Интернет технологии в изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
147 просмотров
29 января 2019

Статья по теме:
Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы при обучении английскому языку

Создание всемирной сети Интернет – одно из величайших достижений современного мира. В настоящее время преимущества информационных технологий в процессе обучения английскому языку уже не вызывают сомнений. Ресурсы сети Интернет способствуют изменениям в системе образования. В частности, изменяется методика и содержание обучения.

Предварительный просмотр:

Е. А. Бурыкина, МОБУГ № 2

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Создание всемирной сети Интернет – одно из величайших достижений современного мира. В настоящее время преимущества информационных технологий в процессе обучения английскому языку уже не вызывают сомнений. Ресурсы сети Интернет способствуют изменениям в системе образования. В частности, изменяется методика и содержание обучения.

В современном, информационном, обществе привлечение к процессу обучения информационных технологий способствует повышению мотивации у учащихся. Их интерес к предмету возрастает. Общаясь посредством Интернета со своими ровесниками из англоязычных стран, учащиеся оказываются в реальных жизненных ситуациях, что, конечно же, гораздо эффективнее для изучения языка, нежели «надуманные» коммуникативные ситуации, которые предлагаются учителем на уроке. Такое вовлечение в общение с носителями языка способствует тому, что школьники учатся спонтанно и адекватно реагировать в различных ситуациях общениях, а это, в свою очередь, стимулирует создание оригинальных высказываний, которые в корне отличаются от шаблонной манипуляции фразами на обычном уроке.

Помимо того, что использование сети Интернет – это использование современных технических средств, это еще и новые, современные, формы преподавания такие, как интерактивные методики обучения. С помощью Интернет-ресурсов реализуется и личностно-ориентированный подход в обучении, так как Интернет способен обеспечить индивидуализацию и дифференциацию учащихся, учитывая их знания, склонности, способности и общий уровень развития.

В настоящее время в сети Интернет существует множество программ для изучения иностранного языка, все они различаются по уровню сложности, формату, конечной цели обучения. На просторах всемирной сети можно найти как различные песни, комиксы, стихи для детей, которые только начинают изучать иностранный язык, так и серьезные программы-«тренажеры» для совершенствования грамматических навыков, программы для подготовки к ЕГЭ и международным экзаменам. Также нельзя оставить без внимания и наличие огромного количества он-лайн ресурсов: всевозможные лексические игры, кроссворды, тесты, ребусы и пр. И обучающие программы, и любое тестирование он-лайн можно использовать как для работы всего класса, так и для индивидуальной работы для отдельных учащихся.

Таким образом, интеграция Интернет-ресурсов в учебный процесс позволяет решать множество таких дидактических задач, как:

  • Знакомство с лингвострановедческим материалом, культурными ценностями и традициями страны изучаемого языка;
  • Пополнение активного и пассивного словарного запаса современной лексикой английского языка и разговорными выражениями;
  • Совершенствование письменной речи различного уровня при составлении ответа своим собеседникам или при написании каких-либо индивидуальных текстов, рефератов, сочинений;
  • Формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка на основе использования «живого» общения, а не только вопросов, которые затрагивает учебник;
  • Совершенствование умения аудирования на основе аутентичного аудио и видео с носителями языка;
  • Формирование навыков чтения текстов различной степени сложности, развитие умения анализировать эти тексты;
  • Активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении;
  • Оптимизация процесса обучения, повышение интенсивности и качества;
  • Развитие коммуникативных навыков посредством непосредственного устного или письменного общения с носителями языка.

На современном этапе перед каждым учителем стоит вопрос о том, как оптимизировать процесс обучения, добиться качества и сформировать у учащихся устойчивый мотив к изучению предмета. На мой взгляд, интеграция Интернета в учебный процесс с сохранением традиционных средств обучения – наиболее оптимальный вариант. Но следует также отметить и то, что использование Интернета на уроках не должно становиться самоцелью. Чтобы правильно определить место Интернет-ресурсов в обучении языку каждый педагог должен четко осознать для сего ему нужно использовать Интернет, когда именно и в каком объеме. Только тогда можно будет говорить об уместности и эффективности использования Интернет-ресурсов.

Интернет-технологии: возможности, принципы их применения в обучении иностранному языку

Использование интернета в современной системе образования получило широкое распространение во всем мире. Это связано в первую очередь с дистанционным образованием, значимость которого для системы непрерывного образования, повышения квалификации стала очевидной. Развитым в технологическом отношении странам необходимы образованные высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками, и особенно английским. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека. И роль информационного обеспечения образовательного процесса, в том числе и средствами интернет-технологий становится более очевидной [15].

На основе исследований Соловова А.В., Крюковой, можно выделить основные функции интернета:

  • 1) интерактивная;
  • 2) поисковая;
  • 3) информационная.

Интерактивная функция интернета связана с его интерактивными услугами. В своем исследовании «Интернет-технологии в образовании» 2009 г. Овчинникова И.В. выделяет следующие интерактивные услуги:

  • — Электронная почта (e-mail);
  • — Электронные конференции;
  • — Скайп-технология [37].

Далее обратимся к определению данных услуг, основываясь на работы Полат Е.С. и Бухаркиной М.Ю. [1, 8].

Электронная почта — это самый распространенный в мире коммуникационный сервис по пересылке и получению электронных сообщений по компьютерной сети. Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса; возможность передачи, как простого текста, так и форматированного, а также произвольных файлов; достаточно высокая надёжность доставки сообщения; простота использования человеком и программами.

Электронные конференции (или форумы) — это разновидность электронной доски объявлений, на которой все заинтересовавшиеся определенной темой обсуждения могут читать сообщения, отправленные другим пользователям или отвечать на них. Каждая конференция обычно имеет несколько тем, объединенных одной общей и главной темой.

Конференции бывают открытыми, т.е. доступными для любого пользователя сети; или закрытыми, т.е. доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции (модератора) и лишь для избранного количества участников.

Электронные конференции используются для того, чтобы:

  • — задавать вопросы;
  • — отвечать на вопросы других;
  • — участвовать в дискуссии;
  • — читать сообщения, пришедшие на конференцию;
  • — рассылать информационные сообщения, которые сразу же попадают в поле зрения всех заинтересованных пользователей;
  • — для учебных целей (для самообразования и для работы с учащимися);
  • — для целей общественных связей, т.е. когда, принимая активное участие в работе конференции, можно рассказать о себе и о своих разработках, идеях, открытиях.

Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать над интересующим их проектом с учащимися из других стран. Такая перспектива сотрудничества и общения создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности, как в группах, так и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к исследованию разных точек зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором и консультантом, к которому обращаются как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов и явлений. [10, С. 120-122]

Скайп-технология — технология, позволяющая получать и отправлять информацию посредством программы скайп в реальном режиме времени. Данная технология подразумевает обучение с использованием чата, видеоуроков, конференций и пр. Более подробно об этой технологии будет рассказано в следующем параграфе.

По мнению Левин Дж.Р., существует еще одна интерактивная услуга интернет-технологий, а именно диалоги в режиме реального времени (chatting). Как правило, используется IRC — Internet Relay Chat (трансляция разговоров в интернете) [6, С. 24-25].

Рассмотрим поисковую функцию интернет-технологий. Для того, чтобы найти нужную информацию в интернете, существуют специальные поисковые системы (search engines), такие как Yandex, Google, Rambler и пр., каталоги (directories), такие как Yahoo!, Яндекс.Каталог, Open Directory Project, Librarians’ Internet Index, Alexa, Archive.org, Del.icio.us. и указатели (indices). Принципы работы поисковых указателей заключается в создании и использовании индексных списков. Все указанные услуги уже существуют и достаточно хорошо развиты в русскоязычном интернете, что, однако, вовсе не исключает необходимости их дальнейшего развития, совершенствования и систематизации [26].

Информационная функция интернета связана со следующими информационными ресурсами:

  • 1) электронные книги, методическая литература, газеты, журналы на английском языке, энциклопедии, словари, справочники по английскому языку;
  • 2) обучающие английскому языку компьютерные программы;
  • 3) электронные библиотеки, базы данных по английскому языку, информационные системы;
  • 4) курсы дистанционного обучения английскому языку, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для системы повышения квалификации, для вузов по отдельным дисциплинам, для школьников, для родителей);
  • 5) курсы английского языка, совмещаемые с системой очного базового, углубленного, углубленно-профильного обучения;
  • 6) полностью сетевые курсы английского языка [15].

Роль и место интернета в гуманитарном образовании определены, существует его дидактическая система, отражающая личностно-ориентированный подход в современном образовании, которая может быть использована, как в очном, так и в дистанционном обучении. По данным Международного языкового центра Language Link в России данная форма обучения была официально утверждена в 2002 году Думой РФ, был подписан приказ «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологии (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации») [44].

Несомненно, интернет обладает колоссальными информационными возможностями и услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих английский язык: он позволяет пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями английского языка, то есть создает естественную языковую среду. Специфика предмета английский язык заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения английскому языку являются не основы наук, а способы деятельности — обучение различным видам речевой деятельности — говорению, аудированию, чтению, письму на английском языке [27].

Также существует социокультурная особенность при изучении английского языка. Система обучения должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, традициями и обычаями, быть способными к межкультурному взаимодействию.

Основываясь на исследованиях Соловова А.В. и Крюковой О.П. в области изучения английского языка через интернет, можно рассмотреть, для чего используются его ресурсы:

  • — для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в программу обучения;
  • — для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
  • — для самостоятельного изучения английского языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • — для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена по английскому языку экстерном;
  • — для систематического изучения определенного курса английского языка дистанционно под руководством преподавателя [5; 15].

Используя информационные ресурсы интернета, можно решать следующие дидактических задачи на уроке английского языка:

  • 1) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • 2) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов интернет и мультимедийных средств;
  • 3) совершенствовать умения поддерживать диалоги и дискуссии на основе проблемного обсуждения материалов урока английского языка;
  • 4) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений на английском языке;
  • 5) пополнять свой словарный запас лексикой современного английского языка;
  • 6) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования нового материала, обсуждения актуальных проблем, интересующих всех и каждого [46].

Таким образом, используя услуги интернета при обучении, учащиеся могут успешно работать самостоятельно над совершенствованием своих знаний в области английского языка.

ОБЗОР ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Обзор Интернет-технологий для обучения английскому языку

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио-и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного качества, а наиболее продуктивно использовали её для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет — ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет.

Остановимся на структуре и методическом содержании каждого из пяти видов учебных Интернет-ресурсов.

1. Hotlist ( от английского “hotlist” — «список по теме» (или немецкий вариант Linksliste) представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме.

2. Multimedia Scrapbook (от английского «мультимедийный черновик») представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы (например, Podcasts) и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы «скрэпбука» могут быть скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.

3. Treasure Hunt (от английского «охота за сокровищами») напоминает “Hotlist” и “Scrapbook”. Он тоже содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Его отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. C помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся.

4. Subject Sampler стоит на следующей ступени сложности по сравнению с “Treasure Hunt”. В отличие от него “Subject Sampler” направлен на обсуждение социально-заострённых и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать своё собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

5. WebQuest (от английского “webquest” -«Интернет-проект» — самый сложный тип учебных Интернет — ресурсов. “WebQuest” — это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырёх указанных выше материалов. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использова-нием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погру-жается в проблему предстоящего про-екта. Затем учащиеся делятся на груп-пы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изуче-ния и обсуждения в группе. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соот-ветствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полно-го понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой пер-вичной группы. В процессе обсужде-ния все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой пробле-мы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения «вебквеста» через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискус-сионного характера.

Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет — ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым, позволяя решать более сложные учебные задачи. “HotList” и “Multimedia Scrapbook” направлены на поиск, отбор, классификацию информации. “Treasure Hunt”, “Subject Sampler” и “WebQuest” уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.

Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.

Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.

World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы — является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития межкультурной компетенции.

Сайт «Виртуальная реальность» — это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого уроки не привязаны к определенному городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных людей с разными интересами. Учащимся предоставляется возможность общения непосредственно с этими материалами, а не с чьей-то их интерпретацией и анализом.

И использование Интернет, и адаптация оригинальных материалов в классе сейчас набирают ход. Т.о., путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. В “Виртуальной реальности” возможно остановиться у небольшого кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города, а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке, никогда при этом не покидав дом или школу.

Cайт City Net делает возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране — от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве, на изучаемом языке. City Net — превосходный навигатор. Попав в желаемую страну при помощи гипертекста или линков (ссылок), учащиеся ознакомятся с ее особенностями.

Можно предложить ученикам путешествовать в качестве туристов или гидов. Они смогут сами упаковать багаж и порекомендовать необходимые вещи своим клиентам, позвонить по контактному телефону авиакомпаний и гостиниц для получения информации о наличии билетов и свободных мест, заполнить бланки на получение визы и загранпаспорта. В качестве отчета о проделанной работе можно предложить ученикам создать фотоальбом или дневник своих путешествий.

Сайт Metro Link (Метро http://www.subwaynavigator.com) — сайт позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города. Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.

Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия остановок предоставлены в маршрутной карте, а программа сама высчитывает приблизительное время движения, запоминает все использованные маршруты и станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той или иной станции, затраченное время. Например, если вы путешествуете по Берлину, можно отправиться со станции метро Шарлоттенхоф и ехать до остановки Площадь Розентхальтер. Программа определяет, что на это потребуется примерно 50 минут, показывает, какие станции будут на пути и к каким достопримечательностям можно попасть, если выйти там в город. Именно по этому маршруту можно попасть в Шарлоттенбургский дворец и в Египетский музей, в Грюневальд для тех, кто любит лес, и в Зоопарк. Отчет может иметь форму дневника путешествий и альбома фотографий, путеводителя для гостей города, который будет отмечать интересные места города и ближайшие к ним станции метро.

Сайт WILD-e предлагает к рассмотрению аспекты овладения и проблемы профессии педагога, преподающего иностранный язык. Здесь можно прочитать актуальные высказывания и поделиться при желании своими, исследовать мир метафор, дать свои варианты ответов в рубрике “Скажи, почему?” (Can you tell me why?) на интересующие всех вопросы, как “Почему к написанию теоретических трактатов по педагогике допускают людей, не имеющих ничего общего с практикой преподавания?” (“Why are there so many things about teaching and educational administration that are so pointless and stupid?”), поделиться опытом последнего урока и т.д.

America’s homepage. Путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом жизни американцев.

В настоящее время быстро развивается такое направление теории обучения, как педагогика сетевых сообществ. Оно базируется на следующих ключевых положениях:

— Учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется учащийся.

— Учение определяется средой, в которой происходит освоение нового знания.

— Учение происходит в сообществе обмена знаниями.

— Учение происходит через построение сети.

Педагогика сетевых сообществ развивается в тесной связи с сетью Интернет и напрямую зависит от современной концепции развития паутины (Веб 2.0).

Веб 2.0 позволяет работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями.

Социальные сервисы Веб 2.0 — это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти взаимодействия включают:

— Персональные действия участников и коммуникации участников между собой

— Записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов (Живой журнал, блог и ВикиВики)

— Размещение ссылок на Интернет-ресурсы и их рейтингование (БобрДобр)

— Размещение фотографий и альбомов

— Географические сервисы (Земля Гугл, Викимания) и сервисы на их основе (панорамио)

— Обмен сообщениями (мессенджеры, пейджеры, скайп)

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения. Использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в данном контексте просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет — вспомогательное техническое средство обучения. Для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока.

Источники: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2017/03/26/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-internet-resursy, http://studwood.ru/1067929/pedagogika/internet_tehnologii_vozmozhnosti_printsipy_primeneniya_obuchenii_inostrannomu_yazyku, http://studbooks.net/1853725/pedagogika/obzor_internet_tehnologiy_obucheniya_angliyskogo_yazyka

147 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector