Важность грамматики в изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
702 просмотров
29 января 2019

Значение грамматики в английском языке

Куда бы мы ни посмотрели, нас окружает английский язык. Названия рекламных роликов, тексты баннеров, этикетки товаров, гаджеты, с адаптированными программами на английском, фильмы, музыка – везде можно прочитать или услышать английскую речь. Мы учим английский язык в школе, университете, а затем и по профилю работы.

Важной составляющей обучения является грамматика, в особенности грамматика английского языка для начинающих. Ведь от того, насколько мы усвоим правила написания и составления предложений, будет зависеть уровень и качество наших знаний.

Как постичь грамматику английского?

Понять и запомнить правила – вот основа для тех, кто желает выучить грамматику английского. Стандартное зазубривание не поможет в тех случаях, когда придется применять правило на практике, например, в разговорной речи или деловом письме. Помимо изучения разговорной речи и набора словарного запаса, занятия по английскому языку в обязательном порядке должны включать основы грамматики. Ведущими решениями для совершенствования знаний станут :

• регулярные практические занятия;
• небольшие тесты по каждому изученному блоку;
• подробное обоснование преподавателем правил;
• знание исключений;
• аудио- и видеофайлы с подборкой грамматики.

В первую очередь, выучить конструкции и их исключения помогут практические занятия. В них входит разговорная речь – диалоги между участниками группы, просмотр тематических фильмов или прослушивание аудиоматериалов. Такой подход позволяет запомнить правила на слух и зрительно. Безусловно, преподаватель должен объяснять правила детально, чтобы каждый его ученик разобрался: почему конструкция пишется или строится таким образом.

Большую часть исключений следует просто запомнить, для дополнительного закрепления материала рекомендуется регулярно писать краткие тесты. Во-первых, они придадут стимул выучить правила, во-вторых, будут формировать понятия и примеры их использования. Держать в голове абсолютно все правила грамматики английского языка довольно сложно, поэтому необходимо постоянно применять их в разговорной речи и письме.

Неважно, сколько по времени мы учим английский язык – месяц, год или 10 лет. Грамматику должен знать каждый! Она служит основой общения и переписки между людьми из разных стран. Тем, кто только начинает путь к знаниям, подойдет грамматика английского языка для начинающих. Следует изучить правила и запомнить исключения, тогда ваше общение с иностранцами будет легким и непринужденным.

КУРСЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Формат Материала

Английский язык для начинающих

Почему важно знать английскую грамматику? Все за и против изучения правил грамматики

Важности знания грамматики английского языка посвящено множество статей и пособий.

Существуют две принципиальные позиции по этому вопросу. Первое мнение – академическая позиция, типичная для большинства институтов и школ, все еще находящихся под эффектом советской системы преподавания английского. Данное мнение предполагает невозможность освоить английский без зазубривания грамматики этого языка. К сожалению, в большинстве случаев удается научиться читать, но с гораздо большим трудом — понимать английскую речь и говорить по английски.

Второе мнение предполагает совершенно полярную позицию. Игнорируйте грамматику — на первом месте ваш навык «говорения» на английском. У адептов данного подхода часто можно видеть лексические недостатки в речи уровня «Моя есть Александр. Я есть работать в офис.Я любить игра в футбол». Да, такие люди могут достаточно бегло комбинировать различные английские слова и их даже могут понимать. Однако для носителя языка подобная речь будет резать слух.

Давайте же рассмотрим преимущества и недостатки обеих вариантов и попробуем найти золотую середину.

На самом деле серьезно искажены оба этих мнения – каждое из них впадает в крайность.

Важно всегда искать «золотую середину», которая всё же ближе ко второму мнению.

Академический способ изучения английского не лишен серьезных недостатков.

Многие учебные заведения (особенно общеобразовательные школы и вузы) чрезмерное внимание уделяют вопросам изучению грамматики. Но при этом забывают – в основном знание грамматики необходимо для контроля и улучшения своих навыков свободного общения. Но поскольку основная часть времени при таком обучении отводится изучению грамматики, так и не совершенствуются знания свободного общения на английском.

Подобная ситуация вызвана осознанием, что грамматика является сложнейшей составляющей в изучении английского языка. Из-за дефицита учебных часов при изучении, основная ставка преподавателей приходится именно на грамматику. Ведь предполагается, что ученики сами смогут усовершенствовать остальные навыки.

Но важно помнить – ученикам предстоит изучать не только английский, у них часто не хватает времени даже на грамматику.

Однако и альтернативное мнение имеет свои недочеты

В результате ученики после окончания учебных заведений осознают:

— Проблемы с прочтением неадаптированных текстов;
— Сложности в общении на свободные темы;
— Проблемы в улавливании английских слов на слух.

И это несмотря на отличное знание грамматики, порой даже лучше многих носителей языка. Многие огорчаются и прекращают свои попытки выучить английский. Но при достаточном упорстве, стремлении освоить тонкости человек начинает вслушиваться в разговорную речь, изучать английские тексты, расширять свой словарный запас. Но при этом не имеет особого желания и времени заниматься грамматикой.

В итоге они добиваются планируемого результата и уверены – чтобы изучить английский, грамматика вовсе не требуется. Но есть одно «но» — ведь они уже раньше изучали грамматику, наработана определенная база, которая и стала основой их прогресса.

Рассмотрим теперь второй вариант.

Со стороны многих языковых школ становится модным писать в своих рекламных объявлениях «выучи английский без нудной грамматики», «английский язык без зубрежки» итд. Этот подход красивый, привлекательный, но, как показывает практика, малоэффективный. Хотя бы базовая грамматика, безусловна, необходима любому человеку, желающему говорить по английски.

Другой вопрос, что зачастую многие из нас, получавшие образование в английском языке по старым полусоветским стандартам ориентируются в грамматике куда лучше, чем говорят на языке. Многие из моих знакомых могут без труда прочитать несложный текст на английском и даже понимать английскую речь, но впадают в совершенный ступор при попытке сказать что-нибудь на английском. В таком случае, конечно же, грамматику нужно отодвинуть на второй план и сосредоточится на раскрепощении собственной речи и более свободному разговору на английском.

Проверено, что это отлично практикуется на английских разговорных клубах.

При изучении английского языка без знания каких-либо правил грамматики, возникнут логичные сложности – из-за непонимания, почему и как строятся фразы, зачем использовать именно такие слова и конструкции. Это на практике не станет критической преградой, но придется потратить множество дополнительного времени для самостоятельного уточнения таких тонкостей знания английского.

Для более эффективного и быстрого изучения английского лучше периодически пользоваться справочником по грамматике.

Грамматику английского следует изучать регулярно для улучшения знаний

Чтобы определить подходящий способ изучения грамматики в английском языке, важно помнить – в английском грамматика является вторичной. Сначала появился сам язык для взаимодействия людей, а потом на интуитивном уровне возникли и правила использования слов и предложений.

Лишь затем решено было свести все появившиеся правила в определенную систему. Следовательно, английский язык сам определяет свою грамматику. Поэтому идеальное понимание грамматики еще не гарантирует полноценное знание английского. Можно ознакомиться со всеми тонкостями грамматики английского языка, но без их использования и закрепления на практике периодически будут возникать сложности и ошибки.

Но и в важности знания грамматики тоже сомневаться не приходится. Наоборот, именно знание грамматики английского становится важной основой для лучшего усвоения разных языковых конструкций, изучая английский более эффективно и естественно.

Человек лучше всего запоминает осмысленные сведения, которые представлены в логической структуре. Нашей памяти необходимо понимать связи. Если мы понимаем осмысленную информацию, необходима её логическая привязка к уже известным данным. И при этом нужно понимать логическую структуру самой фразы. Благодаря знанию грамматики могут легче выявляться подобные привязки, с лучшим пониманием структуры предложения.

Следовательно, грамматика английского основана на определенном наборе связей для лучшего и быстрого освоения нового материала. Но и без нового практического материала знание грамматики тоже не особо полезно.

Для пользы от изучения грамматики она должна использоваться по назначению. А именно – грамматика должна использоваться для понимания связей в новом изучаемом материале.

В частности, видите новый текст на английском языке – но один момент с позиции грамматики не понимаете. В таком случае будет полезно уточнить возникший вопрос в справочнике по английской грамматике или посоветоваться со своим преподавателем.

Если же грамматических сложностей при знакомстве с текстом не возникает, то и акцентировать свое внимание на теории нет смысла. Ведь многие грамматические нюансы в английском понятны на интуитивном уровне, без необходимости уточнения. В этом и заключается оптимальный баланс теории и практики для комплексного изучения английского.

В целом хотелось бы порекомендовать всем изучающим английский язык — стараться держать баланс между скрупулезным изучением грамматики и только разговорам на английском. В этом состоит секрет постижения по настоящему богатого и глубокого уровня английского языка.

© London English School 19/08/2015
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.

Роль и место грамматики в обучении иностранному языку

Грамматика является одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных дискуссий и обсуждений, как грамматика.

Слово «грамматика» имеет разные значения. Под ним понимается грамматический строй языка, то есть система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в предложении, а также наука о грамматическом строе языка. [5;118]

Значение изучения грамматики определяется тем, что грамматика, в силу обобщающего характера своих законов, облегчает путь овладения языком. Как говорил Б.В. Беляев :« Теория освещает путь практике и помогает ей».

Овладение грамматическим строем языка в том или ином объеме обеспечивает выражение мыслей в устной и письменной форме и понимание их на слух и при чтении. Учащиеся узнают новые факты и явления, лингвистические понятия и грамматические категории, не свойственные родному языку. Изучение грамматики иностранного языка помогает лучше осознать грамматический строй родного языка, развивает логическое мышление учащихся, их наблюдательность, способность к анализу и синтезу.

Роль грамматики часто меняется под воздействием ряда факторов: эволюции теории лингвистики, учета практических результатов обучения иностранному языку, учета государственной политики в области образования и т.д. Обучение грамматике того или иного языка имеет целью научить учащегося правильно говорить и понимать читаемый текст. Это значит, что задачей является не овладение грамматической системой иностранного языка, всеми его формами и конструкциями, а развитие умений и навыков правильно организованной речи.

В настоящее время наблюдаются тенденции к снижению роли грамматики при обучении иностранному языку, так как, исходя из многочисленных наблюдений, выяснилось, что учащиеся не осваивают практического владения грамматическими явлениями. Они не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа. Но как бы то ни было, роль грамматики в организации коммуникации остается одной из самых важных и доминантных.

Н.Д. Гальскова говорит: «…можно привести примеры сохранения доминирующей роли грамматики в обучении иностранному языку, о чем свидетельствуют отечественные программы и учебники, создающиеся в ряде случаев не на основе методической целесообразности, а под влиянием особых мнений лингвистов, а также ряда социально-политических факторов». [1; 306]

Подходы в обучении грамматике

Е.Н. Соловова считает, что в зависимости от условий обучения, характера аудитории и грамматического материала, а также от позиции учителя в преподавании грамматики, можно по-разному строить процесс ознакомления с грамматическим материалом и его тренировки. [11;110]

Для того, чтобы правильно организовать ознакомление с грамматической структурой и её тренировку, предвосхитить и максимально сократить появление возможных ошибок, учитель должен проанализировать трудности, которые данное грамматическое явление может представлять для учащихся. Трудности, возникающие при обучении грамматике, нужно рассматривать с позиции возникновения межъязыковой и внутриязыковой интерференции.

Соизучение родного и иностранного языка неизбежно приводит к определенной межъязыковой интерференции, когда правила из одного языка механически переносятся на другой, что и приводит к появлению ошибок.

В изучаемом языке существует достаточно большое количество грамматических явлений, которые учащиеся могут перепутать, особенно если данные явления полностью или частично отсутствуют в родном языке.

Для преодоления этих трудностей лингвистами были выработаны определённые подходы в обучении грамматике. В обучении грамматике традиционно определились два подхода — имплицитный и эксплицитный.

В первом случае акцент делается на обучение грамматике без объяснения правил, а во втором — наоборот.

Е.Н. Соловова отмечает, что «на современном этапе данные методы редко используются в «чистом виде». В практике обучения иностранному языку учитель может варьировать использование тех или иных методов».

Выбор метода зависит от многих причин, в том числе от возраста, уровня языковой компетенции учеников, целей курса, а также от особенностей грамматического материала. Наиболее распространенным в настоящее время в практике обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов.

Рассмотрим эти базовые подходы к обучению грамматике, определим плюсы и минусы каждого из них, а также возможные варианты их использования в зависимости от конкретной ситуации обучения иностранному языку

Имплицитный поход представляет собой обучение какому-либо грамматическому явлению без объяснения правил. Чаще употребляется на начальном этапе обучения, учащиеся знакомятся с речевым образцом и понимают значение грамматической структуры, самостоятельно осмысливают ее и выполняют упражнения по аналогии. В данном подходе были сформированы два метода обучения: структурный и коммуникативный.

Структурный метод предполагает примерно следующую последовательность действий:

1) . аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности. Например: This is a book/ a pen/ a ruler/ a boy/, etc. This is not a book/ a pen/ a ruler/ a boy/, etc. This is my book/ my pen/ my ruler. Is this a book/ a boy?;

. хоровое и индивидуалнoе проговаривание образцов за учителем или диктором;

. вопросно-ответные упражнения с учителем и парах с использованием отрабатываемых структур, например: Is this a book? — Yes, it is./ No, it isn’t.;

4). учебный диалог с несколькими структурами.

Плюсы структурного метода:

грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки;

у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способность автоматизированно употреблять готовую грамматическую структуру в речи.

Минусы структурного метода:

упражнения носят механический, монотонный характер;

учащимся скучно, они быстро устают;

?упражнения исключают речевой характер отработки;

содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы.

Коммуникативный метод требует следующего алгоритма работы:

. предваряющее слушание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации;

. имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение;

. группировка схожих по смыслу/форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации, например, в ситуации знакомства: What is your/ her/ his name? Where are you/ he/ she from?;

4) разнообразие обстоятельств автоматизации. [11;112]

В.Н. Филатов говорит о достоинствах и недостатках коммуникативного метода:

высокая степень мотивации учащихся;

речевая направленность отработки;

разнообразие речевых контекстов использования.

недооценка принципа сознательности;

большая подготовка со стороны учителя;

специальный набор речевых «этюдов», что далеко не всегда есть в арсенале каждого учителя:

* продолжительность во времени. [11; 112].

Эксплицитный подход предполагает краткое теоретическое пояснение, касающееся образования и употребления данного грамматического явления, сопоставление с родным языком. Внутри эксплицитного подхода различают дедуктивный и индуктивный методы.

Дедуктивный метод предполагает работу над грамматическим материалом от общего — к частному, от правила— к действию.

осуществляет реализацию принципов сознательности, научности;

обеспечивает пооперационную отработку грамматического навыка;

способствует формированию учебных умений и навыков, большей автономии учащихся;

может быть использован при самостоятельной работе.

трудность понимания грамма-терминологии;

часто грамматика отрабатывается на «безликих» предложениях, вне связного речевого контекста, вне актуализируемой лексики и тематики общения, что приводит к тому, что грамматический навык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений.

Под индуктивным методом понимается работа от единичного — к общему. Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления.

обеспечивает реализацию проблемного метода;

стимулирует самостоятельное языковое наблюдение;

развивает догадку по контексту;

способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.

может занимать много времени;

не все языковые явления можно объяснить индуктивно;

неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам.

Е.Н. Соловова говорит: «Дифференцированный подход к обучению грамматике позволяет сочетать различные подходы и методы с учетом особенностей обучения». [11;109]

Другим словом, дифференцированный подход в обучении английскому языку — это организация учебного процесса, при котором индивидуальные особенности каждого учащегося учитываются во время организации учебной деятельности.

Источники: http://dvfu-english.ru/interesting/68-znachenie-grammatiki-v-anglijskom-yazyke, http://londonnsk.ru/grammatika/98-pochemu-vazhno-znat-anglijskuyu-grammatiku-vse-za-i-protiv-izucheniya-pravil-grammatiki, http://studbooks.net/1765384/pedagogika/rol_mesto_grammatiki_obuchenii_inostrannomu_yazyku

702 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector