1.2 Особенности обучения грамматике английского языкав младшем школьном возрасте
Грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Современный токовый словарь определяет грамматику, как раздел языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.
Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.
При помощи набора лексических единиц нельзя точно передать мысль, поскольку лексические единицы лишь называют предмет или явления. Отношения же между ними отражаются в грамматических значениях.
Грамматике принадлежит организующая роль. Грамматически выражаются отношения между подлежащим и сказуемым (субъектом и предикатом), определяемым и определяющим действием и объектом, временные, пространственные, причинные связи явлений, отношения говорящего к высказываемой мысли и собеседнику. Таким образом, грамматика выполняет функцию строительного материала речи (устной и письменной).
Часто в школах обучение грамматике ограничивается таблицами, заучиванием грамматических правил и конструкций, выполнением однотипных упражнений. Между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным и познавательным, чем обучение лексике. Задача обучения грамматики английского языка состоит в том, чтобы учащиеся могли пользоваться грамматическими средствами в процессе устной и письменной речи автоматически. Для этого предполагается овладение определенным рядом навыков.
Под навыками понимаются новые реакции или действия, которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и функционируют автоматически.
Пассов Е.И. определил грамматический навык как автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи [25, с.27]. Владение грамматическим навыком означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка. Владение грамматическим навыком является одним из условий выполнения речевой деятельности.
В состав грамматического навыка входят:
1. Морфологические навыки (правильное употребление в речи грамматических явлений на морфологическом уровне);
2. Синтаксические навыки (правильное расположения слов в предложениях всех типов; это навыки владения синтаксическими схемами предложений);
3. Графические навыки (правильное употребление букв на письме);
4. Орфографические навыки (навыки безошибочного письма, а применительно к профессии учителя русского языка и умение исправлять ошибки в речи других). Основными качествами грамматического навыка следует считать автоматизм, безошибочность выполнения, сознательность, низкий уровень напряженности выполнения действия [25, с.98].
Важнейшим условием создания и развития грамматических навыков является отбор грамматического минимума. Объектом отбора грамматического минимума должны быть как грамматические явления, так и их морфологические разновидности и грамматические значения. При отборе грамматического материала все принципы используются в совокупности. Одни из них являются ведущими, другие — дополнительными, одни принципы способствуют отбору грамматических явлений, другие — морфологических разновидностей или грамматических значений. Миролюбова А.А. выделяет следующие принципы отбора грамматического минимума: [20, с.332]
1) принцип распространенности — один из ведущих принципов (Распространенность грамматических явлений определяется на основе статистического анализа источников отбора.
Следует отметить, что этот принцип не обеспечивает связи грамматического минимума с лексическим, что является особенно существенным недостатком при отборе грамматического минимума);
2) принцип многозначности — используется при отборе пассивного минимума. Этот принцип дополняет принцип распространенности, потому что отдельные значения многозначных форм отбираются на основе анализа их распространенности. Многозначные формы включаются в грамматический минимум только в своих наиболее распространенных значениях.
3) принцип образцовости — используется при отборе активного минимума. Под образцовостью формы подразумевается ее способность служить эталоном для образований по аналогии, что выявляется при помощи анализа словаря — минимум. Этот принцип помогает выявить степень обобщенности словаря данной грамматической формой, способствует отбору морфологических разновидностей грамматических явлений.
4) принцип исключения встречных ассоциаций — также используется при отборе активного грамматического минимума. Помимо количества слов, обобщаемой той или иной формой, следует учитывать также наличие дифференцирующего признака в данной группе слов. Этот принцип следует применять к морфологическим разновидностям грамматических явлений.
5) принцип исключения синонимов предусматривает включение в активный грамматический минимум лишь одной формы из ряда грамматических синонимов [20, с.332].
В соответствии со стандартными требованиями обучения грамматике английского языка в системе начального общего образования учащиеся на начальном этапе обучения английскому языку должны уметь использовать в речи: основные коммуникативные типы простого предложения (утверждение, вопрос, побуждение), предложения типа «Я могу…», «Я должен…»; предложения с глаголом-связкой; предложения с оборотами, типичными для изучаемого иностранного языка (употребление и распознавание в речи); правильные и неправильные глаголы, глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени (распознавание, различение, употребление в речи); артикли; а также наиболее распространенные в речи местоимения, прилагательные, количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20, простые предлоги места и направления.
В зависимости от условий обучения, характера аудитории и самого грамматического материала, а также от той позиции, которой придерживается учитель в преподавании грамматики, можно по-разному строить процесс ознакомления с грамматическим материалом и его тренировки. Для того чтобы показать этот процесс в определенной системе, рассмотрим подробнее традиционно сложившиеся в методике преподавания иностранных языков подходы и существующие в их рамках методы обучения грамматике.
Подход — это наиболее общие, стратегические положения обучения иностранному языку. В обучении грамматике традиционно определились два подхода — имплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучение грамматике без объяснения правил, а во втором соответственно наоборот. В рамках каждого из указанных подходов сформировались по два метода, которые корнями уходят в стратегию этих подходов, но значительно отличаются принципами, практическими приемами, последовательностью действий [30, с.108].
Сразу хотелось бы отметить, что на современном этапе данные методы редко используются « в чистом виде». В практике обучения иностранному языку учитель может варьировать использование тех или иных методов в процессе курсовой подготовки. Выбор метода зависит от многих причин, в том числе от возраста, уровня языковой компетенции учеников, целей курса, а также особенностей самого грамматического материала. Наиболее распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов, отмеченных выше.
Соловова Е.Н. выделяет три базовых подхода к обучению грамматике английского языка — имплицитный, эксплицитный и дифференцированный (сочетание различных подходов и методов с учетом особенностей обучения) подходы. К имплицитному подходу относятся структурный метод (объяснение грамматических правил происходит при помощи таблиц и структурных моделей), и коммуникативный метод (предполагается ситуационное представление предмета речи, то есть как одного из форматов речевой ситуации). К эксплицитному подходу относятся дедуктивный (от правила к действию) и индуктивный методы (от действия к правилу) [30, с.109].
Учитывая психофизиологические особенности младших школьников, для начальной школы более эффективным является использование дифференцированного подхода, включающего в себя коммуникативный и индуктивный методы, так как, детям на данном этапе развития, достаточно сложно понять грамматические правила и таблицы.
Таким образом, мы считаем, что учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста и их дальнейшее развитие при формировании грамматических навыков являются важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку в начальной школе. Но не менее важным является также понимание современной сущности методических подходов к обучению, а также к отбору и содержанию грамматического материала по английскому языку в начальной школе. Использование историй с движениями при обучении грамматике английского языка является достаточно продуктивным методом, так как этот метод учитывает психофизиологические особенности данного возраста, способствует развитию грамматических навыков у учащихся, а также соответствует стандартным требованиям к грамматике на начальном этапе обучения.
Обучение грамматике английского языка на начальном этапе
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 08.07.2015
Статья просмотрена: 3981 раз
Библиографическое описание:
Жернакова М. В. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. С. 191-193. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8498/ (дата обращения: 17.01.2019).
Грамматика является одним из аспектов английского языка. Зная правила грамматики, мы можем без труда построить правильное предложение, которое будет понятно любому человеку, изучающему данный язык. Поэтому важно уже с самого начала изучения английского языка уделить особое внимание грамматике. Соблюдение порядка слов в предложении, правильное употребление артиклей, предлогов, союзов, использование нужных временных форм глаголов являются залогом успешного овладения языком на начальном этапе изучения.
«Грамматика — формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему». [1, с.140] Грамматика английского языка существенно отличается от грамматики русского языка, поэтому ученики часто испытывают большие трудности. Если ученикам в старших классах при объяснении нового материала показать таблицу с грамматическими формами или список неправильных глаголов и дать им задание выучить этот материал, то они справятся с такими заданиями. Если применить эти формы и методы в работе с обучающимися в начальных классах, то они не дадут положительного результата.
Работая с учениками начальной школы, необходимо учитывать возрастные психологические особенности, которые не позволяют выучить большой объём информации, к тому же на иностранном языке.
Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку. В начальной школе ребята знакомятся с элементарными правилами грамматики, начинают изучение грамматических времён, которые можно соотнести с временами в русском языке, например, Present Simple — настоящее время и Past Simple — прошедшее время. На начальном этапе обучающиеся получают сведения об артиклях и их использовании, в этот период они узнают о том, как построить предложения в утвердительной и отрицательной форме и как перестраивается предложение, если нужно задать вопрос.
Обучение является комплексным. Одновременно формируются и совершенствуются лексико-грамматические навыки, фонетические, навыки чтения, аудирования, письма и говорения. Все эти аспекты взаимосвязаны между собой. Нецелесообразно и невозможно, например, целый урок заниматься грамматикой. Дети устанут, им станет скучно, и внимание переключится на что-то другое.
У школьников 7–10 лет одним из ведущих видов деятельности является игровая. Именно на это следует опираться педагогу. Важно заинтересовать детей, вовлечь их в процесс обучения, используя игровые методы обучения.
В начальной школе изучаются такие темы, как «Еда», «Овощи», «Фрукты». Ученики будут в восторге, если им предложить поиграть в «Магазин» или в «Ресторан». Используя игровые методы обучения, следует помнить о наглядности. Можно использовать карточки, на которых изображены различные овощи и фрукты. (Дети могут заранее подготовить их дома). Либо можно купить игрушечные овощи и фрукты и использовать их в качестве пособия, тем самым реализуя наглядный метод обучения в изучении английского языка.
При изучении темы «Животные», можно предложить младшим школьникам принести игрушки и на уроке научить обучающихся рассказывать о своём любимом животном. Можно поиграть в «Зоопарк». Учитель даёт образец/структуру. Каждому школьнику хочется рассказать о своём животном, без напряжения для учеников происходит отработка грамматического навыка, но уже не в скучной форме, а в виде игры. Таким образом, ненавязчиво, без стресса, часто с яркими эмоциями и впечатлениями обучающиеся запоминают и овладевают определённым грамматическим правилом. Школьники младшего возраста любознательны, имеют богатое воображение, у них хорошо развита память, они не зажаты и открыты. Всё это необходимо учитывать в учебном процессе. С огромным удовольствием обучающиеся включаются в интересную деятельность во время урока. Следовательно, учителю необходимо научиться моделировать воображаемые ситуации. Успешное запоминание происходит только тогда, когда учебный материал является частью интересной и осмысленной деятельности на уроке.
Следует отметить, что деятельность младшего школьника в процессе обучения не должна ограничиваться только вовлечением его в игровую деятельность. Ребята, находясь в школе, включаются в учебную деятельность по овладению знаниями и умениями.
Школьников нужно вовлекать в учебную деятельность, потому что цель освоения грамматики английского языка не просто овладеть набором грамматических структур, а выработать умение передавать при помощи средств изучаемого языка необходимое содержание. Другими словами, деятельность обучающегося заключается в активном овладении грамматическими конструкциями, умением их преобразовывать.
Начальный этап обучения является самым важным, потому что именно в младшем школьном возрасте могут быть сформированы потребность в учении и умение учиться.
Важно правильно организовать учебный процесс школьников, учитывая структуру деятельности. 3 стороны деятельности:
При работе с младшими обучающимися опытные педагоги используют проблемную историю или сказку. Чтобы заинтересовать школьников, важно с первого занятия вовлечь их в сюжет необычной истории или волшебной сказки. Уроки можно построить в виде путешествия, где героев ожидают различные приключения, встречи с пиратами и т. д.
С развитием сюжета истории ученики знакомятся с новыми героями, городом, где они живут, школой, где они учатся. Погружаясь в сказочную атмосферу, младшие школьники не замечают, как оказываются во власти вымысла, и буквально всё становится для них интересным. Следует отметить, что при использовании этого приёма раскрываются коммуникативные намерения сказочных персонажей и средства их выражения. Встречаясь с дружелюбными героями, дети учатся вежливым словам и выражениям, например, Good morning! Nice to meet you! Glad to see you! Etc. Встречаясь с героями, которые любят похвастаться, ученики знакомятся с модальным глаголом can. Но есть и такие персонажи, которые любят приказывать. Таким образом младшие школьники осваивают повелительное наклонение.
Итак, мы видим, что волшебные истории выступают не только в качестве мотивирующего приёма, они являются источником познания.
При обучении школьников иностранному языку перед ними обязательно нужно ставить цели. Ученик должен представлять и понимать, чего именно он должен достигнуть. Следует отметить, что в предметной ситуации также должна быть объективная цель. Конечной целью младших школьников при знакомстве с волшебной страной или городом — отправиться в путешествие. Однако, сначала ученики должны выучить язык жителей этой страны или города. Только в этом случае они смогут отправиться в далёкое путешествие.
В учебной деятельности перед школьниками ставятся конкретные учебные задачи. Важно, чтобы обучающиеся занимались самостоятельным поиском, чтобы решить те или иные учебные задачи. Конечно, какая-то часть знаний поступает в готовом виде, но нужно научить детей самостоятельно приобретать знания. Именно знания, добытые в результате самостоятельной поисковой деятельности, являются наиболее прочными.
Исполнительная сторона деятельности есть нечто иное, как процесс выполнения обучающимися определённых действий. При обучении младших школьников грамматике английского языка следует отметить действия по оформлению высказывания. Действие — это образец, которым в процессе обучения должны овладеть ученики.
1. Сначала ребёнок будет проговаривать грамматическую структуру с опорой на готовую модель.
2. Далее речевая деятельность будет выполнена без опоры на модель.
3. В конечном итоге, ученик сможет употребить грамматическую структуру в ситуации.
Работа с учениками младших классов должна строиться таким образом, чтобы было предусмотрено чередование различных видов деятельности. Внимание обучающихся этого возраста не может долго концентрироваться на одном виде деятельности. Целесообразно включать различные физкультурные минутки, чтобы дети имели возможность отдохнуть. Делать упражнения с детьми можно с использованием несложных рифмовок на английском языке, в которых присутствуют грамматические структуры. Например:
Hands to the sides,
One, two, three-hop!
One, two, three-stop! [2]
Младшие школьники с удовольствием выполняют упражнения, повторяют слова, обучение происходит в дружелюбной и благоприятной атмосфере сотрудничества. Учитель также выполняет зарядку вместе с детьми. При этом задействованы различные виды памяти человека: зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная. Известно, что, когда происходит взаимодействие нескольких видов памяти, учебный материал переходит в долговременную память.
Не секрет, что педагогам часто приходится работать с учениками разного уровня подготовки. В любом школьном коллективе всегда есть сильные, средние и слабые ученики. Изучение грамматических структур всегда легче даётся сильным ученикам. Поэтому сильным ученикам следует давать более сложные задания и спрашивать их первыми, так как им требуется меньше времени на подготовку. В то время как более простые упражнения, например, на подстановку следует дать слабым ученикам. Но главное, чтобы все обучающиеся поняли новую грамматическую структуру и в дальнейшем смогли бы применить её в нужной речевой ситуации.
Таким образом, чтобы сделать процесс изучения грамматики английского языка на начальном этапе наиболее эффективным, необходимо учитывать психолого-возрастные особенности младших школьников, использовать игровые методы обучения, моделировать воображаемые ситуации, обратиться к приёму проблемной истории и обязательно учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. —140с.
Похожие статьи
Проблемы преподавания иностранного языка в начальной.
английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.
К вопросу о формировании грамматических навыков у младших.
английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.
Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному.
английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся. Игровая форма в преподавании иностранного языка.
Немецкий язык как увлечение
английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.
Применение адаптированной литературы как средства мотивации.
английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.
Обучение в сотрудничестве как метод преподавания причастий.
английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.
Особенности игры и игровой деятельности в обучении.
В последнее десятилетие именно игровые методы обучения стали неотъемлемой частью учебного процесса как в отечественной, так и в зарубежной методике преподавания иностранных языков в разделе «Грамматика».
Использование игровых технологий при обучении грамматике.
игра, иностранный язык, время, процесс обучения, метод обучения, лексико-грамматический материал, английский язык, коммуникативная компетентность, игровая деятельность, старший преподаватель. Зачем изучать английский язык с.
Использование игровых методов для обучения иностранному.
Использование игровых методов обучения в преподавании иностранного языка делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и качественным.
Использование игровых элементов при обучении грамматике английского языка в начальной школе.
Столичный учебный центр
г. Москва
Использование игровых элементов при обучении грамматике английского языка в начальной школе.
Игра занимает важное место в жизни ребёнка, являясь для него средством познания действительности. Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора. Игра способствует также непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников. Ребёнок лучше и легче запоминает целые фразы, чем отдельные слова.
Я считаю, что игры на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической организации урока, т.к. мы все знаем, что, придя домой из школы, младшие школьники прежде всего направляются к своим игрушкам. Даже самые незатейливые игры доставляют детям ни с чем несравнимое удовольствие. И эту особенность просто необходимо использовать в учебном процессе, т.к. младший школьник быстро и без труда запоминает то, что ему нравится. Конечно на уроке мы имеем дело с учебными играми, которые отличаются от развлекательных тем, что имеют узко методическую цель. И у каждого учителя начальной ступени, я думаю, всегда найдётся в копилке множество игр и игровых элементов, которые помогают ему добиваться поставленных на уроке целей.
Рассмотрим варианты игр, которые помогают младшим школьникам, а также учителю весело, эмоционально и естественно для ребят отработать грамматические элементы и структуры английского языка, развеяв, таким образом миф о том, что грамматика является самым скучным и трудным разделом.
Игра : Where is the Fox?
Цель игры – тренировать школьников в употреблении английских предлогов, а вместе с тем и кратких ответов.
Эта игра проводится с одной или несколькими игрушками (например, лисичками-сестричками). Кто-либо из учеников выходит к доске. Стоя спиной к классу, он должен угадать с помощью вопросов где находится игрушка или игрушки:
— Is the fox on the floor?
— Are the foxes in the desk?
— Is the fox under the desk? etc.
Учащиеся хором отвечают: — No , it is not . ( No , they are not ) до тех пор, пока ученик не угадает место, где спрятана лиса (лисы).
Целью этой игры является тренировка учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have .
На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем учащиеся отворачиваются, а ведущий прячет в это время какую- нибудь игрушку. Ребята задают вопросы ведущему:
— Have you a rabbit ?
— Have you a dog ? и т.д., пока кто- нибудь из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.
Цель игры — это тренировка учащихся в употреблении:
а) лексики, обозначающей животных;
б) общих вопросов с глаголом to be .
На столе разложены игрушки — животные. Каждый ученик выбирает себе любимца и прячет его за спиной. Ведущий выходит к доске и начинает задавать вопросы по одному каждому ученику: — Is your pet a duck ?
— Is your pet a hen?
— Is your pet a dog? и т . д .
Если ведущий не угадал, какую игрушку держит за спиной его одноклассник, то последний отвечает: “ No , it is not ”. Если же ведущий правильно назвал игрушку, он получает ответ: “ Yes , it is ” и его место занимает ученик, чью игрушку угадал ведущий.
С помощью этой игры учащиеся тренируются правильно называть форму третьего лица единственного числа глагола to be и употреблять притяжательный падеж существительных.
Каждый ученик получает по одной игрушке — животному. Учитель предлагает детям придумать имя своим питомцам, после чего ученик должен представить своего питомца классу: My bear ` s name is Teddy . После этого учитель собирает игрушки и раскладывает их на своём столе. Затем он предлагает учащимся заслушать описание одного из животных, а ученики должны угадать, кто это:
Учитель : — No, it is not.
Тот, кто угадает, получает право загадать и описать (можно с помощью учителя и ребят) другого зверя.
Игра : Who has the best memory?
Игра имеет целью активизировать употребление притяжательного падежа в устной речи.
Ученикам раздаются игрушки. Учитель просит всех внимательно посмотреть и запомнить, у кого какая игрушка. Затем он собирает все игрушки и, показывая их по одной, спрашивает: “ Whose toy is it ?”. Отвечает тот, кто первым поднял руку: “ Т his is Ann ` s toy ”. Побеждает в игре ученик, который дал больше правильных ответов. Можно эту игру проводить по командам.
Игра : “What can you do?”
Учащиеся тренируются в употреблении вопросительной, отрицательной и утвердительной форм модального глагола Can .
Класс делится на две команды. Одна команда задумывает какое- либо предложение с глаголом can (например: We can write ). Члены другой команды пытаются отгадать его, задавая по очереди вопросы: “ Can you read ?”, “ Can you speak English ?”, “ Can you speak Russian ?” и т.д. На эти вопросы следуют ответы: “ No , we can ` t ” или “ Yes , we can ”. Как только предложение угадано, команды меняются местами.
Одним из приемов игры на уроках иностранного языка является рифмованный текст. Использование коммуникативно- ориентированных заданий с поэтическими текстами позволяет учащимся преодолеть страх перед грамматикой и лучше её усвоить, а неограниченные возможности при работе с рифмованными текстами позволяют не только вовлечь учащихся в творческий процесс, но и привлечь их к активному участию при выполнении упражнений, что, в свою очередь, формирует внутреннюю мотивацию и дальнейший глубокий интерес к изучению языка.
Рассмотрим некоторые приёмы работы с рифмованными структурами:
Учащиеся заканчивают рифму, называя множественное число существительных. При этом акцент делается на правильное произнесение окончания: [ s ], [ z ], [ iz ]:
A cat — … ( cats), a hat – …(hats),
A cock — … ( cocks), a clock — …(clocks).
A pen -… (pens), a hen — … (hens),
A bee -… (bees), a tree -… (trees).
A fox — …(foxes), a box — …(boxes).
A bus -…(buses), a glass — …(glasses).
A cherry -…(cherries), a berry -…(berries).
A sky — …(skies), a fly – …(flies).
A wife — …(wives), a life – …(lives).
Можно предложить некоторым учащимся выполнить данное упражнение письменно и таким образом оценить знание правил правописания: — y → — ies ; — f ( e ) → ves .
Учащимся предлагается хлопнуть в ладоши/ топнуть ногой/ поднять руку, когда они слышат [ iz ] в форме множественного числа существительного:
Once upon a time there lived three little foxes
Who kept there handkerchiefs in cardboard boxes.
They lived in the forest in three little houses,
But they didn`t wear coats and they didn`t wear trousers.
Можно также положить стихи на известные учащимся мелодии (например, из мультфильмов), что вызывает у них живой интерес и вносит эффект «новизны» в ход урока.
Например, при изучении глагола to have в начальной школе можно принести и раздать учащимся по две игрушки, сгруппировав их таким образом, чтобы название одного животного было двусложным, а другого состояло из одного слога ( a parrot and a fox , a squirrel and a pig ). Показывая по очереди свои игрушки, дети подставляют соответствующие слова и напевают мотив песни «В траве сидел кузнечик» :
I have, I have a tiger, I have, I have a tiger, I have, I have a tiger, a tiger and a cat.
Have you a tiger? Have you a tiger?
P1: Yes, I have a tiger.
Have you a tiger? Have you a tiger?
CI: No, we have not.
Т.о., творчески подходя к уроку английского языка в начальной школе, учителю удаётся сделать процесс обучения (не говоря уже о грамматической стороне речи) увлекательным, эмоциональным, а главное, естественным для ребёнка. Для младшего школьника учебная игра остаётся развлечением, а тренировка отодвигается на второй план. Школьник не робеет перед трудностями, потому что в игре он не задумывается об этом и процесс преодоления трудностей проходит «безболезненно». А урок, проведённый с пользой, формирует позитивный и мотивированный подход к изучению иностранного языка не только на начальной ступени обучения, но и в дальнейшем образовании и формировании личности учащегося.
Хочется добавить, что одним из самых важных условий успешной работы с детьми является личность самого учителя, т.к. дети, впервые явившись к вам на урок с любопытством осматривают и разглядывают вас, прислушиваясь к каждому вашему слову. Важно уловить этот момент и стараться оставаться интересным человеком (а потом уже учителем) для ребёнка. Ведь начальная школа – это ещё детство! Так давайте, обучая, продлим его!
Источники: http://ped.bobrodobro.ru/13344, http://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8498/, http://infourok.ru/material.html?mid=117770