Изучение английского языка методом погружения

СОДЕРЖАНИЕ
124 просмотров
29 января 2019

Эффект погружения: учим английский в «живой среде», не выезжая за рубеж !

Есть такой метод обучения плаванию – бросить человека в воду. Если он хочет выжить, ему ничего не остается, как научиться держаться на плаву. Похожий принцип работает и в изучении иностранных языков: погружаясь в новую языковую среду, слыша иностранную речь каждый день во множестве разных бытовых ситуаций, человеку ничего не остается, как начать запоминать незнакомую лексику, впитывать грамматические принципы, даже не отдавая себе в этом отчета на сознательном уровне. Жизнь показывает – эмигранты, приезжая в чужую страну и попадая в полностью незнакомую языковую среду, даже не тратя много усилий на специальные занятия, через некоторое время начинают понимать местный язык, а еще спустя какое-то время – и сносно на нем общаться…

Но менять место жительства ради быстрого овладения иностранным языком решаются не многие, да это сегодня и не обязательно. Изучить английский язык методом погружения можно, не покидая пределов России, в своем родном городе. Такие группы изучения английского есть и в Москве, и в других российских городах.

Метод языкового погружения – антипод грамматико-переводного метода. Переводы со словарем с русского на английский и наоборот и заучивание правил могут быть полезны при обучении переводчиков, и то не как единственные методы работы. Английский при изучении методом языкового погружения воспринимается без комментариев на родном языке студента. Никакой теории, механического зазубривания – новые темы или грамматические правила, когда в них возникает необходимость, даются в объяснениях на изучаемом языке. Даже если часть этих объяснений ученикам непонятна, в общих чертах информация будет воспринята. Это стимулирует студентов общаться без психологических барьером, не впадать в панику, если значение какого-то слова неизвестно.

Примерно так изучает язык младенец: он просто живет в языковой среде, слушает те звуки, которые его окружают, и постепенно учится их соотносить с теми предметами и действиями, которые он видит в своей жизни.

При всей популярности этого метода он не лишен недостатков. Поначалу психологически бывает очень непросто отказаться от использования родного языка на все время занятия. Если что-то оказалось непонятно, на вопросы вам тоже ответят по-английски, и не все в объяснении может быть понятным. Зато если постараться и на уроках забыть о том, что у вас есть родной язык – не общаться с однокурсниками и преподавателем на русском – вам придется задействовать весь свой запас знаний иностранного языка, чтобы продолжать общаться. Это трудно, но результат того стоит. Обучение в таких условиях происходит быстро – и в какой-то момент вы даже не замечаете, что не просто общаетесь, а полноценно учитесь.

Изучая английский язык методом погружения, вы экономите свои силы, которые не приходится тратить на заучивание грамматических правил и бесконечных списков слов.

Метод погружения в обучении иностранному языку

Ошибочно полагать, что метод изучения иностранного языка путём погружения в языковую среду появился совсем недавно. Его стал применять ещё в конце 19-го века лингвист и педагог Максимилиан Берлиц . Новая на тот момент методика, как утверждает история, родилась совершенно случайно, когда Берлиц попросил своего коллегу-француза провести вместо него несколько занятий по французскому языку. Несмотря на то, что учитель не владел английским – родным языком учащихся, — ученики показывали неплохие результаты. Так, в 1878 году в США была основана первая школа обучения иностранным языкам методом погружения, и вышла книга Берлица, описывающая основные правила такого обучения. Постепенно его идеи набирали популярность у желающих изучать язык, стали появляться школы и в других странах.

Суть метода Берлица заключается в сознательном избегании употребления родного языка на занятиях. Первостепенную важность занимало говорение, а затем уже умения писать и читать. Поэтому на уроке уделялось как можно больше времени беседе, посредством которой учащийся должен был усваивать и значение слов, и грамматические конструкции. Если раньше разбор и запоминание грамматических правил являлись чуть ли не самоцелью изучения языка, то теперь упор делался на механическом повторении лексики и отдельных фраз. Частично это было вызвано тем, что преподаватель, будучи носителем языка, не мог доходчиво растолковать правило или понять, почему учащийся совершает какую-то определённую ошибку.

Самое парадоксальное, что метод погружения как раз получил распространение благодаря тому, что на уроках ученикам приходилось меньше концентрироваться, хотя в идеале должно было бы быть всё наоборот. Однако на практике нежелание учеников прилагать усилия оказалось сильнее, а преподавателю приходилось лезть из кожи вон, чтобы хоть как-то вернуть внимание учащегося к происходящему на уроке и серьёзно отнестись к занятию. И в результате урок нередко превращался в театр одного актёра, а ученик так и оставался пассивным зрителем.

Следует отметить, что методика Берлица на первых порах показывает свою эффективность среди тех, кто лучше воспринимает информацию на слух. Но она вряд ли способна дать прочный фундамент, на котором можно будет построить надёжное здание иностранного языка. Возможно, именно поэтому сейчас под брендом Berlitz мы можем найти учебники, разговорники и словари, совершенно не сочетающиеся с идеей родоначальника метода. А учителя-последователи всё больше задействуют на своих занятиях другие способы обучения иностранному языку.

В дальнейшем одним из самых известных преподавателей, популяризировавших метод погружения в язык, стал американский лингвист Стивен Крашен . Он настаивал на том, чтобы учащиеся получали знания языка в естественном порядке, то есть затрагивали в обучении только необходимые им темы. Ученый также отмечал, что говорение на изучаемом языке не приводит к его усвоению, а предлагаемые им методы обучения (упражнения, задания к текстам и аудиоматериалам, игры) уже стали классикой, и мы видим их сегодня практически в каждом учебнике. Но, как он сам отмечает в своих работах, такой подход оказывается эффективным только на начальной стадии обучения, с учётом наличия хорошей мотивации у учащихся.

Методика обучения английскому языку методом погружения в языковом тренинговом центре Свобода Слова

Как быстро заговорить по-английски?

Быстро и качественно выучить английский язык можно с помощью метода «погружения» в языковую среду. Он сочетает в себе несколько методик и обеспечивает усвоение большого объема информации. Также немаловажную роль играют профессионализм преподавателей и комфортная атмосфера в группе.

Данный метод подойдет сотрудникам и руководителям компаний, которые динамично развиваются и укрепляют связи с зарубежными партнерами. Преодолеть языковой барьер перед длительной командировкой или подписанием контракта, обогатить свой словарный запас (от 1000 до 4000 слов) можно, записавшись на интенсивные курсы английского языка по методике доктора наук В.В. Петрусинского.

Быстро овладеть английской речью проще всего, общаясь непосредственно с носителями языка. Однако далеко не все желающие могут стажироваться за границей: это дорогое удовольствие, кроме того, оставить семью на длительный срок способен не каждый. Отличным выходом в данной ситуации будет метод «погружения», который не менее эффективен, чем традиционные занятия.

Новейшие достижения в сфере IT вместе с опытом обучения сотрудников госбезопасности нашли свое отражение на занятиях интенсивного курса. Активизация мышления, внимания, воображение способствует тому, что человек использует больший процент возможностей своего мозга, тогда как в повседневной жизни этот процент ничтожно мал. Метод «погружения» был изобретен еще в советское время и основан прежде всего на использовании резервных возможностей организма. В настоящее время его применяет компания «Близнецы».

Языковой курс по методике В.В. Петрусинского длится 8 дней. Интенсивный режим подразумевает обучение с 8 часов утра до 23 часов вечера ежедневно. Непрерывность занятий возможна, благодаря их игровой форме. Уютная атмосфера подмосковного пансионата, максимально близкое к реальной жизни языковое пространство, чередование самостоятельной работы и ролевых игр помогают удерживать активность учащихся на очень высоком уровне. Запланированные паузы релаксации помогают отвлечься и отдохнуть.

Чтобы полностью «погрузить» учеников в английский язык, с третьего дня занятий все общение ведется исключительно на нем. В этот период рекомендуется ограничить общение на родном языке по телефону и в свободное время, исключить употребление спиртных напитков, а также на какое-то время забыть о насущных проблемах и следовать рекомендациям учителей.

Благодаря методу «погружения», качественно меняется отношение учащихся к иностранному языку: нет больше однообразных уроков, построенных по схеме «читаем-переводим», — есть интересная обучающая игра. Английская речь постепенно становится средством выражения мыслей учеников, которые больше не анализируют каждое предложение, не оценивают его по шкале грамматической верности, — они просто говорят.

Работа за компьютером помогает усвоить материал, а ролевые игры позволяют его активно использовать и закреплять. При этом преподаватель обращает внимание на индивидуальные особенности каждого ученика, оценивает эффективность его работы, прислушивается к пожеланиям. Если учащийся располагает базовыми знаниями языка, то уже по истечении одного-двух дней курса его прежний словарный запас восстанавливается, появляется готовность к более глубокому «погружению» в англоязычную среду.

Если в начале курса лексический запас ученика, имеющего опыт изучения языка, составляет 1500-2000 лексических единиц, то в конце курса — 3000-4000 слов, что уже позволяет понимать популярную литературу, общаться на бытовые темы и не только. Два 8-дневных курса рекомендуется пройти тем, кто только начинает постигать азы английского. Первый будет более пассивным и поможет накопить базовые знания. Затем лучше сделать перерыв (2-3 месяца), когда мозг приведет в систему полученную информацию. На втором этапе будет идти активное закрепление материала путем диалогического общения. Также есть возможность с пользой провести выходные для тех, кто уже немного говорит по-английски.

Адаптироваться к условиям полного «погружения» в языковую среду помогут сильная мотивация и общая психологическая настроенность учащегося на получение знаний.

Источники: http://www.pol-i-glot.ru/articles/effekt_pogruzheniya-_uchim_angliyskiy_v_-zhivoy_srede-_ne_vyezzhaya_za_rubezh_/, http://planz.org/metod-pogruzenia-v-obucenii-inostrannomu-azyku.html, http://www.lingvo-svoboda.ru/blog/metodika-obuchenija-anglijskomu-jazyku-v-svobode-slova/immersion-method/

124 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector