Назван самый подходящий возраст для изучения иностранного языка
Исследователи установили сроки критического периода, во время которого человеку легче всего даётся изучение иностранного языка.
В течение многих лет специалисты вели дискуссию о существовании так называемого критического периода в развитии ребёнка, во время которого ему удаётся лучше изучать иностранные языки. Многие исследователи сошлись во мнении, что лучше начинать обучение как можно раньше. Новое же исследование показало: дети способны овладеть новым языком, уровень которого соответствовал бы носителю языка, в течение более длительного времени, чем считалось.
В целом многие данные свидетельствуют о том, что взрослым людям труднее учить иностранные языки, нежели детям. В результате учёные предположили, что существует тот самый критический период для изучения языка. Между тем продолжительность периода и причины, лежащие в его основе, остаются во многом загадкой.
Чтобы собрать большой объём данных, команда учёных из Бостонского колледжа, Массачусетского технологического института и Гарвардского университета разработала тест, запущенный впоследствии на Facebook.
Он фиксировал грамматические навыки участников, а также собирал иную информацию, касающуюся изучения иностранного языка. По итогу тест стал невероятно популярным, а учёные собрали данные от 669498 человек.
«До настоящего момента было трудно получить все данные, необходимые для ответа на вопрос о том, как долго длится критический период», — говорит Джош Тененбаум (Josh Tenenbaum) из MIT, один из авторов исследования.
После изучения огромных объёмов данных с использованием различных вычислительных моделей стало ясно: до примерно 17 или 18 лет человек находится в наилучшей форме для того, чтобы выучить иностранный язык, что почти на 10 лет дольше, чем считалось прежде.
«Результаты нас очень удивили», — говорит один из исследователей проекта Джошуа Хартсхорн (Joshua Hartshorne) из Бостонского колледжа.
Безусловно, человек, изучающий новый язык в подростковом возрасте и позже, может достичь довольно высокого уровня, и тест это показал. Но, как выявило исследование, достичь уровня владения носителя языка можно лишь в том случае, если человек уже начал учить язык к 10-летнему возрасту.
«Если вы хотите владеть грамматикой английского языка как носитель, то вы должны начать заниматься примерно с 10 лет. Мы не видим большой разницы между людьми, которые начинают учиться с рождения, и людьми, которые начинают обучаться с 10 лет», — говорит Хартсхорн, уточняя, что они заметили снижение качества у тех, кто начал заниматься языком позднее.
На данном этапе неясно, что же происходит в возрасте 17 или 18 лет, в результате чего ухудшается способность человека изучать новый язык. Возможно, всё дело в пластичности мозга, говорят учёные, а, возможно, и в других факторах.
«Вероятно, есть биологические изменения. Может быть, за этим стоят социальные или культурные факторы», — говорит Тененбаум. Как правило, после 17 или 18 лет люди покидают родительский дом, начинают работать или учиться в специализированном вузе. Всё это может повлиять на скорость обучения для любого языка», — добавляет учёный.
Как говорит Махеш Сринивасан (Mahesh Srinivasan) из Калифорнийского университета в Беркли, уже давно было замечено, что изучение второго языка легче даётся в начале жизни, и новая работа предоставляет наиболее убедительные доказательства того, что существует определённое время, после которого способность к изучению грамматики нового языка снижается.
«Это важный шаг вперёд для этой области. После исследования также возникают новые вопросы, поскольку оказалось, что критический период заканчивается гораздо позднее, чем считалось ранее», — говорит Сринивасан. Он не участвовал в исследовании.
Между тем нельзя сказать, что взрослые люди не способны выучить язык и весь процесс обучения является для них бесполезным. Несмотря на то, что исследование показало, что изучение нового языка в более позднем возрасте даётся тяжелее, некоторые работы демонстрируют, что эти усилия положительным образом влияют на борьбу с деменцией и возрастным когнитивным спадом.
Результаты работы представлены в научном издании Cognition.
Ранее авторы проекта «Вести.Наука» (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как облегчить процесс изучения иностранного языка. В частности, людям помогут физические нагрузки и умные субтитры.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
© 2019 Сетевое издание «Вести.Ру». Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72266 от 24.01.2018. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Главный редактор: Ениколопов Н.С. Адрес электронной почты редакции: info@vesti.ru, телефон редакции: +7(495)232-63-33. Для детей старше 16 лет.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Партнер Рамблера
Самый лучший возраст для начала изучения английского языка
В современном мире агитировать за изучение иностранных языков не приходится. Здравомыслящий родитель понимает, что владение языками открывает безграничные перспективы. И для современных детей это уже не роскошь, а необходимость.
Встает вопрос: когда же у ребенка наступает самый благоприятный возраст для начала изучения иностранного языка? Этот вопрос породил массу споров и мнений как специалистов, так и неравнодушных родителей. Порой они диаметрально противоположны друг другу. В этой статье вы ознакомитесь с несколькими точками зрения.
+ Основной аргумент в пользу — развитой навык самоконтроля, который уже приобретен к этому возрасту. Ребёнок становится более усидчивым, учится осознанно; он не просто “зубрит” слова и фразы, а понимает для чего и зачем ему это нужно. Частные школы английского языка помогут ребенку вывести язык на высокий уровень владения.
— Специалисты-физиологи считают, что после 8 лет снижается способность мозга к естественному освоению иностранного языка. Если приступать к изучению английского после 10-11 лет, мало шансов, что ребенок овладеет им на уровне родного — кроме той ситуации, когда ребенка отправляют учиться за границу. Кроме того, естественные, природные механизмы восприятия нового языка уже не помогут ребенку в процессе обучения, поэтому ему придется прикладывать то же количество усилий, что и взрослому, чтобы достичь значимого результата.
+ Считается, что в этом возрасте дети достаточно овладевают фонетикой родной речи, имеют широкий словарной запас — все это помогает в освоении английского. Есть высокие шансы овладеть иностранным наравне с русским, но для этого ребенок должен находиться в языковой среде. Урочные методы для 5-летнего ребенка еще не эффективны, поэтому единственно доступным методом обучения являются игровые занятия — ежедневные и не менее двух часов в день. В этом случае ребенок научится к 7 годам понимать обращенную речь и говорить, но с бедным словарным запасом по сравнению с родным языком.
— Если занятия носят нерегулярный характер, то особых успехов ожидать не приходится. Необходимо уметь заинтересовать малыша и главное — не отбить у него на долгие школьные годы желание заниматься английским языком.
С первых дней и до 3 лет
+ Масару Ибука, основатель SONY, написал чудесную книгу “После трёх уже поздно” — об удивительных возможностях раннего развития личности, в том числе и о лингвистической одаренности маленьких детей. В возрасте до 3 лет у каждого ребенка есть практически 100% шанс овладеть любым иностранным языком как родным.
— Родителям непросто самостоятельно организовать английскую языковую среду. Однако с этой задачей прекрасно справляются английские частные сады, в которых работают носители языка. Здесь ребенок освоит главное: английский язык — это средство общения с Джейн и Стюардом, которые иначе как по-английски никак не понимают. В процессе совместной игры у ребенка появляется мотивация к пониманию, а затем и к разговору, что является гарантом быстрого и стабильного прогресса в обучении.
Детям до 5 лет языки даются намного легче, чем взрослым
Это мнение, в котором сходятся все психологи. Не забывайте, что по мере взросления лингвистические способности детей снижаются, а к 13 годам детям так же трудно освоить новый язык, как и взрослым. Стоит подумать о целях, которые вы преследуете. Если это общеразвивающий эффект — то можно приступать после 8 лет. Если это свободное владение и беглая речь — возраст до 5 лет. Если вы хотите вырастить настоящего билингва — лучше начинать с первых дней жизни, но не позднее 3-х лет!
В English Nursery & Primary School преподаватели-носители языка в совершенстве владеют методиками преподавания и воспитания билингвов с 2 лет. Смело доверьте им своего ребенка, и скоро он поразит вас познаниями в английском языке!
Когда можно начинать учить английский?
Многие родители мечтают, чтобы их ребенок вырос билингвом и с одинаковой легкостью говорил и на русском, и на английском. Желание понятное и разумное — уже сегодня знание английского считается весомым плюсом, а лет через 10-15 это станет обязательным требованием для образованного человека. Международные связи развиваются, а интернет позволяет учиться в зарубежных вузах и работать в иностранных компаниях, не покидая родного города.
Чем раньше человек начинает изучать иностранный язык, тем лучше он им владеет. Но когда нужно начинать учить английский?
Педагоги и психологи утверждают, что активнее всего дети впитывают знания с 1,5 до 9 лет. Это именно тот возраст, когда у ребенка формируются основные речевые навыки и его мозг лучше всего воспринимает и запоминает звук иностранной речи. Позже структуры мозга, отвечающие за развитие речи, становятся менее гибкими. Именно поэтому взрослым изучение иностранного языка дается намного тяжелее.
Дети способны очень быстро усваивать английский, но при одном условии — этот процесс должен приносить удовольствие. Поэтому обучение в разных возрастных категориях имеет свои особенности.
С рождения до 1,5 лет
В этот момент закладывается фундамент — дети слышат и запоминают звуки, которые совсем скоро обретут для них смысл и станут словами. Хороший вариант для знакомства малышей с английским — это колыбельные, стишки, активные игры на английском языке.
От 1,5 до 2 лет
Некоторые лингвистические школы начинают обучать детей с двухлетнего возраста. Это довольно благоприятный период развития ребенка, когда вся мозговая деятельность направляется на изучение языка. Обучение проводится в игровой форме, так как игра — основной способ познания мира для любого ребенка. В этот период можно использовать любые игры, которые нравятся малышу, главное — не принуждать его, иначе английский начнет ассоциироваться с чем-то неприятным.
От 3 до 5 лет
Многие специалисты уверены, что это самый подходящий возраст: речевые навыки уже сложились, а мозг еще достаточно гибок и активен, чтобы с легкостью усваивать все новое. В этот период изучение английского работает и на общее развитие: улучшается память, мышление, восприятие, воображение. Но еще важнее то, что у детей в этом возрасте нет страха перед использованием языка, и если они начнут учить его до 5 лет, то никогда не столкнутся с языковым барьером.
Белла Девяткина в 4 года говорила уже на 7 языках. Посмотрите ее выступление на шоу «Удивительные люди».
От 5 до 10 лет
В этом возрасте не поздно начинать заниматься английским — быстрое и эффективное изучение иностранного языка еще возможно. Но будьте готовы к трудностям. У ребенка в это время уже появляются социальные ожидания и страх ошибки, а это существенно затрудняет обучение. Поэтому самое важное в этот период — организовать обучение так, чтобы у ребенка не было шанса ошибиться, и показать, что язык нужен в первую очередь для общения.
От 10 и старше
С каждым годом тяга к познанию мира у детей снижается, а мнение окружающих становится все более важным. Подростки и взрослые, даже зная иностранный язык, боятся говорить на нем. Они пытаются соблюдать правила грамматики и думают, что говорить нужно на уровне носителя —- или не говорить вовсе. Прежде чем сказать что-то, они мысленно проговаривают слово или фразу. Это мешает быстро преодолеть языковой барьер.
Обучение детей английскому с самого раннего возраста не только возможно, но и желательно. Оно помогает развить речевые навыки речи, мышление и память. Поэтому так важно заложить базу, которая поможет изучать язык в более старшем возрасте. Но, главное, научит ребенка относиться к английскому (да и любому другому иностранному языку) не как к крепости, которую нужно брать с боем, а полезному инструменту для общения.
Источники: http://www.vesti.ru/doc.html?id=3013548, http://www.englishnursery.ru/articles/samii-luchshii-sposob-dlya-nachala-izucheniya-angliiskogo-yazika, http://skyeng.ru/articles/angliyskiy-yazyk-dlya-detey