Английский с рождения: плюсы и минусы, секреты эффективных занятий.
В этой статье мы поговорим о том, как научить ребёнка английскому языку: когда начинать, как заниматься, какие плюсы и минусы есть у раннего обучения, а также познакомим вас с эффективным комплектом для весёлых занятий – «Skylark English».
Английский язык в наше время актуален как никогда. Это не просто язык международного общения, но и необходимое условие для устройства на хорошую работу, путешествий за границу и жизни в современном обществе в целом. О том, что им нужно владеть, говорить уже не приходится. Но когда лучше всего начинать учить с ребёнком английский?
Многие психологи говорят, что возраст 4-5 лет является оптимальным для осознанного обучения. В это время ребёнок может концентрироваться на определённом предмете и имеет достаточный словарный запас для свободного общения на двух языках. Однако современные исследования доказывают, что изучение иностранного языка доступно, а главное, полезно детям с самого рождения!
Зачем учить английскому с пелёнок. Плюсы билингвизма.
Минусы раннего обучения английскому языку.
- Имеет смысл начинать занятия только если вы не намерены бросить обучение на полпути. Как и любой другой навык, владение иностранным языком нужно практиковать и совершенствовать. Если прекратить занятия, то спустя некоторое время ребёнок не сможет свободно общаться по-английски. Есть и хорошая новость – какой-то словарный запас в памяти останется, так что вернуться к занятиям будет проще, чем если бы малыш не знал язык совсем.
- Языковая путаница. Это то, чего боятся многие родители – ребёнок будет смешивать в речи слова двух языков. Впрочем, особой проблемы в этом нет, такой период считается абсолютно нормальным для дошкольников-билингвов, со временем малыш будет чётко ориентироваться, в какой ситуации на каком языке говорить.
- Более поздний выход в речь. Это возможное, но не обязательное свойство владения двумя языками – иногда детям требуется больше времени, чтобы перейти от отдельных слов и словосочетаний к общению более сложными конструкциями. Однако зачастую, когда случается лингвистический прорыв, билигвальный ребёнок удивляет окружающих богатым словарным запасом, быстро догоняет и даже опережает сверстников в речевом развитии.
Как заниматься английским языком с детьми до 3 лет?
Для дошкольников существует множество разных школ, курсов и материалов для занятий английским. Но для малышей до 3 лет выбор не так велик. Изучая различные методики, обращайте внимание на следующие критерии:
На этих принципах основан комплект «Skylark English. All About Me», в нём применяется методика изучения английского языка, разработанная в Кембридже (Великобритания). Комплект создан специально для занятий с самыми маленькими, начинать можно прямо с рождения. Это настоящий живой английский, на котором говорят в британских семьях, рассказы, песни и занятия комплекта содержат все фонемы английского языка. Базовые слова комплекта подбирались с учётом списка Young Learners English (кембриджская сертификационная программа для начального преподавания английского языка как иностранного).
Занимаясь по комплекту «Skylark English. All About Me», малыш услышит английские слова и выражения в разных ситуациях. Вы будете читать книги, пропевать песенки, играть с карточками и куклой-рукавичкой, искать слова на огромном плакате… Такие игры понравятся вам и ребёнку, и английский язык усвоится так же естественно, как и родной. Комплект прекрасно подходит для занятий с несколькими детьми и будет «расти» вместе с малышом, предлагая всё новые активности на каждый возраст. Познакомьтесь с ним поближе, и вы захотите начать занятия с крохой прямо сейчас!
Плюсы и минусы изучения иностранных языков в раннем возрасте
Изучение иностранного языка в раннем возрасте является особой темой для обсуждения. На самом деле неважно, какой язык вы выберете для своего малыша, важно, насколько полезными будут такие занятия. Не менее значимым при этом является учёт возрастных особенностей ребёнка и уровень сформированности его родного языка.
На сегодняшний день среди родителей явно прослеживается модная тенденция образовывать своих чад как можно раньше. Во-первых, чтобы во дворе, на детской площадке, завоевать уважение других родителей достижениями своего не по возрасту развитого ребёнка. Во-вторых, большинство родителей уверены, что чем раньше, тем лучше и эффективнее будет обучение в дальнейшем. Ну и наконец, в-третьих, повсюду открывается столько детских центров, предлагающих любые образовательные услуги, что родители зачастую становятся просто-напросто жертвами рекламы. Но самое главное –каждый родитель уверен, что если он вкладывает деньги в развитие ребёнка, то его родительский долг полностью выполнен.
Если вы твёрдо и окончательно решили незамедлительно изучить иностранный язык вместе со своим малышом, то позвольте осветить некоторые положительные и отрицательные стороны вашей предполагаемой образовательной кампании.
Итак, плюсы
Изучая иностранные языки в раннем возрасте, мы тренируем механическую память ребёнка. И если повезёт с педагогом, то ещё и расширим кругозор, что тоже неплохо. При этом следует учитывать форму проведения занятий: она должна быть исключительно игровой и адаптированной для дошкольников. Таким образом, обучение иностранному языку не противоречит ходу естественного развития ребёнка, насыщая и обогащая период дошкольного детства не хуже любой другой «развивашки».
А теперь перейдём к минусам
Любой иностранный язык имеет свою специфику звукопроизношения, например, в английском языке нормой считается межзубное произношение, в то время как по русским канонам такое произношение является неприемлемым; в немецком нормой является горловое произнесение звука [р], что является искажением русского аналогичного звука и так далее. Также будет по-другому строиться и лексико-грамматический строй речи. Эти минусы затрагивают исключительно родной язык ребёнка. Но и для иностранного языка будет не меньше минусов, если педагог не владеет методиками преподавания для малышей. Более того, в случае, когда педагог имеет ко всему ещё и неправильное произношение преподаваемого языка — можете представить, что из этого получится.
Рекомендации специалиста
Почему я рекомендую обучать ребёнка иностранному языку начиная с пяти лет? С точки зрения логопедии, к пяти годам у ребёнка полностью формируются все аспекты родного языка (фонематический слух, звукопроизношение, лексический и грамматический строй речи). С точки зрения психологии, в пять лет ребёнок более осознанно и критично относится к новым знаниям, эмоционально-волевая сфера также сформирована в достаточной мере, чтобы воспринять необходимый абстрактный материал. С точки зрения педагогики, именно начиная с пятилетнего возраста, ребёнок становится восприимчив к гуманитарным наукам.
Вы всегда можете изучать иностранный язык и самостоятельно. Это легко сделать, присмотревшись ко всем тем играм, которые есть в больших количествах в семьях с маленькими детьми.
Здесь можно брать любую тематику, пригодится всё: предлагаем ребёнку разложить карточки лото и назвать изображённые предметы не по-русски, как раньше, а, допустим, по-английски. У кого получится лучше и быстрее: у тебя или у мамы-папы-сестры-брата-бабушки-дедушки?
Деревянные пазлы
Просим ребёнка ответить на вопрос: «Who is it?» или «What is it?». На вопросы «Что это?» или «Кто это?» любому ребёнку будет нетрудно ответить, глядя на картинку и повторяя за взрослым ответ. Постепенно собирая картинку, вы вместе со своим ребёнком называете изображённые на получающейся картинке-пазле предметы и объекты, а потом снова можете спросить на английском языке кто появился, и помочь ему с ответом, если малыш ещё не может ответить самостоятельно.
И даже привычные нам игры с мячом, такие как «Съедобное – несъедобное», «Я знаю пять…» или счёт до пяти, десяти — так же легко трансформируются в иностранный вариант. И теперь ваш ребёнок легко и свободно говорит на иностранном языке, при этом ловко подкидывая, бросая или принимая мяч.
Если же у вас нет возможности сходу переводить русские слова на иностранный язык и таким образом проверять правильность употребляемых ребёнком слов, всегда можно обратиться к таким играм, как Alias 3 (мы уже о ней рассказывали в предыдущем выпуске нашего журнала №5-2017), к настольной игре Super English, представляющей собой комплекс увлекательных игр и знакомящая всех игроков с буквами английского алфавита и с целым рядом английских слов; занимательными пазлами «Мои первые английские слова-3», цель которых подобрать к большой карточке с изображением малую карточку с правильным словом на английском языке и много других игр, с которым мы познакомим вас в специально статье, посвящённой таким вот играм!
Итак, главное – это определится какую цель вы преследуете и чего хотите получить в итоге. А затем, всё же выбрав именно раннее изучение дополнительных языков, конечно же не устраняться, а всячески помогать своим детям, чтобы обучение это приносило им не только пользу, но и радость.
Мирьям Колчина, дефектолог
учитель-логопед первой кв. категории, Москва
10 плюсов раннего изучения иностранного языка
Преимущества владения двумя и больше языками очевидны — это возможность общаться с большим кругом людей, путешествовать и обучаться за границей, получить интересную работу и многое другое. А если изучать иностранный язык с детства, то можно освоить его не хуже родного.
Дети, обучающиеся в Школе Helen Doron развиваются как билингвы, с раннего детства воспринимая английский язык как второй родной. Для этой статьи мы собрали материалы о том, как ранее изучение английского языка помогает нашим студентам.
1 Лучшее понимание родного языка,
расширение и обогащение словарного запаса. Большую часть времени мы пользуемся родным языком, не задумываясь о правилах и грамматических конструкциях. Это совершенно естественно, но опыт изучения нового языка может привести нас к лучшему пониманию родного и даже сделать нашу речь правильнее. Знание принципов устройства иностранного языка вдохновляет нас изучать механику собственного. Сравнивая два языка, мы узнаем гораздо больше, чем могли бы, оставаясь монолингвами.
2 Создание и укрепление культурных связей
Некоторым из нас посчастливилось иметь родственника из другой страны, который по-прежнему часто говорит на своем родном языке. Возможность общаться с этим человеком на этом «иностранном» языке своего рода мост, соединяющий вас не только с ним, но и с культурным и историческим наследием его страны. Поддерживая эту связь, вы сохраняете старые воспоминания, истории и традиции — и даете жизнь новым.
3 Занятие для всей семьи
В сумасшедшем ритме современной жизни от нас зачастую требуется совмещать несовместимое. Изучая язык всей семьей, вы объединяете ее с помощью занятия, которое не требует возить детей туда-сюда и быть в десяти местах одновременно. Начиная этот процесс, пока ваш ребенок или дети еще маленькие, ваша семья получает общее дело и опыт, к которым можно возвращаться, совершенствуясь вместе.
4 Повышение успеваемости
Статистика доказывает, что студенты, изучавшие иностранный язык, набирают гораздо более высокие баллы по многим стандартизированным тестам, чем их сверстники-монолингвы. Фактически, результаты аттестации абитуриентов, проведенной в 2007 году американским Университетским советом, администрирующим тесты SAT, наглядно демонстрирует значительные преимущества изучения иностранного языка. По данным аттестации студенты, изучавшие иностранный язык не менее четырех лет, получают результат в среднем на 140 баллов выше (из 800), чем студенты, изучавшие язык полгода или меньше, за раздел «Критическое чтение»; еще почти на 140 баллов выше за раздел «Математика» и более чем на 150 баллов выше за «Письмо».
5 Более продвинутые навыки чтения
Исследование, проведенное Йоркским университетом в Канаде, предполагает, что знание второго языка дает детям-билингвам преимущество при обучении чтению. Способность применять знания и навыки обращения с одним языком к другому и более богатый опыт работы с речью в целом дают им большую фору. С возрастом это преимущество не теряется, а только растет. Да и само по себе умение читать на двух языках уже впечатляет!
6 Укрепление уверенности в себе
Дети постоянно учатся чему-то новому, но изучение нового языка — опыт, который приносит наибольшее удовлетворение, в любом возрасте. Радость от первых достижений на пути к знанию иностранного языка может пробудить в детях большую страсть к учебе в принципе. А поскольку перед ними открыто так называемое окно возможностей, когда язык усваивается интуитивно и естественно, легкость и удовольствие, сопровождающие этот процесс, могут повысить в детях уверенность и стремление к новым открытиям.
7 Полезная тренировка для мозга
«Мозг гораздо больше похож на мышцу, чем нам всегда казалось… Ему необходима когнитивная тренировка. Это не глиняная табличка, на которую мы наносим нестираемые знаки»
Профессор Джеймс Р. Флинн
Исследования влияния билингвизма на детей показывают, что воздействие двух и более языков — отличная зарядка для ума, которая помогает размять и укрепить его. По результатам исследования, опубликованного в журнале Nature, плотность «серого вещества» в головном мозге детей-билингвов значительно выше, а самый высокий объем серого вещества у тех, кто подвергался воздействию второго языка с раннего возраста. Серое вещество отвечает за обработку информации, в том числе памяти, речи и сенсорного восприятия. А раз второй язык помогает увеличить его объем, то заниматься языком — все равно что водить мозг в спортзал!
8 Приятное произношение, почти как у носителя
Дети всегда подражают тому, что слышат, и у них удивительно хорошо получается! Они способны воспринимать мельчайшие различия звуков и интонаций. Их чуткие уши помогают им улавливать и повторять сложные звуки, которые часто тяжело даются взрослым и даже подросткам. Взявшись за учебу рано, ваши дети смогут с самого начала говорить плавно и уверенно.
9 Больше возможностей для поступления и карьеры
В последнее время вузы придают все большее значение знанию иностранных языков. Поскольку конкурс на места повсеместно становится все выше, знание одного или двух дополнительных языков повышает ценность резюме абитуриента. А в условиях роста глобализации экономики мало кто может себе позволить знать только родной язык.
10 Более широкая картина мира
Поездки за границу — опыт, который любому пойдет на пользу: ведь они открывают нам не только новые места, но и новые образы мышления, новые точки зрения. Ну а если вы чувствуете себя комфортно, общаясь с местными на их языке, то это не просто поездки из дома в чужую страну и обратно. Вы можете ощутить себя частью культуры и жизни этого нового мира, а не посторонним, заехавшим ненадолго погостить — так же, как читая стихотворение на знакомом вам иностранном языке, вы услышите не просто слова: вы услышите, что они живые, и что в них звучит музыка.
Источники: http://www.umnitsa.ru/articles/angliyskiy-s-rozhdeniya-plyusy-i-minusy-sekrety-effektivnykh-zanyatiy/, http://www.i-igrushki.ru/archive/plyusy-i-minusy-izucheniya-inostrannykh-yazykov-v-rannem-vozraste.html, http://helendoron.ru/blog/10-plyusov-rannego-izucheniya-inostrannog/