Изучение английского языка при помощи методов нлп

СОДЕРЖАНИЕ
835 просмотров
29 января 2019

Изучение английского языка при помощи методов нлп

Изучение английского языка при помощи методов НЛП

Инна Иголкина. Моделирование изучения английского языка

Если вывернуть наизнанку весть свой опыт по изучению языка и посмотреть, а что же там внутри, можно обнаружить ряд убеждений, лежащих в основе успешного и неуспешного обучения английскому языку. Применяя эту методику в летнем 10-дневном лагере по изучению английского, я работала с одной замечательной девушкой. Ее первоначальное убеждение было «Я неспособна». Вместе с группой мы вывернули это убеждение наизнанку. Получилось: «У меня куча талантов». Каждый день всей группой мы открывали у этой девушки все новые и новые таланты, любовались ими, восхищались, показывали ей самой. Смотри-ка, а ты ведь великолепно печатаешь! Надо же, как ты замечательно перевела текст! Послушай, да ты ведь чудесно пересказала рассказ! Как здорово, а мне в голову такая идея, как тебе, не приходила! Поскольку все это делалось совершенно искренне и в непринужденной обстановке отдыха, произошло якорение усиливающего убеждения. Я абсолютно уверена, что убеждение человека о том, что у него куча талантов (мы даже рисовали эту кучу на бумаги в виде метафоры) поможет не только в области английского языка, но и обогатит всю остальную жизнь — личную, профессиональную, семейную и т.д.

На тренинге по продвинутому моделированию мы смогли выявить следующие поддерживающие убеждения:

  1. Имея навыки общения на английском языке, я могу общаться с любым англо-говорящим человеком.
  2. Люди, владеющие иностранным языком, имеют качественно другой уровень свободы в профессиональной деятельности и возможности карьерного роста.
  3. Находясь за границей, у меня увеличивается свобода взаимодействия с людьми в различных жизненных ситуациях, я делаю это легко и с удовольствием.
  4. Зная английский язык на необходимом уровне, я могу зарабатывать больше денег.
  5. Владеть иностранным языком престижно.
  6. Каждый современный человек может и должен владеть иностранным языком.
  7. Я уже нахожусь на таком уровне осознания, что могу позволить себе вкладывать время и финансы на интеллектуальное развитие и получать от этого различные вторичные выгоды.
  8. Английский язык делает меня свободным.
  9. Зная английский язык, я могу понимать слова иностранных песен и подпевать, читать иностранные книги в оригинале, смотреть фильмы.
  10. Я говорю по-английски лучше, чем многие англичане говорят по-русски.
  11. Изучение иностранных языков развивает ум, гибкость, способность понимать другого человека и сделает мою жизнь богаче, ярче, интересней.
  12. Язык живой и дается только своим. К языку нужно подстраиваться, чтобы ему понравиться.
  13. Язык существует для общения
  14. Учить язык нужно не для достижения уровня носителей языка, а для конкретных целей.
  15. Общение — игра, доставляющая удовольствие.
  16. Я фокусируюсь на общении, а не на правильности моей речи.

Для принятия этих убеждений и замены старых ограничивающих убеждений на новые поддерживающие можно пользоваться любыми НЛПерскими приемами и техниками.

Очень полезно при изучении английского языка применять технику интеграции логических уровней. Таким образом, мы создаем целостность. Изучение языка происходит после этого значительно быстрее, легче и эффективнее. Есть еще множество НПЛерских техник, которые можно использовать в контексте изучения английского языка.

Подводя итоги, изучение английского — дело измеримое, достижимое, нет неспособных людей, есть просто люди, которые до сих пор неправильно обучались, и которые могут найти для себя лучшую методику, открыть свои таланты и получить от этого удовольствие.

Нейролингвистическое программирование при обучении иностранным языкам

Статья просмотрена: 1696 раз

Библиографическое описание:

Шляхина А. С. Нейролингвистическое программирование при обучении иностранным языкам // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 363-366. — URL https://moluch.ru/archive/17/1670/ (дата обращения: 17.01.2019).

В настоящее время требования к изучению иностранного языка довольно высоки, поскольку одной из задач стоящих перед преподавателем является формирование коммуникативных способностей учащихся. Именно поэтому использование различных методов и техник позволяет открыть новые возможности в обучении.

НЛП – одна из самых мощных психотехник, которая помогает изменять самого себя и других наиболее эффективным и изящным способом.

НЛП возникло в начале 1970-х и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бэндлера — студента психологии в том же университете. Ричард Бэндлер, кроме того, интересовался психотерапией. Они вместе изучали действия трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, новатора психотерапии и основоположника школы терапии, известной под названием гештальт-терапии, Вирджинии Сатир, семейного терапевта, которой удавалось разрешать такие трудные семейные взаимоотношения, которые многие другие семейные психотерапевты находили неприступными, и, наконец, Милтона Эриксона, всемирно известного гипнотерапевта.[6]

Весной 1976 года Гриндер и Бендлер дали название своей работе –нейролингвистическое программирование – громоздкое словосочетание, за которым скрываются три простые идеи. Часть «нейро» отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем «смысл» из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо. «Лингвистическая» часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. «Программирование» указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.[5] В НЛП есть множество методов, методик, способов и техник, посвященных тому как: правильно сформулировать цель; найти наиболее подходящие способы ее достижения; изменить поведение; избавиться от страхов; смоделировать чье-то эффективное поведение; найти выходы из казалось бы безвыходной ситуации; прогнозировать поведение собеседника и со временем моделировать ситуацию, успешно находить контакт с другими, конструктивно решать конфликты, достигать успеха в жизни и многое другое. Инструменты НЛП позволяют выявлять различные интересные моменты, скрытые от обычного преподавателя английского языка: движения глаз, паттерны поведения, убеждения, стратегии, невербальные реакции, действия якорей и многое другое.

Применение концепции нейро-логических уровней научения и изменений позволяет заметить новые перспективные методы управления данными процессами со стороны педагога. В соответствии с преимущественным профилем или стилем управления научением и развитием, характерным для данного педагога можно говорить о том либо ином стиле лидерства, который он поддерживает в реализации учебного процесса. Основное содержание концепции нейро-логических уровней состоит в том, что существует определенная иерархия уровней научения и развития[2]. Каждый вышележащий уровень качественно отличается от нижележащего по структуре протекающих на нем когнитивных процессов и по функциям, которые он выполняет в жизнедеятельности человека. При этом процессы верхних уровней базируются на более элементарных и включают их в качестве необходимых условий своего формирования и функционирования.

В НЛП выделяют следующие уровни научения и развития:

• окружение (внешние возможности или ограничения деятельности, место, время и материальные условия, необходимые для ее реализации);

• поведение (конкретные шаги, действия или операции, необходимые для достижения цели);

• способности (система когнитивных карт, планов и стратегий деятельности, критерии выбора и оценки конкретных действий);

• убеждения и ценности (мотивация и выбор общего направления деятельности с учетом имеющихся способностей, целей и условий; ответ на вопрос «почему?» относительно данной деятельности и ее психологическое подкрепление);

• идентичность (осознание человеком своей роли, ответ на вопрос «кто?» относительно данной деятельности);

• миссия (представление о своей задаче в рамках большей системы, частью которой является человек – семьи, группы и т.д.).

Приложение данной концепции к контексту лидерства в образовании позволяет заметить разные уровни или стили лидерства, в зависимости от фокуса внимания педагога в реализации учебного процесса – обеспечение необходимых условий, поведенческая компетентность (навыки), развитие способностей (учебных и в широком спектре), воспитание личности и т.д. [2] По выделенному признаку можно говорить о следующих

типах лидерства в контексте образования:

1. Опека. Лидерство на уровне окружения. Фокус внимания педагога — на внешних факторах обучения (имеются все необходимые материальные ресурсы, минимум отвлекающих факторов, обстановка безопасности). Педагог знает «правильный» путь к цели и корректирует учащихся, если они «сбиваются с пути».

2. Тренерство. Лидерство на уровне поведения. Фокус внимания педагога на совершенствовании конкретных поведенческих навыков учащихся путем выявления и закрепления успешных действий по отношению к заданной цели. Педагог наблюдает за поведением учащихся и дает им советы относительно того, как лучше действовать в данной ситуации.

3. Обучение. Лидерство на уровне способностей. Фокус внимания педагога – на развитии общих когнитивных способностей, а не на отработке конкретных навыков в конкретных ситуациях. Педагог предлагает учащимся переносить навыки на новые контексты и формировать полезные стратегии мышления и поведения.

4. Менторство. Лидерство на уровне убеждений и ценностей. Фокус внимания педагога – на убеждениях и ценностях учащегося, которые способствуют либо, наоборот, препятствуют успешному обучению. Педагог помогает учащимся преодолеть внутреннее сопротивление обучению, укрепляет веру в себя и свои возможности.

5. Спонсорство. Лидерство на уровне идентичности. Фокус внимания педагога – на раскрытии и признании идентичности и внутреннего потенциала учащегося. Педагог создает условия для развития личности учащегося путем трансляции ему (вербально и невербально) сообщений типа: Я тебя вижу. Ты ценен. Ты особенный. Тебя принимают и т.д.

6. Пробуждение. Лидерство на уровне миссии. Фокус внимания педагога – на расширении границ системы, осознаваемой учащимся в качестве собственной «сферы влияния». Педагог создает условия для осознания учащимся собственного места и роли в социальной жизни общества, давая ему возможность позитивно задуматься над вопросом «Зачем?» в контексте собственной жизни.

Важно заметить, что дефицит поддержки либо конфликтные отношения с педагогом на высоких логических уровнях являются серьезным фактором, снижающим эффективность образования, особенно в стратегическом смысле. В соответствии с этим, обогащение лидерского профиля педагога является важной задачей развития его обучающего стиля в ходе профессиональной подготовки и переподготовки.

В НЛП достаточно много сказано о различных путях структурации опыта. Одна из пресуппозиций НЛП звучит так: «Опыт имеет свою структуру».

При этом, как мы уже отмечали, считается, что люди различаются по доминантным каналам восприятия, хранения и передачи информации. Так, по некоторым (непроверенным) данным, у 40% людей преобладает визуальный канал, у 40% — аудиальный, у 20% — кинестетический.

Исторически ведущей системой внутреннего опыта является кинестетическая система (маленькие дети должны все попробовать сами: слова «горячо» и «холодно» приобретают смысл только после личной пробы). Впоследствии особое распространение получает визуальная система. Предполагается, что социальный опыт и знания не могут быть переданы непосредственно через ощущения. Успешность обучения (понимаемая в НЛП как объем запомненной информации) зависит якобы от развития визуальной системы как ключевой и репрезентирующей у большинства людей. Это может быть объяснено тем, что физиологическая емкость зрительного канала на несколько порядков превосходит кинестетический, а яркие объемные образы позволяют получаемый объем информации эффективно организовывать во «внутренние карты».

В НЛП считается, что даже такой «аудиальный», на первый взгляд, навык, как грамотность, зависит от использования визуальной системы: грамотные люди, прежде всего «видят», что слово написано неправильно, т.е. они хранят в памяти образы правильного написания слов.[1]

Отмечается, что социально-эффективные люди (бизнесмены, некоторые ученые, эффективные продавцы) более активно используют визуальную систему для репрезентации своего опыта. Представители визуально-кинестетического типа более эффективны как коммуникаторы: они «видя, чувствуют» аудиторию. В специальных высоко-формализованных областях знания (физика, кибернетика) часто бывают эффективны люди рационального типа, т.к. высокий уровень формализации не допускает внесения личного опыта, переживания и в профессиональной коммуникации более важно, что говорить, и чем более формально, тем более правильно.

Одна из главных идей НЛП – моделирование. Одним из видов моделирования является поведенческое моделирование. Это означает, что нужно войти во вторую позицию восприятия (как если бы Вы была тем человеком, которого моделируете) и повторять за ним все, что он делает, не задумываясь.

Буквально за несколько минут, отбросив все мысли и стараясь максимально точно копировать человека, Вам удалось научиться говорить различные слова так же, как этот человек. Обычные учителя в школе честно пытаются объяснить школьникам, как это сделать. У части школьников получается, у части — нет, но научить всех быстро и четко обычно не удается.

Поведенческое моделирование, основанное на копировании, — самый простой способ моделирования, с помощью которого учатся дети, многократно повторяя за взрослыми слова. К сожалению, оно хорошо только в случаях копирования произношения звуков, слов и фраз. Если попытаться понять грамматику с помощью поведенческого моделирования, скорее всего эффекта не будет.

Следующий вид моделирования — стратегическое моделирование — выявление последовательности действий или стратегии человека. Существует способ запоминания — раскадровка. Именно ее использовал Уолт Дисней, когда создавал свои мультфильмы. Этот способ многократно испытывался на курсах по изучению английского языка.

В качестве примера можно взять любой текст. Запоминать можно последовательно в процессе чтения или сразу после прочтения всего текста. Согласно этой технике нужно представить себе первый «кадр». Например, известную сказку о трех поросятах. Затем представить себе мысленно трех бездомных поросят. Нужно разместить эту картинку слева и немного выше линии глаз, как будто Вы нарисовали на листе бумаги трех поросят и мысленно видите этот лист. Если сразу не получается, нужно взять любую картинку, посмотреть на нее, закрыть глаза, попытаться представить картинку, как будто Вы ее «сфотографировали» перед тем, как закрывать глаза. Затем следует открыть глаза и посмотреть на картинку еще раз. Сравнить то, что смогли мысленно воспроизвести, с тем, что было на картинке. После непродолжительных тренировок возможности существенно улучшатся. Это очень полезно для развития визуальной (зрительной) памяти.

Освоив эту простую технику, люди могут удерживать в памяти и легко воспроизводить в разговоре что угодно: презентацию, деловые сюжеты и т.д.

Следующее моделирование это- моделирование глубинной основы (ценностей, критериев, сводов правил человека, особенностей их применения) и моделирование личностного своеобразия (социальных ролей и жизненного кредо).[3]

Именно эти понятия оказывают решающее влияние на восприятие человеком своих возможностей относительно изучения иностранного языка, то есть оценка собственных способностей сильно зависит от того, какие убеждения у людей о себе.

Итак, в основе успешности или неуспешности обучения лежат убеждения о себе, о своих способностях. Например, у человека есть такие ограничивающие убеждения, как:

• У меня нет способности к языкам.

• Лично у меня не получится.

• Иностранный язык — это очень сложно.

Это в значительной мере тормозит процесс обучения. Выход из ситуации простой: «вывернуть» убеждение наизнанку, т.е. переформулировать с положительным смыслом, и поверить в него.

Вот результат переворачивания убеждений:

• У меня есть способности к языкам.

• Лично у меня все получится.

• Иностранный язык — это очень легко.

. Именно в этом и есть вклад моделирования — найти простые решения сложных проблем

Еще один вид моделирования — это скорость внутреннего диалога.

При этом возникает феномен «субъективного замедления времени». А именно нужно медленно прослушать внутри себя фразу или целое предложение по-английски и затем, не торопясь, перевести его на русский, внутреннее ощущение времени разительно отличается от внешнего — от того, которое замечают посторонние наблюдатели.

Итак, моделирование с помощью НЛП при изучении английского языка и последующее встраивание моделей имеют схожесть с общепринятыми методиками, однако имеет и ряд различий, который ведет к более эффективным результатам:

1. Внешне процесс может выглядеть похоже: упражнения, игры, разговоры.

2. Понимание процессов, лежащих в основе обучения взрослых и детей, позволяет получить реальные результаты гораздо быстрее, чем при обычном обучении за счет использования пространственного якорения, изменения убеждений, встраивания правильных стратегий спеллинга, запоминания, восприятия на слух, пересказа.

3. Моделирование и встраивание результатов правильной метастратегии изучения английского языка позволяет улучшать не только знания и навыки разговора на изменения ограничивающих убеждений о личностном своеобразии, которое, в свою очередь, ведет к изменению на нижележащих логических уровнях. Кроме этого преподаватель должен уметь опознать стиль учащегося и использовать методы, наиболее подходящие для данного учащегося или для данной группы учащихся.

Таким образом, учет вышеизложенного позволит усовершенствовать процесс обучения иностранному языку и сделать его более легким и приятным.

ПОМОЖЕМ СДАТЬ ТЕСТ НА ВЫСШИЙ БАЛЛ

Готовьтесь к тестам онлайн с помощью лучших преподавателей

НЛП в изучении иностранного языка

Знание иностранных языков приветствуется в современном обществе. Самые разные фирмы (тем более — международные корпорации) заинтересованы в сотруднике, который знает, как минимум, английский, а если отсутствие языкового барьера дополнить весомым набором профессиональных навыков, то работодатели рассмотрят такую кандидатуру в первую очередь.

Безусловно, изучая иностранный язык, не следует ограничиваться исключительно меркантильными соображениями. Медики-нейрофизиологи утверждают, притом не бездоказательно, что такая тренировка мозга, которой, по сути является изучение языка, улучшает кровообращение и позволяет пациентам сохранить ясность мышления и хорошую память на долгие годы!

Приступая к изучению языка, каждый хочет сделать этот процесс как можно более эффективным. Как насчет того, чтобы применить технологию НЛП?

Что это такое?

НЛП (нейролингвистическое программирование) изначально предполагает ориентирование средств и методов обучения на личность самого учащегося. Если правильно учесть все нюансы мировосприятия ученика, учеба может быть сведена к лёгкой (почти игровой) деятельности.

При изучении иностранных языков НЛП используется как ключ к быстрому и правильному запоминанию не только отдельных слов, но и речевых конструкций.

Это достигается посредством формирования целостного представления не столько о языке, сколько о семантической (сущностной) составляющей описываемого явления.

Вы – аудиал, визуал или кинестетик?

В зависимости от того, как вы воспринимаете мир, надо выбирать способ изучения языка.

Аудиалам проще всего усваивать информацию на слух. Звучание иностранного языка формирует у них как бы особую звуковую гамму. Таким людям стоит как можно больше времени уделять практике с носителем языка, а не сидеть над учебниками в ожидании озарения (как знать, может быть, оно не изволит явиться?).

Как выявить аудиала?

В их речи можно услышать такие слова и фразы:

Это – музыка для моих ушей.

Визуалы воспринимают информацию зрительно. Для них важно практиковаться в написании и внимательно фиксировать всё то, что даёт преподаватель – как ни странно, именно визуалам труднее всего даётся исключительно «книжное» познание языков, без общения. С другой стороны, если применять в обучении специально придуманные символы, рисунки, использовать ручки разных цветов, то представители данного типа быстро уйдут вперёд по сравнению с другими учащимися.

Как выявить визуала?

Для них характерны такие выражения:

Посмотрите, что я имею в виду!

Кроме того, их отличает довольно высокая скорость речи.

Кинестетики опираются на ощущение движения. Им сложно изучать язык, не имея необходимости пользоваться им ежедневно – например, живя за рубежом.

Как выявить кинестетика?

В этом помогут такие предложения в общении:

Не пойму, что он говорит?

Как вы к этому относитесь?

Мне так комфортно…

Что следует учесть: практика

При полноценном изучении английского всем трём описанным выше типам учащихся придётся столкнуться с письменным языком, с его звучанием и корректным эмоциональным выражением ( следует помнить, что во многих языках жестикуляция при разговоре может нести до 40% смысловой нагрузки! ).

Опираясь на вышесказанное, НЛП ставит перед учащимся задачу создания своей собственной отдельной лингвистической реальности, в которой образы абстрагированы от слов и представлены в одному ему понятном виде.

Американский лингвист, соавтор теории НЛП, Джон Гриндер, говорил о невозможности прямого перевода понятий с одного языка на другой. Именно сотворение системы образов в сознании помогает решить эту проблему.

Конкретные шаги: техники НЛП, которые могут вам пригодиться

Техника якорения

Раздражитель (якорь) вызывает определенный рефлекс. Раздражитель может быть нейтральным или бессознательным, а реакция — негативной или позитивной. Якоря формируются и усиливаются повторяющимися действиями. Они могут быть установлены умышленно и вызваны вербально, через прикосновение, визуально (через образ), физически (через движение).

Например, чтобы вызывать состояние уверенности, необходимо вспомнить и прочувствовать его, затем сложить ладонь, подогнув большой палец под остальные (физический якорь), произнести слово «уверенность» (вербальный) и представить картину в целом (визуальный). Нужно повторять все это до установления привязки.

Техника Swish («свист», «взмах»)

В технике Swish вы избавляетесь от раздражителя, мешающего вести себя правильно, это – разрыв паттерна мысли, который ведет к негативным последствиям, а затем – его замена на положительный вариант.

Вы представляете «сигнал», который является частью негативного паттерна, например, когда курильщик тянет к лицу руку с сигаретой. Затем переключаетесь на положительный вариант и представляете здорового и спортивного человека, в руках у которого сок. Для усиления эффекта стоит использовать звуки. В Swish можно представить исход ситуации и попытаться его избежать, если такой вариант нельзя назвать приемлемым.

К примеру, у вас уже был негативный опыт в изучении языка (в виде откладывания выполнения домашних заданий или полного отказа от них). Эту модель поведения следует разрушить, ведь она ведет к тому, что эффективность занятий существенно снижается.

Используя технику, надо заменить привычный образ действий и картинку, связанную с ним в мозге, на то, как должно быть. Сначала необходимо в подробностях представить свои действия (например, замену выполнения домашнего задания чтением пабликов в социальных сетях). Представлять надо как можно подробнее: со звуками, ощущениями, мыслями. А затем – сделайте то же самое, вызвав в воображении нужный вам вариант действий. И проделайте фокус – крутите картинки, чтобы они поменялись местами.

Техника уподобления (рефрейминг)

С этой техникой можно менять фокус внимания. В НЛП уподобление — это процесс, где элемент коммуникации представлен так, чтобы варьировать индивидуальное восприятие значений или «структур», созданных словами, фразами и событиями. Иной способ восприятия приведет к новому поведению и реакциям. Уподобление позволит видеть мир по-другому. Данную технику можно считать основой для шуток, мифов, легенд, сказок и большинства креативных способов мышления.

А в изучении иностранных языков можно использовать ее так: при мысли о том, что есть сложное задание, на которое надо потратить немало времени, можно вспомнить о том, что буквально несколько недель назад такая же работа была бы для вас и вовсе непосильной. Значит, прогресс есть!

Техники, описанные выше, довольно эффективны. Конечно, может понадобиться неоднократное повторение. И более детальное их описание. Но главное – начать.

НЛП является средством, помогающим наиболее эффективно использовать возможности собственного мышления. Руководствуясь верной последовательностью и интенсивностью учебных действий, человек программирует себя на знание.

Источники: http://filolingvia.com/publ/58-1-0-776, http://moluch.ru/archive/17/1670/, http://testutor.ru/blog/nlp-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka/

835 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector