразовательной школе

Несколько лет назад, закладывая в умы первокурсников грамматику английского языка в педагогическом университете, я четко следовала веками отработанной методике преподавания времен – каждое время разбиралось в отдельности – фундаментально, с массой лингвистических терминов, с последующим анализом и синтезом. Разобрав “по косточкам” одно время, мы переходили к другому, сравнивали их, делали массу упражнений, проводили устные тренинги, писали тесты и конечно, много переводили с русского на английский. Мне казалось, что после такого “мозгового штурма” вопросов по временам оставаться не должно. Но… однажды, пройдя полный курс времен английского глагола, написав довольно неплохо контрольную работу, на очередном занятии я услышала вопрос: “Ирина Владимировна, а что же все-таки это за время – Present Perfect?” Мне стоило больших трудов не потерять самообладание – и это я слышу после целого года занятий. Ну, тогда, мы еще раз, “фундаментально, научно”, со всеми подобающими терминами разобрали эту тему. Придя домой, я долго думала – ну почему так? Почему студенты не ЧУВСТВУЮТ времена? Они понимают, как они образуются, могут назвать все правила употребления, назвать основные признаки, даже написать курсовую. по этой теме, но ощущения, что “все ясно” – нет. Я еще потом долго “нащупывала” разные способы преподавания времен в своем вузе, но результат оставался прежним. Времена знали, но не чувствовали.

Как ни странно, помощь пришла в школе. Ученики, это не студенты. Это понятно всем. Начиная учить английский язык в 5 классе, к концу года ребята должны усвоить два времени, а в 6 уже пять. С тремя временами все понятно – настоящее, прошедшее и будущее. И тут вдруг какие-то странные “настоящее продолженное”, “настоящее простое”. И вот тогда, пытаясь аккуратно, не запугивая, подвести детей к этому времени, я очень четко вложила в их головы мысль – времен в английском языке ровно столько же, сколько и в русском – ТРИ. Но есть оттенки времени, как в красках. Вот, существуют в природе цвета – красный, желтый, синий, но есть еще и оттенки – оранжевый, розовый и так далее. Как раз в этот момент, мне на глаза попалась статья шведского полиглота Эрика В. Гуннемарка, которая подтверждает мои мысли:

“Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют «времена» английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен – три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может”.

Итак, от теории перейдем к “технике, тренировке обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора”. Далее я буду опираться на стандартную государственную программу изучения английского языка в средней школе с 5 по 11 класс. (См. Приложение 1, таблицу № 1)

Усвоение времен я разбиваю на три основных этапа (постоянно напоминая учащимся, о том, что времен три!):

1 ЭТАП. 5-й класс: изучение двух времен: Pr. Simple & Pr. Continuous. Перед тем, как знакомить учащихся с понятием времени, я говорю, что самая главная часть речи в английском предложении – это глагол и для того, что бы изменить время, достаточно поменять форму глагола. Я постоянно подчеркиваю, что времен всего три, но что бы наша речь была интереснее, красивее, понятнее мы “подкрашиваем” наши глаголы нужным оттенком.

Для этого перед глазами учащихся появляется схема – алгоритм. (см. Приложение 2, таблицу № 2). Следуя стрелкам, строим правильное предложение. Позднее, учащиеся уже не нуждаются в опорной схеме, у многих детей хорошо развита зрительная память, и стоит им только задать вопрос “В какой части схемы мы находимся – в левой или правой?” как правильное решение не заставит себя долго ждать. Здесь следует уточнить, что, конечно же, мы разбираем и записываем в тетрадь образование каждого времени в отдельности, изучаем правила орфографии при добавлении окончаний, но практическое освоение времен происходит только вместе, в постоянном сравнении, на конкретных примерах и упражнениях. Таким образом, я даю детям понять, что мы начали изучать настоящее время и познакомились с двумя из его оттенков, один из которых придает нашему действию оттенок длительности, а другой – оттенок постоянства, регулярности.

2 ЭТАП. 6-й класс: к изученным двум временам добавляем сразу три новых времени: Past Simple, Future Simple & Present Perfect. Это очень важный этап в изучении времен. Здесь закладываются основы понимания всех основных аспектов временных форм – Simple, Continuous & Perfect. От того, насколько хорошо учащиеся прочувствуют эти самые аспекты, зависит дальнейшее успешное освоение всех остальных времен. И снова появляется таблица (см. Приложение 3, таблицу № 3). Здесь учащиеся видят уже знакомые им два времени и три новых. Я не зря поставила сначала все настоящие времена, затем прошедшее и, наконец, будущее. Снова говорю ребятам о том, что времен – три. Все остальное – оттенки. Мы уже знаем два оттенка настоящего времени (действие может быть простое, а может быть продолженное), начинаем изучать новый оттенок настоящего времени – совершенный. Записываем в тетрадь образование, слова указатели и переходим к упражнениям сразу на три времени.

Далее появляется Past Simple. Ввожу понятие правильного и неправильного глагола, рассматриваем таблицу неправильных глаголов. Делаем несколько упражнений на трансформацию предложений из простого настоящего в простое прошедшее. Затем привожу учащимся два примера по-русски:

– Пушкин написал много книг.

– Джоан Ролинг написала много книг. (Ну, наверное, сейчас нет ни одного ребенка, который бы не знал знаменитого автора “Гарри Поттера”, но на всякий случай напоминаю им кто это.) Обращаю внимание ребят на то, что в русском языке эти предложения с точки зрения времени выглядят одинаково. Глаголы стоят оба в прошедшем времени. А теперь показываю им, как эти предложения переводятся на английский язык:

– Pushkin wrote many books.

– Joanne Rowling has written many books.

Почему в первом случае мы использовали простое прошедшее время, а во втором – настоящее совершенное? Как правило, в классе всегда находится ученик, который делает правильный вывод: Пушкин уже умер, он больше ничего не напишет, поэтому он “в прошлом”, а Дж.Ролинг живет сейчас и напишет еще много историй о Гарри Потере, поэтому о действии “писать” нельзя сказать в прошедшем времени. И здесь нам на помощь приходит настоящее время, но уже совершенное. Таким образом, учащиеся хорошо понимают, что такое “законченный и не законченный период времени”.

После того, как учащиеся знакомы с образованием и функциями всех пяти времен, я использую для начального тренинга следующее упражнение: пишу на доске набор слов: подлежащее и сказуемое в начальной форме и прошу учащихся составить пять предложений в разных временах, добавив к ним соответствующие обстоятельства времени. Например:

– she cook dinner

На начальном этапе это упражнение делаем все вместе, один ученик у доски, остальные работают в тетрадях. Вот, что у нас должно получиться:

  1. She cooks dinner every day. (Pr. Simple)
  2. She is cooking dinner now. (Pr. Cont.)
  3. She has already cooked dinner. (Pr. Perf.)
  4. She cooked dinner ten minutes ago. (Past Simle)
  5. She will cook dinner tomorrow. (Future Simple)

Обязательно подчеркиваем форму глагола, а в скобках указываем время. Устно проговариваем перевод. Затем усложняю задачу: прошу сделать отрицательные и вопросительные предложения.

Отработав на таком упражнении пять времен, переходим к упражнениям на раскрытие скобок. Перед глазами таблица № 3. Действуем по следующему алгоритму, который записываем под диктовку в тетрадь:

  • Прочитай задание (именно здание, так как под одним номером часто задается целая ситуация, состоящая из нескольких предложений.) до конца.
  • Переведи его на русский язык.
  • В каком времени наша ситуация – в настоящем, прошедшем или будущем?
  • Придай каждому действию (глагол в скобке) нужный оттенок: простой, продолженный или совершенный.
  • Запиши полученные предложения.

Четко следуя данному плану, на начальном этапе под контролем учителя, учащиеся учатся строить предложения в нужном времени.

Далее, учащиеся уже самостоятельно могут пользоваться таблицей, а со временем и вовсе в ней не нуждаются. Ну, и конечно, весь год мы учим неправильные глаголы, разыгрываем различные речевые ситуации в диалогах и играх. В конце изучения пяти времен я провожу два важных мероприятия:

  • Зачет по пяти временам (зачетная работа приведена в приложении)
  • Урок КВН “Five Favourite Tenses” (класс делится на две команды и выполняет различные задания в игровой форме)

Я специально очень подробно остановилась на втором этапе изучения времен, т.к. повторюсь, он, на мой взгляд, самый важный. За этот год (и весь следующий, т.к. в 7 классе не добавляются новые времена) учащиеся должны прочувствовать эти пять времен на подсознательном уровне, как на своем родном языке. Далее, в старших классах на эту базу очень легко и органично накладываются остальные времена.

3 ЭТАП. 8-й класс. Семь времен: К изученным пяти добавляются Past Continuous & Past Perfect.

Два этих времени добавляются в новую таблицу (см. Приложение 4, таблица № 4) и мы действуем по старой, отлаженной схеме:

  • Разбор образования времен
  • Упражнения на трансформацию предложений в семи разных временах
  • Упражнения на раскрытие скобок
  • Отработка семи времен в речевых ситуациях
  • Итоговый зачет

Еще раз подчеркну два очень важных нюанса.

  1. На каждом этапе мы говорим о том, что основных времен в английском языке – три.
  2. Нужно как можно быстрее начать работать со всеми временами в комплексе, не зацыкливаться на каком-то одном.

4 ЭТАП. 9 класс. Все 12 времен.

Этот этап заключительный и подводит учащихся к новой, сложной теме “Согласование времен”.

Я опять использую таблицу (см. Приложение 5, таблица № 5), но на этот раз, учащиеся не видят перед собой готовую схему. Мы тратим целый урок (а иногда и два) на то, чтобы составить ее вместе. Это очень важный психологический момент – делая таблицу своими руками, учащиеся еще раз убеждаются в том, что ничего страшного “в этих временах” нет – их всего три, плюс четыре оттенка!

План построения таблицы следующий.

  1. В верхней, горизонтальной “шапке” таблице обозначаем три основных времени: Present, Past & Future.
  2. В левой вертикальной части – четыре оттенка: Simple, Continuous, Perfect & Perfect Continuous.
  3. Берем, как в самом начале, набор слов, состоящий из подлежащего и сказуемого в начальной форме (например: Tom write a poem) и начинаем заполнять таблицу полученными примерами по горизонтали, т.е. прописываем все варианты простого времени, затем продолженного, совершенного и совершенного-продолженного.

Заканчивая прописывать каждую горизонталь, мы наблюдаем, как меняется форма сказуемого – выделяем сходные черты (например, учащиеся видят, что во всех продолженных временах у сказуемого появляется окончание -ing, и только глагол to be меняется в зависимости от основного времени.)

Далее, совместно созданная таблица еще долго используется по заученному плану второго этапа и отрабатывается на упражнениях, описанных выше. Я уже предвижу вопрос: “А как же появляются в таблице такие времена как Future Perfect Continuous или Past Perfect Continuous?” Да, я не объясняю эти времена отдельно. Я просто показываю, что есть еще четвертый оттенок – длительно-совершенный. На примерах (сначала по-русски) показываю, как такие оттенки работают в речи. Затем, показав, как образуется Present Perfect Continuous, учащиеся уже сами понимают, какие элементы нужны для образования остальных длительно-продолженных времен.

Таким образом, все 12 времен (ой! простите, всего три с их оттенками!) четко выстраиваются не только в данной таблице, но и в головах наших любимых учеников.

В заключение хочу сказать, что данная система изучения времен английского глагола апробируется мною в течение нескольких лет и разумеется, она не совершенна и постоянно дорабатывается мною новыми идеями.

Особенно актуальна эта система в нашей школе – ежегодно, по конкурсу к нам приходят новые ученики из разных школ, с разным уровнем знания английского языка. Мы не тестируем уровень языка при поступлении в школу, поэтому часто к нам попадают дети блестяще владеющие русским и математикой, но по каким-то, не зависящим от них причинам, с огромными пробелами в языке. Иногда у меня просто нет времени на то, чтобы постепенно, шаг за шагом объяснять новичку-девятикласснику все двенадцать времен. И тогда мы садимся и вместе рисуем таблицу…

Конечно, не все так просто. Учащиеся путаются, делают ошибки. Но я добилась самого главного – у ребят нет того психологического барьера страха пред изучением двенадцати времен, который мешает им почувствовать время и, следовательно, само понимание категории “время” приходит естественно и безболезненно.

Ну, а как же иначе, ведь времен всего три, как и в нашем родном языке!

С какого класса изучают английский язык?

С какого класса изучают английский язык в общеобразовательной школе? Я помню, что раньше мы начинали изучение иностранных языков с пятого класса. А сейчас как?

4 комментария

А у меня английский язык был с самого детства, прямо со второго класса школы, и это очень хорошо, так как чем раньше начать его изучать, тем лучше по итогу, да и память у детей всегда лучше. А в некоторых школах тем более бывает, что с пятого класса уже дают изучать второй иностранный язык. Сейчас тоже изучают английский в школах со второго класса, по крайней мере начинают с изучения алфавита и самых простейших разговорных фраз и отдельных слов, что тоже неплохо. Знания языка никому еще не мешали.

Мои дети сейчас ходят в деревенскую школу. В третий класс. Так вот, английский они начали изучать со второго класса. Говорят что ещё будет второй иностранный язык.

Пришлось вспоминать школ ные годы:) У нас в школе учили английский язык с первого класса. Такие занятия были по деланию родителей и платные. Лично я не изучала с первого класса со многими учениками. Мои родители считали (и правильно как показало время), что это глупо и будет бесполезно, так как с 5 класса все будут изучать язык начиная с начальной программы. Так и произошло, ведь школьную программу они знали, у меня еще старший брат был. Я знала язык на уровне всех детей, все быстро догнала, что они и так изучали 3 года. Но в наше время все еще больше поменялось. Родители считают и начинают учить английскому языку еще до школы. В садиах или вообще нанимают дополнительных репетиторов. Я считаю это не очень верным подходом, несмотря на то что дети восприимчивы. Но изучить язык в таком возрасте они могут только очутившись среди англоговорящих. На мой взгляд не стоит раньше времени напрягать ребенка такой нагрузкой. Лучше уж физической нагрузкой озадачить, более полезнее будет. Сейчас уверена, что во многих школах так и осталось с 5, а где было с 1ого тоже и осталось, может и добавили в другие школы с 1ого класса.

Когда я училась, а это было в конце девяностых в начале двухтысячныйх годов, то у нас английски начинался с пятого класса, но у нас тогда и четвертого класса не было, но мне кажется, что чем раньше начать изучать английский язык тем лучше. Моя подруга своего сына лет в пять отдавала уже учить английский язык, сейчас ему девять лет и он хорошо знает английский и проходит его уже со второго класса в школе, со второго по четвертый класс самая начальное и простое обучение азам языка, а вот с пятого по девятый класс нужно успеть изучить весь основной английский язык. К сожалению и сейчас есть проблемы с учителями английского языка. Когда я училась в нашей школе тоже постоянно менялись учителя английского языка, как перчатки, поэтому нормально я его выучила только в тот период, когда у нас был учитель, аж целый учебный год. Поэтому лучше всего ребёнка ещё и водить на курсы английского и практиковать язык постоянно, чтобы он читал книги на английском, чтобы просто не забыть язык, что очень легко сделать.

С какого класса обучать ребенка иностранному языку?

я ему русский вдолбить не могу трудный ребенок; а тут еще английский сказали должна делать мама; а я 40 лет назад учила немецкий нам прямым текстом сказали должны учить родители тоогда зачем учителя? звонить волшебнику в голубом вертолете?

Иностранный язык нужно начинать изучать тогда, когда заложены азы родного. Иначе у ребенка будет каша в голове.

Мы начали за год до школы. Простоучили слова. Скачали на телефон программу и потихоньку обучали свою девочку алфавиту и базовму набору слов. Сейчас 3-й класс одни пятерки.

Программ на самом деле много, но сейчас мы вообще нашли ту которая составлена прямо по нашей школьной программе. https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.basisoft.englishcards

Сейчас дети очень развитые и зря вы боитесь изучение иностранного языка в раннем возрасте, чем младше ребенок. тем лучше он усваивает материал, вы же не боитесь давать своему младенцу в руки телефон или планшет, лишь бы не плакал. Смотрите на вещи реально и научите своих детей не только правам, но и обязанностям.

Все словно чокнултсь! Бедные дети! Они русского ещё не знают, а им впихивают английский! Потому то и живём мы так хреново и всё у нас наперекосяк. Репетиторов надо нанимать по русскому детям и учить всему национальному, англ.язык — это язык торгашей! Я считаю, что не стоит столько времени уделять иностранным языкам! И предмет этот не должен быть обязательным!

Английский конечно важен очень. Мы вот проворонили, сразу не начали серьезно к этому относится, вот и плавает теперь( Надо репетитора нанимать, чтоб совсем не запустил.

У нас английский изучает лет я пяти точно. Сначала простой курс. на картиночках и кубмках, потом уже с первого класса нанимали репетитора, потому что считаю, что английский сейчас очень важен! Сейчас ищем курсы для подготовки к ЕГЭ.

# 27131, более чем нормально. Если всё растянуть, то чисто ребята не смогут пройти всю программу, которая должна быть за тот или иной класс. К тому же читать обязательно, учитель если нормальный, то кричать за ошибки не будет, это же не конец света, а объяснит как правильно. Так что пусть ребенок читает. Чтобы не приносить домой трояны и двойки. Удачи.

oOps.

В 4-омклассее((

Наши со 2 класса начали изучать, когда научились хорошо читать по русски. Занимались по учебнику Биболетовой, проблем особых не было. С сентября, правда, на другой учебник переходят, перестают оказывается Биботетову в»Титуле» издавать. Что -то там с авторами не поладили. Жаль нам этого учебника, в начальной школе очень хорошие результаты по нему.

Английский с 1го класса — ИДИОТИЗМ. Они по русски-то толком не умеют писать и читать.

по моему опыту с 1ого рановато. Второй ребенок изучает с 1ого, первый изучал с 3его класса

Изучаем с первого класса, уже в четвертом, добавили плюс один доп английского к уже имеющемуся предмету, который в стандарте государства, теперь их два против одного урока допа в третьем классе. считаю, чем раньше ребено начнет изучать, тем лучше. только надо искать качественного преподавателя, а галопом по европам, так и русский не выучит. Нам повезло, преподает та же учительница, что когда-то моему мужу преподавала, муж знает его очень хорошо. Сыну тоже в принципе дается он неплохо.

здравствуйте,скажите пожалуйста,как должен изучаться английский язык во 2 классе, (в первом не было)? просто у нас дети за 7 уроков прошли все буквы, это получается по 6 букв за каждый урок, при чембуквы заданные не повторялись на следующем уроке, а изучались новые, и вот сейчас еще даже не конец сентября, а дети прошли все буквы, задали учить весь алфавит и на следующий урок рассказать. это нормально? это так и должно быть? а также пишет на доске слова и заставляет читать, в противонм случаее угрожает поставить двойку, это как ?

У нас в школе ужас, что с английским (6 кл) Ходили и к репетитору и в центр. Понравилось больше в центре, там как-то серьезнее работа поставлена что ли, больше контроля. В школе не стали говорить что ходим в центр, потому что наш преподаватель тоже любит занизить оценку «не своему» ученику. До этого ходили к двум разным репетиторам, результат не радовал. постоянные переносы времени. Сейчас перешли с 3 на твердую 4, занимаемся в группе из 4 человек по четкому расписанию.

Добрый день. я хочу рассказать о школе в которой учится мой сын. Я живу в Краснодаре, мой сын учится в 31 школе. Английский язык изучали со 2 класса. В этом году выдали учебники по английскому языку «1-й год обучения» и ребята опять учат алфавит. для меня это просто немыслимо. Я решила выяснить, на каком основаниишкола изменила программу обучения, и написать запрос в Министерство Образования Краснодарского края. мое письмо «спустили» в школу. И начались проблемы. Директор школы вызвала меня на ковер и объяснила, что ребенок не обучаем, не управляем, и у меня в семье, оказывается, все воспитание и установка на то, что учиться не надо и я формирую у ребенка позицию просто отсидеть до 11 класса и получить «волчий билет». Интересно, что в прошлом году таких разговоров не велось, потому, что у моего сына все годовые 4. А в этом году мне было указано, что у ребенка нет никаких знаний по английскому, природоведению, и другим предметам.Так и сказали — «у вашего ребенка нулевые знания по всем предметам», ну и нам сказали, что нам надо вообще переходить в другую школу, потому что мы не из их района. В общем, я много узнала о себе и своем ребенке. Директор выбрала привычную для нее стратегию «лучшая защита — это нападение». Я понимаю, если в школе обучение английскому языку начинается с 5 класса — программа такая. Это понятно. Но я не понимаю, почему после обучения в течении 3 лет английскому языку ( кстати школа тратила государственные деньги на это обучение), школа имеет возможность и право опять обучать английскому с «0». Кстати, знаете, как мне объяснила директор такое положение вещей?

  1. детки за лето все забыли, идет сложная адаптация в 5 классе и они должны повторить пройденное.
  2. мы заказали учебники в феврале месяце. пришли такие учебники.

Объясните, что все это значит — это новые стандарты обучения такие?

С уважением Елена. мать ученика 5 класса 31 школы г. Краснодар.

Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/312846/, http://rocca.ru/Question/47134, http://www.habit.ru/portal/schools/11/2450.html

201 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector