Ментальные карты при изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
1 471 просмотров
29 января 2019

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по иностр. языку
  • Использование приёма Ментальных карт при изучении лексики на уроках английского языка

Использование приёма Ментальных карт при изучении лексики на уроках английского языка

Использование приёма Ментальных карт при изучении лексики
на уроках английского языка

Закарьян Мария Михайловна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №471
Выборгского района Санкт-Петербурга

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Главная цель системно-деятельностного подхода – научить детей учиться, т.е. усваивать и перерабатывать информацию. На современном этапе развития общества объём информации настолько велик, что учащимся неизбежно приходится сталкиваться с определёнными требованиями к памяти, умению решать задачи и анализировать сложные данные. Если приложить меньше усилий, бОльшая часть информации останется неусвоенной. Упорство ведёт к снижению работоспособности, а учёба, как следствие, ассоциируется со скукой и постоянной усталостью.

Цель каждого учителя – заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит, в том числе, и от того, какие приёмы в обучении использует учитель.

Ментальные карты (интеллект-карты, ассоциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном – это один из приёмов технологии критического мышления. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто — это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.

Тони Бьюзеномв описал и определённые правила создания карт памяти.

1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение

2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Ментальные картыможно использовать:

— для работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент)

— для работы с лексическим материалом, объемы которого не так уж малы.

— для работы с фонетическим материалом

— для работы с текстовым материалом

— при подготовке к устному монологическому высказыванию

— при представлении результатов проектной деятельности.

В своей работе я наиболее часто использую MindMapsпри работе с лексикой. Это очень удобный и эффективный приём для повторения, актуализации и систематизации лексики по теме. Интеллект-карты помогают сделать процесс расширения словарного запаса более интересным и увлекательным.

Преимущества ментальных карт

  • удобны в использовании
  • показывают связи между явлениями, логику мышления
  • способствуют лучшему запоминанию информации
  • собирают воедино большое количество данных
  • развивают креативность, мышление

Применение интеллект-карт на уроках английского языка позволяет:

1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.

3. Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

4. Организовать проектную деятельность школьников. Интеллект-карту можно использовать для представления результатов проектной деятельности.

5. Научить пользоваться специализированными словарями, справочниками с цельюовладения новыми языковыми средствами, увеличения объема знаний профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии).

В современном мире с большим потоком информации применение ментальных карт в обучении может принести огромные положительные результаты, так как дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в дальнейшем обучении и общении. Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

2. Бьюзен Тони и Барри. Супермышление. Попурри.- М,.2007 г.

3. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007 г.

Обсуждения

Mind Maps & Patterns (Майнд карты и паттерны для изучения английского)

21 сообщение

Что такое паттерны?

Паттерны – рабочий инструмент для отработки грамматических структур, особенно несовпадающих с эквивалентами в русском языке.

Обычно они написаны на одном листе А4 и состоят из трех колонок.

Первая колонка – фраза на русском языке. Вторая – перевод этой фразы на английский. Третья – необходимый и полезный для студента комментарий возможных ошибок, допускаемых часто при переводе.

Эта техника чаще всего используются при самостоятельной подготовке студентов. Она заточена под индивидуальные тренировки. Поскольку человек становится тренером сам для себя.

Давайте ознакомимся с правилами использования паттернов студентами.

2-я и 3-я колонки закрываются чем угодно: карточками, листом бумаги или открыткой.

Сначала первое предложение переводится с русского на английский, после чего открывается вторая колонка и заданный перевод сравнивается с правильным образцом. Если ошибок нет, можно выполнять следующее предложение. В случае, когда появляется ошибка, предложение помечается галочкой и читается комментарий – почему нужно перевести именно так. Когда задание выполнено до конца, нужно второй раз пройтись по всем предложениям с галочками, где вы сначала допустили ошибки и перевести их заново (работает так называемый принцип воронки).

Правила составления паттернов для педагогов:

Первые 20 предложений всегда обязаны быть понятными, то есть содержать предельно примитивную лексику на какую-либо заданную грамматическую структуру. Эти предложения используются для «разогрева»и «разгона».

Далее следующие предложения должны быть однотипными по 20-30(в зависимости от сложности отрабатываемой грамматической структуры) – утвердительные, отрицательные, общие вопросы, специальные вопросы, и содержать актуальную лексику (всего в общей сложности – около 80 предложений).

Последняя группа предложений должна содержать определенную лексику повышенной сложности и отмечаться «звездочкой»(**).

Дополнительная группа содержит смешанные по типу предложения(+,-,два вида ??), которые чередуются в свободном порядке.

Одна грамматическая тема отрабатывается на лексике, которую студенты уже выучили с целью повторения. Каждая лексическая тема отрабатывается на недавно отработанном грамматическом материале.

Комментарии к паттернам представляют собой цифровой код (от 1 до 6 максимум). Каждой цифрой обозначается некое объяснение возможной ошибки.

Под заданием студентам предоставляется текстовое описание правила с присвоением каждому пункту цифры.

Студенты при отработке паттернов отмечаю для себя, ошибку под каким номером они допускают чаще всего.

Mind maps — ментальные карты, карты памяти, карты ума, интеллект карты, как только их не называют! ментеальные карты_английский
Способов использования тоже много — планирование дня, меню, занятий, конспектирование книг, выступлений, написание статей, мозговой штурм и, конечно же, изучение английского, да и любого другого иностранного языка. Не понимаете о чем это я? Тогда читайте далее.
Что такое ментальные карты?
Ментальные карты (mind maps) — это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто — это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае вы еще лучше запоминаете содержание ментальной карты и она становится поистине уникальной.
Как составить ментальную карту?
Вам понадобятся: лист формата А4 или А3 (чем меньше пространственных ограничений, тем лучше), ручка или карандаш, цветные фломастеры/выделители/карандаши и ваша фантазия.
Принципы:
В центре листа, расположенного по горизонтали (альбомный вариант), рисуется ядро — основное понятие/тема/ключевой образ.
Начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке от ядра рисуются ветки первого уровня/разделы, на которых пишутся слова, раскрывающие центральную идею.
От веток первого уровня отходят ветки второго уровня, своего рода разукрупнения, уточнения.
Слова по возможности пишутся печатными буквами.
Записываются только ключевые слова (не предложения).
Разные уровни или ветки выделяются цветами. Везде, где возможно, добавляются рисунки, пиктограммы, символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
Любители современных технологий с легкостью найдут множество онлайн-сервисов для разработки интеллект карт, специальные программы (могу посоветовать Xmind) и мобильные приложения под различные платформы.
Кроме того, в интернете существуют сайты с готовыми интеллект картами, например BiggerPlate.

Использование mind maps при изучении иностранного языка

запоминание новых слов
Можно составлять ментальные карты по темам. Например, взять тему food и разделить на категории «вкусы», «способы приготовления», «виды» и т. п. или сгруппировать неправильные глаголы по типу изменения основы. Можно рисовать карты и для одного слова, если оно относится к разным частям речи или имеет множество значений, как фразовые глаголы.

изучение грамматики
Ментальные карты удобно использовать при изучении грамматических правил и структур, выделяя в отдельные разделы исключения, примеры и т. д.

Это два основных способа применения интеллект карт в изучении английского. В принципе, освоив технику составления mind maps, можно найти еще много сфер их использования: подготовка к экзаменам, конспектирование лекций, выявление слабых мест в изучаемом языке, составление плана занятий, написание сочинений…

Преимущества ментальных карт

удобны в использовании
показывают связи между явлениями, логику мышления
способствуют лучшему запоминанию информации
собирают воедино большое количество данных
развивают креативность, мышление

По-моему, более, чем достаточно, чтобы начать использовать метод ментальных карт (mindmapping) для изучения английского и поддержания своего языкового уровня!

Что такое mind map (интеллектуальная, умственная, ментальная карта, ассоциограмма) карта? Это конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями, а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, при составлении которой задействованы:
— непосредственная память,
— ассоциативное мышление,
— творческое мышление.
Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и в то же время СЛОЖНОЙ форме свою индивидуальность.
Умственная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Как дорожная карта, карта умственная помогает
• охватить взглядом множество предметов и явлений,
• позволяет наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь,
• содержит большое количество данных,
• помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества,
• радует глаз,
• привлекает к себе глаза и мозг ребенка.
Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен – психолог, специалист в области самосовершенствования — развития памяти, мышления и т.д.
Интеллектуальные карты могут использоваться для:
1. запоминания
2. упорядочивания и систематизации информации
3. планирования деятельности
4. подготовки к выступлениям
5. поиска решений в сложной ситуации
6. рассмотрению различных вариантов решения задач.
За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт.

Классические интеллект-карты создаются таким образом:
1.Горизонтально располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Используем разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши. Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует не менее трех.
2.В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему, с которого и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Тщательно прорисовываем существенные детали. ВООБРАЖЕНИЕ поможет создать рисунки, а мы знаем, что в одном рисунке можно выразить тысячи слов, сэкономив таким образом время и силы, которые потребовались бы, чтобы записать эти слова. Более того, рисунки и запоминаются лучше, чем слова. Рисунки могут быть красочными или схематичными, раскрашенными или черно-белыми. Все зависит от создателя интеллект-карты.
4.От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их потолще. Пишем печатными буквами.
5.От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт! Таким образом получается «осьминожек» или «дерево».
Для более продвинутых в компьютерных технологиях учеников можно порекомендовать создание интеллект-карт с помощью программ Mind Manager Pro 6, Concept Draw Mind Map Pro 4.5, Edraw Mind map. Это отличные программы с множеством символов и рисунков.

Интеллект-карты можно видоизменять и адаптировать в зависимости от целей и задач, поставленных перед учениками.
Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой. Пересказать текст удобнее по карте, которая является опорой и наглядно логикой для пересказа.
Работу по изготовлению карт можно и

Использование ментальных карт при изучении английского языка в школе

Что такое ментальная карта? Как ее составить и использовать?

Просмотр содержимого документа
«Использование ментальных карт при изучении английского языка в школе»

Ментальные карты на уроках английского языка

Из опыта работы

Овчинниковой М.Г . — учителя английского языка

15.02.2016. город Мурманск

Что такое ментальная карта?

Ментальные карты (mind maps) — это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями

Английский психолог-автор технологии ментальных карт

Этапы создания ментальной карты

  • Центральный образ располагается в центре(основная идея)

Использование ментальных карт в изучении английского языка

Источники: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/9207-ispolzovanie-prijoma-mentalnykh-kart-pri-izuchenii-leksiki-na-urokakh-anglijskogo-yazyka.html, http://vk.com/topic-81818896_31685368, http://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-miental-nykh-kart-pri-izuchienii-anghliiskogho-iazyka-v-shkolie.html

1 471 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector