Деятельностный подход в изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
298 просмотров
29 января 2019

Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

В деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения — развитие личности ребенка на основе УУД.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит «деятельность»? Во-первых, деятельность — это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе — не дать объем знаний, а научить учиться

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:

1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.

2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.

Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.

5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.

В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:

Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…”

Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата. Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. “Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса” (Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе// Г.В. Рогова, – М.: Просвещение, 1991 – 187 с.; 76)

Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как “овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий” (Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, – М.: Арти-Глассо, 2000 – 281 с.; 126)

Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.

В целом коммуникативный системно-деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. “Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов” (Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ / Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.: 51)

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

Деятельностный подход в обучении иностранным языкам

Автор: Купчик Т.В.

Объем информации в мире увеличивается постоянно. Перегруженность информацией приводит к снижению когнитивных (познавательных) функций мозга. Учащиеся не успевают проследить за всеми происходящими событиями. А у наших учащихся ещё и нет ни желания, ни времени. В связи с этим любой педагог сталкивается с проблемой отбора материала, который необходим ему для преподавания дисциплины. Большой поток информации, недостаточное количество часов по предмету приводит к тому, что преподаватель не в состоянии передать обучающимся все свои знания и проконтролировать их усвоение.
Как следствие этого, преподаватель должен заниматься не простой передачей знаний, а формировать у учащихся способность добывать эти знания самостоятельно, что является для нас очень трудно. В наших условиях связи с занятостью наших учеников это вдвойне трудно.

При использовании деятельностного подхода в обучении учащийся превращается из пассивного объекта педагогического воздействия в активный субъект, что позволяет всесторонне развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Деятельностный подход в обучении позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям:
— результаты обучения приобретают как социально-значимый, так и личностный характер;
— знания учащихся становятся более глубокими и прочными, появляется возможность самостоятельного развития в изучаемой области;
— появляется возможность дифференцированного обучения без нарушения единой структуры теоретических знаний;
— повышается мотивация и интерес обучающихся к изучению дисциплины на всех ступенях обучения;
— создаются условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Все вышеизложенное в полной мере имеет отношение и к преподаванию иностранных языков. В целях обучения иностранному языку, изложенных в ФГОСе, уже предусмотрен деятельностный подход – умение общаться на иностранном языке в различных формах и на разные темы, строить свое речевое и неречевое поведение адекватно социально-культурной специфике страны изучаемого языка, а также использовать иностранный язык, как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. Все это невозможно достичь без активного участия обучающихся.

Использование деятельностного подхода формирует у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка, создает благоприятную атмосферу на уроке. Кроме того, создаются условия для развития индивидуальных учебных способностей обучающихся, так как ”овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий”. В нашей школе есть такие учащиеся, которые проявляют интерес к языку: Власова Александра (10 класс), Шашкина Мария (10 класс), Лозовая Зина (11 класс), Шогенова Марьяна (8 класс), Власова Мария (6 класс), Пугайчук Кристина (7 класс), Языкова Анна (7 класс). К сожалению таких учащихся мало, которые могли бы сочетать занятость и желание учиться в полной мере.

Перед любым преподавателем иностранного языка стоит вопрос – как сделать свои уроки интереснее? Может ли, например, изучение грамматики иностранного языка быть увлекательным и интересным? Несомненно. Выполнение многочисленных грамматических упражнений, содержание которых не связано с реальной жизнью, перестаёт быть актуальным. Изучение грамматики с опорой на конкретную коммуникативную ситуацию, совместная работа учителя и ученика в команде, где учитель перестаёт доминировать, а становится равноправным партнёром, создаёт благоприятный настрой, высокую мотивацию и обеспечивает лучшее усвоение материала. «Думать, делать, чувствовать!» — главный девиз деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Я хочу остановиться на некоторых приёмах, на уроках английского языка.

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Этот метод хорошо используется на уроках в любом классе, так как некоторые ученики могут представить себя в разных ролях. Например, при изучении темы «Я из …» в 6 классе, которая предполагает выбор любой страны и рассказ о ней, я приготовила выражения и фразы. Учащиеся 6 класса с удовольствием выбирали страну и рассказывали о ней что – либо интересное, что им казалось наиболее подходящим для выбора при описании страны. Алекминская предпочла быть гидом, и задавать вопросы, которые были тоже предложены для выбора. Другие рассказывали о выбранных странах. Конечно, рассказы составляли всего несколько предложений, но это были предложения выбранные им самими.

Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями). Этот приём неплохо получается в старших классах. В 10 классе при изучении темы «Друзья. Знакомство. Посещение летнего международного лагеря отдыха» учащимся интересно вести разговор по данной теме. На основе разговорных клише они самостоятельно выбирают фразы по тем вопросам, которые их интересуют. Очень хорошо получается у Власовой Александры, Шашкиной Марии. Можаева Татьяна, Казакова Кристина стараются тоже вести диалог, обмен мнениями, но из-за недостаточного знания лексики разговор получается не такой разнообразный. Я хочу остановиться на Власовой Александре. Эта учащиеся обучалась в школе с углубленным изучением иностранного языка. Она не работает на фабрике и поэтому очень часто приходит на уроки в свободное время и занимается самостоятельно. Она с удовольствием принимает участие на олимпиадах по иностранному языку.

Из-за того, что количество часов при изучении языка сокращено, а в программе есть похожие темы, я их совмещаю, так как они представляют интерес для учащихся.
и здесь в рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:
1. В 5 классе при изучении тем «Школьные предметы», «Школьная жизнь»
каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям, т.е. выбирает интересующие его слова. Название слов записывается в тетрадь. После проработки всей темы учащиеся выступают по теме, называя по проработанной теме лексические единицы. В этом случае идет работа со словарем. Такие учащиеся, как. Рогулина Антонина, Велькина Анастасия, Веревкина Галина с удовольствием работают со словарем. Учебник 5 класса построен по модульной системе и в конце учебника автором предложены лексические единицы по каждой теме, которые они должны найти самостоятельно.
2. В 7-м классе по теме «Собираемся в поход», «Покупаем необходимое снаряжение», «Готовим свой рюкзак» я предлагаю учащимся темы и слова, по которым они самостоятельно должны определить, о какой теме идёт речь.

3. Методика взаимопередачи тем подходит для работы в 11 классе. Этот приём предназначен для организации изучения грамматического материала на основе работы учащихся в парах. Учащиеся делятся на пары : 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями. При изучении темы «Герундий» Лозовая Зина рассказывала Зотенко Ларисе правила образование этой неличной формы глагола. По другой теме «Фнкции герундия в предложении» они уже поменялись местами. Логинова Анна, Булацева Юлия активно принимают участие в этой работе.
4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки.этот прием является самым распространенным в наших условиях. На специальных карточках я оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.
5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Хотелось бы больше использовать методы групповой работы, из-за плохой посещаемости групповую работу проводить очень сложно.
Примеры методов групповой работы:

1. Метод «разрезанной информации». Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.
2. Метод «учимся вместе». В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы. .
4. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.
В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:

Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно.

Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения.

Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов.

Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся,

найти причины неудач,

использовать проблемные формы обучения,

показать ученикам критерии оценки и самооценки,

отслеживать реальный рост знаний каждого ученика,

принимать мнение ученика,

обучая правильным формам выражения мнения,

создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Деятельностный подход нацелен не только на усвоение знаний, а также на развитие творческой деятельности и формирование навыков и умений. Именно этот подход исключает разрыв между теоретическими знаниями и применением их на практике. Теория деятельностного подхода дает возможность рассматривать формирование умений и навыков с новых деятельностных позиций.

Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку в средней школе

Термин подход к обучению (англ. approach – подход, подступ) впервые в научную литературу был введен английским методистом А. Энтони для обозначения основных положений, которыми пользуется исследователь для изучения природы языка и способов овладения им.

Являясь одним из компонентов системы обучения подход представлен как методологическая основа обучения иностранному языку, характеризующая точки зрения на предмет обучения (язык) и возможности овладения им в процессе обучения. А.А. Леонтьев и М.В. Ляховский определяют подход как стратегию обучения иностранному языку, включающую три основных компонента: основные понятия, принципы, методы и приемы построения образовательного процесса [4].

Развитие общества и системы образования на современном этапе предъявляют новые требования к системе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе. На первый план выдвигается задача на формирование образа «человека-деятеля», готового к принятию ответственных решений в постоянно меняющихся условиях и готового к свободному выбору и творчеству. Одним из механизмов формирования «человека-деятеля» признан системно-деятельностный подход, который ориентирован на обучающегося и предполагает организацию уроков как учебной деятельности, направленной на постановку и решение школьниками конкретных учебных задач.

Основы системно-деятельностного подхода к обучению были заложены в работах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, рассматривающей деятельность в качестве основы и движущей силы развития личности. Системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС второго поколения общего образования, отражает требования личностно-ориентированной парадигмы. Это значит, что каждый участник образовательного процесса создает свой продукт, проектирует что-то новое.

В методике преподавания иностранных языков системно-деятельностный подход получил свое воплощение в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, предложенного И.А. Зимней (1991) и разработанного в трудах И.Л. Бим (2002). Суть такого подхода означает, что организация обучения иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на уроках иностранного языка осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решить реальные и воображаемые задачи. Средствами осуществления такой деятельности являются задания следующих видов.

1. Проблемное обучение, с помощью которого организуется учебное общение, предполагает создание в сознании обучающихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей [6]. В обучении иностранному языку проблемное обучение имеет место при работе над всеми видами речевой деятельности и применяется в вопросно-ответном ходе размышления и дискуссии по какой-либо проблеме. Например, при работе над темой урока по иностранному языку «A Healthy way of life» формулируется проблема: Children don’t pay enough attention to their health, проблемный вопрос: How do people can keep their health? Варианты решения: 1) to take food in a correctly way; 2) to refuse from bad habits; 3) to be active. Тезис: «My health is in my hands». На данном уроке предлагается одно из заданий, направленное на развитие диалогических умений, например, Make up dialogue «At the doctor’s». Проблемные ситуации основаны на критическом рассуждении, на предложении, на догадке, интерпретации фактов, на умозаключении.

2. Развитие критического мышления, которое рассматривается не как негативность суждений или критика, а как разумное рассмотрение разнообразия подходов. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям [5]. Методика развития критического мышления позволяет создать условия на уроке иностранного языка, в которых обучающихся работает самостоятельно, порождает, а затем обосновывает свои идеи, задает себе и другим вопросы, осуществляет рефлексию своей деятельности и деятельности других людей [1]. Данная методика реализуется на практике в следующих заданиях: «Warming-up»; «What do you know?»; «Look at the picture and say. – What is the text about? What is the situation of communication? What can children speak in this situation? Can you predict their conversation? – Make up the dialogue, using given situation»; «Make up the dialogue, using information from the texts»; «What does the picture tell you about. – Find in 2 minutes the information that supports your prediction». Развитие критического мышления на уроках иностранного языка дает возможность обучающимся находить, устанавливать, наблюдать, отличать, оценивать, критически анализировать, принимать обдуманные решения, делать выводы.

3. Ролевая игра. Учебное общение предполагает наличие активных субъектов общения, которые стремятся не только воспринять сообщение и отреагировать на него, а стараются выразить свое отношение к происходящему в соответствии со своей ролью, т.е. проявляют свои личностные характеристики. Поэтому очень важно учитывать личностные свойства и психологические особенности обучаемых. По мнению М.Л. Вайсбурда и Л.Н. Пустосмеховой, игровая деятельность должна быть соотнесена с реальными условиями, это поможет найти эталоны поведения в деятельности и средства описания речевых намерений. По мере работы над учебным материалом ролевые игры с жесткой заданностью условий и речевых средств (этап тренировки в общении) как средство развития творческих способностей перерастают в ролевые игры, предполагающие относительную свободу и импровизацию в исполнении роли и выборе формы и содержания высказывания (этап практики и общения) [2]. О.В. Калимулина констатирует, что ролевые игры могут быть представлены различными формами работы: этюдами, обсуждениями, дискуссиями, беседами за «круглыми столами» и различными формами общения: в форме диад, триад, четверок, команд, групп. Практика показывает, что последовательное исполнение ролевых игр на всех этапах обучения иностранному языку способствует эффективности процесса за счет роста мотивации и интереса к изучаемому предмету, формирования навыков познавать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения.

4. Обучение в сотрудничестве базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идеи взаимного обучения, при котором обучающиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач. Обучение через сотрудничество (cooperative learning) – один из наиболее эффективных путей объединения обучающихся разного уровня языковой подготовленности, что способствует обучению всех учеников [3]. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке. В современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию и усваивать ее.

Таким образом, методическим содержанием системно-деятельностного подхода в рамках обучения иностранному языку являются способы организации учебной деятельности, связанные с широким использованием в урочной деятельности коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством преподавателя и обучающихся. Суть подхода сводится не столько к созданию условий, в которых обучающимся предстоит действовать, сколько к самой деятельности в предполагаемых ситуациях.

1. Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании [Текст] / Д.А. Иванов. – М: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Вахтангов, Е.Б. Сборник [Текст] / Е.Б. Вахтангов: сост., комм. Л.Д. Вендровская, Г.П. Каптерева. – М.: ВТО, 2014.

3. Кузовлев, В.П., Лапа, Н.М. Английский язык: Кн. для учителя к учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений [Текст] / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа. – М.: Просвещение, 2003.

4. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост. Леонтьев А.А. – М.: Рус. яз., 1991.

5. Хуртова, Т.В. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения [Текст] / Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко: в 2т. – Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/625311/, http://solncesvet.ru/деятельностный-подход-в-обучении-ино/, http://e-koncept.ru/2017/771139.htm

298 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector