Как правильно учить английский по карточкам

СОДЕРЖАНИЕ
166 просмотров
29 января 2019

Как правильно учить слова с помощью карточек


С тех пор, как на Deutsch Online появилась моя статья “С1 за год: немецкий для экстремалов” мне время от времени приходят вопросы от читателей сайта. Большой интерес вызвали карточки со словами, о которых я написала, что они мне очень помогли. Сегодня мы как раз ими и займемся.

Метод запоминания слов с помощью карточек считается устаревшим и малоэффективным — и совершенно зря. Всё дело в том, что его очень часто неправильно применяют.

Карточки были некоторое время популярны на постсоветском пространстве, где с их помощью энтузиасты учили английский. Брали стопку картонок, на одной стороне писали слово, на другой — перевод, потом перебирали карточки в руках, глядя на них то с одной, то с другой стороны, пока не запоминали все слова. Некоторые даже “проглатывали” так целые словари. Но к большим успехам это не приводило — особо настойчивые в результате умели хоть как-то читать, остальные, в лучшем случае, понимали простые диалоги и этикетки на товарах.

Почему же метод не работает?

Всё дело в том, как устроен процесс обучения языку — неважно, родному или иностранному. Запоминание слов происходит за счёт построения ассоциативных связей, благодаря которым слова обретают значение. То есть, при слове “der Stuhl” вы думаете: “Вот это стул, на нём сидят”, услышав “Es regnet”, начинаете искать зонт, а если кто-то крикнет “Brandalarm!”, выбегаете из здания, забыв обо всём на свете.

Если вы так реагируете, значит, вы усвоили, что значат эти слова — благодаря ассоциативным связям вы их понимаете.

Здесь важна та ситуация, в которой слово используется, его ближайшее окружение — контекст. Именно контекст поможет вам определить, идёт ли речь о школьной доске или о плитке шоколада (“die Tafel”). Второе приятнее, так что лучше не путать. Умение понимать и использовать слова в контексте — один из главных показателей того, что вы владеете языком.

Именно поэтому старый “карточный” метод неэффективен. Слова быстро забываются, потому что ассоциирование происходит не с самим предметом или явлением, а с другим словом, на родном языке.

Это была теория. Переходим к практике.

Как же использовать карточки, чтобы запоминать слова в контексте?

Открываю секрет, который те, кто читал мои предыдущие статьи, уже знают: никогда не пишите на карточках перевод. Никогда.

Забудьте об этом. Представьте, что это ваш первый язык и другого вы не знаете. Не поддавайтесь искушению подставить к немецкому слову подходящее слово из родного языка.

Ваша задача — не заниматься буквальным переводом, а построить ассоциации, которые помогут вам потом использовать слова.

Но разве можно обойтись совсем без знакомых слов? Можно, и достаточно легко. Поначалу, когда слов не так уж много и все они, как правило, означают конкретные предметы, можно делать рисунки. Только не надо про “я не умею”. Нарисовать дерево, яблоко или чашку все смогут, а вдруг у вас ещё и талант художественный откроется? Как вариант, можно наклеивать картинки. Запаситесь старыми журналами, обёртками, рекламными каталогами, и вырезайте оттуда подходящие кусочки.

С простыми словами (еда, одежда, предметы мебели), всё просто — для них хватит изображения. Перейдём к более сложным. Слова вроде “Оценка” (“die Note”) или “Лекарство” (“das Medikament”) означают уже не конкретный предмет, а некую категорию, представители которой могут выглядеть по-разному. Тут на помощь придёт контекст. Выписывая слово, добавляйте к нему пример использования — готовую фразу, раскрывающую его смысл. Например: “Ich habe heute eine gute/schlechte Note bekommen” — “Я сегодня получил хорошую/плохую оценку”, “Der Arzt hat mir ein Medikament gegeben” — “Доктор дал мне лекарство”. Так вы, во-первых, запомните, в каком случае слово может пригодится, а во-вторых, повторите другие слова, уже знакомые. На обратной стороне карточки рисуете пузырёк с этикеткой (например, у вас могут быть другие ассоциации).

Совет: будьте практичны. Не пишите сложные предложения с кучей малопонятных оборотов, или, если слово многозначное — не пытайтесь впихнуть на одну карточку все значения. Выберите одно-два самых распространённых и подкрепите их примерами.

На старших уровнях всё больше появляется абстрактных понятий — сложные процессы, эмоции, черты характера. Может показаться, что карточки не подходят для таких слов. Ну как нарисовать, скажем, “Сочувствие” (“das Mitgefühl”) или “Навык” (“die Fähigkeit”)? Целая картина получится, в духе позднего Ренессанса.

Но на самом деле, никакой сложности тут нет — рисовать больше не нужно. К этому моменту вы будете знать достаточно слов, чтобы с их помощью объяснить новые. Возьмём слово “Поддержка” (“die Unterstützung”). На обратной стороне такой карточки можно написать “die Hilfe” — “Помощь”. Опять же, не забудьте про примеры — так вы усвоите, в каких случаях слова взаимозаменяемы (а в каких — нет, и такое бывает).

Кстати, вот отличный сервис для поиска слов, похожих по значению — синонимов: synonyme.woxikon.de

Если нужно найти значение слова, на помощь придёт знаменитый Duden (duden.de):

Прошу вас, только не усложняйте. Не переписывайте все синонимы (их могут быть десятки) или определения из Википедии. Можете туда заглянуть, но постарайтесь сами подобрать наиболее простые и однозначные фразы. Если, например, вам нужно запомнить слово “Равнодушие” (“die Gleichgültigkeit”), то на обратной стороне такой карточки можно написать: “Ihm ist es egal, wenn es jemandem schlecht geht” — “Ему всё равно, если кому-то плохо”, или что-то подобное. Этого вполне достаточно. Такой подход помогает не только запоминать слова, но и формулировать свои мысли как можно точнее.

Отдельную группу составляют готовые фразы. С ними можно и нужно обращаться точно так же — напишите на обороте карточки пару слов о ситуации, в которой фраза применяется, или коротенький диалог.

Несколько советов о том, что именно стоит выписывать и запоминать

Группируйте новую лексику по темам, которые проходите — знакомство, еда и напитки, поездки… Учить слова гораздо легче блоками, так создаются самые базовые ассоциации — к какой области слово относится.

Опять же, не перестарайтесь — не надо выписывать из темы все слова. Берите необходимый минимум (он обычно даётся в конце главы), и ещё несколько готовых конструкций из текстов для чтения и диалогов.

Учите сразу те, которые лично для вас имеют смысл. Так, из продуктов запоминайте то, что вы сами едите, что чаще всего покупаете. Скорей всего, именно это пригодится в первую очередь. Если вы вегетарианец, нет смысла запоминать все разновидности немецких сосисок и других мясных деликатесов. Действуйте в своих интересах. Язык должен служить вам, как рабочий инструмент, а не коллекция затейливых безделушек.

Обязательно выписывайте существительные вместе с артиклями. Обращайте особое внимание на те случаи, когда от артикля зависит значение слова. Например, “die Leiter” — лестница, “der Leiter” — руководитель. Если вы случайно обзовёте своего немецкого босса стремянкой, он вас вряд ли похвалит.


Карточки с двух сторон — немецкие слова и ассоциации к ним

Если слово образует множественное число как-то нетипично (изменяется гласная или, наоборот, ничего не меняется), выписывайте и Singular, и Plural.

Для сильных глаголов выписывайте все три формы (но только если вам все три уже нужны и вы дошли до прошедшего времени — иначе просто запутаетесь и впадёте в отчаяние).

Карточки готовы? Начинаем с ними работать

Берём одну, смотрим на изображение (или описание). Вспоминаем, а лучше произносим вслух, слово и пример использования. Переворачиваем карточку, проверяем себя. Правильно? Отлично. Кладём её под низ стопки, берём следующую.

Если вы забыли слово, не торопитесь сразу подсматривать. Память устроена таким образом, что если какая-то связь разрушилась, но вы будете настойчиво пытаться вспомнить — она восстановится. Тут вам тоже поможет контекст. Вспомните, откуда вы взяли это слово, где услышали или с чего списали.

Перебирайте карточки до тех пор, пока не выучите всё, что на них написано. Потом просмотрите их с обратной стороны — проверьте, вызывает ли каждое немецкое слово нужную ассоциацию с его значением.

Если в процессе вы ошибаетесь, откладывайте такие карточки и потом переберите их ещё раз. Потом смешайте с остальными и снова повторите всё сразу. Если какие-то слова никак не запоминаются, возможно, стоит переделать карточки, подобрать другие примеры.

Носите карточки всегда с собой и доставайте, как только появилась свободная минута — в транспорте, в очереди, перед уроком. Добавляйте к стопке новых несколько старых, чтобы не забывать уже пройденное.

Немного технических подробностей

Совет: используйте разные цвета (бумаги или ручек), это тоже помогает ассоциативной памяти. Например, глаголы будут красными, существительные — синими, а готовые фразы-шаблоны для разговорной речи — жёлтыми.

Существуют также специальные приложения для ПК и смартфонов, с помощью которых можно создавать электронные карточки, с проверкой орфографии, эффектами анимации и прочим. Вещь интересная, но я бы порекомендовала пользоваться обычными, рукописными, хотя бы вначале. Вы не раз заглянете в словарь, пока будете их заполнять, возможно, испортите несколько штук (я когда-то испортила три, пытаясь написать немецкое слово “Streichholzschachtel” — “спичечный коробок”). Моторная память, которая включается при писании от руки, поможет вам запомнить слово крепче и быстрее. К тому же, карточки получатся совершенно уникальные, лично ваши.

Предупреждение для перфекционистов

Не тратьте слишком много времени, иначе его просто не хватит, чтобы выучить слова. Это не произведения искусства, а рабочие записки, которые должны быть понятны вам, а остальных совершенно не касаются. Никто не будет их проверять, ругать вас за почерк или сокращения, главное чтобы вы сами в них не запутались.

Что, слишком сложно? 🙂
На самом деле, рассказывать гораздо дольше, чем делать. Попробуйте сами — эффект может вас очень сильно удивить.

И последнее

Карточки — всего лишь помощники. Лексику нужно использовать, иначе она станет балластом и забудется. Прошли тему, выучили слова — прочтите какой-нибудь текст по теме или посмотрите фильм, а через пару дней переберите карточки ещё раз. Не занимайтесь простым накопительством.

Язык — это капитал, который нужно постоянно вкладывать, чтобы получать доход. Только так к вам придёт настоящее богатство.

Как учить английские слова по карточкам

“Как учить английские слова?” – этим вопросом часто задаются начинающие, ведь изучение языка на начальном этапе – это процентов на 70 пополнение словарного запаса, процентов на 20 изучение грамматики и только процентов на 10 – чтение и слушание.

Я имею ввиду этап, когда ваш словарный запас еще недостаточен даже для чтения простых текстов. Этот этап я считаю самым трудным – потом становится только легче. Позже учить слова становится уже не так актуально: набрав некоторый минимум слов и освоив азы грамматики, словарный запас лучше пополнять, читая и слушая интересные вам материалы на английском языке: новости, художественную литературу, фильмы, сериалы – выбор огромный!

Однако, на начальном этапе заучивание слов – та еще проблема, справиться с ней отлично помогают обычные двухсторонние карточки. Когда я только начал учить английский язык, у меня не было компьютера, гаджетов, интернета, и я учил слова с помощью картонных карточек – они очень помогли заложить фундамент словарного запаса. Ниже я привожу отрывок из моей книги “Как выучить английский язык”, в котором делюсь своим подходом к заучиванию слов с помощью карточек.

Замечу, этот подход можно использовать не только с картонными карточками, но и с некоторыми flashcard-программами для заучивания слов, вроде Quizlet.

Полезные сайты по английскому языку:

Итак, перед вами список из 30 слов — существительных на тему «Природа». Не стоит заучивать его с листа. Гораздо эффективнее воспользоваться карточками. Заучивание слов с помощью карточек — не новый способ, он зарекомендовал себя как удобный и эффективный, многие обучающие компьютерные программы по изучению языков применяют его в том или ином виде.

Есть разные способы работы с карточками, я предлагаю самый, на мой взгляд, простой и при этом эффективный. Разберу его на примере обычных карточек из картона, об электронных карточках (специальных обучающих программах) мы поговорим чуть позже.

Обычно слова учат в две стадии: сначала учат в направлении с английского на русский, потом наоборот. Я тоже сначала так делал, но методом проб и ошибок пришел к тому, что этого недостаточно.

Итак, по карточкам слова заучиваются в четыре стадии:

  1. Запоминание;
  2. Повторение (английский — русский);
  3. Повторение (русский — английский);
  4. Закрепление.

1. Запоминание слов

Возьмите тридцать картонных карточек размером с кредитку или любого удобного для вас формата, запишите на одной стороне английское слово, на другой русский перевод. По возможности пишите не отдельные слова, а слова с минимальным (одно-два слова) контекстом.

Вынимайте карточки по одной из колоды, запоминайте слово и перевод. Проговаривайте, если так удобнее, придумывайте коротенькие истории с участием этих слов, связывайте их ассоциациями. Запомните карточки в обе стороны, с русского на английский и обратно. На этом этапе не нужно стремиться запомнить слова капитально, навсегда, мы только должны насадить слова на «крючок». Нужно, чтобы они немного отложились в памяти, а основная работа будет проделана на этапах повторения и закрепления.

Многие, заучивая слова, ограничиваются только таким запоминанием, считая, что «выучили» материал. На самом деле основная работа — это повторение и закрепление.

2. Повторение (английский — русский)

Перетасуйте колоду, достаньте одну карточку английской стороной вверх. «Tree». Вспоминаем, не подглядываем. В мозгу всплывает картинка, которую вы рисовали в воображении на стадии заучивания: tree… три… трии… три дерева с опавшей листвой на фоне заката. Вспомнили — дерево! Откладываем карточку в стопку «Выученное». Если не вспомнили — в «Невыученное». Но перед тем как отложить, подсмотрите значение. Подсмотрели? Наверняка на языке вертелось?

Прогоняем так всю колоду, смотрим английские слова, силимся припомнить русские. В итоге у нас две кучки карточек: выученные и не очень. Может быть и одна кучка, но это в лучшем случае. Или наоборот в худшем.

Берем стопку невыученных карточек и прогоняем заново.

Повторяем до тех пор, пока не останется одна колода карт — выученных. Теперь, увидев слово «tree», вы будете узнавать в нем «дерево», но не факт, что в «дереве» узнаете «tree».

3. Повторение (русский — английский)

Знать слово в англо-русском направлении и в русско-английском — далеко не одно и то же. Вы с легкостью убедитесь в этом, проработав карточки с русского на английский. Нам нужно отработать навык узнавания слов в обоих направлениях. Повторяем все действия из предыдущего этапа, но уже смотрим на русское слово, вспоминаем английский перевод. Так же прогоняем все карточки, пока не останется одна стопка — выученных.

4. Закрепление

На этом этапе берем секундомер и на время прогоняем всю колоду: сначала в англо-русском порядке, потом в русско-английском. Переворачиваем карточку и, как только глаз распознал написанное, выкрикиваем (можно «выкрикнуть» про себя, мысленно) ответ. Смотрим время: допустим, прогнали колоду за 34 секунды. Повторяем, стараясь побить рекорд скорости.

Ваша задача — добиться мгновенного узнавания слова, вы должны узнавать его, не задумываясь ни на мгновение. Когда вы видите предмет, например, платье, вы ведь сразу знаете, что это «платье»? Вы ведь не роетесь в мозгу в поисках подходящего слова? Точно так же, увидев на карточке слово «dress», вы должны, минуя этап перевода, сразу же понимать, что слово на карточке обозначает платье. Этап закрепления нужен, чтобы свести к минимуму промежуток времени между тем, как вы увидите слово и узнаете его.

Вот, собственно, и вся процедура.

Слова будут запоминаться не одинаково качественно — какие-то лучше, какие-то хуже, но благодаря интенсивной проработке в обоих направлениях, да еще и в разном порядке, часть слов не просто зацепится на «крючок» памяти, но и осядет в пассивном словарном запасе. Повторю еще раз: многие ошибочно считают, что достаточно просто заучить слова без всяких повторений — это не так! Если ограничитесь только первым этапом (запоминание), эффективность работы будет намного ниже.

Забавно, что, добавив этап закрепления, я, сам того не зная, последовал научной теории профессора Пола Нейшена. Только недавно я узнал, что секундомер — важный инструмент в изучении языка, а точнее — в достижении автоматизма речевых навыков. Еще в 1980-х годах Нейшен установил, что автоматизм, «беглость» (fluency) навыков (устной речи, письма и в какой-то степени чтения и слушания) лучше всего вырабатывается при соблюдении четырех условий:

  1. Учащийся сосредоточен на смысле текста;
  2. Используется на 100% понятный материал;
  3. Учащийся работает в атмосфере спешки, давления;
  4. Объем упражнений достаточно велик.

Все эти условия соблюдены, когда вы занимаетесь по карточкам: в центре внимания смысл слов, слова все знакомы (вы ознакомились с ними на первом этапе — заучивании), вас подгоняет секундомер, объем материала достаточно большой.

Если учить слова просто с листа, из словаря или учебника, то у вас не будет возможности менять порядок слов, а это сильно снизит эффективность запоминания. Когда заучиваешь слова в определенной последовательности, они невольно привязываются к своим соседям, и вразброс те же слова уже можно и не вспомнить.

Совершенно нет смысла «учить» слова, просто читая вслух или про себя пары английских и русских слов. Информация крепче въедается в память, когда вы припоминаете ее, извлекаете из памяти без подсказок. Чтение списков «слово-перевод» с листа — это не припоминание, а повторное воспроизведение — так вы ничего не запомните. Работая с карточками, вы смотрите на английское слово и выуживаете из памяти русское, смотрите на русское и вспоминаете английское — это и есть припоминание. Просто читать слова, не напрягая память, смысла нет.

P.S.: В этой статье рассказано о том, как учить английские слова по карточкам. О том, сколько слов нужно знать, какие есть подходы к пополнению словарного запаса, почему важен контекст и что такое кривая забывания, рассказывается в главе “Как учить слова” моей книги “Как выучить английский язык”.

– Сколько нужно знать слов?

– Словари самых нужных слов

– Что значит «выучить» слово?

– Два подхода к пополнению словарного запаса

– Учим слова трудным способом

– Учим слова легким способом

– Как запоминать слова и не забывать их

– Запоминайте осмысленные слова, а не набор букв

– Контекст – мы знаем слово по его окружению

— Как учить слова по карточкам

– Электронные карточки на примере Quizlet

– Кривая забывания и программа Anki

– Запоминание слов в игровой форме

– 100 слов в день?

– Словарный запас – это не только отдельные слова

– Почему важно знать, как образуются слова

– Значения английских и русских слов редко совпадают на 100%

– Всегда обращайте внимание на произношение

Вам понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

Как правильно учить английский при помощи карточек

Карточки – невероятно хороши для запоминания любой информации. Этот факт доказан и проверен многочисленными исследованиями в области нейрофизиологии. Не будем останавливаться на аксонах и дендритах, просто поверим этим умным людям, и попробуем использовать их бесценные наработки на практике.

Нейрофизиологи выяснили, что бессистемные многократные повторения лишь создают иллюзию того, что вы запомнили информацию. А вот работа с карточками помогает запоминать качественно и надолго. Стоит один раз разобраться с тем, как это работает, и вы сможете легко выучить все английские слова, грамматику, таблицу Менделеева, китайские иероглифы, имена нобелевских лауреатов со времен создания этой премии и свой собственный идентификационный номер. Ну наконец-то? ) Тогда поехали!

Основные принципы работы с карточками

Работа с карточками построена на принципе, который называется Spaced Repetition Method. Суть его заключается в том, что мы должны повторять изученный материал тогда, когда мы его немного подзабыли. Нет смысла все время гонять новые слова по кратковременной памяти. Наша цель – перевести информацию в долговременную память. Поэтому, повторять карточки нужно с определенным интервалом.

На графике выше наглядно показано как стремительно падает кривая, которая обозначает, насколько хорошо мы помним информацию. И каждый раз нам нужно вовремя подхватывать её, и тянуть вверх. Только так можно качественно и хорошо запомнить материал. Делать это несложно, если вы пользуетесь карточками. Все, что нужно – это писать на стопке карточек дату следующего повторения, и не пропускать её. Благодаря этой системе, вас не будет преследовать эффект «сдал и забыл», когда вы вроде выучили слова или грамматику хорошо, но уже через три дня (как показано на графике) ничего не помните.

Смиритесь с тем, что слова не останутся у вас в голове раз и навсегда. Их нужно повторять с определенной периодичностью.

Важно также помнить еще об одном принципе – это так называемый Picture Superiority Effect. Согласно этому принципу, в вопросах восприятия и сохранения информации, мозг отдает приоритет визуальному каналу. Это значит, что информация, подкреплённая картинкой или рисунком, всегда запоминается быстрее и лучше. Поэтому старайтесь снабжать свои карточки картинками. Даже если вы схематически набросаете кривой рисунок от руки, это будет работать в разы лучше!

Как сделать карточки

Способ №1
Взять бумагу и ножницы, и порезать бумагу на карточки. Затем самостоятельно, своей рукой написать, или нарисовать информацию с одной и другой стороны карточки. «Может еще на камне высечь,» — подумаете вы, держа свой айфон в одной руке, и айпад в другой. Действительно, этот способ кажется примитивным и доисторическим. Надо вспоминать, как ручку вообще держать. Но не спешите кидаться в меня скрижалями – собственноручно изготовленные карточки считаются более эффективными. И на то есть три причины:

  1. Вы начинаете запоминать информацию уже на этапе, когда отсортировываете её, и собственно выписываете на карточки (вот почему я лояльно отношусь к студентам, которые делают шпаргалки). Плюс никто не отменял моторную память.
  2. Заполняя карточки самостоятельно, вы можете использовать свои собственные ассоциации, построенные на ваших интимных психологических девиациях, и имеющие в основе только вам ведомые, совершенно идиотские связи. И это абсолютно бесценно в вопросах запоминания! Чем более индивидуальной и специфической будет ассоциативная связь, тем быстрее и лучше информация сохраниться в памяти.
  3. Делать карточки – весело.

Можно избежать этапа с ножницами, и купить пустые карточки. Но как держать ручку в руке, все равно придется вспомнить. Пустые, но красивенькие карточки можно заказать и онлайн. Некоторые продаются в боксах, и для любителей канцелярии это отдельный фетиш ) Как только вы попробуете работать с этими карточками, вы меня будете и благодарить, и проклинать одновременно. Это красиво, интересно и эффективно. Но и новая статья расходов. Всё, как мы любим )

Купить пустые индексовые карточки можно на старом добром OLX www.olx.ua.
Или на любимом Алиэкспресс вот такие ru.aliexpress.com или, например, такие ru.aliexpress.com.

Карточки, сделанные своими руками, работают гораздо эффективнее.

Способ №2
Готовые карточки онлайн. Вы найдете на таких сайтах:

Там можно скачать карточки (чаще всего они разбиты на тематические группы), распечатать их, порезать и использовать. Минус – готовые карточки чаще всего рассчитаны на начинающих. Скорее всего вам на таких сайтах предложат наборы «еда», «одежда», «животные», «мебель». Такое впечатление, что вы попали на сайт бесплатных объявлений.

Способ получше – сайты-конструкторы, которые позволяют вам сделать карточки самостоятельно, подгрузить туда выбранную картинку, а затем скачать и распечатать.

Способ №3
Скачать приложение в телефон. Современно. Быстро. Скучно. Плюсы, однако, в этом способе есть, и они неоспоримы. Такие карточки всегда под рукой. И вам не нужно таскать с собой эти мелкие бумажечки, которые разлетаются при первом порыве ветра (хотя это очень красиво, как в романтическом кино). Вот два самых известных и хороших варианта таких приложений:

Очень круто, что в этих приложениях уже учитывается Spaced Repetition Method, и телефон подсовывает вам карточки для повторения как раз тогда, когда вы их уже подзабыли.


Какой бы способ вы ни выбрали, вы очень поможете своему мозгу учиться, если будете грамотно использовать карточки. Самое важное – это понимать основные принципы этой системы:

  • Правильная периодичность повторений
  • Наглядность
  • Индивидуальная ассоциативность
  • Дисциплина

Источники: http://www.de-online.ru/news/kak_pravilno_uchit_slova_s_pomoshhju_kartochek/2015-01-29-377, http://langformula.ru/kak-uchit-slova-po-kartochkam/, http://greenforest.com.ua/journal/read/kak-pravilno-uchit-anglijskij-pri-pomocshi-kartochek

166 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector