Когда можно начинать учить английский?
Многие родители мечтают, чтобы их ребенок вырос билингвом и с одинаковой легкостью говорил и на русском, и на английском. Желание понятное и разумное — уже сегодня знание английского считается весомым плюсом, а лет через 10-15 это станет обязательным требованием для образованного человека. Международные связи развиваются, а интернет позволяет учиться в зарубежных вузах и работать в иностранных компаниях, не покидая родного города.
Чем раньше человек начинает изучать иностранный язык, тем лучше он им владеет. Но когда нужно начинать учить английский?
Педагоги и психологи утверждают, что активнее всего дети впитывают знания с 1,5 до 9 лет. Это именно тот возраст, когда у ребенка формируются основные речевые навыки и его мозг лучше всего воспринимает и запоминает звук иностранной речи. Позже структуры мозга, отвечающие за развитие речи, становятся менее гибкими. Именно поэтому взрослым изучение иностранного языка дается намного тяжелее.
Дети способны очень быстро усваивать английский, но при одном условии — этот процесс должен приносить удовольствие. Поэтому обучение в разных возрастных категориях имеет свои особенности.
С рождения до 1,5 лет
В этот момент закладывается фундамент — дети слышат и запоминают звуки, которые совсем скоро обретут для них смысл и станут словами. Хороший вариант для знакомства малышей с английским — это колыбельные, стишки, активные игры на английском языке.
От 1,5 до 2 лет
Некоторые лингвистические школы начинают обучать детей с двухлетнего возраста. Это довольно благоприятный период развития ребенка, когда вся мозговая деятельность направляется на изучение языка. Обучение проводится в игровой форме, так как игра — основной способ познания мира для любого ребенка. В этот период можно использовать любые игры, которые нравятся малышу, главное — не принуждать его, иначе английский начнет ассоциироваться с чем-то неприятным.
От 3 до 5 лет
Многие специалисты уверены, что это самый подходящий возраст: речевые навыки уже сложились, а мозг еще достаточно гибок и активен, чтобы с легкостью усваивать все новое. В этот период изучение английского работает и на общее развитие: улучшается память, мышление, восприятие, воображение. Но еще важнее то, что у детей в этом возрасте нет страха перед использованием языка, и если они начнут учить его до 5 лет, то никогда не столкнутся с языковым барьером.
Белла Девяткина в 4 года говорила уже на 7 языках. Посмотрите ее выступление на шоу «Удивительные люди».
От 5 до 10 лет
В этом возрасте не поздно начинать заниматься английским — быстрое и эффективное изучение иностранного языка еще возможно. Но будьте готовы к трудностям. У ребенка в это время уже появляются социальные ожидания и страх ошибки, а это существенно затрудняет обучение. Поэтому самое важное в этот период — организовать обучение так, чтобы у ребенка не было шанса ошибиться, и показать, что язык нужен в первую очередь для общения.
От 10 и старше
С каждым годом тяга к познанию мира у детей снижается, а мнение окружающих становится все более важным. Подростки и взрослые, даже зная иностранный язык, боятся говорить на нем. Они пытаются соблюдать правила грамматики и думают, что говорить нужно на уровне носителя —- или не говорить вовсе. Прежде чем сказать что-то, они мысленно проговаривают слово или фразу. Это мешает быстро преодолеть языковой барьер.
Обучение детей английскому с самого раннего возраста не только возможно, но и желательно. Оно помогает развить речевые навыки речи, мышление и память. Поэтому так важно заложить базу, которая поможет изучать язык в более старшем возрасте. Но, главное, научит ребенка относиться к английскому (да и любому другому иностранному языку) не как к крепости, которую нужно брать с боем, а полезному инструменту для общения.
Со скольких лет и как учить ребенка английскому языку
Опубликовано: 25.01.2016 ⋅ Автор: Инглекс
Любой родитель хочет лучшего для своего ребенка. И многие взрослые считают, что детям обязательно нужно изучать иностранные языки — это принесет огромную пользу. Причем некоторые родители просто одержимы идеей начать обучение как можно раньше. В этой статье мы расскажем, со скольких лет, где и как начать учить ребенка английскому языку, а также как правильно это делать дома.
Со скольких лет учить ребенка английскому языку
Когда лучше начинать учить ребенка английскому языку? Скажем прямо: точного ответа на этот вопрос не существует. Каждый ребенок индивидуален, поэтому «универсальный возраст» начала обучения обозначить практически невозможно. Мы рассмотрим два варианта, их плюсы и минусы. Кроме того, вы увидите экспертные мнения наших преподавателей по этому вопросу, они основаны на их личном опыте, ведь эти учителя и сами мамы. Вы хорошо знаете своего ребенка, поэтому сможете решить, какой именно из указанных вариантов вам подходит.
Теория №1. Ребенка следует учить английскому языку как можно раньше
Приверженцы этой теории говорят, что дети с рождения и до 5-6 лет легко усваивают любые языки. Они учат свой родной язык естественным путем, без всяких школ, поэтому и английский смогут освоить точно так же.
Достоинства это подхода:
- Ребенок учит язык бессознательно
Родители полагают, что малыши учат английский язык как родной, то есть просто пассивно прослушивают, а потом воспроизводят слова и фразы в собственной речи. К 7 годам любой ребенок хорошо владеет русским языком несмотря на то, что не понимает, что такое «подлежащее», «существительное», «настоящее время» и т. д. Отсюда и следует вывод, что аналогично можно учить и английский — естественно и без правил. - Малыш не боится говорить
Ребенок в таком возрасте меньше боится совершить ошибку, чем взрослый, поэтому дети смелее пользуются изучаемым языком. У малышей не возникает языковой барьер, ведь они более непосредственны и менее зажаты, чем взрослые. Они просто говорят, что хотят, не обращая внимания на свое произношение или ошибки в речи. Взрослые исправляют эти ошибки, и постепенно ребенок привыкает говорить правильными предложениями. - У детей хорошая память
Есть теория, что в возрасте до 5 лет у каждого человека способности к языкам выше среднего потому, что дети быстрее запоминают слова и фразы. Они, как попугайчики, повторяют все, что слышат, и буквально на лету схватывают новые для себя слова. Вспомните, наверное, у каждого взрослого случался такой конфуз: вы произносите при ребенке какое-нибудь не очень хорошее слово, а он (ну, как назло!) моментально запоминает его и начинает употреблять в своей речи. Если вместо нехороших слов на русском предложить ребенку хорошие на английском, он запомнит их также быстро. - Ребенку проще выработать хорошее произношение
Также есть мнение, что ребенку проще научиться выговаривать звуки английской речи правильно, ведь звукоподражательные способности детей находятся на повышенном уровне. Ребенок довольно быстро учится произносить все звуки родного языка так, как говорит взрослый человек. Аналогично он будет учиться выговаривать и звуки английской речи: быстро и правильно.
Недостатки этого подхода:
- Нужна языковая среда
Изучение «естественным путем» возможно только при условии создания подходящей языковой среды или пребывания в ней. То есть ребенок должен ежедневно слышать английскую речь от окружающих. Такое возможно, если он живет за границей, один из родителей постоянно говорит по-английски или у ребенка англоговорящая няня. Вспомните, в XVIII-XIX вв. в России представители высшего света знали французский язык даже лучше, чем русский. А все потому, что в те времена принято было приглашать гувернанток и гувернеров из Франции. - Опасность механического изучения
Малыш еще плохо знает родной язык, он произносит предложения на «автомате», но не понимает, как слова «работают» друг с другом. Кроме того, у многих малышей небольшой словарный запас русского языка, а если ребенок не понимает, что такое «воздушный змей» или «сиреневый» на родном языке, то он не поймет этого и в английском. Механическое запоминание английских фраз — не самый действенный прием изучения языка. Подумайте, может быть, стоит подождать, пока ребенок подрастет и будет осознанно учить английский. - Сложно создавать правильный настрой
Для ребенка дошкольного возраста важен правильный настрой как дома, так и на уроках, а создавать его непросто. Так, ребенок учится играя, поэтому дома вам надо будет «играть в английский». Кроме того, вам нужно будет найти такого преподавателя, который сумеет учить ребенка через игру и привьет ему любовь к изучению языка. Сделать это непросто: далеко не каждый учитель умеет обучать детей, а некоторые педагоги и вовсе надолго отбивают охоту изучать иностранные языки. - Риск испортить произношение русских звуков
Некоторые логопеды считают, что изучение английских звуков может стать причиной плохого произношения русских. То есть логопеды не рекомендуют изучать английский, пока у ребенка не сформируется хорошее произношение звуков родного языка.
Мнения наших преподавателей по вопросу «С какого возраста лучше учить английский ребенку?»
Опыт работы преподавателем: 9 лет
Опыт работы в Englex: 4 года
Моя дочка начала проявлять интерес к различным видео с песнями и стишками на английском с 2,5 лет (естественно, именно я их для нее выбрала и предложила). Она сразу выбрала определенные и потом просто требовала включать их по 20-30 раз подряд. Буквально через пару недель начала их напевать. В этом возрасте дети способны впитывать новые слова и произношение с поразительной скоростью. Но, естественно, пришло время, когда все ее любимые видео на английском ей надоели, появился интерес к мультикам на русском, и время просмотра, конечно, увеличилось. И сейчас, когда ей уже 5, я пробовала включать ей те же самые видео, она сразу узнавала картинку, мотив и даже напевала отрывки, но полностью воспроизвести, как раньше, уже не могла. Что опять подтверждает всем давно известный факт: без постоянной практики язык забывается.
Мне кажется, чем раньше ребенка хотя бы просто познакомить с новым языком (и в этом задача родителей изначально), тем легче ему будет его учить в будущем. Очень важно также желание самого ребенка, родителям нужно поймать момент, когда ребенок сам заинтересуется и попросит. И не пытаться навязывать в раннем возрасте то, что им неинтересно, потому что тогда результат будет негативный.
Что касается непосредственно изучения языка как вида деятельности, то, наверное, с 3-4 лет деток можно отдавать на курсы, но обязательно в группу, а никак не индивидуально (это мое субъективное мнение, конечно). При этом стоит очень хорошо взвесить все за и против, учитывая характер ребенка, его готовность к обучению и общению с новыми сверстниками и учителем. Первый опыт самый главный!
Опыт работы преподавателем: 8 лет
Опыт работы в Englex: 1 год
Начинать обучать языку можно с пеленок, ведь именно так происходит в двуязычных семьях. И результат великолепен — ребенок говорит на двух языках, как на родных. Но это, конечно, исключительный вариант. Я для себя самым главным принципом выбрала «не навредить», то есть:
- не замучить ребенка и не вызвать негатив по отношению к языку;
- не нарушить психику и процесс развития речи на родном языке.
Поэтому до недавних пор сын с английским никаким специальным образом не соприкасался. Только когда сыну было где-то полтора и я убедилась, что он развит, общителен, жизнерадостен и уже говорит словосочетаниями на родном языке, я позволила себе добавить в наш «рацион» nursery rhymes, мультфильмы и песенки на английском. Все это он до сих пор воспринимает очень положительно! Это из личного опыта.
Если вернуться к общему, то родителям я бы кроме принципа «не навреди» посоветовала бы найти возможность для ребенка соприкасаться с языком приблизительно так, как это происходит с родным, то есть сперва пассивно и непринужденно. До 6-8 лет я бы рекомендовала только считалки, песенки, мультфильмы и игры с родителями или в языковых клубах. Важно также помнить, что произношение в этих аудио и видео или у преподавателя должно быть на уровне. Иначе исправить заученное будет архисложно! Естественно, ни о каком письме и грамматике не может быть и речи с такими крохами.
Когда можно начинать учить ребенка языку сознательно, пусть весело, но все же системно и с какими-то аналитическими приемами? — вопрос индивидуальный. Есть дети более усидчивые и менее усидчивые, кто-то начинает разговаривать в год – полтора, а кто-то и в три немногословен. Есть много нюансов, и прежде всего нужно самим родителям осторожно оценить, к чему их ребенок сейчас готов.
Таким образом, учить ребенка английскому с младенческого возраста стоит в том случае, если:
- Вы живете или собираетесь жить в англоязычной стране, и ребенку просто необходимо знать язык для общения с окружающими.
- Дома кто-то постоянно говорит на английском языке: один из родителей, бабушка, няня. В таком случае ребенок тоже будет осознавать, для чего ему нужно что-то учить — для разговора с этим человеком.
- Вы умеете ненавязчиво и интересно преподносить малышу знания без вреда для родного языка или нашли репетитора, который умеет это делать.
Теория №2. Ребенка следует учить английскому языку не ранее чем с 7 лет
Приверженцы этого мнения считают, что иностранные языки нужно учить в осознанном возрасте, а не мучить малыша непонятными для него словами. Сторонники обучения с 7 лет согласны с тем, что ребенок до 5-6 лет легко усваивает язык, который постоянно слышит, то есть русский. Если ребенок не находится в англоговорящей стране или его родители не говорят по-английски так же часто, как и по-русски, то иностранный язык не сможет усвоиться «сам по себе», поэтому нет смысла учить его ранее 7-8 лет.
Достоинства этого подхода:
- Ребенок привыкает учиться
В возрасте 7 и старше лет ребенок уже привыкает к режиму, ведь он ходит в школу. Дети становятся более организованными и способными учиться, выполнять домашние задания, слушать учителя и т. д. - Ребенок уже хорошо владеет родным языком
Дети школьного возраста имеют широкий словарный запас и хорошо владеют русской речью. Например, ребенок понимает, что при встрече надо здороваться, представляться, просить представиться незнакомого человека, поэтому у него не вызовут вопросов такие фразы на английском языке. Кроме того, ребенок знает много слов русского языка, так что эти слова на английском будут ему понятны. - У ребенка, как правило, сформировалось произношение
К 7 годам у ребенка будет уже сформировано произношение звуков родного языка, поэтому он не будет путать их с английскими звуками. Более того, в этом возрасте у ребенка все еще хорошие фонематические способности, поэтому он довольно быстро сможет научиться правильно произносить звуки иностранной речи. - Детей проще мотивировать
В таком возрасте дети уже обзаводятся своими первыми хобби и интересами, поэтому вы можете предложить ребенку увлекательную «систему премирования», ради которой он будет учить язык. Кроме того, в таком возрасте вы уже можете найти для ребенка плюсы в изучении английского языка: возможность смотреть мультики в оригинале, читать интересные сказки и рассказы, играть в онлайн-игры на английском языке и т. д. Найдите то, что увлечет именно вашего ребенка, и вам не придется силой тащить его на очередное занятие по английскому. - Есть множество курсов для детей
Найти курсы детям от 7 лет будет довольно просто: они уже привыкли концентрировать внимание на изучаемом предмете, опять-таки у ребенка есть интересы, учитель может строить уроки, основываясь на них. С детьми младше 7 лет немного сложнее: привлечь и удержать внимание маленького ребенка непросто, еще сложнее заставить его что-то делать осознанно. Найти правильный подход к обучению малыша очень трудно, не каждый учитель сможет это сделать, поэтому вы можете потратить много времени на поиск «того самого» преподавателя. - Ребенку несложно преодолеть языковой барьер
Дети в этом возрасте не боятся допускать ошибки, они охотно ведут диалог с преподавателем, не думают об акценте. То есть в 7-8 лет вовсе не поздно начинать изучение иностранного языка — вы успеете предупредить появление языкового барьера.
Недостатки этого подхода:
- Сложнее запоминать новые слова
По сравнению с малышами, детям старше 7 лет запоминать новые слова немного сложнее. С другой стороны, в этом возрасте ребенок учит все осознанно, то есть он хорошо понимает, что обозначает то или иное слово и как можно его использовать. - Меньше времени для изучения языка
Некоторых школьников нагружают большими объемами домашних заданий, поэтому на английский остается совсем немного времени. Однако и из этой ситуации можно найти выход: записать ребенка на курсы, где задают совсем небольшие домашние задания, а обучение проходит в игровой форме — так ваш ребенок будет отдыхать от школы.
Мнения наших преподавателей по вопросу «В каком возрасте учить ребенка английскому?»
Опыт работы преподавателем: 9 лет
Опыт работы в Englex: 2 года
Когда стоит начинать изучение английского языка?
Еще десять лет назад этот вопрос редко тревожил родителей. Начало изучение языка определялось школой. Сейчас все по-другому. С каждый годом количество мам и пап, которые хотят приобщить ребенка ко второму языку до школы, стремительно растет. И данная тенденция вполне понятна: в детстве у любого малыша есть уникальная, подаренная природой возможность освоить любой язык быстрее и без усилий.
Однако с интересом к раннему английскому, появляется и большое количество вопросов. Родители интересуются, когда лучше начать изучать английский язык. Стоит ли это делать до года? Или это слишком рано? В интернете много разрозненной информации, и родителям часто бывает сложно определиться.
На самом деле, не существует такого понятия, как лучший возраст начала изучения второго языка, который бы подходил для всех. Существует целый ряд факторов, которые обязательно надо учитывать, когда вы принимаете решение по этому поводу. В каждом возрасте есть свои плюсы и минусы. Давайте разбираться по порядку.
От рождения до года
Ребенок появляется на свет не разговаривающий, не умеющий ходить и без зубов. Что происходит с его рождением? С момента рождения у ребенка запускается подготовительный период, период в процессе которого он, его тело, его мозг готовятся к тому, чтобы начать ходить, жевать, разговаривать. Ребенок находится в режиме обучения, но обучения естественного, когда он непроизвольно осваивает необходимые для самостоятельной жизни навыки.
Это касается и английского языка. Чем раньше ребенок будет окружен вторым языком, тем более похожим на естественное освоение родной речи будет этот процесс. Или если сказать более точно, оба языка, на котором происходит взаимодействие взрослых с ребенком, будут осваиваться им как родные. Достаточно создать соответствующую языковую среду для ребенка, и он без каких-либо усилий заговорит на нескольких языках. Никаких бесконечных упражнений по грамматике, запоминания длинных списков иностранных слов, стеснения и «языкового барьера».
Таким образом, главное преимущество начала погружения ребенка в двуязычную среду до года — наиболее естественное и качественное освоение второго языка, при котором он станет родным для ребенка. Однако существуют и о определенные недостатки начала в этом возрасте.
Во-первых, это существенная нагрузка на родителей. Ведь мы живем в России, английская языковая среда может быть создана только искусственно. То есть либо родители сами будут общаться с ребенком на двух языках, либо эту языковую среду будут организовывать сторонние специалисты. То есть в отличие от ситуации с освоением только русского языка, погружение ребенка в английский язык требует целенаправленных усилий по созданию специфической двуязычной среды, соответствующей определенным правилам и принципам.
И, конечно, это подразумевает высокую ответственность со стороны родителей. Если они сами планируют заниматься с ребенком, им необходимо очень тщательно изучить этот вопрос, понимать, что и как можно делать, чего надо избегать, и, разумеется, владеть живым языком с хорошим акцентом и отсутствием ошибок. А если же они выбирают внешние источники, то это должны быть хорошо зарекомендовавшие себя центры, няни, педагоги, которые в свою очередь требуют материальных вложений.
От года до двух лет
Этот возраст хорош тем, что для многих родителей идея взаимодействия их ребенка с чужим человеком, пусть даже и профессиональным педагогом, кажется уже не такой пугающей. Ребенок обладает уже гораздо большей самостоятельностью, умеет ходит, и в случае, если ему не будет нравится какая-то активность, сразу даст об этом понять.
С точки зрения эффективности освоения нового языка, по-прежнему сохраняется высокая восприимчивость к языку, дети достаточно хорошо копируют звуки.
Если говорить о недостатках, родителям стоить помнить, что чем больше времени проходит от рождения, тем больших усилий, в том числе со стороны ребенка, требуется для освоения языка. То есть с годами этот процесс становиться все менее и менее естественным. Помимо этого, для некоторых детей в этом возрасте привыкание к новому взрослому может происходить дольше.
От двух до четырех лет
В возрасте 2-4 лет ребенок достигает уже такого уровня развития и самостоятельности, что родители могут его с легкостью отдать на групповые занятия в языковой центр. То есть основное преимущество этого возраста заключается прежде всего в том, что для родителей это будет дешевле. Подобные групповые занятия доступны большому количеству семей.
Среди недостатков стоит выделить то, что многие дети начинают относиться с осторожностью к появлению нового языка. В этом возрасте дети уже осознают, что они «не понимают», если с ними общаются на другом языке. В связи с этим требуется введение русского языка на занятиях, иначе у детей может проявиться тревожность, им будет некомфортно, что скорее всего приведет к нежеланию ходить на такие занятия. Если введение в новый язык прошло благополучно, то английский будет осваиваться довольно хорошо, но все равно уже как иностранный, и в зависимости от учебной программы, частично или полностью, опосредованно через русский.
От четырех до шести лет
С точки зрения временных, материальных затрат и необходимой родительской ответственности, этот возраст удобнее всего. Как правило, недорогие групповые занятия английским языком уже представлены во многих детских садах, и даже если нет, то большинство языковых центров предлагают занятия для детей с 5-ти лет.
Ребенок уже свободно говорит на родном языке, и его прогресс в иностранном сразу заметен. Родители очень радуются, когда дети запомнили какие-то английские слова или фразы, и дети как правило могут воспроизвести то, что они выучили.
Плюс ко всему, в тех семьях, где велико влияние бабушек и дедушек, как ни странно, большинство из них высказываются против раннего освоения иностранного языка их внуками, поэтому в этот период договориться со старшим поколением гораздо проще.
Недостатками начала изучения английского в 4-6 лет является существенное снижение у детей инстинкта подражания, за счет чего фонетика английского, новые звуки, которых нет в родном языке, будут формироваться уже через имеющуюся систему, так же как и структура предложения.
Например, у некоторых детей этого возраста не получается сразу правильно сказать звук [t], им необходимо его объяснять через схожестьи различия с русским звуком [т]. Очень часто встречаются трудности с другими звуками, которые совсем не похожи на русские. Их надо учить отдельно.
Ребенок уже думает на русском, поэтому английские предложения и грамматика строятся на основе уже освоенных принципов первого языка. То есть грамматика, пусть и в игровой форме, но уже требует отдельного изучения, тогда как в более ранних возрастах, она усваивается ествественно.
Помимо вышесказанного, английский может восприниматься уже не как полноценное средство общения, взаимодействия с людьми, а нечто, что используется только на занятиях.
Таким образом, можно выделить два основных критерия выбора возраста для начала изучения второго языка. С точки зрения временных, моральных, материальных затрат родителей, чем позже начинаются занятия английским или происходит формирование двуязычной среды, тем подобных затрат меньше. С точки зрения самого ребенка, природных способностей к языкам, уровня усилий, которые ему необходимо приложить, лучшее время погружения в английскую языковую среду начинается с рождения.
Источники: http://skyeng.ru/articles/angliyskiy-yazyk-dlya-detey, http://englex.ru/when-to-teach-english-to-children-and-how-to-do-it/, http://littleone.com/publication/760-kogda-stoit-nachinat-izuchenie-angliyskogo-yazyka