Инновационный метод изучения английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
274 просмотров
29 января 2019

Инновационные технологии на уроках английского языка

Автор: Долгих Марина Сергеевна, учитель английского языка ДОШ №62

Пояснительная записка. Учебный процесс базируется на модели смешанного обучения, которая помогает эффективно сочетать традиционные формы обучения и новые технологии. Развитие образования ХХІ века побуждает к внедрению инновационных технологий, формированию у учеников ключевых компетенций. Применение современных технологий, которые строятся на комплексном психологическом изучении личности всех участников учебно-воспитательного процесса, даёт возможность положительно развивать их интеллектуальную, социальную,духовную сферы,способствует и культурному самоутверждению.
Данная статья описывает коммуникативные методы, приёмы, использование инновационных технологий на уроке английского языка.
“Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…И чтобы дать ученикам искорку знаний,учителю надо впитать целое море света”. В. А. Сухомлинский

Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из “непререкаемого авторитета” стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания.
Коммуникативная методика, как одна из современных методик обучения английскому языку, способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но наблюдателем и консультантом. Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка является одной из главных задач. Большое внимание я стараюсь уделять технологии интерактивного обучения на уроках английского языка, которая ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения,участвовать в дискуссиях.
Основными методами интерактивного обучения, используемыми на моих уроках английского языка, являются: «Аквариум», «Незаконченное предложение», «Ассоциации», «Микрофон», «Карусель».
Например, в старших классах во время изучения темы “Проблемы молодёжи’’учащиеся в группах предлагают свои ассоциатиные ряды: “generation gap”, crisis of cultural and moral values, bad habits, increasing youth crime rate, growing housing problems. Во время дискуссии обсуждается каждый ассоциативный ряд, предлагаются пути решения. Учащиеся обсуждают и выбирают самые лучшие идеи своих групп: frank speaking with parents, a healthy way of life, going in for sports; out-of-class, out-of-school activity, reading books, self-correction, self-education, prohibition of selling cigarettes and alcohol drinks to the persons under 18; visiting museums, theatres, cinemas; communication with interesting persons; formation of moral values.

В начальных классах основное внимание уделяется игровым технологиям, которые помогают преодолеть “языковой барьер”. Лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие игры, использование песен, стихотворений помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и продуктивным.
Например, во время закрепления темы “Мир животных’’в 3 классе предлагается игра “Find the animal”. Учащиеся в группах составляют микромонологи, описывая любимое домашнее или дикое животное. Группы должны понять и найти правильную картинку по описанию животного. При выполнении данной игры формируются навыки говорения и аудирования.

T: The class is divided into two groups. The first group describes wild animals. The second group depicts domestic animals. The task of groups is to guess them.
GROUP 1: This animal likes honey and fish. It is brown. It sleeps in winter.This wild animal can swim and climb.
GROUP 2: Is it a bear?
GROUP 1: Yes, it is.
GROUP 2: This animal lives in the farm. It gives us milk and butter too. It’s very kind.
GROUP 2: Is it a cow?
GROUP 1: Yes, it is (etc).

Во время закрепления грамматического материала (Present Continuous) используется грамматическая игра “Пантомима”. Учащиеся из разных команд показывают действия жестами в соответствии с карточками. Остальные должны догадаться.

P1: Are you cleaning the room?
P2: No, I am not.
P1: Are you washing up?
P2: Yes, I am.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. При помощи игровых приёмов можно закрепить новый языковый материал и повторить пройденное. Например, при изучении глагола “to have” для развития логического мышления, активизации ранее усвоенной лексики и грамматической структуры используется упражнение с заданием: “ Раскройте содержание ключевой фразы”.
Ученик должен повторить её и добавить свою фразу, расширив высказывание:

T: I have a favourite toy.
P1: I have a favourite toy. It’s my ball. I like to play with a ball every day.
P2: I have a favourite toy. It’s my doll. Its name is Marry.
P3: I have a favourite toy. It’s my toy-car. It’s little and red.

На продвинутом этапе учащимся учитель предлагает им творческие задания, например, составление загадок: учащийся описывает внешность сказачного персонажа, класс должен угадать его.

P1: His face is round. His eyes are blue.He has a long nose. He has a father but
he has no mother. He is a nice wooden boy (Buratino).
P2: She has a round face, a small nose and small ears. She has blue eyes and
long blue hair. She is a very pretty girl (Malvina).
Я использую приёмы авторского метода Г. А. Китайгородской, комбинирую их с другими приёмами активизации речевой деятельности. Данный метод Китайгородской также называют методом «Активизации резервных возможностей личности и коллектива». Его нельзя назвать новым, так как он был разработан свыше 35 лет назад, однако он считается исключительно новаторским и уже ставшим классическим в области интенсивного обучения. Путь овладения человеком иностранным языком, согласно системе Китайгородской, очень похож с тем путём, идя по которому ребёнок осваивает свой родной язык. Ролевая игра является здесь ведущей во время активизации речевой деятельности учащихся. Вы можете быть «туристом», «гидом», «президентом фирмы» с любой страны. Во время обучения учащиеся могут общаться друг с другом в определённых ситуациях, которые максимально приближены к ситуациям в реальной жизни. Ролевое распределение довольно важно в таком методе обучения. На своих уроках я использую ролевые карточки, например:

1) You’ve lost your sister in the supermarket. She is only 5 years old. Explain the situation and ask the police to help you.
2) You are a stranger in London. Suddenly you’ve lost your way. Ask the residents of London to show you the way to the station.
3) In a Tourist’s Agency you ask an advice and recommendations about visiting the sights of London.
4) You are a doctor. You examine a patient and give him some recommendations. What will you recommend him to do in order to recover as quickly as possible?
5) You are a school-leaver. You have a doubt about your future profession. Ask your friends to advise you some modern professions.

Я выбираю необходимые ситуации-иллюстрации и ситуации-проблемы на конкретном материале, подготавливаю дидактический материал: (карточки-задания для каждого; подбираю группы учащихся, которые распределяют роли, ставлю задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики. Во время проведения ролевой игры я не перебиваю речь учащихся, не исправляю ошибки. После проведения игры анализирую её ход, отмечаю наиболее удачные и неудачные моменты, провожу работу над типичными ошибками.
Многократно сталкиваясь с трудностями построения высказывания на иностранном языке, учащийся часто теряет интерес к предмету. Поэтому большое внимание на своих уроках я также уделяю коммуникативной направленности обучения грамматике и лексике. Учащийся, хорошо владеющий лексическим и грамматическим материалом, быстрее других ориентируeтся в составлении диалогов.
Во время формирования лексических и грамматических навыков говорения я использую условно-речевые имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные упражнения. Ученик проходит путь от осознанной имитации к самостоятельному воспроизведению грамматической формы. Данные условно-речевые упражнения также используются на уроках при составлении микродиалогов, диалогов.
Во время составления диалогов используются также подстановочные таблицы. Например, в 5 классе во время изучения темы “Одежда. Покупки” предлагается следующая подстановочная таблица:

— Good morning. Can I help you?
— I’m looking for…
— The …(is are) over there, near the fitting room.
— What colour?
— …
— What size are you?
— …
— I think that it they…(suits suit) you perfectly.
— How much (is it are they) ?
— It they (costs cost) … pounds.
— Here you are.
— Thank you. Have a nice day!
— …
На следующем этапе учащиеся выполняют роль покупателя и продавца без опоры на таблицу. Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевой, ситуативной игры на моих уроках.
Использование стихотворений и песен позволяет учащимся также запоминать определённые грамматические конструкции, лексику, необходимые для развития речи. Например, во время формирования лексических навыков говорения, изучения дней недели в 3 классе используется следующее стихотворение:

My week
— Dick, let’s play hide-and-seek.
— Oh, no, I’m very busy every week.
— I go to the cinema on Sunday,
— I go to the theatre on Monday,
— I go to the park on Tuesday,
— I go to the stadium on Wednesday,
— I go to the concert on Thursday,
— I go to the circus on Friday,
— I go to the country on Saturday.

Формирую у учащихся также навыки самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Метод проектов в средних и старших классах считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать английский язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю также задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики используют знания и умения в английском языке в новых нестандартных ситуациях. Методика проектного обучения используется мною в основном для обобщения знаний и умений по пройденной теме, то есть защита проектов, как правило, происходит на последних уроках изучаемой темы. Например, в 8 классе учащиеся составляли проекты “Our favourite writers’’, “A healthy way of life’’, “Popular music”, “English-speaking countries”.

Метод проектов также позволяет создать на моём уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Особенностью проекта, реализуемого на уроках английского языка, является общение как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнёрского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, странноведческих реалий и их активизация.
Проектные технологии и технология развития критического мышления помогают на моих уроках готовить учащихся к научно-исследовательской деятельности в Малой академии наук. Защищая свой проект, учащиеся приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения, развивают свои ораторские способности, логическое мышление, умение аргументировать свою позицию.
С моей точки зрения, одной из перспективных технологий опережающего «самообучающегося» характера, базирующейся на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и компетентностно-ориентированном подходах, является коучинг. По мнению Тимоти Голви, коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности; коучинг не учит, а помогает учиться.
В развитии творческих способностей учащихся к научно-исследовательской работе мне также помогает данная технология. Основа методологии и инструментария коучинга – интерактивное общение, дискуссия: вопрос-ответ, независимый взгляд со стороны, партнёрские взаимоотношения между учителем-консультантом и учеником.
Проект 10-У класса “Art”

Инновационные методы изучения иностранных языков. Мультимедиа и компьютерные технологии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Филипович Ирина Иосифовна

В данной статье рассматриваются инновационные подходы к изучению иностранного языка на основе мультимедиа и компьютерных технологий. Доказывается необходимость внедрения новых методов и их отличие от традиционных методик. Показываются преимущества использования новых технологий и сложности их интеграции в учебный процесс. Описывается роль преподавателя в обновленном учебном процессе.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Филипович Ирина Иосифовна,

INNOVATIVE METHODS OF LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES. MULTIMEDIA AND COMPUTER TECHNOLOGIES

The article reviews innovative approaches to a foreign language learning which employs multimedia and computer technologies. It proves the necessity of the new methods introduction and their difference from traditional approaches. The article shows some advantages of innovative methods and some difficulties of its integration into the learning process. It also defines the role of the Language teacher in the renewed learning process.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы изучения иностранных языков. Мультимедиа и компьютерные технологии»

УДК 811.112 ББК 81.2 АНГ Ф 53

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. МУЛЬТИМЕДИА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Филипович Ирина Иосифовна,

доцент кафедры лингвистики и перевода Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 486 14 05, e-mail: filipovich73@list.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются инновационные подходы к изучению иностранного языка на основе мультимедиа и компьютерных технологий. Доказывается необходимость внедрения новых методов и их отличие от традиционных методик. Показываются преимущества использования новых технологий и сложности их интеграции в учебный процесс. Описывается роль преподавателя в обновленном учебном процессе.

Ключевые слова: инновации; мультимедиа; мотивация; активный участник.

INNOVATIVE METHODS OF LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES. MULTIMEDIA AND COMPUTER TECHNOLOGIES

Filipovich Irina Iosifovna,

associate professor of Department of linguistics and translation of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 486 14 05, e-mail: filipovich73@list.ru

Summary. The article reviews innovative approaches to a foreign language learning which employs multimedia and computer technologies. It proves the necessity of the new methods introduction and their difference from traditional approaches. The article shows some advantages of innovative methods and some difficulties of its integration into the learning process. It also defines the role of the Language teacher in the renewed learning process.

Keywords: innovation; multimedia; network technology; motivation; active learner.

В течении последних лет многих преподавателей иностранных языков волнует поиск новых методик обучения. Методисты во многих странных занимаются анализом уже существующих методов и технологий и их адаптацией к современным реалиям и требованиям и одновременно ищут кардинально новые подходы. Ведутся споры о том, как должен выглядеть процесс обучения иностранному языку в современной школе. Одни преподаватели выступают за сохранение традиционных методов, другие хотят полностью изменить всю систему. Есть и третья категория преподавателей, предлагающая объединить новые и старые формы. Но не у кого не вызывает сомнения, что изменения неизбежны. Это связано с рядом факторов: требованиями к конечным целям изучения языка, психологией современного студента и, конечно, с технологическими изменениями в окружающем нас мире.

Нынешнее время-период интенсивного развития технологий, прежде всего компьютерных. Это приводит к тому, что современные студенты лучше воспринимают и усваивают новую информацию через контакт с компьютерными информационными источниками. Использование компьютерных технологий в процессе изучения иностранного языка дает возможность сделать этот процесс легче для студентов и создать привычную для них среду. Это также позволяет разнообразить работу и сделать ее интереснее для студентов. Благодаря мультимедийным ресурсам процесс изучения иностранного языка можно вынести за рамки учебной аудитории и сделать непрерывным. В некоторых случаях желание и потребность изучать язык приходит в результате использования данных ресурсов (общения в сети с носителями языка, просмотр программ и фильмов на иностранном языке, использование

различных сайтов, требующих знание иностранного языка).

Таким образом, к современным школам, колледжам и вузам предъявляются требования о пересмотре подходов, которые до сих пор использовались для обучения иностранным языкам и поиск инновационных методов с учетом развития науки и техники. Ожидается, что они будут использовать мультимедиа и интернет технологии наряду с новыми моделями обучения, с целью ухода от ранее используемой модели, основанной на объяснениях преподавателя. Кроме того, студентам рекомендуется изучать иностранный язык с помощью компьютера, что составит 40-50% общего объема учебной нагрузки. Эти кардинальные изменения перекликаются с идеей о главенствующей роли студента, которому компьютерные технологии предоставляют доступ к продвинутым методам обучения. Однако, необходимо понимать, что мультимедийные технологии имеют определенные недостатки, а также, что использование мультимедиа требует от преподавателя дополнительных навыков и умений. В противном случае, будет наблюдаться несоответствие между вкладываемыми усилиями и низкими результатами.

Обучение иностранному языку с использованием компьютерных технологий включает в себя:

— Аутентичный языковой материал, такой как видео клипы, флэш анимацию, вебквесты, подка-сты, новости и.т.д.;

— Онлайн среду, в которой студенты могут общаться с носителями иностранного языка через e-mail, текстовые компьютерные редакторы, социальные сети, голосовые или видео конференции;

— Инструменты языкового обучения (онлайн приложения и программы), направленные на изучение фонетики, произношения, лексики, грамматики и анализа предложений. Инструменты включают в себя упражнения «от текста к речи», распознавание речи, интерактивные и контролируемые задания;

— Онлайн среду, дающую возможность коммуникации между преподавателем и студентов, студентов друг с другом;

— Игровые формы обучения.

Существует широкий спектр специальных инструментов и обучающих средств, которые предлагают использование компьютерных технологий для обучения иностранным языкам

Golonka et/ al/ (2014), в обзоре технологий. Используемых при обучении иностранным языкам, перечислила следующие: системы управления курсом (CMS); интерактивные доски; ePortfolio (цифровой архив работы студента, созданный самим студентом); corpus (коллекция аутентичного языка в устной, письменной или обеих формах); электрон-

ные словари; электронные аннотации (ссылки на уровень слова или предложения, контекстные переводы или поясняющая информация); умные обучающие системы; программы проверки грамматики; программы по автоматическому распознаванию речи (ASR) и фонетические программы; виртуальные игры; чаты (синхронная компьютерная коммуникация: текстовая или аудио); социальные сети; блоги; интернет форумы или доски сообщений.

Каким образом компьютерные технологии могут улучшить процесс изучения иностранного языка? Процессы и результаты использования компьютерных технологий зависят от того, как именно они применяются в обучении. Можно выделить два типа компьютерного обучения иностранным. Первый тип предполагает, что компьютерные технологии дополняют традиционные формы обучения и изучения (включая оценивание), делая их быстрее, легче и эффективнее. Второй тип предлагает инновационные способы обучения и изучения, которые должны улучшить компетенции студентов в большей степени, чем это могут сделать традиционные методы.

Kongrith и Maddux (2009) предположили, что использование инновационных метотов обучения имеет следующие характеристики:

— Требует высокой степени взаимодействия между компьютером и обучающимся;

— Делает обучающегося, а не создателя программы ответственным за то, что происходит на экране;

— Нацелено на выполнение более творческих заданий;

— Делает возможным выполнение очень сложных заданий.

Еще одон фактор, влияющий на результаты использования компьютерных технологий при обучении иностранному языку,- форма взаимодействия со студентом. Существуют три вида взаимодействия: между студентом и изучаемым материалом, между студентом и преподавателем, между студентами.

Что достигается с помощью компьютерных технологий? Несмотря на недостаточную изученность влияния использования компьютерных технологий при изучении иностранных языков, можно, безусловно, говорить о его положительных эффектах, Делая обзор всех существующих данных, можно сделать вывод, что с помощью компьютерных систем обучения студенты демонстрируют достижения в говорении, чтении, понимании, словарном запасе, грамматике и беглости. Помимо этого, можно утверждать, что компьютерные обучающие программы обеспечивают лучший контроль и оценивание работы студентов. Компьютерные обучающие программы выполняют функции преподава-

теля, давая прямые, четкие инструкции и оценивая работу студентов. Такая система обычно состоит из четырех компонентов: интерфейс(платформа), модель-образец ( тема и знания, которые студент должен освоить), студенческая модель ( текущий уровень знаний студента), и преподавательская модель (которая обеспечивает контроль и инструкции на основании разницы между студенческой моделью и образцом).

Компьютерное обучение произношению (CAPT) а именно, автоматическое распознавание речи (ASR) может ускорить улучшение произношения и обеспечить более эффективный контроль, чем тот, который осуществляет преподаватель. Данная программы может помочь студентам, так как они могут практиковаться самостоятельно и избежать волнения, возникающего при необходимости произносить новые слова в присутствии других студентов и преподавателя.

Цифровое игровое обучение (DGBL) улучшает большинство компетенций студентов. Обучение, основанное на игровых формах, делает обучение интереснее, создавая среду, в которой знания приобретают контекст. Игровое обучение развевает способность решать проблемы и навыки критического мышления через вовлеченность в процесс и интерактивный контроль, которые важны для достижения результатов обучения.

Чат (Беседа, проводимая с помощью компьютерных технологий) улучшает навыки говорения, расширяют используемый словарный запас, развивает внимательность ( пытаясь получить результат, студенты вынуждены обращать внимание на то, что они не знают или на то, что они знают только частично) и концентрирование внимания на форме (обращают внимание на структурные/синтаксические аспекты языка для того, чтобы выполнить поставленную языковую задачу по пониманию и воспроизведению речи).

Текстовая компьютерная коммуникация (CMC) улучшает внимание к лингвистическим формам таким образом, который может усилить внимание к языковым выражениям и поощрить работу над языковыми ошибками вовремя выполнения письменных заданий и запоминание слов. Она также может подготовить студентов к устной коммуникации в учебной аудитории. Доказано, что асинхронное также как синхронное компьютерное общение может быть полезным для развития умения говорить на иностранном языке.

Электронные словари помогают студентам выполнять задания быстрее, чем при отсутствии технологий, а частота словарных просмотров увеличивается. Это может и не иметь большого значения для развития компетенций, но ускоряет понимание.

Преимущество онлайн аудио и видео мультимедийных источников состоит в том, что студент

имеет к ним доступ вне учебной аудитории, и это расширяет время обучения и предоставляет возможность практики и самостоятельной работы. Студенты могут работать с обучающими материалами в подходящем для них темпе и в течении необходимого времени. Это мотивирует их работать над улучшением навыков аудирования без боязни ошибиться и не справиться с заданием.

Другие преимущества использования компьютерных технологий. Мотивация и уверенность.

Большое число исследований и практика показывают, что студенты получают больше удовольствия от использования технологий при изучении иностранного языка и предпочитают их более традиционным методам и материалам. Благодаря технологиям студенты больше вовлечены в обучающий процесс и относятся к нему более положительно. Студенты воспринимают использование компьютера как инновационный и привлекательный метод, и их адаптация часто протекает быстрее, чем адаптация преподавателя. Использование компьютерных технологий может снизить беспокойство студентов, обеспечивая независимую обучающую среду свободную от оценивания, в которой студенты чувствуют себя более расслабленными и в которой получают больше удовольствия от процесса изучения языка. Онлайн аудио и видео ресурсы усиливают интерес к изучению иностранного языка и позволяют использовать увлекательный и спонтанный подход, который стимулирует эмоциональный отклик студентов на языковой материал.

Знание зарубежной культуры. В рамках использования компьютерных технологий и интернет ресурсов студенты получают возможность не только изучать язык, но и узнавать культуру другой страны. Они учатся эффективно контактировать с представителями другой культуры, даже если личное посещение станы изучаемого языка невозможно. Знания о культуре развиваются через переписку и общением по Скайпу с носителями языка. В процессе изучения иностранного языка и развития языковых компетенций формируются навыки межкультурного общения.

Навыки использования различных моделей изучения. Очевидно, что компьютерное обучение иностранному языку помогает студентам, имеющим хорошие технические и компьютерные навыки достичь успехов на занятиях языком, которые могли бы не быть достигнуты, если бы использовались только традиционные подходы.

Компьютерные технологии развивают самостоятельную работу студентов, позволяя самостоятельно выбирать темп изучения материала , задания, необходимые для достижения поставленных учебных задач, место и время работы. Электронные письма и другие виды компьютерных письменных работ поощряют самоконтроль, так как требуют

проверки написанного до того как окончательный вариант будет напечатан. Студенты могут чувствовать себя увереннее и спокойнее, когда пишут, а не говорят, на иностранном языке.

Сочетание компьютерных технологий с традиционными методами. В связи с развитием инновационных технологичных методов изучения иностранных языков, возникает необходимость решить, каким образом они могут и должны совмещаться с традиционными методами. Компьютерные формы изучения языка должны быть частью смешанного обучения, которое охватывает контролируемое изучение, формальное и неформальное. Имея ограниченное количество аулиторных часов, необходимо расширять формы работ, которые студенты смогут выполнять вне занятий, В данном случае на помощь приходят именно компьютерные технологии и интернет ресурсы. Существуют различные материалы, обеспечивающие студентов возможностью заниматься иностранным языком самостоятельно. Например:

— Рассказы, основанные на игре и требующие решения загадок, ребусов и головоломок;

— Словари, связанные со словами текста на экране таким образом, чтобы текст мог быть быстрее прочитан и понят. Это ускорит работу и преодолеет нежелание студентов находить в словарях значения незнакомых им слов;

— Упражнения на проверку лексики и отработку грамматики.

Можно сделать вывод, что компьютерные технологии могут принести огромную пользу в развитии языковых компетенций при условии, что они грамотно и разумно используются. Их значение для самостоятельной работы студентов становиться все важнее. Они помогают преодолеть языковой барьер и психологические комплексы студентов. Компьютерные технологии развивают заинтересованность студентов и их мотивацию при изучении иностранного языка. Интернет ресурсы формируют навыки межкультурной коммуникации и знания другой культуры. Все перечисленные преимущества доказывают необходимость интеграции компьютерных технологий в современную образовательную среду.

Принимая во внимание все преимущества, которыми обладают инновационные методики с использованием мультимедиа и компьютерных технологий, необходимо помнить, что успех учебного процесса зависит не только от их использования. Надо руководствоваться принципом конструктивизма, согласно которому, студент является не пассивным потребителем знаний, и их активным создателем. Только при их активном участии, информация, получаемая ими извне, будет преобразована в их собственные устойчивые знания. Этот принцип должен быть положен в основу мультимедийного обучения. Доминирование преподавателя

в обучении такого вида, даже при использовании технологий и мониторов, может привести к потере мотивации и заинтересованности со стороны студентов. Преподаватели иностранного языка должны пересмотреть свои традиционные представления и взгляды, чтобы успешно выполнять свою роль в новой обучающей среде. Это не означает, что преподаватель должен просто передать инициативу в руки студентов, обеспечивая их большими обучающими ресурсами, или отказаться от лекционной системы в пользу исключительно исследовательской работы. Исходя из своей доминирующей роли, преподаватель должен начинать с общих образовательных целей, постепенно переходя к разумному использованию компьютера и мультимедиа, создавая предпосылки для творческой самостоятельной работе, делая мультимедиа органичной частью и сильным инструментом учебного процесса.

Можно сделать вывод, что инновационный подход обучения иностранному языку с использование компьютерных технологий и мультимедиа, требует дополнительного изучения и тестирования на практике. Успех его использования зависит от того, готовы ли преподаватели проявить инициативу и в полной мере использовать преимущества мультимедийного и компьютерного обучения, выявлять и решать проблемы. Если преподаватели будут изучать новые методики, обобщать опыт и постепенно улучшать методы преподавания, мультимедиа внесет положительные изменения в процесс изучения иностранного языка и поможет достичь больших успехов.

1. Belz J.A., Thorne S.L. Computer-mediated Intercultural Foreign Language Education. — Boston, MA: Heinle & Heinle, 2010.

2. Thorne S.L., Black R. Language and Literacy Development in Computer-mediated Contexts and Communities // Annual Review of Applied Linguistics. -2008. — № 28.

3. Кащук С.М. Использование сети Интернет на уроках французского языка в стар- ших классах // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 7. — С. 50-53.

4. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирова- ния иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностранные языки в школе. — 2007. — № 4. — С. 49-53.

5. Кудрявцева Л.В. Использование междисциплинарных телекоммуникационных проектов в обучении иностранному языку (на материале культу-роведения США, про- фильный уровень): Дис. . канд. пед. наук. — Тамбов, 2011.

6. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностр. языки в школе. — 2000. — № 1.

7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2-3.

8. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. — 2009. — № 2-3.

9. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Английский язык. Элективные курсы. Культуроведение Великобритании. Культуроведение США. 10-11-е классы. -М.: Астрель, 2014.

Методическая разработка по теме:
Инновационные технологии в изучении английского языка

Инновационные технологии в обучении английскому языку.Представлены новые формы и методы для изучения английского языка. Основной целью является овладение коммуникативной культурой школьников. Задания учителя -создать условия для практического овладения языком каждого учащегося, которые позволили бы проявить свою активность, творчество. Современные педагогические технологии такие как , обучении в сотрудничестве, проектная методика, использование новых технологий, интернет ресурсов помогают реализовать личностно- ориентированный подход в обучении. Определение интерактивности. Проектная форма работы, Технология сотрудничества- всё это детально представлено в материале.

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии
Инновационные технологии в обучении английскому языку
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Коммуникативный подход — стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Для пользователя реализации коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность — это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами». Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом — это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20х-30х годах в советской и зарубежной школе.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
Таким образом, инновационные технологии существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Certificate of attendance «Learning language at distance».

Инновационные технологии в преподавании английского языка: Новые информационные технологии в обучении английскому языку Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета Са.

В статье описываются инновационные образовательные технологии в изучении английского языкка.

Пояснительная записка Основной целью данного курса является развитие у учащихся 8х классов умений всех видов речевой деятельности в рамках тем, предусмотренных Программой для школ с .

Пояснительная записка Основной целью данного курса является развитие у учащихся 9х классов умений всех видов речевой деятельности в рамках тем, предусмотренных Программой для школ с базовы.

Пояснительная записка Данная программа предназначена для интенсивной подготовки учащихся выпускного класса чтобы помочь им подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку, также данны.

Пояснительная записка Данная программа предназначена для интенсивной подготовки учащихся выпускного класса чтобы помочь им подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку, также данны.

Источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-sergevna-dolgih/statja-inovacionye-tehnologi-na-urokah-angliiskogo-jazyka.html, http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-izucheniya-inostrannyh-yazykov-multimedia-i-kompyuternye-tehnologii, http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/11/02/innovatsionnye-tekhnologii

274 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector