Изучение английского языка на среднем этапе

СОДЕРЖАНИЕ
153 просмотров
29 января 2019

Способы запоминания слов английского языка на среднем этапе обучения

В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей и является языком межнационального общения всего человечества. А ведь еще полвека назад английский был всего лишь одним из международных языков. В чем же заключается его ценность? Необходимость владения английского языка обусловлена требованиями современной жизни. Знание английского языка на должном уровне может позволить построить хорошую карьеру, правильно эксплуатировать иностранную технику, путешествовать без проблем, общаться с иностранцами, читать международные журналы.

Изучение английского языка, как правило, начинается в школе. Среди основных навыков, таких как знание грамматики, фонетики, умения читать и писать, а также понимать англоязычную речь, важным является знание определенного количества слов. Кроме того, оценка уровня знаний определяется при сдаче Единого государственного экзамена в рамках разделов аудирования, грамматики и лексики, чтения, письма и сочинения. Стоит отметить, что в нашей стране с 2020 года сдача ЕГЭ по английскому языку станет обязательным для всех выпускников школ.

В связи с этим для меня, как учителя английского языка чрезвычайно важно знание необходимого количества лексики на английском языке у моих обучающихся. На среднем этапе обучения у учащихся формируются основные знания и навыки по иностранному языку. Поэтому изучение новой лексики английского языка определяется трудностями, которые испытывают школьники при заучивании новых слов английского языка. Бессистемный подход к запоминанию английских слов является неэффективным и утомительным занятием, а использование правильной методики позволяет превратить этот процесс в увлекательную, творческую работу.

Целью моего исследования явилось выявление наиболее эффективных способов запоминания слов английского языка среди учащихся среднего звена. Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: рассмотреть понятие памяти и ее роль в изучении иностранного языка; раскрыть особенности лексики английского языка; изучить способы и методы запоминания английских слов; провести опрос “Способы запоминания английских слов” среди учащихся среднего звена МОБУ СОШ №17 г. Якутска”; провести эксперимент по запоминанию слов английского языка.

В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Такие навыки владения иностранным языком, как лексика, грамматика, чтение, понимание речи невозможно сформировать у учащихся без опоры на память. Под памятью понимается запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта [1]. Ученые выявили, что такие виды памяти как образная память, словесно-логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности. Лексика — это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав. Основная единица лексики — слово [3]. Изучение английского языка предполагает знание необходимого количества слов. Существует язык “Basic English”, искусственно созданный на основе английского языка как средство для международного общения, словарный запас которого состоит из 850 слов. Что касается учащихся среднего звена, то знание порядка 800 общеупотребительных слов необходимо для понимания и общения на английском языке. В методике преподавания английского языка традиционно выделяют способы и методы заучивания лексики школьниками. Наиболее популярными из них являются:

  • табличный метод;
  • метод карточек;
  • способ составления рассказа;
  • способ картинки;
  • метод бирок;
  • способ звуковых ассоциаций;
  • способ работы со словарем;
  • метод чтения “на объем”;
  • метод заучивания слов наизусть.

Вышеперечисленные способы запоминания слов английского языка выявлены Матюгиным И.Ю. в книге “Эффективная память: как быстро запоминать цифры и английские слова” [2].

Для того, чтобы выявить наиболее популярный способ запоминания слов английского языка мною был проведен опрос среди учащихся 7 “б” класса МОБУ СОШ №17 г. Якутска. Опрос явился первым этапом моего эксперимента. В анкетировании участвовали 28 учащихся. В результате опроса наиболее популярным среди учащихся 7 “б” класса стал метод заучивания слов наизусть. На мой взгляд, данный способ является самым легким и часто используемым. Но существует мнение о том, что при заучивании наизусть или “зубрежке” новые слова запоминаются ненадолго. К тому же, учащиеся могут испытывать трудности на практике, например, не распознать выученное наизусть слово в тексте. Итак, несмотря на то, что способ заучивания наизусть был выбран большинством респондентов, его нельзя назвать самым эффективным.

В результате опроса вторым по популярности способом оказалась работа со словарем. Я думаю, что данный метод может существенно увеличить словарный запас языка. Однако данный способ обычно используется учащимися, мотивированными на изучение английского языка.

Табличный метод явился третьим по популярности среди учащихся среднего звена. Я думаю, данный метод может быть очень эффективным, так как при заполнении карточек учащийся письменно записывает слова. Как правило, при самостоятельной записи какой-либо информации, она усваивается лучше и надолго.

Однако, следующие методы: метод карточек, способ составления рассказа, метод бирок оказались непопулярными среди респондентов анкетирования. Это означает, что учащиеся не знакомы с данными способами или не используют их при заучивании новых слов.

В связи с этим, я провела второй этап эксперимента с целью апробировать данные три способа на практике и узнать какой вид памяти используется в заучивании слов иностранного языка. Суть данного этапа заключалась в попытке запоминания 5 английских слов: alphabet — алфавит, ambulance – скорая помощь, bar of chocolate – шоколадный батончик, bracket — скобка, kopeck – копейка указанными выше способами членами экспериментальной группы. В экспериментальную группу вошли 13 учащихся 7 “б” класса МОБУ СОШ №17 г. Якутска.

Первый метод, метод бирок эксперимента оказался неприменимым к данным словам, так как необходимо приклеить бирки со словом к самим предметам. В нашем случае это было невозможно. Стоит отметить, что вообще данный способ запоминания слов может быть применен учащимися младших классов для заучивания слов, обозначающих предметы быта.

Способ карточек был успешно применен учащимися. Так, мы записали слово на английском языке на одной стороне, на другой – его перевод. Учащиеся запомнили все слова за 15 минут.

Метод составления рассказа оказался наиболее интересным в ходе эксперимента. Я хочу представить наиболее интересные рассказы участников экспериментальной группы. Николаев Кузьма смог составить два рассказа из данных пяти слов за 15 минут.

Первый рассказ. I bought a bar of chocolate at the shop. At that time my younger brother was learning the letters of the alphabet. When I came home, I gave my bar of chocolate to my mummy.

Второй рассказ. My younger brother ate a bracket. The car of ambulance took him to the hospital.

Третий этап эксперимента был проведен с целью определить, какой вид памяти используется в запоминании иностранной лексики. Так, после трех недель проведения второго этапа эксперимента, я проверила знание выученных учащимися пяти слов. Оказалось, что в среднем учащиеся помнят 70% от общего числа слов.

Проведенный опыт показал, что такие виды памяти, как образная память в частности, зрительная, произвольная, суть которой заключается в преднамеренном заучивании материала, оказались наиболее эффективными в запоминании слов английского языка. Я пришла к выводу, что долговременная память, характеризующаяся длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения является гарантией успешного заучивания новой лексики.

Список использованной литературы

  1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
  2. Матюгин И.Ю. Эффективная память: как быстро запоминать цифры и английские слова” М.: Рипол классик 2004 г.
  3. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспент Пресс, 1996 г.

1.2 Место грамматики в изучении английского языка

Следует отметить, что грамматике в изучении английского языка отводится определенное место. Автор монографии Penny Ur [21] считает, что место грамматики в обучении иностранных языков спорно. Большинство методистов согласны, что знание языка — это знание его грамматики; но знание может быть интуитивным, и не всегда верно, что грамматические структуры должны быть выучены или что формальные правила должны быть изучены. Penny Ur предлагает четыре мнения о грамматике [21].

Автором первого мнения является Л. Ньюмарк. Он считает, что важно то, что изучение грамматики как таковой не является ни необходимым, ни достаточным для того, чтобы научиться пользоваться языком. [21]

Автор второго мнения считает, что учащиеся, желающие точной формулировки уже обобщенных правил, обычно встречают их в учебниках и грамматиках, которые они читают вне класса, нежели чем в классе.

Х.Г. Виддоусон, автор второго мнения, считает, что знание языка — это знание синтактической структуры предложения. Это предположение о том, что язык, который учитель дает в классе — это то, на чем держится вся языковая база. Тогда у ученика не будет трудностей в фактическом использовании языка. [21]

И последнее четвертое мнение Эрика Наукинса: грамматика это — использование грамматики в реальной речи с собеседником. Преподаватели видят грамматику как процесс изучения.

Penny Ur в данной статье дает свои комментарии на предложенные мнения о месте грамматики в изучении английского языка. [21]

Комментарии к первому мнению: Автор говорит, что Вы не должны изучать грамматику, чтобы изучить язык. Данное утверждение может быть правдивым: каждый изучает родной язык без изучения грамматики. Но это, возможно, и небольшое заблуждение. Важный вопрос — заключается не в том, насколько необходимо изучение и преподавание грамматики, и достаточна ли она для изучения языка, но помогает ли она в изучении языка или нет.

Комментарии ко второму мнению: Как считает Penny Ur [21], для учащегося лучше изучать грамматику индивидуально и отдельно от учебного процесса, чем как часть урока. Автор не дает причин, чтобы поддержать свое утверждение о том, что грамматику лучше изучать вне класса.

Комментарии к третьему мнению [21]: Автор заявляет о том, что обучение учащихся правильности построения грамматических высказываний не позволяет им вести беседу в реальной жизни. Ученики должны узнать, как понять значение в пределах реального контекста и как создавать более длинные единицы языка, чем отдельные предложения.

Комментарии к четвертому мнению: автор [21] подтверждает ценность грамматики для эффективного изучения языка. Методист также утверждает, что грамматика может быть интересна сама по себе: очевидно, это реакция против традиционного предписывающего обучения правила, который автор описывает как пугало.

Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу: грамматика, как один из важнейших аспектов языка, необходима для его изучения и совершенствования. Более того, необходимо отметить, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам [16] овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции.

Методическая разработка по английскому языку по теме:
Коммуникативная грамматика при обучении английскому языку на среднем этапе

В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла. Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. Многие европейские педагоги отмечают, что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в силу того, что школьники при изучении традиционных грамматик ИЯ, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа. Поэтому очень важным является в настоящее время использование коммуникативного подхода при изучении грамматики на среднем этапе.

Актуальностьданного исследования заключается в том, что грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Особенно важен этот процесс на среднем этапе, когда ученики владеют достаточным лексическим материалом и у них закладывается алгоритм усвоения иностранного языкового материала. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального языкового общения. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи.

Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/648004/, http://ped.bobrodobro.ru/45238, http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/05/13/kommunikativnaya-grammatika-pri

153 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector