Английский для журналистов: учебные программы и курсы
Переоценить роль английского языка для современного журналиста сложно, даже в том случае если он не ставит перед собой цель работать в англоязычном медиа. Сбор информации, чтение специализированной литературы, переписка и общение с коллегами требуют серьезной базы знаний. С другой стороны, в сети сегодня можно отыскать множество программ для получения гранта или стажировки за рубежом, что открывает новые горизонты для молодых амбициозных журналистов, студентов или выпускников вузов.
Как журналисту выучить английский профессионально
Сложность деятельности журналиста состоит в том, что он должен уметь не просто слушать информацию, но и анализировать ее для того, чтобы грамотно подать своим читателям, слушателям и телезрителям. Некоторым это трудно сделать даже на родном языке, не говоря уже об английском.
Язык медиа в силу стилистических требований отличается от разговорного и бытового варианта. Построение предложений не должно быть витиеватым — это усложнит восприятие информации. Речь журналиста, занимающегося подготовкой новостей, проста, логична, грамотна; жаргонным словечкам и сленгу в ней нет места. А вот некоторые современные формы журналистикой деятельности, например инфотейнмент, потребуют знаний и в этой сфере.
Кроме того, тексты новостей, репортажей, комментариев должны вписываться во временные рамки, что важно для прямых эфиров. Это требует совершенного знания значений слов, фразеологии, владение синонимическим богатством языка. Уверенность в языковых знаниях во время живого общения поможет правильно задавать вопросы: корректные и тактичные вопросы привлекут зрителей, слушателей и не обидят интервьюируемого.
Проверить свои умения просто, достаточно попробовать написать статью на английском или проанализировать деятельность своих англоязычных коллег. Что уже говорить о таком ответственном и творческом задании, как создание заголовков. Для периодических, печатных, а тем более электронных изданий элегантный, привлекающий внимание заголовок очень важен. Если не хватает слов для выражения мысли, есть сомнения в правильности построения фразы, однозначно необходима дополнительная подготовка.
Развитые коммуникативные навыки, грамотная речь, быстрота восприятия и анализа информации свидетельствуют о высоком уровне профессионализма. Для достижения такого результата своими силами придется приложить усилия. В процессе подготовки можно использовать специальные учебные пособия, интернет ресурсы, например Reuters Handbook of Journalism, English for Journalists от ВВС.
Однако без элементарных знаний грамматики, необходимого для общения словарного запаса, развитых разговорных навыков изучать дополнительную профессиональную информацию, а тем более успешно пройти специализированные журналистские курсы английского языка English for journalism and Media за рубежом и получить сертификат будет сложно.
Чему и как учить завтрашних журналистов
Оксана Силантьева,
основатель Silamedia
На мой взгляд, проблема заключается в том, что споры ведутся вокруг некоего сферического коня в вакууме – единой, унифицированной и единственно правильной программе обучения журналистике (одобренной министерством, согласованной с профессиональными ассоциациями, методически выверенной, максимально приближенной к практике, базирующейся на современном уровне знания – нужное подчеркнуть, недостающее вписать).
Конём единым сыт не будешь
В то время как жизнь наглядно демонстрирует физическую невозможность существования такой программы. Потому что:
- Люди приходят в журналистику с разным базовым образованием. Это нормально
- Люди приходят в журналистику с разным социальным опытом. Это нормально
- Люди приходят в разную журналистику. Это нормально
- Люди ожидают разного от своего прихода в журналистику. Это нормально
- Люди по-разному смотрят на своё будущее в журналистике. И это тоже нормально
И всем им нужно по-разному учиться разным аспектам такого разнопланового явления как журналистика. А если мы расширим сферу нашего интереса до коммуникации, то вариантов кого, чему, когда и как учить, становится еще больше.
Поэтому лишь диверсификация целей, методик, форматов и принципов обучения может быть успешной стратегией развития образования в сфере коммуникаций.
Одно из домашних заданий в Школе гражданских коммуникаций было посвящено диалогу между «отраслью» и «вузами», между практиками и преподавателями. Редакторам и журналистам мы предлагали сформулировать те качества, которые, на их взгляд, сейчас наиболее востребованы в редакциях. Какие навыки и знания делают журналиста успешным в современной редакции?
«Он должен быть мультимедийным по сути, — считают в редакции «Бизнес-Арс» (г. Арсеньев, Приморский край). — Сюда входит и знание интернет-технологий, и умение вообще «ориентироваться» в интернете, но главное — «мыслить» в сети, в любых, в том числе мобильных, ресурсах». Креативность, обучаемость, умение работать в команде, коммуникабельность, толерантность, умение анализировать, управлять процессами, людьми, оперативность, грамотность тоже вошли в этот список.
Олеся Евтуш , рассуждая с точки зрения преподавателей, считает: «Главное, что мультимедийный журналист – это система (мышление, практические технические и технологические навыки, понимание организационных принципов), а не отдельные навыки по владению чем-то».
Контрольные вопросы организаторам обучения журналистов
- Как вы проводите диагностику уровня мотивации обучаемого?
- Что вы делаете для того, чтобы повысить уровень его мотивации?
- Что вы делаете для того, чтобы человек научился мотивировать себя самостоятельно и помогал двигаться своим коллегам в редакции?
Профессиональный рост по кругу
Такое системное понимание своей профессии складывается не за один год и только в постоянном процессе практического обучения. Узнал, придумал, обсудил, сделал, обсудил, проанализировал, придумал, обсудил, сделал, проанализировал … и так бесконечно по спирали. Для того, чтобы так двигаться по профессиональному пути, журналисту и редактору важно иметь хороший двигатель – мотивацию, открытость новому, желание экспериментировать и менять свои представления, осваивать новые инструменты, если это необходимо.
На мой взгляд, и стандартная средняя, и высшая школа делают немало, чтобы искоренить в молодом человеке любознательность и любопытство – качества, без которых невозможно быть успешным журналистом. Предопределенность что, как и когда будет изучаться, организация образовательного пространства, где студенты смотрят друг другу в затылок, недостаток проектных и исследовательских задач, оторванность учебных проектов от реальных журналистских тем, закрытость факультетов для студентов других специальностей. Всё это работает против развития тех качеств, которые важны для работы в современном медиа.
К сожалению, акцент в образовательных программах (как академических, так и повышения квалификации) всё еще делается на линейной передаче знаний. Тот, кто умеет, рассказывает. Аудитория слушает, записывает. Мы так учились в школе, мы так привыкли. Но помогает ли такое обучение приобретению тех компетенций, которые позволят нам быть успешными на медиарынке?
Деятельностное обучение, обучение, где практика, анализ практики, теория и дискуссии переплетались бы и дополняли друг друга, — это, скорее, редкость, чем правило. Медийные факультеты пока ещё не очень медийны по своей сути. Энциклопедичность знаний и алгоритмичность умений, которые так порой ещё ценятся, уже не помогают. И только внедрение в сам процесс обучения принципов эффективной коммуникации позволит соответствовать требованиям времени.
«Требования времени»
- Быстро ориентироваться в хаотичных массивах информации, умение выделять приоритеты, концентрироваться на важном
- Уметь оценивать проблему/ситуацию с разных ракурсов. Умение с пониманием относиться к другим точкам зрения и подходам. Уметь ценить разнообразие
- Географическая, социальная, профессиональная мобильность для максимальной реализации себя
- Умение самоорганизовываться, умение работать «на результат», работать в том числе и по принципу дедлайнов в сочетании со свободным персональным графиком работы
- Умение предвидеть и оценивать последствия своих решений, целостное восприятие мира,
- Умение честно конкурировать
- Понимание, что каждый человек ценен в своём своеобразии. Умение подбирать и работать в команде взаимодополняющих людей
- Нужно знать, где искать актуальную информацию, уметь проверять её, нужно уметь создавать новое знание
- Умение ставить цели, прогнозировать результаты, строить стратегии достижения целей, уметь оценивать и выбирать эффективные
- Умение позитивно дискутировать, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения
Причём этими компетенциями журналисту важно владеть не на уровне теоретических постулатов, а на уровне ежедневной практики. Сейчас в редакциях катастрофический дефицит таких сотрудников. И отрасли не стоит надеяться, что вузы или кто-то ещё решит эту проблему в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
В первую очередь я бы учила журналистов навыкам самообразования и целеполагания, проектирования собственных образовательных стратегий. Эти навыки помогут и в ежедневной журналистской работе формулировать, какой информации не хватает для полноты картины события или проблемы.
Оксана Силантьева
Миф об «источнике знаний»
Миф о существовании «правильной программы обучения журналистов» опасен ещё и тем, что создаёт иллюзию, что всем необходимым навыкам можно научиться в одном месте. Реальность же такова, то технологическим навыкам лучше учиться поэтапно на практике, возможно, с наставником, этике есть смысл учиться в формате дискуссий вокруг реальных примеров (например, в рамках онлайн или офлайн клуба). Умение проверять информацию, «чутьё на ложь» можно приобрести через решение кейсов (что может быть частью дистанционного курса или серии семинаров, а также в рамках регулярной работы с запутанными темами). Менеджерские навыки оттачиваются в реализации проектов, идеи приходят в том числе и от чтения профессиональных блогов.
Эти варианты – всего лишь варианты. Каждый из них имеет право на существование, каждый из них может привести к результату. Журналист, занимающийся своим профессиональным развитием, должен понимать, что у каждого из нас – индивидуальная образовательная траектория. Мы сами несём ответственность за тот набор модулей, который составляет наш багаж знаний и компетенций.
Когда я становлюсь участником дискуссии о журналистском образовании, я всегда сначала выясняю, о каком из этапов обучения мы в данный момент говорим. Я выделяю три этапа, для каждого из которых существуют свои методы, свои учителя, свои темы и свои проблемы с освоением. Проще всего провести аналогию с уровнями швейного мастерства:
- Ремесло – базовые навыки, владение инструментами и терминами, умение качественно выполнить шов, стачать и вытачать, вшить рукав и обработать пройму.
- Конструирование – умение создавать «выкройки», на основе которых команда может совместно создавать конечный продукт
- Художественное моделирование — создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.
Художник-модельер должен владеть основами ремесла, но не стоит от начинающих швей требовать тонкости вкуса и необычности формы. Так и в обучении журналистике.
Круговорот знаний в природе
В моей личной практике есть показательный случай. Моим первым учителем телевизионного ремесла была Наталья Сычёва , тогда редактор новостей ГТРК «Алтай». Вместе с ней я училась структурировать тексты по-телевизионному, продумывать режиссерские ходы сюжета, пока едешь на монтаж в студию, проверять написание фамилий и должностей интервьюируемых. В тот момент Наталья была художником-модельером, а я постигала основы ремесла.
Судьба столкнула нас ещё раз через 12 лет, и роли наши поменялись. Теперь уже я рассказывала Наталье, как читать сайты через RSS, как работать в системах управления контентом и как организовывать совместную дистанционную работу над материалами через wiki. В этой ситуации Наталья училась у меня ремеслу мультимедийного журналиста.
При этом каждый из нас может находиться на трёх этапах одновременно. Я могу быть мастером в журналистских расследованиях, но только-только подбираться к уровню ремесленника в прямых включениях на радио или подготовке журналистской части инфографики. Я могу мастерски проводить интервью, но быть начинающим участником общественных дискуссий в социальных сетях.
Контрольные вопросы для редакторов
- Стоит ли ждать, когда кто-нибудь изменит систему образования так, чтобы в редакцию приходили сотрудники, максимально удовлетворяющие вашим требованиям к квалификации?
- Что ваша редакция может сделать сегодня для собственного развития? А на следующей неделе, скажем, в среду?
- Каких знаний вам не хватает, чтобы организовать горизонтальное обучение ваших журналистов? Где вы собираетесь эти знания получить?
Не может быть
Современное обучение не может быть однонаправленным – от общего к частному или от частного к общему. Не стоит ограничивать себя. Ищите примеры и формулируйте на их основе гипотезы и тренды. Читайте исследования, демонстрирующие тенденции и ищите подтверждения или опровержения в ежедневной практике.
Современное обучение не может быть иерархичным и строго последовательным. Оно больше напоминает дерево, чем правильно сложенную пирамиду. Умение составлять разные мозаики из одного набора деталей сейчас более продуктивный навык, чем умение копировать образец, пусть даже и хороший образец. Каждый может нарастить это знание, поделиться им через площадки профессионального общения – журналы, сайты, форумы, конференции.
Развития не может быть без столкновения и конкуренции идей и подходов. Слабое развитие профессиональных дискуссий, слабый интерес к анализу собственной деятельности среди журналистов играет против журналистов. Презентации идей, обсуждения, конструктивная критика, совместные проекты обогащают знаниями и опытом, мотивируют все участвующие стороны. И такой метод обучения журналистов даёт больше результатов, чем просмотр слайдов и чтение раздатки.
В редакции, которая думает о своем будущем, вопрос обучения, повышения квалификации, «перекрёстного опыления» должен быть одним из столпов деятельности, не менее важным, чем производственный процесс и каналы доставки контента. Образование – это всегда разговор о будущем. Неэффективно готовиться к тому, что уже устоялось, потому что к моменту обучения это устоявшееся уже изменится. В этом кроется пугающая неустойчивость и неопределенность.
Оксана Силантьева
Карта будущего образования
В Великобритании работает исследовательский центр FutureLab, один из проектов которого, Vision Mapper , разработан для того, чтобы помочь британской системе образования сориентироваться и реорганизоваться так, чтобы максимально отвечать на требования будущего общества и технологического прогресса. Своеобразный манифест проекта помогает понять, какие ценности являются для исследователей ключевыми:
- Мир — это комплекс. И то, что мы знаем о нём, постоянно меняется. Вещи, о которых мы думали, что они фиксированы и постоянны, становятся изменяемыми. То, что мы считали временным, становится частью обычного пейзажа. Это тяжело принимать.
- Образование оснащает человека тем, что ему нужно для жизни в мире. Следовательно, тем, кто занимается образованием, нужно думать о мире, к которому они готовят тех, кого учат. Образование помогает людям говорить о своем будущем, о мечтах, стремлениях и достигать его.
- Таким образом, учителя уже говорят о будущем. И образование — это то, куда люди часто смотрят в поисках решений проблем, которые им видятся.
- Как вы видите то, что уже наступает? Мы не можем быть уверены, на что будет похоже будущее. Но есть несколько вещей, в которых мы уверены на несколько десятилетий вперед:
Половина населения Западной Европы к 2030 году будет в возрасте старше 50 лет и будет ожидать, что проживет еще 40. Мир достигнет пика добычи нефти и к 2030 году сократит добычу вдвое. Разрушение озонового слоя изменит многое в нашем поведении. Сохранение озонового слоя изменит всё. К 2030 году половина человечества будет жить на территориях, где недостаточно свежей воды. Общественные институты, которые раньше воспринимались раздельно — дом и работа, торговый центр и школа, место работы и колледж, сольются, их границы размоются в ответ на давление экономических факторов. Это изменит то, как люди используют технологии.
- Мы будем собирать, производить, накапливать и распространять больше информации о нашей жизни в большем количестве форм чем когда бы то ни было. Есть многое, что нужно обдумать и прояснить. Эти вещи неотделимы друг от друга, они связаны вместе. Из-за этой взаимозависимости трудно влиять на то, как всё изменится. Какие вопросы стоят перед образованием? И какую роль образование играет?
- Если цифровые технологии являются естественными для нашего успеха в жизни, как мы обеспечим максимальный доступ каждого к ним?
- Если мы живём и работаем дольше, нам необходимо дольше и учиться.
- Кто будет нашими учителями?
- Как должны измениться школы?
- Как мы должны помочь тем, кто учится, создать то будущее, которого они хотят?
Будущее не предопределено.
Будущее — это то, каким ты его делаешь.
Будущее создаётся сейчас.
Этот манифест напрямую касается нас, работающих в сфере медиа, коммуникации, журналистики. Мы – связующие нити общества, мы – сила, помогающая людям из различных групп, территорий создавать общее видение мира, понимать, что происходит. И мы здесь – настоящие творцы будущего.
Вопросы себе самой
- Какие каналы коммуникации мы организуем для наших сообществ?
- Как мы будем воспринимать наших читателей и зрителей – как потребителей наших информационных продуктов или как соучастников информационного обмена?
- Как мы будем определять, что для нашего сообщества является значимой информацией, а что – нет?
- Какую культуру мы будем поддерживать и развивать на наших бумажных и электронных страницах, в наших эфирах, внутри наших редакций?
Опубликовано в книге «9+. Новая концепция для местных масс медиа: 9 ответов на вопрос, как наладить коммуникации в вашем сообществе», изданной Институтом развития прессы Сибирь в 2010 году.
Вебинар Оксаны Силантьевой
«Мультимедийные пятнашки»
постройте эффективную систему планирования в редакции
Английский язык для журналистов
Любой журналист-профессионал, не обязательно международник, должен владеть английским на достаточно высоком уровне. Только тогда общение с зарубежными коллегами или иностранными специалистами другого профиля будет непринужденным и полноценным, а самообразование – всесторонним.
Зачем журналисту знание английского?
Хорошее владение английским языком позволит:
- Знакомиться с содержимым ведущих зарубежных изданий и любой англоязычной литературы.
- Понимать прямые трансляции выступлений англоязычных политиков, ведущих мировых деятелей культуры и прочих отраслей человеческой деятельности.
- Избегать присутствия переводчиков при неформальных встречах, что значительно увеличит шанс получения эксклюзивной информации (пусть и не для печати, но для лучшего понимания какой-то ситуации).
- Публиковаться в зарубежных изданиях и доносить до читателя не искаженную чужим переводом суть информации.
- Получать дополнительное образование в зарубежных учебных учреждениях.
- Заниматься самообразованием, используя оригинальную учебную литературу.
Наши курсы дадут возможность ускорить карьерный рост:
Студентам, изучающим журналистику.
Школьникам, рассчитывающим поступить в вуз на факультет журналистики.
Студентам, планирующим участвовать в зарубежных программах (волонтерских, по обмену учащимися и пр.).
Студентам-журналистам, рассчитывающим на работу по специальности в англоязычных странах (для этого обязательно понадобится получение сертификата TOEFL, что невозможно без системной подготовки).
Журналистам, уже работающим по специальности.
Особое внимание в школе иностранных языков «Мастер Класс» уделяется отработке навыков ведения профессиональных диалогов. Чем свободнее журналист сможет общаться на английском, тем выше будет его квалификация.
Источники: http://stimul.kiev.ua/articles.htm?a=angliyskiy-dlya-zhurnalistov-uchebnye-programmy-i-kursy, http://sila.media/edu/futureprofi/, http://mclanguages.ru/obuchenie-anglijskomu-yazyku/english-dlya-jurnalistov