Как разгрызть гранит науки и не остаться без зубов: учим английскую грамматику
Скажу честно, я считаю, что нет ничего проще английской грамматики. Трудности с грамматикой — чаще всего естественный результат того, что с самого начала не сформировалась точная и однозначная система значений: будь то построение и употребление времен, артикли, страдательный залог или косвенная речь.
Данная статья, прежде всего, адресована тем, кому так или иначе приходится самостоятельно разбираться в премудростях английской грамматики.
Не боясь, что меня могут упрекнуть в примитивизме, я попытаюсь не научным языком рассказать о грамматике английского языка.
Tenses Forms (Временные формы глаголов)
Я не ставлю своей целью объяснить формы построения времен. Другими словами, здесь Вы не найдете таблиц построения утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений. Для этого достаточно открыть любой грамматический справочник.
Речь пойдет о понимании того, как пользоваться английскими временами, которые, на первый взгляд, кажутся такими не похожими на русские. Структурно, может быть, и нет. Однако, присмотревшись поближе, Вы без труда найдете много общего, поймете, что точно так же выразили бы свою мысль по-русски.
О чем общаются друг с другом англичане, американцы и другие носители английского языка. О четырех вещах:
- о регулярном;
- о том, что в процессе;
- о результатах;
- и о том, что, к сожалению, хоть уже и принесло какие-то результаты, но окончания действия пока не видно.
И самое главное — все эти четыре ситуации могут произойти и в настоящем, и в прошлом и в будущем. Попытаемся переложить слова песни на русский способ отношения к жизни:
Simple — «все просто, без затей» — регулярные, повседневные действия в настоящем, прошлом и будущем:
- Present — «обычно завтракаю» — I usually have breakfast;
- Past — «когда учился в школе, всегда завтракал в 7 утра» — When I was at school, I always had breakfast at 7 am;
- Future — » в отпуске буду спать до 9″ — I will sleep until 9 am when I am on holiday. Регулярно? Очень даже!
Continuous — процессы, «все течет, изменяется» — какой-нибудь процесс:
- Present — «сейчас рассказываю Вам о том, что английский выучить легко»- I am telling you now that English is easy to learn;
- Past— «вчера пыталась объяснить это студентам на семинаре с 5 до 7 вчера»- I was trying to explain this to my students since 5 to 7 pm yesterday;
- Future — «с 26 по 28 сентября буду делать тоже самое на конференции где-нибудь в Воронеже»- I will be doing the same thing at the conference in Voronezh from 26 to 28 September.
Perfect — «все готово» — результаты:
- Present — «только что получила письмо от своих коллег», «недавно закончила писать статью»- I have just got an e-mail from my colleagues/ I have finished writing this article recently. Когда начала? На самом деле не имеет значения, ведь здесь важен результат. Важно не «когда», а «уже», только что, совсем недавно, и вот, пожалуйста, результат;
- Past — «успела сделать что-то одно до того, как случилось что-то другое, или к определенному времени». Давайте что-нибудь из бытового: «успела приготовить ужин до того, как семья вернулась с работы»;
- Future — «успею сделать что-то одно, до того, как случится что-то другое, или к определенному времени». Из личного: «надеюсь, что закончу эту книгу к концу лета».
Perfect Continuous — «молодцы, отличный результат, но продолжаем работать дальше» — если же результаты получены, а действие или проект не закончены, то варианты будут такими:
- Present — «я учу английский уже 3 года» (для оптимистов скажу, что процесс изучения языка бесконечен, всегда есть следующий этап даже при хороших результатах);
- Past — такая вариация в устной речи встречается редко, но ведь мы не только говорим, но и пишем. Пример для размышлений: «Вы простояли в очереди два часа, прежде, чем Вас приняли»;
- Future— этот случай — просто раритет, но, наверняка, и на Ваш век придется когда-нибудь его употребить. А в принципе ситуация не так сложна «Вы простоите в очереди два часа, прежде, чем Вас примут».
Таким образом, нам останется только заучить эти сценарии и постепенно научиться ими ловко «жонглировать».
Артикли (The Article)
Однажды в университете один преподаватель сказала мне: «Не переживай, ты никогда не будешь знать, как правильно употреблять артикли, сколько бы правил ты ни выучила. Даже лучшие из нас (имея в виду себя и других преподавателей, разумеется) постоянно попадают впросак, когда дело касается артиклей. Грамотно пользоваться артиклями могут только носители языка. Но поскольку делают они это интуитивно, то, в общем, вряд ли смогут толком объяснить, как это у них получается». Тогда она привела пример об университетской профессуре, которая отправилась в Германию на стажировку, где благополучно завалила первый же тест по грамматике. Он, к слову, был как раз по теме «Артикли».
«Ну что же, значит, не судьба» — подумала я.
Но шутка, которую на следующий день рассказал уже другой преподаватель, заставила меня передумать и все-таки разобраться с артиклями.
Дело было так. Один молодой человек обратился к прохожему в Гайд Парке, чтобы уточнить, который час. На английском все это звучало приблизительно так:
— Excuse me, sir. Can you tell me what is ___time? (пропущен определенный артикль)
— Well, sir, it’s a very philosophic question…- ответил ему прохожий.
Мораль сей басни такова — без артиклей все слова (объекты и субъекты) превращаются в пустышку, фикцию, слова-призраки или «философские размышления».
Итак, появился повод всерьез задуматься об артиклях:
- Основная задача артикля — показать «определенность» или «неопределенность» предмета, человека; сказать, что он «известный» или так себе, «какой-то». Отсюда, кстати, и названия артиклей- «indefinite article» (неопределенный артикль), «definite article» (определенный артикль).
- В русском языке артиклей нет. Это факт. Но факт также и то, что и нам не безразлично, о каком предмете или человеке мы говорим. Если он не знаком нашему собеседнику, мы обязательно отметим это в своей речи. К примеру, скажем «одна женщина», «какой-то человек». Или же, наоборот, укажем, что сейчас говорим о нашем общем знакомом/-ой — «эта знакомая», «тот преподаватель». Именно это и делают артикли. Маленькие, короткие слова, которые, к тому же и не имею перевода, несут такую внушительную смысловую нагрузку (вспомните, прохожего из нашего анекдота).
- И последнее, но, как говорят англичане, «not the least» — артикли «a» и «the» не являются единственным и множественным числом друг друга, у них в этой жизни совсем другие роли (см. п.1). Что касается числа, то подход следующий:
Грамматика комплексная, как обед
ykaneva 2018-03-26T13:13:20+00:00 December 21st, 2016 | Практика английского | 13 Comments 13 61,593
“Как учить грамматику английского языка? Какого алгоритма придерживаться тем людям, которые учат английский самостоятельно?”, – спросила я руководителя отдела методики Lingualeo Ольгу Синицыну.
“Учить грамматику отдельно вообще не стоит, ее нужно практиковать в комплексе со всем остальным”.
“Хм, к сожалению, понятнее мне не стало. Как это выглядит на практике?”
И Ольга ответила мне. 🙂 В результате родилась эта статья – мини-инструкция о том, как выучить грамматику английского языка самостоятельно. Да так, чтобы не просто «знать правила» – а чтобы ГОВОРИТЬ.
Для подготовки этой инструкции я прибегла к помощи еще одного эксперта (и еще одной Ольги) – Ольги Козарь из English with Experts. В итоге получилось 5 емких советов + небольшая музыкальная шпаргалка по грамматике английского. Приступим!
Для тех, кто любит видеоформат – видео от Димы Море на эту тему
1. Практикуй грамматику в комплексе – что же это значит?
Давай откроем урок какого-нибудь хорошего учебника и посмотрим. Например, курс разговорного английского для взрослых и подростков «Innovations».
Открываем самый первый юнит из книги для начинающих и смотрим. Тема: What’s your name – казалось бы, далеко не грамматическая. Итак, первое задание.
Посмотрите на фотографию. Послушайте, а после попрактикуйте диалог с партнером:
– Hello, I’m Dan. What’s your name?
– Rebecca. Hi.
Следующее задание – повторить тот же диалог, но используя уже свое имя.
Обрати внимание: ученики практикуют нужную для них разговорную конструкцию – как представить себя и как узнать имя другого человека, при этом они знакомятся с формами глагола to be в английском языке (вот она – грамматика!). При выполнении заданий задействуется несколько навыков: аудирование, чтение, говорение.
Еще одно задание из этого же раздела: совместить название страны с ее флагом. А в следующем таске ученикам предстоит провести диалог с партнером, используя эти названия стран.
Обрати внимание: ученики пополняют свой словарный запас названиями стран, знакомятся с важными для них конструкциями – вопрос-ответ о том, откуда они родом, при этом вновь прорабатывают глагол to be в Present Simple. И опять же задействовано несколько навыков: аудирование, чтение, говорение + пополнение словарного запаса.
Так, весь юнит построен на самых разных заданиях: прослушай диалог и запиши пропущенные слова, переведи предложения, ответь на вопросы и т.д.
Но обрати внимание:
- все задания «вертятся» вокруг одной темы – важной для ученика ситуации знакомства с новыми людьми и рассказа о себе,
- все предложения построены в Present Simple, к тому же задания идут от простого к сложному,
- задания задействуют все навыки: как пассивные – аудирование, чтение, так и активные – говорение, написание + пополняется вокабуляр (= словарный запас).
Это и есть «учить в комплексе». Не просто выучить, что Present Simple = Подлежащее + глагол в начальной форме + другие слова, а разобрать эту формулу на фразах, которые пригодятся тебе в жизни, при этом задействуя все навыки.
СОВЕТ: учи и практикуй грамматику английского, задействуя комплексно все навыки: говорю, пишу, слушаю, читаю + словарь; на примерах, которые пригодятся тебе в жизни.
Учебники грамматики английского языка: какой выбрать, где скачать
Эти комплексные упражнения по грамматике английского языка ты найдешь в специальных пособиях. Существуют учебники, построенные по типу «от простого к сложному», где ты должен четко следовать от раздела к разделу и выполнять все задания, вроде Innovations, который мы смотрели только что.
Это Round-up – пособие, созданное изначально для детей и подростков, но прекрасно подходящее взрослым, или Grammarway. Такие учебники подойдут для начинающих, ведь составители учебных пособий, по сути, сделали для них план обучения.
Другой тип учебников – справочники по темам с практическими заданиями, например, English Grammar in Use (знаменитый учебник Раймонда Мерфи) или Oxford Practice Grammar. Такие комплексы подойдут тем, кто уже имеет базу, но хочет подтянуть определенные темы. Кстати, НЕновичкам еще посоветую Сборник упражнений под редакцией Голицынского Ю. Б., чтобы на практике отточить все правила.
Еще один проверенный источник – грамматический курс на Lingualeo. Подходит для среднего уровня.
Если у тебя мало времени, и хотелось бы совмещать грамматику с изучением вокабуляра для работы, то выбирай пособия Market Leader Grammar and Usage, MacMillan Business Grammar builder или Collins Business Grammar and Practice.
2. Отвечай себе на вопрос: зачем мне это правило?
Ронни из engVid в своем видео рассказала про три кита, на которых строится изучение любой грамматической темы. Один из них – это четкое понимание того, зачем тебе нужна та или иная конструкция.
Это видео с кликабельными субритрами ты найдешь по ссылке
Например, зачем тебе нужно знать Present Continuous? В какой жизненной ситуации ты (да, ИМЕННО ТЫ) будешь применять это время?
О том, в какой именно ситуации обычно используется та или иная грамматическая конструкция, ты можешь узнать из учебников (выше я перечисляла несколько, а по ссылке ты найдешь еще один – учебник А. Васильева).
НО! После того, как ты получил объяснения и примеры из учебника, обязательно перенеси эту английскую грамматику на собственный опыт. Прочитал предложение в учебнике – составь еще одно о себе или о важных для тебя вещах.
СОВЕТ: не учи правила грамматики бездумно, чтобы просто «выучить». В первую очередь разберись, когда и зачем тебе понадобится эта грамматическая конструкция. Представь, в каких ситуациях ты будешь ее использовать.
Кстати, чтобы лучше усвоить английскую грамматику, советуем сравнить ее с устройством твоего родного языка. Для этого читай статьи: Как выразить русские мысли в системе английских времен, Взвешиваем языки: словоизменение в русском и английском, Герундий в английском языке.
3. Придумывай свои примеры
В принципе, я говорила об этом только что, но хочу акцентировать внимание повторно: никогда не ограничивайся примерами из учебника. Придумай свои, чтобы лучше понять суть правила и быстрее запомнить его структуру. Погрузи эту скучную грамматику в тот контекст, который имеет отношение именно к ТВОЕЙ ЖИЗНИ, твоим интересам.
Например, мне, как любителю фильмов Гайдая, для лучшего запоминания можно перевести эту фразу, используя 2nd conditional (условное предложение 2-го типа). 🙂
СОВЕТ: учи грамматику в контексте определенных ситуаций, которые важны тебе. Придумывай и составляй свои предложения, чтобы быстрее запомнить и понять правило.
4. По мере повышения уровня переходи на англоязычные справочники
В первую очередь я имею в виду шикарнейший канал с видео о грамматике и не только – engVid (по ссылке ты найдешь эти видео с субтитрами). Изучая видео-уроки с носителями языка, ты будешь вместе с грамматикой прокачивать и свое аудирование, и пополнять словарный запас.
Также можно пользоваться онлайн-справочниками по грамматике от Cambridge Dictionary и Oxford Dictionary. С ними ты, опять же, будешь параллельно развивать другие навыки: вокабуляр и чтение. К тому же, ты можешь быть уверен в достоверности информации, представленной на этих сайтах. И не бойся встретить там незнакомые слова – наше расширение для браузера переведет его в два клика.
СОВЕТ: когда твой английский будет позволять, почаще используй англоязычные грамматические справочники. Кстати, словарей это тоже касается: один англо-английский толковый словарь стоит 10-ти англо-русских.
5. Используй яркие примеры для запоминания
Казалось бы, ты все понял и запомнил. Но вот настает ситуация, когда тебе все же потребовалось использовать, допустим, Present Perfect Continuous. Но ты совершенно забыл, как оно образуется! Тут-то и приходит на помощь музыкальная подсказка:
Londonbeat – I’ve Been Thinking About You
Такие запоминающиеся строчки из песен и кино:
Во-первых, буквально впиваются в твою память.
Have + been + Verb + ing (длинная и мучительная формула)
I’ve Been Thinking About You (запомнится куда быстрее)
Во-вторых, помогут держать в голове не только формулу, но и значение грамматической конструкции, поскольку ты будешь помнить контекст, из которого была взята эта строчка (при условии, что ты изучил текст песни).
Так, песня группы Pink Floyd «Wish you were here» или цитата из Игры престолов «I wish I was the monster you think I am», о которой мы писали в этой статье, поможет тебе навсегда запомнить, как формируется и что означает условное предложение с wish.
Оно выражает сожаление о настоящем или прошлом событии:
Wish you were here (Жаль, что тебя здесь нет; Как бы я хотел, чтобы ты был(а) здесь)
I wish I was the monster you think I am (Жаль, я не тот монстр, которого вы видите во мне)
И еще один шутливый пример: Как бы я хотел, чтобы ты был(а) пивом.
Чтобы такой мнемонический прием возымел максимальный эффект на твою память, советую самостоятельно собирать и выписывать такие фразы из любимых песен, фильмов, роликов и т.д., чтобы помнить и осознавать контекст, в котором эти строчки находились.
СОВЕТ: если ты заметил в любимой песне пример на какое-то правило, обязательно выпиши его, проговори или пропой несколько раз. Осознай, что это применение NN-ого правила. Ответь себе на вопрос, почему оно используется здесь. Тогда эта строчка будет твоей постоянной шпаргалкой.
Кстати, Ольга Козарь рассказала нам об учебных программах, которые основаны на песнях и шутках: Grammarchants или Grammar with Laughter.
И обязательно проходи грамматические тренировки на Lingualeo. Они тоже нужны именно для того, чтобы навсегда запомнить, как строятся конструкции. Правильные формулы «влезают тебе под кожу» и доводятся до автоматизма, потому что тренировки работают по принципу «1000 раз повторишь – никогда не забудешь». Подробнее об устройстве наших тренировок читай в статье «Откуда у Лео ноги растут».
6. Бонус: песенная шпаргалка от Lingualeo!
Я взяла на себя смелость составить для тебя небольшой список фраз из песен в качестве той самой шпаргалки. Фразы нашла на времена глагола и на типы условных предложений (пожалуй, самые больные темы). Можешь пользоваться этим списком, пока не составишь свой. 🙂
У каждой песни есть ссылка на полный текст. Обязательно изучи его, чтобы лучше запомнить.
Грамматика английского языка: времена в песнях
Present Simple
The Beatles «She Loves You» поможет навсегда запомнить, что в третьем лице глаголу нужен суффикс -s.
She says she loves you,
And you know that can’t be bad,
She says she loves you,
And you know you should be glad.
Эрик Клэптон «Wonderful Tonight» не позволит забыть, как строится вопрос:
And then she asks me,
Do I look alright?
And I say yes, you look wonderful tonight
Past Simple
The Beatles «Yellow Submarine» – весь первый куплет тебе в помощь.
In the town where I was born
Lived a man who sailed to sea
And he told us of his life
In the land of submarines
So we sailed up to the sun
Till we found the sea of green
And we lived beneath the waves
In our yellow submarine
Future Simple
And I will always love you.
I will always love you.
Present Continuous – Past Continuous
На оба времени я решила взять одну песню, в которой они интересно противопоставляются: Aerosmith «Crying».
I was crying when I met you
Now I’m trying to forget you
Отдельно на Present Continuous еще идеально подойдет песня Fool’s Garden «Lemon Tree»: весь ее текст, по сути, построен на этом времени.
I’m sitting here in the boring room
It’s just another rainy Sunday afternoon
I’m wasting my time, I got nothing to do
I’m hanging around, I’m waiting for you.
Future Continuous
The Police «Every Breath You Take» никогда не даст забыть формулу: will + be + verb + ing.
Every breath you take, every move you make
Every bond you break, every step you take
I’ll be watching you
Present Perfect
I want to know
Have you ever seen the rain?
I want to know
Have you ever seen the rain?
And I’ve never seen that dress you’re wearing
Or that highlights in your hair that catch your eyes
I have been blind
Past Perfect
Пока я собирала эту шпаргалку, обнаружила огромное количество видеозаписей, где примеры песен уже подобраны за нас с тобой! Вот видео про Past Perfect.
Так что ты сможешь легко найти другие примеры (если вдруг не устроят мои). Главное – гугли по-английски. Например так: past perfect examples in songs.
Future Perfect
I will have held you
I will have kissed you
I will have claimed you
Present Perfect Continuous
I’ve been thinking about you,
I’ve been thinking about you,
I’ve been thinking about you,
I’ve been thinking about you!
Past Perfect Continuous
Вновь предлагаю посмотреть целую подборку примеров.
Примеров на Future Perfect Continuous, к сожалению, не нашла. Все-таки форма используется очень редко. Если ты знаешь пример – обязательно пиши в комментариях!
Условные предложения в песнях: как запомнить правила английского языка
First Conditional
So I shot – I shot – I shot him down
And I say:
If I am guilty
I will pay
If you say run, I’ll run with you
If you say hide, we’ll hide
Second Conditional
If only I knew what I know today
I would hold you in my arms
I would take the pain away
(в первом куплете)
If I had just one more day
I would tell you how much that I’ve missed you
Since you’ve been away
(в третьем куплете)
Другая песня, целиком построенная на этом обороте – «Tears in Heaven» Эрика Клэптона.
Would you know my name, if I saw you in heaven?
Would it be the same, if I saw you in heaven?
Заметь, обе песни трагичные (об ушедших людях), ведь повествуют о воображаемых и нереальных ситуациях.
Third Conditional
Глория Гейнор «I Will Survive» поможет запомнить сложнейшую формулу:
If + Past Perfect (had + Verb3) = Нереальное условие
Future Perfect in the Past (модальный глагол + have + Verb3) = Нереальный результат
I should have changed that stupid lock,
I should have made you leave your key
If I had known for just one second you’d be back to bother me.
Условное предложение с wish
Помимо уже названной «Wish you were here» для этой конструкции идеально подойдет песня группы Pearl Jam «Wishlist», поскольку она целиком построена на этом обороте.
I wish I was a neutron bomb for once I could go off
I wish I was a sacrifice but somehow still lived on
I wish I was a sentimental ornament you hung on
Думаю, принцип тебе понятен 🙂 Выписывай фразы из любимых песен самостоятельно, или ищи готовые подборки (но гугли по-английски).
Подведем небольшой итог: как правильно изучать английскую грамматику
- Чтобы по-настоящему освоить грамматику английского языка, ее нужно учить в комплексе со всеми остальными навыками и на примерах, которые пригодятся тебе в жизни.
- Обязательно отвечай себе на вопрос: в какой ситуации я буду использовать эту конструкцию? Зачем она мне нужна? Учебные пособия помогут тебе ответить.
- После того, как ты разобрал какое-то правило, придумай на него свой пример (а лучше 20), основанный на твоем жизненном опыте. Проговори их и запиши.
- Потихоньку начинай пользоваться англоязычными грамматическими справочниками.
- Находи для себя строчки из известных, любимых, запоминающихся песен (или фильмов), чтобы грамматическое правило не вылетало из головы.
И прогоняй грамматические тренировки в Lingualeo, чтобы верные формулы навсегда врезались в память. 🙂
Как начать правильно изучать английскую грамматику
Большинству из нас занятия английским языком приносят радость — по крайней мере, пока дело не доходит до грамматики. Признаемся честно: мы ненавидим грамматику. И все же к ней можно подобрать ключик! Помогут вам в этом советы 10 полиглотов и практикующих лингвистов.
Olly Richards
Олли Ричардс — полиглот, говорящий на семи языках. Он ведет блог под названием “I Will Teach You a Language” («Я научу вас языку»).
К изучению грамматики можно применить закон Паркинсона*.
*Закон Паркинсона — эмпирический закон, сформулированный британским историком Сирилом Норткотом Паркинсоном в 1955 году. В оригинале звучит следующим образом: «Work expands so as to fill the time available for its completion» («Работа увеличивается в объеме, стремясь заполнить время, на нее отведенное»).
Другими словами, чем больше вы учите грамматику, тем больше материала для изучения появляется.
Первое, о чем я хочу сказать: да, грамматику учить нужно. Только, скорее всего, не так, как вы думаете.
Вот что я обнаружил: когда вы сосредоточитесь на самом процессе коммуникации, изучение грамматики начнется автоматически. Помните: вы всегда можете передать послание только при помощи слов, без грамматики.
Приведу пример: “I go bank yesterday.” Грамматически верно? Нет. Понятно? Да.
Когда вы прекратите беспокоиться о грамматической правильности вашей речи и вместо этого сосредоточитесь на сути, вы освободите одну из областей вашего мозга, которую сможете задействовать для крайне важного процесса — наблюдения.
И это — моя основная стратегия в изучении грамматики. Читаете ли вы книгу или говорите с другом, сосредоточьтесь на информации и просто «наблюдайте» за тем, какая грамматика используется для того, чтобы ее передать.
Я редко выполняю упражнения по грамматике, но всегда активно наблюдаю за тем, какие грамматические правила используются в каждом конкретном случае, и задаюсь вопросом: почему. Поверьте, со временем ваше понимание грамматики улучшится параллельно с умением общаться и понимать язык.
Начните со смысла, а грамматика приложится.
Luca Lampariello
Лука Лампариелло — невероятно талантливый полиглот: кроме родного итальянского он говорит еще на девяти языках (английском, французском, немецком, испанском, шведском, русском, нидерландском, португальском и путунхуа).
Общение — вот наша с вами цель. Мы учимся не ради того, чтобы преуспеть в упражнениях по грамматике. Грамматика усвоится, если вы будете работать на достижение целей.
Я смотрю на язык как на шифр. У каждого языка свой шифр. Чтобы взломать шифр, нам нужно вычислить его закономерности. Это — ключ. Как только вам удастся взломать шифр, язык раскроется перед вами и все станет легко и просто.
Давайте я приведу пример анализа и раскрытия шифра. Рассмотрим следующую последовательность целых чисел, которую называют числами Фибоначчи:
0 1 1 2 3 5 8 13…
Вместо готового объяснения я дам вам подсказку: соседние числа, взятые в пару, объединяет конкретная и простая закономерность. Вычислили ее? Если нет, попробуйте еще раз, оно того стоит.
Ну как, вы нашли решение? Чувствуете некое удовлетворение?
Теперь представьте, что я просто дал вам следующую формулу:
с начальными значениями F0 = 0, F1 = 1.
Вам нужно только подставлять числа в формулу, и вы получите последовательность. Вы поняли принцип последовательности Фибоначчи, вам его разъяснили. В первом же случае вы вывели его сами. Если вы это сделали, ваш мозг предпринял усилие, чтобы найти закономерность. Это усилие имеет особую ценность, поскольку формирует важнейшие нейронные связи.
Я очень практичный человек, и я должен быть на сто процентов уверен в том, что смогу спокойно общаться на языке, который учу. Чтобы добиться этого, я отсекаю лишнее и концентрируюсь только на том, что пригодится мне для общения. Я выбираю тексты, которые удовлетворяют моим интересам, и пытаюсь интуитивно понять грамматику, слушая, как говорят носители языка. Не распыляться — вот мой метод.
А результаты метода Луки, что называется, налицо:
Не правда ли, прекрасный результат? Особенно если учесть, что речь идет об одном из самых сложных языков в мире.
Anne Merritt
Энн Мерритт преподает английский как иностранный, пишет об изучении языка для The Telegraph. Ее тексты также замечены на CNN. В данный момент живет в Южной Корее.
Прежде всего, я считаю, что значимость грамматики часто преувеличивают.
Если вы учите язык, чтобы путешествовать, вы прекрасно справитесь и с базовым набором слов, умея связать их вместе.
Если вы хотите свободно владеть языком, если вы учите язык для работы, я бы все равно посоветовала начинающим прежде всего сконцентрироваться на существительных и глаголах повседневного употребления.
Если вы накопите словарный запас и освоитесь с закономерностями языка и произношением, думаю, грамматика будет вам не страшна. В конце концов, когда вы научитесь строить части предложения, управляться с артиклями и союзами станет не так уж и сложно.
Lucas Kern
Лукас Керн — основатель Leicht-Deutsch-Lernen.com. Там вам предложат «учить немецкий весело», для чего у создателей готов ряд разработок.
Грамматика — отстой! Вот что отвечают мне студенты, когда я спрашиваю их, что они думают о грамматике. Я их прекрасно понимаю. Когда я учился в школе, я тоже ненавидел грамматику.
Изучение иностранного языка — это больше, чем зубрежка правил грамматики. Вы должны понимать то, что читаете или слушаете, а еще знать особенности произношения.
Так что вот мой вам совет: если не любите грамматику, не зацикливайтесь на ней. Это не принесет вам ничего, кроме стресса и разочарования. Вместо этого постарайтесь сосредоточиться на других, не менее важных, вещах.
Например, простые для понимания подкасты, фильмы с субтитрами, любимый роман в виде аудиокниги (читаете книгу и одновременно слушаете ее же) помогут вам улучшить интуитивное понимание правильной грамматики.
Если вы примените этот подход, то, скорее всего, сэкономите время и не растеряете мотивацию. Попробуйте!
Anthony Metivier
Энтони Метивье — специалист по мнемонике, магистр в области английской литературы, магистр в области массовых коммуникаций и доктор гуманитарных наук. Magnetic Memory Method — его детище.
Поймите одно: без словарного запаса возможности использования грамматики ограничены. Пока вы его не накопите, вы не найдете грамматике применение.
Грамматика — это двигатель, который нуждается в топливе из слов, чтобы машина вашего разума помчалась по языковой автостраде, — и это будет прекрасная поездка!
Влюбитесь в грамматику (даже если для этого вам придется себя загипнотизировать), и вы поразитесь, чего сможете достичь — легко, элегантно, быстро и весело.
Cornelius C. Kubler
Корнелиус C. Кублер — профессор востоковедения в колледже Уильямса; из-под его пера вышел не один учебник китайского.
Грамматика подобна клею, который удерживает слова вместе. Чрезвычайно важно знать ее хорошо.
Слушайте на повторе аудиозаписи с речью носителей языка. Упражнения (имитативные, подстановочные, трансформационные) будут полезны как для знакомства с грамматическими конструкциями, так и для отработки их воспроизведения.
Также необходимо следить за грамматикой в разговорах с носителями языка.
Таким образом, слушайте, повторяйте, запоминайте, а затем применяйте на практике изученную грамматику — желательно не в отрыве от контекста (отдельно глагольные окончания или частицы), а осмысленно (предложения, диалоги, монологи), и, если получится, в общении. Это сделает процесс изучения языка не только более продуктивным, но также практически ориентированным и интересным!
Benny Lewis
Бенни Льюис ведет крупнейший блог, посвященный изучению иностранных языков, Fluent in 3 Months.
В моем понимании, правила грамматики помогают навести порядок в языке. Если вам пока еще негде наводить порядок, они вам не нужны.
Поэтому я убедительно рекомендую начинающим учить английский с нуля не заниматься грамматикой (разве что по чуть-чуть) и вместо этого практиковать устную речь — пусть и с ошибками.
Однако когда вы доберетесь до среднего уровня, купите хороший учебник грамматики и начинайте наводить порядок в том, что уже успели выучить.
Грамматика — если вы взялись за нее в нужный момент — начинает заполнять пустующие места в паззле, и это поистине увлекательный процесс! Вас ждет столько озарений, столько интересного! Такая грамматика не наставляет, а объясняет. Для меня это как глоток свежего воздуха, я начинаю по-новому наслаждаться языком.
Jared Romey
Джаред Роуми стоит за обучающим проектом Speaking Latino. Здесь учат живому испанскому языку и испанскому сленгу.
Могу дать вам совет, как учить грамматику. Не учите.
Бегите от советов заниматься грамматикой, как принято — в классе или по учебнику. Это скучно, жалко и убивает все удовольствие от изучения языка. Вместо этого слушайте язык и говорите на нем, с каждым днем все больше и больше.
Когда научитесь говорить и думать на этом языке, вот тогда уделите время грамматике. Сверяйтесь с грамматикой по ходу изучения языка, но не начинайте с нее.
Oscar Pellus
Оскар Пеллус — основатель Unlimited Spanish, проекта, рассчитанного на то, чтобы помочь вам уверенно заговорить по-испански.
Не сводите изучение языка к оттачиванию грамматики, особенно если хотите говорить свободно. Вы потратите кучу денег, сил и времени, и все без толку.
Вместо этого читайте и слушайте. Многократно встречая одни и те же грамматические конструкции в живой речи, вы автоматически их «подцепите». К примеру, если вы тысячу раз увидите какой-то глагол в форме прошедшего времени, то и сами начнете произносить его правильно.
Грамматика может пригодиться, когда вы начинаете учить язык с нуля: полезно пролистать учебник базовой грамматики, чтобы составить представление о языке. Она также может сослужить вам хорошую службу, когда вы говорите и пишете на высоком уровне и хотите отточить ваши умения, дабы избежать малейших ошибок. Однако одно только знание правил грамматики не сделает из вас мастера слова.
Kerstin Hammes
Керстин Хаммес — автор блога Fluent Language. Помимо родного немецкого она преподает французский и английский языки — онлайн и офлайн.
Мое мнение таково… Изучение грамматики? Лучше не придумаешь!
Спорно? Не знаю. Но это жизненно необходимая штука! Интересно: мы не можем общаться без грамматики, но во время беседы мы ее не замечаем. Так что это теория, не практика.
Я бы посоветовала для начала определиться, к какому из двух типов учеников вы относитесь:
- Отважный практик, готовый с головой броситься в диалог, не страшась ошибок? В таком случае не обращайте особого внимания на грамматику, пока не найдете то, что вас «зацепит».
- Интроверт-перфекционист, который продумывает предложения целиком, прежде чем произнести их вслух, потому что боится сказать что-то не то и попасть в глупое положение? Для вас, мой друг, грамматика — это дар свыше, это самая настоящая дорожная карта, по которой проложен ваш маршрут! Сначала выучите основы иностранной грамматики (нюансы подождут своего часа), удостоверьтесь, что понимаете грамматику своего родного языка, и найдите сходства и различия между ними. Этот метод не раз срабатывал с моими студентами и послужил источником многих озарений.
А для тех, кто готов к восприятию английской речи на слух, предлагаем советы по изучению грамматики опытного, хоть и слегка эксцентричного преподавателя английского языка с сайта engvid.com по имени Ронни (доступны английские субтитры):
Сколько экспертов, столько и мнений; сколько мнений, столько и подходов к изучению грамматики. И все же специалисты сходятся в одном — все они выступают против механической зубрежки правил. Чей совет оказался вам ближе?
Расскажите в комментариях, а еще не забудьте поделиться прочитанным с друзьями!
Источники: http://www.study.ru/support/lib/note64.html, http://corp.lingualeo.com/ru/2016/12/21/kak-uchit-grammatiku-angliyskogo/, http://skyeng.ru/articles/kak-nachat-pravilno-izuchat-anglijskuyu-grammatiku