Методика шаталова при изучение английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
1 520 просмотров
29 января 2019

Методика Шаталова в начальной школе

Методика Шаталова, именитого педагога СССР, основывается на утверждении, что любой школьник обучаем, независимо от своих навыков и способностей. Участники учебного процесса равны и взаимодействуют между собой. Виктор Федорович кардинально пересмотрел отношения учителя к ученикам, систему оценивания знаний, домашние задания и структуру урока.

Кратко об авторе и его достижениях

В 2017 году Виктор Федорович отметил свой девяностый день рождения. Всю свою жизнь он посвятил преподавательской деятельности. Преподавая математику в школе, Виктор Федорович стремился максимально оптимизировать процесс обучения. Его педагогический стаж составляет шестьдесят три года, и пятьдесят из них он занимается исследованием и усовершенствованием преподавательской деятельности. Первый же эксперимент оказался удачным. Школьная программа была освоена учениками на два года раньше обычного курса.

Методика педагога Шаталова впервые была представлена широкой аудитории в ноябре 1971 года в «Комсомольской правде». Она имела огромный успех в учительской среде. Однако после развала Советского Союза эксперимент был закрыт.

В 2000 году в Москве начала работать школа по методике Шаталова, в которой и сегодня проходят обучение дети и взрослые из разных городов. Кроме того, Виктор Павлович является автором более полусотни книг, а его аудио- и видеокурсы пользуются огромным успехом как у педагогов, так и у учеников.

В настоящее время Виктор Павлович живет и работает в Донецке. Он ведет курс лекций по педагогическому мастерству. Самое большое распространение получила методика Шаталова на уроках математики, однако педагоги-новаторы успешно внедряют методику и для обучения другим дисциплинам. Особую пользу представляют уроки по методике Виктора Федоровича для учеников младших классов.

Суть методики

Суть методики Шаталова заключается в поэтапном управлении учебным процессом. Виктор Федорович создал определенный алгоритм, который успешно применим абсолютно для любого изучаемого предмета и не зависит от возрастной группы и уровня подготовки учеников.

Методика обучения Шаталова основана на нескольких принципах. Во-первых, Виктор Федорович утверждает, что все дети обучаемы. Не существует разделения на слабых и сильных, обучаемых и нет. Во-вторых, обязательным требованием к педагогу является уважительное и доброжелательное отношение к ученику. Согласно методике Шаталова, все ученики равны, хотя это не исключает индивидуального подхода к каждому.

Кроме того, Виктор Федорович пересмотрел систему выставления оценок. В его методической системе нет плохих отметок. Особо важен этот принцип методики Шаталова в начальной школе. Ребенок учится исправлять свои ошибки и контролировать свою успеваемость. А коллективное познание развивает у первоклассников такие важные качества, как коммуникабельность, отзывчивость и взаимопомощь.

В разработке своей методической системы Виктор Федорович делает упор на обучение детей младшего возраста, так как основное развитие человек получает именно в первые одиннадцать лет своей жизни.

Опорные сигналы

Основная отличительная черта методики Шаталова – применение опорных сигналов. В роли таких сигналов выступают различные символы, вызывающие ассоциации с изученным материалом. Отсюда следует, что основывается методика на развитии и активном использовании ассоциативного мышления и зрительной памяти. При создании опорных сигналов применяют следующие принципы:

1. Сигнал должен быть предельно лаконичен. Чем проще и понятнее сигнал, тем легче его запомнить и воспроизвести.

2. Структурирование сигнала помогает систематизировать материал и выделить главный элемент. Структуры можно добиться использованием символов: стрелок, блоков, линий.

3. Смысловые акценты. Важное выделяется цветом, шрифтом и другими способами.

4. Сигналы объединяются в автономные блоки.

5. Сигнал ассоциативен и способен вызывать понятные образы.

6. Сигнал прост, его легко воспроизвести.

7. Сигнал является наглядным, возможно цветовое выделение.

Для разработки группы сигналов необходимо тщательно изучить преподаваемый материал, выделить ключевые моменты, то есть избавиться от «воды». Ключевые моменты нужно законспектировать, соблюдая порядок и связи между ними. Далее следует преобразовать их в символы-сигналы, соблюдая вышеперечисленные требования. Сигналы объединяются в блоки, связи между ними указываются при помощи графических и цветовых приемов.

Опорные конспекты

После создания сигналов преподаватель разрабатывает опорный конспект. Опорные сигналы – это ключевые моменты изучаемой темы. Они формулируются в конспект, представляющий собой наглядную структурированную схему или модель.

Существуют подробные инструкции по созданию опорных сигналов и конспектов, использование которых помогает применять методику Шаталова на уроках русского языка и литературы, в творчестве и в естественных науках.

Конспект выступает в роли своеобразной «шпаргалки». На листе конспекта при помощи символов, аббревиатур, графических изображений и знаков представлен объемный материал. Логично предположить, что запоминание интересной красочной схемы проходит гораздо проще, чем запоминание целого учебника. Для преподавателя использование конспектов также является очень удобным. В проверку знаний входит повторение конспекта учеником. Причем учитель не исправляет найденные в конспекте ученика ошибки, а лишь проставляет оценку. В задачу ученика входит самому отыскать ошибку. В данном случае используется игровой аспект, что, несомненно, повышает интерес к учебе.

Объяснить и изложить

Это первые три этапа в методике преподавания Шаталова. Вначале преподаватель развернуто излагает тему. В задачу педагога входит не только подробно объяснить материал, но и заинтересовать учеников. То есть преподнести изучаемый материал требуется с использованием образов, вызывая эмоциональные ассоциации. Задача педагога на этом этапе — вызвать у учеников вопросы, помогающие раскрыть изучаемую тему.

На втором этапе изучаемый материал предлагается учащимся в виде конспекта. Для лучшего запоминания объемного материала преподаватель его сокращает до информационного плаката.

Плакат представляет собой опорный конспект, состоящий из структурированных опорных сигналов. Преподаватель разъясняет значение того или иного опорного сигнала и их связь между собой. В изучении и запоминании учениками опорных сигналов заключается третий этап методики Шаталова на уроках.

Следует в очередной раз отметить важность применения правильно сформулированных опорных сигналов. Практика показывает, что наиболее эффективными являются сигналы, разработанные преподавателем непосредственно для данной темы и для данной группы учеников, а не позаимствованные из прошлого опыта. Только так можно учесть индивидуальные особенности учащихся.

Для учеников начальных классов наиболее важными являются именно первые три этапа. На этих этапах преподавателем закладывается базис запоминания и усвоения темы. Поэтому так важно создать максимально запоминающиеся опорные сигналы. Чтобы их запомнить, ученик должен ими заинтересоваться.

Усвоение темы

На четвертом этапе ученики в домашних условиях самостоятельно исследуют конспект. Интересно, что для методики преподавания Шаталова в школе не характерен термин «домашнее задание». Преподаватель предлагает сделать ученику домашнюю работу. В этом есть принципиальная разница. Домашняя работа является набором определенных упражнений, которые необходимо самостоятельно сделать в течение изучения темы. Ученик сам решает, сделать ее в один день или растянуть на весь период изучения материала, начать ее в последний момент или сделать еще до начала урока. При использовании этого приема методики Шаталова в начальной школе у детей с раннего возраста развивается способность к самоорганизации.

После самостоятельного изучения материала ученик на следующем занятии воспроизводит опорный конспект и отвечает на вопросы учителя по опорным сигналам. Это пятый и шестой этапы и очередное существенное отличие школы по методике Шаталова. В данной ситуации у учеников нет страха перед неопределенностью: «Спросят, не спросят?». Каждый ученик на каждом занятии отвечает на вопросы по изученному материалу. И именно ученик определяет степень своей подготовки. Причем остальные учащиеся активно участвуют в этом процессе. Таким образом, ответ у доски превращается в коллективное обсуждение. Для ученика это снижает страх одному отвечать по изучаемой теме, так как он знает, что при необходимости ему помогут одноклассники. Но в то же время ученик пытается справиться с ответом у доски самостоятельно, не прибегая ни к чьей помощи.

Многократное повторение

В своей методической системе Шаталов активно использует всевозможные методы повторения на разных уровнях. Без многократного повторения невозможно добиться четкого понимания и усвоения изучаемого материала. Причем, как отмечает Виктор Павлович, обязательно нужно использовать различные техники повторения, чтобы избежать механического заучивания.

На уроках, проводимых по программе Шаталова, информация дается не параграфами, а большими блоками. Это позволяет экономить достаточно много времени. Значительная часть этого времени расходуется на повторение. На каждом занятии учитель предлагает ученикам вспомнить пройденный ранее материал. Это происходит с использованием творческих, продуктивных и репродуктивных видов учебной деятельности.

Для репродуктивного повторения характерна актуализация теоретических знаний. При продуктивном повторении происходит обобщение изученного материала. Творческие уроки – это уроки открытых мыслей, которые подразумевают творческое осмысление пройденного материала. Повторение основано на опорных конспектах. Преподаватель ведет учет по повторенным темам, таким образом систематизируя этот процесс.

«Куда и как исчезли тройки»

За свою педагогическую и научную деятельность Виктор Федорович написал более шестидесяти книг. Одна из них – книга «Куда и как исчезли двойки». В ней рассматриваются вопросы оптимизации времени урока, взаимоотношений между учителем и учеником, контроля знаний. Система оценки знаний по методике Шаталова кардинальным образом отличается от привычной школьной системы. Самый важный принцип его системы – открытая перспектива. Это значит, что ученик всегда может исправить свою плохую отметку. Двойки, считает Шаталов, не мотивируют, а наоборот угнетают ученика, лишая его желания учиться. Эту аксиому лучше всего понимают учителя младших классов. Они имеют дело с тонкой детской психикой, которую легко могут ранить плохие оценки. Ребенок должен не бояться делать ошибки и всегда иметь возможность их исправить.

Учет знаний ведется посредством открытой ведомости. Это большой лист, к которому имеет свободный доступ каждый ученик. Низкие оценки проставляются карандашом. Когда ученик исправляет свои ошибки, повышает уровень знаний, повышается и его отметка в ведомости. Это важнейший фактор в методике Шаталова. Когда ученик получил двойку или тройку, и учитель отметил это в журнале и дневнике, ученик расстроен и угнетен, но не может ничего исправить. Полученная отметка – свершившийся факт. Это существенно снижает стремление к знаниям.

«Учиться победно!»

В 1956 году прошли первые практические исследования методики Шаталова на уроках математики, физики и астрономии. С тех пор методика совершенствовалась и развивалась. Но основные принципы обучения по Шаталову остались незыблемы. Главный из них – открытость. Преподаватель открыто и уважительно общается с учениками, их отношения можно сравнить с отношениями между коллегами. Учитель начальных классов является для ученика одновременно и покровителем, и другом. Ученик в данном случае чувствует себя спокойно и уверенно. Он не боится совершить ошибку, не боится показаться глупым.

Равные отношения складываются и между учениками. Нет отличников и двоечников. Каждый способен получать только хорошие отметки. У учеников формируется чувство товарищества. В учебном процессе постоянно задействованы все ученики. Когда один из них отвечает, другие слушают и готовы помочь своему товарищу в случае необходимости. Кроме того, учитель создает атмосферу дружелюбия. Между учениками не существует конкурентности. Проведя в такой атмосфере первые свои учебные годы, ребенок не станет в будущем зазнайкой или эгоистом.

Родители также участвуют в процессе обучения. Учитель должен донести до родителей важность создания дома благоприятной и спокойной обстановки. Родители не ругают за плохую оценку, они подбадривают и поддерживают ребенка, мотивируя на получение более высокого балла. Ребенку доверяют, верят в его способности, что повышает у него уровень самооценки и уверенности в собственных силах.

Преимущества использования методики

Очевидно, что методика Шаталова, применяемая как в начальной школе, так и в старших классах, имеет ряд преимуществ. Во-первых, это существенная экономия времени. За счет использования конспектов большой объем информации возможно изучить за меньший промежуток времени. Причем качество полученных знаний от этого сокращения абсолютно не страдает.

Во-вторых, новая система оценивания знаний позволяет ученику самостоятельно контролировать свою успеваемость, развивая самостоятельность. А благоприятная обстановка дома и в школе значительно способствует росту интереса к учебе. Использование опорных сигналов и конспектов облегчает процесс обучения для ученика и учителя.

Обсуждения

Методика Шаталова В.Ф.

15 сообщений

Шаталов Виктор Федорович.
Родился 30 апреля 1927 года. Работал в школе преподавателем математики (с 1951 года) и директором. С 1956 года вёл экспериментальную работу с учащимися.

Участвовал в Великой Отечественной войне.

В 1987 году стал заведующим лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения Академии Педагогических наук СССР в Донецке.

Автор системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества.

Имеет более шестидесяти опубликованных книг (в том числе «Куда и как исчезли тройки», 1979; «Педагогическая проза», 1980; «Точка опоры», 1987). Живёт в Донецке. Профессор Донецкого института социального образования.

3 ноября 1971 года в газете Комсомольская Правда появилась статья Симона Соловейчика «Метод Шаталова», которая направила движение педагогической общественности на новое русло, в сторону Педагогики сотрудничества. Виктор Федорович Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей предметам математика, физика, химия, астрономия, и другим, успешно и быстро, и независимо от подготовки детей и материального уровня их родителей.

Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых:

— авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания,
— принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников,
— принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.
— вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.
— практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.
— традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.
— устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.
— широко используются игровые формы учебных занятий.

Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

1. Приглашение к поиску.
2. Эксперимент продолжается.
3. Приглашение к поиску.
4. Физика на всю жизнь.
5. Физика чести.
6. Быстрая тригонометрия.
7. Фамильная геометрия.
8. Геометрия в лицах.
9. Изустная алгебра.

Методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме:
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся. Обучение с помощью метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи учащегося. Применение опорных сигналов важно потому, что позволяет избежать или сократить до минимума в процессе обучения и общения использование языка посредника — родного языка. Тем не менее, сохраняется опосредованная подсказка в виде различных символов, знаков, кодов или сокращений, которая позволяет управлять высказыванием и необходимость в которой постепенно убывает по мере формирования речевого умения, до полного исчезновения на его последней стадии. Назначение опор заключается в том, чтобы, вызвав ассоциации с жизненным и речевым опытом обучающихся, опосредованно помочь построению речевого высказывания. Опоры составляются как с помощью слов, так и с помощью различных изображений действительности и могут использоваться в рамках одного конспекта обособленно друг от друга и во взаимодействии, дополняя друг друга.

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ

МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ

Предмет: английский язык

Более четверти века назад имя школьного учителя из Донецка Виктора Федоровича Шаталова, разработавшего авторскую образовательную модель, широко известную как методика интенсивного обучения Шаталова, гремело на всю страну . Уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников.

Мое первое знакомство с этой замечательной методикой произошло в конце 80-х годов. Одна из наших школьных учителей английского языка посетила семинар Виктора Федоровича в Донецке и привезла некоторые методические материалы. Не скажу, что сразу увлеклась этим подходом к обучению детей иностранному языку, но через некоторое время стала пробовать элементы методики в своей работе и … свершилось! Все больше и больше захватывала меня система опорных сигналов и конспектов. Сначала открытые уроки для коллег школы, затем – района и города, просьбы учителей распечатать конспекты и, наконец, издание книги под названием « Английский язык. Устная речь с помощью опорных сигналов»,изд-во «Айрис».

Хочу поделиться с коллегами своими наработками по работе с опорными конспектами.

КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДАЕТ УЧИТЕЛЮ И ДЕТЯМ РАБОТА

С ОПОРНЫМИ КОНСПЕКТАМИ НА УРОКАХ ?

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.. «Формирование этого сложного умения, — как считают известные методисты Рогова Г.В. и Верещагина И.Н., — должно протекать с помощью опор, которые могут быть связаны, как с содержанием, так и с формой изложения, а также и с тем и с другим.»

Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи учащегося. Применение опорных сигналов важно потому, что позволяет избежать или сократить до минимума в процессе обучения и общения использование языка посредника — родного языка. Тем не менее, сохраняется опосредованная подсказка в виде различных символов, знаков, кодов или сокращений, которая позволяет управлять высказыванием и необходимость в которой постепенно убывает по мере формирования речевого умения, до полного исчезновения на его последней стадии.

Назначение опор заключается в том, чтобы, вызвав ассоциации с жизненным и речевым опытом обучающихся, опосредованно помочь построению речевого высказывания. Опоры составляются как с помощью слов, так и с помощью различных изображений действительности и могут использоваться в рамках одного конспекта обособленно друг от друга и во взаимодействии, дополняя друг друга.

Опоры содержат определенную информацию в развернутом или сжатом виде. Они не требуют точной передачи информации с точки зрения ее количества и позволяют создавать свои речевые конструкции в данном контексте и в рамках освоенных речевых навыков, открывают возможности для формирования мыслительной деятельности на языке обучения.

Вспомогательную роль при формировании некоторых фраз и фрагментов устной речи вначале исполняют опорные сигналы, которые в виде символов кодируют какие-либо, как правило, ключевые фрагменты текста. Это позволяет учащемуся, пользуясь на начальном этапе опорным конспектом, произносить монологическую речь плавно, без запинок и сбоев, растормаживает сам процесс говорения, делая речь свободной. На последующем этапе в связи с тем, что материал усвоен учащимися достаточно хорошо, необходимость в опорных сигналах отпадает.

Несмотря на ограниченное количество знаков на листе опорного конспекта, он охватывает значительный материал. При безупречной подготовке к уроку ученика V-VI класса (обучение ИЯ с 5 класса) для ответа по теме в 15-20 высказываний на иностранном языке требуется не более 2-3 минут. Это значительно экономит время урока. Время на устные ответы увеличивается настолько, что позволяет каждому ученику ответить по теме опорного конспекта, а такая ситуация, в свою очередь, при подготовке к каждому уроку настраивает на предстоящий устный ответ. Частая практика устной речи способствует развитию языковых навыков. Хорошее знание учебного материала переносит акцент с того, о чем нужно говорить, на то, как нужно говорить, формируя фонетически правильную речь, богатую образными выражениями и сложными грамматическими оборотами. Повышение речевой активности учащихся влечет за собой увеличение перерабатываемой информации в ходе урока, а возрастающий объем знаний является хорошей предпосылкой к творчеству.

Использование опорных сигналов упрощает процесс восприятия учебного материала за счет создания зрительных образов и компановки их во взаимосвязанные логические блоки.

Методика работы по опорным сигналам побуждает к творчеству и учителя и ученика, предоставляя возможность изменять и дополнять листы с опорами, перерабатывать их в нужном ключе или составлять самим.

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ?

В среднем на изучение той или иной темы отводится 2-3 урока: знакомство с новыми лексическими единицами, отработка произношения и орфографии новых слов, использование лексических единиц в грамматических структурах. На заключительном этапе работы по той или иной теме используется опорный конспект.

Приступая к работе над очередной темой опорного конспекта, учитель, совместно с учащимися, продумывает примерные тексты монологических высказываний. Эти примерные тексты с отражением в них основных смысловых вех, служат отправным материалом для выделения опорных сигналов и составления опорных конспектов.

Составленный на основе полученных знаний по той или иной теме примерный рассказ ученика является исходным материалом для опорного конспекта, уменьшенным по объему, но сохраняющий основную информацию текста.

Затем учитель и учащиеся решают, какие слова и словосочетания в рассказе являются ключевыми и какими символами нужно их выделить в опорном конспекте. Отдельные ключевые слова передаются простыми рисунками или условными обозначениями.

Также выделяются в тексте цифры и даты, имеющие важное значение. Тем самым определяются опорные сигналы конспекта. Затем опорные сигналы располагаются в нужной последовательности, благодаря чему достигается простота и наглядность конспекта.

Группы опорных сигналов, объединенные общей подтемой, выделяются в конспектах в виде блоков. Блоковое деление конспектов рассчитано на одновременное восприятие и запоминание групп взаимосвязанных объектов. Это облегчает запоминание конспекта.

Затем учащимся дается домашнее задание, составить свои индивидуальные конспекты для участия в конкурсе «Лучший конспект». На следующем уроке учитель совместно с учащимися просматривает ученические конспекты и выбирает лучший, который и послужит образцом для создания окончательного варианта опорного конспекта.

Необходимо отметить, что конспекты начального варианта — простые рисунки. Они содержат меньше опорных сигналов. По каждому опорному сигналу при рассказе составляется одна или несколько фраз. На начальном этапе различия между языковым материалом, который ученики употребляют в речевой практике, и материалом текстов учебника еще незначительны. Поэтому содержание опорных конспектов связано с материалом текстов учебника.

Ниже приведем пример составления опорного конспекта по теме «Months and Seasons». Перед Вами примерный текст монологического высказывания учащегося по данной теме, которое ожидается услышать при ответе на уроке.

Months and Seasons

There are 4 seasons in a year : spring, summer, autumn and winter. There are three months in a season.

Spring months are : M arch, A pril, M ay. Spring begins in March and is over in May. The weather in spring is warm. When spring is over, summer comes.

Summer months are : J une, J uly, A ugust. Summer begins in June and is over in August. The weather in summer is warm or hot. When summer is over, autumn comes.

Autumn months are : S eptember, O ctober and N ovember. Autumn begins in September and is over in November. The weather in autumn is cool. When autumn is over, winter comes.

Winter months are : D ecember, J anuary, F ebruary. Winter begins in December and is over in February. The weather in winter is cold. Thirty days has September,

April, June and November.

All the rest have thirty one, excepting February alone,

Which has twenty eight days clear

And twenty nine in each leap year.

В тексте выделены:

• полужирным шрифтом — слова, фразы и буквосочетания, вынесенные в виде опор в опорный конспект;

• курсивом — части слов и фраз, опущенные в опорах;

• подчеркиванием — слова и фразы, внесенные в опорный конспект в виде символов, картинок и других изображений.

Нужно отметить, что при озвучивании опорного конспекта нет

необходимости копировать текст, можно обогащать его в соответствии со своими жизненными представлениями и опытом, а также в соответствии с тем объемом знаний, которым учащиеся владеют на том или ином этапе обучения.

Так, при озвучивании данного опорного конспекта учащиеся могут добавить следующие факты: о том, что на деревьях распускаются листья, появляются подснежники, о том, что дни становятся длиннее, а ночи короче – говоря о весне;

о том, что в лесу и на полях появляются цветы, можно купаться на речке и ловить рыбу, о том, что дни стали длинными, а ночи очень короткими – говоря о лете;

о сборе овощей и фруктов, о том, что дети идут в школу 1 сентября, говоря об осени;

о снеге, который покрывает землю, деревья и крыши домов, о том, что можно лепить снеговиков и кататься на санках, лыжах и коньках – говоря о зиме.

А при изучении темы «Whatever the weather …» по учебнику В.П.Кузовлева (6 класс) можно добавить к опорному «Months and Seasons» сведения о том, что весной тает снег, идет дождь; летом – солнечно, иногда – небо покрывают тучи; осенью – ветрено, листья на деревьях меняют цвет на желтый или красный; зимой – морозно, реки и озера замерзают, температура ниже нуля и т.д.

КАК РАБОТАТЬ С ОПОРНЫМ КОНСПЕКТОМ НА УРОКЕ?

Первый вариант работы с опорным конспектом предполагает использование примерного текста монологического высказывания, составленного учителем совместно с учащимися.

Приступая к работе с опорами на уроке, учитель демонстрирует заранее составленный опорный конспект, затем читает или озвучивает устно рассказ, который предполагается услышать от учащихся.

Далее учитель в быстром темпе задает вопросы, на которые требуются быстрые и краткие ответы по теме урока. Это позволяет быстро восстановить в памяти и использовать в речи учащихся материал предыдущих уроков и подготовить их к ответу по теме.

Примерные вопросы по теме «Months and Seasons»:

1)How many seasons are there in a year?

2)Are there four months in a season?

3) What are spring months?

4) What is the weather like in spring?

5)What season comes after spring?

6)When does summer begin?

7)What is the weather like in summer?

8)The first month of the year is October, isn’t it?

9)Is it hot in autumn?

1 0)What is the third month of winter?

1 l)Is it cold in winter?

12)How many months have thirty days? Name them.

13)What month has twenty days clear and twenty nine in each leap year?

Можно предложить другой вид работы для восстановления в памяти учащихся материала пройденного на предыдущих уроках – это выполнение теста на понимание. (Если предложение соответствует содержанию примерного текста монологического высказывания по теме, то дети должны поставить знак «+» рядом с предложением. Если не соответствует, то знак «-«). Тест проверяется сразу же по ключам.

Тест по теме «Months and Seasons»:

1)There are three seasons in a year.

2)Spring begins in May and is over in March.

3)The weather in spring is warm.

4)Summer months are: June, July and August.

5)The weather in autumn is hot.

6)Winter begins in December and is over in April.

7)September, April, June and November have thirty days.

8)February has twenty eight days clear.

Keys: 1-; 2-; 3+; 4+; 5-; 6-; 7+; 8+.

После этого учитель напоминает учащимся о значении символов в опорном конспекте, если в этом есть необходимость: Символ 4 s — s — учащимся следует озвучить так: ‘ There are 4 seasons in a year: spring, summer, autumn and winter.’

Spring . . M., A., M. = Spring months are March, April and May.

weather . . warm = The weather in spring is warm.

(Далее по такой же схеме о всех временах года . )

30 days . S., A., J., N. = 30 days has September, April, June and November.

the rest . 31 = All the rest have 31,

28
excepting F. . . . = excepting February alone, which has 28

days clear and 29 in each leap year.

См. опорный конспект №1

Затем начинается опрос по теме. Первым озвучить опорный конспект можно попросить сильного ученика.

Исходя из собственного опыта работы, предлагаю сначала опросить сильных учеников группы и, убедившись в их хорошей подготовке по опорному конспекту, предложить им выступить в роли консультантов на уроке. Консультанты должны выслушать ответы своих одноклассников и оценить их знания.

Второй вариант работы с опорами предполагает использование уже готового текста монологического высказывания по той или иной теме или при пересказах текстов учебника.

Технология составления опорного конспекта и методика работы с составленными опорами на уроке остаются прежними.

Пример составления опорного конспекта по тексту учебника «English 5» (автор — Кузовлев В.П.):

“Little Red Riding Hood”

The girl lives in the wood . Her mum is a good cook. She is the best cook in the world . She cooks food for wood men . Dad is a wood man . He works in the wood . The girl often walks in the wood . She enjoys watching cuckoos . When the weather is good she walks around the pond to collect frogs . She often goes to her granny with a basket of food: frog ’ s legs , potatoes , cold Coke , hot cocoa and coffee, oranges , chocolate scones and hot porridge in the pot .

См. опорный конспект №2

Нужно сказать, что высокая эффективность от применения опорных конспектов на начальной фазе обучения может быть достигнута не сразу, поскольку учащимся потребуется какое-то время на то, чтобы научиться ими правильно пользоваться, но буквально через несколько уроков вы почувствуете существенные изменения в речевой практике учеников.

Часто у преподавателей, приступающих к работе по опорам, возникает вопрос, почему нельзя просто заучивать и пересказывать тексты, что и делается порой на уроках иностранного языка.

Принципиальное отличие заключается в том, что метод опорных сигналов позволяет учащимся не просто механически заучить и озвучить текст, зачастую не понимая его содержания, а именно мыслить на языке, самим конструировать грамматические формы, строить самостоятельные речевые высказывания, не копируя предложенный текст, а обогащая его в соответствии со своими жизненными представлениями и опытом.

Разумеется, применение метода опор дает наибольшие результаты тогда, когда преподаватели подходят к процессу обучения комплексно, используя в практике и другие прогрессивные методы обучения иностранному языку.

Источники: http://fb.ru/article/348012/metodika-shatalova-v-nachalnoy-shkole, http://vk.com/topic-99350630_33933785, http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/04/29/razvitie-rechevogo-umeniya-s-0

1 520 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector