Мотивация изучения школьником английского языка

Формирование у учащихся мотивации к изучению английского языка

Содержание.

  1. Введение.
  2. Глава 1. Понятие мотивации обучения английскому языку.

Глава 2. Система внеклассной работы по предмету.

  • 2.1 Задачи внеклассной работы.
  • 2.2 Декады английского языка в школе.
  • 2.3 Праздники.

Глава 3.Результаты педагогической деятельности.

  • 3.1 Схема деятельности учителя.
  • 3.2 Повышение мотивации учащихся к изучению предмета.
  1. Заключение.
  2. Список используемой литературы.
  3. Приложения.

Я представляю вам результаты моей педагогической практики, которые сформировались в течение десяти лет.

В настоящее время интерес к изучению иностранного языка падает, особенно у детей нашего микрорайона, поэтому возникла необходимость приобщения детей к изучению английского языка дополнительными средствами. Это и определило тему моей педагогической проблемы, над которой я работала в течение десяти лет. Я полагала, что если помимо урочных видов деятельности, дети будут вовлечены во внеклассную работу по предмету, то у них повышается мотивация, интерес и, соответственно, качество знаний.

Была поставлена цель: создать условия для формирования у учащихся мотивации и повышения интереса к изучению английского языка. Цель может быть достигнута путем решения ряда задач:

  • Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у учащихся мотивации к изучению английского языка;
  • Выявление организационно-педагогических условий для повышения у учащихся мотивации;
  • Разработка системы внеклассной работы по английскому языку и дидактического материала к внеклассным мероприятиям.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы стало ясно, что путь к эффективному управлению подростком лежит через понимание его мотивации. Если учитель знает, что движет подростком, что побуждает его к деятельности, то он может разработать эффективную систему форм и методов управления им.

Объектом моего педагогического наблюдения является повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.

Предмет данного наблюдения — формирование у учащихся мотивации и интереса к английскому языку.

Известно, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. Занимаясь этой темой, стало понятно, что мотив у учащихся повышается в том случае, если соблюдаются следующие условия:

  • Информация. Чтобы привлечь учащихся к творческой внеклассной работе, необходимо обеспечить их увлекательным материалом страноведческого, литературного, игрового характера. Массовые формы внеклассной работы имеют при этом огромное значение.
  • Добровольность. Это условие положено в основу данной работы. Обычно уровень мероприятий бывает значительно выше среднего уровня урока. Элемент творческого соревнования, присущий этой работе, стимулирует наивысшую интеллектуальную и языковую активность. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения, навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, возможность узнать что-либо новое, с пользой для себя провести досуг придают деятельности учащихся во время проведения декадника иностранного языка осознанно мотивированный характер.
  • Доступность. Важно, чтобы тема вечера была интересной, актуальной, отвечала бы воспитательным задачам и культурным запросам учащихся. Языковой материал должен быть доступен учащимся и опираться на полученные ими знания по английскому языку.
  • Взаимодействие с родителями и семьями учащихся.

За десятилетний опыт работы у меня сложилась определенная система внеклассной работы, которая способствует повышению мотивации учащихся. Эта работа преследует следующие цели:

  • Увеличить активный языковой запас учащихся, усовершенствовать их произносительные навыки.
  • Расширить кругозор школьника, повысить их культурный уровень, возбудить познавательные интересы.

Улучшить умения практического владения разными видами речевой деятельность (монологической и диалогической, аудирования, чтения).

Именно внеклассная работа способствует более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала, поэтому внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников “положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке”.

Параллельное изучение языка и культуры не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает более эффективное решение практических, развивающих и воспитательных задач, а также дает огромные возможности для поддержания мотивации обучения.

Большие возможности для расширения знаний учащихся о стране изучаемого языка открывает внеклассная работа по предмету, которой в нашей школе уделяется большое внимание. Как правило, все внеурочные мероприятия основываются на страноведческом материале. Выпуск газет о странах, в которых говорят на английском языке, концерты, сказочные постановки, веселые путешествия, викторины, конкурсы стихов и песен, театральные инсценировки, игровые ситуации в виде телеконкурсов включаются в декаду иностранного языка.

Проведение декады способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Найти задание каждому – таков девиз декад иностранного языка.

Очень часто внеклассные мероприятия проводятся как итоговые после изучения определенных тем. В школе сложилась хорошая традиция завершать изучение фундаментальных тем внеклассным мероприятием на английском языке. Учитель определяет его форму и тематику с учетом возрастных и других особенностей конкретной группы учащихся. В младших классах такие мероприятия обычно проводятся в форме викторин, конкурсов, театрализованных и музыкальных утренников. В старших – формы работы значительно расширяются.

Школьные олимпиады и языковые конкурсы, проводимые в рамках декад и вне их, привлекают большое количество учащихся. Олимпиады проводятся с 7-го по 11-е классы.

Не менее интересны для учащихся конкурсы песен и стихов, стенгазет, инсценировок на лучшее произношение и чтение, конкурсы по аудированию и грамматике, конкурсы сочинений и рефератов, конкурс на лучшего переводчика, лучшего знатока англоязычных стран.

Усвоению знаний учащихся, формированию прочных умений и навыков в устной речи способствуют игры различного типа, проводимые в послеурочное время, где учащиеся могут активно использовать языковой материал. Игровые ситуации в виде конкурса знатоков, брейн – ринга, «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», вызывают большой интерес у школьников и повышают их образовательный уровень.

В нашей школе наиболее доступной и популярной формой внеклассной работы является проведение праздников. У нас накоплен материал о различных праздниках:

  • Пасха. 7. Майский день.
  • День земли. 8. День мам.
  • День флага. 9. День пап.
  • День труда 10. День Святого Патрика
  • День независимости. 11. День Колумба.
  • День памяти. 12. День президента.

Материал взят из еженедельного приложения к газете «Первое сентября». Не весь материал изучен и переработан, но я рада, что он у нас есть, т.к. это открывает широкое поле деятельности.

За время работы в школе мною был собран большой материал по наиболее известным праздникам, таким как «Рождество», «Хэллоуин», «День благодарения», «День Святого Валентина». Материал собирался по крупицам.

Впоследствии были проведены праздники «Добро пожаловать в сказку», «Веселое Рождество», «День Святого Валентина», «Хэллоуин».

Как правило, подготовка к празднику начинается задолго до самого праздника. Сначала идет систематизация имеющегося материала, много прочитывается, запоминается, переводятся статьи из газет, журналов, книг, брошюр. Затем планируется сама подготовка к празднику. Цель – охватить все параллели учеников.

За месяц до праздника начинаю рассказывать о самом празднике, его истории, зарождении, развитии, объясняю, каким образом праздник появился в России. Знакомлю ребят с легендами, обычаями, традициями проведения праздника. Параллельно с этой работой ученикам среднего и старшего звена дается задание: написать рефераты. Ребята с удовольствием идут в библиотеки, пользуются Интернетом и иногда приносят настолько интересный материал, что, читая его, узнаешь много нового. Рефераты зачитываются на уроках.

Кроме того, на уроках знакомлю ребят с лексикой по теме, переводим тексты, решаем кроссворды, выполняем различные задания, учим стихи, песни. Песни оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала.

Процесс подготовки не менее увлекателен, чем сам праздник. Ребята с удовольствием выпускают газеты, делают рисунки, придумывают валентинки, вырезают сердечки, тыквы, ангелочков и т.д.

С приобретением опыта проведения праздников сложилась примерная схема деятельности учителя при подготовке к внеклассному мероприятию по предмету:

  1. Определить форму проведения праздника, время и место его проведения.
  2. Сформулировать цель и задачи.
  3. Составить план подготовки, назначить ответственных по классам, определить сроки окончания тех или иных видов работы.
  4. Объявить о конкурсах, предшествующих празднику. (Например, при подготовке «Halloween» были следующие конкурсы:
  • конкурс рисунков и плакатов
  • конкурс страшилок
  • конкурс на лучшую тыкву
  • конкурс переводчиков).
  1. Подобрать и проанализировать материал с учетом: цели, конкретных дидактических задач, актуальности содержания, познавательной ценности, возрастных и индивидуально – психологических особенностей школьников, лингвистических трудностей.
  2. Продумать сценарий праздника, его музыкальное оформление, наглядность в соответствии с целями и задачами мероприятия, оборудование.
  3. Распределить материал между учащимися с учетом их индивидуальных способностей, интересов, уровня владения языком (Например, рисовать эмблемы, выучить стихотворение, подобрать музыку, подготовить костюмы и т.д.).
  4. Провести индивидуальные занятия с учениками в процессе подготовки.
  5. Следить за тем, как готовятся дети к празднику.
  6. Провести генеральную репетицию.
  7. Пригласить зрителей.

И в заключении о результатах работы. Мой педагогический опыт подсказывает, что количество детей, которые принимают участие во внеклассных мероприятиях, неуклонно повышается. На уроках английского языка такие ребята чувствуют себя более уверенно, успешно. Так же повышается качество знаний. И вследствие этого все больше ребят – выпускников после окончания школы выбирают языковые ВУЗы:

Мотивация в обучении английскому языку

Статья просмотрена: 2859 раз

Библиографическое описание:

Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 156-160. — URL https://moluch.ru/archive/8/567/ (дата обращения: 16.01.2019).

В современном мире все больше возрастает роль иностранных языков. Перестройка образовательной школы, значительное увеличение международных связей создают определенные предпосылки для улучшения обучения иностранным языкам. Ведь знание иностранного языка – свидетельство уровня культуры и образования. Сфера его применения для современного человека значительно расширяется с увеличением межгосударственных связей, а также возможностью использования в своей работе иностранной литературы.

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации. Мотивация имеет особую значимость для всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного языка у школьников, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясниться на иностранном языке, читать, узнавать о других странах. Но в процессе овладения этой достаточно кропотливой деятельностью отношение учащихся меняется. Ведь этот процесс предполагает период накопления знаний, умений и навыков; преодоления трудностей, что отодвигает достижение целей. Мотивация уменьшается, пропадает встречная активность, ослабевает воля, снижается успеваемость, которая в свою очередь, негативно влияет на мотивы обучения.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, П.М. Якобсон, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, А.Б. Орлов, Т.А. Матис, М.В. Матюхина).

В психологической науке до настоящего времени нет единого сложившегося мнения в понимании сущности мотивации и ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. В соответствии с концепцией А.Н.Леонтьева, которому принадлежит одна из наиболее оформленных теорий мотивации, мотивы рассматриваются как опредмеченные потребности, означающие то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, побуждающая ее. Сущность мотивации А.Н. Леонтьев рассматривает как предмет, отвечающий данной потребности.

Существуют различные точки зрения на проблему определения мотива. Л.И. Божович под мотивами понимает внутреннюю позицию личности. П.М. Якобсон определяет мотив как побуждение, которое приводит к совершению поступка. А.Г. Ковалев анализировал проблему мотивов в связи с потребностями личности. Анализ различных определений мотивов свидетельствует о том, что для большинства авторов характерно единство в главном — понимании потребностного характера мотивов.
В психологической литературе существуют различные подходы к вопросам классификации мотивов. Г. Розенфельд рассматривает три аспекта в мотивации: ценностный, целевой и аспект направленности. Л.И. Божович установила, что учебная деятельность побуждается двумя видами мотивов: первые связаны с содержанием и процессом учения вторые определяются системой отношений между ребёнком и окружающей действительностью. Позднее классификация мотивов была дана П.М. Якобсоном, который выделяет типы мотивации, связанные с результатами учения и порождаемые всей системой отношений в обществе. Основываясь на классификации, предложенной Л.И. Божович и П.М. Якобсоном, М.В. Матюхина выделяет следующие группы мотивов: а) мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, б) мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация — сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации. Охарактеризуем существующие виды мотивации, обеспечивающие заинтересованное учение. Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека.

Во-первых, на неё могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества; они составляют внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация и узколичная.

Широкую социальную мотивацию П.М. Якобсон считает основанием для овладения учащимися иностранным языком и этим основанием может стать перспектива участия в различных форумах молодёжи.

Вторая разновидность внешней мотивации — узколичная. Она определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Здесь возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узкоэгоистических. Например: «Хочу быть переводчиком: это престижно» (но и «Это полезная деятельность, которая способствует установлению взаимопонимания»). «Хочу работать в представительстве какой-либо иностранной фирмы: это хорошо оплачиваемая работа». Но может быть и отрицательная мотивация: «Мне не нравится иностранный язык, но родные считают, что он мне пригодится; они сами сожалеют, что слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибки».

Внешняя мотивация, как правило, бывает дистантной, или далёкой, мотивацией, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Тем не менее, её стимулирующее воздействие на процесс учения может быть достаточно сильным. Она в самом начале, а иногда ещё до изучения иностранного языка, нацеливает учащихся на «сверхзадачу».

Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация. Её называют часто процессуальной мотивацией. Эта мотивация является близкой и актуальной. Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета «иностранный язык». Эти потребности соответствуют следующим разновидностям внутренней мотивации, предложенным психологом С.Т.Григоряном: коммуникативной, лингво-познавательной и инструментальной. Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность — это первая и естественная потребность учащихся, изучающих иностранный язык.

Однако, несмотря на явно выраженное стремление к общению со стороны учащихся, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный предстаёт как искусственное средство общения. И так называемые «естественные ситуации», используемые при обучении, носят, в сущности, искусственный характер. То есть коммуникация на иностранном языке на занятиях носит в основном условный характер, а это сближает ее со сценической коммуникацией, поэтому важно обращаться к воображению школьников, к их фантазии, к игре. Учителю следует постоянно побуждать учащихся к перевоплощению.

Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление учащихся с задачами урока и принятия их учащимися. Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей. Например, во 2-м классе, когда учащиеся начинают изучать английский язык, для формулировки стоит использовать такие слова, как «играть», «строить», «фантазировать», «разгадывать загадки», которые предполагают игровые моменты на уроке. Содержание урока, как и его задачи, тоже должно быть принято учащимися. Это может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации.

Желание учиться очень тесно связанно с эмоциональной стороной нашей личности. Важным моментом, способствующим вызову и сохранению коммуникативной мотивации, является организация урока. Хотелось бы остановиться на некоторых интересных моментах организации урока, способствующих развитию коммуникативной активности. Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроках иностранного языка, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению, формированию и формулированию многообразных типов высказываний (описания, сообщения, информации, доказательства, выражения мнения, согласия и т.п.).

Обычно урок начинается с речевой разминки, игровых упражнений, которые можно использовать для активизации иноязычного общения. Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на дальнейшую, активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием. Интересны в этом плане психотехнические игры. Основными их функциями в обучении иностранному языку являются: создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определённой ситуации; интенсивная тренировка употребления изучаемого лексического и грамматического материала. Вот примеры психотехнических игр, которые можно использовать на уроках английского языка.

«Перемещение предметов». Учащимся предлагается вспомнить 5 -10 разных по тяжести предметов и вообразить, что они их переносят, перемещают, перекладывают. При этом они должны комментировать свои действия, просить окружающих помочь им, не мешать, дать совет и т.п.

«Воображаемая ситуация». Преподаватель просит ребят представить, что они идут по шумной, людной улице, и попробовать лишь по доносящимся звукам представить себе зрительно, что происходит вокруг, и описать все события на английском языке, а также прислушаться к шагам отдельных прохожих и по звуку шагов нарисовать себе внешний вид прохожего, угадать, куда он идёт, какой у него характер, каковы его вкусы, с кем он разговаривает и т. д.

«Запомни движения». Учитель предлагает следить за движениями его рук и запоминать. Он имитирует различные действия, комментируя их (шитьё, стряпню на кухне, стирку и другие). Затем обучаемые объясняют движения учителя, они должны уметь быстро переключаться с одной группы движений на другую и реагировать на эти переключения в своей иноязычной речи.

«Предмет по кругу». Играющие школьники передают друг другу предмет, к примеру, книгу. Передавая её соседу, каждый участник должен назвать какой-нибудь предмет, например: «Это шляпа». Играющий должен охарактеризовать предмет и объяснить свои действия с ним, а затем передать книгу следующему играющему, называя новый предмет.

Можно использовать и другие игры, которые не относятся к психотехническим.

«Фантастическое животное». Ученик рисует на доске те части тела животного, которые называют другие играющие.

«Продолжи историю». Один из учащихся начинает рассказывать историю, другой продолжает и т. д. Истории могут быть реальными или неправдоподобными и соответствовать изучаемой теме.

Так учащиеся могут сочинить неправдоподобную историю о полёте в космос. Затем изобразить эту историю в картинках. Каждый ребенок получил определённое задание: подробно описать природу планеты, жителей планеты и т.п. Кто- то рисовал, кто-то редактировал. В итоге получилась своего рода книжка.

Для того чтобы быть мотивированным учащимся, хотя бы время от времени, нужно переживать успех. То есть видеть, что прилагаемые ими усилия идут на пользу и окупают себя с лихвой. Однако для того чтобы учиться успешно учитель должен определить главные параметры: то, каким образом учащиеся лучше воспринимают информацию (на слух, зрительно, при решении конкретных задач и т.д.); как запоминают новую информацию (через повторение, впечатление, ассоциацию, построение связей, конспектирование, группирование данных и.т.); важно учить школьников использовать разные интеллектуальные операции. Под интеллектуальной операцией будем понимать осознанные психические действия, связанные с познанием и разрешением задач, стоящих перед индивидом (академик Шадриков В.Д.). Наиболее характерные для школьного возраста перцептивные приемы: ассоциации, группировка по визуальным признакам, группировка по смысловым признакам, выделение опорного пункта, перекодирование, достраивание, структурирование, схематизация, упорядоченное сканирование, сериационная организация материала; мнемические способы обработки информации: группировка, опорные пункты, классификация, аналогии и т.д.; в мышлении: сопоставление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, выяснение функционального значения и т.д.

Избегайте слепого заучивания. Учите пониманию и поиску смысла. Хотим мы того или нет, но наш мозг пытается понять новую информацию и установить смысловые связи с тем, что мы уже знаем. Иначе говоря, мозг идентифицирует, оценивает и «вписывает» новый материал, соответствующий раздел «базы данных» нашей памяти. Неосознанное повторение и зубрежка способны, не только угасить мотивацию, но и окончательно вселить отвращение к учебе. Поэтому, всегда старайтесь учитывать больший контекст, рассматриваемой вами темы. Учите новые слова в тематической связке, а также в контексте предложений. При рассмотрении материала постарайтесь найти смысл. Важно увидеть логическую последовательность и характерные для правила закономерности. Сосредотачивайтесь на главном, не обращайте большого внимания на второстепенные детали. Читая текст, постарайтесь последовать основной идее. Даже, если какие-то слова не понятны, попробуйте определить возможное значение слова исходя из контекста отрывка. Проверьте, сформировали ли учащиеся общую картину. Видят ли они частное в контексте большего. Каждое задание должно быть понятно ученику. Нет смысла в задании — нет смысла в его выполнении.

Формирование мотивации учения детей школьного возраста в процессе изучения английского языка может осуществляться при организации следующих условий:
— активное включение каждого школьника в процесс совместной учебной деятельности на занятиях английского языка;

— создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях со сверстниками и учителем;
— интеграция игровой и учебной деятельности, которая предполагает их взаимопроникновение в процессе построения и организации сюжета игры и игрового действия, когда основные структурные составляющие наполнены по содержанию элементами учебной деятельности;
— обеспечение содержательного плана иноязычной речевой деятельности, который отвечает личностным особенностям учащихся;
— создание эмоциональной и содержательной поддержки, способствующей включению в общую работу класса и снижению тревожности.

1. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М.Просвещение,1998.
2. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе / М. И. Мятова. Иностранные языки в школе, №4, 2006.
3. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам / Н. А. Годунова. Иностранные языки в школе, №7, 2006.
4. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. — М.: Издательство МГУ,2001.
5. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — 2-е изд М.: Просвещение,1991.
6. Посмёткина Н.Н. Мотивация в обучении и развитии младшего школьника в игровой деятельности на уроках иностранного языка// Международная научно-практическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» Сборник статей, май 2006г. — Пенза, 2006 г. — С. 163—166.
7. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранных языков у школьников в IV-VII классах. // Иностранные языки в школе, № 6, 1988.
8. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.
9. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе / Е. М. Гербач.// Иностранные языки в школе, №4, 2006.

10. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М., Аст – Пресс, 2007.

Как найти мотивацию к изучению английского языка для ребенка-школьника?

Знакома ситуация, когда ребенок с охотой приступил к изучению языка, но через некоторое время охладел к учебе? Причина такого поведения проста — ребенка нельзя заставить что-то сделать, его можно только заинтересовать. Поэтому задача родителей найти ту мотивацию, которая будет побуждать подростка к изучению английского языка.

Давайте вместе попробуем разобраться, что мешает школьникам эффективно изучать английский язык, и какие типичные ошибки допускают родители в поисках мотивации.

Самые распространенные ошибки в мотивации

Неправильная постановка целей

Многие родители считают, что мотивацией к обучению может быть будущая престижная профессия. Но в раннем возрасте у детей еще не сформировано абстрактно-логическое мышление, поэтому им трудно представить выгоду от такой заманчивой перспективы, как стать банкиром или управляющим международной корпорации.

Найдите для ребенка зажигающую цель. Обрисуйте ему самое ближайшее будущее:

  • возможность общаться со своими сверстниками по всему миру
  • чтение книжных новинок
  • понимание того, о чем поет любимый исполнитель или говорит любимый актер
  • просмотр нового мультфильма, которого нет в русском переводе
  • установка компьютерной игры, которая есть только на английском языке
  • получение самой новой информации и знакомство с новинками из первоисточников

Неправильная побудительная мотивация

Побудительная мотивация у школьника к изучению английского языка может возникнуть только при условии успеха. Если вы постоянно укоряете его тем, что он ничего не знает, что он самый бестолковый, ваш негатив перерастет в антимотивацию.

Хвалите даже за самые маленькие достижения. Создавая для ребенка ситуацию успеха, вы не только повысите мотивацию к изучению английского языка, но и поднимите самооценку ребенка.

Не нарушайте баланс

Распределяйте нагрузку равномерно. Для эффективного изучения английского языка важна интенсивность и регулярность. Лучше всего язык учить понемногу, но часто. Если ваш ребенок начал заниматься английским языком, не нужно с первых же занятий загружать его так, чтобы у него в день уходило по 3-4 часа на выполнение заданий. После первой недели обучения у него не будет ни сил, ни желания.

Не ругайте за ошибки

Помогите подростку преодолеть боязнь совершить ошибку. Скажите, что, если их не совершать, вперед не продвинешься. Ребенок должен наслаждаться тем, что он выучил и что может сказать. Для детей важно признание значимости его работы. Не забывайте поинтересоваться, что получилось, что нет и какая нужна помощь.

Критическое отношение родителей к педагогу и языку

Дети часто подражают родителям, поэтому если вы в присутствии ребенка нелестно отзываетесь об английском языке вообще и о преподавателе в частности, результата не будет. Скажите ребенку, что вы не учили язык, но в современном мире информационных технологий тем, кто его не знает, будет очень сложно существовать.

Способы мотивации для изучения английского ребенком-школьником

Личный пример. Это один из главных действенных способов. Приведу случай из практики. Счастливая мать двоих сыновей-сорванцов 8 и 10 лет не могла найти для них репетитора. Они, конечно, находились, но… отношения никак не складывались.

И вот однажды, после отказа очередного преподавателя, она решила сама пойти учить язык. Дома, когда мать садилась за учебники, дети сами подходили и просили учить домашние задания вместе с ней, только по ее, взрослым учебникам. Результат: на данный момент уровень Upper-Intermediate, чтение книг на английском языке и никаких проблем с мотивацией.

Совмещение разных видов деятельности. Ваш ребенок любит рисовать? Чудесно! Это хороший повод совместить рисунок с повторением цветов на английском. Или же он подвижный и любит различные физические упражнения? Делайте зарядку, играйте в активные игры в сопровождении английских песенок. В это время можно, например, повторить части тела и движения по-английски.

Зарядите жизнь подростка на изучение английского языка.

  • Установите настройки его телефона и других гаджетов на английский язык. Такой метод позволит пополнить словарный запас. Хотя не всегда эти слова будут использоваться, но они отложатся в подсознании и всплывут в нужный момент.
  • Купите в магазине или скачайте ребенку обучающую игру на английском. Если игра будет подобрана соответственно его уровню, то результат не заставит себя ждать.
  • Окружите ребенка английским языком. Например, во время завтрака, включайте записи англоязычных блогеров, которые говорят на интересные ему темы. Эффект достигается даже от того, что подростка будет окружать английская речь, и мозг начинает привыкать к звучанию. Пусть это будет одно маленькое видео, но каждый день.
  • Расклейте стикеры с английскими названиями предметов в квартире. Ребенок может знать, как звучит на английском кровать, но не знать, как перевести слово “розетка”. Если он уже достиг какого-то уровня, доберитесь до более мелких деталей, например, в шкафах на кухне.
  • Зарегистрируйтесь на специальных ресурсах или форумах, где можно общаться с носителями языка. Используйте любой шанс пообщаться на английском по интернету, это поможет выучить язык в полном объеме.

Подберите интересную литературу. Это должны быть издания, соответствующие возрасту и предпочтениям ребенка. Не покупайте те книги, содержание которых ему хорошо известно из родного языка. Помните, детям интересно все новое, поэтому они с радостью будут изучать новые слова из книг, аналогов которым нет в русском языке.

Для эффективного изучения английского языка и правильного произношения очень важна живая речь. В этом случае хороших результатов можно достигнуть с помощью:

  • изучения языка по песням. Ваш ребенок постоянно слушает любимую англоязычную музыку, но даже не пытается ее перевести? Пусть он попробует сначала записать текст, потом сделать перевод. Для него это будет двойное наслаждение, не только слышать, но и понимать, что поет любимый певец;
  • изучения английского по фильмам и сериалам. Для начала выберите фильм или сериал на английском языке, сюжет которого ребенку хорошо знаком, чтобы он не отвлекался на понимание сюжета. Пусть он его посмотрит с английскими субтитрами, для того, чтобы сопоставлять слова с тем, как они произносятся и как они пишутся. После просмотра с субтитрами, их нужно отключить и опять просмотреть фильм или серию сериала.

При выборе фильма ориентируйтесь на простоту сюжета. Для изучения разговорного английского языка лучше, чтобы действия совершались в наше время и с ситуациями, которые могут происходить в повседневной жизни. Это поможет расширить запас слов, необходимых в быту.

Тех, кому идея использовать песни для изучения английского языка пришлась по душе, мы ждем в нашем песенном клубе «English Note for Note».

Поездка за границу. Конечно, способ не из дешевых, но действенный. Попробуйте поехать в англоговорящую страну. Пусть это будет всего одна неделя, но в таком месте, где можно применить свои знания на практике. Постарайтесь использовать любую возможность, чтобы общаться на английском языке. Это будет не только очень полезно с точки зрения знаний, но и важно с точки зрения психологии.

Помните, о том, что ваш ребенок растет, а значит, и виды мотивации для него будут меняться. Ваша задача постоянно менять варианты мотивирования, и подогревать интерес к изучению английского языка.

А как вы смогли заинтересовать своего ребенка изучением английского языка? Поделитесь полезным опытом с нашими читателями в комментариях.

Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/417114/, http://moluch.ru/archive/8/567/, http://englishteacup.org/s_podrostkom/kak-najti-motivaciyu-k-izucheniyu-anglijskogo-yazyka-dlya-rebenka-shkolnika

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector