Характеристика учащихся при изучении английского

СОДЕРЖАНИЕ
3 118 просмотров
29 января 2019

Индивидуальная характеристика по английскому языку ученицы 4а класса

Страницы работы

Содержание работы

Индивидуальная характеристика по английскому языку

ученицы 4а класса

Позиция на уроке: Настя не очень активна на уроке, хотя в последнее время работоспособность увеличилась. Стала меньше отвлекаться, но все еще не хватает уверенности.

Выполнение домашнего задания: очень добросовестно выполняет домашнее задание.

Восприятие речи на слух: Частично понимает указания учителя (требуется частичный перевод), не всегда быстро реагирует; частично понимает содержание звукозаписи, формирование данного навыка будет отрабатываться на дальнейших уроках.

Чтение: Хорошо читает подготовленный текст, новый текст дается труднее, проглатываются окончания, замедленный темп.

Говорение: Хорошо отвечает выученный текст, понимает вопросы по нему, но при ответе может допускать ошибки.

Письмо: очень хороший почерк, гораздо улучшилось правописание, уровень 1-2 ошибок.

Произношение: достаточно хорошее, выдерживает основные фонетические правила.

Лексика: Овладение новых слов на уроке происходит в среднем темпе.

Грамматика: удачно выполняет устные упражнения при учителе, но письменные даются неважно, ошибки по невнимательности.

Индивидуальная характеристика по английскому языку

ученицы 4а класса Тани

Позиция на уроке: Таня стала очень активна на уроке, работоспособность увеличилась. Меньше отвлекается, но все еще не хватает уверенности.

Выполнение домашнего задания: часто забывает тетради, недоучивает слова.

Восприятие речи на слух: Частично понимает указания учителя (требуется частичный перевод), не всегда быстро реагирует; частично понимает содержание звукозаписи, формирование данного навыка будет отрабатываться на дальнейших уроках.

Чтение: Хорошо читает подготовленный текст, новый текст дается труднее, проглатываются окончания, замедленный темп.

Говорение: Хорошо отвечает выученный текст, понимает вопросы по нему, но при ответе может допускать ошибки.

Письмо: улучшилось правописание, но уровень 3-4 ошибок держится.

Произношение: При разговоре небольшая «каша», при этом выдерживает основные фонетические правила.

Лексика: Овладение новых слов на уроке происходит в среднем темпе.

Грамматика: удачно выполняет устные упражнения при учителе, письменные даются неважно.

Индивидуальная характеристика по английскому языку

ученицы 4а класса Лизы

Позиция на уроке: Лиза стала очень активной на уроке. Стала меньше отвлекаться, но все еще не хватает уверенности.

Выполнение домашнего задания: хорошо выполняет домашнее задание, но забывает тетради и словарь.

Восприятие речи на слух: Частично понимает указания учителя (требуется частичный перевод), не всегда быстро реагирует; частично понимает содержание звукозаписи, формирование данного навыка будет отрабатываться на дальнейших уроках.

Чтение: неплохо читает подготовленный текст, немного «рвет» предложения, текст должен быть плавным; новый текст дается труднее, проглатываются окончания, замедленный темп.

Говорение: Хорошо отвечает выученный текст, понимает вопросы по нему, но при ответе может допускать ошибки.

Письмо: немного улучшилось правописание, пока это самое «больное место»,уровень 5-6 ошибок.

Произношение: При разговоре небольшая «каша», при этом пытается выдерживать основные фонетические правила.

Лексика: Овладение новых слов на уроке происходит в среднем темпе.

Грамматика: удачно выполняет устные упражнения при учителе, но письменные даются неважно.

Индивидуальная характеристика по английскому языку

ученика 4а класса Никиты

Позиция на уроке: Никита достаточно активен на уроке, но в последнее время стал отвлекаться.

Выполнение домашнего задания: домашнее задание выполняется «кусками», часто отвечает просто на ходу.

Восприятие речи на слух: Хорошо понимает указания учителя (не требуется перевод), всегда быстро реагирует; понимает содержание звукозаписи.

Чтение: Хорошо читает подготовленный текст, новый текст дается труднее, проглатываются окончания, однако правильность и темп нового текста высокие.

Говорение: Не всегда хорошо отвечает выученный текст, понимает вопросы по нему, но при ответе может допускать ошибки.

Письмо: хорошее правописание, уровень 0-2 ошибок.

Произношение: достаточно хорошее, выдерживает основные фонетические правила.

Лексика: Овладение новых слов на уроке происходит в высоком темпе.

Грамматика: удачно выполняет устные и письменные работы, под силу задания повышенной сложности, однако имеют место ошибки по невнимательности.

Индивидуальная характеристика по английскому языку

ученика 4а класса Матвея

Позиция на уроке: Матвей обычно очень активен на уроке, но в последнее время стал отвлекаться.

Выполнение домашнего задания: домашнее задание выполняется неплохо, проблемы с выучиванием правописания слов.

Восприятие речи на слух: Хорошо понимает указания учителя (не требуется перевод), всегда быстро реагирует; хорошо понимает содержание звукозаписи.

Чтение: Хорошо читает подготовленный текст, новый текст дается труднее, проглатываются окончания, однако правильность и темп нового текста достаточно высокие.

Статья по теме:
Психологические особенности преподавания английского языка в средней школе

В данной статье представленна информация по направлению психологические аспекты преподавания английского языка в средней школе. Изложены материалы с психологической и педагогической точки зрения. Предложены направления деятельности с определенными возрастными группами учащихся.

Предварительный просмотр:

Рудяшко Анастасия Александровна.

Учитель английского языка.

МКОУ Долиновская средняя общеобразовательная школа

Психология усвоения иностранного языка на среднем этапе обучения.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [12].

Процесс обучения тесно связан с целями, подходами, методами и средствами обучения.

Целевой компонент структуры процесса обучения иностранного языка представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества.

Цель обучения иностранному языку является комплексной, многоаспектной, интегративной, поэтому в методике обучения иностранному языку речь чаще всего идет о целях: практической (коммуникативной), которая предусматривает практическое овладение и владение им как средством общения на иностранном языке, средством иноязычной коммуникации, а также о развивающей, воспитательной, общеобразовательной.

Развивающая цель предусматривает как целостное развитие личности ученика, так и развитие его отдельных психических функций, качеств и свойств.

Воспитательная цель — выработку у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни и труду, внимательного отношения к партнерам по общению.

Общеобразовательную цель обычно связывают с расширением у учащихся кругозора за счет знакомства с культурой страны изучаемого языка.

Под содержанием обучения подразумевается тот учебный материал, который определенным образом отобран, методически организован и предназначен для усвоения в процессе обучения. Содержание обучения иностранного языка определяется целями обучения.

Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина в содержание обучения включают три компонента:

1) лингвистический компонент, объединяющий языковой и речевой материал;

2) психологический компонент, включающий формируемые навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком в коммуникативных целях;

3) методологический компонент, связанный с овладением приемами обучения.

Также в процессе обучения необходимо учитывать и подходы которыми руководствуется педагог, ведь на основе выбранного подхода формируются цели и задачи обучения.

Эффективность обучения иностранному языку в школе в большей степени зависит и от того, насколько его подходы и методы ориентированы на возрастные особенности учащихся.

Процесс обучения в школе можно разделить на три основных этапа, каждый из которых охватывает определенные стадии развития ребенка. То есть:

  1. начальная школа — младший школьный возраст (ведущая деятельность — обучение; направленность — привыкание к новой социальной роли);
  2. средняя школа — младший подростковый возраст (ведущая деятельность — общение; направление — «защита» новой социальной роли)
  3. старшая школа — старший подросток, юноша (ведущая деятельность — учебно-профессиональная деятельность).

Наиболее трудным для педагогов может считаться как средний, так и старший этап развития. Но средний более непредсказуем.

Если мы обратимся к возрастным периодизациям, то можем видеть, что данный этап обучения приходится на начальную стадию физического созревания. За это время школьники проходят большую дистанцию в физическом, умственном, нравственном и социальном развитии. Наступает в полном смысле новая эпоха «детства». Основные изменения на данном возрастном этапе представлены в таблице 1.

Таблица 1. Особенности подросткового возраста.

Ведущая деятель ность

Социальная ситуация развития

Психические новообразова ния

Подростко вый (11-16 лет)

Учебная, также прояв ляется интерес к участию в обществен но-полез-ной деятель но сти (тру до вая).

Перестрой ка системы «Я-общест во». Осоз нание себя – субъектом взаимодей ствия.

Рефлексия, произвольность мышления, стремление к взрослости и самостоятельно сти, критиче ское отноше ние к окру жающим, само оценка, умение подчиняться нормам кол лективной жизни

Гормональное со зревание, изме няются пропор ции тела, прояв ление вторичных половых призна ков, появление полового влече ния, перестройка моторно-двигатель ного ап парата, повышен ная утомляемость.

Подростки быстро растут. Неравномерный рост сердца и сосудов у младших подростков приводит к повышенной утомляемости, быстрому спаду работоспособности, что сочетается с проявлением раздражительности, упрямства, негативизма, склонности к немотивированным аффективным вспышкам.

Американский психолог А. Гезел описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (от 11 до 16):

10 лет – ребенок уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь;

11 лет – ребенок импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками;

12 лет – вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу;

13 лет – подросток самокритичен, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе;

14 лет – подросток энергичен, общителен, уверен в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями;

15 лет – подросток «приобретает» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям;

16 лет – равновесия, мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность [28].

Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких направленностей подростка, которые он назвал доминантами:

  1. эгоцентрическая доминанта. Интерес подростка к собственной личности;
  2. доминанта дали. Установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него более субъективно приемлемы, чем ближние;
  3. доминанта усилия. Тяга подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях;
  4. доминанта романтики. Стремление подростка к неизвестному, к рискованному, к приключениям, героизму [6].

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах, характеризующих систему социальных отношений подростка:

  1. возникают трудности во взаимоотношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка теперь происходит вне школы;
  2. детские компании. Поиск друга, поиск того кто может тебя понять [28].

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе, поиск ответа на вопрос «Кто Я?».

Даже этот период нельзя рассматривать с одной стороны. Мы не можем обращать внимание лишь на негативные проявления данного возраста. Ведь у подростка изменения происходят «по ступеням».

Можно выделить три ступени:

5 класс – деятельность педагога рассчитана на профилактику утомления и недисциплинированности. Желательно заметнее чередовать моменты, требующие внешне выраженной активности, с моментами релаксации (спокойного слушания), а также уменьшать напряженность и темп деятельности к концу урока (особенно в конце дня).

6 – 7 класс – повышенная утомляемость исчезает, уступая место выносливости к физическим, интеллектуальным и волевым перегрузкам. Требуется энергетическая разрядка. Урок может быть более напряженным по темпу и интенсивным по нагрузке.

8 класс – отмечается большой прогресс в познавательном развитии, они способны к длительному сосредоточению внимания, хорошо абстрагируют и обобщают учебный материал, способны организовать его продуктивное произвольное запоминание.

К 8 классу увеличивается продуктивность запоминания иноязычного материала любого содержания, при этом возможности опосредованного запоминания возрастают, а способность к дословному запоминанию снижается.

У подростков сильно развита ситуативная речь. Интересно, что в 7 классе развитие устной ситуативной речи как бы приостанавливается, к 8 классу развитие ускоряется, однако средний уровень владения языком и беглость речи все еще не высоки. Но при этом возникают весьма заметные проблемы в обучении иностранного языка. Ведь в 7 — 8 классе ярко проявляется желание подростка общаться на интересующие его темы, а не то, что требует школьная программа. Хотя он не обладает требуемыми лексическими знаниями, все же стремится к эмоциональному общению. Это было замечено еще Л.С. Выготским, он писал, что: «подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы»[6;492].

А так как основной задачей педагога является мотивирование школьника на обучение, то следует принять во внимание, что принятие точки зрения подростка и его желания развивать свои навыки может способствовать формированию мотива обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый этап становления в подростковом возрасте требует особо отношения к учащемуся и предмету.

Если в 5 классе можно использовать игры для разрядки физической и интеллектуальной, то в 6 — 7 классе необходимо больший упор делать на изучение материала — слушанием и запоминанием. И в 8 классе упор должен идти на отработку материала полученного на ранних этапах обучения. Причем закрепление и отработка нового материала должна проходить на темах интересных подростку, например, таких как: взаимоотношения, проблемы с родителями, возможно, предложить переписку со школьниками из стран изучаемого языка, на темы связанные с личными переживаниями. Желательно не создавать ситуации неуспеха путем регламентации стиля, содержания и времени.

Для оптимальной организации процесса обучения помимо знания структуры урока, его содержания и психолого-педагогической характеристики интересующего нас возраста, необходимо помнить, что методической основой самого процесса обучения и деятельности педагога должна быть теоретически обоснованное направление, руководствуясь которым педагог будет действовать. Таковым направлением является – подход к обучению. Данный термин имеет множество интерпретаций.

Термин подход к обучению, используется для обозначения исходных положений, которыми пользуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им, был введен в научный обиход английским методистом А. Энтони. Его интерпретация считается классической и используется чаще всего в научной литературе.

Учитывая, что ученные и методисты не определились с точной интерпретацией данного понятия, то мы можем с уверенностью сказать, что пока нет единого определения термина подхода к обучению.

Однако существуют и другие мнения относительно значения данного термина. По мнению, М. В. Вятютнева: подход – это сущность предмета, которой необходимо обучить [32;95]. И.Л. Бим использует как общую методологическую основу исследования в конкретной области знаний [25;21]. Скалкин – деятельность исследователя, направленная на изучение того или иного явления [25;22].

Многие методисты опираются на классификацию, предложенную М.В. Ляховицким в 1981 году [32;95]. Он выделяет 4 подхода, основанием для которых могут быть основные направления в области психологического знания, их названия и характеристики схожи с названиями и объектами знаменитейших психологических школ. К ним относятся:

  1. Бихевиористский подход – овладение языком путем формирования речевых стереотипов в ответ на предъявляемые стимулы. Таким образом, происходит речевое научение обучающегося и формирование навыков общения, которые имеют длительный срок запоминания, но редко являются осознанными;
  2. Индуктивно-сознательный подход – овладение языком в результате наблюдения над речевыми образцами, что приводит в овладению языковыми правилами и способами их употребления в речи;
  3. Познавательный (когнитивный) подход – сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкций к речевым навыкам и умениям на основе усвоенных знаний;
  4. Интегрированный подход – органическое соединение в ходе занятий сознательных и подсознательных компонентов в процессе обучения, что проявляется в параллельном овладении знаниями и речевыми навыками и умениями [32;95].

На современном этапе значимой работой по классификации подходов к обучению можно назвать классификацию М.В. Вятютнева, который выделял шесть современных подходов к обучению: грамматический, прямой, бихевиористский, чтения, коллективный, коммуникативно-индивидуальный [32].

Достаточно подробно некоторые подходы мы можем изучить в работах Е.И. Пассова. Наиболее распространенны следующие подходы:

  1. Аспектный. Язык разделяется на три аспекта: лексику, грамматику и фонетику, которые изучаются отдельно. Сложность в использовании данного подхода заключается в невозможности объединить изученные разделы в единое целое;
  2. Структурный подход предполагает выполнение большого количества тренировочных упражнений на постановку новой лексики в уже усвоенные грамматические структуры. Минусом данного подхода, на наш взгляд, является то, что он не дает возможности развития навыка свободного общения;
  3. Трансформационный подход. Выполнение упражнений на изменение порядка слов или грамматических форм в соответствии с заданием. Данный подход может использоваться лишь в частных случаях, например, в грамматическом аспекте, так как в иных аспектах не эффективен;
  4. Аспектно-структурный. Помимо заучивания определенных лексических единиц, грамматики необходимо заучивание речевых образцов. Подход лишает обучение коммуникативной направленности;
  5. Ситуативно-тематический. Отработка лексического материала на жизненных ситуациях. Сложности возникают вследствие ухудшения грамматической правильности речи;
  6. Сюжетный подход. Использование художественных текстов. Данный подход имеет больше плюсов, нежели минусов. Анализ художественных источников позволяет изучить грамматический строй, новую лексику, отработать навыки говорения и аудирования [25].

Представленные ранее подходы, на данном этапе развития теории и методики преподавания иностранного языка, имеют скорее теоретическое значение, нежели практическое. Даже при условии многообразия подходов сейчас педагоги склоняются к использованию трех наиболее оптимальных, с учетом развития общества и международных связей, подхода к обучению иностранным языкам: личностно-ориетнтированному, социокультурному и коммуникативно-ориентированному подходам (Таб.2).

Таблица 2. Основные положения личностно-ориентированного, социокультурного и коммуникативно-ориентированного подходов.

Личностно-ориен тированный подход

Обоснован К.Д. Ушинским.

Предложен И.А. Зимней, развитие получил в рабо тах И.Л. Бим

Формирование и развитие комму никативной ком петенции через субъективный опыт каждого ученика.

Формирование и развитие комму никативной ком петенции через тесное взаимо действие языка и культуры его но сителей.

Формирование и развитие комму никативной ком петенции через общение со свер стниками.

Центрирование на способностях ученика.

Взаимодействие языка и культуры его носителей.

Обучение в со трудничестве.

Личностно-ориентированный подход, по определению И.С. Якиманской, представляет собой сочетание обучения, нормативно-сообразной деятельности общества, и учения, индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Содержание, методы, приемы данной технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрывать и использовать субъектный опыт каждого ученика, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности. У истоков развития данного подхода стояли выдающиеся деятели русской педагогики. К один из первых, кто заинтересовался данным подходом, можно отнести выдающихся педагогов К.Д. Ушинского и П.Ф. Каптерева. [33].

Социокультурный подход — один из самых серьезных и всеобъемлющих подходов изучения иностранного языка, включающий такие компоненты, как: социальная и культурная среда [32;103]. Он предполагает тесное взаимодействие языка и культуры его носителей. Данный подход в качестве результата предполагает формирование коммуникативной и социокультурной компетенции, которые обеспечат использование языка в условиях определенного культурного контекста на основе диалога культур. Научные и методические разработки этого направления связывают с работой Ю.Н. Карауловой «Русский язык и языковая личность». Они получили воплощение в развивающейся области языкознания и методики – лингвокультурологии.

Суть социокультурного подхода сводится к следующему:

  1. Иноязычная культура является источником иноязычного культурного образования в четырех аспектах (познавательном, развивающем, воспитательном и учебном);
  2. Основой обучения считается – сопоставление фактов из области художественного творчества и образа жизни носителей языка, выявлении общих нравственных ориентиров в жизни двух народов и существующих между ними различий, формированию стойкой мотивации к изучению языка и иноязычной культуры в диалоге с родной, формирование коммуникативной и социокультурной компетенции с опорой на родной язык учащихся [32].

Коммуникативный подход был обоснован и предложен И.А. Зимней, свое развитие получил в работах И.Л. Бим, а практическая реализация этого подхода состоялась в рамках коммуникативного и ряда интенсивных методов. Основы данного подхода были заложены в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина [32;100].

Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.

Коммуникативный подход означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов [32;101].

Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, перевод. Коммуникативный подход ориентирует занятия по языку на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации.

Названный подход реализует основные требования к современному учебному процессу:

  1. коммуникативное поведение преподавателя на уроке;
  2. использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни и предполагающих выполнение учебных действий в рамках таких ситуаций;
  3. параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи;
  4. учет индивидуальных особенностей учащихся.

Методическим содержанием коммуникативного подхода являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися.

Конечной целью обучения в рамках названного подхода является формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть готовности и способности, учащихся к речевому общению.

Коммуникативный подход в современной методике рассматривается в качестве теоретической базы обучения языку.

В целом эти подходы направлены на формирование навыка свободного общения, что является основной целью процесса обучения иностранным языкам в школе.

Учет гендерных особенностей учащихся при обучении английскому языку

Индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности при групповых формах работы должна предполагать не только знание и учет учителем уровня владения учащимися иностранным языком, но и максимальное использование уровня развития индивидуально-психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к тому или иному виду речевой деятельности. Это дает возможность учителю опереться на сильные свойства компонентов способности к иноязычной речи, развить слабые и в случае необходимости возместить их другими.

Не случайно учет индивидуально-психологических особенностей является одним из важных факторов научения иностранным языкам. Подобный подход к решению вопросов индивидуализации обучения основывается на том, что человек обладает определенными врожденными особенностями — задатками, являющимися важным условием сложного процесса развития способностей. Однако эти задатки могут вообще не превратиться в способности, если их соответствующим способом не стимулировать и не развивать.

Дифференцированный подход в обучении — это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.

Эффективность методов обучения зависит не только от интеллекта учащихся, но и от их индивидуальных особенностей. Неоднократно указывалось на комплексную структуру способностей человека овладевать новым языком (Л.С. Выготский, Дж. Ашер, Г. Гарднер). В эту структуру включаются вербальный (лингвистический), музыкальный, логический, пространственный (зрительный), моторный (кинестетический), межличностный (социальный) и внутриличностный (самоанализ) компоненты. В зависимости от того, какая группа способностей наиболее развита, следует варьировать различные способы группового и индивидуального обучения.

А.П. Краковский отмечает, что у подростков 13-15 лет активно развивается логическая память и мышление, а также в связи с тем, что идет половое созревание, происходит определенная половая дифференциация становления личности, ее восприятия окружающего мира и интересов.

Американский социолог Дж. Ландис считает, что стереотип о половом различии между девочками и мальчиками с точки зрения внешности и темперамента уже при рождении создан самими людьми. Принято считать, что младенцы девочки меньше размером и весом, красивее и нежнее по сравнению с мальчиками. Родители принимают это как данное и, ведя себя с детьми в соответствии с их полом, развивают у них гендерные социальные навыки, способствующие разделению интересов. Мальчикам с раннего детства дарят машины, пистолеты, инструменты, а девочкам — куклы, посуду, одежду.

В результате в процессе игры девочки чаще всего имитируют семейные роли: гладят, готовят, заботятся о детях. Мальчики же предпочитают конструирование и подвижные игры.

Половое различие детей становится особенно заметным в период их полового созревания. Девочки становятся более эмоциональными и впечатлительными, более щепетильными в вопросах внешнего вида к себе и окружающим, увлекаются новинками моды и косметики. Юноши же более сдержанны и озабочены совершенствованием своих физических и волевых способностей, проявляют интерес к автомобилям и компьютеру в связи с преобладанием у них аналитического мышления.

Следовательно, восприятие девушек отличается от восприятия юношей, и учителю необходимо учитывать сформировавшиеся гендерные особенности учащихся, привлекая их к дифференцированным видам деятельности на уроке.

Исследования, проведенные в США, показали, что обычный мальчик, как правило, отстает от обычной девочки в овладении навыками чтения и письма на 1,5 года. Он меньше привязан к школе, и у него ниже стремление поступить в колледж. Так, в 1997 году в колледжах Америки училось 45% юношей и 55% девушек. Данные Департамента США указывают на то, что современные девушки целеустремленнее, лучше учатся, больше читают и более активны во внеклассной работе. К. Х. Соммерс в своей статье утверждает, что мальчики, по сравнению с девочками, отстают в своем развитии в связи с тем, что им в школе уделяется недостаточно внимания.

Ситуация в школах подтверждает выводы американских коллег и подчеркивает необходимость использования метода индивидуального подхода на каждом уроке.

Учитывая важность поставленной проблемы, предлагаем некоторые рекомендации по обучению английскому языку по теме The World of Work с учетом гендерных особенностей школьников. Выбор темы обусловлен тем, что она является обязательной по учебной программе 9 класса в связи с получением учащимися неполного среднего образования и возможностью продолжить обучение в профессиональных учебных заведениях по окончании 9 класса.

Задания рассчитаны на введение и закрепление лексического материала по теме The World Of Work. Учителю следует дифференцировать некоторую информацию, которая может быть занимательна для учащихся женского пола и абсолютно неинтересна для лиц мужского пола.

Кроме того, комплекс упражнений задействует все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Учитель может сам определять целесообразность предложенного материала на своих уроках.

1. a) Read the professions below. Fill in the table with professions typical of a man; a woman and of both of them.

model lawyer journalist

pilot nurse bank clerk

secretary minor driver

hairdresser librarian clothes designer

doctor policeman travel agent

fireman singer carpenter

actress computer operator shop assistant

scientist construction worker teacher

child care worker engineer University professor

chef in a restaurant secretary

More likely to be a man

More likely to be a woman

As likely to be a man as a woman

b. What differences, if any, do you find in the jobs held by men and women? Tell your classmates. Together, think of reasons to explain these differences. Answer the question using the table:

What would you like to be?

2. Circle the names of seven more jobs.

3. These surnames are also the names of the jobs.

Which Russian surnames are the names of jobs?

  • 4. Name 4 professions that you like and hate most. Why have you chosen them?
  • 5. a) Listen to the text about the most popular teenagers’ jobs. Say where else they can work.

How do teenagers earn their money? The most popular jobs are delivering newspapers, babysitting, washing cars and cutting lawns. Some teenagers also do Saturday jobs. They can help out in hairdresser’s or they can work in a shop. They usually have over $10 a week. Most young people save about a third of their money and spend the rest.

b) Answer the questions:

Do you earn your pocket money?

How do you earn it?

Is this job connected with your future career?

Is it important, do you think to have work experience beforehand?

c) Fill in the spidergram with the most popular teenagers’ jobs

  • ( to babysit) (to work as a maid)
  • (to work in a summer-cafе) (to work as a shop-assistant)
  • (to wash cars) (to work as a work man-assistant)
  • (to work at the filling station)
  • 6. Describe the profession that is written on the card but don’t name it. Others must guess it.

Учитель готовит карточки с названиями профессий, кладет их на стол названием вниз. Ученики берут карточки, описывают профессию, не называя ее. После того, как другие ученики угадают профессию, желательно обсудить мужская или женская это профессия.

7. Work in groups. Read about the professions of these people and give a short summery of them.

Тексты для девушек:

a). Nicky Taylor is a usual American schoolkid except she is a director of her own company and can earn more money per day than her teachers earn per year. At the age of fourteen Nicky signed a two-year contract with L’Oreal, cosmetics company, and at sixteen she became the youngest model ever to appear on the cover of the fashion magazine Vogue. Today she is a multi-millionaire and has her own company, Nicky Inc. But she wants to stay at high school for a little longer. She is already finding it difficult to continue a normal life at home and school because her success is too well-known. Sometimes all she wants to do is put on an old pair of jeans and go and eat pizza with her girlfriends. [3]

b). Jan Murray works at a university as a student counselor. Students can come and see her if they need help or advice. People come to her with all kinds of problems. A lot of them are worried about their studies and exams; some want help with financial or legal problems. The biggest problem, though, is loneliness. Universities are exciting places, but a lot of students miss their families and friends and feel lost in this new environment. Her job is to listen try to understand what they are feeling. But of course she also gives practical advice when it is needed. [3] c). Irene is in her last year of high school and is considering whether to continue her education after graduation. When she raised the question of whether or not she should continue studying, her parents were quite surprised and told her to think of all of her cousins and friends who were either already in college or would be going soon.

Irene does not know what to say to her parents after their discussion. She had once thought about becoming a nurse, since her favorite aunt is one. She also does not know what she will do if she does not go to college, since she doesn’t want to get a job and work right away. She finally decides that she should take advantage of the opportunity and enroll in a nursing program. She thinks it is always good for a woman to have some practical training or skill in case she has to work in the future.

Тексты для юношей:

a). Sigeru Miyamoto works for the Japanese company Nintendo. In 1983, when he was thirty-two, he created Super Mario Brothers. This became the most successful video game in the world, with sales of $4,3 billion. «I knew the game would sell, but I’ve never understood why it is so popular,» says Mr. Miyamoto. With the help of Super Mario, the Nintendo Entertainment System has become one of the best-selling toys in history. [3]

b). Sam is only 20 years old. He thinks it might be interesting to take the job with the oil exploration company. But his father has pointed out to him that the future of such a job is not very certain.

The job with the small company also looks attractive, since it offers a lot of possibilities for advancement and would give him the chance to assume some direct responsibility, which he would like to be able to do. He also feels it would be a very rewarding job but is not certain whether he is ready to be tied down in one place.

His father has tried to persuade him to take the job with the auto company, since it offers lots of benefits and a fairly high degree of security. Sam is afraid, however, that working on an assembly line would be rather boring and would not give him a chance to assume any responsibility on the job. He finally decides to join the oil exploration company.

8. Think about your own feelings concerning what is important in selecting a job. Rank the items below from most important to least important.

Social prestige _________________

Security and benefits _________________

Freedom of movement _________________

Opportunity for advancement _________________

Personal satisfaction _________________

Level of responsibility (rank one) _________________

a. requires a lot _________________

b. requires little or none _________________

Social usefulness _________________

9. Work in pairs. Discuss ads for a job from the gender point of view.

THREE SPECIALISED TAILORS Recruiting now…

Req. to make Asian bridal wear, NEW driving Instructors must be specialist in Sub Continent — Guaranteed teaching position with us embroidery, minimum wage applies. — Fast track or easy pace training around Full time position. Please send C.V. current job or commitments To-Odyssey, 1 st Floor Regal House, — Fully maintained car Miall ST, Rochdale, Lancs, OL11 — Earnings around 21,000 pa (400 pw) [7]

  • — You choose your own working hours
  • — We are an equal opportunities organisation

No previous experience necessary, but minimum of 3 Ѕ years

BECOME A DRIVING INSTRUCTOR MECHANICAL/ELECTRICAL

  • · Driving Schools are waiting for new instructors ENGINEERS
  • · More than 1 Million Driving Tests are being taken We currently require experienced each year mechanical/electrical engineers
  • · Placement guaranteed at a local or national school with HV/Power experience,
  • · Earn around 400- 500 per week for long term contracts in UK
  • · Fully maintained car Excellent rates. Please call 0161 941 6868
  • · No qualification* or experience necessary
  • · Fast track or easy pace training around current job or commitments
  • * driving license to be held for at least 3 Ѕ years
  • 10. Let’s Write. The Job. Write a paragraph (at least 8 sentences) including the following:
    • · the type of job you are interested in and why;
    • · courses you need to take in order to get work;

what you must do if an ad for a job is of interest to you.

Источники: http://vunivere.ru/work70426, http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/03/01/psikhologicheskie-osobennosti-prepodavaniya-angliyskogo-yazyka-v, http://studwood.ru/1691948/pedagogika/uchet_gendernyh_osobennostey_uchaschihsya_obuchenii_angliyskomu_yazyku

3 118 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector