Как выучить английский в пожилом возрасте

СОДЕРЖАНИЕ
958 просмотров
29 января 2019

Можно ли изучить английский язык в пожилом возрасте?

Множество психологических преград мешает начать заниматься английским языком людям зрелого возраста. Среди таких барьеров: миф о том, что легче изучать языки в детстве; отсутствие склонности к языкам; боязнь неудачи и скептического отношения со стороны окружающих. А кроме того, так называемый недостаток свободного времени, который, на самом деле, также является страхом провала. Все эти препятствия не имеют под собой реальной почвы.

Основные правила обучения

Если придерживаться некоторых рекомендаций, можно изучать язык записавшись на курсы английского языка в Смоленске, получая при этом настоящее удовольствие.

Принципы, благодаря которым, обучение будет эффективным:

  1. Выбранный язык должен нравиться, чтобы учёба не превратилась в кошмар для учащегося;
  2. Нельзя относиться к обучению, как к обязаловке, однако надо упражняться регулярно, стараясь при этом, получать удовольствие от различных нюансов;
  3. Слова учить надо, но дозировано и вникая в их смысл;
  4. Полезно использование самых разных источников, таких как словари, фильмы и книги;
  5. Ничто не заменит живого общения – желательно разговаривать с людьми на английском.

Если делать это систематически и не бояться нарушать грамматические правила, в какой-то момент страх полностью пропадёт, а изучение языка сразу станет более результативным.

Как делать это правильно

При достижении каждой цели важен итог, поэтому положительные эмоции — это, конечно, хорошо, но цели ставить надо. И самое главное их достигать.

Чрезвычайно важно понять, как из отдельных слов получаются целые фразы. Если это получается, значит, на лицо прогресс. А то, что иногда происходят ошибки в написании и произношении, не так страшно. Позднее, вся информация, и, в том числе, теоретическая, уляжется в голове, и грамматические правила станут прозрачными. Не стоит пытаться сразу охватить огромный пласт знаний по языку – маленькие неторопливые шаги к победе более эффективны.

Для того чтобы постепенно выработать нужное произношение, поначалу старайтесь просто имитировать услышанное – правильная техника, положение нёба и языка не всегда помогают достигать нужного результата. А просто повторение с имитацией может привести к пониманию, как это делается в действительности.

И ещё один секрет – невозможно научиться английскому языку, занимаясь только теорией. Обязательно нужно найти собеседника, который будет заинтересован в диалоге. Если таких людей нет среди окружения в реальной жизни, они всегда найдутся в сети. Это могут быть такие же обучающиеся люди и иностранцы. Их можно найти в различных группах и сообществах, где люди рады помочь друг другу, в том числе, в изучении английского.

Никогда не поздно: почему иностранный язык можно начать учить в любом возрасте?

Все эти отговорки про отсутствие времени, неподходящий возраст и недостаток средств больше не актуальны: начать изучение иностранного языка можно в любое время, в любом месте и при любых возможностях. Рассказываем, как!

Венгерской переводчице Като Ломб было 92 года, когда она начала учить сразу два новых языка — иврит и арабский. Прожив до глубокой старости, Ломб сохранила ясный ум и превосходную память. Всего переводчица знала около 20 языков.

Пример Като Ломб — доказательство того, что наш мозг готов к обучению в любом возрасте, и порой даже благодарен нам за дополнительную интеллектуальную нагрузку. Известно, что с возрастом нейронные связи ослабевают, и лучший способ поддержать их — заняться изучением чего-то нового. Английский язык для пенсионеров — это не просто бездна новых навыков и возможностей, но и профилактика возрастных заболеваний, например — болезни Альцгеймера. В среднем люди, изучающие иностранные языки, подвержены этому недугу меньше, чем те, кто отказывается тренировать свой мозг и узнавать новую полезную информацию. Кроме того, изучение языка помогает легче перенести последствия инсульта и быстрее после него восстановиться, а еще люди, владеющие несколькими языками, по признанию ученых, обладают прекрасной памятью и в целом ощущают себя более счастливыми по сравнению с остальными.

Найти курсы английского для пенсионеров в Москве сегодня — не проблема: множество языковых школ предлагает занятия для людей разного возраста. Однако не все занятия одинаково эффективны. Перед тем, как записать пожилых родственников на курсы, убедитесь в том, что преподаватель работает по методике, подходящей людям старшего возраста: обучение не должно провоцировать стресс, в учебном процессе необходимо предусмотреть паузы для отдыха и непринужденного общения, занятия в целом должны вызывать положительные эмоции и радость от узнавания нового.

Однако даже в этом случае нет никакой гарантии, что ваша мама или бабушка захочет посещать курсы английского или французского для пенсионеров: большинство людей пожилого возраста с трудом принимает изменения в жизни и заведомо негативно относится ко всему новому. Здесь помогут наши советы!

Как вдохновить пожилых родственников на изучение иностранного языка

  • Создайте мотивацию. Предложите бабушке созвониться по скайпу с подругой, которая вот уже тридцать лет живет за границей и плохо понимает русскую речь. Попросите дедушку помочь внуку с английским. Отправьте родителей в романтическое путешествие по Европе. Все эти ситуации могут вызвать интерес родственников и мотивировать их на изучение английского, французского или другого иностранного языка.
  • Ищите доводы. Возможно, ваша бабушка давно мечтает понимать смысл иностранных песен, под которые прошли лучшие годы ее молодости. Разберите с ней несколько текстов самостоятельно и покажите, что в этом нет ничего сложного! Помогите дедушке перевести инструкцию от лекарства и объясните, что в будущем он сможет делать это самостоятельно. Когда вы докажете пожилым родственникам, что английский может пригодиться им в любой бытовой ситуации на протяжении всего дня, они сами попросят вас записать их на курсы.
  • Начните самостоятельно. Это может быть как короткое занятие в игровой форме, так и вечеринка, посвященная иностранным языкам, на которой все гости будут танцевать под зарубежные песни и изъясняться на любом языке, кроме русского. В этом случае фантазия ограничена лишь чувством юмора и креативностью ваших родственников: если они способны поддержать любую веселую затею, то самое время приступить к ее осуществлению!

Не только английский

Концентрировать свое внимание только на английском языке вовсе необязательно. Если пожилой человек мечтает заняться изучением испанского или французского, это также прекрасно! Ваша задача — поддержать интерес и записать родственника на лучшие курсы французского языка для пенсионеров. Чтобы обучение шло легко, не забудьте о вспомогательных средствах: скачайте побольше сериалов на иностранных языках, установите образовательные приложения в смартфоне, купите несколько иностранных журналов и предложите бабушке завести подругу по переписке.

Помните: в современном мире не существует никаких ограничений, и начать изучение иностранного языка можно в любой момент, в любом возрасте, при любых обстоятельствах.

Статьи / полезное

Мы часто ссылаемся на возраст: «в моём-то возрасте», «доживи до моих лет», «я уже не в том возрасте, чтобы. ». Сложившиеся в обществе стереотипы навязывают людям предпенсионного и пенсионного возраста определенный стиль поведения, являются источником предубеждений и неправильных установок у них самих и у окружающих. Ссылаясь на возраст, мы зачастую отказываемся от интересных занятий, считая их ненужными или не соответствующими нашему возрасту. Это касается и обучения: посещения лекций, семинаров и разнообразных курсов.

Исследования в европейских странах показали, что люди в возрасте «50+» отказываются от обучения потому, что не видят в нём смысла, считают свой возраст неподходящим, из-за проблем со здоровьем, отсутствия времени и нежелания «снова ходить в школу». При этом на долю тех, кто ссылается на состояние здоровья, приходится 8%, а на долю тех, кто ссылается на возраст, 17% I . Даже при наличии мотивации многие сомневаются в своих силах и испытывают опасения, связанные с возрастом, как действительные, так и мнимые.

Неправильно отказываться от изучения нового иностранного языка только потому, что у Вас возраст «неподходящий», ибо такого «неподходящего» для изучения иностранного языка возраста нет. Но и полностью игнорировать возраст, в котором Вы начинаете учить иностранный язык, также неправильно. Есть факты, которые надо учитывать при обучении в возрасте «50+», если Вы хотите учиться эффективно и добиться нужных результатов.

1. Возраст — величина относительная.

Под возрастом часто подразумевается «календарный возраст» — количество прожитых лет. По классификации Всемирной организации здравоохранения пожилым человеком считается человек, достигший 65-летнего возраста. Однако большая часть исследователей подчеркивает относительность понятия «возраст» и, говоря об обучаемых в зрелом и пожилом возрасте, подразумевает возраст от 50 до 75 лет.

С научной точки зрения в понятии «возраст» можно выделить минимум 3 аспекта: биолого-физиологический, проявляющийся во внешних и внутренних физиологических изменениях человека, психическо-интеллектуальный, характеризующийся личными склонностями и способностями, в том числе и способностью к обучению, и социальный, основанный на принятых в конкретном обществе нормах и традиционном распределении ролей, связанных с календарным возрастом II . Говоря о возрасте, мы часто сосредотачиваемся на биолого-физиологическом аспекте («здоровье уже не то. », «сил не хватает. » и т. п.) и на социальном, прислушиваясь к мнению окружающих и решая, что подобает и что не подобает делать в определенном возрасте. Про интеллектуальный аспект мы часто необоснованно забываем.

С 80-х годов прошлого века появилось новое определение возраста — «функциональный возраст», под которым понимается сочетание таких факторов как состояние здоровья, стиль жизни, социальная принадлежность, личная (семейная) ситуация и уровень образования. Насколько легко дается иностранный язык, зависит от привычки учиться, количества уже выученных иностранных языков и уровня образования. «80-летний человек, который постоянно что-то учил, может учиться лучше, чем немотивированный 30-летний, который прекратил учебу в 18 лет». Именно «функциональный», а не «календарный» возраст влияет на эффективность обучения в зрелом возрасте.

Собственно, количество лет не играет такой важной роли, как кажется. На что мы способны, определяет наш «функциональный» возраст. Для изучения иностранного языка важна мотивация, привычка и готовность учиться; дополнительными положительными факторами являются уровень образования и уже выученные иностранные языки.

2. Обучение с точки зрения нейробиологии * III

Два фактора являются основополагающими для обучения: кора головного мозга и нейроны. Сам процесс обучения и запоминания представляет собой процесс образования новых систем (сетей) нейронов в коре головного мозга.

В центре головного мозга находится лимбическая система (Limbus) — комплекс структур, который получает информацию из внешней среды и оценивает поступающий сигнал-раздражитель по критериям: знакомо — не знакомо, важно — не важно, приятно — не приятно. С одной стороны, поступающая информация сравнивается с уже имеющейся, с другой стороны, оценивается эмоционально. Если лимбическая система оценивает поступивший сигнал как «неважный», он не передается в другие отделы головного мозга и не обрабатывается.

При поступлении сигнала-раздражителя между отдельными нейронами образуется связь. Эта связь осуществляется при помощи биологически активных химических веществ, так называемых нейромедиаторов (нейротрансмиттеров).

Для обучения особенно важны:

Ацетилхолин — концентрация внимания;

Норадреналин — обработка информации, страх, эмоции;

Дофамин — система «поощрения» мозга, вызывает чувство удовлетворения и удовольствия;

Гамма-аминомасляная кислота — участвует в процессах торможения, «успокаивает»;

Серотонин — регулирует многие процессы, в том числе, болевую чувствительность организма;

Глутамат — возбуждающий нейротрансмиттер.

При повторном поступлении сигнала активируются те же нейроны и связи между ними усиливаются, особенно если поступившая информация соотносится с имеющимися знаниями и если она связана с положительными эмоциями. При частом повторении связи становятся стабильны и неизменны, информация поступает в кору головного мозга и хранится в долгосрочной памяти, при отсутствии повторений связи ослабевают и разрушаются IV .

Процесс изучения иностранных языков позволяет поддерживать мозг в работоспособном состоянии. Важно постоянно активировать клетки головного мозга, повторять новый материал как можно чаще. По мнению нейробиологов информацию нужно повторить (использовать) 80 раз, прежде чем она действительно запомнится (перейдет в долгосрочную память).

3. Что происходит с возрастом?

С возрастом количество нейронов уменьшается: с детского до старческого возраста в различных участках коры происходит снижение плотности нейронов на 10-60% V . Количество нейронов начинает сокращаться примерно после 55-60 лет во всех областях мозга. Этому процессу можно частично противостоять. Сегодня известно, что новые нейроны могут образовываться до глубокой старости (нейрогенез), этому способствует обучение, и особенно изучение иностранных языков, при котором активно задействуются все отделы коры головного мозга.

С уменьшением количества нейронов и связей между ними уменьшается и количество некоторых нейротрансмиттеров, а количество гормона стресса, кортизола, наоборот, возрастает. Готовность «рисковать», которая необходима при изучении иностранного языка, уменьшается. С возрастом нам все меньше хочется «экспериментов», непредсказуемых ситуаций, все сложнее сделать первый шаг и решиться приступить к занятиям, которые как раз и помогают поддержать работоспособность головного мозга.

То, что обучение и в пожилом возрасте может быть успешным, подтверждает теория интеллекта Рэймонда Кэттелла, согласно которой различают два вида интеллекта: подвижный интеллект (англ. fluid intelligence, нем. fluide Intelligenz) и кристаллизовавшийся интеллект (англ. crystallized intelligence, нем. kristalline Intelligenz) VI .

Подвижный интеллект включает в себя способность анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект использует рабочую память и несет ответственность за скорость и «точность текущего оперирования информацией» VII .

Кристаллизовавшийся интеллект определяется объемом и глубиной накопленного опыта, словарным запасом и вербальными способностями, включает в себя способность использовать усвоенные знания и навыки, извлекая их из долговременной памяти.

Эти два вида интеллекта развиваются до 25 года жизни параллельно. С возрастом подвижный интеллект ослабевает, на восприятие и обработку информации требуется больше времени. Кристаллизовавшийся интеллект продолжает (при постоянных тренировках) «расти» и компенсирует некоторые проблемы, связанные с ухудшением подвижного интеллекта.

Источники: http://lexica-smolensk.ru/blog/mozhno-li-izuchit-angliyskiy-yazyk-v-pozhilom-vozraste/, http://www.divelang.ru/blog/useful/nikogda-ne-pozdno-pochemu-inostrannyy-yazyk-mozhno-nachat-uchit-v-lyubom-vozraste/, http://inyazprofi.ru/stati-poleznoe/izuchenie-inostrannogo-yazyka-v-vozraste-50/

958 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector