Особенности обучения английскому языку детей с нарушениями зрения
Изучение иностранного языка — это деятельность, разносторонне влияющая на развитие личности обучаемого, позволяющей ему улучшить память, внимание и умение концентрироваться на своей мысли, открывает для ребят поистине новые горизонты: знание иностранных языков дает возможность погрузиться в другую культуру, расширить свое мировоззрение и реализоваться практически в любой сфере деятельности.
Влияние изучения иностранного языка на развитие личности учащегося проявляется в том, что на занятиях кроме приобретения знаний, умений, навыков происходит совершенствование социально-ценных качеств ребенка. [9]
Со слабовидящими ребятами нужен особый подход к пересказу текста. Большую помощь и опору нам оказывает аудиоприложение к учебнику (если такая возможность отсутствует, учитель может сам многократно прочитать текст), которое позволяет понять правильное произношение, расставить интонацию и, что имеет особое значение, запомнить звуковой ряд. Дети читают то, что усвоено в устной речи, рассказывают о прочитанном. Пересказ и заучивание текстов наизусть действительно полезны, поскольку идет запоминание слов в контексте. Сразу запоминаются предлоги, в памяти остаются фразовые глаголы, идиоматические выражения. При обучении связному высказыванию поощряются логичность, развернутость коммуникативная направленность. При чтении подчеркиваем карандашом или выделяем маркером опорные слова, тогда легче запоминается содержание. Можно выделить новые слова, которые необходимо научиться использовать в речи. Начинаем пересказывать с 4-5 предложений, по мере увеличения объема читаемых текстов учимся пересказывать больше, но постепенно. При подготовке пересказа возможно составление плана-схемы. Одноклассники слушают друг друга :на переменах, по телефону или по дороге домой. Это помогает не только выучить текст, проаудировать возможную ошибку и т.д., но и сплачивает ребят, направляет их на путь самосовершенствования.
Каждому учителю, который начинает работать в инклюзивном образовании, важно помнить, что обучение детей с повышенными потребностями требует иных приемов, средств и методик обучения, нежели те, что используются в повседневной практике обучения обычных детей. Вот лишь некоторые из особенностей, которые должен учитывать преподаватель при организации процесса обучения слепых и слабовидящих школьников:
— неполнота и неточность процессов восприятия;
— фрагментарность и бедность полученной информации;
— неустойчивость произвольного внимания;
— снижение уровня познавательных способностей и умственной работоспособности;
— увеличение сроков обучения;
— снижение темпа прохождения учебного материала;
— трудности в регуляции поведения;
— замедление реакции узнавания и различения.
Учителю, работающему со слепыми и слабовидящими школьниками, важно учесть, что помимо нарушений зрения у детей может быть и ряд сопутствующих вторичных отклонений. К ним можно отнести такие, как: неразвитость воображения и наглядно-образного мышления, темпа движений, минимальные социальный опыт и общий кругозор обучающегося, нарушения точности координации, проблемы с речью и слухом, психические отклонения в развитии и т.д.
При обучении английскому языку преподаватели используют тот же материал, что и на других уроках, — аудиокниги, устройства для увеличения текста. Незрячему человеку может быть достаточно аудиозаписей англоязычной речи, аудиоуроков, лекций и другого аудиоматериала, записанного на любой вид носителей. Также будут эффективны занятия с репетиторами и разговоры с носителями языка. [10]
Одной из задач обучения детей иностранному языку является развитие их интеллекта, способствует становлению вербальной памяти, поскольку и при говорении, и при аудировании мы работаем в основном со словом. Как отмечалось ранее, большое внимание уделяется развитию слуховой памяти, поскольку недостатки одного вида памяти (зрительного) могут компенсироваться за счет других. Это достаточно легко можно достигнуть в процессе изучения иностранного языка, благодаря сопутствующим УМК дискам и кассетам, специальным упражнениям, направленным на расширение объема слуховой памяти.
Характерной особенностью слабовидящих детей является недостаток произвольного внимания. Необходимо предусматривать задания, способствующие развитию таких свойств внимания, как объем, концентрированность, устойчивость, интенсивность, сосредоточенность — они обеспечивают четкое и яркое восприятие учебного материала и его понимание, а также более быстрое, прочное его запоминание и сохранение в памяти на длительный срок. Управление вниманием школьников на уроках и при выполнении домашней работы состоит в использовании интересного по содержанию материала поскольку внимание, основанное на интересе, имеет тенденцию к усилению, вызывает разнообразные ассоциации, способствует установлению многочисленных связей с теми знаниями, которыми располагает ученик.
Все перечисленные ранее особенности слепых и слабовидящих детей требуют от учителя дополнительных усилий и особого подхода как к самим обучающимся, так и к процессу обучения. По словам В. Панкратовой, в тифлопедагогике важно использовать как общие методы обучения, а именно: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно- иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные; так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов автор объясняет характером и спецификой познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. [8]
Перечислим некоторые из методических приемов, которые можно найти в работах учителей и преподавателей, работающих над проблемой обучения слепых и слабовидящих школьников (О.Ю. Кацап, Л.В. Колесникова, Е.В. Коневская, А.Г. Литвак, С.А. Лущаева, О.Г. Минина, В. Панкратова, Н.И. Рочева, О.Ю. Трофимова, Э.М. Стернина, Е.Г. Штоколова и др.). Обучающимся, у которых есть проблемы со зрением, необходимо предоставлять больше времени для овладение новым материалом, формирования и развития иноязычных навыков и умений, осознания явлений и реалий. Так, например, если обычному школьнику для ознакомления с новой лексикой может потребоваться от 5 до 20 минут, ребенку с повышенными потребностями будет необходимо в три раза больше времени. Из-за особенностей мышления, внимания и памяти школьников с проблемами со зрением, учителю необходимо многократно повторять как новый, так и уже пройденный материал, причем учителя и педагоги предлагают различные приемы, формы и виды организации подобной деятельности. Главное – обеспечить многократное повторение изучаемого явления, добиться автоматизации необходимых действий и избежать утрачивания уже сформированных навыков и умений.
Весь представляемый иноязычный материал слепым и слабовидящим школьникам необходимо выучивать наизусть. Это связано с тем, что у обучающихся отсутствует такой вид памяти как зрительная, следовательно, у учителя нет возможности попросить детей быстро просмотреть материал, вспоминая необходимую информацию на уроке. Также на начальном этапе школьники не могут записать нужную им информацию, сделать необходимые уточняющие пометки. Слуховая же память у таких обучающихся формируется не сразу, на это требуется определенное время. Для заучивания материала учителю следует применять максимальное количество стратегий, соответствующих индивидуальным стилям обучения (слуховому, кинестетическому, тактильному) и возрастным особенностям школьников.
Для заучивания идеально подходят аудиоприложения к учебнику. Если же они отсутствуют, учителю следует сделать аудиозаписи самостоятельно. Так обучающиеся смогут доучить необходимую им информацию дома, если они по каким-либо причинам не справились на занятии. Использование максимального количества стратегий позволит компенсировать отсутствие зрения, запомнить необходимую информацию, закрепить сформированные знания, навыки и умения, создать полный образ изучаемого явления или объекта, сформировать и развить личность школьника и, как следствие, облегчит дальнейший процесс адаптации и социализации в обществе. При организации обучения слепых и слабовидящих школьников учитель должен быть готов к тому, что ему придется использовать дополнительные разъяснения и разнообразные средства наглядности. Например, явления, которые знакомы и понятны обычным детям, требуют дополнительных комментариев для обучающихся с проблемами со зрением. Как объяснить ребенку, который никогда не видел и не знает, что такое туча, облако, туман? Чем они друг от друга отличаются? Семантизация подобных лексических единиц возможна только при помощи подробного описания и объяснения, ярких вербальных примеров и ситуаций. В других случаях для организации процесса обучения учителю могут потребоваться различные средства наглядности и разнообразные реалии. Ведь то, что слепые и слабовидящие школьники не смогут увидеть, они смогут потрогать, понюхать, попробовать, изучить. [9]
На уроке учителю могут пригодиться тактильные книги и карточки для обучения лексике, геометрические фигуры и палочки Кьюизинера для обучения грамматике, карточки с надписями по Брайлю и звуковые картины для развития навыков монологической и диалогической речи. Дополнительные разъяснения и разнообразные средства наглядности помогут развить произвольную память и образное мышление обучающихся, обогатить внутренний мир, расширить кругозор, создать представление о мире вокруг, сформировать основные иноязычные языковые и речевые навыки. При организации процесса обучения иностранному языку слепых и слабовидящих школьников, необходима алгоритмизация всех учебных действий. Обучающиеся должны четко осознавать последовательность своих действий на каждом этапе, будь то работа с лексикой, грамматикой, фонетикой, или действия с аудиотехникой и работа на компьютере. То, что обычные дети могут легко сделать самостоятельно (включить необходимый для аудирования текст или его фрагмент, найти дополнительную информацию на указанном учителем сайте и т.д.), может вызвать целый ряд трудностей у школьников с проблемами зрения.
Алгоритмизация учебных действий должна проходить последовательно, под четким руководством и контролем учителя. Слепым и слабовидящим ученикам важно объяснить, что следуя предложенному алгоритму, им будет проще овладеть необходимыми иноязычными навыками и умениями, они смогут избежать ошибок и неточностей. Также это позволит ускорить весь процесс обучения, воспитания, адаптации и социализации. При алгоритмизации всего процесса обучения иностранному языку педагогу важно использовать четкие и логичные указания и пояснения, которые снимут возможные трудности и недопонимание у детей, организуют процесс обучения. Постепенно учитель сможет давать обучающимся все больше возможностей для самостоятельной познавательной и учебной деятельности. В свою очередь учителю важно помнить об опережающем консультировании по трудным вопросам и действиям. В самом начале обучения слепых и слабовидящих школьников иностранному языку учителю необходимо использовать родной язык параллельно с изучаемым.
На начальном этапе важно использование метода опоры на физические действия. Суть его заключается в том, что при обучении иностранному языку имитируется процесс овладения школьниками родным языком, который усваивается параллельно с выполнением соответствующих физических действий. Формирование, развитие и совершенствование дополнительных двигательных навыков и умений слепых и слабовидящих школьников позволят им лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве и, следовательно, быстрее приспособиться к окружающему миру и адаптироваться в социуме. Быстрее адаптироваться к жизни в социуме и приобрести необходимые для этого знания, навыки и умения поможет использование разнообразных адаптированных под нужды слепых и слабовидящих школьников дидактических игр. Разнообразные фонетические, лексические, грамматические, ролевые игры – все это позволяет сделать процесс обучения и воспитания интересным и запоминающимся, снимает часть трудностей, в том числе и психологических, повышает мотивацию к обучению вообще и изучению иностранного языка в частности. Подобная организация иноязычной деятельности помогает социализировать обучающихся, учит их общаться как с учителем, так и со сверстниками, позволяет воссоздавать реальные ситуации из жизни.
Процесс обучения и воспитания происходит с учётом возрастных особенностей, уровня зрения и психофизических возможностей учащихся. Перед педагогом стоят следующие задачи: сформировать умения, которые помогут упорядочить и организовать поведение детей; обучить навыкам, которые позволяют им координировать движения, ориентироваться в пространстве; научить определять объекты при помощи сохранных анализаторов. [10]
В раннем школьном возрасте отмечаются наклонности к подражанию, принципиально важно выстроить образец правильных действий в виде работы учителя, который станет основой для самостоятельной работы и творчества. Для незрячих детей применим прием работы «рука в руку» и комментируемое управление.
Особое внимание тифлопедагоги уделяют предметному преподаванию основ наук, особенностям трудового воспитания, профессиональной ориентации и подготовке учащихся к труду на доступной им работе.
Необходимо совершенствовать полученные навыки учебной деятельности, развивать абстрактное мышление, укреплять морально-волевые качества, поддерживая интерес к учению. Ценным помощником является применение ИКТ-технологий: онлайн-тестирований, использование специально спрограммированных сайтов, интернет-тренажеры и т. д. Тотально слепым школьникам тоже можно помочь в эпоху технологического прогресса — предлагаются различные программы озвучки. Очень важно показать на примере великих людей, общественных деятелей, учёных, писателей, поэтов, музыкантов, у которых были нарушения зрения, чего может достичь человек, если он целеустремлен, трудолюбив, верит в свои силы и возможности.
Существуют следующие вспомогательные инструменты для обучения людей, лишённых зрения: оптические увеличительные средства (лупы, специальные очки, линзы); трость прямая, трость складная; диктофоны, озвученные книги, звуковые компьютерные программы, звуковые калькуляторы; Брайлевский дисплей, Брайлевские книги и журналы; специальная бумага, циркули и линейки, сантиметр с насечками, чучела птиц и животных, рельефные карты. [8]
Выводы по главе 1
На основании рассмотренного теоретического материала по проблеме было установлено следующее:
Слабовидящие – дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией).
К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует.
Причиной появления слабовидения может быть альбинизм – врожденная аномалия, характеризующаяся отсутствием пигмента в глазах (в сосудистой и радужной оболочках), ресницах, бровях, коже. Часто причиной слабовидения является атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм (непроизвольные колебательные движения глаз высокой частотой) и другие глазные заболевания.
Л.С. Выготский, изучая закономерности психического развития детей при различных типах аномалий, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что первичный биологический дефект ведет к формированию вторичных, третичных и т.д. отклонений. Так значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии — нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты. Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой. Межличностные отношения слепых и слабовидящих в социуме складываются трудно и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки. При этом слепые оказываются в наиболее неблагоприятном положении. Они имеют меньшую возможность выбора контактов, находятся в положении изолированности, меньшей мобильности и коммуникативности. Все это приводит к замкнутости, стремлению уйти в свой внутренний мир, неумению общаться, к сдерживанию в формировании активных позиций снижению уровня самостоятельности, неумению принимать решение, нежеланию брать на себя ответственность.
Влияние изучения иностранного языка на развитие личности учащегося проявляется в том, что на занятиях кроме приобретения знаний, умений, навыков происходит совершенствование социально-ценных качеств ребенка. Знание иностранных языков дает возможность погрузиться в другую культуру, расширить свое мировоззрение и реализоваться практически в любой сфере деятельности.
Со слабовидящими ребятами нужен особый подход к пересказу текста. Большую помощь и опору нам оказывает аудиоприложение к учебнику (если такая возможность отсутствует, учитель может сам многократно прочитать текст), которое позволяет понять правильное произношение, расставить интонацию и, что имеет особое значение, запомнить звуковой ряд.
При обучении связному высказыванию поощряются логичность, развернутость коммуникативная направленность. При чтении подчеркиваем карандашом или выделяем маркером опорные слова, тогда легче запоминается содержание. Можно выделить новые слова, которые необходимо научиться использовать в речи. Начинаем пересказывать с 4-5 предложений, по мере увеличения объема читаемых текстов учимся пересказывать больше, но постепенно. При подготовке пересказа возможно составление плана-схемы.
Учителю, работающему со слепыми и слабовидящими школьниками, важно учесть, что помимо нарушений зрения у детей может быть и ряд сопутствующих вторичных отклонений. К ним можно отнести такие, как: неразвитость воображения и наглядно-образного мышления, темпа движений, минимальные социальный опыт и общий кругозор обучающегося, нарушения точности координации, проблемы с речью и слухом, психические отклонения в развитии и т.д.
Весь представляемый иноязычный материал слепым и слабовидящим школьникам необходимо выучивать наизусть. Это связано с тем, что у обучающихся отсутствует такой вид памяти как зрительная, следовательно, у учителя нет возможности попросить детей быстро просмотреть материал, вспоминая необходимую информацию на уроке. Также на начальном этапе школьники не могут записать нужную им информацию, сделать необходимые уточняющие пометки. Слуховая же память у таких обучающихся формируется не сразу, на это требуется определенное время.
На уроке учителю могут пригодиться тактильные книги и карточки для обучения лексике, геометрические фигуры и палочки Кьюизинера для обучения грамматике, карточки с надписями по Брайлю и звуковые картины для развития навыков монологической и диалогической речи. Дополнительные разъяснения и разнообразные средства наглядности помогут развить произвольную память и образное мышление обучающихся, обогатить внутренний мир, расширить кругозор, создать представление о мире вокруг, сформировать основные иноязычные языковые и речевые навыки. При организации процесса обучения иностранному языку слепых и слабовидящих школьников, необходима алгоритмизация всех учебных действий. Обучающиеся должны четко осознавать последовательность своих действий на каждом этапе, будь то работа с лексикой, грамматикой, фонетикой, или действия с аудиотехникой и работа на компьютере. То, что обычные дети могут легко сделать самостоятельно (включить необходимый для аудирования текст или его фрагмент, найти дополнительную информацию на указанном учителем сайте и т.д.), может вызвать целый ряд трудностей у школьников с проблемами зрения.
На начальном этапе важно использование метода опоры на физические действия. Суть его заключается в том, что при обучении иностранному языку имитируется процесс овладения школьниками родным языком, который усваивается параллельно с выполнением соответствующих физических действий.
Подобная организация иноязычной деятельности помогает социализировать обучающихся, учит их общаться как с учителем, так и со сверстниками, позволяет воссоздавать реальные ситуации из жизни.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОСВОЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЬМИ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Ананьина М.Ю.
Новосибирский государственный университет
ISSN (печатный вариант): 2073-0071
Ключевые слова
английский язык, обучение, инклюзивное образование, нарушение зрения, English language, learning, inclusive education system, impaired vision
Просмотр статьи
⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)
Ваш браузер не поддерживает фреймы
Аннотация к статье
Способность общаться на другом языке позволяет расширить круг общения, перед людьми со знанием иностранного языка открываются новые перспективы, в том числе и работа. Такого человека охотнее возьмут на работу, несмотря на его недостаток в виде отсутствия зрения. Мы можем сделать вывод, что знание языка способствует социализации слепых. Незрячий человек чувствует, что он конкурентоспособен, он ощущает себя полноценным человеком.
Текст научной статьи
Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные и центробежные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания уникальности и ценности своих национальных традиций в сочетании с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира, с самого раннего возраста. Изучение иностранных языков нельзя отодвигать на задний план и считать его вовсе не нужным для детей с глубоким нарушением зрения. Иностранный (английский) язык является одним из эффективных средств интеграции и социализации инвалидов по зрению в современном обществе. Совершенствование системы образования детей с нарушением зрения ориентировано на гуманизацию и индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса, на своевременное обеспечение каждому ребенку наиболее подходящих условий обучения, воспитания и развития. Все больше обращается внимание на личность ребенка, на его внутренний мир. Полноценное владение иностранным языком способствует успешной социализации и интеграции ребенка с нарушением зрения в общество нормально развивающихся сверстников, затем профессиональному самоопределению и конкурентоспособности на открытом рынке труда, а, следовательно, самореализации и успешности. [1, с. 258]. Предметные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения: — приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; — освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; — сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Иностранный язык»: 1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме); 2) языковые средства и навыки пользования ими; 3) социокультурная осведомлённость; 4) общеучебные и специальные учебные умения [5]. Каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка самостоятельного в этой жизни, конкурентоспособного. Подготовка слепых детей к взрослой жизни и, в дальнейшем, включение их в производственные отношения и является важнейшей социальной задачей. Как отечественными, так и зарубежными исследователями в области обучения иностранным языкам подчеркивается равная важность профессиональной языковой компетенции учителя и фактора учета им особенностей учебного предмета, а также индивидуальных особенностей учащихся, в частности, их мотивации, в которую включаются интересы, потребности, стремления, мотивы и т. д. [3, с. 6]. Основными каналами восприятия незрячих являются: осязание, слух, обоняние, вкус и чувство пространство (кинестетика). Человек, потерявший зрение или имеющий не значительный его остаток, практически лишён возможности получать невербальную информацию (мимика, жесты, визуальный контроль и т. п.). Вместе с тем, у незрячего активируются и развиваются другие (не визуальные) каналы получения информации, прежде всего слушании и осязании. Из этого можно заключить, что максимально просто незрячий может получить информацию, преобразованную либо в акустический сигнал, либо в некоторое тактильное представление (шрифт брайля, рельеф, вибрацию, тепловое излучение) [6, с. 6]. Слепые, пользуясь слуховым восприятием, могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но и производить своеобразный звуковой пейзаж местности, близкий к природному пейзажу. Поскольку у незрячих и слабовидящих слуховое восприятие является одним из основных способов получения информации и важным средством психического развития, значительно возрастает роль аудирования в процессе обучения. Аудирование является важнейшей возможностью получить образование и освоить абстрактные научные дисциплины [2, с. 120]. Нормальное усвоение и оперирование понятиями могут быть преодолены путем конкретизации знаний, формирования новых и коррекции имеющихся представлений на основе широкого использования наглядных пособий. Один из важнейших дидактических принципов — принцип наглядности чрезвычайно важен при обучении детей с нарушением зрения. Средства наглядности, используемые при работе с незрячими младшими школьниками, можно разделить на слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые. Наиболее эффективно в плане передачи информации сочетать различные виды наглядности, задействуя как можно больше сохранных анализаторов. [4, с. 30] В настоящее время очень сложно найти квалифицированных специалистов для работы с незрячими детьми, а ещё сложнее подобрать каждому ребёнку индивидуальную литературу. Ведь далеко не секрет, что детей ХХI века не так просто заинтересовать той или иной книгой, литературой. Мы предпочитаем красочную литературу и желаем чего-то нового, интересного и завораживающего. Отсюда, назревает вопрос, как же заинтересовать ребёнка, с глубоким нарушением зрения, который также жаждет новых открытый и впечатлений? И уж тем более, не стоит забывать о том, что ему предстоит не лёгкая работа по изучению совершенно нового, не знакомого ему, иностранного языка. Ответ вполне очевиден. Пообщавшись с особенными детьми, изучив предложенную им литературу и практикуя преподавание английского языка, я решила создать немного иную, более яркую для слепых детей книгу и систему обучения в целом. Если ребенок желает больше впечатлений, значит, он должен их получить. Самое главное для нас, это создать благотворную атмосферу для обучения, заинтересовать маленького исследователя и мотивировать его к изучению английского языка. Конечно же, большую роль играет сам преподаватель, но и не стоит забывать о родителях. Даже совершенно здоровому и взрослому человеку будет трудно изучать английский язык, не находясь в определённой среде. Мы активизируем познавательные способности обучаемых, в ходе ее проведения повышается мотивации учения, возрастает уровень заинтересованности (эвристическая функция), вырабатываются и совершенствуются навыки и умения (обучающая функция), ибо получение новых знаний через игру идет одновременно с их закреплением, в ходе которого многократное повторение не «приедается», безболезненно ведя к более прочному усвоению. Поскольку в игре ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, то появляется возможность формирования через игру личностных качество ребёнка (воспитательная функция). Ребёнок активно взаимодействует с родителями или друзьями, обговаривает правила в игре, учится взаимодействовать и договариваться (коммуникативная функция). Плюсы данной книги заключаются в том, что она доступна каждому желающему, который хочет её приобрести, поскольку для многих семей стоимость, таких обучающих книг для детей с нарушением зрения, достаточно высока и многие не имеют возможности приобрести две тактильные книги. Также возможно познание окружающего мира через запах. На некоторых страничках книги, малыш может ощущать приятный аромат цветов, тем самым лучше запомнит название данного предмета на английском. Предметы на страницах сделаны из различных материалов. Книга направлена развитие внимание ребёнка, поэтому малышу предлагается найти ladybug, которая прячется на каждом развороте книги. Задания на каждом развороте усложняются. На одном из развороте, ребёнку предлагается путаница «Помоги ladybug найти свой домик и отыскать клад». В данном задании обучающийся следит пальчиками путь для божьей коровки, тем самым, развивая мелкую моторику рук и внимательность. На первой страницы книги изображён английский алфавит в виде брайля. Его ребёнок изучает вместе с родителями и педагогом. В конце книги, на последней страницы, представлена загадка, также связанная с запоминанием алфавита. На этом уровне не предполагается полного запоминания английского алфавита, что и не является первостепенным требованием к изучению языка. Потому, ребёнку предлагается продолжить ряд букв, основываясь на тактильном восприятии, поскольку имеется определённая и не сложна закономерность. Во всяком случае, малыш словно проходит, изучает данную книгу вместе с родителями и вместе, они обязательно найдут ответ. Разгадав загадку, ребёнок с нарушением зрения, будет испытывать невероятную радость и гордость за себя, что очень важно для нас, поскольку он сам смог всё преодолеть и решить такую сложную головоломку. Данная методика обучения направлена не на бессмысленное запоминание букв алфавита и заучивание не связанных между собой слов. У ребёнка развивается слух и говорение на английском языке во время игры, познавательной деятельности. Главная задача заинтересовать и научить ребёнка и ,конечно же, не навредить. Изучение иностранного языка необходимо для благополучной интеграции и социализации инвалидов по зрению в современном обществе. Изучение английского языка чрезвычайно важно для инвалидов по зрению всех возрастов, поэтому мы сделали всё, что бы дети лучше адаптировались к жизни и, соответственно, стали полноценной частью социума.
7 советов для мам: как помочь ребенку выучить английский язык
Согласно статистике, свободно на английском языке способны изъясняться лишь 11 % жителей нашей страны. Конечно, все мы хотим для наших детей лучшего будущего, а поэтому, давайте, сегодня поговорим о том, как помочь вашему ребенку выучить английский язык.
1. Не ориентируйтесь на детей соседей
Необходимо четко понимать, что дети развиваются неравномерно. Например, одни уже в пятилетнем возрасте могут читать без запинки, а другие и в шесть лет складывают слова по слогам. Однако, это не означает, что один ребенок умнее другого. Скорее всего, у них просто разные от природы циклы развития. Кстати, именно этим и объясняется феномен вундеркиндов — детей, которые в совсем маленьком возрасте значительно превосходили по развитию своих сверстников, а когда выросли, внезапно стали такими же, как все.
Поэтому отдавать ребенка с четырех лет на курсы иностранного языка только из-за того, что соседская девочка Маша уже начала заниматься с педагогом и делает в английском большие успехи — порочная практика.
Как показала статистика языковых школ, дети, начавшие учить английский в восьмилетнем возрасте, нагоняют учеников, занимающихся иностранным языком с четырех лет, менее, чем за полгода. Впрочем, каждый случай сугубо индивидуален, и задача родителя поймать тот момент, когда у ребенка начинается период повышенного восприятия знаний. Это может выражаться в огромном количестве вопросов, начинающихся со слова «Почему?», возросшем интересе к окружающему миру или резком появлении многочисленных новых хобби.
2. Следите за нагрузкой на дополнительных занятиях
Если вы замечаете, что ваш ребенок старательно занимается, но его общая успеваемость, тем не менее, постоянно снижается, возможно, вы немного перестарались с дополнительными занятиями. Выявить это можно, понаблюдав за тем, как ребенок сидит на уроках с репетитором. Если ребенок, прийдя на дополнительные занятия, не сидит ровно, а буквально падает на стол, это означает что он уже переутомился, и инвестировать в него дополнительные знания — бесполезная, а зачастую и вредная затея.
В этом случае, вместо того, чтобы вбивать в голову ребенка лишнюю информацию, сократите общее число дополнительных занятий, убедите репетитора разбирать с ним только то, что он уже проходил в школе, а заодно попросите учителя снизить общую интенсивность уроков.
Дело в том, что люди воспринимают один и тот же материал с абсолютно разной скоростью, как следствие, возможно, ваш ребенок просто элементарно не успевает усваивать и осознавать тот объем информации, который учителя пытаются вложить ему в голову.
3. Вначале хвалить, а только потом исправлять
Говорить на чужом языке для ребенка, да и для многих взрослых, примерно такой же стресс, как в первый раз сесть за руль автомобиля. Помните, то «удивительно приятное» чувство, которое вы испытали во время вашей первой поездки по городу, когда вам со всех сторон начали сигналить? Желание продолжать обучаться вождению немного поутихло, не правда ли?
С английским языком в точности такая же история. Поэтому, если вы замечаете, что ваш репетитор по английскому имеет привычку перебивать и немедленно поправлять ребенка, когда он, например, делает пересказ заданного ему на дом текста, можете смело отказываться от услуг такого учителя. Дело в том, что подобная практика исправления ошибок мгновенно выбивает у ребенка почву из-под ног, заставляет стушеваться, а заодно забыть, что же он хотел сказать дальше.
Плюс, исправления, озвученные таким образом, ребенок все равно не запомнит — он уже сконцентрировался на том, что ошибся, и этот факт притянул 90 % его внимания.
Педагог, хорошо понимающий детскую психологию, сделает следующее. Вначале выслушает ребенка, отметит для себя сделанные учеником ошибки, затем похвалит ребенка, и только потом приступит к разбору того, что именно было сказано не совсем верно. Кстати, значительную часть урока педагог должен посвятить именно работе над ошибками, обнаруженными при проверке домашнего задания, и только затем переходить к новой теме.
4. Не пытайтесь учить ребенка — позвольте ему учить вас
На Востоке не просто так функции родителей и учителя были разнесены. Есть мама и папа, а есть — сэнсэй. Как ни грустно это констатировать, но самостоятельно донести до ребенка знания способен один родитель из тысячи. Другое дело, если вы позволите ребенку учить вас.
Например, «по секрету» признаетесь ему, что не понимаете, в каком случае стоит использовать время present, а в каком — present continuous, и попросите вашу дочь или сына объяснить вам, в чем тут разница. Во-первых, объяснять кому-то что-либо — лучший способ самостоятельно разобраться в сложной теме. Во-вторых, подобный подход позволит ребенку попробовать себя в новой взрослой роли. Это, безусловно, станет для него приятным опытом и позволит закрепить устойчивую ассоциацию: «английский язык — отношение, как к взрослому — успех».
5. Не говорите о будущем, придумайте, как сделать английский язык полезным для ребенка уже сейчас
Если у вас — дочь, и она любит диснеевских принцесс, откройте ей страшную тайну: голоса героинь мультфильмов в русском дубляже совсем не так хороши, как в оригинале! Особенно, у русалочки Ариэль, недаром же принца так сходу покорил ее голос. А после этого предложите дочери вместе с вами пересмотреть любимый мультик в оригинале или, на худой конец, в одноголосном переводе Алексея Михалева, в котором не дублируются песни.
Если у вас — сын, и он, к примеру, увлекается компьютерными играми, предложите ему играть не в адаптированную русскую, а в английскую версию любимой игры. Сообщите, что в этом случае время, которое он проводит за компьютером, может быть увеличено на полчаса. Словом, постарайтесь донести до ребенка простую мысль — знание английского уже сейчас может быть для него очень полезным. Ключевое слово, в данном случае, «сейчас». Дело в том, что апеллирование к пока еще необозримому для ребенка будущему, из серии: «Когда ты пойдешь в выпускной класс школы», — совершенно не работающий с детьми вид мотивации.
6. Пополняйте его словарный запас с помощью игровых приложений
Конечно, самый оптимальный для ребенка способ расширить лексический запас иностранных слов — постоянно общаться с носителями языка. Если же это организовать невозможно, то постарайтесь превратить заучивание новых слов из нудной зубрежки в интересную игру. Сегодня в iOS появилось множество мобильных приложений, помогающих запоминать слова в игровой форме. Самое последнее и продвинутое — приложение Upmind от создателей Easy Ten.
Работает оно следующим образом: ребенок видит слово с веселой GIFкой, а затем то же английское слово и несколько вариантов его возможного значения на русском. Из нескольких ответов нужно выбрать правильный, и, получается, что процесс запоминания новых слов проходит в формате игры на мобильном телефоне. Информация в приложении отображается по типу новостной ленты, так что детям оно понятно на интуитивном уровне. Еще один важный момент — цвета и скорость прокрутки ленты в приложении способствуют быстрому запоминанию новых слов.
7. Научите его не бояться делать ошибки
Главная причина, по которой большая часть жителей России не говорит на английском языке — не отсутствие практики. Во всем виновата выработанная за школьные годы привычка бояться наделать ошибок в речи. Получается примерно следующее: есть знания, но применять их на практике мешает боязнь ошибок, а потом и теория из-за отсутствия практики просто-напросто забывается.
Чтобы ваш ребенок не подцепил «национальную болезнь боязни ошибок», во время поездок за границу постарайтесь частично переложить на него обязанности по общению с представителями другой страны. Начните с малого и не бойтесь хитрить! Можете сказать в кафе: «Я стесняюсь спросить, что это за десерт, можешь для меня выяснить?» Или во время шопинга за границей вашему ребенку приглянулась та или иная игрушка, скажите сыну или дочери, что с удовольствием дадите на нее деньги, но спросить цену у продавца ребенок должен самостоятельно.
Если же ребенок начнет стесняться, спокойно объясните ему, что мы с тобой в Италии/Испании/Греции, этот дядя или эта тетя говорят на английском не лучше тебя, так что бояться ошибок не нужно, главное, чтобы они тебя поняли.
После того, как ваш ребенок сделает то, о чем вы его попросили, обязательно похвалите его, можете сказать, что без него вы бы не справились. Планомерное включение ребенка в чужую языковую среду, конечно, не сделает из вашего сына или дочери полиглота, но точно избавит ребенка от страха общения на английском языке, а это уже очень хорошее подспорье для дальнейшего изучения иностранного языка.
Источники: http://sdamzavas.net/4-25937.html, http://publikacia.net/archive/2015/10/4/13, http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/7-sovetov-dlya-mam-kak-pomoch-rebenku-vyuchit-angliyskiy-yazyk