Коммуникативная методика обучения английскому языку: главные принципы, учебники, результаты, отзывы
Есть масса различных методик изучения английского языка. Одна из них — коммуникативная методика. Это уже давно зарекомендовавший себя подход к обучению учеников и студентов иностранным языкам в Европе и США.
Основные цели коммуникативной методики — обучение языку при помощи практики, избавление от страхов и помощь в преодолении языкового барьера.
Что представляет собой коммуникативный метод обучения
Эта методика появилась около 50 лет назад на территории Великобритании. Именно тогда английский получил статус международного языка. Существовавшие на тот момент методики были далеки от идеала, и все больше людей, для которых английский язык был иностранным, сталкивались с трудностями в изучении. Ученикам было важнее изучить язык и поскорее начать применять его на практике, а по факту обучение было направлено на систематизирование и углубленное изучение грамматических особенностей. Люди, целью которых являлось изучение для дальнейшего общения, не получали необходимых знаний, плохо владели разговорной речью и ничего не знали о словесном этикете. Так и начала зарождаться коммуникативная методика изучения английского языка. Ее целью было научить людей полноценно общаться в реальной жизни.
Суть метода в том, что вымышленные тексты, которые совершенно далеки от реальности, заменяют диалоги из повседневной жизни. Ученики полностью вовлечены в диалог. Например, они не рассказывают о себе по схеме: «Меня зовут Петя. Я из Твери. Я студент», а выстраивают диалог и задают друг другу вопросы, разыгрывая сцену знакомства.
На первых уроках для обсуждения выбирают знакомые и интересные всем темы, чтобы у учеников развилась возможность спонтанного использования языка.
Основное отличие коммуникативной методики в том, что нет конкретного плана занятия. Все зависит от вопросов и ответов, задаваемых учениками, и моделируемых ситуаций. Каждое следующее занятие — это обсуждение новых тем и упражнений. Это позволяет всесторонне развивать возможности студентов и проводить уроки так, чтобы они не наскучили.
Основная цель коммуникативного подхода
Коммуникативный метод обучения направлен на то, чтобы ученики могли свободно общаться на английском вживую, без страха и опасений быть непонятым. Человек, обучавшийся по этой методике, сможет найти общий язык с иностранцами в англоговорящей стране, овладев стандартным набором фраз и зная до 1000 слов.
Однако и ученикам этой методики нужно углубиться в изучение и не бросать учебу после нескольких месяцев. Иначе возможные грамматические ошибки и клишированные фразы не дадут возможности прослыть умным и интересным собеседником.
Особенности метода
Согласно некоторым источникам, данная методика больше всего подходит тем, кто уже имеет некоторые знания в этой области, например, ученикам школ, студентам, посещавшим базовые курсы. Но, помимо этого, главные принципы коммуникативного метода обучения английскому языку помогают:
- преодолеть языковой барьер, ведь цель подхода — научить студента общаться без запинок — практике общения отведена львиная доля занятий;
- начать говорить на английском уже после первого урока — после первого занятия лексикон ученика пополнится минимум 20 фразами, которые можно активно применять в беседах;
- освоить беглую речь — на занятиях вырабатывается навык общения на английском так же быстро и умело, как на родном языке;
- развить понимание языка — так как в процессе обучения человек не только разговаривает, но и слушает, развивается навык восприятия языка на слух;
- быстро пополнить словарный запас — технология обучения построена таким образом, чтобы люди могли быстро изучить язык и начать свободно на нем разговаривать, в первые месяцы изучения студент осваивает около 60 % лексикона среднестатистического англичанина;
- не скучать на уроках — ведь занятие происходит в форме интересных активностей: живого общения, обучающих игр, взаимопомощи;
- сэкономить — это популярная система обучения, используемая во многих языковых центрах, плюс нет надобности приобретать дорогие учебники.
Кому подходит этот метод?
Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков имеет свои особенности, поэтому может подойти не каждому ученику, все зависит от целей и задач, поставленных перед обучением. Это оптимальный способ изучения языка для:
- Людей, желающих улучшить навык грамотной устной речи. Эта методика помогает побороть страх ошибок, а постоянные разговоры на английском — отточить произношение и выучить правила, необходимые для правильного построения предложений.
- Тех, кто хочет уметь поддерживать разговор на приемлемом уровне. Во время обучения учитель английского языка дает своим студентам возможность вести диалоги на многочисленные интересные темы. Поэтому, встретив носителя английского языка, можно без труда завести и поддержать с ним беседу на большинство популярных тем.
- Желающих повысить уровень понимания речи. Это очень важный навык — восприятие языка на слух, благодаря этому можно стать полноценным собеседником (ведь слушать не менее важно, чем говорить), а также смотреть фильмы и передачи на английском.
- Тех, кому важно научиться красиво и правильно говорить на английском. Зачастую красивая речь добавляет уверенности, а это способствует положительной реакции собеседника. Отсутствие акцента — залог хорошего диалога.
- Тех, кто устал от скучных уроков на занятиях, основанных на коммуникативной методике обучения английскому языку, задания всегда интересные.
Допустимо обучение по такой методике и с нуля, однако тем, кто имеет некоторую базу знаний языка, обучение будет даваться легче.
Коммуникативная методика помогает обучиться беглой речи — это очень частое требование от иностранных работодателей. Регулярная тренировка речи поможет освоить этот навык.
В первую очередь обучение при помощи общения создано для тех, кому важна практическая часть и, как результат, возможность разговаривать без запинок с иностранцами. А вот для успешной сдачи большинства российских экзаменов и тестов этих знаний будет мало.
Основные принципы рабочей программы
На занятиях, основанных на коммуникативной методике обучения английскому языку, рабочая программа состоит из множества заданий, направленных на решение практических задач: к примеру, это может быть заказ еды в ресторане, покупка билета на вокзале, визит к врачу или выбор направления для путешествия.
Существует два вида таких задач:
- Решение проблем функционального общения: сравнение изображений и поиск различий, расстановка событий в правильном порядке, заполнение пробелов на карточках и рисунках, исполнение указаний и решение поставленных задач.
- Улучшение навыка социальной коммуникации: живое общение, построение диалогов, импровизированные сценки, ролевые игры и дебаты.
Как проходят занятия
Основная цель рабочей программы коммуникативной методики обучения английскому языку — это научить студента живому общению. Чтобы этого достичь, ученик должен запомнить необходимые грамматические конструкции и овладеть средним словарным запасом. Для этого план урока составляют из нескольких модулей:
- Презентация грамматической конструкции. Учащимся предоставляется возможность прочитать либо прослушать текст с изучаемым материалом и ответить на касающиеся его вопросы.
- Работа с изучаемым материалом. Ученики находят нужную грамматическую конструкцию в тексте. При помощи учителя или наставника формируют правило ее использования в языке.
- Практика под контролем преподавателя: выполнение письменной работы с применением конструкции. Например, тестовые задания или заполнение пропусков в предложениях.
- Ограниченная практика с применением конструкции — общение с учителем.
- Свободная практика: парные либо групповые задания — диалоги друг с другом, моделирование жизненных ситуаций.
Современные реалии: уроки языка по «Скайпу»
С развитием технологий обучение становится доступнее для любого человека, имеющего интернет. Уже не нужны личные встречи с учителем английского языка. Можно успешно обучаться дистанционно — при помощи «Скайпа». Причем эффективность от таких занятий ничуть не хуже, чем при личном присутствии.
Количество учеников в одной группе не имеет жестких рамок. Все участники подключаются к занятию в режиме видеоконференции и занятие проходит по тому же принципу, что и занятия в классах. Единственный нюанс — качество изображения и звука должны быть на высшем уровне.
Функция преподавателя
В коммуникативной методике обучения английскому языку роль учителя значительно отличается от других подходов. Здесь он выступает не в роли строгого смотрителя, а выполняет несколько важных функций:
- анализирует уже имеющиеся знания и потребности каждого ученика в отдельности;
- помогает ученику пополнить свой запас языковых средств;
- делит учащихся на группы и следит за эффективностью их работы;
- дает советы и помогает решать проблемы учащихся в области английского языка;
- контролирует ученика и изучаемый язык, но без каких-либо рамок и ограничений, лишь там, где в этом есть необходимость.
Коммуникативная методика обучения английскому языку в школе
Эта методика успешно применяется не только в обучении взрослых, но и детей как дошкольного, так и школьного возраста. Коммуникативная методика обучения английскому языку для детей — это развитие навыков устного общения, письма, чтения и понимания языка на слух. Тематика, изучаемая на уроках, выбирается исходя из интересов ребенка: обсуждение семьи, школы, погоды, увлечений, игр.
В начале урока преподаватель объясняет правила грамматики и сложные темы на русском языке, а затем ученики делятся на пары и ведут диалоги уже на английском.
В начальной школе обучение таким методом проходит путем погружения в культуру англоязычных стран. Учащиеся улучшают навыки общения и узнают специфику английского быта. Задача учителя — поддерживать мотивацию учеников к изучению языка.
Нужны ли учебники
Как правило, с преподавателем в группах по коммуникативной методике обучения английскому языку учебники студентами используются по минимуму. Ведь главная основа программы — общение. Выбирает учебный материал обычно сам преподаватель или организация, контролирующая учебный процесс в конкретной школе.
Ученикам на занятиях чаще требуется рабочая тетрадь, нежели сам учебник. Но для более углубленного изучения английского или же самостоятельного обучения по коммуникативной методике можно воспользоваться некоторыми, предназначенными для этого учебными пособиями.
Лучшие учебники для изучения английского по коммуникативной методике снабжены красочными иллюстрациями, в них есть много полезной и интересной информации о культуре и нравах жителей разных стран. Вот некоторые из них:
- Longman, New Cutting Age — это 6-уровневый учебник, где каждый уровень состоит из 15 блоков. Здесь есть масса заданий для тренировки навыка общения. В каждом блоке есть раздел под названием Real Life, здесь приводятся примеры различных ситуаций из реальной жизни и комплекс фраз для их обсуждения.
- Express Publishing, Enterprise — состоит из учебника, рабочей тетради и отдельно выделенного блока грамматики. Структура обучения по этому пособию такова: сначала — введение в тему, затем чтение, после чего в словарном блоке проходит повторение и проработка новых слов. Здесь уделяется много внимания изучению грамматических основ и лексических конструкций.
- Longman, New Total English — также состоит из рабочей тетради и самого учебника. Плюс в комплект этого курса входит DVD, на котором записан видеоматериал для каждого нового блока.
- Oxford, New English File — учебник, созданный для тех, кто хочет изучить английский для себя. В нем есть упражнения для проработки многих навыков. Также он снабжен хорошим словарем в конце книги.
- Oxford, New Hotline — курс для подростков. Каждый блок — это новый фотоэпизод, повествующий о жизни британских подростков, который сопровождают новые фразы и правила грамматики. Это интересный учебный материал, знакомящий молодежь с культурой и социальными явлениями Великобритании. Однако здесь уделяется не так много внимания грамматике, поэтому этот учебник лучше использовать в комплексе с другим пособием.
Это далеко не полный список учебников, однако эти пособия получили наивысший рейтинг среди учеников и преподавателей.
Отзывы об изучении английского при помощи методики общения
О коммуникативной методике обучения английскому языку отзывы в основном положительные. Если понимать, что цель этого подхода — научить студента хорошо и без запинок разговаривать с иностранцами, уметь поддержать беседу на основные темы. Таким образом, человек, успешно прошедший курс обучения по этой методике, сможет без труда завести разговор с англичанином, будет знать нюансы культуры и обычаи англоговорящих стран и не попадет в неловкую ситуацию, находясь в их пределах.
В связи с тем, что изучение носит пошаговый характер, ученики не испытывают трудностей, переходя от одного блока к другому. На следующий этап переходят, только полностью разобравшись с предыдущим. За этим и следит преподаватель, оценивая степень подготовки каждого ученика в отдельности.
Однако есть у этой системы и недостатки. Она не подойдет тем, кто желает изучить сложные грамматические конструкции и вообще углубиться в область грамматики. Ведь большая часть урока посвящается разговорам.
Каких результатов и за какой срок можно добиться
Сравнительно за короткий срок — около 3 месяцев коммуникативной методики обучения английскому языку — результаты можно получить довольно значительные.
Развивается понимание. Человек сможет понимать иностранную речь не только в знакомых ему ситуациях, но и правильно реагировать и вести себя в новых. Улучшаются навыки разговорной речи, а также человек овладевает артикуляционной базой английского языка, т.е. улучшается его произношение, он может подобрать нужную интонацию, а акцент станет практически не заметен.
Важные для общения грамматические основы и конструкции также становятся доступны и больше не приводят в ужас при общении. Можно смело вступать в диалог с иностранцами для решения повседневных проблем и простого общения. И при этом не бояться выглядеть глупо или сказать что-то не то, знаний, полученных во время обучения, будет достаточно для того, чтобы заслужить звание интересного собеседника.
Несмотря на то что эта методика нашла применение в России лишь в 90-х годах, преподаватели уже успели накопить солидную практику. Плюс с каждым годом методика совершенствуется, а учителя находят новые подходы к своим ученикам. Можно сказать, что у коммуникативного метода нет серьезных конкурентов в обучении разговорному языку.
Учиться можно и по-старому — по учебникам и аудиокнигам. Но лишь живое общение способно научить человека красиво говорить на английском. Узнать, подходит ли этот метод для обучения конкретного человека, можно лишь попробовав и убедившись в его эффективности.
Что такое коммуникативный метод обучения английскому языку?
Существует множество разных подходов к изучению английского языка и один из них — коммуникативный подход или communicative approach. В рейтинге популярности в числе прочих методик английского языка первую строку активно удерживает метод преподавания, в основе которого лежит положительно зарекомендовавший себя в США и Европе коммуникативный подход к обучению студентов.
Главное внимание этот коммуникативный метод обучения английскому языку уделяет языковой практике и помощи в избегании страхов и языкового барьера.
Что такое коммуникативный метод обучения?
Коммуникативный метод зародился в 60−70 годах в Британии. Именно в то время английский начинал становится международным языком. В то время существовали такие методики, как методика грамматического перевода, аудиолингвальная и т. д. Все они имели свои минусы и люди, которые изучали английский язык как иностранный, пришли к выводу, что они не удовлетворяют их потребностям. Потребность этих людей была применить на практике полученные знания, а не системное и углубленное овладение языком. Люди, которые учили английский язык для общения на нем, не владели разговорной речью и ничего не знали о словесном этикете. То есть они чувствовали себя ущемленными во время реального общения. Целью данного метода было научить людей общаться в реальной жизни. Метод пользовался многими приемами, которые использовались и ранее, в других методиках.
Данный метод отличается от других тем, что учебные выдуманные тексты и далекие от реальной жизни тексты, которые изучаются учащимися в других методах, заменяются на диалоги из повседневной жизни. Учащиеся обыгрывают их таким образом, чтобы вызвать друг друга на разговор, то есть мотивировать другого человека. Стандартные фразы типа «Hallo, my name is Sonya. I live in Kiev. I am a student» заменяются на изучение темы «Знакомство», где они на самомо деле знакомятся, задают друг другу различные вопросы, обсуждают что-то. Первым делом происходит обсуждение тем, которые знаком учащимся на их родном языке. Таким образом это развивает у учеников способность пользоваться язиком спонтанно. Темы должны быть близки и интересны учащимся.
Коммуникатив отличается от других существующих методов тем, что учащиеся, занимающиеся по этой методике, не знают, чем закончится занятие, кто и как ответит на то тили иной вопрос, это все зависит от ситуаций. На каждом занятии нове темы для обсуждений, нове виды упражнений. Это делается для того, чтобы учащиеся были разносторонне развиты и в то же время, чтобы им не надоело обучение.
Во время уроков учащиеся в основном общаются, но при этом письму и чтению также уделяется время. Преподаватели стараются только слушать, они направляют деятельность учеников, задают упражнения. Когда ученики начинают активно что-то обсуждать, учитель только наблюдает.
Для чего нужна коммуникативная методика английского языка
Коммуникативный метод, в первую очередь, нужен для того, чтобы снять страх перед живым общением. Человек, у которого отсутствуют опасения по поводу того, что его не поймут, легко сможет найти общий язык в чужой стране, владея стандартным набором грамматических конструкций и имея словарный запас до 1000 слов.
Но у любой медали существует оборотная сторона. В данном случае — это небогатый лексикон и клишированность фраз. А если прибавить к этому грамматические ошибки, то можно запросто заслужить репутацию не слишком умного собеседника.
Преимущества коммуникативного подхода
Cуществует мнение, что лучше всего коммуникативный метод обучения английскому языку помогает тем, кто уже имеет некоторую лексико-грамматическую базу языка, полученную в школе, университете или на базовых курсах. Кроме того, преимуществом является:
- Ученики говорят на английском с первого занятия.
Коммуникативная технология обучения английскому языку предполагает, что студенты будут погружаться в англоязычную среду уже с первого урока. Если вы никогда не представляли, как говорите на английском, то после первого же урока вы сможете выучить пару десятков фраз и применять их в беседе. - Языковой барьер.
Грамотная речь без каких-либо запинок — это основная цель коммуникативного подхода. Языковой барьер формируется, если студент боится допустить ошибку в произношении или не может избавиться от акцента. Со всем этим отлично справляется коммуникативная методика, ведь практике общения отводится почти все урочное время. При этом преподаватель корректирует ваши ошибки и поощряет учеников, которые не боятся высказывать свои мысли на английском. - Беглая речь (fluency).
Если вы хотите говорить на английском также быстро и уверенно, как и на русском, тогда смело записывайтесь на курсы коммуникативного английского. На уроках вы просто разговариваете о том, с чем сталкиваетесь каждый день: бытовые проблемы, общение с друзьями, обсуждение новостей и т. д. Поэтому у вас вырабатывается навык общаться на английском как на родном языке. - Хорошее понимание языка.
На курсах вы будете не только разговаривать, но и слушать других студентов. Студенты должны понимать, о чем говорит собеседник, чтобы вести полноценный диалог. Таким образом, вы хорошо развиваете навык Listening. Впоследствии вы сможете смотреть фильмы в оригинале, слушать музыку и без проблем ее понимать, а также свободно беседовать с иностранцами. - Быстрое расширение словарного запаса.
Технология коммуникативного обучения на уроках английского языка рассчитана на тех людей, которые хотят изучить английский быстро и общаться на нем с другими. Поэтому В первый месяц обучения вы изучите порядка 50−70% слов, которые используют англичане каждый день. За весь курс вы расширите свой словарный запас до 3000−4000 слов, чего будет предостаточно для путешествий, командировки, общения и даже чтения новостей. - Доступно практически везде.
Коммуникативная методика настолько популярна, что ее используют практически в каждом языковом центре. Причем стоимость курса довольно невысокая, так как ученикам не нужны дорогостоящие учебники или дополнительные занятия по грамматике. Все что вам понадобится это живое общение и приятное настроение. - Интересные и несложные уроки.
На уроках не используются старые школьные темы, которые приелись до косточек. Ученики занимаются интересной активностью: играют в обучающие игры, общаются и помогают друг другу. Скучать на таких курсах просто некогда. Кроме того, студентам задается относительно немного домашнего задания. Поэтому выучиться английскому таким образом сможет абсолютно каждый.
Недостатки метода
Как и у любого метода изучения иностранного языка, у коммуникативного метода есть свои недостатки. Основным недостатком является то, что начинающему изучать иностранный язык довольно сложно вникать в непростые грамматические азы, преподносимые сразу на иностранном языке. Кроме этого можно выделить следующие недостатки:
- Полный отказ от родного языка, обязательный при коммуникативной методики обучения, может вызывать стресс у неподготовленных студентов.
- Обязательная работа в парах и в группе исключает возможность работать с преподавателем один на один.
- Преподаватель, использующий коммуникативную методику обучения, во время занятия не может уделить достаточное количество внимания и времени каждой парегруппе.
Кому подходит
Сейчас мы подходим непосредственно к главному вопросу: для кого именно предназначен коммуникативный метод обучения английскому языку и кому будет по нему полезно заниматься? Рассмотрим, какие цели могут быть достигнуты посредством изучения английского по этой технологии.
Во-первых, это люди, которые жаждут говорить очень грамотно, поскольку именно этот навык является первостепенным, и именно над его совершенствованием работает эта технология преподавания. Студенты обучаются не только говорить на самые разные темы, но и активно следить за правильностью собственной речи. Разговорный барьер, о котором уже было упомянуто выше, зачастую появляется от того, что человек боится допустить речевую ошибку. С этим страхом технология преподавания очень активно борется. Около 70% времени каждого занятия тратится на развитие речевых навыков. Занятия позволяют также снять и психологический барьер, поскольку у студентов напрочь пропадает какой-либо страх говорить на английском.
Во-вторых, технология преподавания определенно пригодится тем людям, которые стремятся говорить бегло. Принцип занятий заключается в том, что слушатели больше и чаще говорят на английском, и поэтому гораздо быстрее, чем на обычных занятиях, учатся формулироваться собственные мысли. Причина этого заключается в том, что преподаватель строит диалог с учениками таким образом, что студенту очень легко и интересно отвечать на любые вопросы. При этом каждый раз полученные знания будут использоваться по максимуму. Студенты получают возможность очень связно говорить, используя зачастую так называемые клише — идиоматические выражения, которые широко используются самими носителями языка. Так, становится возможным бегло говорить, просто вспоминая правильный оборот и выстраивая верную цепочку фраз.
В-третьих, коммуникативный метод предназначен для тех, кто хочет не только слышать, но и понимать английскую речь. В процессе разговора с преподавателем будет предоставлена возможность слушать, как именно звучит связная естественная английская речь. К этой речи студенты очень быстро привыкают, и слова, в том числе, и пока не знакомые, существенно лучше воспринимаются на слух. На занятиях студенты прослушивают материал и разбирают с преподавателем интересные аудио и видеоматериалы. Каждый материал зачастую применяется в качестве дискуссионной основы.
В-четвертых, для тех, кто стремится перестать переводить свои собственные мысли с русского на английский, каждый раз, как потребуется произнести ту или иную фразу. Технология направлена на развитие умения спонтанно говорить и рассуждать на самые разные темы. Даже новички после первого занятия обзаводятся десятком или двумя важных фраз, которые смогут активно применять в повседневной жизни. Тем, кто начинает посещать курсы и имеет знания только на начальных трех уровнях, первое время даются пояснения по-русски, однако это занимает не более 5−10% времени от занятия. А сами новички могут использовать русский при необходимости, но уже в скором времени они начинают изначально формулировать свои мысли без последующего перевода. Мысленное построение фразы на английском существенно облегчает процесс ее составления и ускоряет его.
В-пятых, коммуникативный подход идеален для тех, кто стремится овладеть грамматикой и новые слова для непосредственного общения. Занятия направлены на то, чтобы развеять страх перед изучением грамматических оборотов, поскольку здесь предполагается очень простой принцип изучения всех конструкций — никто не занимается зубрежкой теории и изучением ее наизусть. Тот же принцип работает и с новыми словами. Везде следует только их многократное практическое применение. Обсуждается интересная тема, в процессе которой идет применение новой конструкции или лексики на практике, а именно — в процессе разговора. Пять-десять предложений из новой темы дают возможность, что называется «прочувствовать» конструкцию на себе. Студенты очень быстро усваивают главные принципы применения этой конструкции. Фактически, грамматика и лексика не будут являться основным объектов при освоении нового материала, а они используются в качестве вспомогательного материала. Так, усвоение происходит в автоматическом режиме.
В-шестых, система преподавания подходит тем, кто мечтает читать современные тексты в оригинале, включая книги, относящиеся к художественной литературе, а также газеты и журналы, выходящие на английском. И действительно, многие ценители литературных произведений считают, что стиль автора, характер каждого героя и общее настроение гораздо лучше прочитываются именно в оригинальном тексте. Если существует острое желание насладиться произведениями любимого автора максимально полноценно, рекомендуется посещать именно описываемые курсы. Поскольку система, как уже было сказано выше, предполагает использование только аутентичных текстов, возможность читать в оригинале приходит достаточно быстро.
К тому же читать книги и журналы будет очень просто, так как лексика и разнообразные обороты не будут незнакомы. Из учебных текстов легко подчерпнуть разнообразные клише, которые могут использоваться не только в процессе общения, но и при чтении литературы. И, конечно, нельзя отрицать, что система определенно поможет научиться писать грамотно и даже красиво.
В-седьмых, коммуникативный метод способен помочь тем, кто стремится улучшить собственное произношение. Частое использование речи позволяет в по-настоящему короткие сроки научиться правильно произносить различные иностранные слова. Так вырабатывается максимально корректное произношение. Занятия подразумевают много разговоров, и студенты начинают точнее использовать в речи различные звуки, пока звучание не станет полностью правильным. Некоторые занятия включают в себя упражнения на отработку определенных звуков.
В-восьмых, система отлично подойдет тем, кто стремиться освоить материал, не скучая ни на одном занятии. На курсах, преподаваемых по данной технологии, при всем желании не получится заскучать. И совершенно точно не захочется. Современные учебные пособия предлагают самые разнообразные темы для обсуждения — всегда разные для каждого урока. И каждая тема абсолютно точно впоследствии пригодится в жизни при посещении разнообразных стран или при общении с иностранцами. Плюс ко всему на каждом уроке имеются интересные вспомогательные материалы, которые позволяют сделать занятие увлекательным.
Сегодня без знания иностранных языков тяжело найти перспективную высокооплачиваемую работу, знание языков — это ваш шанс, шанс на достойную жизнь. А коммуникативная методика открывает перед нами огромные возможности, которые обеспечат нам и нашим детям светлое будущее. Успехов!
Использование коммуникативной методики в процессе обучения английскому языку
Будучи учителем английского языка – предмета, который является приоритетным, каждый учитель английского языка осознает большую ответственность за знания учеников. “Сейчас нужны люди, не просто владеющие иностранным языком, но и способные свободно принимать участие в диалоге культур, бизнесе, политике”.
Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранному языку позволяет достичь эквивалентности в уровне языкового образования, как в рамках единого российского пространства, так и общеевропейского. К завершению обучения в основной школе планируется достижения общеевропейского допорогового уровня (А2), в старшей школе на базовом уровне — общеевропейского порогового уровня (В1).
Постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения английским языком, ставят вопрос о разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередовании в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения английскому языку.
С 2003 года применяю коммуникативную методику обучения. При ее выборе я руководствовалась требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом и условиями обучения в гимназии:
1) гимназия является национальным учебным заведением, где прежде всего стоит задача воспитания поколения, которое знает и чтит татарский язык и культуру;
2) английский язык преподается два часа в неделю в начальной школе, три часа в неделю — в среднем и старшем звене;
3) возрастные и индивидуальные особенности учеников, их интересы и планы на будущее, а именно 15% учащихся связывают свое будущее непосредственно с изучением английского языка на лингвистических факультетах, остальные же рассматривают английский язык, как одно из средств общения и фактор образованности человека;
4) своим пониманием целей обучения и личными особенностями.
Признавая существование различных методов в современном процессе обучения английскому языку, следует отметить, что лидирующее положение занимает коммуникативный метод. Актуальность данного метода продиктована тем, что основной целью обучения английскому языку в школе является развитие коммуникативной компетенции, а реализация воспитательной, развивающей целей происходит в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция, включающая в себя речевую компетенцию, социокультурную компетенцию, компенсаторную компетенцию, учебно-познавательную компетенцию, предусматривает формирование способностей к межкультурному взаимодействию. Умение адекватно воспринимать чужую культуру, находить в ней сходства и различия со своей, умение достигать взаимопонимания – вот, что особенно актуально в современном мире. Термин “коммуникация” обозначает общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности. Предметом общения является взаимоотношения собеседников, цель общения – решение задач, связанных с взаимоотношениями, продуктом общения является интерпретация информации. В процессе обучения опираюсь на принципы коммуникативного подхода:
В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира.
Они выполняют проблемные задания, развивающие мышление: игры, головоломки, викторины, используя при этом английский язык. Среди них “Word search”, “Crosswords”, “Chain words” и т.д.
Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания
Для того, чтобы успешно изучать язык, учащиеся должны принимать в этом активное участие, поэтому ученики задают вопросы в процессе обучения и исследуют закономерности английского языка. Они экспериментируют с языком, понимают, что это средство общения и развития.
Учащихся просят выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом.
Для создания мотивации на уроке необходимо дать учащимся возможность сообщить своим одноклассникам и учителю что- либо значимое для себя, реальное. Так, для закрепления лексико-грамматических структур учащиеся должны составить предложения, отражающие их опыт или мнение: например, при изучении условных предложений третьего типа “If I had been born in …, I would have …”, “If I were a president, I would …”
Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации.
Общение на английском языке в классе неестественно: оно лишь имитирует реальные коммуникативные ситуации. Например, после того как учащиеся познакомились, у них не возникает потребности сделать это еще раз, поэтому для закрепления структур по теме “Знакомство” можно играть в “Нового ученика” или “Угадайку”.
5. Поощряется совместная работа, их сотрудничество учащихся. На уроке создаются условия для работы парами или в группах, это способствует увеличению продолжительности речи каждого ученика, чем в ситуации, когда дети говорят только с учителем. Работа в группах позволяет поговорить на английском языке в неформальной обстановке и повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу. Так, при введении структуры “Where would you like to go?”, учащиеся могут провести опрос класса или определенной группы и закрепить вопрос и ответ в своей речи.
6. Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться. Кроме использования знаний на практике, учащиеся учатся принимать самостоятельные решения, а не только усваивать готовые ответы: подобные задания выполняются при введении или обобщении грамматического и лексического материала.
Роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока.
Каждый учитель имеет собственный стиль обучения, однако, в зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на уроке, учитель должен вести себя достаточно гибко: вести и поддерживать учащихся, но не всегда доминировать.
Учитель выступает в разных ролях на различных уроках. Он может быть носителем
информации, когда учащемуся необходимы исходные данные, наблюдателем, когда учащиеся самостоятельно работают в парах или группах, в это время учитель ходит по классу, помогая отдельным учащимся, консультантом, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется или совет, или определенные источники информации, например при выполнении проекта. Для реализации данных принципов коммуникативного обучения необходимо наличие определенных условий. Первым условием осуществления общения на уроке, максимально приближенного к реальной жизни, являются доверительные отношения, взаимная симпатия учителя и учеников, благоприятный психологический климат и атмосфера сотрудничества. Вторым условием является умение учителя реализовывать субъектно-субъектные отношения с учениками на урок и вне его, через организацию групповой, парной и индивидуальной работы обучаемых, через планирование как можно большего количества ситуаций общения и поощрения попыток учащихся принять в них участие. Третьим условием является наличие учебно-методического комплекса, помогающего реализовывать коммуникативно-ориентированное обучение.
Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике и лексике.
Изучение нового грамматического явления начинается с коммуникативно направленных упражнений, которые помогают объяснить ученику, с какой целью изучается данный материал. Так, в при изучении структуры “will+глагол” для выражения предсказания, учащиеся сначала знакомимся с текстом “Shopping in Future”, в котором автор пытается предсказать, какими будут магазины в будущем. Данная статья вызывает большой интерес у учеников. Затем предлагается закончить предложения словом “will” или “won’t”. 1.In the future. shopping malls ___be more fun than now.
2.We ___need to move from the sofa in our sitting room.
Учащиеся продолжают работать с текстом, перечитывая его еще раз и находя нужные предложения. После проверки уже заполненных предложений, задается проблемный вопрос: “What meaning do these sentences have? a)plans b) prediction c)intentions ”. Учащиеся делают вывод, что “prediction”. Затем сами формулируют правило “We use will/won’t + infinitive without to talk about predictions”. Таким образом, ученики сами приходят к выводу о том, что если хочешь сделать предсказание в английском языке, нужно употребить структуру “will+глагол”, для отрицания “won’t+глагол”.
Следующий этап — выяснение, как дать задать вопрос о возможности чего-либо в будущем. Выполняется следующее упражнение:
Put the words in correct order.
- traditional shops?/will/have/we
- there/be/shopping centers?will
- buy/will/our newspapers?will
Для этого продолжается работа с текстом, ученики ищут вопросительные предложения и по их образцу составляют вопросы и выводят схему вопросительного предложения “Wh+will+subject+Verb?”.
После введения нового материала его необходимо закрепить, учащиеся должны понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить. Для этого используются разнообразные способы отработки нового материала. Механические, тренировочные упражнения (drills) такие, как стихотворения, рифмовки, “чанты”, песни, работа по цепочке, помогают отработать структуры в быстром темпе.
Использование мини-диалогов, содержащих личностно-ориентированные вопросы — один из эффективных способов добиться умения учеников использовать грамматические структуры в речи.
а) Например, при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание: “Ученик А должен описать свое состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect”. В качестве опор предлагаются слова и выражения:
Выполнение задания.
Р1 Have you won the lottery?
Р2 Have you bought new clothes?
Р3 Have you passed exams?
Т Now P4’s turn to say about his feelings.
б) Данный же прием можно использовать при отработке вопросительной формы с местоимениями 3 лица единственного числа: “Ученик А говорит ученику B о своем состоянии, остальные расспрашивают ученика В, составляя вопросы в Present Perfect с местоимениями he/she/it”.
P1 Has she gone to the party?
P2 Has she slept badly?
B Yes, she has. Now it’s turn your turn.
Для систематизации грамматического материала, считаю продуктивным использование опорных схем и таблиц. (Приложение 1) Они позволяют лучше запомнить грамматические явления. Учащиеся записывают таблицы в специальные грамматические тетради. Таким образом, у них создается свой грамматический справочник по изученным темам, к которому они могут обратиться в любой нужный им момент.
Введение новой лексики происходит в рамках одной речевой ситуации. Сначала учащиеся знакомятся с графическим и фонетическим образом слов, далее с их значением и употреблением. При введении новой лексики учитель использует такие приемы как: контекстуальная догадка с использованием иллюстраций в учебнике, сходства в написании и звучании с русским или татарским языком, знания по другим предметам, собственные предположения, демонстрация реальных предметов, рисунки на доске, мимика, жестикуляция, перевод. Для запоминания слов ученики ведут специальные странички под названием “Vocabulary” в тетрадях, куда записывают слова по темам или речевым ситуациям, фиксируют определения новых слов, пользуясь одноязычным словарем, составляют схемы слов одной семантической группы. В старших классах особое внимание уделяется грамматическим формам слов, их сочетаемости, словообразованию. Например, употребление “make” и “do” c определенными существительными или семантические ряды однокоренных слов “terror-terrify-terrifying, terrified-terrifyingly”. Одним из самых эффективных приемов при актуализации лексики является “word storm”: ученики делятся на команды, и на доске записывают слова по памяти в течение определенного времени. Затем слова произносятся, исправляются орфографические ошибки, подсчитываются количество правильно написанных слов, выявляется команда победитель. Контроль усвоения лексических единиц проводится через “уровневые лексические диктанты”. На дом дается задание приготовить слова к диктанту. По какой- либо речевой ситуации, общее количество слов на активное и пассивное усвоение -15. Предлагается желающим заработать “отлично” выучить все 15, “хорошо”-12, “удовлетворительно”-9. На уроке ученикам дается ограниченное количество времени, чтобы написать самодиктант. Обычно результаты диктантов бывают либо хорошие, либо оптимальные. Ученики выучивают слова, которые им ближе, легче, нужнее, дети сами разделяют активный и пассивный словарь. Данные диктанты развивают память, быстрый темп письма, орфографические навыки, создают условия для самостоятельного выбора, и самоконтроля. В старших класса по такому же принципу проводятся словообразовательные диктанты.
Приемы обучение говорению в рамках коммуникативной методики.
Задача учителя состоит в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.
Лучшими приемами активизации устной речи учащихся являются приемы взаимодействия человека с человеком, т.е. интерактивные приемы. Слово “интерактив” произошло от английского слова “interact”, что значит “interact”- “взаимный”, “act”- действовать. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне “равный — равному”, где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Любой учитель английского языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно- эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме. Для того чтобы ученики овладели данными выражениями и использовали их в своей речи, учитель использует следующие приемы:
а) ученики читают выражения “Согласия и несогласия”:
Источники: http://fb.ru/article/424772/kommunikativnaya-metodika-obucheniya-angliyskomu-yazyiku-glavnyie-printsipyi-uchebniki-rezultatyi-otzyivyi, http://englandlearn.com/blog/kommunikativnyj-metod-obucheniya-anglijskomu-yazyku, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/505739/