Мой сын не хочет учить английский

СОДЕРЖАНИЕ
248 просмотров
29 января 2019

Ребёнок не понимает английский. Что делать?

Действительно, что делать, если ребёнок, учась в школе, не понимает английский?

Давайте попытаемся разобраться в этом непростом вопросе.

Первое — НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ учить английский. В самом деле, заставить ребёнка выучить незнакомый язык практически невозможно. Школьный подход к обучению английскому языку часто сводится к заучиванию правил, текстов (при этом ребёнок часто даже не понимает их сути), выполнению нудных письменных упражнений на уроках, ну и самое страшное — к устрашающему оцениванию: не понял? не знаешь? —садись, два. Вряд ли стоит ругать ребёнка за отсутствие всякого интереса к иностранному языку. И уж тем более в большинстве случаев ребёнок совершенно не виноват в отсутствии элементарных знаний. То есть какие-то знания в него, скорее всего, вдолбят благодаря настойчивости и устрашающим угрозам отвести к директору, поставить двойку, вызвать родителей и т. п. Но знания эти будут ограничиваться джентльменским набором стандартных фраз, произносимых с жутким акцентом «Май нэйм из Петя. Ай лив ин Раша…» Ну, дальше Вы и сами знаете.

Отсюда вывод — ребенку нужно создать условия, при которых ему самому захочется учить чужой язык. При этом не заставлять, а ПОБУЖДАТЬ к занятиям английским языком. Остаётся вопрос — как это сделать? Для этого надо вспомнить — побудительная мотивация у ребёнка к любым занятиям возникает исключительно в ситуации успеха. Хочется делать только то, что хорошо получается, и наоборот, если что-то не получается, интерес к этому угасает. Ведь учить английские слова, фразы, правила чтения и грамматику можно с интересом — в играх, занимательных и творческих заданиях, интересных упражнениях, типа кроссвордов, загадок и много другого. Возможно, некоторым родителям это покажется очень трудным или вообще невозможным. В интернете множество материалов, некоторые, действительно полезные, я храню на своем сайте.

Тем не менее, остаётся вопрос, а как же справиться со школьным английским? Как я уже упоминал, школьная программа изобилует механическим заучиванием слов и текстов, смысл которых ребёнок по большей части не понимает, бесконечными словарными диктантами. Школа оставила за собой лишь контрольные функции, переложив ответственность за реальное обучение детей на родителей и репетиторов. Что делать в этой ситуации? Как ребёнку выполнить домашнее задание? Что можно противопоставить зубрёжке — самому неэффективному способу изучения иностранного языка? Попробую дать несколько практических советов, которыми я пользуюсь в своей педагогической деятельности уже много лет.

  1. Ребёнок пришёл из школы, в этот день у него был урок английского. Что объяснял учитель? Какой текст читался на уроке? На какие вопросы отвечали ученики? Что вообще было в классе? Так или иначе, в школе работал весь класс, участие конкретного ученика составляет не более 5% всего времени урока. Всё это надо вспомнить в тот же день. Ещё несколько раз прочитать текст, обязательно перевести его на родной язык, незнакомые слова аккуратно подчеркнуть карандашом, перевести с помощью словаря, записать их в свой собственный словарик и ОБЯЗАТЕЛЬНО ПИСЬМЕННО уже в другой тетради составить с каждым из этих слов три предложения — утвердительное, вопросительное и отрицательное.
  2. На следующий день снова просмотреть классную работу, затем приниматься за домашнее задание. Дело в том, что домашнее задание почти всегда связано с тем, что проходится в классе, и, если классная работа понятна, если все слова переведены, сделать домашнюю работу не составляет труда. И также, как в предыдущий день, всё прочитать несколько раз, всё перевести, незнакомые слова выписать и составить с ними предложения. Отмечу лишь, что СДЕЛАННАЯ работа — это работа, сделанная БЕЗУКОРИЗНЕННО. То есть, если надо прочитать текст, его надо прочитать столько раз, сколько потребуется для того, чтобы прочитать без единой ошибки. Если надо ответить на вопросы, надо ответить уверено, грамматически верно, без неуместных пауз.
  3. Артикуляционные упражнения. Без них заговорить на иностранном языке вне коммуникативной среды практически невозможно. Кроме того, эти упражнения развивают самую долговременную память — тактильную. Подробно об артикуляционных упражнениях я расскажу в своих следующих статьях.

На первый взгляд покажется, что для такого подхода потребуется очень и очень много времени и сил. Но это только кажется. На самом деле, вспоминать в тот же день классную работу много легче, чем выполнять непонятное домашнее задание. Делать домашнее задание после разбора классной работы много легче. Выписывать незнакомые слова, кажется долгим и утомительным занятием, на самом деле, слова в учебнике начнут повторяться и уже с середины этого учебника, ребёнку практически не придётся заглядывать в словарь. А если ученик, составляя собственные высказывания, будет записывать именно те фразы, которые он в своей повседневной жизни употребляет, общаясь с родителями и сверстниками, то по окончанию школы он будет иметь свой собственный уникальный разговорник, который прослужит ему ещё не один год.

И что самое главное — при таком подходе у ребёнка появится не только понимание того что и как надо делать, но и умение это делать и что не менее важно, появится навык. А это первый шаг к побудительной мотивации — главного фактора успеха в изучении иностранного языка. Если же параллельно с этим, Вы сможете заниматься английским языком по альтернативным материалам, повышающим мотивацию, то успех Вашему ребёнку обеспечен. Родителям останется только тщательно и неукоснительно контролировать всю эту работу, помогать, когда потребуется, обязательно хвалить даже за самые малые успехи.

Пока ребёнок мал, его образование в Ваших руках. Вы можете выбрать различные способы обучения английскому языку: отвести ребёнка к частному преподавателю, подобрать ему подходящие курсы иностранных языков, заниматься с ребёнком самостоятельно или же во всём полагаться на школу. Выбирать Вам. Важно, чтобы Вы подходили к этому вопросу обдуманно и руководствовались древнейшим принципом: «Не навреди!».

Я не хочу учить английский! Что делать?

Здравствуйте, друзья! Обычно, все хотят учить английский. Не у всех получается, но мечта выучить английский есть. Но наша статья для тех, кто не хочет его учить, но хочет изменить такое положение дел.

Как правило, не хотят учить английский дети. А родители считают, что английский им необходим. В принципе, родители правы – знание иностранного языка в жизни не будет лишним. Но кто же слушает родителей?!
В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с тем, что у детей возникает протест против английского. Родители ведут ребенка на английские курсы или нанимают репетитора, а ребенку не интересно, ему это не нужно.

Давайте попробуем разобраться в причинах, почему детям или взрослым не хочется учить английский.

Учитель
Возможно, ученик и учитель «не сошлись характерами». У меня был такой случай, когда я работала на английских курсах с детьми: в группе из 10 человек были 2 мальчика, которые очень старались и отлично успевали. Мне пришлось передать группу другой учительнице. И когда через пол года я ее встретила и поинтересовалась, как там мои лучшие ученики, выяснилось ,что у нее они стали худшими. А те, кто мне мешали на уроках, у нее вышли в отличники. Вот как много зависит от учителя.

Не интересно
По типу мышления людей условно можно разделить на гуманитариев и аналитиков. Гуманитарий – это тот, кому интересны иностранные языки, кому они легко даются. Логикам же интересны точные науки, схемы, планы. Конечно, не все так однозначно. Но человеку может быть попросту неинтересно учить английский язык.

Слишком много – тоже плохо
Бывает так, что ребенка слишком рано начали обучать английскому и, что называется, «перекормили». Лишняя ложка меда может стать причиной отвращения к меду на всю жизнь. Слишком много английского или слишком большие усердия в его изучении могут вызвать протест и отбить желание учиться на многие годы. У меня был ученик, папа которого начал обучать его английскому в 4 года. И так дообучался, что у ребенка начинались истерики, когда он видел англйский учебник. Родители, обратите внимание, что излишнее давление может серьезно сказаться на результатах ребенка в худшую сторону.

Нет смысла
Очень важно понимать, зачем ты делаешь то или иное дело. К сожалению, школьная система и система высшего образования построены по принципу «раз надо, значит надо»: учи, потому что, возможно, когда-то тебе это пригодится. И вообще, учебный план не будут менять под одного ученика, который не вписывается в систему. Все учятся по общей программе под лозунгом «надо». Но если полученные знания невозможно применить сразу, почти все забудется в течении нескольких месяцев. Если учить английский неинтересно, нет возможности его применить, такая учеба бесполезна.

Нет цели
Приступая к делу, мы имеем представление, какую цель хотим достичь. Начинаем готовить, к примеру, салат (наша цель), под него подбираем инструменты и ресурсы (удобный нож, ингредиенты, приправы), определяемся со временем приготовления. Нельзя учить английский просто так. Это быстро надоест, будут плохие результаты. От этого, конечно, будет страдать самооценка. И, наконец, вы скажете себе: «Да ну его, этот английский! Я вообще не хочу его большен учить». Нужно представить себе, как вы его хотите учить, сколько времени готовы потратить, сколько денег, энергии, сил, на какой уровень хотите выйти. Нужно быть готовым и к неудачам: не все получается сразу.

Образ
Образ английского?! Да, именно. Что для вас английский язык? Помимо стандартных «Биг Бэн, Королева, London is the capital of GB», у вас могут быть и негативные ассоциации, связанные с английским языком. Плохой учитель в школе, толстый английский учебник, который больно упал на ногу, не нравятся чопорные британцы или толстые американцы. Все, что угодно. Но эти неприятные мысли могут стать помехой в обучении. Приступать к английскому нужно тогда, когда вам ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ЕГО ВЫУЧИТЬ. Не просто надо, потому что модно, поможет на работе и «все, кроме меня знают английский». Как вам такой образ: вы свободно разговариваете с англичанами или американцами, ведете переговоры на работе, поехали в путешествие в Лондон, и вас принимают за местного. Нарисуйте свои позитивные образы, связанные с английским языком.

Английский язык – это не только набор правил и слов, это большая система. Полюбите эту систему, заинтересуйтесь ею, скажите себе «Я хочу выучить английский и сделаю это!»

Мой сын не хочет учить английский

…Антону 15, он на голову выше меня и выглядит как взрослый дядя. Вот только взрослые редко так мучительно зажаты и одновременно унылы, как этот молодой человек. Антон старательно вчитывается в строки теста и пытается определить правильный ответ.

Папа Антона говорит. Много и увлеченно. О том, как здорово знать иностранный язык. О том, как можно Антона этому языку учить — побольше беседовать с ним об актуальных событиях, разыгрывать сценки из реальной жизни и даже отправляться гулять по улицам, чтобы обсуждать все, что попадается по пути.

Дослушиваю папу до конца и поворачиваюсь к Антону:

— Когда ты в последний раз смотрел новости или читал их в Интернете?

Прошу папу выйти, объясняя, что у меня «свои методы».

— Я вот новостей не читаю и не смотрю — так что вообще не в курсе, где и что происходит.

Молчание, но взгляд уже живой.

— Антон, а что тебе интересно?

Оказалось, что интересно многое. Робототехника, например. И какая-то онлайн-игра. И пара очень оригинальных литературных жанров. А вот английский — нет. Да, он понимает, что его можно применить в карьере, общении — весь список полезностей он отрапортует гладко и четко. Но учить язык он не хочет.

Для папы это оказалось трагедией. Для Антона — первым шагом на пути к осознанию собственных целей в жизни. И все у него в конце концов стало хорошо, хотя и не сразу.

Антон — один из многих детей, которые не хотят учить иностранный язык. И у каждого родителя, который стремится «дать все» и «обеспечить лучшим», сразу возникает вопрос: что с этим делать?

Если вам кажется, что это плохой совет, — дочитайте до конца. Вы узнаете, как добиться того, чтобы ваше чадо все же заговорило на иностранном языке и при этом вы, ребенок и окружающие сохранили нервы, силы и время.

Проблема

Вы сделали все, чтобы создать ему условия: отправили к репетитору, в лучшую школу города, даже в детском саду к ним на занятия приходил носитель языка…

А потом ваши старания разбились о стену детского или подросткового «не хочу».

Иногда это просто усталость, но часто — реальная проблема, когда изучение языка становится наказанием, повинностью, вызывает ненависть и даже болезни.

Чего не делать

Давайте начнем с самого главного: провальных стратегий, которые ни в коем случае применять нельзя, сколько бы лет ни было вашему ребенку.

  • Угрожать наказанием. Вы серьезно верите, что лишение карманных денег или общения с друзьями поможет ребенку понять, что ему нужен английский?
  • Подкупать. «Ты сдаешь экзамен на 10, и я тебе покупаю iPhone». Угадайте, что будет после покупки? Правильно, учебники будут заброшены как можно дальше, ведь получение каких-то знаний в этом случае — не цель, а средство, причем средство добиться чего-то, вообще не связанного с языком.
  • Примитивно манипулировать в духе «Выбирай, учить английский или испанский». Вряд ли ребенок, которому не хочется изучать язык, купится на подобное, зато поймет, что вы пытаетесь навязать свою волю, и еще больше замкнется.
  • Сравнивать с другими. «А вот Петя Иванов уже бегло говорит на суахили и вьетнамском, какой молодец». Итог предсказуем: ваш ребенок ненавидит иностранный язык, Петю, а заодно не доверяет вам. Ведь вы отобрали у него ощущение, что постоянно будете на его стороне.
  • Брать на «слабо». Результатом вашего «Да ты просто не сможешь выучить 100 слов за неделю» может быть или признание ребенком собственного бессилия (привет, опыт неудач, тебя так не хватало!), или то, что все же напряжется и выучит. И забудет через 5 минут после того, как перескажет вам этот самый список. Но сделает вывод: родитель скорее против меня, чем со мной, и бороться теперь придется не только с ненавистной учебой, но и с родителем.

Что делать

Для начала выяснить, кто виноват. В смысле почему ребенок не хочет заниматься иностранным языком.

Главное — не начинать в духе «Я дала тебе все (здесь перечислите все золотые горы, которые вы насыпали для потомка), почему же ты до сих пор не болтаешь лучше носителей?».

Разговор должен быть спокойным, взвешенным и желательно проходить под руководством психолога, а лучше — лингвокоуча, который действительно выявит проблемы. В любом случае сначала отстаньте от ребенка и дайте ему перерыв хотя бы в неделю, если все не слишком плохо, и в месяц — если при мысли об учебе у него начинается истерика. Только после этого приступайте к выяснениям.

Когда причина будет найдена (приготовьтесь к тому, что на это тоже понадобится время), дайте ребенку выбор: начать устранять препятствия и все же вернуться к учебе или бросить все. Причем будьте готовы принять любой его ответ без манипуляций, уговоров и «А может, передумаешь? Я бы тебе новый телефон купила…».

В первом варианте целесообразно отправиться все к тому же лингвокоучу, чтобы найти стратегию обучения, которая решит проблемы и позволит добиться быстрого прогресса.

Во втором — не все потеряно. Есть несколько способов все же вернуть интерес ребенка к изучению языка, если вы будете терпеливы и последовательны.

Секретные тактики

Для начала — дисклеймер. Все эти тактики могут принести результат только в одном случае: вы совершенно искренне не будете ожидать от них результата. То есть вы отращиваете дзен, проводите сутки в медитации, поднимаете руку — и опускаете или любым другим способом отдаете все на волю Провидения. И начинаете действовать по одной из описанных ниже схем.

  • Начинаете учить язык сами. Не обязательно тот же и на том же уровне, что и ваш ребенок. Просто любой иностранный язык. Главное, чтобы вы это делали с реальным кайфом от процесса и/или с таким же кайфом от результата.

Пример: ребенок отказался учить английский. Вы дали ему и себе месяц перерыва и записались на курсы итальянского. Честно выполняете задания, посещаете занятия, делитесь с супругом и подругами (можно и с ребенком, если ненавязчиво) тем, как вам от этого классно. Возможно, едете в командировку или на шопинг в Италию, взахлеб рассказываете, как вам помог язык.

Что это дает? Во-первых, формирует у ребенка позитивный пример того, как от изучения языка можно получать удовольствие. Во-вторых, включает механизм подражания (особенно это работает с детьми и младшими подростками). В-третьих, помогает вам отстать от чада и дать ему жить спокойно. Как показывает практика, часто это способствует тому, что все налаживается как-то само собой. В-четвертых, вы просто приобретаете полезные умения.

  • Создайте языковую среду. Сделать это в наших реалиях достаточно сложно, но возможно. Правда, для этого нужно, чтобы вы сами владели языком. Вам придется сфабриковать ситуацию, когда язык нужен вам и вы хотите его подтянуть. Следовательно, начинаете смотреть, слушать, читать, вставлять в разговоры отдельные слова и фразы — делать все, чтобы иностранная речь постоянно присутствовала в жизни вашего ребенка. При этом нужно избежать ситуаций, когда он не понимает или не может сделать чего-то, не зная языка. Например, не стоит на вопрос о том, какой пароль вы задали на компьютере, отвечать, что это китайский эквивалент слова «саморазвитие» и вводить его нужно иероглифами.

Что это дает? Естественное вхождение иностранного языка в жизнь ребенка. Достаточно скоро, если все сделано правильно, язык будет восприниматься не как что-то чужеродное и неприятное, а как неотъемлемая часть повседневности. Тогда и вернуться к его изучению будет проще.

  • Создайте реальную привлекательную перспективу. Этот способ затратный по силам, времени и деньгам, но один из самых эффективных. Для этого нужно точно выяснить (или помочь определить), чего ваш ребенок хочет от жизни. А после этого не просто показать, почему для этого нужен язык, но еще и обеспечить ему возможность и получить знания, и применить их на практике для достижения цели.

Пример: ребенок мечтает о карьере дизайнера. Причем мечтает деятельно: ходит на курсы, изучает материал, пробует создавать проекты. Вы узнаете, какие учебные заведения за границей считаются самыми крутыми в этой области и какие перспективы ожидают учеников. Делитесь этим с ребенком и сообщаете, что готовы оплатить его обучение или проживание в стране, если он поступит в один из этих вузов.

Что это дает? Многим кажется, что это вариант все того же подкупа. На самом деле различие кардинальное: ребенок не получает вещь или удовольствие, не связанные со знанием языка. Здесь знание становится целью, которая, в свою очередь, будет инструментом для достижения цели, непосредственно связанной с этим инструментом. Такая мотивация для обучения — одна из самых сильных и качественных и сохраняется надолго.

  • Свяжите язык с увлечениями. Эта тактика похожа на предыдущую, но если в первом случае основой являются амбиции (в позитивном смысле слова) и достижения, то здесь в игру вступают удовольствия. Вам нужно понять и объяснить ребенку, как с помощью знания языка можно получить больше радости от жизни, полнее реализовав свои увлечения.

Пример: ребенок страстно увлечен спортивными танцами. Вы можете предложить ему оплату участия в международном мастер-классе (который, конечно, будет на иностранном языке), конкурсе, возможно, обучение в зарубежной школе.

Что это дает? Механизм очевиден: появляется связь между получением удовольствия и знанием языка. Причем эта связь опять же будет долгосрочной. В отличие от получения материальной награды, в этой ситуации знания будут актуальны и после того, как первая цель будет достигнута, ведь она наверняка потянет за собой желание получить еще больше удовольствий того же разряда.

И последнее. Даже если результата в изучении языка все же не будет и секретные тактики не станут стимулом для учебы, вы получите множество бонусов:

  • Сохраните нормальный климат в семье.
  • Дадите ребенку понять, что уважаете его и его выбор.
  • Останетесь спокойной.
  • Приобретете опыт решения трудных ситуаций.
  • Научитесь относиться к ребенку как к личности и уважать его границы.
  • Возможно, приобретете новые, полезные для себя знания в области языка.
  • Продемонстрируете ребенку модель экологичного поведения.

В конечном итоге без знания языков тоже можно быть успешным, богатым и — самое главное — счастливым.

Источники: http://engclub.pro/stati-prepodavatelej/rebyonok-ne-ponimaet-anglijskij-chto-delat.html, http://ok-english.ru/ya-ne-hochu-uchit-angliyskiy-chto-delat/, http://psy.systems/post/rebenok-ne-xochet-uchit-inostrannyj-yazyk-chto-delat

248 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector