Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет)
Наталья Сертакова
Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет)
Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Он способен запоминать языковой материал целыми блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить, тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте.
Поэтому в данной программе обучения дошкольников английскому языку широко использованы игровые технологии.
Обучение грамматической стороне речи на английском языке строится с опорой на эмпирические представления ребенка о коммуникативной функции изучаемых грамматических категорий, которые в большинстве случаев имеют соответствия в родном языке (время, число).
Обучение фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия звуков двух языков, а затем правильного произношения.
Для развития ребенка крайне важным является и постепенное развитие произвольного внимания и запоминания, так как у детей данного возраста все еще преобладают соответствующие непроизвольные механизмы.
Систематическое повторение необходимо для развития способностей детей: обобщать, анализировать, систематизировать, абстрагировать.
Цели данной программы:
1. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией;
2. Ознакомление детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, введение элементарных языковых конструкций;
3. Воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран, ознакомление с детским фольклором;
4. Развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активации их творческой деятельности.
Данные цели определяют основные задачи курса:
1. развивать психологические функции ребенка:
память (произвольную, непроизвольную);
внимание (произвольное, непроизвольное);
мышление (наглядно-образное, логическое);
воображение (репродуктивное и творческое).
2. развивать специальные способности, необходимые для обучения иностранному языку:
способность к догадке;
способность к различению;
1. воспитывать понимание и уважение к другой культуре;
2. воспитывать уважительное отношение к людям;
3. воспитывать чувства товарищества, дружбы;
4. воспитывать чувство прекрасного;
5. воспитывать культуру умственного труда;
6. воспитывать навыки самостоятельности.
1. создавать мотивацию к изучению английского языка средствами музыки, стихотворений, пословиц;
2. способствовать развитию познавательного интереса к праздникам, традициям, обычаям страны изучаемого языка;
3. способствовать приобретению учебных умений, персептивных, речевых, моторно-графических навыков, умений вести себя в типовых ситуациях.
Учебная программа «Я познаю Английский» рассчитана на 3 учебных года, 2 часа в неделю для средних и старших групп; 3 часа в неделю для старших-подготовительных групп.
Возраст:4-7 лет. Количество детей в группе не должно превышать 7-12 человек, так как это способствует эффективному обучению ребенка.
Длительность занятий: 25-30 минут.
Виды и формы работы
Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их общекультурное развитие и связи с семьей.
Основными видами деятельности детей 4-7 лет являются:
• общение со взрослыми и сверстниками;
• детский труд.
Все эти виды деятельности занимают ключевое место в программе. Учитывая их, можно выделить основные приемы работы на занятиях английским языком:
• создание ярких запоминающихся образов.
Проводится систематическая работа по развитию фонематического слуха. Учитель создает визуальные, музыкальные, пластические, слуховые, художественные образы и пользуется невербальными средствами обучения: картинками, игрушками, плакатами, постерами, видео- и аудиоматериалами, предметами.
В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр:
• развивающие языковые игры;
• игры с готовым содержанием и правилами;
• подвижные игры и спортивные развлечения;
Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу, осознать игровые правила: соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по “своим”дорожкам, не произносить запретные слова, следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими, контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают программу в начальной школе.
В ходе занятий с детьми 4-7-летнего возраста следует учитывать следующие принципы работы:
• обязательное использование всевозможных средств поощрения, как вербальных, так и материальных;
• формирование у детей положительного образа учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка;
• имитирование речи учителя на родном языке до 5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 90%;
• системное введение лексики по схеме: первое занятие — 4 слова, второе занятие-закрепление, последующие занятия — активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых слова;
• учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
• обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;
• предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры);
• умении организовать свою учебную деятельность, развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Виды работы на занятиях английским языком
1. Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование.
2. Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
3. Работа с картинками: описание, детализация, диалог, игры, сравнение.
4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок конкурс чтецов, разножанровая декламация (в том числе оптимистическая, печальная, сердитая, соревнования в командах и парах.
5. Разучивание песен.
6. Подвижные игры: игры с мячом, “цепочка” с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении.
7. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
8. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
9. Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.
10. Изучение букв и звуков: письмо в тетради, рисунки слов на заданные буквы или звуки, штриховка букв, видеокурс по отработке алфавита.
11. Работа с видео-материалом: просмотр и обсуждение мультфильмов и диа-фильмов на английском языке.
Предполагаемый результат обучения
Раннее обучение английскому языку зарождает у детей устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, любой ребенок получает возможность поступить в языковую школу и обучаться языку в дальнейшем. У ребенка развиваются эмоции, воля, воображение, память, мышление, формируются навыки межличностного общения, навыки контроля и самоконтроля, ребенок учится сам организовывать свою деятельность, приобретает умение коллективно решать поставленные задачи.
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
— песенный материал по курсу: «Здравствуй Брилл. Привет Брилл», «До свидания, Брилл. Пока Брилл», «Один, два, три, четыре, пять,шесть», «Веселее хлопай-топай», «Цветные кубики»;
— названия цветов: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;
— числительные до шести включительно — здороваться и прощаться с друзьями, со взрослыми, игровыми персонажами;
— знакомиться с игровыми персонажами, английскими друзьями;
— считать предметы и игрушки в пределах 6;
— составлять рассказ по картине «Три мишки»
После второго года обучения дети должны:
• минимум 120 лексических единиц в речевых образцах и 20 в рифмовках, стихах, песнях;
• речевые образцы (выражения):
• несложные вопросительные предложения в объеме программы;
• стихотворения по отдельным темам программы. • переводить слова с русского языка на английский и наоборот;
• показать картинку с названным словом;
• назвать, что или кто изображен на картинке;
• использовать слова в игровой деятельности;
• правильно использовать указанные выражения в монологической речи и в игровой деятельности;
• задать и отвечать на вопросы разделов тем программы;
• строить монологические высказывания ;
• участвовать в составлении диалогов
• использовать в учебной деятельности считалочки, рифмовки;
• спеть несложные детские песенки.
После третьего года обучения дети должны:
• минимум 160 лексических единиц в речевых образцах и 40 в рифмовках, стихах, песнях;
У меня все прекрасно.
Я живу в Тамбове.
Дайте мне, пожалуйста.
Сейчас… (времена года)
Вопросительные предложения в объеме программы:
Как тебя (вас) зовут?
Как поживаешь (ете?
Какое сейчас время года?
• 10 стихотворений по отдельным темам программы;
• 8 детских песенок;
• 4 считалочки. • использовать изученную лексику в рассказах о себе, семье, любимой игрушке, животном, временах года…;
• использовать указанные выражения в общении, в игровой и песенной деятельности;
• ответить на предложенные вопросы;
• строить монологические высказывания;
• рассказать стихотворение на занятии, на праздниках, концертах;
• спеть песенку на занятии, дома, гостям,;
• применить их в игровой деятельности.
«Язык — живая душа народа» Ежегодно 22 сентября вся наша большая страна отмечает праздник посвящённый «Дню языков народов Казахстана» и мы в нашем детском саду№22.
Открытие группы по изучению английского языка. Видео и фотоотчёт. В нашем детском саду открылась группа по изучению английского языка. Теперь дети будут изучать английский язык в детском саду. Вот так.
Рабочая программа по английскому языку для дошкольников
Уважаемые посетители сайта Englishhobby.ru! На этой странице вы найдёте материалы по следующим темам: Рабочая программа (английский) в ДОУ. Программа ДОУ по английскому языку. Рабочая программа английского языка в ДОУ. Английский язык в ДОУ. ФГОС. Программа ФГОС для ДОУ по английскому языку: существует ли она?
Дорогие коллеги, работающие с дошкольниками!
В последнее время участились письма на сайт с просьбой предложить программу по английскому языку для дошкольников по моим урокам. Теперь пришла пора сознаваться — разработанной мною лично программы у меня нет. Почему? Дело в том, что я не методист в душе — это суровая правда. Не то чтобы я не могла написать эту программу, но у меня всегда находятся более важные дела по основной работе. Взяться за составление программы меня могла бы заставить только необходимость. Но создание уроков по английскому языку для дошкольников — всего лишь моё хобби. Уроки со Спотом я создавала (и, надеюсь, всё-таки найду время, чтобы продолжить их разработку) с увлечением. Не могу сказать то же про написание программы по английскому для ДОУ. Одна мысль о ней у меня вызывает тоску. Но программа по английскому для дошкольников, действительно нужна. Поэтому предлагаю всем посетителям сайта поучаствовать в разработке нашей общей программы по английскому языку для дошкольников. Один вариант программы уже есть (см. ниже). Вы, конечно, можете просто его скачать, так как времени у тех, кто занимается обучением дошкольников, обычно мало. Но если будет возможность — присылайте и свои версии рабочей программы.
Почему нам нужно сделать рабочую программу по английскому языку для дошкольников всем вместе? Да просто потому что программа по английскому для дошкольников просто НЕОБХОДИМА тем, кто работает в ДОУ, а в одиночку не всегда получается.
Есть одно наблюдение — многие просто боятся что-то сделать не так, неправильно. Боятся недовольного выражения лица какой-нибудь «тётеньки-методиста», которая может сказать «Что это за ерунду вы мне принесли? Ваша программа не соответствует требованиям ФГОС!». Тех, кто входит в эту группу «опасающихся», поспешу успокоить — требований ФГОС по английскому языку для дошкольников пока (к сожалению или к счастью) не существует. А это значит, что рабочую программу по английскому языку для дошкольников мы можем создавать на своё усмотрение, опираясь на уже готовые программы для начальной школы по иностранному языку и требования ФГОС второго поколения для начальной школы. Не боги горшки обжигают!
Ниже выложен вариант рабочей программы по английскому языку для дошкольников, предложенный одной из посетительниц сайта и еще один вариант, находящийся в открытом доступе в интернете. Вы можете просто скачать эти программы и воспользоваться ими, но, если вдруг почувствуете, что в вас вселился дух методиста, можете предложить свои дополнения и изменения к данным программам и прислать на сайт Englishhobby.ru через форму Контакты, за что вам будут благодарны десятки учителей, занимающихся обучением дошкольников.
Все желающие принять участие в совершенствовании нашей общей программы по английскому языку для дошкольников — присоединяйтесь!
Ирина А. Мурзинова
Полезные материалы для работы над созданием нового варианта программы по английскому языку для дошкольников:
Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-angliiskii-v-detskom-sadu-s-3-do-7-let.html, http://englishhobby.ru/english_for_kids_murzinova/methods/rabochaya_programma_angliiskii_dlya_doshkolnikov/