К чему может учить учитель английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
354 просмотров
29 января 2019

Рекомендации начинающим учителям английского

Здравствуйте, дорогие друзья. Английский язык имеет огромную популярность в мире. Поэтому всегда есть потребность в учителях английского. Но даже если человек хочет стать учителем английского и поступит в педагогический ВУЗ, это далеко не всегда является гарантией, что после окончания он будет хорошим учителем, вооруженным современными методиками преподавания английского языка. К сожалению, я убедилась в этом на своем не очень хорошем опыте.

Я считала, что в институте меня научат отличному английскому языку и вооружат самыми лучшими и эффективными методиками. Но в реальности, когда я закончила ВУЗ, я не имела почти ни малейшего понятия, как же преподавать английский. Да, я умела составлять план урока и заполнять в журнале учебный план. Но мне хотелось доводить своих учеников до результата максимально быстро. Я знала много терминов, связанны с английским языком, например, present continuous, past perfect continuous, infinitive и т.д. Но как это все объяснить ученику, и нужно ли это делать?!

В данной статье я хочу поделиться своим мнением о том, как же действительно стартовать в профессии учителя английского языка, из каких этапов должен состоять урок. А также я расскажу о некоторых выводах, к которым я пришла в результате своего многолетнего опыта. За 15 лет работы я преподавала в школе, на курсах английского, в малокомплектных группах, индивидуально, работала с детьми от 3-х лет, с подростками, со взрослыми, с мужчинами, с женщинами. Также я веду сайты и youtube каналы по английскому языку, которые объединяются в общий проект OK English.

Мои наработки основаны на практическом опыте с учениками. В основном, до всего я доходила сама, анализировала результаты учеников, свои действия, много экспериментировала.
На начальном этапе я смотрела, что делают другие учителя, и повторяла за ними. Если у вас нет знакомых учителей, вы можете посмотреть, как проводят уроки учителя на youtube. Вначале можно просто копировать их манеру и методику, пока вы не выработаете свой стиль работы.

Ваша задача, как учителя — работать эффективно, приводить к результату, учить по системе.
Методики преподавания бывают разные. Есть учителя, которые любят раздаточные материалы, но вот я их, к примеру, не люблю. Есть те, кто используют аудио и видео с носителями языка (то, к чему склоняюсь я). Западные методисты очень рекомендуют так называемую «коммуникативную» методику, на основе которой построены практически все международные курсы. Суть методики том, что ученика побуждают к диалогу, т.е. к коммуникации. И постепенно это формирует умение говорить на английском языке.

Для себя я составила следующий план работы (ключевые элементы урока).

1) Грамматика не должна занимать весь урок.

Теорию лучше давать сжато, а на домашнюю работу предлагать ученику работать с видео уроками. Найдите для себя видео, авторам которых вы доверяете. Чтобы ученик мог посмотреть урок и разъяснить для себя основные вопросы по теме.

2) Отдаем приоритет практике.

Обычно я беру грамматическое пособие и прохожу его следующим образом: часть упражнений ученик делает вслух на уроке. Мы не пишем, пусть пишет дома, на уроке не будем на это тратить время. Другую часть упражнений я задаю на дом, на следующем уроке мы их проверяем и разбираемся, в чем ошибки. Грамматика занимает лишь часть времени урока.

Обычно я беру какую-то книгу и читаю ее с учеником. Есть ученики, которые сами читают дома. Есть те, кто любят поработать с книгой на уроке. Важные этапы в работе с книгой:
— разобрать текст, чтобы по переводу не осталось вопросов;
— ученик еще раз читает вслух разобранный фрагмент;
— можно задавать вопросы по тексту, можно давать фрагменты текста на пересказ. Смотрите по ученику, что он будет охотнее делать.
— книги стараюсь подбирать с озвучкой, и ученики обязательно слушают дома прочитанные главы.

Не со всеми учениками книги хорошо работают, но, в целом, постепенно они дают хороший результат и помогают закрепить грамматические шаблоны и основной словарь.

4) Discussion — обсуждение.

Я качаю с интернета discussions — список вопросов по теме – например, как на на этом сайте (смотрите worksheet с вопросами). Эти вопросы мы обсуждаем с учеником вслух. Я это задание больше всего люблю, но необходимо, чтобы ученик был разговорчивый или имел хоть какой-то словарный запас. Если ученик нулевой и навыков английской речи совсем не имеет, то вопросы надо подбирать максимально простые, а на начально этапе и вовсе отказаться от discussion.

5) Контрольные работы, тесты.

Многие учителя любят контрольные, тесты, диктанты. Лично у меня к этому душа не лежит. Но проверка знаний учеников все равно должна быть. Тестовые задания для проверки того, как ученик закрепил последние темы, работают очень хорошо. В тестах мне нравится то, что их можно проводить и проверять быстро. Контрольные работы подходят, чтобы проверить, насколько глубоко ученик усвоил материал, насколько хорошо он может пользоваться английским языком. Отличие контрольных от тестов в том, что контрольные работы дают относительную свободу действий, а тесты держат ученика в определенных рамках. В тестах, в принципе, даже писать не нужно, так как все тесты основаны на выборе одного из указанных вариантов.

6) Оценки не обязательно.

Я не призываю вас вовсе отказаться от оценок. Если это работает с учеником, то можно ставить оценки. Если вы в школе, то, конечно, от оценок отказаться невозможно. С детьми оценки неплохо работают. В работе с взрослыми учениками я полностью отказалась от оценок.

7) Занимайтесь по одной серии учебных пособий.

Выберите удобное для работы учебное пособие, не скачите от книги к книге. Обычно я либо беру книгу, по которой ученик работает в школе (институте), если книга неплохая, то мы ее нормально прорабатываем. Если книга не подходит ученику (к примеру, сильно сложная или неинтересная), то берем что-то нормальное.
Я предпочитаю работать с опорой на грамматику (для этого я беру Murphy или Heinle (Practical grammar, автор Hughes), с детьми можно брать Round up. Читайте мой подробный обзор интересных учебных пособий, представленных в сериях.

Важно не ограничиваться ТОЛЬКО грамматическим пособием. Грамматика помогает собрать в систему то, что вы проходите. Именно поэтому я стараюсь подбирать для ученика книгу по чтению (подбираю по уровню) + discussions (подбираю по интересам).

Есть огромное количество комплексных учебников типа Headway. Не могу сказать, что я люблю такие учебники, в них обычно «всего по чуть-чуть» — немного словаря, немного грамматики, немного текстов. Но несомненным плюсом является то, что учебники такого плана очень яркие и качественные. Если вы выбрали для себя, к примеру, серию Opportunities, продолжайте работать именно с ней, не берите, скажем, Cutting Edge или English File. Даже маркированные одним уровнем учебники из разных серий могут существенно отличаться по объему пройденного материала.

Также я люблю разучивать с учениками диалоги. Благодаря видео урокам не обязательно тратить время урока на разбор диалога:
Простые диалоги, если ученик слабый
https://www.youtube.com/playlist?list=PL1N6sf2mpE8_Hk..
Диалоги посложнее, если уже что-то умеет
https://www.youtube.com/watch?v=hTvUMGlK5kQ&list=..
Диалоги мы рассказываем на уроке вслух по ролям. Также я очень настаиваю на том, чтобы ученик самостоятельно выполнял упражнения к диалогам, которые есть в видео уроках.

Всё вместе постепенно дает результат. Ваша задача, как учителя — быть проводником в мир английского языка и, по сути, презентовать этот язык. Т.е. обеспечить хорошую атмосферу на уроке, быть nice. Запомните, вы — mentor! Ученики часто не осознают, насколько долгий им предстоит путь, пока у них начнет хоть что-то получаться в английском языке. Они думаю, что 16 уроков — и английский у них в кармане! Но практика показывает, что в первый месяц занятий у большинства людей случается «срыв», и они бросают учебу, потому что, на самом деле, человек не готов был трудиться. Ваша задача — спокойно подвести ученика к тому, что на изучение языка уходят месяцы и даже годы. Что это образ жизни. Что надо практиковать его при любой возможности. Надо получать удовольствие от учебы.

И, конечно, нужно сразу выяснить, какие у ученика цели, сколько он реально готов потратить времени на учебу. Каких он ожидает результатов. Нужно обрисовать ему возможный результат при его способностях и темпе работы через определенное время.

Рекомендация молодым учителям: цените себя и свое время. Потому что вы не «девочка на

побегушках». Вы профессионал (пусть и с малым или нулевым опытом работы), который знает свое дело как минимум лучше, чем ученик. Так что берите достойную плату, работайте хорошо. Если что-то не будет получаться, то ищите способ, как наладить работу.

И еще, помните, что ответственность за результат лежит на обоих участника процесса — т.е. не только на учителе, но и на ученике. Учитель учит, но и ученик учится. Без его активной работы результат будет примерно равен нулю, каким бы крутым не был учитель, и какие бы крутые и передовые методики он бы не использовал.

Если у вас есть вопросы по статье или рекомендации молодым учителям, обязательно оставляйте их в комментариях.

К чему может учить учитель английского языка

9 признаков хорошего преподавателя английского языка

Сегодня мы поговорим об обязательном элементе успешного изучения английского — о хорошем преподавателе английского языка.

Только хороший преподаватель может обеспечить качественное вложение ваших денег и времени. Именно хороший преподаватель английского поможет сформировать вашу уверенность в языковых ситуациях и привести вас к быстрому успеху.

Ситуация из жизни: встретили вы учителя английского языка и даже, может быть, начали изучать язык под его чутким руководством. Как понять-то что преподаватель хороший, что от него можно ожидать желаемый уровень обучения?
Именно для понимания этого, я предлагаю вам 9 признаков хорошего преподавателя английского:

  1. Преподаватель английского вам подходит. О том, как определить, подходит ли вам преподаватель английского я подробно написала в предыдущей статье.
  2. Преподаватель спрашивает вас о цели обучения. Чтобы куда-то прийти, нужно знать куда ты идешь. Перед началом курса обучения необходимо поставить цель, которая зависит от ваших потребностей- может быть, вы хотите свободно разговаривать в поездке, а может быть, вам нужно сдать IELTS. Ваш учитель обязательно должен знать,какая у вас потребность.
  3. У преподавателя есть четкая система и план. У него/нее должен быть план, к каким знаниям и умениям и каким образом вас провести. Уроки в разброс, типа «что на душу легло, тем сегодня и позанимаемся» недопустимы. От таких прыжков толку мало. К тому же из элементов английского языка, которые вы изучаете, должна плавно выстроиться цельная система языка.
  4. Вам понятно. С хорошим педагогом становится понятно даже то, что годами представлялось туманным и неясным. Туман рассеивается, правила и законы языка проясняются.
  5. Современные живые примеры. Современный языковой материал свидетельствует о том, что ваш преподаватель развивается, а не «едет» на знаниях и учебниках 20-летней давности. Но! И 20 лет назад были неплохие учебники, так что их использование в небольших количествах может быть оправдано.
  6. Преподаватель готовит вас к реальным жизненным ситуациям. Если, конечно, у вас нет иных задач. К примеру, задача сдать ЕГЭ не всегда перекликается с ситуациями, где вам понадобится знание английского языка в реальной жизни. В ином случае голая теория с упражнениям, никак не привязанная к жизни, никак не выручит вас, когда вы будете общаться с носителями английского языка или зарубежными партнерами.
  7. Полноценная программа обучения. Отрабатываются все навыки, а не только, к примеру, чтение и перевод из раза в раз. А основные языковые навыки — это говорение, аудирование, чтение (и перевод) и письмо. Занятия и сама программа обучения должны быть полноценными, не однобокими.
  8. Преподаватель организован и пунктуален. Не пропадает без вести (с вашими деньгами:) — ага, даже такое бывает) в тот момент, когда у вас назначена встреча.
  9. Хорошие отзывы от учеников и хорошее резюме. Ну, этот пункт вполне ясен. Поговорите с другими учениками этого преподавателя, узнайте отзывы, не стесняйтесь спросить резюме вашего преподавателя английского языка.

Школьный учитель иностранного языка

В современном обществе, где каждый вроде бы отвечает за себя сам, многим людям по-прежнему нужна поддержка и помощь – в частности, в вопросе изучения иностранного языка. Если вам было бы интересно организовать такую поддержку детским школьным группам, то вполне возможно, что профессия учителя иностранного – это ваше призвание. Установлено, что качество преподавания этого предмета в школах определяет, насколько хорошо на иностранных языках будет говорить весь мир!

Недавно в журнале «Абитуриент» была опубликована статья English против школьного английского. В ней рассказывалось о мерах, которые стоит предпринять, если школа учит-учит вас языку Туманного Альбиона, но никак не научит, а на репетитора денег нет. Полезная статья, в ней много толковых советов, вот только на школу там никто не уповает. Ведь многие считают, что по обычным школьным методикам иностранный язык освоить в принципе невозможно. Зато при наличии должной мотивации проблему его незнания вполне можно решить, причем в любом возрасте, даже когда юность уже давно позади!

Однако на защиту школьных учителей английского встали эксперты из компании EF. Она и сама занимается преподаванием иностранных языков, а кроме того – провела широкомасштабное исследование: повсеместно, во всех уголках планеты, среди сотен тысяч людей! И всё это для того, чтобы выяснить, хорошо ли там владеют английским. Результаты она оценивала с помощью специфического показателя – EF English Proficiency Index 2012, или индекса EF. У кого этот индекс оказывался выше, у тех и знание языка было на высоте.

В процессе работы над этим проектом ученые поняли, что многие из опрошенных взрослых знают английский плохо всё-таки не потому, что каждый из них не взял ответственность за получение этих знаний в свои руки и не организовал свою учебу сам, а именно по той причине, что в свое время школа не обеспечила им базовой подготовки. Никуда не денешься: сегодня по-английски нужно говорить так же бегло, как бегло мы читаем, пишем и считаем, а за эти простейшие навыки лично мы не в ответе: просто в детстве все этому научились. А за массовую подготовку должна отвечать школа и квалифицированные учителя. Это ликбез – ликвидация безграмотности!

Остаточный принцип – это ошибка

Когда заходит речь о профессиях, связанных с иностранными языками, разговор обычно поворачивает в сторону переводчиков или репетиторов. Мол, интересная работа – с иностранцами разговаривать, документы и романы переводить, а если денег мало получается, можно частные уроки давать, да и вообще – за границей тебе всё понятно. А работа школьным учителем нередко подается как вариант для неудачников. Дескать, если переводчиком не устроился или по каким-то причинам репетитором не стал, тогда ладно, иди в учителя. А если ты учитель – то лучше, конечно, работать в школе с углубленным изучением иностранного языка, а не в простой, где дети годами не могут правильно произнести буквосочетание th. Но выбирать профессию по остаточному принципу – это серьезная ошибка. В учителя надо идти, если искренне любишь объяснять что-нибудь людям и помогаешь им добиваться прогресса в понимании нового. Если хочешь быть учителем!

Перед школьными учителями стоит особая задача – сделать так, чтобы нужная методика заработала в массовых масштабах. Минимум – чтобы она подействовала на часть класса, на группу. На школьную параллель – это тоже минимум. И в рамках одной школы – это пока еще минимум. А вот хотя бы в рамках одной страны – это уже кое-что. Давайте посмотрим, у кого это лучше получается!

Где учителя лучше работают

Как работают учителя во всем мире — и можно ли использовать их методы в своей практике? Первое место в исследовании EF заняла Швеция с индексом 68,91, да и вообще самые высокие результаты показали скандинавские страны. Там самые лучшие преподаватели английского! «Хорошистами» признали ряд европейских стран, а также Сингапур и Малайзию. В группу середняков попали государства из самых разных регионов мира – и Аргентина, и Индия, и Италия, и Гонконг, и Пакистан, и Швейцария…

Россия заняла в этом исследовании 29-е место с индексом EF 52,78. Она вошла в группу стран-участников с низкими результатами, заняв место между Ираном и Тайванем. В этой группе, а также в группе с очень низкими результатами (на самом последнем месте – Ливия с индексом 42,53) собрался ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Страны были ранжированы в зависимости не от того, насколько хорошо организовано там школьное преподавание в целом (по наблюдениям экспертов, в Азии в принципе сильные школы, но вот уровень преподавания английского отстает), а от того, как там преподают школьный английский. «Властям в Токио и Сеуле стоит разобраться, почему школы не в состоянии успешно обучать английскому языку при блистательных результатах подготовки по другим основным предметам, а затем внести соответственные коррективы», – строго замечает команда EF.

Итак, отсюда следует задание будущему учителю английского: изучить системы преподавания английского в школах всего мира. Интересно? Конечно! Так и профессии будет обучаться интереснее.

Где и чему учиться

Знаменитый «иняз» – не единственный вариант: ни Московский, ни Пятигорский, ни какой-либо другой, хотя вы смело можете выбирать любой из лингвистических университетов. Факультеты иностранных языков есть и в педагогических, и в гуманитарных вузах, и в классических университетах с широким спектром факультетов. Более того, если вы хотите преподавать язык первоклашкам, то можете пойти и в педагогический колледж – там тоже встречается такая специальность, и в своей последующей практике вы будете учить деток с нуля.

Подготовка в языковых учебных заведениях и на соответствующих факультетах напряженная, учебники толстые – свободного времени не ждите. Есть и общие риски: никто не гарантирует, что второй язык – помимо основного – вам достанется именно тот, который вы хотели учить; осваивая романо-германскую филологию, вы можете не в полной мере освоить, собственно, русскую филологию (виной тому огромные объемы учебного материала, тут волей-неволей придется устанавливать приоритеты); а постигая премудрости самого языка, вы порой упускаете изучение методики.

И, конечно, будущего учителя может расхолаживать тот факт, что его однокурсники совершенно не собираются идти работать в школу. Как с этим бороться? Конечно, каждый сам реализует свои мечты, и вы не вправе запрещать друзьям становиться переводчиками, это тоже очень интересная профессия. Просто возьмите себе за правило лично готовиться именно к профессии учителя, а для этого – отслеживать все моменты объяснения материала, которые встретятся на вашем учебном пути. Как непонятное становится понятным – вот что должно вас интересовать! Постоянно задавайтесь вопросами: как объяснить кому-либо что-либо – и какой метод в данном случае самый эффективный?

Уже в первые годы работы вы наловчитесь, едва бросив взгляд на материал, который нужно преподать, моментально придумывать план очередного урока. А еще – различать собирательные «характеры» каждого класса, влияющие на то, как ребята усваивают программу. Если увлекаться не только этими фокусами, а постараться увидеть реальную ситуацию, то можно легко заметить, что многие ваши подопечные находятся под властью стереотипов об иностранном языке. Есть, например, такой предрассудок: «Мы же в простой школе, а значит – по-английски мы не заговорим». Обратили на это внимание и исследователи из EF: «Нередко английский язык считают роскошью, полагая, что хорошие знания можно получить только в частных школах», – пишут они в отчете о своем проекте.

Но иностранный язык – это не вишенка на торте. Овсянка, сэр! Шутливая фраза об этой простой каше приобретает иной смысл, когда задумываешься о насущном смысле знания иностранного языка. И ваша профессиональная цель – не только учить английскому, но и убедительно объяснять, насколько необходимо это знание, не отделываясь банальными фразами вроде «сейчас это модно» или «сейчас без этого на работу не устроишься». Есть ведь более тонкая зависимость: «В странах, где организовано качественное обучение английскому языку в школах, у учащихся особенно хорошо развиваются мышление и навыки, необходимые в предпринимательстве» (EF). Можно рассказать ребятам и о современной культуре многоязычия (особенно если вы станете учителем немецкого, французского или испанского языков, и ваши ученики будут себя чувствовать «вечно второй» группой по отношению к одноклассникам-«англичанам»), порассуждать о том, что знание иностранного может рассматриваться как признак взрослости, и о многих других мотивирующих факторах изучения языка. Как учили чужие языки кумиры подопечных вам подростков? Пусть подростки это выяснят!

В то же время в EF считают: «Вопрос изучения английского языка можно поднимать, когда ситуация в обществе стабильна, повседневная жизнь идет своим чередом, а проблема выживания не является первоочередной». Так что, если у неуспевающего в семье сложилась грустная ситуация, может быть, стоит пересмотреть вопрос, как именно разбирать с ним трудную тему в тяжелый период? При этом излишне перебирать педагогические приемы тоже нельзя: это дезориентирует, а детская группа учащихся нуждается в стабильном подходе, да и вы сами должны иметь свою устойчивую позицию по отношению ко всему диапазону современных способов обучения. Уж во всяком случае – к разной мишуре вроде обещаний научить языку в совершенстве всего за месяц. Известно, что все школьные годы, в течение которых изучается иностранный, нужны на самом деле – сокращать программу не имеет смысла. И только второгодничество ухудшает ситуацию с освоением этого предмета, что доказал опыт школ Аргентины.

А как поступить, если ребенок, у которого нет сложностей, скажем, с запоминанием исторических дат, при этом упорно забывает иностранные слова? А если в группе собрались ребята с разным уровнем знаний и интереса к предмету? Подобные проблемы, которых частный преподаватель при желании может избежать («мол, работаю только с мотивированными учениками и с группами не более 2 человек»), встают перед школьным учителем в полный рост, и он должен по возможности их решать. К тому же частные преподаватели и педагоги на курсах порой идут даже на то, чтобы позволить ученикам говорить пусть с ошибками, зато свободно, а школьное обязательное внимание к грамматике часто затрудняет преодоление «языковой немоты». Мол, чем говорить с ошибками, лучше уж молчи без ошибок. Хотя, спору нет, успешная коммуникация на иностранном языке рано или поздно должна воцариться и на обычных школьных уроках.

Точно так же, как к методикам, вам потребуется выработать свое отношение и к общеевропейским критериям степени владения иностранным языком (Common European Framework of Reference for Languages, CEFR). И к британскому перечню National Qualifications Framework (NQF). А также к TOEFL, IELTS и т. д. И к требованиям ЕГЭ в этом контексте. Если самостоятельное мнение никак не вырабатывается, можно прибегнуть к повышению квалификации – например, поучиться за рубежом методике преподавания языка, на котором вы специализируетесь, как иностранного – то есть узнать, как преподают иностранный не русскоязычному населению, а носителям самых разных языков. Пообщавшись с зарубежными коллегами, вы узнаете, что представители других народов в освоении «вашего» иностранного языка испытывают иные трудности. Тем самым вы расширите свою картину возможных ошибок и будете увереннее помогать русскоговорящим учащимся преодолевать типичные для них ошибки в иностранной речи.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Школьный учитель иностранного языка» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию «Карьерный вектор» .

Источники: http://ok-english.ru/english-teacher/, http://www.englishexpert.ru/english-blog/kak-wyuchit-angliiskiy/gde-kogda-i-kak/khoroshiy-prepodavatel-anglijjskogo-yazyka/, http://edunews.ru/professii/obzor/pedagogical/shkolniy-uchitel-inostrannogo-yazika.html

354 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector