Изучение английского языка в младших классах

Обучение английскому младших школьников

В текущем учебном году впервые в нашей школе изучение иностранного языка началось со второго класса. Занятия проводятся четыре раза в неделю. Кроме уроков в классе учащиеся получают домашние задания.

Помощь родителей при обучении ребенка английскому языку

Обучение ребенка английскому языку не должно стать проблемой для родителей, так как родители сегодняшних второклассников заканчивали школу и сами когда-то изучали тот или иной иностранный язык. И пусть они языком в совершенстве не владеют, их знания и навыки помогут ребенку разобраться в том, что он осваивает во втором классе. А если в семье кто-то знает, допустим, немецкий, а сын или дочка попали в английскую группу, родительская помощь тоже не исключается.

Как обучить ребенка английскому языку? Прежде всего очень важно, чтобы родители внушили своим детям: заниматься языком надо систематически, добросовестно выполняя дома все задания. Не выучил ученик слова один раз, другой — и уже трудно читать и переводить текст. Незнакомых слов, пробелов будет с каждым разом все больше и больше, и ученик отстанет от класса.

Родительские внушения и контроль не должны превращаться в мелочную опеку. Не нужно вместе с детьми сидеть за уроками!

Если ученик внимательно слушает учителя, активно работает в классе, он самостоятельно справится с домашним заданием. Дома от родителей требуется другое — все время поддерживать в ребенке желание заниматься языком. Если ученик видит, что мама и папа интересуются его успехами по языку, он не станет считать язык второстепенным предметом и будет стараться лучше заниматься. Если отец — пусть даже он не знает языка — попросит сына прочесть текст из учебника, пересказать его, объяснить, что означает то или иное английское предложение по-русски, ребенок сделает это с удовольствием. Вместе взрослый и ребенок могут рассматривать картинку в учебнике. Ребенок будет описывать по-английски, что изображено, а мама — следить за тем, чтобы он ничего не забыл. Главная цель таких занятий — пробудить активность самого ребенка.

В процессе обучения английскому младших школьников, приходится заучивать слова, выражения. Родители должны знать — здесь нужны повторения, тренировка. И такую возможность можно в различной форме предоставить дома ребенку.

Ну прежде всего, конечно, не мешать, не ворчать, не сердиться, если ребенок произносит иностранные слова вслух. Не прерывать его: «Перестань, надоел со своим английским!»

Полезно иногда проводить домашние «контрольные работы»: мама диктует слова по-русски, а школьник произносит и пишет их по-английски. Правильно ли написано слово, взрослые могут проверить с помощью учебника, где есть прописи, словарик. Зная латинские буквы, не так уж сложно сравнить слова, написанные в тетради, с учебником. При желании дать ребенку глубокие знания языка, «продвинутые» родители могут заниматься с детьми по той же методике, что и учителя. Для этого нужно изучить план-конспект урока английского и применять его на практике.

Обучение в школе сейчас обычно строится на базе УМК — учебно-методических комплексов. То есть для обучения ребенка английскому языку предлагается целый набор пособий — учебник, рабочая тетрадь, аудиодиск, книга для учителя и иногда дополнительные тетради с тестами, контрольными и проверочными работами. Зачастую ребенку выдается только учебник и рабочая тетрадь, аудиозаписи же используются учителем только на уроках. Родителям важно знать, что ребенок должен выполнять упражнения на аудиодиске и дома. Диск обязательно должен быть куплен и использован в обучении. Как показывает практика, наибольшую трудность у детей вызывает именно восприятие иностранной речи на слух, и поэтому с самого начала необходимо обратить особое внимание развитию именно этого навыка.

В магазинах продается множество аудиопособий на различных носителях (диски, кассеты). Можно организовать прослушивание этих записей дома. А если к вашему ребенку придут приятели, можно устроить игру-соревнование: кто лучше переведет текст или перескажет его по-английски. Детям такие игры очень нравятся.

Какие еще есть способы обучить ребенка английскому языку? Существуют онлайн ресурсы, где детям предлагаются разнообразные упражнения на отработку того или иного навыка, а обучение английскому младших школьников происходит в игровой форме.

Самоучитель английского языка lim-english.com для самого начала обучения может предложить простые упражнения, которые помогут не только обучению письму и чтению, а так же закреплению простых грамматических конструкций и восприятию речи на слух. Такие упражнения родители могут найти для своих детей в разделе С нуля — Beginner. Наши упражнения хороши еще и тем, что маме или папе легко будет проконтролировать своего ребенка. Вот, например, один из уроков на отработку оборота “There is” с нашего сайта.

There is a cat in the house.
There is not a dog in the house.
Is there a cat in the house? – Yes, there is.
Is there a dog in the house? – No, there is not.
There is not a dog in the house, there is a cat there.

Слушать «There is»

В доме есть кошка.
В доме – нет собаки.
В доме есть кошка? – Да, есть.
В доме есть собака? – Нет.
В доме не собаки, там кошка.

На сайте к этому тексту вам дополнительно будут предложены упражнения для закрепления данной конструкции.

К концу учебного года второклассники уже могут читать книги на иностранном языке, которые выпускает для них издательство «Просвещение». Такие книги продаются.

Конечно, родители второклассников должны поддерживать постоянный контакт с учителем иностранного языка. Если у ребенка что-то не ладится, учитель даст совет, на что обратить внимание, как лучше заниматься дома. Если у школьника не будет пробелов, если он с первого же года привыкнет работать систематически, то и в дальнейшем трудностей с иностранным языком у него не будет.

Методика преподавания английского языка в начальных классах средней школы

Дисциплина: Педагогика
Тип работы: Курсовая
Тема: Методика преподавания английского языка в начальных классах средней школы

Введение. Глава 1. Теоретические аспекты преподавания английского языка в начальных классах средней школы1.1. Особенности преподавания английского языка младшим школьникам. 1.2. Характеристика методик. 1.2.1. Обучение произношению. 1.2.2. Обучение транскрипции. 1.2.3. Обучение чтению и письму1.2.4. Обучение лексике1.3. Игра как метод обучения. 1.4. Применение информационных технологий для обучения английскому языку младших школьников. Глава 2. Преподавание английского языка во втором «Б» классе средней школы № 39 Приволжского района г. Казани. 2.1. Характеристика методики. 2.2. Игры, использованные во время урока. 2.3. Анализ результатов. Заключение. Список литературы.
Введение.

Тема моей курсовой работы – «Методика преподавания английского языка в начальных классах средней школы». Актуальность исследований в данной области состоит в том, чтобы помочь ребенку как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить ему любовь к английскому языку. Уже давно доказано, что чем позже ребенок начинает изучать английский язык, тем сложнее проходит процесс обучения, хотя, на мой взгляд, необходимо рассматривать этот аргумент в ракурсе индивидуальных способностей каждого ребенка. [2, c. 55]

Какую пользу может принести изучение английского языка в начальных классах средней школы? Первое, что можно сделать, обучая английскому языку, — сформировать у младших школьников умение общаться (коммуникативные умения), необходимые для человека как члена общества, члена коллектива. Умение общаться предполагает умение слушать собеседника, вступать в разговор, поддерживать его, и т.д. [8, c. 273]

Во – вторых, изучение английского языка вносит определенный вклад в формирование у школьников общих учебных навыков и умений, в частности, таких, как умение работать с книгой, справочной литературой и др.

И третье: активное использование информационных технологий будет способствовать приобщению учащихся к работе с техникой.

Цель данной работы: изучение особенностей преподавания английского языка в младших классах средней школы и применение на практике одной из методик его преподавания во 2 классе средней школы.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

определить особенности преподавания английского языка учащимся младших классов;
изучить роль познавательных и развлекательных игр на начальном этапе обучения английскому языку;
раскрыть основные методы обучения английскому языку младших школьников;
экспериментально проверить эффективность методики преподавания английского языка в период работы с детьми во втором «Б» классе средней общеобразовательной школы № 39 Приволжского района г. Казани.

Поставленные задачи решались с использованием методов: анализ учебников и книг, действующего УМК с целью изучения предлагаемых в них упражнений, экспериментальный метод, беседы с учащимися, изучение опыта учителей г. Казани.

Предметом исследования является проблема обучения английскому языку в младших классах средней школы.

Гипотеза исследования: наилучшим методом для обучения младших школьников английскому языку является игра.

Работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части автор определяет возможности детей младшего школьного возраста в области изучения английского языка, раскрывает основные особенности и характеризует методики обучения английскому языку младших школьников.

В практической части данной работы приводится пример урока английского языка, проведенного во втором «Б» классе средней школы № 39 Приволжского района г. Казани, анализируются его результаты, а также даются методические рекомендации по организации уроков в младших классах средней школы.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать дальнейшему введению обучения английскому языку в младших классах средней школы, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей английскому языку.

Практическая ценность данной работы состоит в том, что данные методические рекомендации и многие задания и упражнения могут быть применены учителями английского языка в младших классах средней школы.

На защиту выносится положение: изучение английского языка в младших классах средней школы вносит огромный вклад в развитие ребенка.

Глава 1. Теоретические аспекты преподавания английского языка в начальных классах средней школы

Особенности преподавания английского языка младшим школьникам.

Обучение английскому языку с детей шести-семи лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов, филологов и родителей. Общество не удовлетворено уровнем языковой подготовки учеников средней школы и один из путей смещения данного уровня – сдвиг точки отсчета начала процесса обучения английскому языку на дошкольное образование или 1-2 класс средней школы, которые традиционно считаются наиболее благоприятными периодами для овладения языком.

В СССР уделялось недостаточно внимания проблемам и особенностям изучения английского языка, начиная с дошкольного возраста или с 1-2 класса средней школы, более того, только в небольшом числе школ применялись такие системы обучения английскому языку. [7, c. 144]

Я полагаю, что такое отношение было продиктовано наличием «железного занавеса» между СССР и Западом и сформировавшимся в связи с этим своеобразным отношением учеников к английскому языку как к второстепенной дисциплине. В настоящее время в Российской Федерации обучение английскому языку с дошкольного возраста или в начальной школе приобрело поистине массовый характер. Практически, в начальной школе любого общеобразовательного учреждения ведутся если не уроки английского языка, то факультативный курс, в отдельных школах этот курс ведут высококвалифицированные специалисты Казанского Государственного Педагогического Университета.

При обучении детей английскому языку необходимо помнить, что психолого-педагогическая концепция, на которой строилось обучение иностранным языкам в разных странах, основывалась на существовавшей до недавнего времени теории усвоения ребенком языка. Согласно этой теории, ребенок овладевает языком в результате подражания речи взрослых, имитативным путем без целенаправленного обучения. Иными словами, никто не расчленяет для ребенка поток речи на единицы усвоения, не дозирует речевые образцы, не выстраивает их в определенную последовательность, не объясняет правил грамматики – и, тем не менее, нормально развивающийся ребенок к пяти-шести годам уже настолько овладевает этой сложнейшей грамматикой, что строит самостоятельные высказывания, успешно решая коммуникативные задачи, а к семи-восьми в речи ребенка появляются сложные предложения, тексты значительной длины». [23, c. 26]

Вторым языком, согласно этой теории, ребенок овладевает так же легко, как и первым, — спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной способности к имитации, которая утрачивается с годами. Доказательство – развитие ребенка в двуязычном окружении. Но имитация не является основным механизмом овладения языком в детстве – возможность самостоятельного построения высказывания достигается за счет огромной (разумеется, неосознанной) аналитической работы ребенка, которые не столько имитирует, сколько расчленяет и обобщает все, что видит и слышит, и выводит системы правил, которые определяют выражение индивидуальных мыслей, интенций ребенка. Все дети независимо от конкретных особенностей родного языка (а такие материалы получены на основе более чем 40 языков различных систем) проходят этап так называемой сверхгенерализации. Образования типа «ребенки», «зажгала свет», «у рыбов нет зубов» в речи русских детей, «comed» «goed», «footies» в речи маленьких носителей английского языка – все это говорит о том, что ребенок открыл правило («вот так надо делать, когда много») и желает действовать вместе с этим обобщенным правилом. Иногда говорят, что ребенок действует по аналогии, но что это такое, какова психологическая природа действий по аналогии? Всякая аналогия, как утверждал выдающийся психолог А.Р. Лурия, предполагает обобщение». [23, c. 28]

Если овладением иностранным языком управляют бессознательные обобщающие процессы, может быть, они включаются при столкновении ребенка со вторым иностранным языком? Ответ на этот вопрос становится ясным, если мы представим психологический фон овладения родным языком. Какой двигатель «запускает» процессы, заставляющие ребенка из всех звуков, которые он слышит вокруг вычленить как значимые только фонематические, смыслоразличительные противопоставления системы родного языка? Почему маленькие дети за короткое время запоминают сотни слов? Дело в том, что аналогичная психологическая ситуация возникает в случае, когда английский язык выполняет в жизни ребенка те же социальные функции, что и первый, например, необходимость играть с иноязычным партнером, общаться с бабушкой, которая говорит на английском языке и т.д. [20, c. 75]

В таких условиях ребенок действительно быстрее и успешнее взрослого научится говорить на английском языке и существует мнение, что усвоенное в детстве усваивается навсегда. Но стоит чуть сузить сферу иноязычного общения, как исчезают навыки и умения иноязычного общения, которыми ребенок успешно оперировал, а с исчезновением этой сферы на продолжительное время эти навыки редуцируются практически до нуля. [39, c. 61]

Результатами исследования овладения вторым языком в детстве и анализ существующей практики обучения позволяет выдвинуть новые требования к построению обучения у школьников начальной школы иностранным языкам. Еще в 1985 г. на международном семинаре ЮНЕСКО-МАПРЯЛ по данной проблеме специалисты из различных стран были едины в подходе к этим требованиям: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитационный процесс; дети должны овладевать иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения (отбор и подача языкового материла, содержание действий по его реализации) необходимо подчинить коммуникативной цели. Подчеркивалась также необходимость достижения развивающего эффекта курса английского языка, то есть не просто опора на сложившиеся понятия, навыки и умения, а их развитие и формирование новых психических качеств. [13, c. 83]

Реализация этих требований предполагает адекватную психолого-педагогическую организацию деятельности (точнее, взаимодействия) педагога и детей в процессе обучения.

Проведенный Е.И. Негневицкой психолого-педагогический анализ учебного процесса при традиционном подходе к обучению школьников начальных классов английскому языку показал, что этот подход не удовлетворяет современным требованиям, то есть наличествует:

Глобальная подача языкового материала;
Отсутствие целенаправленного и управляемого формирования системы навыков и умений
Неосознанность детьми коммуникативных функций языковых единиц
Отсутствие условий для речемыслительной деятельности [23, c. 29].

В чем же заключаются особенности организации учебного процесса по изучению английского языка с 1-2 класса средней школы? Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения английскому языку. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Во-вторых, педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. К сожалению, нередко можно наблюдать в классе такую картину: учитель очень активен, использует им самим приготовленные наглядные пособия, ведет урок и комментирует его сюжет, применяет разнообразные, в том числе фронтальные формы работы, но чувства удовлетворения от активности не остается. Эта неудовлетворенность во многом объясняется тем, что дети выступают в роли послушных исполнителей воли педагога: они дисциплинированно выполняют его указания и действуют по написанному им сценарию. Чрезмерное увлечение фронтальными формами работы при обучении детей английскому языку создает лишь иллюзию активности каждого ученика и вряд ли способствует его творческому развитию. Таким образом, важно, чтобы «дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Не только и не столько знания и владения языковым и речевым материалом определяют эффективность процесса обучения английскому языку в младшем школьном возрасте, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на английском языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом (в том числе и в процессе совместного ли группового выполнения поделки согласно написанной на английском языке инструкции)». [10, c. 5]

При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть интригующим, доверительным, или серьезным, деловым, выражающим радость встречи, вселяющим успех. При изучении английского языка с 1-2 класса средней школы необходимо особо обратить внимание на взаимоотношение ученика с окружающими. Этому способствует целый ряд упражнений. Например, одно из них: «Слушайте внимательно Ваню, следите, правильно ли он будет говорить». Главное, чтобы ученик, вступая в общение на английском языке не испытывал страх за ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. «Как считается, ошибки — это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией; их наличие не свидетельствует о неуспехе, наоборот, они показывают, что учебный процесс проходит нормально и учащиеся принимают в нем активное участие».[9, c. 49]

Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. На рис. 1 показано размещение учащихся во время работы с доской (при чтении или письме), а на рис. 2 проиллюстрировано расположение детей во время беседы с учителем или друг с другом (при полилоге, например, при обсуждении прочитанной на английском языке сказке и продумывании сценария ее постановки). [45, c. 192]

Итак, английский язык должен усваиваться учащимися как средство общения. Дети должны изучать английский язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами. Любое общение (непосредственное или опосредованное) начинается с мотива и цели, то есть с того, почему и зачем что-то говориться, воспринимается на слух, читается и пишется. Ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка. Ученик чаще всего не видит реальной возможности воспользоваться своими знаниями. Устранить этот недостаток можно с помощью приемов проектной методики, которая строится на следующих принципах:

формулировка конкретной цели, направленная на достижение не «языкового», а практического результата;
получение каждым учеником или группой учащихся конкретного задания, нацеленного на выполнение практического внеязыкового действия с помощью языка;
самостоятельное выполнение учащимися полученного задания и помощь учителя в случае необходимости;
обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы (примеры проектных заданий приведены в главе III курсовой работы).

«Дети, особенно 1 класса, должны изучать английский язык не только как средство общения, но и как элемент приобщения их к английской культуре». [11, c. 21]

На мой взгляд, этот момент действительно важен, так как он способствует расширению общего кругозора детей, что сказывается в последующем на их общей успеваемости, например, по географии, эстетике, мировой художественной культуре, литературе и др. предметам. Для формирования страноведческой мотивации можно помочь ребятам установить переписку, обмен открытками, фотографиями, кассетами со сверстниками из Великобритании. Конечно, для первоклассников эта процедура будет достаточно сложна, хотя сам педагог может использовать как буфер обмена информацией. Ввести ребенка в мир культуры Великобритании, — важнейшая задача учителя, решая которую он будет способствовать формированию у детей общечеловеческого сознания. Поэтому обучение младших школьников английскому языку с самых первых шагов строится как диалог культур: русской и английской. И самое главное, в.

Особенности обучения английского языка в начальной школе

Английский язык в начальной школе: особенности обучения, восприятия на уроке. Влияние психологических и возрастных особенностей младших школьников на овладение иностранным языком. Суть методических приемов преподавания английского в начальных классах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Английский язык в начальной школе: особенности обучения

Особенности восприятия на уроке английского языка

Влияние психологических и возрастных особенностей младших школьников на овладение иностранным языком

Методические приемы преподавания английского в начальных классах

Список использованной литературы

обучение английский язык

Проектом Федерального образовательного стандарта, в котором показаны перспективы школьного образования на ближайшие 10 лет, предусмотрено обязательное изучение иностранного языка во 2-4 классах общеобразовательной школы. Между тем уже сегодня огромное количество школ России включили иностранный язык в учебные планы начальной школы, в том числе школы, участвующие в широкомасштабном эксперименте, который проводится Министерством образования РФ. Это является признанием выраженного интереса общества к повышению уровня образованности выпускников школы, а также потребности общества в людях, владеющих иностранными языками.

Иностранный язык — едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью «обучение общению», и в этом смысле его значение трудно переоценить. В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как «особым образом организованное общение, взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом, под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность».

Что касается вопроса, нужно ли начинать обучение иностранного языка с раннего школьного возраста в последнее время вышел из рамок обсуждаемого.

Есть ряд преимуществ обучения иностранному языку детей раннего возраста:

положительное влияние на развитие психических функций (память, мышление, восприятие, воображение)

влияние на общие речевые способности ребенка

повышение качества владения родным языком, создание базы для продолжения его изучения в основной школе.

Английский язык в начальной школе: особенности обучения

В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке в устной и в письменной форме. Однако, обучение английскому языку на начальном этапе может причинить многим учителям, особенно тем, кого обучали преподавать в старшем звене, большое количество проблем и беспокойств. К несчастью, многих учителей просят учить языку в начальной школе даже без специальной подготовки и желания. Первый урок с малышами может оказаться пугающим, если вы не знаете особенностей работы в начальной школе.

Требования к учителю на начальном этапе преподавания английского языка особенные:

1. умение строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями детей, умение предложить ученикам такие виды заданий, которые отвечали бы их потребностям, интересам и способностям;

2. умение модифицировать учебные программы;

3. умение стимулировать когнитивные и творческие способности учащихся

4 умение консультировать родителей, так как именно умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для успешного обучения иностранному языку.

5. умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности младших школьников, что необходимо для развития их уверенности в себе.

6. умение создать такие условия, при которых дети овладевают приемами учебной деятельности и в то же время достигают определенных результатов

7. умение воздерживаться от давления на детей и от вмешательства в процесс творческой деятельности.

Кроме того, для учителя начальной школы, по нашему глубокому убеждению, особенно важно:

— предоставление ребенку свободы выбора;

— оказание авторитетной помощи;

— терпимое отношение к возможному беспорядку;

— поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность;

— одобрение результатов деятельности учащихся;

— способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником;

— уважение потенциальных возможностей не очень. сильных в языке детей.

Особенности восприятия на уроке английского языка

Некоторые дети испытывают трудности при работе вместе со всем классом, так как методы обучения, применяемые учителем, не соответствуют их индивидуальным особенностям.

Задача учителя — «опираясь на психологические, физиологические возрастные особенности детей, вызвать интерес к предмету». Успех может быть обеспечен, на мой взгляд, такой методической системой, в основе которой лежит «интерес детей к предмету» Чем же живет ребенок? В чем реализуется его личность? Конечно, в игре. Игровая деятельность является ведущей для учащихся начальной школы. Игра — это естественное состояние младших школьников.

Игровые моменты бесконечно разнообразны. Вот некоторые из них:

— подвижные игры (зарядка, игра в животных, игры на внимание) ;

— стихи и песни, сопровождаемые движениями;

— игры-соревнования (дети делятся на группы и выполняют различные задания) ;

— диалоги с любимыми героями русских, английских сказок и мультфильмов (Винни-Пух и Белоснежка, Карлсон, Пятачок и др.).

Дети продолжают играть до 10-12 лет. Следовательно, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на английском языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.

Игра в обучении английскому языку не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней.

Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности. Ведь каждая игра имеет правила, и по законам игры ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам.

Следует также отметить, что дети младшего школьного возраста любознательны. При восприятии, склонны обращать внимание на все яркое, эмоционально — окрашенное. Однако внимание их отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-5 минут) монологических объяснений учителя английского языка, поэтому любое объяснение нужно строить в форме беседы.

Мнемическая деятельность детей еще несовершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Применение игровых приемов позволяет создать условия для произвольного усвоения детьми всех языковых средств (лексики и речевых образцов) в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.

Воображение ребят достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному, от решения задач путем непосредственных действий с ним к действиям наглядными представлениями о них.

Что касается речевого развития детей, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Речь носит, в основном, описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи. Например, дети умеют объяснять правила игры.

Учитывая неустойчивое внимание, быструю утомляемость, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерно двигательную активность младших школьников, я активно использую в своей работе стихи, рифмовки, песни, загадки, скороговорки. Необходимо, чтобы на уроках младших школьников окружал привычный мир игрушек — набор животных, мебели, кухонной игрушечной посуды, одежды.

А вот работа с компьютером способствует формированию навыков самостоятельной работы у учащихся начальных классов. Несмотря на то, что у школьников 2 — 3 классов еще только начинают формироваться навыки самостоятельной работы, у каждого из них возникают свои индивидуальные трудности в процессе овладения лексикой. Школьник учится самостоятельно преодолевать их путем выполнения предназначенной только для него серии упражнений.

С помощью таких приемов вводится, закрепляется, обрабатывается языковой, лексический материал. Нелегко проводить уроки так, чтобы детям было всегда интересно, постоянно удерживать их внимание, управлять им. Это трудная работа, которая требует от учителя напряженного труда, кропотливой систематической работы. Необходимо максимально учесть все то, что предстоит сделать на уроке и все то, что может произойти на уроке. Не нужно стремиться удерживать внимание учащихся замечаниями. Это должно достигаться переходом от одного вида деятельности к другому.

А. И. Леонтьев экспериментально доказал, что в целом, нет оснований видеть в наличии или отсутствии способностей к английскому языку объяснение и тем более, оправдание успешности или неудачи в овладении английским языком. Любой нормальный ребенок может и должен овладеть английским языком и свободно пользоваться им в общении. Если он этого не достигает, следовательно, мы либо не сформировали у него требуемых умений, либо недостаточно учли его индивидуальные особенности.

Поэтому необходимо более подробно остановиться на трудностях усвоения английского языка в младшем школьном возрасте.

Первая трудность заключается в отсутствии у школьника действенных и актуальных мотивов овладения английским языком. В раннем детстве в таких мотивах не было необходимости, ибо речевая функциональная тенденция и языковая среда составляли достаточно сильный импульс для усвоения языка. Теперь же, когда школьник владеет родным языком, с помощью которого он решает все проблемы общения, удовлетворяет основные жизненные, социально-культурные и познавательные интересы, необходимость владения вторым иностранным языком не переживается им как актуальная потребность.

Актуальными для изучения английского языка могли бы стать следующие мотивы:

— стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу;

— носителю этого языка и интерес к его культуре.

В процессе обучения английскому языку эти мотивы могут быть расчленены, конкретизированы, объединены, на каждом конкретном уроке мотивы следует заново активизировать, укреплять, включать в другие, более высокие системы. Суть педагогической организации обучающей среды заключается в том, чтобы в настоящую жизнь школьника были органически введены элементы его будущей жизни, чтобы уже сегодня он жил так как, возможно, будет жить в будущем. В таком случае мотивы изучения английского языка станут действительными и актуальными.

Вторая трудность освоения английского языка связана с владением учащимися родным языком. На уроках английского языка ученик, во-первых, невольно переводит на родной язык смысловые единицы второго языка, то есть осознание им этих единиц достигается не с помощью английского языка, а посредством родного.

Во-вторых, при попытках построить речевое высказывание на английском языке ученик использует речевые структуры родного языка. Если речевой механизм второго языка еще не сформирован, то речевой механизм родного языка подменяет и даже вытесняет его.

Таким образом, возникает проблема ослабления влияния механизма родного языка в процессе освоения английского языка. Следует определить содержание языковых явлений, которые должны быть сопоставлены друг с другом из-за их резкого отличия, а также описать случаи сближения механизмов родного и английского языков, способствующие овладению второго языка.

Третья трудность — это личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении второго языка: неуверенность в том, что они смогут заговорить на английском языке, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки. Возникновению этих барьеров может способствовать частый неуспех, завершающийся не стимулирующими, не подбадривающими оценками и отношением учителя английского языка. Вот почему необходимо усилить роль стимулирующих оценок в процессе обучения английскому языку.

Давая оценку работе ученика на уроке английского языка, учитель должен, прежде всего, отметить положительные стороны в его речевых навыках и умениях и на таком фоне высказывать свои замечания, указывать пути устранения пробелов.

Следующим условием повышения эффективности процесса обучения английскому языку младших школьников является осуществление процесса обучения на началах личностно-гуманного подхода.

Суть организации педагогического процесса на началах личностно-гуманного подхода заключается в том, чтобы сделать ребенка своим соратником в его обучении и воспитании, настроить его на педагогическое влияние, сохранить за ним переживание чувства свободного выбора.

Ученик должен чувствовать веру в свои способности, радость за его успехи, требование идти вперед. При неудачах необходимо помочь школьнику осмыслить их, оценить их как временные трудности, которые можно преодолеть, увидеть пути своего дальнейшего продвижения и успеха.

Приоритетным в начальной школе является также воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета. Математика, природоведение, музыка, труд и другие предметы подготовили почву для изучения иностранного языка, а он, в свою очередь, внесёт свой вклад в развитие личности учащегося.

Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Обязательное изучение иностранного языка со 2-го класса по 4-й (начальная школа) и с 5-го класса по 9-й (основная школа) реализует принцип непрерывного образования по иностранному языку в общеобразовательной школе, что соответствует современной потребности личности и общества.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в начальных классах с помощью английского языка закладываются основы для последующего изучения иностранных языков в средней школе, для формирования учебных умений, для развития у юных россиян интереса к культурному многообразию мира, уважения к языкам и культурам других народов, а также для развития первых представлений о вежливом поведении на иностранном языке и для «открытия» возможностей английского языка как средства общения в мире.

Влияние психологических и возрастных особенностей младших школьников на овладение иностранным языком

Определенное содержание обучения иностранному языку невозможно без обращения к психологии ? науке о закономерностях психического отражения действительности в сознании человека, исследующей душевные свойства, мыслительную деятельность и состояние индивида в зависимости от условий, в которых они появляются.

При обучении детей иностранному языку необходимо помнить, что «психолого-педагогическая концепция, на которой строилось обучение иностранным языкам в разных странах, основывалась на существовавшей до недавнего времени теории усвоения ребенком языка. Согласно этой теории ребенок овладевает языком в результате подражания речи взрослых, имитативным путем без целенаправленного обучения. Иными словами, никто не расчленяет для ребенка поток речи на единицы усвоения, не дозирует речевые образцы, не выстраивает их в определенную последовательность, не объясняет правил грамматики ? и, тем не менее, нормально развивающийся ребенок к пяти-шести годам уже настолько овладевает этой сложнейшей грамматикой, что строит самостоятельные высказывания, успешно решая коммуникативные задачи, а к семи-восьми в речи ребенка появляются сложные предложения, тексты значительной длины». И вторым языком согласно этой теории ребенок овладевает так же как первым, ? спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной способности к имитации, которая утрачивается с годами.

Доказательство ? развитие ребенка в двуязычном окружении. Но имитация не является основным механизмом овладения языком в детстве ? возможность самостоятельного построения высказывания достигается за счет огромной аналитической работы ребенка, которые не столько имитирует, сколько расчленяет и обобщает все, что видит и слышит и выводит системы правил, которые определяют выражение индивидуальных мыслей, интенций ребенка. Все дети независимо от конкретных особенностей родного языка — а такие материалы получены на основе более чем 40 языков различных систем — проходят этап так называемой сверхгенерализации. Образования типа «ребенки», «зажгала свет», «у рыбов нет зубов» в речи русских детей, «corned» «goed», «footies» в речи маленьких носителей английского языка ? все это говорит о том, что ребенок открыл правило «вот так надо делать, когда много» и желает действовать вместе с этим обобщенным правилом.

Иногда говорят, что ребенок действует по аналогии, но что это такое и какова психологическая природа действий по аналогии?»Всякая аналогия ? как утверждал выдающийся психолог А. Р. Лурия, ? предполагает обобщение». Но, в конце концов, какая разница, по каким механизмам происходит овладение языком в детстве? Если этим овладением управляют бессознательные обобщающие процессы, может быть они включаются при столкновении ребенка со вторым иностранным языком? Ответ на этот вопрос становится ясным, если мы представим психологический фон овладения родным языком. Какой двигатель «запускает» процессы, заставляющие ребенка из всех звуков, которые он слышит вокруг вычленить как значимые только фонематические, смыслоразличительные противопоставления системы родного языка? Почему маленькие дети за короткое время запоминают сотни слов?

Дело в том, что аналогичная психологическая ситуация возникает в случае, когда английский язык выполняет в жизни ребенка те же социальные функции, что и первый, например, необходимость играть с иноязычным партнером, общаться с бабушкой, которая говорит на английском языке и т. д.

В таких условиях ребенок действительно быстрее и успешнее взрослого научится говорить на английском языке и существует мнение, что усвоенное в детстве усваивается навсегда. Но стоит чуть сузить сферу иноязычного общения, как исчезают навыки и умения иноязычного общения, которыми ребенок успешно оперировал, а с исчезновением этой сферы на продолжительное время эти навыки редуцируются практически до нуля. Результатами исследования овладения вторым языком в детстве и анализ существующей практики обучения позволяет выдвинуть новые требования к построению обучения иностранным языкам у школьников начальной школы.

Еще в 1985 г. на международном семинаре ЮНЕСКО-МАПРЯЛ по данной проблеме специалисты из различных стран были едины в подходе к этим требованиям: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитационный процесс; дети должны овладевать иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения необходимо подчинить коммуникативной цели. Подчеркивалась также необходимость достижения развивающего эффекта курса иностранного языка, то есть не просто опора на сложившиеся понятия, навыки и умения, а их развитие и формирование новых психических качеств.

Реализация этих требований предполагает адекватную психолого-педагогическую организацию деятельности педагога и детей в процессе обучения.

Все исследования подтверждают, что обучение должно быть ориентированно на психофизиологические возрастные особенности детей.

Было показано, что специальные занятия можно проводить с трех до десяти лет, до трех бессмысленно, после десяти ? бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими способностями выше среднего уровня. Лучше всего начинать обучение с 6-7 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точек зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего освоения любого иностранного языка обеспечены практически всем детям.

Таким образом, обучение иностранному языку в раннем возрасте ? это не мода, а необходимость. Необходимость, воспитывающая совершенно иное отношение к языку. Все это зависит в первую очередь от того, на каком уровне, с какими целями и с каким отношением ребенку это преподносит преподаватель. В раннем возрасте 6-7 лет, ребенка необходимо заинтересовать нововведением, только в этом случае можно будет добиться самых положительных результатов в обучении иностранному языку.

Методические приемы преподавания английского в начальных классах

В наше время английский язык входит в число обязательных предметов, изучаемых в начальной школе. Это очень важный этап в обучении детей, т. к. в начальных классах закладываются базовые знания языка, навыки его применения и, конечно, желание его дальнейшего изучения. Практикуемая школой методика преподавания английского языка в начальных классах должна основываться на играх, активной деятельности, визуальных методах, быть наглядной и понятной детям. В наших школах обучение проходит по разным учебным пособиям, разработанным как в России, так и за рубежом, но все они базируются, главным образом, на коммуникативной методике.

Коммуникативная методика преподавания английского языка в начальных классах подразумевает развитие у детей навыков чтения, письма, восприятия услышанной информации и говорения. Материалы пособий учат школьников понимать аутентичные тексты, ситуации и аудио диалоги. Учебники содержат несколько структурированных уроков на актуальные, жизненные темы, например, семья, школа, хобби и т. д. Учитель часто дает выполнять задания в парах или группах, таким образом, школьники употребляют английский язык, разговаривая друг с другом в процессе подготовки, и привыкают к свободному общению.

Британские и американские учебные пособия пользуются популярностью среди учителей начальных классов. В числе их основных достоинств — соответствие последним образовательным тенденциям, актуальность тем, красочность, большой объем практики слушания английской речи. Однако в большинстве школ занятия проводят по российским учебникам. Их большим плюсом является учет особенностей родного языка, а также соответствие требованиям министерства образования к уровню подготовки учащихся. Изложение грамматики идет более понятным русскому человеку языком, предлагается больше грамматических упражнений.

Чтобы уроки проходили продуктивно, учителю следует поддерживать заинтересованность детей в английском. Для этого применяется игровая методика преподавания английского языка в начальных классах, учитывающая такие главные черты младших учеников, как подвижность, активность, эмоциональность и неустойчивость внимания. Задания в форме игры помогают отвлечься от книг и правил и с пользой провести время. При правильном планировании и использовании игры способствуют тому, что иностранный язык воспринимается не как очередная сложная информация, которую нужно выучить, а как реальное и доступное детям средство общения. В то время как выполнение обычных заданий обычно вызывает у школьников опасение сделать ошибку, участие в играх заставляет их полностью включиться в ее ход, особенно если есть соревновательный элемент, и они более уверенно и свободно демонстрируют свои навыки.

Обучение английскому языку в младших классах не может проходить без аудио и видео заданий. Песни из-за своей ритмичности, эмоционального оттенка и частого повторения фраз помогают лучше запомнить лексику. Просмотр видео и мультфильмов на английском предполагает широкий выбор интересных текстовых и грамматических упражнений.

Еще одна методика, которой пользуются российские учителя, — проектная. Ученики в продолжение нескольких занятий знакомятся с какой-либо темой, новой лексикой, грамматическими правилами, узнают интересную информацию. Для закрепления материала им предлагается создать проект, это может быть индивидуальная, парная или групповая работа, с дальнейшей его презентацией и обсуждением. В процессе таких занятий дети развивают языковые навыки и реализуют творческие возможности.

Любая методика приводит к лучшим результатам и становится разнообразной при ее правильном сочетании с элементами других методик.

При выборе педагогических технологий обучения иностранному языку в начальной школе учителю необходимо знать, что они должны способствовать созданию доброжелательности, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к изучению предмета. Учитель, работающий с младшими школьниками обязательно должен учитывать принцип создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка. Это может выражаться в создании учителем атмосферы терпения и доброжелательности, в использовании разнообразных форм поощрения и приемов оказания им помощи при выполнении учебных заданий. На уроке необходимо уделять особое внимание, поддерживать тех учащихся, которые что-то не поняли, или просто стесняются говорить вслух. Ни для кого не секрет, что среди учащихся есть дети с проблемами физического, психологического, соматического и эмоционального развития. И учитель обязательно должен осуществлять процесс интеграции таких учащихся в коллективе, т. е. осуществлять индивидуальный подход к таким детям, что является одним из принципов гуманной педагогики.

Выбор технологии обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Учить языку — это искусство, малышей — искусство искусств.

Обучение иностранному языку в раннем возрасте способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, развивает языковые способности детей и обеспечивает более прочное усвоение иностранного языка в дальнейшем обучении. На уроках введение и закрепление языкового материала, речевых образцов происходит в игре. Благодаря игре дети усваивают материал осознанно.

Список использованной литературы

Биболетова М. З., Денисенко О. А. Книга для учителя. 2-е издание. Издательство «Титул», 2003. — 312 с.

Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие/ Под ред. А. А. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2009. — 293 с.

Горлова, Н. А. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия // Иностр. яз. в шк. — 2010. — № 5. — С. 25-29.

Кувшинкин В. И. Методика обучения иностранному языку. ?М. : Просвещение, 2000. ? 250 с.

Никитенко З. Н., Негневицкая Е. И., Ленская Е. А. Английский язык: Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учреждений. ?М. : Дрофа, 1996. ?85 с.

Пассов Е. И., Кузовлёв В. П., Коростелёв В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Иностранные языки в школе. — 2003. — № 6. — С. 10-12

Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. — М., Астрель, 2008.

Источники: http://lim-english.com/posts/obychenie-angliiskomy-mladshih-shkolnikov/, http://www.refland.ru/1108-ref.html, http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00363239_0.html

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector