Методика ассоциаций при изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
265 просмотров
29 января 2019

Ассоциативная методика в изучении английского языка

В процессе изучения английского необходимо постоянно работать над лексикой. Чем шире будет словарный запас, тем легче будет общаться и понимать тексты на английском языке. Но во время обучения нужно запоминать не только новые слова, но и регулярно повторять уже выученные. Наверно, каждый сталкивался с ситуацией, когда ранее выученное слово никак не получается вспомнить. Дело в том, что новый материал, заученный методом зубрёжки, довольно быстро забывается. К счастью, есть и другие способы запоминания. Например, ассоциативная методика. В её основе лежит запоминание при помощи образных ассоциаций. Суть этой методики сводится к тому, что человек при запоминании нового слова создает в голове определенный визуальный образ, включающий в себя слово, которое надо запомнить. Чем ярче, необычнее и абсурднее образ, тем легче его будет потом вспомнить, а когда в памяти всплывёт этот образ, сразу же вспомнится и слово, связанное с ним. Сначала данный способ запоминания может показаться необычным и неудобным, но, поверьте, он реально работает. По мере практики запоминания материала с помощью ассоциаций, нужные образы будут формироваться гораздо легче и быстрее. В дальнейшем, создавая сложные визуальные образы, можно запоминать английские слова по темам, как на http://lingvoelf.ru/lexis-en, целыми группами.

Можно придумывать в воображении целые истории, в сюжет которых будут включены образы тех слов, которые надо запомнить. Принципы создания воображаемых историй довольно просты:

1) они должны быть как можно более необычными. Чем нелепее сюжет, тем легче история запомнится.

2) визуальные образы в истории должны быть яркими, движущимися и непропорциональными окружающим их предметам.

3) необходимо использовать как можно больше органов чувств. То есть в дополнение к визуальной картине постарайтесь представить, какие предметы на ощупь, запах и вкус.

4) желательно подключить к созданию сюжета юмор.

5) необходимо также представить себя одним из главных действующих лиц истории.

Безусловно, у ассоциативного метода в изучении английского языка, есть свои сторонники и противники. Вы можете попробовать его и на собственном опыте убедиться, насколько он эффективен.

Методика ассоциаций при изучении английского языка

Библиографическая ссылка на статью:
Павленко В.Г. Ассоциативный метод обучения иностранного языка в неязыковом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70504 (дата обращения: 23.09.2018).

В настоящее время, в связи с переходом на ФГОС ВО 3+, происходит пересмотр традиционных методов и приемов преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях [1].

В методике преподавания иностранных языков помимо традиционных, появляются и нетрадиционные методы обучения, представляющие собой альтернативу традиционной классической системе.

Педагогическая практика показывает, что студенты неязыковых вузов часто испытывают затруднения при обучении иностранному языку и теряют интерес к его изучению. Предполагается, что нетрадиционные методы обучения будут способствовать формированию мотивации обучения иностранным языкам в неязыковых вузах [2]. «Нетрадиционные методы обучения формируют у обучающихся способность к саморазвитию и самообразованию» [3].

Целью данной статьи является рассмотрение именно нетрадиционных методов. Одним из нетрадиционных методов при изучении иностранного языка является ассоциативный метод, направленный на более продуктивное овладение иноязычным лексическим материалом.

Изучением применения ассоциаций в процессе овладения языком занимался профессор Стенфордского университета Р. Аткинсон, который предлагал запоминать слова, применяя “Keyword method” (“Метод ключевых слов”). “Ключевые слова” у Аткинсона – это не что иное, как слова, являющиеся фонетическими (звуковыми) ассоциациями к запоминаемым словам, слова-созвучия. Эксперименты Аткинсона доказали высокую эффективность применения этого способа запоминания иностранных слов. Согласно этому методу, к каждому слову придумывается своя словесная и визуальная ассоциация, которая всплывает сразу же после того, как человек сталкивается с таким словом.

Существует два основных подхода при обучении лексике при помощи метода ассоциаций: метод фонетических ассоциаций и метод наводящих ассоциаций. Метод фонетических (звуковых) ассоциаций основан на запоминании иностранных слов при помощи созвучных слов родного языка [4].

Метод фонетических ассоциаций помогает быстро запомнить значения слов, если учитывать руководствоваться следующими правилами:

1) количество информации, запоминаемой за один раз, должно быть строго ограничено. Даже небольшое ее увеличение приводит к частичному или полному забыванию;

2) наша память способна за один присест принимать от 2 до 26 единиц информации;

3) единица запоминаемой информации должна быть как можно длиннее (блок слов или словосочетание). Тех, кто учит или заставляет учить одиночные слова, надо наказывать за растрату времени и памяти в особо крупных размерах;

4) после процесса усвоения информации обязательно должна быть пауза, в течение которой необходимо максимально разгрузить мозг от умственной работы [5].

Преимуществом метода фонетических ассоциаций является развитие образного мышления, что делает уроки разнообразными, мотивирует к получению рефлексивных знаний, формируют яркие запоминающиеся образы. У обучающегося создаются автоматические связи между образами или ситуациями, словами и выражениями.

Считается, что применение данного метода на уроке иностранного языка стимулирует речевое общение, способствует более уверенному и эффективному использованию иностранного языка в сфере иноязычной профессионально ориентированной деятельности.

В соответствии с ФГОС ВО 3+, данный метод способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. владение видами речевой деятельности, необходимыми для понимания норм речевого поведения, адекватных целям и ситуациям общения: «способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [1].

Доказательством служат результаты исследования и анкетирования, проведенного среди студентов неязыкового вуза по теме: “Применение ассоциативного метода при изучении английского языка”. Целью данного исследования было доказать эффективность ассоциативного метода при запоминании иностранных слов. Исследование проходило в два этапа. Первый этап – проведение самого эксперимента. Для проведения эксперимента были выбраны две группы. Первая группа – изучала английский язык традиционным методом. Вторая группа – изучала новые слова ассоциативным методом, подбирая слова-стимулы и слова-реакции. Для эффективного запоминания необходимо было составить сюжеты из слова-созвучия и перевода для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке. Главной задачей было составление своего ассоциативного образа с прилагательными английского языка, характеризующими характер человека. Нужно было придумать яркие, необычные, нестандартные ассоциации.

Продолжительность эксперимента составляла три недели. Опрос лексики был проведён сначала через неделю, потом через две недели и через три недели. И согласно эксперименту, падение запоминаемости отмечено в первой группе уже через неделю (на 4 %), через две недели (на 22 %), через три (на 33 %). Во второй группе спад запоминаемости был незначительным через неделю (на 2 %), через две недели (на 11 %), через три (на 25 %). Участники первой группы допускали много ошибок в орфографии, а участники второй группы смогли записать новые слова по данной теме.

Второй этап исследования — это проведение анкетирования для выявления отношения студентов к данному методу. Студентам было предложено заполнить анкету и ответить на следующие вопросы: 1) Ваше отношение к ассоциативному способу запоминания?; 2) Вы будете применять ассоциативный метод при изучении иностранных слов?; 3) Какой из способов изучения иностранного языка вы считаете самым эффективным: а) механический; б) ассоциативный; в) смешанный?

Анализ анкетирования показал следующее. У 80 % студентов отмечено положительное отношение к применению ассоциативного метода. Они отмечают повышение качества занятия, доступность материала и его наглядность. 14 % студентов безразлично применение данного метода. 6 % студентов относятся негативно к данному методу, так как, применяя метод ассоциаций, испытывают затруднение и непонимание при изучении иностранного языка. На второй вопрос большинство студентов (72 %) ответили утвердительно. А именно, что будут применять ассоциативный метод при изучении иностранных слов. 16 % студентов ответили отрицательно, что не будут, и только 12 % студентов не знают, будут ли они применять данный метод.

И наконец, третий вопрос продемонстрировал отношение студентов к способам запоминания иностранных слов. Самым эффективным, по их мнению, является механический способ запоминания.

В ходе анкетирования выяснилось, что как у девушек, так и у юношей механический способ запоминания преобладает над ассоциативным (у 74 % девушек и у 80 % юношей). Ассоциативный способ у 5 % юношей и 12 % девушек. Смешанный вид запоминания у 15 % юношей и 14 % девушек.

Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что девушек с ассоциативным способом запоминания на 7 % больше, чем юношей. Следовательно, у девушек этот способ запоминания развит лучше, чем у юношей.

Согласно данному исследованию можно сделать вывод, что, несмотря на повышенный интерес к ассоциативному методу, большинство студентов предпочитают именно механический способ изучения иностранного языка. Это вполне объяснимо, так как у многих из них не развито образное мышление, применение которого необходимо при ассоциативном подходе. И для них проще запомнить само слово, заучив его, чем придумывать ассоциацию.

Следует указать, что применение метода фонетических ассоциаций не всегда эффективно. Данный метод не подходит для обучающихся с низкой способностью устанавливать словесно-логические и ассоциативные связи. Попытка использования данного метода на практике привела к тому, что некоторые студенты стали путаться с переводом еще больше.

В то же время, применение ассоциативного метода позволяет повысить мотивацию к изучению английского языка, развить познавательные интересы. Положительные стороны ассоциативного метода заключаются в том, что его умелое применение позволяет формировать общие и профессиональные компетенции студентов,моделирует будущие профессиональные ситуации» [6]. «Для того чтобы процессы воспитания и обучения были результативными, а именно обеспечивали развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества, необходимо грамотное управление деятельностью студенческой группы» [3].

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что применять метод ассоциаций целесообразно лишь в «экстремальных» ситуациях, когда за короткий промежуток времени необходимо выучить большое количество лексики. И внедрять его в обучающий процесс необходимо опосредованно, эффективнее в сочетании с другими методами.

Использование метода ассоциаций на уроке английского языка при обучении лексике

Главная > Урок

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ

Березовская Марина Владимировна

Белорусский национальный технический университет, г. Минск

Современная языковая ситуация характеризуется активным развитием межкультурных контактов в разнообразных сферах деятельности. Международные связи постоянно расширяются, а также Интернет как средство массовой коммуникации активно внедряется в нашу жизнь и делает разнообразную информацию на иностранных языках все более доступной, а, следовательно, и возрастает потребность в умении пользоваться иностранным языком в коммуникативных целях. Владение иностранным языком необходимо для специалиста в любой области. На сегодняшний день это совершенно неоспоримый факт и в то же время на неязыковых факультетах ВУЗов практика преподавания иностранного языка показывает, что традиционные методы и приемы обучения зачастую оказываются малоэффективными, а уровень коммуникативных умений у выпускников часто недостаточный.

На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой, требующей новых путей решения, является проблема улучшения качества знаний английского языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение предмета. Владение иностранным языком сегодня — это необходимое условие для получения интересной, хорошо оплачиваемой работы, как в нашем государстве, так и за границей, для общения с зарубежными партнерами, для получения возможности продолжения образования за рубежом, профессионального развития в своей области.

Таким образом, основной целью изучения иностранного языка становится формирование лингвистической компетенции. Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. Следовательно, можно сделать вывод, что в преподавании акцент делается не на язык как систему, а на речь.

В наше время многие преподаватели занимаются активным поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современное обучение направлено на подготовку студентов к активному освоению ситуации социальных перемен, не только развитие способности адаптироваться.

При обучении иностранному языку особое внимание уделяется таким формам занятий, которые предполагают активное вовлечение в учебный процесс каждого студента, стимулируют общение на иностранном языке, способствуют развитию интереса к изучению языка и повышают мотивацию.

Одним из нетрадиционных методов обучения является метод ассоциаций или метод ключевых слов. Данный метод недостаточно широко распространен среди приемов и методов, традиционно используемых на уроках английского языка, и не слишком подробно описан в методической литературе. Однако в последнее время интерес к этому методу значительно возрос.

Основоположник данной методики неизвестен, но ассоциативный способ запоминания иностранных слов упоминается уже в литературе конца девятнадцатого века. Одним из первых научных исследований посвященных этому методу было исследование Аткинсона. Он с группой соавторов описал данную методику в своих статьях (там этот метод называется методом ключевых слов key word method). Эксперимент проводился в Стенфордском университете. Англоязычным студентам, участвовавшим в этом эксперименте, было предложено запоминать русские слова с использованием метода ключевых слов (метода фонетических ассоциаций) и без него. Высокая степень эффективности применения этого метода была доказана в результате этого эксперимента по сравнению с обычным заучиванием.

При работе с ассоциациями очень важно подавать изучаемый материал системно. Одним из важнейших условий в применении метода являются мимика, жесты, выразительность речи.

В ассоциативном методе применяются ассоциативные образы. Одним из главных требований к ассоциативным образам является их связь каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть, например, по цвету (black – white), форме (square), размеру (big – small).

Не следует навязывать студенту свою ассоциацию. Ценность идеи заключается в наличии у каждого своего ассоциативного образа при определенных требованиях: связь и общая заданная тема. Главное в методе ассоциация — это яркость образа. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними, следовательно, тем больше слов можно запомнить. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми. Например: есть английское слово bread (произносится как брэд), означающее «Хлеб». Ему созвучно русское слово «бред». Теперь представьте, что вы пришли в булочную, а там нет хлеба. Бред, верно? Складывается цепочка: «bread»-«бред»-«хлеба нет»-«хлеб». Подбор ярких ассоциаций позволяет быстро пополнять словарный запас. Вполне возможно запоминать по 100 новых слов в день.

На занятии английского языка в группе второго курса был проведен следующий эксперимент. Студентам было предложено запомнить 20 слов по новой теме, используя те методики, которыми они обычно пользуются, то есть просто заучить. На следующем занятии была проведена проверка запоминания слов и предложен ряд заданий на употребление их в устной и письменной речи. Затем было предложено запомнить еще 20 новых слов, но уже на этот раз с помощью метода ассоциаций, при этом на самом занятии в группе ассоциации, возникающие у студентов в связи с предложенными словами, активно обсуждались. Результатом проведенного эксперимента явилось более успешное и быстрое запоминание.

Преподаватель всегда стремиться к тому, чтобы понятие «перевод» потеряло смысл. То есть основная цель при обучении лексике на иностранном языке, запоминать новые слова так чтобы создать устойчивую связь между зрительным и словесным образом. Тогда иностранная речь начинает пониматься непосредственно, как и речь на родном языке, а слова оказывают стимулирующее действие для возникновения образов. Действие этого рефлекса должно быть автоматическим и мгновенным. Если этого нет, то, несмотря на отличные оценки, студент забудет и новые слова, и сопровождающую грамматику. Поэтому задача состоит в том, чтобы помочь сформировать рефлекс.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: использование на занятиях английского языка эффективных способов развития ассоциативной памяти и некоторых мнемонических приемов позволяет улучшить качество знаний и добиться улучшения успеваемости, повысить мотивацию к изучению английского языка, развить познавательные интересы.

Выготский Л.C. Педагогическая психология / Л.C. Выготский. М.: Педагогика пресс, 1999. 533с.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.:АРКТИ, 2003, 192 с.

Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе. // Иностранные языки в школе, 1995, № 4, с. 6 — 12.

Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004, №3. – С. 30-33.

Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации.// «ИЯШ», №2, 1995, с.3-4.

Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. — 301с.

Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. М.: Русский язык, 1977. 211с.

Фрумкина P.M., Мостовая А.Д. Овладение неродным языком как обучение знаковым операциям / P.M. Фрумкина // ВЯ. 1990. №5. С. 90-100.

Clark E. The lexicon in acquisition / E. Clark. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 306p.

Источники: http://nauka24news.ru/?p=9791, http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70504, http://gigabaza.ru/doc/152452.html

265 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector